Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ИВАНА ЯКОВЛЕВИЧА СЛОВЦОВА'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ИВАНА ЯКОВЛЕВИЧА СЛОВЦОВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
И.Я. Словцов / педагогический опыт / методы преподавания / учебный музей / методы воспитания / I.Y. Slovtsov / pedagogical experience / teaching methods / educational museum / educational methods

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенкова С. Н., Гончаренко О. Н.

При реформировании современной системы образования мы ни в коем случае не должны забывать про накопленный столетиями педагогический опыт. Особое место занимает педагогический опыт ХIХ-начала ХХ века, серебряного века развития российской педагогической науки. Выдающиеся педагоги этого периода задавали основные направления научного поиска, а в российских регионах трудились учителя, которые не просто развивали их идеи, но и привносили в них свой опыт и наблюдения. Одним из таких преподавателей являлся Иван Яковлевич Словцов, директор Александровского реального училища г. Тюмени Тобольской губернии. Целью данного исследования является определение специфики мало изученного педагогического опыта тобольского ученого-педагога Ивана Яковлевича Словцова. Для изучения и обобщения его педагогической деятельности в исследовании были использованы культурно-личностный и исторический подходы, общенаучные методы логики, сравнения, анализа, а основными принципами стали принципы историзма и объективности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семенкова С. Н., Гончаренко О. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IVAN YAKOVLEVICH SLOVTSOV'S PEDAGOGICAL EXPERIENCE

When reforming the modern education system, we should by no means forget about the pedagogical experience accumulated over the centuries. The pedagogical experience of the nineteenth and early twentieth centuries, the silver age of the development of Russian pedagogical science, occupies a special place. Outstanding pedagogues of this period set the main directions of scientific search, and teachers worked, not only developing their ideas, but also bringing their own experience and observations to the Russian regions. One of such teachers was Ivan Yakovlevich Slovtsov, director of the Alexander Real School in Tyumen, Tobolsk Governorate. The aim of this study is to determine the specifics of the understudied pedagogical experience of the Tobolsk scientist-pedagogue Ivan Yakovlevich Slovtsov. To explore and generalize his pedagogical activity, the study used cultural-personal and historical approaches, general scientific methods of logic, comparison, analysis, and the main principles were the principles of historicism and objectivity

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ИВАНА ЯКОВЛЕВИЧА СЛОВЦОВА»

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ / GENERAL PEDAGOGY, HISTORY _OF PEDAGOGY AND EDUCATION_

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2023.135.46 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ИВАНА ЯКОВЛЕВИЧА СЛОВЦОВА

Научная статья

Семенкова С.Н.1' *, Гончаренко О.Н.2

1 ORCID : 0000-0003-0152-1070;

1 2 Государственный аграрный университет Северного Зауралья, Тюмень, Российская Федерация

* Корреспондирующий автор (semenkova.svet[at]yandex.ru)

Аннотация

При реформировании современной системы образования мы ни в коем случае не должны забывать про накопленный столетиями педагогический опыт. Особое место занимает педагогический опыт Х1Х-начала ХХ века, серебряного века развития российской педагогической науки. Выдающиеся педагоги этого периода задавали основные направления научного поиска, а в российских регионах трудились учителя, которые не просто развивали их идеи, но и привносили в них свой опыт и наблюдения. Одним из таких преподавателей являлся Иван Яковлевич Словцов, директор Александровского реального училища г. Тюмени Тобольской губернии. Целью данного исследования является определение специфики мало изученного педагогического опыта тобольского ученого-педагога Ивана Яковлевича Словцова. Для изучения и обобщения его педагогической деятельности в исследовании были использованы культурно-личностный и исторический подходы, общенаучные методы логики, сравнения, анализа, а основными принципами стали принципы историзма и объективности.

Ключевые слова: И.Я. Словцов, педагогический опыт, методы преподавания, учебный музей, методы воспитания.

IVAN YAKOVLEVICH SLOVTSOV'S PEDAGOGICAL EXPERIENCE

Research article

Semenkova S.N.1' *, Goncharenko O.N.2

1 ORCID : 0000-0003-0152-1070;

1 2 Northern Trans-Urals State Agrarian University, Tyumen, Russian Federation

* Corresponding author (semenkova.svet[at]yandex.ru)

Abstract

When reforming the modern education system, we should by no means forget about the pedagogical experience accumulated over the centuries. The pedagogical experience of the nineteenth and early twentieth centuries, the silver age of the development of Russian pedagogical science, occupies a special place. Outstanding pedagogues of this period set the main directions of scientific search, and teachers worked, not only developing their ideas, but also bringing their own experience and observations to the Russian regions. One of such teachers was Ivan Yakovlevich Slovtsov, director of the Alexander Real School in Tyumen, Tobolsk Governorate. The aim of this study is to determine the specifics of the understudied pedagogical experience of the Tobolsk scientist-pedagogue Ivan Yakovlevich Slovtsov. To explore and generalize his pedagogical activity, the study used cultural-personal and historical approaches, general scientific methods of logic, comparison, analysis, and the main principles were the principles of historicism and objectivity.

Keywords: I.Y. Slovtsov, pedagogical experience, teaching methods, educational museum, educational methods.

Введение

Российская система образования является неотъемлемой частью российского общества, одним из главных его социальных институтов. На характер системы образования влияют множество факторов, среди которых необходимо отметить и культурно-исторические, и национальные особенности общества, а также социально-экономический уровень развития страны и ее политический строй [14]. В то же время сама система образования также оказывает влияние на развитие социума и способствует социально-экономическим переменам, происходящим в тот или иной исторический период. На данный момент в стране активно ведется поиск способов реформирования современной системы российского образования. Одним из направлений поиска является изучение и анализ передового педагогического опыта. Особое место при этом занимают труды известных ученых и педагогов конца XIX в. - начала ХХ века. Анализ отечественного передового педагогического опыта указанного периода неслучаен. Рост промышленности и подъем экономики, произошедшие в следствии отмены крепостного права и последовавшей в связи с этим миграции крестьян из деревень в города, потребовали серьезных изменений всей системы образования [23]. В результате в это время было написано большое количество научных трудов, обогативших теорию и практику отечественного образования и внесших большой вклад в содержание российской педагогики. И.А. Соловков [28, C. 8] называет данный период серебряным веком развития российской педагогической науки. Наряду с выдающимися педагогами в российских регионах трудились учителя и преподаватели, которые на местах развивали идеи известных ученых и привносили в концептуальную педагогическую мысль свой опыт и наблюдения.

Среди таких преподавателей особо выделялся Иван Яковлевич Словцов, являвшийся директором Александровского реального училища г. Тюмени Тобольской губернии, педагогическое наследие которого, несмотря на огромный вклад в дело развития народного просвещения края, остается малоизученным. Хотя некоторые сведения

о развитии специального образования в крае все же содержатся и в коллективном труде «Очерки по истории Тюменской области», вышедшем под редакцией В.М. Кружинова [17], и в работах тюменского историка Н.А. Балюк [3], а также ученых М.С. Выхрыстюк и А.А. Мироновой [9]. Кроме этого, низшее и среднее профессиональное образование Западной Сибири конца XIX - начала XX вв. исследуется в диссертации И.С. Сковородиной [25], а отчеты о деятельности Александровского реального училища частично использованы в исследовании В.Е. Копылова [15], также сведения о Словцове представлены в статьях сибирских и тюменских историков и музееведов: Л.Г. Безбородовой [4], Валитова А.А. [6], П.П. Вибе [8], П.С. Ситникова [24], Т.В. Тишкиной [29]. Однако, несмотря на существование ряда работ, посвященных развитию образования в Тобольской губернии дореволюционного периода, вопрос о педагогическом опыте отдельных педагогов-новаторов конца XIX - начала XX вв. до сих пор требует тщательного изучения. Цель данной работы заключается в определении специфики педагогического опыта тобольского ученого-педагога Ивана Яковлевича Словцова.

Методы и принципы исследования

Использование культурно-личностного и исторического подходов в представленном педагогическом исследовании позволяет, на наш взгляд, изучить не только личную жизнь ее представителя, но и оценить влияние его деятельности на развитие страны и регионального сообщества, что представляется весьма значимым. Для изучения и обобщения педагогической деятельности Ивана Яковлевича Словцова были использованы общенаучные методы логики, сравнения, анализа. Основными принципами стали принципы историзма и объективности.

В качестве источников информации выступили научные и педагогические труды и учебники И.Я. Словцова, находящиеся в открытом доступе: «Каталог музея при Тюменском Александровском реальном училище» [13], «Из старого портфеля», «Публичный курс лекции по физической географии «О явлениях на земной поверхности»» [27]. Перечисленные источники информации дают нам представление о методиках преподавания, формах изложения материала, особенностях визуализации информации, роли музея в образовательном пространстве учебного заведения.

Основные результаты

Тобольская губерния во второй половине XIX - начале ХХ вв. была аграрным регионом, но проникающие сюда индустриальные веяния, требовали всевозможных преобразований, в том числе и в системе просвещения и образования. Необходимы были не только начальные школы, но и средние специальные: гимназии и реальные училища. Одним из таких учебных заведений конца XIX века стало Александровское реальное училище, открывшее свои двери в 1879 году в Тюмени, в то время еще уездном городе. Реальное училище возглавил Иван Яковлевич Словцов, известный педагог и ученый-энциклопедист Западной Сибири [16, С. 6].

И.Я. Словцов родился 17 ноября 1844 г. в Тюмени в семье священника Якова Корнильевича Словцова. Первым учебным заведением Ивана Яковлевича стала Тобольская гимназия, а затем физико-математический факультет Казанского университета по специализации «Статистика». В 1870 г. его назначили штатным преподавателем и воспитателем Сибирской военной гимназии главного управления военно-учебными заведениями города Омска [8, С. 6]. По воспоминаниям И.В. Павлова, одного из его воспитанников, И.Я. Словцов настолько интересно преподавал свой предмет «Естественную историю», что возбудил небывалый интерес к нему у учащихся: «Душою любя свой предмет, он вселил эту любовь в каждого из нас, ...мы под его руководством распознавали растения, собирали насекомых, наблюдали жизнь птиц, отыскивали гнезда, собирали коллекции яиц... » [8]. Иван Яковлевич понимал, что естественную историю без практического опыта и наблюдений преподавать невозможно, поэтому методика преподавания биологии В.Ф. Зуева с биологическим и экологическим просвещением молодого поколения, была дополнена археологическим, этнографическим и палеонтологическим просвещением. Иван Яковлевич воспринял идеи передовых педагогов-биологов и сместил акцент с накопления фонда средств обучения на организацию учебного процесса в кабинете. В письме, датированном 1876 г. он отмечал: «Теперь у меня семь стенных шкапов одних только птиц; шкап с пресмыкающимися и шкап с беспозвоночными» [29, С. 85]. Кроме того, имелись регулярно пополняемые энтомологические, минералогические коллекции, обширный гербарий, различные окаменелости рыб, обнаруженные по берегам Иртыша [29, С. 85]. Все экспонаты, собранные собственноручно, а зачастую и вместе с учащимися, а также купленные, обмененные и подаренные были размещены в естественно-научном кабинете и в доме Ивана Яковлевича.

В 1877 г. И.Я. Словцов становится учредителем и членом Западно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества (ЗСО ИРГО) и совершает ряд экспедиций, в которых была изучена взаимосвязь растительности и животных форм с областями их распространения, а также собраны минералогическая, зоологическая и ботаническая коллекции в Кокчетавском округе Акмолинской области [2, С. 45]. Впоследствии данные материалы Иван Яковлевич широко использовал на своих занятиях [8]. Также И.Я. Словцов принимал участие в Международном конгрессе ориенталистов (Санкт-Петербург), сотрудничал с энтомологическим обществом, а за гербарий, представленный в Шведскую академию наук, ему была присуждена серебряная медаль К. Линея.

В связи с назначением на должность директора Александровского реального училища И.Я Словцов переезжает с семьей в Тюмень. Переезд был непростой: только коллекционные материалы, которых было 32 тюка общим весом в 200 пудов, не говоря о домашних, заняли всю палубу парохода, следовавшего по маршруту «Омск-Тюмень» [5, С. 6]. Приступив к работе в реальном училище, Иван Яковлевич столкнулся с рядом проблем. Во-первых, не был укомплектован штат преподавателей. Во-вторых, обязанности секретаря и бухгалтера время от времени исполнял писарь земского суда и т.д. Словцову фактически пришлось преподавать математику, географию, черчение и чистописание. Директорского внимания требовали и конфликты среди сотрудников. Кроме того, Ивана Яковлевича чрезвычайно беспокоила ситуация, когда «родители, сбыв детей своих в училище, совершенно не обращают на них внимание» [29, С. 85].

Природная способность Словцова к организации учебного процесса, его личностные качества: требовательность, системность мышления, умение в сжатые сроки получать, оценивать и анализировать информацию, умение

оптимизировать рабочий процесс, способность вдохновлять и разбираться в людях повлияли на то, что очень скоро Александровское реальное училище заняло передовые позиции в России [16]. Благодаря усилиям И.Я. Словцова в 1902 г. вакантным были только две должности - учителя иностранного языка и математики. В этом же году в стенах училища обучались 244 ученика, причем 30 из них были освобождены от оплаты. Иван Яковлевич уделял особое внимание созданию условий для обучения детей низших сословий, которые не могут платить, так как сумма в 15 рублей за полугодие для их родителей была непосильной [29, С. 85]. Средства для такой категории учащихся выделял Попечительский Совет училища и отдельные представители тюменского купечества.

В Александровском реальном училище г. Тюмени в 1914 году работал 21 преподаватель. Из них высшее образование было у 8 человек, остальные имели среднее специальное. О высокой квалификации педагогических кадров Александровского реального училища говорят и правительственные звания, а также ордена и награды. И.Я. Словцов являлся действительным статским советником, также звание статского, коллежского или надворного советника имели преподаватели А.Я. Симецкий, Я.И. Миллер, Ф.Г. Помоев, И.Ф. Виноградов и другие [11, С. 37]. Многие из них имели правительственные награды: Св. Станислава, Св. Владимира, Св. Анны [10]. В торжественных случаях директор одевал генеральский мундир с орденами и лентами и фуражку с кокардой. Помимо педагогической, учителя и преподаватели занимались активной общественной деятельностью, участвуя в самодеятельных театрах и организуя разные клубы и т.д. [16, С. 8].

Помимо административной работы И.Я. Словцов много времени уделял учебно-методической работе, составляя пособия для учащихся реальных училищ [10, Л. 28]. Его учебники «Краткая физическая география» и «Обозрение Российской империи сравнительно с важнейшими государствами» в конце 1890-х годов регулярно переиздавались в Москве.

Учебник «Краткая физическая география» [26] был составлен применительно к планам и программам, утвержденным министром народного просвещения в 1895 г. Эпиграфом к учебнику стали слова И. Канта: «Ничто не просвещает здравый смысл, как география». Учебнику была свойственна структурированность материала, он соответствовал последним научным исследованиям. И.Я. Словцов выделял предмет географии, исходя из которого, строились разделы учебника: атмосфера, гидросфера, литосфера и биосфера. В предисловии к учебнику 1889 г., Иван Яковлевич отмечал, что в выпуске № 4 издания физической географии по распределению учебно-методического материала были сделаны некоторые отступления: учение об атмосфере и гидросфере излагалось раньше учения о литосфере и биосфере. Такая последовательность давала учащимся возможность сначала ознакомиться с экзогенными явлениями, а потом уделить внимание изучению эндогенных, что представляло удобство для изучения земной коры. Для достижения этой же цели в учебник были введены статьи о механическом действии атмосферы и об изменении земной поверхности под влиянием погоды. Передовой, с точки зрения естественных наук, представлялась статья о внутреннем составе земли, свойствах ее ядра и о земном магнетизме. Учебник отличался не только объяснительной, но и художественной стороной изложения. С этой целью в учебнике много рисунков и схем. Объяснение строилось на многочисленных примерах. Так, объясняя причины повышения и понижения снеговой линии горных цепей, приводился пример сопоставления Гималаев и Тибета [26, С. 9]. Учебнику была свойственна литературность изложения учебного материала, сочетающаяся с научностью. В параграфе 17 «Бризы» [26, С. 14]. Словцов пишет: «В странах, не имеющих зим, на берегах морей бризы наблюдаются непрерывно, в высоких широтах они развиты только летом. Около 10-ти часов утра начинает чувствоваться легкий ветерок с воды; в середине дня он крепчает все более и более, к двум часам начинает слабеть и к закату солнца совершенно стихает». Для удобства преподавателей и обучающихся необязательные, по мнению И.Я. Словцова, параграфы были отмечены специальными значками, а «вовсе необязательные, но содержащие интересную информацию, напечатаны мелким шрифтом» [26].

Еще одним интереснейшим учебником И.Я. Словцова было «Обозрение Российской империи сравнительно с важнейшими государствами». Данный методический труд давал представление о Российской империи, ее государственном устройстве, физических параметрах территории, составе населения, содержал сравнительную характеристику сельского и городского населения, промышленности и сельского хозяйства. В учебнике присутствовало много рисунков, таблиц, схем, что подчеркивало не только значимость наглядности в преподавании любого предмета, но и способствовало развитию у обучающихся образного мышления.

С целью заботы о разностороннем развитии учеников И.Я. Словцов принял решение о создании учебного музея. При этом Иван Яковлевич считал, что музей не должен представлять собой «...склада редкостей, на которые обыкновенно смотрят через стекла с решетками.», он должен сосредоточить «.подбор самых обыкновенных предметов трех царств природы.», обязательно снабженных «.точными определениями со списком разных книг, в которых можно прочесть об каждом предмете царства» [29, С. 84-85]. Музей должен быть постоянно открыт для учеников, а для того, чтобы избежать хищения экспонатов, посетителям предлагалось брать на память понравившиеся образцы, но при условии наличия разрешения. По замыслу И.Я. Словцова при организации музейного пространства необходимо учитывать возрастные особенности учащихся и разместить экспозиции в трех комнатах: в одной - для детей 1 и 2 классов, в следующей - для учеников 3 и 4 классов, а последнее помещение специально оборудовать для старшеклассников [29, С. 85]. Музей имел несколько отделов: минералогический, ботанический, зоологический, палеонтологический, археологический. Каждый предмет в музее сопровождался описанием места находки и способа приобретения. Также необходимо отметить, что директор без особой надобности не вмешивался в занятия учеников, он наблюдал и ждал, пока, в случае затруднения, они сами не обратятся к нему с вопросами или с просьбой о помощи [29, С. 86].

Изучение архивных документов позволяет нам сделать вывод не только о высоком уровне и разнообразии методов преподавания И.Я. Словцова, но и широком применении педагогом гуманистических методов воспитания. Учащиеся, особенно младшие, искренне любили Ивана Яковлевича. Вокруг него постоянно кружила толпа малышей. Однако не только малыши, но и старшие реалисты уважали директора. Ученик И.Я. Словцова Михаил Михайлович Пришвин в

своей автобиографической поэме «Кащеева цепь» [19] писал: «.из всей серой массы обыкновенных учеников мало-помалу выделилась группа, как все ее называли - компания, и директор был ее тайный руководитель; они все собирались у него, будто бы для занятий по естественной истории, но дело было не только в занятиях, дело было в передаче миросозерцания. Директор учил, что в отличие от божественного, в человеческом миросозерцании вся ответственность падает на себя, тут человек заперт в себя - не увильнет» [19]. Тем самым педагогическая деятельность Ивана Яковлевича Словцова была направлена и на формирование личной ответственности, соблюдение обязанностей и прав, системность мышления и творческий (научный) поиск, как основу воспитания будущего человека. Такой воспитательный подход И.Я. Словцова в условиях конца XIX века являлся уникальным. Как результат, из Александровского реального училища выпускались люди в последствии ставшие знаменитыми не только на всю Россию, но и на весь мир: А.М. Лабинский - известный оперный певец; М.М. Пришвин - писатель, пронесший особую любовь к природе через все свое творчество; Л.Б. Красин, инженер, революционер, народный комиссар, дипломат; С.И. Колокольников - предприниматель, меценат, почётный гражданин города Тюмени, депутат Государственной думы I созыва от Тобольской губернии и многие другие. Все они поражали умением работать, редкой выдержкой, исполнением взятых на себя обязательств, замечательным даром слова, знанием нескольких иностранных языков и коммуникабельностью.

В 1906 году директор Александровского реального училища вышел в отставку «по состоянию здоровья» и уехал в Петербург к сыну, а в октябре 1907 года ушел из жизни.

Обсуждение

Иван Яковлевич Словцов является представителем естественно-научного направления, методика преподавания которого исследовалась рядом российских ученых. Одними из первых, кто в начале XX в. обратился к изучению методики начального курса естествознания были Л.С. Севрук [22] и советский исследователь Б.Е. Райков [20], [21]. Также изучению педагогического опыта конца XIX - начала XX вв. посвящены работы И.А. Соловкова [28], Трайтак Д.И. [30] и Арбузова Е.Н. [1], являющихся представителями разных научных направлений. Педагогический опыт выдающихся российских ученых и педагогов XIX - начала ХХ веков в области естествознания, состоял из конкретной педагогической практики, творческого поиска и новаторства, которые с течением времени, оставаясь в деятельности педагогов, становятся классикой.

Для первой половины XIX в. характерным было изложение естественно-научных знаний без какой бы то ни было методической привязки к возрастным особенностям учащихся. Главная задача обучающихся состояла в зазубривании представленных в учебниках текстов. Школьные учебники по естественной истории практически не отличались от университетских [7, С. 17]. Хотя еще в конце XVIII в. академиком В.Ф. Зуевым был написан учебник «Начертание естественной истории» (1776 г.) [12], в котором автор изложил собственную методику обучения естествознанию [7, С. 34]. В учебнике особое внимание уделялось таким зарождающимся наукам как: физиология, биогеография, антропология и экология [18]. Среди основных методических приемов Василий Федорович призывал использовать в процессе обучения беседу вместо рассказа, показ натуральных объектов (реальных предметов), стремиться к развитию визуальной грамотности всех участников педагогического процесса, создавать естественно-исторические кабинеты с представленными в них произведениями местной природы, расширять краеведческую работу, самостоятельную практическую работу учащихся на занятиях. Кроме того, по мнению Зуева В.Ф., обязательно в педагогическом процессе должна присутствовать преемственность обучения и реализация таких принципов обучения как системность изложения и научность [12].

Владимир Иванович Даль продолжил изучать и развивать педагогическое наследие В.Ф. Зуева. Особое внимание он уделял отбору учебного материала, так как, по мнению Даля В.И., он (материал) должен обучать, заставлять думать, а значит обязательно должны учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся [30, С. 41]. Во второй половине XIX века особую популярность в России получило метафизическое направление немецкого натуралиста-учителя, методиста и автора первой методики естествознания Августа-Генриха Любена, в чем-то повторявшего идеи В.Ф. Зуева. Однако в России методику А-Г. Любена восприняли слишком прогрессивной для того времени, поэтому она мало использовалась на практике. Внес свой вклад в методическую копилку естествознания и Александр Яковлевич Герд, основоположник эволюционно-материалистического направления в школьном преподавании. А.Я. Герд на первое место выдвинул методы преподавания, воспитывающие самостоятельность мышления, наблюдательность, познавательный интерес и как следствие формирование материалистического мировоззрения [1, С. 63]. Севрук Л.С. выступал за необходимость соединения образности языка с наглядностью [22]. В эти годы особое значение для педагогической практики приобрели взгляды К.Д. Ушинского [31], который считал природу одним из могущественнейших средств воспитания человека.

Заключение

Иван Яковлевич Словцов, безусловно, является ярким представителем российской интеллигенции. Главную цель своей жизни он видел, прежде всего, в служении народу и, соответственно, прилагал много усилий для изменения сферы образования и науки Тобольской губернии. Он смог в условиях глубокой провинции, каковой на тот момент являлась Тобольская губерния, создать передовое учебное заведение и использовать не только педагогические технологии, выработанные к концу XIX века, но и внести новизну, получить высокие учебные и воспитательные результаты.

Среди новаторских методов педагога можно выделить следующие:

1) единство биологического, географического, археологического, этнографического и палеонтологического просвещения молодого поколения, приучавшее учеников к системному мышлению и, пониманию ими прямой взаимосвязи природы и человека;

2) активное применение в педагогической практике самостоятельной работы обучающихся, формирующей у них, тем самым, способности к научному поиску и творческому решению задач;

3) использование на уроках большого количества наглядного материала;

4) применение основ возрастной психологии;

5) введение в педагогическую практику таких интерактивных методов обучения, как «дискуссия», «понятийная сеть», «понятийное поле», а также широкое использование в учебном процессе групповой работы;

6) создание в училище условий для взаимосвязи всех преподаваемых дисциплин;

7) использование в педагогической практике такого вида учебно-воспитательной работы, как ученическое научное общество, которое представляло собой объединение обучающихся старших классов для изучения и обсуждения вопросов, связанных с естественными науками и направленное на формирование личностного мировоззрения и поведения, называемое И.Я. Словцовым - миросозерцанием;

8) создание учебного музея, комплектование его экспонатами с обязательным использованием на уроках и привлечением учащихся к сбору и описанию натуральных объектов живой и неживой природы.

Итак, благодаря научной, учебной, музейной и административной деятельности И.Я. Словцова в Александровском реальном училище города Тюмени был создан достаточно высокий уровень преподавания, применялся широкий спектр методов воспитания учащихся, а также реализовывалась ориентация на самостоятельность в процессе обучения и активную познавательную деятельность. Все это указывает, что Иван Яковлевич был педагогом-новатором, широко применявшим тогда еще мало востребованный в педагогической деятельности системно-деятельностный подход. Педагогический опыт применения системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании детей опередил свое время, уже тогда создав условия для формирования развитой личности.

Конфликт интересов

Не указан.

Рецензия

Сообщество рецензентов Международного научно-

исследовательского журнала

DOI: https://doi.Org/10.23670/IRJ.2023.135.46.1

Conflict of Interest

None declared.

Review

International Research Journal Reviewers Community DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2023.135.46.!

Список литературы / References

1. Арбузова Е.Н. Генезис учебных изданий по методике преподавания биологии / Е.Н. Арбузова. — Омск: Изд-во ОмГПУ 2008. — 214 с.

2. Базылева Е.А. Научно-издательская деятельность Сибирских отделов ИРГО (фрагменты истории) / Е.Я. Базылева // Гуманитарные науки в Сибири. — 2008. — № 3. — С. 41-46. — URL: http://www.prometeus.nsc.ru/works/pubsdrgs.ssi (дата обращения: 15.11.2022.).

3. Балюк Н.А. Из истории сельскохозяйственного образования в Западной Сибири во второй половине XIX -начале XX вв. (Тобольская низшая сельскохозяйственная школа) / Н.А. Балюк // Исторический опыт народного образования Тюменского края. — Тобольск, 1992. — С. 43-48.

4. Безбородова Л.Г. Деятельность И.Я. Словцова по изучению археологического наследия Западно-Сибирского региона / Л.Г. Безбородова, В.И. Семенова // Ежегодник / Отв. ред. В.П. Петрова. — Тюмень, 1997. — Вып. 8. — С. 3143.

5. Буктугутова Р.С. Роль Западносибирского отдела Русского географического общества в развитии культурных связей русского и казахского народов (конец XIX - начало ХХ в.) / Р.С. Буктугутова // Вестник Томского государственного университета. — 2007. — № 296. — С. 84-88.

6. Валитов А.А. Деятельность подвижников географического общества в Западной Сибири / А.А. Валитов, В.С. Сулимов, Н.И. Пачежерцев // Гуманитарные научные исследования. — 2015. — № 4. — URL: https://human.snauka.ru/author/alex11 (дата обращения: 15.03.2023).

7. Верзилин Н.М. Общая методика преподавания биологии / Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская. — М.: Просвещение, 1976. — 384 с.

8. Вибе П.П. Иван Яковлевич Словцов / П.П. Вибе // Омск в публикациях XVIII - начала XX вв. Сер. «Антология омского краеведения».— Омск: Омский государственный историко-краеведческий музей, 2020. — Т. 3. — URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_46285797_60073983.pdf (дата обращения: 13.02.2023).

9. Выхристюк М.С. История развития классического образования Тобольской губернии конца XVIII- начала XIX вв. / М.С. Выхристюк, А.А. Миронова // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. — 2021. — № 2(162). — С. 7-20.

10. Государственный архив Тюменской области (ГАТО). — Ф. И-57. — Оп.1. — Д.152.

11. Гончаренко О.Н. Становление советской интеллигенции в Зауралье (1917-1941 гг.) / О.Н. Гончаренко. — Тюмень: Тюменская Гос. с.-х. акад., 2011. — 196 с.

12. Зуев В.Ф. Начертание естественной истории, изданное для народных училищ Российской империи по высочайшему повелению царствующей императрицы Екатерины Второй / В.Ф. Зуев. — СПб., 1807. — 460 с. — URL: https://www.prlib.ru/item/955251 (дата обращения: 04.07.2023).

13. Каталог музея при Тюменском Александровском реальном училище / Предисл. И.Я. Словцова. — Тюмень: Тип. Л.К. Высоцкой, 1905. — 76 с.

14. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. — М.: Академия, 2005. — 176 с.

15. Копылов В.Е. Окрик памяти: история Тюменского края глазами инженера / В.Е. Копылов. — Тюмень, 20002005. — Кн. 4. — 494 с.

16. Звонарева Л.В. От реального училища до академии. 1879-1959-2009 / Л.В. Звонарева, Н.С. Мазурак. — Тюмень: Тюменская гос. с.-х. акад., 2009. — 248 с.

17. Очерки по истории Тюменской области / Под ред. В.М. Кружинова. — Тюмень, 1994. — 272 с.

18. Пономарева И.Н. 220 лет первому в России учебнику по естественной истории: истоки экологического образования / И.Н. Пономарева // Педагогический вестник. — 2006. — № 32. — С. 1-9. — URL: https://lib.herzen.spb.rU/media/magazines/contents/4/2006/32/pedvesti_2006_32_page6_9.pdf (дата обращения: 07.07.2023).

19. Пришвин М.М. Кащеева цепь / М.М. Пришвин; под ред. В.М. Курганова. — М.: Советская Россия, 1984. — 496 с.

20. Райков Б.Е. Академик Василий Зуев, его жизнь и труды / Б.Е. Райков. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1955. — 351

с.

21. Райков Б.Е. Очерки истории гелиоцентрического мировоззрения в России. Из прошлого русского естествознания / Б.Е. Райков. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1947. — 390 с.

22. Севрук Л.С. Методика начального курса естествознания / Л.С. Севрук. — СПб., 1902. — 226 с.

23. Семенкова С.Н. Традиционные формы образовательного процесса в Александровском реальном училище / С.Н. Семенкова // АПК: инновационные технологии. — 2023. — № 2. — С. 67-72.

24. Ситников П.С. И.Я. Словцов как биолог и его естественно-историческая коллекция / П.С. Ситников. // Словцовские чтения: материалы научно-практической конференции, посвященной 150-летию И.Я. Словцова / Под ред. А.П. Зенько. — Тюмень, 1995. — С. 101-102.

25. Сковородина И.С. Развитие низшего и среднего профессионального образования в Западной Сибири в конце XIX - начале XX вв.: дис. ...канд. ист. наук / И.С. Сковородина. — Омск, 2003. — 179 с.

26. Словцов И.Я. Краткая физическая география: курс 6 класса реальных училищ / И.Я. Словцов. — Москва, 1904. - T. VI. — 105 с.

27. Словцов И.Я. Содержание публичного курса лекции по физической географии «О явлениях на земной поверхности» / И.Я. Словцов // Тобольские губернские ведомости. — 1897. — № 18. — C. 20-21.

28. Соловков И.А. П.Ф. Каптерев - выдающийся педагог конца Х1Х-начала ХХ века / И.А. Соловков // Начальная школа. — 2000. — № 1. — C.8.

29. Тишкина Т.В. Создание И.Я. Словцовым учебного музея при реальном училище в Тюмени / Т.В. Тишкина // Словцовские чтения-2000: Тезисы докладов и сообщений научно-практической конференции // Под ред. Н.В. Яблонской. — Тюмень, 2000. — С. 84-87.

30. Трайтак Д.И. Проблемы методики обучения биологии: Труды действительных членов Международной академии наук педагогического образования / Д.И. Трайтак. — М.: Мнемозина, 2002. — 304 с.

31. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии: Часть физиологическая. Собрание сочинений / К.Д. Ушинский. — Москва; Ленинград: Издательство академии педагогических наук, 1950. — URL: ugward.ru/library/katalog_alfavit/ushinskiy.html (дата обращения: 14.03.2023).

Список литературы на английском языке / References in English

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Arbuzova E.N. Genezis uchebnyh izdanij po metodike prepodavanija biologii [Genesis of Educational Publications on Biology Teaching Methodology] / E.N. Arbuzova. — Omsk: Publishing House of OmSPU, 2008. — 214 p. [in Russian]

2. Bazyleva E.A. Nauchno-izdatel'skaja dejatel'nost' Sibirskih otdelov IRGO (fragmenty istorii) [Scientific and Publishing Activities of the Siberian Departments of IRGO (Fragments of History)] / E.Ja. Bazyleva // Gumanitarnye nauki v Sibiri [Humanities in Siberia]. — 2008. — № 3. — P. 41-46. — URL: http://www.prometeus.nsc.ru/works/pubsdrgs.ssi (accessed: 15.11.2022). [in Russian]

3. Baljuk N.A. Iz istorii sel'skohozjajstvennogo obrazovanija v Zapadnoj Sibiri vo vtoroj polovine XIX - nachale XX vv. (Tobol'skaja nizshaja sel'skohozjajstvennaja shkola) [From the History of Agricultural Education in Western Siberia in the Second Half of the XIX - Early XX Centuries (Tobolsk Low Agricultural School)] / N.A. Baljuk // Istoricheskij opyt narodnogo obrazovanija Tjumenskogo kraja [Historical Experience of Public Education in Tyumen Krai]. — Tobolsk, 1992. — P. 43-48. [in Russian]

4. Bezborodova L.G. Dejatel'nost' I.Ja. Slovcova po izucheniju arheologicheskogo nasledija Zapadno-Sibirskogo regiona [I.Y. Slovtsov's Activity in the Study of the Archaeological Heritage of the West Siberian Region] / L.G. Bezborodova, V.I. Semenova // Ezhegodnik [Yearbook] / Ed. by V.P. Petrova. — Tyumen, 1997. — Iss. 8. — P. 31-43. [in Russian]

5. Buktugutova R.S. Rol' Zapadnosibirskogo otdela Russkogo geograficheskogo obshhestva v razvitii kul'turnyh svjazej russkogo i kazahskogo narodov (konec XIX - nachalo HH v.) [The Role of the West Siberian Department of the Russian Geographical Society in the Development of Cultural Ties between the Russian and Kazakh Peoples (late XIX - early XX century)] / R.S. Buktugutova // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Tomsk State University]. — 2007. — № 296. — P. 84-88. [in Russian]

6. Valitov A.A. Dejatel'nost' podvizhnikov geograficheskogo obshhestva v Zapadnoj Sibiri [Activities of Geographical Society Members in Western Siberia] // A.A. Valitov, V.S. Sulimov, N.I. Pachezhercev // Gumanitarnye nauchnye issledovanija [Humanitarian Scientific Research]. — 2015. — № 4. — URL: https://human.snauka.ru/author/alex11 (accessed: 15.03.2023). [in Russian]

7. Verzilin N.M. Obshhaja metodika prepodavanija biologii [General Methodology of Teaching Biology] / N.M. Verzilin, V.M. Korsunskaja. — M.: Prosveshhenie, 1976. — 384 p. [in Russian]

8. Vibe P.P. Ivan Jakovlevich Slovcov / P.P. Vibe // Omsk v publikacijah XVIII - nachala XX vv. Ser. «Antologija omskogo kraevedenija» [Omsk in Publications of the XVIII - Early XX Centuries. Ser. "Anthology of Omsk Local History"].

— Omsk: Omsk State Museum of History and Local Lore, 2020. — Vol. 3. — URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_46285797_60073983.pdf (accessed: 13.02.2023). [in Russian]

9. Vyhristjuk M.S. Istorija razvitija klassicheskogo obrazovanija Tobol'skoj gubernii konca XVIII- nachala XIX vv. [History of Development of Classical Education in Tobolsk Province at the End of XVIII-Beginning of XIX Centuries] / M.S. Vyhristjuk, A.A. Mironova // Vestnik Juzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the South Ural State Humanitarian and Pedagogical University]. — 2021. — № 2(162). — P. 7-20. [in Russian]

10. Gosudarstvennyj arhiv Tjumenskoj oblasti (GATO) [State Archive of Tyumen Oblast (SATO)]. — F. I-57. — Op.1. — D.152. [in Russian]

11. Goncharenko O.N. Stanovlenie sovetskoj intelligencii v Zaural'e (1917-1941 gg.) [Formation of the Soviet Intellectuals in the Trans-Urals (1917-1941)] / O.N. Goncharenko. - Tyumen: Tyumen State Agricultural Academy, 2011. — 196 p. [in Russian]

12. Zuev V.F. Nachertanie estestvennoj istorii, izdannoe dlja narodnyh uchilishh Rossijskoj imperii po vysochajshemu poveleniju carstvujushhej imperatricy Ekateriny Vtoroj [Outline of Natural History, Published for Public Schools of the Russian Empire by the Highest Command of the Reigning Empress Catherine the Great] / V.F. Zuev. — SPb., 1807. - 460 p.

— URL: https://www.prlib.ru/item/955251 (accessed: 04.07.2023). [in Russian]

13. Katalog muzeja pri Tjumenskom Aleksandrovskom real'nom uchilishhe [Catalogue of the Museum at Tyumen Alexander Real School] / Introduction by I.Ja. Slovcov. — Tyumen: Typ. of L.K. Vysockaya, 1905. — 76 p. [in Russian]

14. Kodzhaspirova G.M. Pedagogicheskij slovar': dlja stud. vyssh. i sred. ped. ucheb. zavedenij [Pedagogical Dictionary: for students of higher and secondary pedagogical educational institutions] / G.M. Kodzhaspirova, A.Ju. Kodzhaspirov. — M.: Akademija, 2005. — 176 p. [in Russian]

15. Kopylov V.E. Okrik pamjati: istorija Tjumenskogo kraja glazami inzhenera [A Shout of Remembrance: History of Tyumen Krai through the Eyes of an Engineer] / V.E. Kopylov. — Tyumen, 2000-2005. — Book 4. — 494 p. [in Russian]

16. Zvonareva L.V. Ot real'nogo uchilishha do akademii. 1879-1959-2009 [From Real School to Academy. 1879-19592009] / L.V. Zvonareva, N.S. Mazurak. — Tyumen: Tyumen State Agricultural Academy, 2009. — 248 p. [in Russian]

17. Ocherki po istorii Tjumenskoj oblasti [Essays on the History of Tyumen Oblast] / Ed. by V.M. Kruzhinov. — Tyumen, 1994. — 272 p. [in Russian]

18. Ponomareva I.N. 220 let pervomu v Rossii uchebniku po estestvennoj istorii: istoki jekologicheskogo obrazovanija [220 Years of Russia's First Natural History Textbook: Origins of Environmental Education] / I.N. Ponomareva // Pedagogicheskij vestnik [Pedagogical Bulletin]. — 2006. — № 32. — P. 1-9. — URL: https://lib.herzen.spb.ru/media/magazines/contents/4/2006/32/pedvesti_2006_32_page6_9.pdf (accessed: 07.07.2023). [in Russian]

19. Prishvin M.M. Kashheeva cep' [Kashchei's Chain] / M.M. Prishvin; ed. by V.M. Kurganov. — M.: Soviet Russia, 1984. — 496 p. [in Russian]

20. Rajkov B.E. Akademik Vasilij Zuev, ego zhizn' i trudy [Academician Vasily Zuev, His Life and Works] / B.E. Rajkov.

— M.; L.: Publishing House AS USSR, 1955. — 351 p. [in Russian]

21. Rajkov B.E. Ocherki istorii geliocentricheskogo mirovozzrenija v Rossii. Iz proshlogo russkogo estestvoznanija [Essays on the History of Heliocentric Worldview in Russia. From the Past of Russian Natural Science] / B.E. Rajkov. — M.; L.: Publishing House AS USSR, 1947. — 390 p. [in Russian]

22. Sevruk L.S. Metodika nachal'nogo kursa estestvoznanija [Methodology of the Elementary Course of Natural Science] / L.S. Sevruk. — SPb., 1902. — 226 p. [in Russian]

23. Semenkova S.N. Tradicionnye formy obrazovatel'nogo processa v Aleksandrovskom real'nom uchilishhe [Traditional Forms of the Educational Process at the Alexandrov Real School] / S.N. Semenkova // APK: innovacionnye tehnologii [Agro-industrial Complex: Innovative Technologies]. — 2023. — № 2. — P. 67-72. [in Russian]

24. Sitnikov P.S. I.Ja. Slovcov kak biolog i ego estestvenno-istoricheskaja kollekcija [Slovtsov as a Biologist and His Natural History Collection] / P.S. Sitnikov. // Slovcovskie chtenija [Slovtsov Readings]: Materials of the Scientific and Practical Conference dedicated to the 150th Anniversary of I.Y. Slovtsov] / Ed. by A.P. Zen'ko. — Tyumen, 1995. — P. 101102. [in Russian]

25. Skovorodina I.S. Razvitie nizshego i srednego professional'nogo obrazovanija v Zapadnoj Sibiri v konce XIX -nachale XX vv. [Development of Low and Secondary Vocational Education in Western Siberia at the End of XIX - Beginning of XX Centuries]: dis. ... of PhD in Historical Sciences / I.S. Skovorodina. — Omsk, 2003. — 179 p. [in Russian]

26. Slovcov I.Ja. Kratkaja fizicheskaja geografija: kurs 6 klassa real'nyh uchilishh [Concise Physical Geography: 6th Grade Course of Real Colleges] / I.Ja. Slovcov. — Moscow, 1904. — Vol. VI. — 105 p. [in Russian]

27. Slovcov I.Ja. Soderzhanie publichnogo kursa lekcii po fizicheskoj geografii «O javlenijah na zemnoj poverhnosti» [Content of the Public Lecture Course in Physical Geography "On Phenomena on the Earth's Surface"] / I.Ja. Slovcov // Tobol'skie gubernskie vedomosti [Tobolsk Governorate Gazette]. — 1897. — № 18. — P. 20-21. [in Russian]

28. Solovkov I.A. P.F. Kapterev - vydajushhijsja pedagog konca HIH-nachala HH veka [ P.F. Kapterev - an Outstanding Pedagogue of the Late 19th-Early 20th Century] / I.A. Solovkov // Nachal'naja shkola [Elementary School]. — 2000. — № 1.

— P.8. [in Russian]

29. Tishkina T.V. Sozdanie I.Ja. Slovcovym uchebnogo muzeja pri real'nom uchilishhe v Tjumeni [Creation of a Museum by I.Y. Slovtsov at a Real School in Tyumen] / T.V. Tishkina // Slovcovskie chtenija-2000: Tezisy dokladov i soobshhenij nauchno-prakticheskoj konferencii [Slovtsovskie Readings-2000: Theses of Reports and Messages of the Scientific and Practical Conference] // Ed. by N.V. Jablonskaya. — Tyumen, 2000. — P. 84-87. [in Russian]

30. Trajtak D.I. Problemy metodiki obuchenija biologii: Trudy dejstvitel'nyh chlenov Mezhdunarodnoj akademii nauk pedagogicheskogo obrazovanija [Problems of Biology Teaching Methodology: Proceedings of Full Members of the International Academy of Sciences of Teacher Education] / D.I. Trajtak. — M.: Mnemozina, 2002. — 304 p. [in Russian]

31. Ushinskij K.D. Chelovek kak predmet vospitanija. Opyt pedagogicheskoj antropologii: Chast' fiziologicheskaja. Sobranie sochinenij [Man as a Subject of Education. Experience of Pedagogical Anthropology: Physiological Part. Collected Works. Vol.8-1] / K.D. Ushinskij. — Moscow; Leningrad: Academy of Pedagogical Sciences Publishing House, 1950. — URL: ugward.ru/library/katalog_alfavit/ushinskiy.html (accessed: 14.03.2023). [in Russian]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.