УДК 377.5.03 ББК 74.57
Нагаева Светлана Николаевна
соискатель г. Нефтеюганск Nagaeva Svetlana Nikolaevna
Applicant for a Degree Nefteyugansk
Педагогические возможности проектной деятельности при формировании профессиональной компетентности будущего техника
Pedagogical Possibilities of Design Activity While Future Technologists’
Professional Competence Forming
В статье уточняется понятие «формирование профессиональной компетентности будущего техника». Рассматриваются педагогические возможности проектной деятельности, выявляются педагогические условия ее осуществления в процессе формирования профессиональной компетентности выпускника.
The article specifies the «the future technologists’ professional competence forming» concept. Pedagogical possibilities of design activity are examined, pedagogical environmental complex of its realization are revealed in the course of a graduate’s professional competence forming.
Ключевые слова: профессиональная компетентность будущего техника, педагогические возможности проектной деятельности, педагогические условия осуществления проектной деятельности.
Key words: future technologists’ professional competence, pedagogical possibilities of design activity, pedagogical environmental complex of design activity realization.
В нашем исследовании мы изучаем формирование профессиональной компетентности будущего техника, которая включает совокупность взаимосвязанных компонентов, призванных последовательно и максимально эффективно осуществлять формирование профессионально важных качеств современного специалиста среднего звена.
Разделяя подход к пониманию профессиональной компетентности, выработанный в научной школе В.А. Сластенина, мы пришли к выводу, что профессиональная компетентность будущего техника - интегративное качество личности, характеризующееся способностью к системному и самостоятельному действию при организации и проведении работ в области разработки и эксплуатации нефтяных, газовых и газоконденсатных месторождений, с учетом полученных знаний, умений и личностной готовности к будущей профессиональной деятельности. Интеграция (лат. integration - восстановление,
восполнение) рассматривается как понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию [3]. Под системным действием в профессиональной ситуации мы понимаем множество последовательно принимаемых мер на основе критически осмысленной информации, сведенных в единую производственную задачу и направленных на разрешение данной ситуации. Личностная готовность к будущей профессиональной деятельности - это внутренняя настроенность на практическую деятельность для решения профессиональных задач, готовность к социальному взаимодействию с членами команды, решающей общую профессиональную задачу, готовность к использованию информационных ресурсов для планирования и осуществления своей деятельности, стремление к профессиональной самореализации.
Профессиональная компетентность будущего техника охватывает структурно-содержательные компоненты, такие как: гносеологический,
аксиологический и праксиологический. Гносеологический компонент включает совокупность знаний основ дисциплин специальной подготовки в объеме, необходимом для решения профессиональных задач. Аксиологический компонент учитывает ценностные отношения, профессионально-ценностные ориентации, мотивы учебной и профессиональной деятельности, готовность к самообразованию, профессионально важные качества личности. Праксиологический компонент представляет гностические, проектировочные, конструктивные коммуникативные и организаторские умения, позволяющие применить знания специальных дисциплин на практике. Уровень сформированности данных компонентов определяет готовность будущего техника к профессиональной деятельности.
В новых, постоянно меняющихся условиях, процесс формирования профессиональной компетентности будущего техника требует корректировки методических и технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств, основанных на знаниях, умениях и навыках. Требуется более активное
включение в учебную деятельность педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативы, навыка ориентации в информационных полях, формирующих у будущих выпускников умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих проблем, не только профессиональных, но жизненных - это технологии, предусматривающие проектную и исследовательскую деятельность учащихся. Внимание к проектной деятельности - не просто отражение «модной тенденции» в современном образовании, оно исторически обусловлено объективной необходимостью повышения качества профессиональной подготовки.
В рамках нашего исследования нам необходимо рассмотреть педагогические возможности проектной деятельности, способствующей эффективному формированию профессиональной компетентности будущего техника, так как теоретическое осмысление проблемы подтвердило мысль о том, что педагогический потенциал проектной деятельности является важнейшим отправным моментом в нашей работе.
Проект (от лат. рг^ееШБ - брошенный вперед) - прообраз какого-либо объекта, вида деятельности. В этом контексте проектирование - это процесс создания проекта. Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности [1].
Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. По мнению Н.И. Никитиной проектная деятельность видит своей целью подготовку специалиста как субъекта социально-исторического и культуросозидательного процесса, умеющего не просто вписаться в окружающий мир, но и активно действовать в нем, приобретающего в процессе обучения опыт решения различных социальных и производственных проблем [2].
Мы согласны с А.И. Колесниковой и также считаем, что в проектной деятельности прослеживается соединение технократического и гуманитарного, исследовательского и прогностического, информационно-образовательного и социально-преобразовательного начал. Именно проектная деятельность, утверждает В.Д. Симоненко, способна: сформировать культуру делового общения, научиться аргументировано защищать свои позиции, добывать нужную информацию самостоятельно, мыслить оригинально и неординарно, развивать интеллектуальные способности [4].
Проектная деятельность содержит в себе удивительные педагогические возможности, поскольку способна преобразить человека любого возраста. Ее развивающая функция основана на [1]:
- продуктивности воображения, которое творит субъективную реальность и
программирует действия по изменению того или иного объекта (развивается способность к различного рода действиям, которые составляют
праксиологический компонент формирования профессиональной компетентности будущего техника);
- силе и свободе творчества (развиваются необходимые профессионально важные качества личности, составляющие аксиологический компонент формирования профессиональной компетентности);
- логичности и последовательности (несомненно, это и организаторские умения, предполагающие способность к последовательному решению задач по реализации запланированного объема работ - праксиологический компонент, и профессиональная специфика мышления - гносеологический компонент);
- стимуле к развитию социальной активности (развиваются
коммуникативные умения праксиологического компонента,
характеризующиеся межличностными взаимоотношениями);
- эмоциональном обогащении своей жизни, связанном с ощущением
способности к преобразованию действительности (проявляется
аксиологический компонент, то есть формируется способность и готовность личности к любой деятельности);
- возможности получить предметный результат (проявляются все компоненты в комплексе: и гностический, как знания, и праксиологический, как умения, навыки, действия, и аксиологический, как ценности).
Вышеперечисленные способности и готовности характеризуют проектную деятельность как поддерживающую компетентностно-ориентированный подход в образовании.
Проектная деятельность с точки зрения учащегося - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Мы полагаем, что для учащихся технических специальностей необходимо создавать условия для развития креативных способностей, поскольку способность к анализу и синтезу, умение выдвигать гипотезы, то есть предвосхищать возможные решения, отличают творческого специалиста от простого исполнителя. Здесь аксиологический компонент профессиональной компетентности будущего техника включает в себя не только ценностные отношения и ориентации, но и такие профессионально важные качества личности, как способность критического осмысления производственной ситуации, понимание причинноследственных связей, грамотное обоснование своих решений, что в конечном итоге обеспечивают успешное решение сложных профессиональных задач.
В характеристику педагогических возможностей проектной деятельности входит и ее высокая мотивация, которая является составляющей аксиологического компонента профессиональной компетентности будущего техника. Успешное формирование профессиональной компетентности выпускника не только определяется мотивацией, но, в свою очередь, влияет на ее развитие с помощью проектирования.
Педагогические возможности проектной деятельности с точки зрения преподавателя позволяют вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, необходимые для формирования профессиональной компетентности будущих техников. Под специфическими умениями и навыками проектирования мы понимаем способность выдвигать идеи, в том числе и нестандартные, управлять процессом их генерирования, осуществлять поисковую умственную деятельность, представлять готовые проекты в подходящей форме.
Для преподавателя проектная деятельность влияет в основном на гносеологический компонент формирования профессиональной компетентности и учит:
- проблематизации, а именно, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы (гносеологический компонент);
- целеполаганию и планированию содержательной деятельности
(гносеологический компонент, проектировочные умения праксиологического компонента);
- самоанализу и рефлексии (гносеологический и аксиологический
компоненты);
- представлению результатов своей деятельности (гносеологический и праксиологический компоненты);
- поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания (гносеологический компонент).
Освоив методику осуществления учебного проектирования, поняв его возможности и тонкости, преподаватель научится конструировать проект под конкретные педагогические цели, в том числе - формировать соответствующие компетентности будущего техника.
Таким образом, предпринятое нами теоретическое осмысление
педагогических возможностей проектной деятельности позволяет сделать вывод о том, что данные возможности обширны и активно влияют на три компонента профессиональной компетентности будущего техника -гносеологический, праксиологический и аксиологический.
Библиографический список
1. Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская. - М.: Академия, 2007. - 288 с.
2. Никитина, Н.И. Проективное образование студентов в информационном обществе // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2006. - № 10. - С. 56-60.
3. Советский энциклопедический словарь : под ред. А.М. Прохорова. -М.: Советская энциклопедия, 1989. - 1630 с.
4. Симоненко, В.Д. Технологическая культура и образование. - Брянск: БГПУ, 2001. -214 с.
Bibliography
1. Kolesnikova, I.A. Pedagogical Projecting / I.A. Kolesnikova, M.P.Gorchakova-Sibirskaya. - М: Academy, 2007. - 288 p.
2. Nikitin, N.I. Students’ Projective Education in Information Society / N.I. Nikitin // Bulletin of the Orenburg State University. - 2006. - № 10. - P. 56-60.
3. Simonenko, V.D. Technologic Culture and Education / V.D. Simonenko. - Bryansk: BPSU, 2001. - 214 p.
4. The Soviet Encyclopedic Dictionary / Under the Editorship of A.M.Prokhorov. - M: The Soviet Encyclopedia, 1989. - 1630 p.