ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ПОДГОТОВКИ КАДРОВ
Кулакова
Татьяна Владимировна
Кандидат социологических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента Балаковского филиала РАНХиГС
Tatiana V. Kulakova
Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor at the Department of Economics and Management of Balakovo branch of RANEPA
e-mail: [email protected] УДК 159.922
Педагогический конфликт в высшей школе как объект изучения
Pedagogical conflict in higher education as a scope of research
В данной статье анализируются результаты эмпирического исследования особенностей и причин педагогических конфликтов на примере высшего учебного заведения. Полученные результаты позволяют сделать выводы о том, что основными причинами конфликтов между преподавателями и студентами являются дисциплинарные конфликты.
Ключевые слова и словосочетания: конфликт, педагогический конфликт, разрешение конфликта, преподаватели, студенты.
The paper deals with the analysis of the results of empirical research of the characteristics and causes of pedagogical conflict in higher education. A disciplinary conflict is viewed as the main type of conflict between lecturers and students.
Keywords: conflict, pedagogical conflict, conflict regulation, lecturers, students.
В настоящее время исследование педагогических конфликтов является актуальным направлением развития конфликтологии в связи с тем, что от своевременного предупреждения, распознавания сигналов конфликта и успешного разрешения в целом зависит эффективность учебного процесса, создание благоприятного социально - психологического климата в учебном коллективе.
Конфликтность студенческого социума отражает обострение противоречий совместной жизнедеятельности в процессе обучения.
Педагогические конфликты характеризуются своим разнообразием и масштабностью. Чаще всего они связаны с учебным процессом и с личными причинами социального и психологического характера. В результате конфликты оказывают негативное влияние на самочувствие студентов, их успеваемость, создают напряженный социально - психологический климат в студенческой группе, могут вызывать чувство неудовлетворённости учёбой, что тормозит процесс освоения профессиональных компетенций и снижает эффективность овладения будущей профессией.
Конфликт является движущей силой развития. Определение психологических причин возникновения педагогических конфликтов важно для понимания его особенностей и разработки механизмов регуляции.
Частота возникновения конфликтов у студентов зависит как от общей успешности в учебной деятельности, так и от общих умственных способностей, целей, ценностей личности, психодинамических особенностей индивида:
- темперамент экстраверсия;
Вопросы образования и подготовки кадров
- ригидность;
- эмоциональная возбудимость;
- темп реакции;
активность.
По мнению Черняевой Т.В., наибольшей степенью конфликтности отличаются студенты, характеризующиеся:
- экстраверсией;
- высокой степенью эмоциональной возбудимости;
- высоким темпом реакций;
- высокой активностью в достижении значимых целей [3].
Студентов с низкой частотой конфликтов отличает интровертированность, умение контролировать свое эмоции в большей степени.
Педагогический конфликт - это «объективное противоречие, вызванное несоответствием имеющегося уровня личностного или индивидуального развития и реальных ситуаций учебно-воспитательного процесса, являющееся для его участников своеобразным воспитательным потенциалом, преодоление, (разрешение) которого переводит на более высокий уровень развития» [1].
К педагогическим конфликтам в высшей школе относят межличностные конфликты между преподавателем и студентом.
К особенностям педагогических конфликтов можно отнести:
- конфликтологическая компетентность преподавателя за педагогически оптимальное разрешение конфликтной ситуации;
- участники конфликтов имеют различный социальный статус, что оказывает существенное влияние на выбор стратегий поведения в конфликте;
- разница возраста и жизненного опыта участников порождает разную степень ответственности за ошибки при их решении;
- всякая ошибка преподавателя при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются другие студенты [1].
Для выявления причин возникновения педагогических конфликтов в высшей школе на локальном уровне нами было проведено социологическое исследование мнений студентов и преподавателей об основных причинах, влияющих на частоту возникновения педагогических конфликтов на примере Балаковского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации).
Цель исследования: выявить природу и причины конфликтов между преподавателями и студентами.
Задачи исследования:
-выбор методики;
-проведение эмпирического исследования;
-обработка результатов;
-анализ полученных данных.
Объект исследования: педагогический коллектив и студенты Балаковского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Предмет исследования: причины педагогических конфликтов в педагогическом коллективе (на примере Балаковского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации).
По форме проведения - письменное.
По форме коммуникаций - очное.
Метод сбора информации: опрос в виде анкетирования.
Вид анкетирования: раздаточный.
Исследование проводилось в Балаковском филиале Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации) среди студентов и преподавателей этого учреждения. В опросе приняли участие 40 студентов и 14 преподавателей, среди которых женщин - 9 человек и мужчин -5 человек в возрасте от 30 до 50 лет.
В данной работе предпринята попытка рассмотреть основные причины возникновения педагогических конфликтов на примере студентов и преподавателей Балаковского филиала Российской академии народного
Matters of education and personnel training
хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации).
Анализ полученных результатов.
Результаты, полученные в ходе проведенного исследования, позволяют сделать следующие выводы о причинах возникновения конфликтов и о ролях субъектов в конфликтных ситуациях.
Основными причинами конфликта, по мнению студентов Балаковского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, являются:
- Равнодушие, безразличие преподавателя к потребностям и нуждам студентов Балаковского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации) (из 40 опрошенных студентов 50% заявили, что такое действие преподавателя послужило развитию конфликта).
- Нелогичное (непонятное) изложение учебного материала (из 40 опрошенных у 52,5% студентов данная ситуация стала причиной конфликта).
- Авторитарный, командный стиль руководства преподавателя Балаковского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (такое поведение со стороны преподавателя породило конфликт у 50% студентов).
- Необъективная оценка знаний студентов Балаковского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации), придирчивость (послужило причиной конфликта у 47,5% студентов). В данной ситуации субъективной стороной могут выступать необъективные претензии студента на более высокую оценку и субъективность преподавателя, занижающего оценку студенту. Например, у преподавателя возникают сомнения в оценке - поставить «хорошо» или «удовлетворительно» студенту. В такой ситуации преподаватель ориентируется на оценки, проставленные в «зачетке».
Основными причинами конфликта, по мнению преподавателей Балаковского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, являются:
Проявление грубости, бестактности (данное действие со стороны студента становится причиной конфликта в 100% случаев).
Проявление несдержанности (из 14 опрошенных 100% преподавателей утверждают, что проявление несдержанности со стороны студента служит причиной конфликта).
Нетактичное поведение (данное проявление со стороны студента также в 100% случаев перерастает в конфликт).
Низкая дисциплина студентов на занятии, недисциплинированность учащихся порождает большинство конфликтных ситуаций).
Влияние на оценку могут оказывать личностные качества студента, его поведение на лекциях и практических занятиях:
- реплики;
- пререкания;
- вступления в споры.
Правонарушения (попытка подкупа преподавателя, подделка документов и др.) - 100% опрошенных преподавателей Балаковского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы относят данное действие со стороны студента к началу конфликта.
Если конфликтные ситуации при взаимодействии «студент-студент» разрешаются самими студентами, то разрешение межличностных конфликтов на уровне «преподаватель-студент» принимает более сложные формы.
Основную роль в их предупреждении и разрешении играет преподаватель. При соблюдении некоторых условий можно предупредить и снизить напряженность в конфликте [2] :
- на экзамене, зачете студенту необходимо создать психологически комфортную обстановку, исключить факторы, провоцирующие стресс;
- ни при каких обстоятельствах не допускаются оскорбления студента;
- владение собой и своими эмоциями в любой ситуации;
- все неудачи во взаимодействии со студентами, в создании конфликтных ситуаций считать своим собственным просчетом.
Вопросы образования и подготовки кадров Библиографический список
1.Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2010. С. 443.
2.Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. - М.: Российское педагогическое агентство, 2011. - С. 184
3. Черняева Т.В. Индивидуально - психологические детерминанты конфликтного поведения студентов вуза: Автореферат дисс. канд. псих. наук, Ярославль, 2008.