счёт интеграции основного общего образования со средним и высшим профессиональным; предпрофильное обучение будет сопровождаться профессиональным становлением выпускника на базе вуза, что повысит конкурентоспособность выпускника школы, практически освоившего одну из профессий; обеспечение вы-
Библиографический список
пускникам высокого уровня образования, соответствующий новым образовательным стандартам, запросам социума, интересам самого обучаемого, в том числе подготовкой к успешному прохождению государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ.
1. Литвинова В.Л., Щербаков А.А. Из опыта деятельности краевой инновационной площадки Хабаровского промышленно-экономического техникума. Образование и воспитание. 2017; 51: 36 - 40.
2. Демура М.Ю. Профильное обучение - это шаг во взрослую жизнь. Образование и воспитание. 2017; 51: 17 - 21.
3. Поваренков Ю.П., Слепко Ю.Н. Психология учебной деятельности: современное состояние и перспективы развития. Ярославский педагогический вестник. 2017; 5: 212 - 220.
4. Егорова Ю.С. Организационно-педагогические структуры обеспечения подготовки и проведения ЕГЭ в условиях региона. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2009.
5. Сабирова РГ. Взаимодействие школы и вуза в процессе подготовки учащихся к получению профессионального образования. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Киров, 2004.
References
1. Litvinova V.L., Scherbakov A.A. Iz opyta deyatel'nosti kraevoj innovacionnoj ploschadki Habarovskogo promyshlenno-'ekonomicheskogo tehnikuma. Obrazovanie i vospitanie. 2017; 51: 36 - 40.
2. Demura M.Yu. Profil'noe obuchenie - 'eto shag vo vzrosluyu zhizn'. Obrazovanie i vospitanie. 2017; 51: 17 - 21.
3. Povarenkov Yu.P., Slepko Yu.N. Psihologiya uchebnoj deyatel'nosti: sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya. Yaroslavskijpedagogicheskij vestnik. 2017; 5: 212 - 220.
4. Egorova Yu.S. Organizacionno-pedagogicheskie struktury obespecheniya podgotovkiiprovedeniya EG'E v usloviyah regiona. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2009.
5. Sabirova R.G. Vzaimodejstvie shkoly i vuza vprocessepodgotovki uchaschihsya kpolucheniyu professional'nogo obrazovaniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kirov, 2004.
Статья поступила в редакцию 18.03.19
УДК 378
Golubeva A.R., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Department of Philosophy and Cultural Studies, Altai State Pedagogical University,
E-mail: arg57@rambler.ru
Loginova N.S., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Department of Humanities, Altai State Medical University (Barnaul, Russia),
E-mail: philocophia@mail.ru
Ponomarenko O.P., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Department of Philosophy, Altai State Agrarian University (Barnaul, Russia),
E-mail: o.ponomarenko2018@mail.ru
PEDAGOGICAL TOOL OF FORMATION OF INTENTIONS ABOUT INTELLIGENTSIA AND INTELLIGENTNESS IN UNIVERSITY YOUTH AT CULTURAL STUDIES (WITH REFERENCE TO A TEXT BY YU. LOTMAN). The article analyzes a problem of forming intelligence in the process of teaching humanities in higher education. The meaning and contents of the concepts of intelligentsia and intelligence, intellectuality, pseudo-intelligence are considered. The importance of self-improvement in culture is emphasized and the danger of a diluted form of intellectuality, which is outside the traditional culture, outside the norms of morality, is shown. An analysis of active and interactive teaching methods in cultural studies in the organization of independent work and the cognitive activity of students, allowing to solve the problem of education and of development of students' intelligence is given.
Key words: culture, intellectuals, intelligence, Yu. Lotman, pseudo-intellectuals.
А.Р. Голубева, канд. филос. наук, доц. каф. философии и культурологии, Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул,
E-mail: arg57@rambler.ru
Н.С. Логинова, канд. филос. наук, доц. каф.ы гуманитарных наук, Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул,
E-mail: philocophia@mail.ru
О.П. Пономаренко, канд. филос. наук, доц. каф. философии, Алтайский государственный аграрный университет, г. Барнаул,
E-mail: o.ponomarenko2018@mail.ru
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ И ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТИ У ВУЗОВСКОЙ МОЛОДЁЖИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ (НА ПРИМЕРЕ ТЕКСТА Ю.М. ЛОТМАНА)
В статье анализируется проблема формирования интеллигентности в процессе преподавания предметов гуманитарного цикла в высшей школе. Рассматриваются сущность и содержание понятий интеллигенция и интеллигентность, интеллектуальность, псведоинтеллигентность. Подчеркивается важность самосовершенствования в культуре и показывается опасность выхолощенной формы интеллектуальности, находящейся вне традиционной культуры, вне норм морали. Даётся анализ активных и интерактивных методов обучения на занятиях по культурологии в организации самостоятельной работой и познавательной активности студентов, позволяющих решать проблему воспитания и формирования интеллигентности у студентов.
Ключевые слова: культура, интеллигенция, интеллигентность, Ю. Лотман, псевдоинтеллигентность.
Система современного высшего образования ставит своей задачей, наряду с подготовкой высококвалифицированных специалистов и «...удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии» [1]. Однако a priori, преподаватели ставят перед собой задачу формирования и воспитания не только интеллектуала, но интеллигента, а задачей максимум для преподавателя гуманитарных дисциплин является создание условий для формирования внутренней интеллигентности. Актуальность решения этих задач, а, следовательно, и темы данной статьи, определяется проблемами современной российской цивилизации: нарастанием хамства, агрессии; релятивизацией ценностей; отрывом от норм традиционной русской культуры. «Всем нам приходится сталкиваться с грубостью, с хулиганством, с неумением вести себя, с оскорблением другого человека, с разными свойствами, которые мы, в общем,
определяем словом «хамство» [2]. Решение поставленных задач диктует определение базовых понятий для формирования представлений об интеллигенции и интеллигентности у вузовской молодёжи.
Задача выявления сущности понятий интеллектуальность (на что обращает внимание закон об образовании) и интеллигентность решается неоднозначно. В новой философской энциклопедии есть статья об интеллигенции, где она определяется следующим образом: «В исследовательской литературе в настоящее время нет единства мнений относительно содержания и границ понятия интеллигенции. Основные точки зрения колеблются между веховской позицией, которая видела в интеллигенции маргинальный слой, подменивший профессионально-ответственный интеллектуальный труд борьбой за народное счастье, и традиционно советским пониманием, отождествлявшим интеллигенцию с высо-
кообразованной частью общества» [3]. Термины «интеллигентность», «интеллектуальность», к сожалению, в ней отсутствуют
Стоит отметить, что об интеллигентности, по преимуществу, говориться лишь в словарях по психологии и педагогики [4] и в толковых словарях [5; 6], где данный термин определяется как «принадлежащий к интеллигенции, а также вообще обладающий большой внутренней культурой». Понятие «псевдоинтеллигент» трактуется, как ненастоящий, мнимый интеллигент
Термин «интеллектуальный» наиболее полно определён в Современном толковом словаре русского языка Ефремовой как «человек, обладающий высокоразвитым интеллектом; человек интеллектуального труда, профессионально использующий свои умственные способности, компетенцию; высокообразованный человек, склонный к творческой инноваторской деятельности» [7].
Проблема отнесения себя к либо интеллигенции, либо интеллектуалам -одна из наиболее дискуссионных проблем начиная с XIX века и до сегодняшнего дня, возникающая, в том числе у обучающихся в процессе или после получения высшего образования, как в России, так и в Европе или в Америке. На наш взгляд, наиболее близким, понятным для российских студентов является культурологический подход Ю.М. Лотмана, весьма полно и ёмко представленный в его цикле лекций «Культура и интеллигентность», прочитанных в 1998 г [2]. Мыслитель даёт четкое определение понятию интеллигентность, а также выделяет те черты, которые наиболее полно её характеризуют
Во-первых, следует отметить, что понятие интеллигенции Ю. Лотман понимал широко «Мы можем сказать «сельская интеллигенция», «городская интеллигенция», «техническая интеллигенция» - это будут правильные выражения» [2]. Что же касается определения интеллигентности, данные Юрием Михайловичем, то они весьма обширны. Вот наиболее яркие и глубинные из них: «интеллигентность - это психологическое свойство, которое может быть присуще любому человеку, принадлежащему к любой общественной группе»; «... это вежливость, душевная чуткость, умение страдать не только от физической боли.; это когда человек чувствует, что у него есть душа»; «это человек внутренне свободный, бесспорно, уважающий себя. только тот, кто в себе уважает человека, может уважать и другого человека»; «еще одна важная черта, которая отличает интеллигентного человека от неинтеллигентного: он имеет выношенные, свои мысли и строит жизнь в соответствии с этими мыслями. Он может ошибаться, но готов за свои ошибки платить, в том числе и своей жизнью» [2]. Иными словами, интеллигенция определяется как круг людей культуры, разделяющий общие ценности, традиции, этические нормы, эстетические идеалы культурной системы.
Ю. Лотман не только рассматривает черты интеллигентности, но и чётко показывает - кто ей противостоит: «понятием, противостоящим интеллигентности, является хамство»; «если говорить о психологической основе хамства - это психология раба. Это психология «идеализированного лакейства»; «в основе лежит психология униженного человека. Соединение униженности с определенными душевными качествами. с выпадением из культурной традиции, приводит к тому, что желание унизить другого дополняется желанием разрушать» [2]. В настоящее время хамство - одна из наиболее острых проблем современного российского общества (хамство чиновников, артистов, докторов и пр.). Ю.М. Лотман указывает на то, что «хамство - это не просто грубость, малая осведомленность, не особенная культурность, это социально-психологическая болезнь. Я даже иначе скажу - это симптом болезни, которую надо лечить. И одно из основных лекарств против этого - интеллигентность. Культура выделяет из себя это психологическое свойство, которое является как бы противоядием хамству» [2].
Ещё раз обратим внимание на то, что Ю. Лотман отделяет интеллигентность от интеллигенции тем, что интеллигентность, «включающая в себя и глубокую душевную мягкость, и доброту, требует твердости и готовности к борьбе и готовности проявить героизм. Интеллигентность требует, как бы отстраненного, критического взгляда на действительность, поскольку мыслящий, чувствующий, имеющий совесть человек - человек оценивающий. Интеллигент всегда включен в текст культуры, поэтому он должен «обладать определенной степенью самосознания, иметь силу посмотреть на себя извне, увидеть себя чужими глазами, а не только смотреть, понимая, что мир - это что-то другое, а он - как бы центр этого мира» [2]. Отсутствие этих качеств позволяет говорить о псевдоинтеллигентности.
Данные Юрием Михайловичем Лотманом характеристики не утратили свою актуальность. Более того, как и в XIX - XX веках, проблема единения интеллигенции и интеллигентности остается ключевой в поисках культурной идентичности, тесно связана с выбором дальнейшего пути развития России.
Любовь, уважение к другому человеку были обязательны для представителя традиционной русской культуры. Интеллигент определяется через то, как он думает и говорит. Интеллигенты - правдоискатели, правдолюбы. Более того, для интеллигента, даже если он был «питерским рабочим», духовность, самосовершенствование не были отделены от поиска Истины, отстаивания добра, чести, от творчества/саморазвития, от служения обществу, Родине. В стадии цивилизации данные понятия не только активно нивелируются, в том числе через осмеяние (сарказм, черный юмор), но и подменяются суррогатами (личный успех, связи, прибыль, карьера и пр.).
Ускоренное включение в экономику, гонка за прибылью предполагает повышение не только темпа жизни, но и ломку ценностной иерархии представителя традиционной культуры. От современного человека требуется социальная, экономическая, профессиональная мобильность. Однако, быстро вливающийся в любую предлагаемую (востребованную на сегодняшний момент) форму экономической деятельности человек выбрасывается из текста культуры.
К сожалению, принимая чужие стандарты общения, вписываясь в общепринятые в настоящее время этические, юридические нормы, представители русской интеллигенции, зачастую теряют связь с традиционной культурой. Рост интеллектуальности происходит на фоне освобождения от норм культуры, от норм морали. Выхолощенная форма интеллектуала заполняется разрастающимся хамством, основанном на неуважении себя и неуважении других (не желающих или не умеющих продавать свои таланты, способности, не вписавшихся в форматы рыночной экономики). Адаптируясь к иным ценностям, такая интеллигенция еще более перестает понимать, принимать собственную культуру, принижает ее значение. «Современные процессы культурной динамики ведут к тому, что живые организмы, способные к саморазвитию, сочетающие традиции и новации, устойчивость и изменчивость, перерастают в конгломераты разнородных и разнокачественных элементов. У них разрываются связи с прошлым (устарелым и ненужным), у них утрачивается определенность целей и идеалов как проекций будущего, у их представителей формируются скользящие, размытые культурные идентичности» [8, с. 13].
Подлинная культура есть «то, что сподвигает человека к трудному пути построения себя по законам истины, добра и красоты» [9, с. 73]. Текст культуры не может быть построен на отрицании иных, тем более своих национальных ценностей. «Дерево без корней быстро погибает. Только подпитка подлинной культурой, а не субкультурой и тем более контркультурой позволяет любому человеку сформировать в себе высшие установки, обрести мерила истинной оценки себя и окружающих - перевести внешний объективный порядок мирового бытия в гармоничный субъективно-личностный план» [10, с. 199]. Творческий потенциал раскрывается в процессе самосовершенствования, в служении обществу/ Родине.
Представители интеллектуальных и даже творческих профессий при смене контекста, при включении в ценностную иерархию иных цивилизаций часто занимаются самовыражением. Самосовершенствование - это рост над собой в процессе следования за идеалом, из любви к Высшему порядку. Самовыражение отрицает и / или выравнивает низшее и высшее (золото с примесями), служит низменным стремлениям, потребностям (человека мира, космополита, потребителя-глобалиста), которые не требуют особых духовных, душевных усилий. В таком квази-человеке все, на его взгляд, достойно внимания, все ценно, и он свои сорняки (упоение властью над миром или страдание от власти мира над ним) выплескивает вовне, искренне веря в их значимость для других. Подобная самореализация разрушительна для псевдоинтеллигента и для мира.
Культивируя, выплескивая пороки, ниспровергая каноны, но, не давая ничего нового миру, желая любым способом выделиться из толпы, такой представитель псевдоинтеллигенции вводит в заблуждение людей, "следующих за модными тенденциями" референтных личностей, задает направления для появления новых субкультур, в конечном итоге увеличивает уровень агрессии. Изменить ситуацию в обществе с мозаичной картиной мира, на наш взгляд, возможно в процессе изменения способов преподавания дисциплин гуманитарного цикла в системе высшего образования, а именно, культурологии и философии.
В настоящее время наиболее актуальными проблемами современного общества считают не только хамство, но и неумение коммуницировать, работать в команде. Поэтому при разработке педагогического инструментария, мы опирались на основные принципы и методы в современной педагогики. На занятиях по культурологии студенты при выполнении заданий делятся на группы. Активно используются словесные методы, в т.ч. объяснение, беседа, дискуссия. Именно дискуссия предлагает студентам выразить свое мнение и обменятся им с другими. Применение данного метода требует наличия определенных знаний, умение выстраивать логические цепочки, самостоятельно анализировать и делать выводы.
Мы считаем, что на занятиях по предметам гуманитарного цикла чрезвычайно важно делать акцент на ценностно-смысловом межличностном общении педагога и студента, а также опираться на практико-ориентированный опыт в процессе обучения.
Поэтому первоначально в некоторых группах, а с 2017 года во всех группах, где авторы проводили занятия по культурологии, в качестве обязательного пункта после просмотра или прочтения первоисточника было введено обсуждение, либо письменный ответ (с последующей дискуссией) на наиболее актуальные вопросы нашего времени. Список вопросов для размышлений, а также требования к содержанию и оформлению эссе представлены на платформе Moodle в АГМУ, студентам других вузов список и требования выдавался непосредственно на практическом занятии.
Основными задачами преподавателя при использовании активных методов обучения является управление самостоятельной работой и познавательной ак-
тивностью студентов. Кроме того, мы считаем, что обучение культурологии, философии и пр. должно быть проблемным, личностно-ориентированном. Поэтому авторами статьи первоначально предлагается студентам в качестве текста для обсуждения прочитать либо просмотреть видеоматериал: «Ю. Лотман. Беседы о русской культуре. Культура и интеллигентность», законспектировать важные идеи, подумать над предложенными вопросами, сделать самостоятельный вывод по теме эссе/ задания, заданной группе. Далее предполагается дискуссия или диспут, интерпретация текста, включение информации из дополнительных источников (статей).
Мы считаем, что в процессе обсуждения преподавателю необходимо стремиться к гармонизации архитектуры высшего образования, делать акцент на метапредметных связях, в т.ч. культурологии с философией, историей, биоэтикой и пр., а также учитывать социокультурный контекст формирования личности студента. Следует подчеркнуть, что используя диалоговые формы работы, преподаватель не просто ведет к правильному ответу, а совместно со студентами каждый раз заново пытается дать определения понятиям «культура», «интеллигентность», «интеллигенция»; выявляет черты интеллигентного человека и хама, в т. ч. путем сопоставления характеристик, данных Конфуцием низкому и благородному человеку.
Анализ самостоятельных творческих работ студентов позволил сделать ряд выводов. Как в дискуссии, так и в эссе все без исключения студенты отмечают актуальность поднятых проблем, а некоторые подчеркивали, что данные проблемы в настоящее время даже более актуальны, чем в то время, когда Ю. Лотман разбирал данные понятия. Стоит отметить, что у всех студентов личность Юрия Михайловича и даже его манера изложения проблемы вызвала большие симпатии. Многие говорили, писали о том, что задумались об этом впервые и, по их мнению, Ю.М. Лотман был прав в своих рассуждениях, оценках значимости культуры.
Максимально четко, аргументировано студенты отвечали на вопросы об интеллигентности и хамстве. При этом больше половины студентов пробовали сравнивать интеллигентность с понятиями культура/культурность, интеллектуальность, гуманизм, душа, духовность, образованность, самовоспитание, мораль/ нравственность, доброжелательность. Слово хамство студенты сравнивали с понятиями порок, грубость, рабство, унижение, наглость, агрессия, распущенность/ неправильное понимание свободы, злость, преступление, манипулирование, навязывание своего мнения/ проблем, цинизм, нецензурные выражения. При этом обучающиеся настаивали на том, что свойства интеллигентного человека отличаются целостностью и образование, воспитание и пр. только «способствуют развитию личности, но еще не определяют его интеллигентность».
Студенты, при определении интеллигентного человека, отмечали следующие качества, которыми должен обладать каждый человек: вежливость, чуткость, сострадание, уважение. Студенты, которые относят себя к сельской интеллигенции, подчеркивают важность развития таких чувств как бескорыстие, правдивость, открытость. Обучающиеся считают, что человек, приученный к физическому труду, готов помочь не только родителям, родственникам, но и другим
Библиографический список
людям. Именно сельская жизнь формирует чувство взаимопомощи, чувство социальной справедливости.
Студенты медицинского вуза нередко упоминали о том, что «хамство - своеобразный диагноз / симптом болезни, излечение от которого возможно через погружение в культуру, т.к. интеллигентность - некое противоядие хамству». Все без исключения студенты считали, что быть интеллигентным человеком, значит проявлять чуткость, уважение к другой личности и ее собственности, гуманизм/ любовь без деления на классы, кротость, спокойствие, внимательность, спокойствие, самосовершенствование/самообразование, сострадание, понимание, терпимость, умение постоять за себя и за других (праведный гнев), ответственность при служении людям/ выполнении своих профессиональных обязанностей.
Обучающиеся неоднократно отмечали, что «культура - вещь хорошая, но она нас стесняет, т. к. вводит запреты, заставляет стыдиться, но она и облагораживает чувства». Также студенты подчеркивали, что интеллигентом надо быть независимо от выбранной профессии, т. к. «это залог личного счастья и ауры доброжелательности вокруг него и к нему». Интеллигентами, по их мнению, просто обязаны были быть те, кто работают с людьми: учителя, воспитатели, полицейские, спасатели, психологи и пр. Будущие врачи, в частности, с сожалением часто упоминали о том, что хамство чрезвычайно распространено в современной обыденной жизни, особенно в общественных местах, что это им неприятно и им хотелось бы чаще общаться с интеллигентными людьми.
Все студенты отмечали важность изучения и погружения в культуру, связывали культуру с проявлением, адекватным выражением человеческого духа, с необходимой атмосферой/ контекстом для дальнейшего полноценного существования человека. Кроме того, некоторые тонко подметили, что интеллигентный человек не только стремится к познанию, но и воспитывает в себе эстетику, отличается «способностью понимать, сопереживать искусству».
Таким образом, приобщение студентов к подлинным источникам русской культуры, позволяет надеяться, что интеллигентность не будет для них непонятным, а зачастую пустым звуком. Глубокое, эмоциональное размышление об актуальном для личности студента позволит избежать смещения акцентов с идеи самосовершенствования к получению прибыли на рынке услуг, «продаже себя подороже». Мы считаем, что такие специалисты станут теми, кто по словам Ю. Лотмана «могут на что-то опереться: одни - на религию, другие - на веру в свой талант, третьи - на чувство своего нравственного долга перед народом, но всегда - на нравственное чувство». Авторы уверены, что важными задачами современного педагога являются не только работа над определением цели, структуры содержания образования, в т. ч. правильный выбор ключевых текстов для исследования, обучения, но разработка адекватного для реального социокультурного контекста педагогического инструментария. Использование в предложенной авторами форме активных и интерактивных методов на занятиях по культурологии позволяет системно через мотивированную самостоятельную деятельность обучающегося воздействовать на формирование его личности без выхолащивания знаний и ценностей из содержания предметов гуманитарного цикла.
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации». Available at: http://zakonobobrazovanii.ru/glava-8/statya-69
2. Лотман Ю.М. Воспитание души. Available at: //http://www.phantastike.com/ru/vospitaniye_dushi/zip/
3. Новая философская энциклопедия. Available at: https://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/page/about
4. Большая психологическая энциклопедия. Available at: https://psychology.academic.ru/819
5. Толковый словарь Ожегова. Available at: http://wwwвокaбyлa.рф/словaри/толковый-словaрь-ожeroвa/
6. Толковый словарь Даля. Available at: http://wwwвокaбyлa.рф/словaри/толковый-словaрь-дaля/
7. Современный толковый словарь русского языка Ефремовой. Available at: https://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/171136
8. Семилет Т.А., Витвинчук В.В., Rmy6eBa А.Р Тренды и перспективы современной культурной динaмики. Философия и культура. 2017; 11: 10 - 19. Available at: https://e-notabene.ru/pfk/article_24683.html
9. Ивaнов А.В., Фотиeвa И.В., Шишин М.Ю. На путях к новой цивилизации (очерки духовно-экологического мировоззрения). Бaрнayл, 2014.
10. Логиновa Н.С., Пономaрeнко О.П. Роль интеллигенции в фyнкционировaнии, рaзвитии современной российской культурной системы. Культурно-антропологическая парадигма: практика реализации в условиях компетентностной модели образования: мaтeриaлы мeждyнaродной нayчной конференции, 21 - 22 сентября 2017 г, г Бaрнayл: АлтГПУ 2017: 196 - 201.
References
1. Zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii». Available at: http://zakonobobrazovanii.ru/glava-8/statya-69
2. Lotman Yu.M. Vospitanie dushi. Available at: //http://www.phantastike.com/ru/vospitaniye_dushi/zip/
3. Novaya filosofskaya 'enciklopediya. Available at: https://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/page/about
4. Bol'shaya psihologicheskaya 'enciklopediya. Available at: https://psychology.academic.ru/819
5. Tolkovyjslovar'Ozhegova. Available at: http://www.vokabula.rf/slovari/tolkovyj-slovar'-ozhegova/
6. Tolkovyj slovar' Dalya. Available at: http://www.vokabula.rf/slovari/tolkovyj-slovar'-dalya/
7. Sovremennyj tolkovyj slovar'russkogo yazyka Efremovoj. Available at: https://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/171136
8. Semilet T.A., Vitvinchuk V.V., Golubeva A.R. Trendy i perspektivy sovremennoj kul'turnoj dinamiki. Filosofiya i kul'tura. 2017; 11: 10 - 19. Available at: https://e-notabene.ru/pfk/ article_24683.html
9. Ivanov A.V., Fotieva I.V., Shishin M.Yu. Na putyah k novojcivilizacii (ocherkiduhovno-'ekologicheskogo mirovozzreniya). Barnaul, 2014.
10. Loginova N.S., Ponomarenko O.P. Rol' intelligencii v funkcionirovanii, razvitii sovremennoj rossijskoj kul'turnoj sistemy. Kul'turno-antropologicheskaya paradigma: prakiika realizacii v usloviyah kompetentnostnoj modeli obrazovaniya: materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii, 21 - 22 sentyabrya 2017 g., g. Barnaul: AltGPU, 2017: 196 - 201.
Статья поступила в редакцию 26.03.19
УДК 376
Kraynik V.L., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: kraynlkviktor@mail.ru
Erokhin V.V., postgraduate, teaching assistant, Department of Special Pedagogy and Psychology, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia),
E-mail: wasilii2012@mail.ru
KEY PROBLEMS OF INCLUSIVE EDUCATION AT MODERN SCHOOL. The main problems of inclusive education arising at the stage of its practical implementation in a modern school in the conditions of direct interaction of the teacher and the child with disabilities are considered. The article reveals the concepts of "barrier" and "communicative barrier" in relation to the situation of pedagogical communication in the educational process. The views of different authors on the problem in Russian and foreign psychological and pedagogical science are investigated and compared. The classification of types of communication barriers is given, the causes of their occurrence are analyzed and systematized in detail, the possibilities of their overcoming are discussed. The conclusion is made about the need to find effective ways of forming the teacher's readiness for pedagogical communication with children with disabilities, which is associated with the appropriate adjustment of the process of preparing the future teacher for professional activity in the conditions of inclusion.
Key words: inclusive education, children with limited opportunities of health, special conditions, socialization, professional readiness, communication, pedagogical communication, communicative barrier.
В.Л. Крайник, д-р пед. наук, проф., зав. каф. спортивных дисциплин института физической культуры и спорта, Алтайский государственный
педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: kraynikviktor@mail.ru
В.В. Ерохин, аспирант, ассистент каф. специальной педагогики и психологии, Алтайский государственный педагогический университет,
г. Барнаул, E-mail: wasilii2012@mail.ru
КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Рассматриваются основные проблемы инклюзивного образования, возникающие на этапе его практической реализации в современной школе в условиях непосредственного взаимодействия педагога и ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Раскрываются понятия «барьер» и «коммуникативный барьер» применительно к ситуации педагогического общения в образовательно-воспитательном процессе. Исследуются и сопоставляются взгляды различных авторов на поставленную проблему в отечественной и зарубежной психолого-педагогической науке. Даётся классификация видов коммуникативных барьеров, подробно анализируются и систематизируются причины их возникновения, говорится о возможностях их преодоления. Делается вывод о необходимости поиска эффективных путей формирования готовности учителя к педагогическому общению с детьми с ограниченными возможностями здоровья, что связывается с соответствующей корректировкой процесса подготовки будущего педагога к профессиональной деятельности в условиях инклюзии.
Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья, особые условия, социализация, профессиональная готовность, общение, педагогическая коммуникация, коммуникативный барьер.
В конце XX века правительствами наиболее развитых стран мира инклюзивное образование было обозначено как одно из приоритетных направлений развития и совершенствования мировой образовательной системы. В мире отмечается тенденция к росту числа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе и в России. По данным Всемирной организации здравоохранения на 2016 год таких детей насчитывалось более 12 миллионов, многие из которых не обучались в общеобразовательных учреждениях [1].
Формирование демократического общества в России, вхождение в мировое социокультурное пространство, укрепление приоритета прав и свобод личности обусловили переосмысление отношения к проблемам обучения и социализации людей с ограниченными возможностями здоровья. Это привело к осознанию необходимости более широкого их включения в различные сферы жизни, важнейшей из которых является образование [2].
Вопрос о необходимости сближения общей и специальной педагогики для совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья поднимался еще в начале XX века такими известными отечественными учеными как Л.С. Выготский, ГЯ. Трошин, В.П. Кащенко и др. К сожалению опыт и идеи данных учёных не получили должного признания в России, и лишь в конце XX века наметилась тенденция к их переосмыслению и использованию в педагогической практике [3].
В 2006 году Генеральная Ассамблея ООН одобрила Конвенцию о правах инвалидов, которая провозглашает права на образование людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе обеспечение этого права через инклюзивное образование. Конвенция вступила в силу в мае 2008 года, а уже в сентябре она была подписана и Российской Федерацией. В 2012 году вступил в силу Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов», по сути ознаменовав собою начало полноценной реализации инклюзивного образования в нашем государстве. В соответствии с данным законом, инклюзивное образование предполагает обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [4].
Соответственно, инклюзивное образование подразумевает не только изменения в системе образовании, но и закрепление принципов инклюзии в обществе в целом. Инклюзия предполагает включение детей с ОВЗ в процесс обучения и воспитания в среде здоровых сверстников, в реальном социуме. Именно таким образом в процессе инклюзивного образования осуществляется межличностное взаимодействие, формируются взаимоотношения школьников в ходе учебной, внеурочной деятельности, общения [5].
Вместе с тем, в современном инклюзивном образовании имеется ряд противоречий и проблем, которые хотелось бы обозначить в данной работе. Одним
из таких противоречий является правовой аспект. Безусловный факт, что ребенок имеет право на посещение общеобразовательного учреждения и создание для него безбарьерной образовательной среды. Кроме того, у ребенка есть право на социализацию и развитие, что, по нашему мнению, должно являться приоритетным, по отношению к его праву быть механически внедренным в окружение здоровых сверстников [6].
Стоит отметить, что проблемой в данном случае выступает тот факт, что для взрослого человека на первый план выступает материально-адаптационные и правовые аспекты, а не задачи развития и социализации ребенка, в отношении которого организуется инклюзивная форма образования. Нередко в сознании взрослого человека понятия «безбарьерная среда» и «социализация» являются тождественными. В результате, формируя безбарьерную среду для ребёнка, создаётся впечатление, что кроме этого сразу же решаются проблемы социализации и адаптации ребенка, что, конечно, является ошибочным суждением. Подобное «склеивание» понятий порождает неразбериху, вредит развитию и воспитанию ребенка.
Создание безбарьерной среды не является компенсацией ограниченных возможностей здоровья ребёнка, оно лишь обеспечивает доступность культурных ценностей и необходимых условий для полноценной социализации и личностного развития. Кроме того, наличие у ребенка того или иного юридического права не означает немедленной, а порой и принудительной реализации этого права.
Своеобразным идеологическим девизом инклюзивного образования является лозунг «Дети должны учиться вместе!». При этом организация инклюзивного образования зачастую переходит в его фанатичное и безотлагательное воплощение на практике. В то время как внимание сосредотачивается на материально-технических, медицинских, юридических вопросах и решении иных конфликтных ситуаций, теоретические и методические проблемы собственно педагогической направленности отодвигаются на второй план и становятся второстепенными. В процессе создания внешних условий инклюзивного образования из основного контекста стало выпадать его содержание, что само по себе является существенной проблемой. Даже «особые условия» все чаще наполняются не психолого-педагогическим, а нормативно-правовым и административно-хозяйственным содержанием. Очевидно, что под «особыми условиями» должна пониматься не проекция медико-физиологических дефектов. Обучение должно строиться с опорой на его положительные стороны, которые, в свою очередь, менее отделимы от условий развития здоровых детей. В основе модели инклюзивного образования должно лежать чёткое понимание компенсаторных резервов детей с ОВЗ. Эти резервы есть нечто общее, что сближает их со здоровыми детьми и, в то же время, является своеобразным полем, на котором деятельность всех