Научная статья на тему 'Педагогические возможности формирования нравственной культуры студентов с помощью средств массовой информации'

Педагогические возможности формирования нравственной культуры студентов с помощью средств массовой информации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
475
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ПОЗНАНИЕ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ / MASS MEDIA / MEDIA-EDUCATION / DEMOCRATIZATION OF EDUCATION / INFORMATION ENVIRONMENT / SOCIALIZATION / INTERINDIVIDUAL PERCEPTION / IDENTIFCATION / LEARNER-CENTERED APPROACH / SOCIAL CLIMATE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Тоскина А. А.

Дан анализ теоретических подходов к формированию нравственной культуры студентов с помощью средств массовой информации. Основное внимание уделяется медиаобразованию, функциям средств массовой информации, механизмам межличностного познания и личностно-ориентированному подходу

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical opportunities of ethic culture formation of students by means of mass media

The author represents an analysis of theoretical approaches of ethic culture formation of students by means of mass media. The emphasis is upon media-education, functions of mass media, mechanism of interindividual perception and learner-centered approach

Текст научной работы на тему «Педагогические возможности формирования нравственной культуры студентов с помощью средств массовой информации»

УДК 378 А.А. Тоскина

педагогические возможности формирования нравственной культуры студентов с помощью средств массовой информации

Дан анализ теоретических подходов к формированию нравственной культуры студентов с помощью средств массовой информации. Основное внимание уделяется медиаобразованию, функциям средств массовой информации, механизмам межличностного познания и личностно-ориентированному подходу.

Ключевые слова: средства массовой информации, медиаобразование, демократизация образования, информационная среда, социализация, межличностное познание, идентификация, личностно-ориентированный подход, социально-психологический климат

В условиях современного общества проблема формирования нравственной культуры становится особенно актуальной. Этот процесс влечет за собой существенные изменения в духовной жизни общества, мышлении людей, их образе жизни. Поэтому особую значимость приобретают средства, способствующие формированию нравственной культуры молодежи, в частности, средства массовой информации.

Широкие возможности средств массовой информации вызывают необходимость изучать механизмы их функционирования и развития, эффективность влияния на аудиторию. В связи с резким усилением роли средств массовой информации в образовательном процессе появилось новое направление в педагогике - медиаобразование, нацеленное на объект воздействия средств массовой информации - молодого человека, формирующее у него компетентность в отборе и восприятии подаваемой информации. Медиаобразование помогает определять негативную информацию, проводит политику анализа информационного потока и тем самым является мощным вспомогательным средством по выработке своего мнения о происходящих явлениях, что должно существенно снижать эффект влияния негативной информации на формирующуюся личность. Авторы предполагают интеграцию медиаобразования в гуманитарные и естественно-научные дисциплины, конкретизировав цели медиаобразования до уровня учебных задач преподаваемого предмета. Иными словами, медиаобразование реализуется через точки соприкосновения «внешних» информационных потоков и учебного предмета [1, 2]. Возникли и утвердились различные направления исследования средств массовой информации, выработавшие различные методологические подходы и концептуальный аппарат. Наибольшее количество источников и теоретических концепций связано с темой истории методологических концепций и методологии массовой комму-

ТОСКИНА Анна Анатольевна - ассистент-преподаватель кафедры иностранных языков по техническим и естественным специальностям ЯГУ

E-mail: [email protected]

никации. Анализу процесса передачи информации и ценностей культуры посвящена и работа Абдеева Р.Ф. [3].

Необходимость исследования роли средств массовой информации определяется требованиями современного общества и обусловлена следующими обстоятельствами:

- обращение к проблеме формирования нравственной культуры студенчества поможет выявить источники и многие противоречия современной духовности, ее различные проявления, компоненты, одним из которых является культура формирующейся личности, особенно внутреннее ядро этой культуры - нравственность;

- в студенческой среде налицо усиление мировоззренческого и нравственного кризиса. Катализатором этого разрушительного процесса выступают средства массовой информации и не только молодежные, пропагандирующие преимущественно западный образ жизни, индивидуалистическое поведение. В сознание молодежи внедряются сомнения по поводу прошлых успехов нашей страны в разных областях. Вследствие этого растет отчужденность многих студентов от культурноисторического прошлого, разрушается привлекательность нравственных идеалов.

Эти обстоятельства делают необходимой выработку новой системы использования средств массовой информации для формирования нравственной культуры студентов, в частности студентов педагогических вузов, так как это важная составляющая процесса становления будущего педагога. Необходимо органически связать профессиональную подготовку и формирование более высокого уровня нравственной культуры. Только в этом случае молодой специалист будет способен участвовать в процессе воспитания подрастающего поколения.

В связи с демократизацией образования, подразумевающей большую свободу студента в рамках вуза, и резким увеличением потоков информации многие ученые, например, Е.Н. Барышников, И.А. Колесникова, А.Н. Богомолов, Г.Г. Воробьев, Е.Л. Доценко, И.Ю. Глинская и А.А. Марков подчеркивают необходимость пересмотреть взгляды на процесс воспитания. Авторы предлагают рассматривать процесс воспитания как взаимодействие человека с окружающей информа-

ционной средой [4, 5, 6, 7, 8, 9]. Способы взаимодействия со средой определяются «самой структурой среды и действиями преподавателя, выделяющего из среды те или иные элементы и инициирующего взаимодействие обучаемого с ними» [9, с. 5].

К числу ведущих личностных образований, стимулирующих формирование нравственности, современная педагогика относит идеалы, интересы, ценностные ориентации, культуру отношений. Социальная культура, напряженность которой определяется социальной активностью личности, проявляется в особой направленности отношений, характеризующих социальную позицию личности, ее установки, цели и ценности, способы их реализации [10]. Согласно Б.Г. Ананьеву, «позиция личности как субъекта общественного поведения и многообразных социальных деятельностей представляет сложную систему отношений личности (к обществу, в целом, и к общностям, к которым она принадлежит, к труду, людям, самой себе), установок и мотивов, которыми она руководствуется в своей деятельности, целей и ценностей, на которые направлена эта деятельность» [11, с. 56]. Рассматривая далее отношения, мотивы и установки личности, он указывает, что эта сложная система субъективных свойств реализует себя в общественных функциях, ролях, выполняемых человеком в труде, познании, общении в определенной системе.

На личность в процессе социализации предположительно должно оказывать эффективное влияние осуществление ею социальных функций и ролей, вызывая в ответ активное усвоение и принятие индивидом общественных ценностей и идеалов, а также развитие форм и способов их реализации в поведении, труде, стиле мышления, образе жизни. Средства массовой информации оказываются в этом процессе одним из наиболее мощных факторов. При этом специфика их формирующего воздействия на личность определяется исключительно принципами коммуникативности.

Основные подходы к проблеме педагогических возможностей средств массовой информации определяются в работах И.А. Яременко [12], Т.Н. Мальковской [13], и С.Л. Рубинштейна [14].

И.А. Яременко считает, что необходимо опираться на общепедагогическую систему принципов, ранжируя их в соответствии с регулирующим влиянием принципа социальной детерминации. «Суть данного принципа может быть выражена в соотнесении формирования личности, отвечающей новым социальным условиям и традициям (стереотипам), сохраняющимся в жизни старших поколений. Реализация данного принципа требует такой организации формирующего воздействия средств массовой информации, при которой будут обеспечены на оптимальном уровне соотношения между личностным и общественным, индивидуальным и индивидуалистическим, условиями жизни и социальной ориентацией, моралью и моральной саморегуляцией» [12, с. 21].

В силу высокой тиражированности влияния средств массовой информации опасность неадекватного воздействия многократно возрастает и может проявить себя в явлении тривилизации, представляющем не только социально-политическую, на общем уровне, но и психологическую, на личностном, опасность. Термин «триви-лизация» определяется Т.Н. Мальковской [13, с. 29] как сведение всего разнообразия социального опыта к единственной норме - тривиальности, то есть обыденности, общедоступности, элементарности. Тривиальность заранее и сознательно планируется и проникает в ценностные ориентации чаще всего молодых людей именно в силу недостаточной сформированности личной социальной и нравственной позиции, малого опыта предметной и общественной деятельности. На этом фоне сформулированный С.Л. Рубинштейном механизм взаимодействия внешнего с внутренним, - «внешние воздействия на человека преломляются через внутренние психологические условия» [14, с. 27], - работает на поступки и действия, которые не коррелируют с общественной потребностью и не обеспечивают личности ее социального комфорта. Разрыв двух сфер: функциональной и психической или преобладание одной из них приводит к деформации развития личности. Это рассуждение доказывает, что исключение средств массовой информации из ряда равноправных факторов формирования не только отдельных свойств личности, но и личности как таковой, представляет серьезную опасность.

Основными закономерностями процесса воспитания и развития личности М.Е. Дуранов [15] считает социальную обусловленность целенаправленного воспитания и развития личности, выполняющую прогностическую, ориентировочную, информационную, интегративную и регулятивную функции; развитие личности происходит в деятельности с данными функциями, перевода воспитания в самовоспитание, управления в самоуправление развитием личности с функциями ориентировочной, регулятивной, информационной, контрольной.

Как показал анализ вышеназванной литературы, в приведенных подходах к определению закономерностей процесса воспитания и формирования личности нет принципиальных противоречий. Каждый из них опирается на свое понимание сущности воспитания как процесса. Воспитание традиционно определяется как «специально организованное воздействие на развивающуюся личность с целью формирования у нее определяемых обществом социальных свойств и качеств» [16, с. 37]. Воспитание понимается «как руководство или управление развитием личности» [17, с. 77]. В зависимости от того или иного понимания сущности воспитания и выводятся приведенные выше закономерности.

Определяющим регулятивным компонентом процессов формирования личности и отдельных ее качеств и в педагогике, и в деятельности средств массовой информации являются принципы. В педагогике данная категория

детально разработана и представлена в этимологическом контексте, а потому может быть принята как общая для сходных по функциям процессов.

Так, В.П. Пугачев выделяет следующие функции средств массовой информации: информационную, социа-лизационную, образовательную, критики и контроля, артикуляции общественных интересов, конструирования и интеграции политических субъектов, мобилизационную [18, с. 32]. Другие ученые [10, 11, 12, 13] систематизируют функции массовой информации, основываясь на той основной задаче, которую они выполняют: «удовлетворить информационные потребности индивида, общества, государства». Соответственно этому они выделяют следующие функции, в частности, электронных и телевизионных средств массовой информации: информационную, культурно-просветительскую, интегративную, коммуникативную, социально-педагогическую, организаторскую, образовательную, рекреативную (развлекательную).

Средства массовой информации, особенно электронные, способны охватить своим влиянием самые широкие слои населения, даже те, которые оказываются за пределами влияния печатных средств массовой информации. Эта способность определяется и объясняется особенностями физической природы электронных средств массовой информации, определяющими их специфику как средство создания и передачи сообщения (информации). Поэтому первой специфической особенностью таких электронных средств массовой информации, как радио и телевидение, можно считать вездесущность, а специально для телевидения - экранность.

Другая особенность радио и телевидения - сообщать о событии в неповторимый момент его совершения. Одновременность действия, события и отображения его на экране обеспечивает особенность, которую называют непосредственностью и которая, в свою очередь, порождает сиюминутность, т.е. одновременность наблюдения, показа и трансляции. Способность телевидения обеспечить личностные контакты потребителя информации с коммуникатором, составить суждение о нем, о ценности его сообщения образуют завершающую особенность телевидения - персонификацию информации ее автором, а также участниками события. Совокупность перечисленных особенностей электронных средств массовой информации - радио и телевидения - создает у потребителя информации особую психологическую установку на «эффект присутствия».

Таким образом, оказывается, что по природе своей электронные средства массовой информации психоген-ны, т.е. органически связаны с процессами восприятия познания и понимания человеком окружающей действительности, а также другого человека. Область психологии и педагогики, занимающаяся изучением восприятия и понимания, является специализированной областью психологии и педагогики общения. Проблема восприятия человека человеком (социальная перцепция) стала

чрезвычайно популярной в последние 30-35 лет, вероятно, потому, что человечество оказалось на рубеже двух цивилизаций - индустриальной и постиндустриальной, в которой возрастает роль человеческой личности, и именно она становится основной ценностью общества. За этот период времени была проделана огромная научная работа о различных эффектах восприятия и о механизмах межличностного познания, в частности, о таких, как стереотипизация, проецирование, идентификация.

Стереотипизация представляет собой один из наиболее мощных механизмов межличностного общения. Под влиянием окружающих и в процессе взаимодействия с ними у каждого человека образуются более или менее конкретные эталоны, пользуясь которыми он не только социализируется, но и дает оценку другим людям. Чаще всего формирование эталонов происходит незаметно для человека. Видимо, именно в силу своей недостаточной осознанности людьми они имеют такую власть над ними. В психологии имеют место различные классификации стереотипов. Наибольший интерес представляют социально-статусные, социально-ролевые и экспрессивно-эстетические стереотипы, поскольку именно с ними связано формирование личностных составляющих феномена нравственной культуры. Рассмотрим их более подробно.

Социально-статусные стереотипы находятся в зависимости от оценки личностных качеств человека, от его социального статуса. Исследования показывают, что социальный статус и оценка личностных качеств личности коррелируют между собой.

Социально-ролевые стереотипы проявляются в личностных качествах человека и его социальной роли. При этом понятие «социальный статус» определяется как понятие «вертикальное», иерархическое. Понятие «социальная роль» определяется как содержательнофункциональный стереотип. Существуют определенные социально-ролевые стереотипы, которые не являются универсальными, они субъективны, индивидуальны, подвижны. А это означает, что в большей степени зависимы от способов их подачи.

Экспрессивно-эстетические стереотипы определяются зависимостью оценки личности от внешней привлекательности человека, являя собой так называемый «эффект красоты». Чем более привлекателен человек внешне, тем более позитивными качествами он наделяется. Причем под внешней привлекательностью понимается комплекс физических, экспрессивных, эмоциональных, поведенческих и презентационных качеств.

Отсюда следует, что существование экспрессивноэстетических стереотипов оказывается профессионально значимым для коммуникаторов экранных средств массовой информации. Здесь определенная внешность ставится в соответствие с содержанием и характером информации. Согласно теории когнитивного диссонанса, у массового зрителя возникает настроение не-

удовлетворенности, если содержание и характер информации не сочетается с внешними данными, мимикой, артикуляцией, тембром и темпом речи коммуникатора. При этом следует учитывать, что социально-перцептивный стереотип является по сути определенным типом установки личности. Известно, что именно установка в значительной мере определяет не только самовосприятие, но и последующие действия, которые совершает личность на его основе. Более того, исследования показывают, что между полнотой, объективностью познания (в значении перцепции) и длительностью контакта нет абсолютно прямой связи. Зато экспериментальные исследования показывают прямую зависимость формирования определенного стиля поведения от качества и количества просмотренных телепередач. При этом оказалось, что наиболее часто копируют предлагаемые образцы к тридцати годам, поскольку обычно ребенок проводит у телевизора, в среднем, около тридцати часов в неделю. И это положение не меняется вот уже двадцать лет.

Другой механизм межличностного восприятия - проецирование. Суть его состоит в неосознанном наделении другого человека собственными мотивами и переживаниями. Исследования показывают наличие объективной зависимости между уровнем самопознания личности и восприятия других людей.

В отличие от проецирования идентификация представляет собой сознательную постановку себя на место другого. Это реализуется в виде мысленного переноса себя в пространство и обстоятельства другого человека, что может привести к усвоению его взглядов, мотивов, привычек и т.д. Идентификация является чрезвычайно сильным механизмом познания другого человека, но требует больших психических и нравственных затрат, определенной ломки сложившихся взглядов, представлений, что создает серьезный душевный дискомфорт. Поэтому истинная идентификация при частных декларациях о ее возможности оказывается редкой.

Перечисленные выше механизмы межличностного общения распространяются, а потому чрезвычайно важны в процессе выстраивания формирующего воздействия средств массовой информации на формирование нравственной культуры личности. В силу своих специфических особенностей, о которых речь шла выше, средства массовой информации оказываются в состоянии поставлять потребителям информации социально значимые стереотипы в разнообразных и наиболее полно отвечающих механизмам восприятия формах. Причем эффективность их окажется тем более высокой, чем в большей степени они будут соответствовать природе социальной активности личности, ее структуре и уровню.

Вместе с тем, опираясь на принцип комплексности формирующего воздействия в деятельности средств массовой информации, возможно осуществление личностноориентированного подхода. Принцип комплексности выражает саму природу средств массовой информации и

отвечает целостности процесса формирования личности. Но в своей реализации в условиях массового воздействия он, как правило, рассчитан на усредненного потребителя, то есть проектируется и организуется на основе общих, типичных представлений о потребностях потребителя информации. Выбор для него обеспечивается простой операцией «нажатие кнопки» по принципу «не хочешь

- не смотри». Но известно то, что неудовлетворенная потребность либо затухает, либо удовлетворяется за счет суррогата. Именно в силу указанных обстоятельств снижается или искажается эффективность формирующего влияния средств массовой информации. Личностноориентированный подход в своей принципиальной основе требует опоры на личный опыт субъекта, а также за счет проектирования его деятельности, выращивания в нем тех способностей, которые заключены в нем, но не вполне реализованы в опыте.

Как известно, суть личностного подхода состоит в признании самоценности каждого человека, его развития как индивида, наделенного своим субъектным опытом. Термин «субъектный опыт» означает опыт жизнедеятельности, приобретенный в конкретных условиях социокультурного окружения, в процессе восприятия и понимания мира людей и вещей. Субъектный опыт означает принадлежность конкретному человеку» [4, с. 18]. При этом термин «субъектный» отличается по своему значению от термина «субъективный». Термин «субъективный» имеет философский смысл и отражает отношения субъективного и объективного в познании. Термин «субъектный» фиксирует принадлежность опыта конкретному человеку без оценки его истинности, научности, социальной ценности. В рамках такого подхода человек оказывается ценен не только воспроизводством общественного, но и индивидуального опыта. При усвоении информации, отражающей общественный опыт, человек пропускает ее через свой индивидуальный, субъектный опыт и превращает в индивидуальное знание.

В процессе потребления информации происходит «встреча» предлагаемого коммуникатором содержания с уже имеющимся опытом потребителя. Субъектность в этом случае состоит в избирательности по отношению к информации, ее содержанию, виду, форме представления, в устойчивости этой избирательности, эмоциональноличностном отношении к ней. В этом контексте понятие «окультуривание» следует понимать как обогащение результатами общественно-исторического опыта.

Для повышения эффективности формирующего влияния средств массовой информации потребуются организационные и проектные действия, связанные с отбором, конструированием содержания информации в совокупности с определением наиболее отвечающих проекту выбором средств художественной выразительности. Очевидно также, что данное условие регулирует организационную и содержательную составляющие деятельности средств массовой информации.

Средства массовой информации опосредуют общественные требования к личности в процессе формирующего влияния на нее. В свою очередь, личность на основе сформировавшихся представлений, присвоенных в процессе жизнедеятельности, социально-статусных, социально-ролевых, эмоционально-эстетических стереотипов, сложившегося опыта, интересов и мотивов предъявляет соответственно свои требования к содержанию и организации подачи сведений средствами массовой информации. Характер этих требований различается в зависимости от личностных особенностей, а также специфики информации о той области общественной жизни, к которой они обращены. «Вычерпывание информации» осуществляется на основе встречных требований субъектами информационно-перцептивного процесса. Отсюда следует вывод о том, что субъекты процесса ориентированы друг на друга. Основой такой ориентации должны быть общие механизмы, с помощью которых люди перерабатывают социальную информацию.

Обеспечивая многожанровую артикуляцию социальных настроений, средства массовой информации способны актуализировать ожидания людей различного уровня активности посредством следующих способов:

- множественные информационно-содержательные сюжеты электронной презентации различных сторон социальной действительности для обеспечения возможностей выбора для личности схемы освоения опыта социальных ожиданий: представление альтернативной информации, социально ценностное комментирование представленной информации;

- экспрессивно-эмоциональную, художественно значимую подачу такого рода информации для задействования комплекса механизмов перцепции: художественное оформление программного продукта, вызывающее позитивный эмоциональный отклик;

- повторяемость, персонификацию и соотнесенность трансляции социальных настроений с типичными уровнями активности личности; типы конечных программных продуктов, адресованные различным возрастным группам;

- регулирование содержания организованной коммуникаторами информации (виды программ) выраженными запросами потребителя информации.

Мы полагаем, что таким образом деятельность средств массовой информации сможет обеспечить актуализацию социальных ожиданий потребителей информации, особенно региональных, поскольку они чрезвычайно близко связаны с проблемами населения в силу его компактности, а также референтны для различных социальных групп в силу опыта жизнедеятельности.

Очевидно, что данное условие регулирует в большей степени содержательно-перцептивную сторону педаго-гизации деятельности средств массовой информации.

Особый интерес к проблеме нравственной культуры молодежи - закономерный и естественный процесс, обу-

словленный как уровнем развития общества, так и сменой образовательной парадигмы. Развитие и становление молодежи происходит в постоянном контакте с окружающим миром. Средства массовой информации являются наиболее эффективным и универсальным каналом изучения и одновременно формирования общественного мнения, а также воспитания членов общества. Они воздействуют на все формы общественного сознания, нормы поведения и ценностные ориентации. Их роль в становлении социально значимых качеств настолько очевидна, что рассматривать процесс социализации индивида без их участия в современных условиях просто невозможно. В предельно широком смысле средства массовой информации есть инструмент человеческой взаимосвязи, рассчитанный на широкую аудиторию.

В целом, СМИ оказывают положительное влияние на общество в том смысле, что позволяют получать практически неограниченное количество информации, а также являются одним из связующих элементов общества, т.к. их содержание детерминировано культурно.

Эскалация в программах телевидения образов агрессивности, физического насилия при разрешении межличностных конфликтов прямо влияет на формирование ценностных ориентаций подрастающего поколения, социальных установок и мотивов поведения, так как в усвоении социального опыта, как позитивного, так и негативного, исключительную роль играют имитация и идентификация, т.е. подражание поведению значимых других и отождествление себя с определенными общностями, ведущие к принятию их ценностей, установок, норм и образцов поведения.

Для повышения эффективности формирующего влияния средств массовой информации, следовательно, потребуются организационные и проектные действия, связанные с отбором, конструированием содержания информации в совокупности с определением наиболее отвечающих проекту выбором средств художественной выразительности. Очевидно также, что данное условие регулирует организационную и содержательную составляющие деятельности средств массовой информации. Конкретное воплощение это должно получить:

- в формировании программных проектов, дающих общественно значимые образцы нравственной культуры в различных областях;

- в организации «сквозных» проектов, соединяющих возможности радийных и телевизионных программ;

- в формировании содержания и определении характера программной политики средств массовой информации на основе учета реальных требований и субъектного опыта потребителей информации.

В условиях, когда средства массовой информации несут с собой в больших объемах чуждые нашему народу культуру, менталитет и непривычные для российской аудитории ценности (крайний индивидуализм, силовые решения, погоня за наживой, низменные моральные

установки), необходимо рационально взвешенное, сбалансированное отношение к существующим проявлениям агрессии и насилия, установка на то, чтобы предупреждать опасные тенденции и не травмировать общество и личность.

В этой связи для психологической защиты личности и создания благоприятного социально-психологического климата в обществе особую актуальность приобретают научное изучение деструктивных последствий социального функционирования средств массовой информации и поиск способов их предупреждения или нейтрализации. Таким образом, налицо разнонаправленность действий средств массовой информации и традиционных социальных институтов по отношению к молодежи. Признавая это, необходимо разрабатывать и применять меры противодействия негативной тенденции. В связи с этим особый интерес вызывает развитие педагогических технологий, нацеленных на формирование зрительской грамотности и, следовательно, способности критического восприятия. Особого внимания заслуживает развитие медиаобразования.

В сложившейся ситуации ученым видится возможность процесса педагогизации деятельности СМИ. Его осуществление подразумевает такую организацию формирующего воздействия средств массовой информации, при которой будет обеспечено на оптимальном уровне формирование нравственной культуры.

Л и т е р а т у р а

1. Зазнобина Л.С. Стандарт медиаобразования, интегрированного с различными школьными дисциплинами // Стандарты и мониторинг в образовании. - 1998. - № 3. - С. 26-34.

2. Журин А.А. СМИ и школа. - http/www.mediaeducatюn.ru/ риЫ/)игт.^Йт1.

3. Абдеев РФ. Философия информационной цивилизации.

- М.: ВЛАДОС, 1994. - З20 с.

4. Барышников Е.Н., Колесникова И.А. О воспитании и воспитательных системах. - СПб., 1996. - 122 с.

5. Богомолов А.Н. Средства массовой коммуникации: культурологический и дидактический аспекты: Автореф. дисс. на соиск. учен. стен. канд. культурол. наук. - М., 1997.

- 24 с.

6. Воробьев Г.Г. Молодежь в информационном обществе. -М., 1990. - 125 с.

7. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. - М.: МГУ, 1996.

- 1З4 с.

S. Глинская И.Ю. Человек в системе массовых коммуникаций: соц.-филол. анализ: Автореф. дисс. на соиск. учен. стен. канд. философских наук. - М., 1998. - 19 с.

9. Марков А.А. Влияние средств массовой коммуникации на правонарушения и преступления несовершеннолетних: Ав-тореф. дисс. канд. юрид. наук. - СПб., 2000. - 25 с.

10. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. - М., 1978. - 216 с.

11. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб., 2002. - 288 с.

12. Яременко И.А. Условия педагогизации деятельности средств массовой информации. - Магнитогорск: МаГУ, 2000.

- 26 с.

13. Мальковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников. - М., 19SS. - 144 с.

14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 2002. - 720 с.

15. Дуранов М.Е. Атеистическое воспитание школьников: Вопросы теории и практики. - М., 1986. - 128 с.

16. Дэннис Э., Мэррилл Д. Беседы о масс-медиа. - М.: Ва-гриус, 1997. - 75 с.

17. Харламов И.Ф. Педагогика: учебник. - 6-е изд-е. - Мн., 2000. - 560 с.

18. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: учебник. - М., 2002. - 477 с.

A.A. Toskina

Pedagogical opportunities of ethic culture formation of students by means of mass media

The author represents an analysis of theoretical approaches of ethic culture formation of students by means of mass media. The emphasis is upon media-education, functions of mass media, mechanism of interindividual perception and learner-centered approach.

Key-words: mass media, media-education, democratization of education, information environment, socialization, interindividual perception, identification, learner-centered approach, social climate.

з9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.