ивается аксиоматическая связь целей и технологий, приобретается опыт построения алгоритма, что является основой понимания и общего подхода к решению задач. В-третьих, такая организация учебной работы со студентами создает благоприятные условия для овладения ими универсальными способами познавательной мыслительной деятельности (си-
Библиографический список
стемное видение ситуации, моделирования системы учения, студенты учатся управлять познанием). В-четвертых, такой подход со студентами способствует более осознанному и глубокому усвоению учебного материала и развитию интеллекта и духовного потенциала посредством усвоения информации.
1. Кондаков А.М. Кузнецов А.А. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: доклад Российской академии образования. Педагогика. 2008; 10: 9.
2. Коровина С.В., Дворянкина Е.К. Системный подход к моделированию системы обучения студентов технического вуза (на примере изучения дисциплин естественнонаучного цикла): монография. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2015.
3. Шамсутдинова И.Г. Проекция системного анализа на учебную деятельность. Вестник высшей школы. 1985; 6: 24 - 28.
4. Клиланд Д., Кинг В. Системный анализ и целевое управление. Перевод с английского. Москва: Сов. радио, 1974.
5. Краевский В.В. Общие основы педагогики. Москва: Изд. центр «Академия», 2005.
References
1. Kondakov A.M. Kuznecov A.A. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart obschego obrazovaniya: doklad Rossijskoj akademii obrazovaniya. Pedagogika. 2008; 10: 9.
2. Korovina S.V., Dvoryankina E.K. Sistemnyj podhod k modelirovaniyu sistemy obucheniya studentov tehnicheskogo vuza (na primere izucheniya disciplin estestvennonauchnogo cikla): monografiya. Habarovsk: Izd-vo DVGUPS, 2015.
3. Shamsutdinova I.G. Proekciya sistemnogo analiza na uchebnuyu deyatel'nost'. Vestnik vysshejshkoly. 1985; 6: 24 - 28.
4. Kliland D., King V. Sistemnyj analiz i celevoe upravlenie. Perevod s anglijskogo. Moskva: Sov. radio, 1974.
5. Kraevskij V.V. Obschie osnovy pedagogiki. Moskva: Izd. centr «Akademiya», 2005.
Статья поступила в редакцию 14.11.17
УДК 37.041
Neretina T.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Nosov Magnitogorsk State Technical University (Magnitogorsk,
Russia), E-mail: [email protected]
Orehova T.F., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Nosov Magnitogorsk State Technical University (Magnitogorsk, Russia),
E-mail: [email protected]
PEDAGOGICAL MONITORING OF HEALTH OF THE SUBJECTS OF THE EDUCATIONAL PROCESS BASED ON THE CRITERIA OF NORMALITY OF THE PERSON. The article deals with a problem of monitoring and diagnosing the health of teachers and students in conditions of a pedagogical process. One of the approaches to the solving of this problem is presented through the identification of health indicators that are available for tracing and measurement by subjects of the pedagogical process. In more detail, the authors dwelled on the description of the initial assumptions on which the concept of human health is built. The main attention is given to the description of the criteria for self-assessment of the state of health, developed on the basis of the criteria of human normality. The specifics of pedagogical monitoring of the health of the subjects of the educational process are highlighted and described, as well as the logic of pedagogical monitoring of the health of students and teachers and its tasks.
Key words: pedagogical monitoring, health, criteria for normality of an individual, subjects of an educational process, self-assessment of health status.
Т.Г. Неретина, канд. пед. наук, доц. ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова», г. Магнитогорск, Е-mail: [email protected]
Т.Ф. Орехова, д-р пед. наук, проф. ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова», г. Магнитогорск, Е-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ЗДОРОВЬЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ КРИТЕРИЕВ НОРМАЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ
В статье рассматривается проблема мониторинга и диагностики здоровья учителей и учащихся в условиях педагогического процесса. Представлен один из подходов к решению данной проблемы через выявление показателей здоровья, которые доступны для отслеживания и измерения субъектами педагогического процесса. Более подробно авторы остановились на описании исходных предпосылок, на которых строится концепция здоровья человека. Основное внимание уделено описанию критериев самооценки состояния здоровья, разработанных на основе критериев нормальности человека. Выделяется и описывается специфика педагогического мониторинга здоровья субъектов образовательного процесса, а также представлена логика педагогического мониторинга здоровья учащихся и учителей и его задачи.
Ключевые слова: педагогический мониторинг; здоровье; критерии нормальности личности; субъекты образовательного процесса; самооценка состояния здоровья.
Вопрос о мониторинге и диагностике здоровья учителей и учащихся в условиях педагогического процесса в настоящее время достаточно актуален, так как важно выявить те показатели здоровья, которые доступны для отслеживания и измерения самими субъектами. Связано это с четырьмя исходными предпосылками, на которых мы строим свою концепцию здоровья человека. Согласно первой предпосылке, человек это система, развивающаяся во времени, поэтому по отношению к данному конкретному человеку невозможна постановка каких-либо опытов научного эксперимента, то есть целенаправленного изучения явления в точно учитываемых условиях, когда имеется возможность следить за ходом изменения явления, активно воздействовать на него с помощью комплекса разнообразных приборов и
средств [1, с. 680]. Не требует доказательства тот факт, что одного и того же человека невозможно поставить несколько раз в одни и те же точно воссоздаваемые условия, чтобы проверить воздействие на него разных оздоровительных средств или даже просто убедиться в эффективности одного и того же средства или методики.
В соответствии с другой предпосылкой человек - это существо, в котором синкретично, то есть неразрывно соединены два начала: природное (стихийное, нерукотворное) и культурное (создаваемое человеком, рукотворное). Отсюда следует вывод, что все спланированные и реализованные человеком действия по отношению к самому себе или другому человеку уже изначально могут привести только к частичному результату. В связи
с этим возрастает значимость для здоровья человека его собственных знаний о здоровье и о путях его сохранения и укрепления, а также умение человека оценивать уровень своего собственного здоровья, применяя простые, доступные любому в достаточной степени осведомленному человеку и эффективные «измерительные инструменты».
Согласно третьей предпосылке, каждый человек - это уникальный, неповторимый индивид, со своими только ему присущими индивидуальными особенностями, совокупность которых никогда не повторяется ни в каком другом человеке. Отсюда следует несколько важных выводов. Первый их них связан с признанием уникальности нормы (и, следовательно, уровня) здоровья для каждого конкретного человека; второй касается ограниченности нормы для каждого конкретного человека в каждый конкретный период его жизни, а третий - необходимости установления индивидуальной нормы здоровья (и ее границ) для каждого конкретного человека в каждый конкретный период его жизни. Такая индивидуальная норма и будет исходной точкой для определения уровня здоровья человека на каждый данный момент его жизни.
Четвертая предпосылка касается социального статуса человека, определяемого его личностью (то есть совокупностью всех его «действительных отношений»). В связи с этим существенную, если не сказать больше - определяющую - роль в здоровье человека играет система его отношений с окружающим миром (в том числе с собой и с другими людьми) [2]. Так, связывая качество телесного бытия человека с его настроением, С.Л. Рубинштейн говорит, что «органическое самочувствие, тонус жизнедеятельности организма и те разлитые, слабо-локализованные органические ощущения (интероцептивной чувствительности), которые исходят от внутренних органов», составляют «лишь чувственный фон, который у человека редко имеет самодовлеющее значение. Скорее даже и само органическое, физическое самочувствие человека зависит, за исключением резко выраженных патологических случаев, в значительной мере от того, как складываются его взаимоотношения с окружающим, как он осознает и расценивает происходящее в его личной и общественной жизни» [3, с. 177]. Во многих психологических исследованиях доказывается, что деформация отношений человека в целом неизбежно ведет к дезинтеграции его личности, если даже особенности психических процессов при этом остались в норме.
Руководствуясь вышеизложенными положениями, мы посчитали возможным разработать критерии самооценки состояния здоровья на основе критериев нормальности человека, предложенных Э. Сыржиштевой и описанных Л. Пожар касательно проблемы психологии аномальных детей и подростков [4]. Содержание данных критериев носит культурную направленность, что дает возможность рассматривать здоровье человека как педагогическое понятие и обеспечивать его становление педагогическими средствами.
Первый критерий - это субъективная удовлетворенность индивида, которую можно объяснить через способность человека видеть позитивное в любой складывающейся в его жизни ситуации, уметь расценивать каждую ситуацию как жизненный урок и переживать в связи с этим чувство искренней благодарности к окружающей действительности. Достижение субъективной удовлетворенности возможно при условии наличия баланса между потребностями и возможностями человека. При этом высшим уровнем субъективной удовлетворенности, как показывают наши наблюдения, является удовлетворение человека, способного откладывать удовлетворение потребностей (за исключением физиологических нужд) и переносить фрустрацию желаний.
Второй критерий - это идентичность личности как способность адекватно ощущать свою половую принадлежность, свой социальный статус и согласно этому строить свое поведение в социуме. Доказано, что в природе не существует «чистых» мужских и «чистых» женских особей, ибо в каждом организме (в том числе и человеческом) наличествуют признаки и мужского, и женского пола. Принадлежность же к одному или иному полу определяется количественным соотношением мужских и женских половых признаков, которые формируются в соответствии с количеством вырабатываемых организмом мужских и женских гормонов, что и влияет в определяющей мере на формирование мужских и женских черт характера человека. Данное положение чрезвычайно важно для, ибо адекватная половая идентификация является важным показателем психического здоровья личности.
Третий критерий - интегральность (целостность) личности, показателем которой является умение субъекта поддерживать динамическое равновесие с окружением на фоне устойчивой способности к саморегуляции, понимаемой как умение человека свободно управлять в бодрствующем состоянии своими сенсорно-перцептивными процессами, мыслями, эмоциями и моторными функциями. Можно считать, что показателями инте-гральности личности являются такие ее психологические характеристики, как способность к адекватному изменению поведения в соответствии с переменами в окружающей обстановке и управления своим поведением в соответствии с общеустановленными нормами [5].
Четвертый критерий - автономность (независимость) человека как проявление его индивидуальности и самостоятельности. Автономность говорит о наличии у индивида своей собственной жизненной позиции, о способности противостоять негативному воздействию своего социального окружения (то есть, как говорится, «сметь свое суждение иметь»), об умении сохранять позитивный эмоциональный настрой в ситуации общего эмоционально-психического напряжения. Способность человека «самому стоять в этом мире» зависит от количества его связей с другими людьми: чем больше у него таких связей, тем крепче он «стоит на ногах».
Пятый критерий - адекватное восприятие реальности (действительности), который проявляется в соразмерности психических реакций человека и интенсивности внешних раздражителей, в максимальном соответствии субъективно воспринимаемых образов отражаемым предметам и явлениям, в адекватности отраженных личностью обстоятельств действительности, воспроизводимых в переживаниях субъекта [6].
Шестой критерий - адекватные самопознание, самопереживание и самооценка, которые проявляются в наличии у человека потребности в рефлексии, в направленности его интереса на себя, в способности искать причины и истоки происходящих с ним событий в своем собственном поведении, а также в принятии себя как данности и в способности сохранять душевное спокойствие в ситуации социальной неопределенности. Кроме того, достаточно информативными показателями данного критерия можно считать степень самоуважения личности, способность к сохранению достоинства (что предупреждает, на наш взгляд, формирование комплекса неполноценности) и степень тревожности.
Седьмой критерий - высокая толерантность к фрустрации, то есть терпимость к обману, которая обеспечивается наличием у индивида эмоциональной устойчивости и проявляется в способности принимать априори любую ситуацию как позитивную, обнаруживая в ней положительные для себя моменты. Толерантность к фрустрации позволяет человеку избегать состояний безысходности, депрессии, апатии и тем самым предупреждает переживание обиды, которая, как было показано ранее, является одной из серьезных психологических причин многих психосоматических заболеваний человека.
Восьмой критерий - резистентность индивида по отношению к стрессу или, по-другому, стрессоустойчивость, показателем которой является уравновешенность его психических процессов, способность к самообладанию и сознательной регуляции своей деятельности в стрессогенных ситуациях. Резистентность по отношению к стрессу является важнейшим условием сохранения целостности личности и ее устойчивости к психологическим нагрузкам.
Девятый критерий - приемлемая социальная адаптация личности, которая проявляется в наличии у человека широких возможностей для полноценного включения в нормальную общественную жизнь [7]. Считается, что социально адаптированный человек - это человек, у которого есть профессия или удовлетворяющая его работа; у которого есть семья, обеспечивающая ему «надежные тылы», есть друзья, обеспечивающие ему удовлетворение потребности в позитивном общении.
Десятый критерий - оптимальное самоутверждение, которое в идеале представляет собой цель жизни человека. Оптимальное самоутверждение - это, по сути, само его существование, показателем которого является полноценное самораскрытие; это та вершина, к которой направлен путь совершенствования и достижение которой возможно только при условии движения человека по пути любви и служения.
Мы отмечаем, что специфика педагогического мониторинга здоровья субъектов образовательного процесса состоит в следующем: 1) его проводит сам субъект, исследуя уровень и динами-
ку своего здоровья; 2) он имеет воспитательную направленность в силу того, что его результатом являются такие психологические новообразования личности, как положительное, деятель-ностно-активное отношение к своему здоровью, осознание его личностной и общественной значимости, а также потребность заниматься своим здоровьем; 3) этот мониторинг способствует нравственному становление личности благодаря ее включению в процесс осмысления на всех уровнях (духовно-ментальном, эмоционально-психологическом и биолого-соматическом) причин нездоровья.
Отсюда вытекает логика педагогического мониторинга здоровья учащихся и учителей и его задачи. На первом этапе предполагается установление самостоятельно каждым индивидом индивидуальной нормы здоровья, что требует: а) необходимой и достаточной грамотности субъектов в вопросах измерения уровня здоровья на соматическом, психическом и духовном уровнях; б) обучения их соответствующим методам и приемам этого; в) создания условий для самооценки наличного уровня здоровья. На втором этапе предусматривается установление индивидуальных границ модуляции той или иной диагностируемой функции, что обеспечивается: а) овладением индивидом знаниями о функционировании органов и систем организма человека вобъеме, доступном его пониманию на данном возрастном этапе разви-
Библиографический список
тия; б) созданием условий для систематического и планомерного отслеживания данной функции за определенный отрезок времени с целью установления её нормы; в) определением резервных мощностей органов и систем собственного организма через выявление скорости восстановления функции после максимальной нагрузки. Причем относится все это как к физическому, так и к психическому здоровью. На третьем этапе фиксируется динамика здоровья через: а) обеспечение условий для регулярной и постоянной самодиагностики учащимися состояния своего здоровья во всех его аспектах; б) управление аналитической деятельностью учащихся с целью выявления динамики здоровья; в) обеспечение условий для самостоятельного выявления учащимися причин данной динамики. При этом положительная динамика свидетельствует о целесообразном пути здоровья человека и возможности его продвижения в данном направлении, а отрицательная нацеливает на поиски способов коррекции «болезнетворных» результатов через изменение, в первую очередь, системы отношений человека к себе и к своему здоровью.
Таким образом, искусство педагогического мониторинга здоровья человека состоит в том, чтобы каждое слово, каждое действие учащегося в процессе его жизнедеятельности было и для него, и для учителя материалом для выявления состояния здоровья на уровне всех сфер своего организма.
1. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. Москва: Наука, 1975.
2. Оринина Л. В. Основные аспекты формирования социокультурной среды университета средствами воспитательной деятельности. Молодой ученый. 2014; 2: 811 - 815.
3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. Москва: Педагогика, 1989.
4. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков - патопсихология. Москва: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
5. Кашуба И.В. Развитие эмпатического потенциала обучающегося как одно из направлений формирования личности в условиях современной экономики. Сборник статей II всероссийской заочной научно-практической конференции, 17 октября, Магнитогорск: «МГТУ им.Г.И. Носова», 2016: 31 - 35.
6. Кашуба И.В., Тухватуллина Г.Р. Профилактика виктимного поведения школьников общеобразовательного учебного заведения в деятельности классного руководителя. Сборник научных трудов международной научно-практической. конференции в 3-х частях, 31 января, Смоленск: ООО «НОВАЛЕНСО», 2016: 49 - 51.
7. Оринина Л.В. Формирование лидерских качеств студентов в рамках социокультурного пространства технического университета. Тезисы докладов международной научно-практической конференции, Барнаул: «АлтГТУ им. И.И. Ползунова», 2012: 46 - 52.
References
1. Kondakov N.I. Logicheskijslovar'-spravochnik. Moskva: Nauka, 1975.
2. Orinina L. V. Osnovnye aspekty formirovaniya sociokul'turnoj sredy universiteta sredstvami vospitatel'noj deyatel'nosti. Molodoj uchenyj. 2014; 2: 811 - 815.
3. Rubinshtejn S.L. Osnovy obschejpsihologii: v 2 t. Moskva: Pedagogika, 1989.
4. Pozhar L. Psihologiya anomal'nyh detej ipodrostkov- patopsihologiya. Moskva: In-t prakt. psihologii; Voronezh: NPO «MOD'EK», 1996.
5. Kashuba I.V. Razvitie 'empaticheskogo potenciala obuchayuschegosya kak odno iz napravlenij formirovaniya lichnosti v usloviyah sovremennoj 'ekonomiki. Sbornik statej II vserossijskoj zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 17 oktyabrya, Magnitogorsk: «MGTU im.G.I. Nosova», 2016: 31 - 35.
6. Kashuba I.V., Tuhvatullina G.R. Profilaktika viktimnogo povedeniya shkol'nikov obscheobrazovatel'nogo uchebnogo zavedeniya v deyatel'nosti klassnogo rukovoditelya. Sbornik nauchnyh trudov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj. konferencii v 3-h chastyah, 31 yanvarya, Smolensk: OOO «NOVALENSO», 2016: 49 - 51.
7. Orinina L.V. Formirovanie liderskih kachestv studentov v ramkah sociokul'turnogo prostranstva tehnicheskogo universiteta. Tezisy dokladov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Barnaul: «AltGTU im. I.I. Polzunova», 2012: 46 - 52.
Статья поступила в редакцию 16.11.17
УДК 372.874
Nekchvyadovich L.I., Doctor of Art Criticism, senior lecturer, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
TO THE QUESTION ABOUT THE PERCEPTION OF THE INDUSTRIAL THEME IN THE ARTISTIC CULTURE OF ALTAI SECOND HALF OF XX CENTURY. The article discusses perception of the industrial theme in the artistic culture of Altai in the second half of XX century. The existence of two opposites - the natural and the industrial - inevitably creates a problem of perception to industrial transformation. The author analyzes the ideological and figurative contents, means of expression of works in the genre of industrial landscape. The author notes that the use of principles of interactivity, interdisciplinary integration, reliance on emotional experience, addressing the topical themes of regional artistic culture are the condition of formation of professional competence of students.
Key words: art education, pedagogy of art, perception, art culture of Altai, industrial landscape.
Л.И. Нехвядович, д-р искусств., доц. ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет» г. Барнаул,
E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О ВОСПРИЯТИИ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ТЕМЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ АЛТАЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX В.
В статье рассматривается вопрос о восприятии индустриальной темы в художественной культуре Алтая второй половины XX века. Существование двух противоположных начал - природного и индустриального - неизбежно порождает проблему восприятия к промышленным преобразованиям. Автором проведен анализ идейно-образного содержания, средств художе-