Научная статья на тему 'Педагогический конфликт в высшей школе как объект изучения'

Педагогический конфликт в высшей школе как объект изучения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1144
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ / РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА / ПРЕПОДАВАТЕЛИ / СТУДЕНТЫ / CONFLICT / PEDAGOGICAL CONFLICT / CONFLICT REGULATION / LECTURERS / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кулакова Татьяна Владимировна

В данной статье анализируются результаты эмпирического исследования особенностей и причин педагогических конфликтов на примере высшего учебного заведения. Полученные результаты позволяют сделать выводы о том, что основными причинами конфликтов между преподавателями и студентами являются дисциплинарные конфликты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кулакова Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical conflict in higher education as a scope of research

The paper deals with the analysis of the results of empirical research of the characteristics and causes of pedagogical conflict in higher education. À disciplinary conflict is viewed as the main type of conflict between lecturers and students.

Текст научной работы на тему «Педагогический конфликт в высшей школе как объект изучения»

ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

Кулакова

Татьяна Владимировна

Кандидат социологических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента Балаковского филиала РАНХиГС

Tatiana V. Kulakova

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor at the Department of Economics and Management of Balakovo branch of RANEPA

e-mail: [email protected] УДК 159.922

Педагогический конфликт в высшей школе как объект изучения

Pedagogical conflict in higher education as a scope of research

В данной статье анализируются результаты эмпирического исследования особенностей и причин педагогических конфликтов на примере высшего учебного заведения. Полученные результаты позволяют сделать выводы о том, что основными причинами конфликтов между преподавателями и студентами являются дисциплинарные конфликты.

Ключевые слова и словосочетания: конфликт, педагогический конфликт, разрешение конфликта, преподаватели, студенты.

The paper deals with the analysis of the results of empirical research of the characteristics and causes of pedagogical conflict in higher education. A disciplinary conflict is viewed as the main type of conflict between lecturers and students.

Keywords: conflict, pedagogical conflict, conflict regulation, lecturers, students.

В настоящее время исследование педагогических конфликтов является актуальным направлением развития конфликтологии в связи с тем, что от своевременного предупреждения, распознавания сигналов конфликта и успешного разрешения в целом зависит эффективность учебного процесса, создание благоприятного социально - психологического климата в учебном коллективе.

Конфликтность студенческого социума отражает обострение противоречий совместной жизнедеятельности в процессе обучения.

Педагогические конфликты характеризуются своим разнообразием и масштабностью. Чаще всего они связаны с учебным процессом и с личными причинами социального и психологического характера. В результате конфликты оказывают негативное влияние на самочувствие студентов, их успеваемость, создают напряженный социально - психологический климат в студенческой группе, могут вызывать чувство неудовлетворённости учёбой, что тормозит процесс освоения профессиональных компетенций и снижает эффективность овладения будущей профессией.

Конфликт является движущей силой развития. Определение психологических причин возникновения педагогических конфликтов важно для понимания его особенностей и разработки механизмов регуляции.

Частота возникновения конфликтов у студентов зависит как от общей успешности в учебной деятельности, так и от общих умственных способностей, целей, ценностей личности, психодинамических особенностей индивида:

- темперамент экстраверсия;

Вопросы образования и подготовки кадров

- ригидность;

- эмоциональная возбудимость;

- темп реакции;

активность.

По мнению Черняевой Т.В., наибольшей степенью конфликтности отличаются студенты, характеризующиеся:

- экстраверсией;

- высокой степенью эмоциональной возбудимости;

- высоким темпом реакций;

- высокой активностью в достижении значимых целей [3].

Студентов с низкой частотой конфликтов отличает интровертированность, умение контролировать свое эмоции в большей степени.

Педагогический конфликт - это «объективное противоречие, вызванное несоответствием имеющегося уровня личностного или индивидуального развития и реальных ситуаций учебно-воспитательного процесса, являющееся для его участников своеобразным воспитательным потенциалом, преодоление, (разрешение) которого переводит на более высокий уровень развития» [1].

К педагогическим конфликтам в высшей школе относят межличностные конфликты между преподавателем и студентом.

К особенностям педагогических конфликтов можно отнести:

- конфликтологическая компетентность преподавателя за педагогически оптимальное разрешение конфликтной ситуации;

- участники конфликтов имеют различный социальный статус, что оказывает существенное влияние на выбор стратегий поведения в конфликте;

- разница возраста и жизненного опыта участников порождает разную степень ответственности за ошибки при их решении;

- всякая ошибка преподавателя при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются другие студенты [1].

Для выявления причин возникновения педагогических конфликтов в высшей школе на локальном уровне нами было проведено социологическое исследование мнений студентов и преподавателей об основных причинах, влияющих на частоту возникновения педагогических конфликтов на примере Балаковского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации).

Цель исследования: выявить природу и причины конфликтов между преподавателями и студентами.

Задачи исследования:

-выбор методики;

-проведение эмпирического исследования;

-обработка результатов;

-анализ полученных данных.

Объект исследования: педагогический коллектив и студенты Балаковского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Предмет исследования: причины педагогических конфликтов в педагогическом коллективе (на примере Балаковского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации).

По форме проведения - письменное.

По форме коммуникаций - очное.

Метод сбора информации: опрос в виде анкетирования.

Вид анкетирования: раздаточный.

Исследование проводилось в Балаковском филиале Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации) среди студентов и преподавателей этого учреждения. В опросе приняли участие 40 студентов и 14 преподавателей, среди которых женщин - 9 человек и мужчин -5 человек в возрасте от 30 до 50 лет.

В данной работе предпринята попытка рассмотреть основные причины возникновения педагогических конфликтов на примере студентов и преподавателей Балаковского филиала Российской академии народного

Matters of education and personnel training

хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации).

Анализ полученных результатов.

Результаты, полученные в ходе проведенного исследования, позволяют сделать следующие выводы о причинах возникновения конфликтов и о ролях субъектов в конфликтных ситуациях.

Основными причинами конфликта, по мнению студентов Балаковского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, являются:

- Равнодушие, безразличие преподавателя к потребностям и нуждам студентов Балаковского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации) (из 40 опрошенных студентов 50% заявили, что такое действие преподавателя послужило развитию конфликта).

- Нелогичное (непонятное) изложение учебного материала (из 40 опрошенных у 52,5% студентов данная ситуация стала причиной конфликта).

- Авторитарный, командный стиль руководства преподавателя Балаковского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (такое поведение со стороны преподавателя породило конфликт у 50% студентов).

- Необъективная оценка знаний студентов Балаковского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации), придирчивость (послужило причиной конфликта у 47,5% студентов). В данной ситуации субъективной стороной могут выступать необъективные претензии студента на более высокую оценку и субъективность преподавателя, занижающего оценку студенту. Например, у преподавателя возникают сомнения в оценке - поставить «хорошо» или «удовлетворительно» студенту. В такой ситуации преподаватель ориентируется на оценки, проставленные в «зачетке».

Основными причинами конфликта, по мнению преподавателей Балаковского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, являются:

Проявление грубости, бестактности (данное действие со стороны студента становится причиной конфликта в 100% случаев).

Проявление несдержанности (из 14 опрошенных 100% преподавателей утверждают, что проявление несдержанности со стороны студента служит причиной конфликта).

Нетактичное поведение (данное проявление со стороны студента также в 100% случаев перерастает в конфликт).

Низкая дисциплина студентов на занятии, недисциплинированность учащихся порождает большинство конфликтных ситуаций).

Влияние на оценку могут оказывать личностные качества студента, его поведение на лекциях и практических занятиях:

- реплики;

- пререкания;

- вступления в споры.

Правонарушения (попытка подкупа преподавателя, подделка документов и др.) - 100% опрошенных преподавателей Балаковского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы относят данное действие со стороны студента к началу конфликта.

Если конфликтные ситуации при взаимодействии «студент-студент» разрешаются самими студентами, то разрешение межличностных конфликтов на уровне «преподаватель-студент» принимает более сложные формы.

Основную роль в их предупреждении и разрешении играет преподаватель. При соблюдении некоторых условий можно предупредить и снизить напряженность в конфликте [2] :

- на экзамене, зачете студенту необходимо создать психологически комфортную обстановку, исключить факторы, провоцирующие стресс;

- ни при каких обстоятельствах не допускаются оскорбления студента;

- владение собой и своими эмоциями в любой ситуации;

- все неудачи во взаимодействии со студентами, в создании конфликтных ситуаций считать своим собственным просчетом.

Вопросы образования и подготовки кадров Библиографический список

1.Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2010. С. 443.

2.Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. - М.: Российское педагогическое агентство, 2011. - С. 184

3. Черняева Т.В. Индивидуально - психологические детерминанты конфликтного поведения студентов вуза: Автореферат дисс. канд. псих. наук, Ярославль, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.