3. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. - М., 1989.
4. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. - Л., 1974.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВИДОВ ИСКУССТВ ДЛЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
© Семенищева М.Г.*
Астраханский государственный университет, г. Астрахань
Воспитание искусством - это прежде всего воздействие на внутренний мир ребенка, на его индивидуальное духовное богатство, которое определит и его дальнейшее поведение.
В связи с этим становится совершенно понятно: для того, чтобы вести ребенка по пути творческого постижения искусства, нужно знать, как воздействует искусство, в чем заключена его воспитательная роль.
Существует несколько видов искусства: литература, музыка, изобразительное искусство, театр, кино, хореография, архитектура, декоративное искусство и другие. Специфика каждого вида искусства в том, что оно особо воздействует на человека своими специфическими художественными средствами и материалами: словом, звуком, движением, красками, различными природными материалами.
Искусство говорит образным языком, оно наглядно, что близко ребёнку начальных классов. Потребность в красоте и доброте отмечается у ребёнка с первых дней его жизни. Малыш тянется к красивой игрушке, замирает при звуках музыки, обращает внимание на яркие предметы вокруг себя. Как важно, чтобы детское восприятие красоты сохранилось на всю жизнь. Ребёнка надо учить видеть прекрасное вокруг себя - в природе, в жизни и деятельности человека, в отношениях между людьми, их поступках, взглядах, суждениях. А искусство пробуждает философское отношение к жизни. Влияние искусства на становление личности ребёнка, его развитие очень велико. Без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно становление цельной, гармонически развитой и творческой личности [1]. Педагогическое вмешательство взрослого, как и педагогический процесс в целом, имеет конечной целью нравственное воспитание, формирование личности ребёнка. Но ино-
* Аспирант кафедры Социальной педагогики и психологии АГУ, заместитель директора по УВР МОУ «СОШ № 56» (г. Астрахань).
гда эстетическому воспитанию детей средствами изобразительного искусства, приобщению их к прекрасному придаётся лишь второстепенное значение. Прежде всего, стремятся развивать у детей высокую мыслительную активность, а духовное их развитее остаётся на втором плане. Как понятна в этом плане тревога художника и педагога Б.М. Неменского, смысл которой заключается в том, чтобы с раннего детства успеть воспитать у ребят «невосприимчивость к художественным суррогатам», прививать им против этого иммунитет, вырабатывать художественный вкус, эстетическую изысканность, самостоятельность суждений, понимание подлинного искусства. Искусство пробуждает у детей младшего школьного возраста эмоционально-творческое начало. С помощью живописи учеников начальных классов учат понимать гармонию природы. Кроме этого, ознакомление их с жанровой живописью позволяет закладывать первоначальную основу формирования у них ценностных ориентации в школьном возрасте, как, например, умения высказывать личностное отношение к понравившейся картине, к изображенным на ней людям, предметам, природе, давать сравнительную оценку явлению, отражённому на полотне или наблюдаемому детьми в реальной жизни. Знакомя детей с жанровым произведениями, перед ними раскрывают картину окружающего мира: быт, труд людей в различных сферах деятельности. При детальном рассмотрении картины, анализе изображённого на ней детей учат устанавливать взаимосвязи в содержании произведения. Особое место живопись занимает и в развитие речи. Ведь речь ребёнка - показатель того, на сколько он понял содержание картины. На занятиях по изобразительному искусству широко используются средства выразительности поэтического языка. С помощью живописи развивают и мыслительную деятельность детей. Учить детей начальных классов видеть в жанровой живописи красоту человеческих поступков, взаимоотношений, сравнивать изображённое в произведении искусства с реальной действительностью -значит развивать их эстетические чувства, которые проявляются у детей вначале в эмоциональных и речевых реакциях, а затем при дальнейшем ознакомлении их с искусством, в собственной художественной деятельности.
Встреча с явлением искусства не делает человека сразу духовно богатым или эстетически развитым, но опыт эстетического переживания помнится долго, и человеку всегда хочется вновь ощутить знакомые эмоции, испытанные от встречи с прекрасным.
Постижение искусства есть познавательный процесс глубоко творческого характера. Энергия активного, творческого отношения человека к искусству зависит как от качества самого искусства, так и от индивидуальных способностей человека, от его собственного духовного напряжения и от уровня его художественного образования. «Только подлинное искусство воспитывает, но только человек с развитыми способностями может пробудиться сотворчеству и творчеству», - писал Б.Д. Лихачев.
Задача педагога воспитать у ребенка способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала.
Важным источником формирования гуманности у старших дошкольников и детей младшего школьного возраста являются различные виды искусств и музыкально-художественная деятельность представляющая собой продукт творческой деятельности многих поколений, включающий эмоциональные, интеллектуальные, нравственные и эстетические способности своих творцов, совершенном мире музыки, созданного по законам красоты и гармонии.
Как качество личности, гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми: внимательности и доброжелательности, умения понять другого человека; в способности к сочувствию, сопереживанию, терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению, в готовности прийти на помощь другому человеку.
Практическая деятельность детей основывается на сотрудничестве детей с взрослыми и другими детьми, использовании разнообразных художественно - графических техник и нестандартных способах работы с различными материалами и инструментами, в результате чего ребёнок проявляет себя как одарённая, здоровая личность - ТВОРЕЦ.
Сотворчество педагогов и родителей по усвоению основ наук осуществляется через художественно-предметную среду, семейные традиции, обучение основам мастерства, обучение основам народного искусства, народное творчество посредством художественно-семейного ремесла, художественно-творческой, театрально-игровой и музыкально-хореографической деятельности.
В процессе работы учителю необходимо: 1) создать благоприятные условия для художественно-эстетического развития детей, реализации базиса их личностной культуры, успешной творческой деятельности и востребования результатов продуктивного творчества в жизни родного края, города; 2) расширить кругозор детей в области художественного образования в комплексе с реализацией индивидуального творческого потенциала через самостоятельное создание изделий и композиций; 3) развивать индивидуальные познавательные способности каждого ребёнка как первооснову восприятия красоты окружающего мира и собственной художественно-творческой деятельности; 4) формировать в личности ребёнка культуру жизнедеятельности, которая даст возможность продуктивно строить свою повседневную жизнь, правильно определять её направления, использовать приобретённые теоретические знания и практические умения в создании красоты и преобразовании окружающего мира результатами продуктивной деятельности; 5) воспитывать в подрастающем поколении духовно - нравственные и эстетические идеалы на сокровищах национальной и мировой культуры, ценности.
Сегодняшняя ситуация позволяет констатировать, что воспитание гуманности у старших дошкольников и детей младшего школьного возраста не соответствует современным требованиям. Не во всех детских садах и школах обеспечивается личностно-ориентированный подход при взаимодействии воспитателя и дошкольника. Также не всегда обеспечивается гуманное отношение к воспитанникам со стороны воспитателей, родителей, сверстников.
Вхождение детей в мир нравственности, гуманности, искусства начинается уже в дошкольном возрасте и продолжается в младшем школьном возрасте. Дети слушают музыку, рассматривают картины, предметы художественной деятельности, создавая образы, для подражания. Педагог должен стремиться к тому, чтобы образец для подражания имел положительный характер.
Суть синтеза искусств заключается во взаимодействии, интегрировании, комплексности используемых в воспитательно-образовательном процессе различных видов искусства и художественной деятельности с целью нравственного, гуманистического, художественного, эстетического развития и воспитания.
Эстетическое развитие личности оказывает непосредственное воздействие на поведенческую сферу сознания, влияет на её ценностную направленность. Воспитывая и развивая гуманность, необходимо прислушаться к естественным проявлениям ребенка, осознать его индивидуально-типологические особенности.
Анкетирование, в виде устного интервьюирования, проведенное среди учащихся, показало, что 96 % опрошенных относятся к подобной работе с интересом и не хотят от нее отказываться, объясняя тем, что подобные уроки интереснее и дают больше возможности дня личного развития, повышают эрудицию, уровень самостоятельности и творчества.
Результаты опроса свидетельствуют о том, что у большинства учащихся познавательные процессы (память, мышление, внимание) сформировались до высокого уровня, более развитой и образной стала их речь.
Важность взаимодействия различных видов искусства в эстетическом воспитании не вызывает сомнения, так как оно является собственно его сутью. Особенность искусства как средства воспитания заключается в том, что в искусстве «сгущен, сконцентрирован творческий опыт человека, духовное богатство» [2]. В художественных произведениях различных видов искусства люди выражают свое эстетическое отношение к бесконечно развивающемуся миру общественной жизни и природы. Искусство дает огромный материал для познания жизни. В процессе общения ребенка с явлениями искусства, накапливается масса разнообразных, в том числе и эстетических, впечатлений.
Искусство оказывает широкое и многостороннее воздействие на человека. Встреча с явлением искусства не делает человека сразу духовно богатым или эстетически развитым, но опыт эстетического переживания помнится долго, и человеку всегда хочется вновь ощутить знакомые эмоции, испытанные от встречи с прекрасным.
Список литературы:
1. Мун Л.Н. Синтез искусств в художественном образовании: монография. - М.: Издательский дом РАО, 2008. - 15 п.л.
2. Юсов Б.П. Современная концепция образовательной области «Искусство в школе» // Виды искусства и их взаимодействие. - М., 2001.
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИ ОВЛАДЕНИЯ ИСКУССТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНТОНИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
© Солопанова О.Ю.*
Кубанский государственный университет, г. Краснодар
В статье представлена характеристика основных структурно-содержательных компонентов модели овладения педагогами различной квалификации искусством художественно-педагогическим интонированием образовательного процесса.
Разработанная модель опирается на общенаучные о ней представления, сквозь призму которых ее функциональное значение состоит в том, чтобы отражать внутреннюю, сущностную организацию любого образовательного процесса. Учитывались и выводы современной педагогической науки о преимуществах синергетического подхода к разработке модели образовательного процесса, в соответствии с которым, преимущественное место должно отводиться не «жестким», а «мягким» моделям и технологиям, наделенным мудростью гибкого управления саморазвитием субъектов данного процесса, допускающим вариативность в его организации. С этих позиций эффективность разнообразной системы педагогических средств и технологий зависит уже не от того, насколько она детерминирована и алгоритмизирована, а от того, насколько ей удается учесть синергетический характер образовательного процесса, максимально задействовать «внутренний» и «внешний» потенциал личности его субъектов (А.П. Усольцев, Е.А. Ямбург и др.). В соответствии с ними представляемая модель во всех своих структурных и содержательных элементах в необходимой степени содержит свойства: «открытость», «нелинейность», «автопоэзисность», «стохатичность» и «фрактальность». Открытость в данном случае связана с обращенностью
* Доцент кафедры Дошкольной педагогики и психологии, кандидат педагогических наук, докторант кафедры Социальной работы, психологии и педагогики высшего образования Куб-ГУ, заслуженный работник культуры Кубани.