Научная статья на тему 'Педагогический эксперимент по разработке модифицированной методики преподавания физической культуры для студентов медицинских групп'

Педагогический эксперимент по разработке модифицированной методики преподавания физической культуры для студентов медицинских групп Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
844
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ ТРЕНИРОВКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / STUDENTS / PHYSICAL TRAINING / PEDAGOGICAL EXPERIMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Анищенко Александр Петрович, Гуревич Константин Георгиевич, Игнатов Николай Георгиевич, Заборова Виктория Александровна, Селуянов Виктор Николаевич

Цель: апробация разработанной методики тренировки студентов. Материалы и методы: по 10 человек включены в экспериментальную и контрольную группы. Продолжительность занятий 24 недели. Определялись физическая работоспособность и функциональная активность сердечно-сосудистой системы. Результаты: До проведения эксперимента группы между собой достоверно не отличались. Занятия привели к уменьшению толщины кожной складки. В экспериментальной группе по сравнению с контрольной после окончания эксперимента снизились индекс жесткости сосудов на 6%, коэффициент упругости сосудистой стенки -на 8% и коэффициент периферического сопротивления сосудов или эластичности на 13% (во всех случаях p < 0,05). Самые значительные изменения показателей наблюдаются в уменьшении вязкости крови с P < 0,01. Перспективы: полученные данные показывают, что занятия физической культурой могут влиять на состояние сердечно-сосудистой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Анищенко Александр Петрович, Гуревич Константин Георгиевич, Игнатов Николай Георгиевич, Заборова Виктория Александровна, Селуянов Виктор Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical experiment on development of the modified technique of teaching physical culture for students from the medical groups

Purpose: Approbation of the developed technique of training of students. Materials and methods: 10 students were included in experimental group and 10 students were included in control one. Duration of occupation was 24 weeks. Physical operability and functional activity of cardiovascular system were defined. Results: Before carrying out experiment there was no difference between groups. Occupation have led to reduction of thickness of a skin fold. In experimental group in comparison with control after the end of experiment have decreased an index of rigidity of vessels by 6%, coefficient of elasticity of a vascular wall for 8% and coefficient of peripheral resistance of vessels or elasticity for 13% (in all cases P < 0.05). The most considerable changes of indicators are observed in reduction of viscosity of blood with P < 0.01. Prospects: The data obtained in work show that occupations by physical culture can influence a condition of cardiovascular system.

Текст научной работы на тему «Педагогический эксперимент по разработке модифицированной методики преподавания физической культуры для студентов медицинских групп»

ТРУДЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО РАЗРАБОТКЕ МОДИФИЦИРОВАННОЙ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП

Аннотация

Цель: апробация разработанной методики тренировки студентов. Материалы и методы: по 10 человек включены в экспериментальную и контрольную группы. Продолжительность занятий - 24 недели. Определялись физическая работоспособность и функциональная активность сердечно-сосудистой системы. Результаты: До проведения эксперимента группы между собой достоверно не отличались. Занятия привели к уменьшению толщины кожной складки. В экспериментальной группе по сравнению с контрольной после окончания эксперимента снизились индекс жесткости сосудов на 6%, коэффициент упругости сосудистой стенки -на 8% и коэффициент периферического сопротивления сосудов или эластичности - на 13% (во всех случаях р < 0,05). Самые значительные изменения показателей наблюдаются в уменьшении вязкости крови с Р < 0,01. Перспективы: полученные данные показывают, что занятия физической культурой могут влиять на состояние сердечно-сосудистой системы.

Ключевые слова: студенты, физическая тренировка, педагогический эксперимент.

Abstract

Purpose: Approbation of the developed technique of training of students. Materials and methods: 10 students were included in experimental group and 10 students were included in control one. Duration of occupation was 24 weeks. Physical operability and functional activity of cardiovascular system were defined. Results: Before carrying out experiment there was no difference between groups. Occupation have led to reduction of thickness of a skin fold. In experimental group in comparison with control after the end of experiment have decreased an index of rigidity of vessels by 6%, coefficient of elasticity of a vascular wall for 8% and coefficient of peripheral resistance of vessels or elasticity for 13% (in all cases P < 0.05). The most considerable changes of indicators are observed in reduction of viscosity of blood with P < 0.01. Prospects: The data obtained in work show that occupations by physical culture can influence a condition of cardiovascular system.

Keywords: students, physical training, pedagogical experiment.

Актуальность работы

Для привлечения студентов с медицинскими ограничениями к занятиям физической культурой создаются медицинские группы. На физкультурных занятиях используют щадящие средства и методы физического вос-

А.П. АНИЩЕНКО, К.Г. ГУРЕВИЧ, МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России;

Н.Г. ИГНАТОВ,

Фармацевтический колледж «Новые знания»;

В.А. ЗАБОРОВА, Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава РФ;

В.Н. СЕЛУЯНОВ, МФТИ (государственный университет);

Н.П. ЩЕМЕНОК, РГУФКСМиТ

питания. К таким средствам и методам можно отнести упражнения на развитие гибкости и занятия йогой [3, 4]. Однако оздоровительный эффект достигается при повышении в крови концентрации анаболических гормонов (тестостерона, гормона роста, инсулино-подобного

фактора). Эти гормоны выделяются в кровь при значительных психических напряжениях [1, 2, 4].

Мы предлагаем выполнять упражнения йоги в динамике, заменив статическую позу статодинамическими упражнениями. В этой ситуации упражнения хорошо раскладываются на счет, что дает возможность выполнять их под ритмичную музыку, т.е. получается своеобразный гибрид йоги и аэробики. Этот вариант физического упражнения совпадает с методикой выполнения стрет-чинга и статодинамических упражнений в ИЗОТОНЕ [1, 2, 5]. Стретчинг предполагает растяжение мышцы до предела и в этом состоянии производятся легкие дополнительные растяжения на расслабленной или активированной мышце. При расслабленной мышце происходит улучшение подвижности в суставах (гибкости), а при напряженной мышце - закисление мышцы через 20-30 с, появление боли, а значит психического стресса и выхода в кровь анаболических гормонов [1, 5].

Чередование стретчинга на расслабленных и активных мышцах приведет к улучшению гибкости, а стрет-чинг на активных мышцах приведет к росту силы мышц (окислительных мышечных волокон) [2-4]). Выход анаболических гормонов в кровь во время стресса и накопление их в жировой ткани приведет к интенсификации липолиза в жировой ткани, похудению при соблюдении диеты (белково-растительной) с калорийностью менее 1500 ккал [6].

Целью настоящей работы явилось изучение разработанного подхода в педагогическом эксперименте.

Материалы и методы исследования

В эксперименте принимали участие 20 человек. В контрольной группе (КГ) было 10 человек и в экспериментальной группе (ЭГ) было также 10 человек. Возраст в обеих группах - 23,1 ± 11 лет, масса тела ЭГ = 66,7 ± 5,0 и КГ = 64,3 ± 7,0 кг. Все лица, включенные в исследование, дали письменное добровольное информированное согласие. Исследование одобрено этическим комитетом ГБОУ «ВПО "Московский государственный медико-стоматологический университет"».

Испытуемые тренировались персонально с тренером в тренажерном зале. Оздоровительная программа включала в себя базовые многосуставные упражнения на основные мышечные группы в различных модификациях: приседания; выпады; становая тяга; вертикальная тяга, фронтальная тяга, подтягивания с компенсацией собственного веса, жим лежа, отжимания, обратные отжимания, гиперэкстензия, различные скручивания и поднимание прямых ног для мышц пресса, разгибание голени сидя двумя ногами, сгибание голени лежа двумя ногами, сгибание голени лежа одной ногой, сгибание голени сидя, сгибание рук на двуглавую мышцу плеча, разгибание рук на трехглавую мышцу плеча, отведение и приведение бедра, разгибание бедра в тренажере, отведение плеча. Все эти упражнения выполнялись в динамическом режиме.

Вводная часть (разминка) - в течение 10 минут упражнялись на беговой дорожке или любом другом кардиотренажере, таком как эллиптический тренажер, велотренажер, гребной тренажер. После кардиоразмин-

ки около 5 минут уделялось на растягивание основных мышечных групп.

Основная часть - 40-45 минут - силовые упражнения на тренажерах с собственным весом, свободными весами и дополнительным оборудованием, таким как фитболы, медицинболы, резиновые амортизаторы и босу. Основная часть состояла из 6-12 упражнений, выполнявшихся повторным методом от 2-х до 4-х подходов с весом около 40-60% от повторного максимума, от 10 до 15 повторений. Характер отдыха между походами был активным, что предусматривало ходьбу по залу и упражнения на растягивание основных мышечных групп, участвовавших в упражнении.

Заключительная часть (заминка). После основной части программы следовала заминка на кардиотренаже-рах от 20 до 40 мин со средней и ниже средней интенсивностью с целью постепенного снижения интенсивности тренировки, а также дальнейшей тренировки выносливости, повышения количества израсходованных калорий, и таким образом снижения количества жировой массы.

Тренировочная программа в экспериментальной группе предусматривала, кроме всех вышеперечисленных упражнений, выполнявшихся в динамическом режиме, 4 локальных силовых упражнения, выполнявшихся в стато-динамическом режиме: сгибание голени сидя, разгибание голени сидя, сгибание рук в тренажере, разгибание рук в тренажере. Эти упражнения выполнялись с весом около 40-60% от повторного максимума в течение 60 с, затем следовал активный отдых в течение 60 с. На каждом тренажере в таком стато-динамическом режиме упражнения выполнялись по 4 подхода, до состояния околопредельного локального утомления. Педагогический эксперимент проводился в течение 24 недель.

Тестирование тренированности сердечно-сосудистой системы проводилось в начале и в конце эксперимента.

В качестве тестовых были выбраны следующие упражнения:

1. Гарвардский степ-тест по облегченной программе в течение 2 мин с высотой ступеньки 34 см и частотой восхождения 25 раз в минуту.

2. Измерение ЧСС и АД до и после следующих локальных силовых упражнений, сразу и через 1,5 мин отдыха: сгибание голени сидя, разгибание голени сидя, сгибание рук в тренажере для двуглавой мышцы плеча, разгибание рук в тренажере для трехглавой мышцы плеча. Упражнения выполнялись в качестве тестовых в динамическом режиме на 15 повторений.

Также измерялись обхваты запястья, предплечья, плеча, шеи, грудной клетки, талии, таза, бедра и голени. Для определения антропометрических параметров развития измерялись подкожно-жировые складки калипером: на задней поверхности плеча, под лопаткой, на животе, на передней поверхности бедра, на задней поверхности голени. Все измерения проходили на правой стороне тела.

Для определения эластичности артерий проводили сфигмографию. В исследовании использовался прибор PulseTracePCA 2 (Micro Medical, Великобритания). Принцип действия прибора основан на теории распространения и отражения пульсовой волны, которая

регистрируется с помощью высокочувствительного фото-плетизмографического датчика и последующего контурного анализа цифровой пульсовой волны.

Различия между группами устанавливали по ¿-критерию Стьюдента и критерию знаков.

Результаты и обсуждение

Анализ полученных данных показывает, что все испытуемые имеют систолическое давление и ЧСС в пределах возрастной нормы (САДисх и ЧССисх). Причем между группами нет достоверных различий. Выполнение локальных силовых упражнений вызывает умеренный рост систолического артериального давления и ЧСС при разгибании и сгибании голени. Однако систолическое артериальное давление снижается после выполнения локальных силовых упражнений для мышц рук при одинаковом росте ЧСС в обеих группах. То есть выполнение локальных силовых упражнений динамического и статодинамического характера сокращения мышц не предъявляют сердечно-сосудистой системе особых тре-

бований и могут использоваться в медицинских группах слабо физически подготовленных учащихся или студентов, а также для лиц второго зрелого возраста и пожилых практически здоровых людей.

Для оценки уровня функциональной подготовленности используют Гарвардский степ-тест. В таблице представлены результаты тестирования испытуемых до и после педагогического эксперимента. Сопоставление результатов тестирования до и после степ-теста показывает, что процедура тестирования намного физически тяжелее локальных силовых упражнений, поскольку значительно более высокими оказались величины САД (139 мм рт. ст.) и ЧСС (154 уд./мин). Наблюдается тенденция к снижению САД, ДАД и ЧСС в покое в обеих группах, но более значительно - в ЭГ. После степ-теста в ЭГ и КГ ниже ЧСС, САД и ДАД при сравнении с данными до педагогического эксперимента. Однако достоверного различия между двумя программами тренировок не обнаружено. Лишь по скорости восстановления ЧСС после теста на 2-й минуте лучше показатель в ЭГ.

Таблица 1

Показатели ССС до и после гарвардского степ-теста педагогического эксперимента

Группа АД систолическое АД диастолическое АД пульсовое ЧСС

До нагрузки ЭГ 111,2 ± 9,9* 70,8 ± 6,9* 40,4 ± 6,8* 74,6 ± 6,2

КГ 115,7 ± 11,6 73,7 ± 12,8 41,5 ± 12,9 75,9 ± 7,9

После нагрузки ЭГ 131,1 ± 27,8* 80,8 ± 13,4* 50,3 ± 14,8* 148,1 ± 14,3*

КГ 133,7 ± 12,3 82,5 ± 8,4 51,2 ± 10,66 150,0 ± 13,04

: Р < 0,05.

Таблица 2

Изменение кожно-жировых складок за время педагогического эксперимента

в экспериментальной группе

Показатель Масса, кг КЖС на трицепсе, мм КЖС под лопаткой, мм КЖС на животе, мм КЖС на бедре спереди, мм КЖС икроножная, мм

До эксперимента 66,2 ± 7,7 21,6 ± 4,8 17,5 ± 4,5 22,3 ± 5,7 20 ± 4,5 20,3 ± 4,61

После эксперимента 63,8 ± 6,84 19,5 ± 3,5 14,25 ± 3,1* 17,1 ± 4,5* 13,8 ± 3,5* 16,6 ± 3,8*

* Р < 0,05.

Важно отметить, что в результате педагогического эксперимента масса тела изменилась в ЭГ недостоверно, а толщина КЖС уменьшилась статистически достоверно (10-32%) (табл. 2). Причем в КГ изменение К^КС произошло, но статистически недостоверно. Следовательно, выполнение статодинамических упражнений до сильного локального утомления, до стресса приводит к выходу анаболических гормонов в кровь, проникновению их в жировую ткань и усилению липолиза. При выполнении динамических локальных силовых упражнений утомление существенно меньше, поэтому меньше реакция жировой ткани на выполнение силовых упражнений.

Сравнительный анализ результатов сфигмографии, проведенной в контрольной и экспериментальной группах после окончания эксперимента, показывает значи-

тельные улучшения показателей в ЭГ (табл. 3), индекса жесткости сосудов (Si) и коэффициента упругости сосудистой стенки (Fa) (6-8%, Р < 0,05), коэффициента периферического сопротивления сосудов или эластичности (Flex) (13%, Р < 0,05), но самые значительные изменения показателей наблюдаются в уменьшении вязкости АКК с достоверностью Р < 0,01. После эксперимента этот показатель в ЭГ ниже, чем в КГ - 85,77 против 89,5, тогда как до проведения эксперимента эти показатели в ЭГ были более чем на 10% выше, чем в КГ. В контрольной группе уменьшился Si на 3,6% (Р > 0,05), коэффициент упругости остался практически неизменным, периферическое сопротивление уменьшилось на 6% (Р > 0,05). Вязкость АКК у испытуемых в КГ уменьшилась на 7% со значимостью Р < 0,01.

Таблица 3

Изменение показателей сфигмографии за время педагогического эксперимента

в экспериментальной группе

Показатель До эксперимента После эксперимента

Si (м/с) 5,88 ± 1,09 5,54 ± 1,12*

Fа (Гц) 5,35 ± 0,98 4,9 ± 0,93*

Flex (%) 56,68 ± 13,58 49,68 ± 10,58*

Вязкость аортальной компрессионной камеры (АКК) (%) 100,76 ± 7,53 85,77 ± 6,53*

* Р < 0,05.

Таким образом, использование в подготовке студентов локальных силовых статодинамических упражнений ведет к интенсификации липолиза, снижению вероятности

возникновения ишемического заболевания сердечнососудистой системы, улучшению состояния артериальной системы.

Литература

1. Мякинченко, Е.Б. Оздоровительная тренировка по системе «Изотон» / Мякинченко Е.Б., Селуянов В.Н. -М.: СпортАкадемПресс, 2001. - 67 с.

2. Мякинченко, Е.Б. Развитие локальной мышечной выносливости в циклических видах спорта / Мякинченко Е.Б, Селуянов В.Н. - М.: ТВТ Дивизион, 2005. - 338 с.

3. Нетреба, А.И. Физиологические эффекты низкоинтенсивной силовой тренировки без расслабления / Нетреба А.И., Попов Д.В., Бравый Ю.Р., Мишина С.С., Виноградова О.Л. // Физиология человека. - 2009. -№ 4. - С. 479-483.

4. Попов, Д.В. Факторы, ограничивающие аэробную работоспособность на уровне отдельной мышцы у людей с различным уровнем тренированности: автореф. дис. ... канд. биол. наук: 03.00.13 / Попов Д.В. - М., 2007. - 24 с.

5. Селуянов, В.Н. Технология оздоровительной физической культуры / Селуянов В.Н. - М.: СпортАкадемПресс, 2001. - 169 с.

6. Ющук, Н.Д. Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний / Ющук Н.Д., Маев И.В., Гуревич К.Г. - М.: Практика, 2015. - 412 с.

References

1. Myakinchenko, E.B. Recreative training on Izoton System / Myakinchenko E.B., Seluyanov V.N. - M.: Sport-AcademPrees, 2001. - 67 p.

2. Myakinchenko, E.B. Development of local muscular endurance in cyclic sport / Myakinchenko E.B, Seluya-nov V.N. - M.: TVT Division, 2005. - 338 p.

3. Netreba, A.I. Physiological effects of low-intensive power training without relaxation / Netreba A.I., Popov D.V., Braviy Yu.R., Mishina S.S., Vinogradova O.L. // Fiziologiya cheloveka. - 2009. - No. 4. - Pp. 479-483.

4. Popov, D.V. The factors limiting aerobic working capacity at the level of a separate muscle at people with various level of fitness / Avtoreferat of PhD Dissertation in biology: 03.00.13 / Popov D.V. - M., 2007. - 24 p.

5. Seluyanov, V.N. Technology of recreative physical culture / Seluyanov V.N. - M.: CnopTAKageMnpecc, 2001. - 169 p.

6. Yuschuk, N.D. Healthy lifestyle and prevention of diseases / Yuschuk N.D., Mayev I.V., Gurevich K.G. - M.: Practice, 2015. - 412 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.