8. Лихачев, Б. Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. - М.: Прометей, 1992. - С. 45.
9. «Об образовании». Закон Российской Федерации (1992 г.) с изменениями и дополнениями, принятыми Государственной Думой 12 июля 1995 г. и одобренными Советом Федерации 5 января 1996 г. //Российская газета,1996,23января.
10. Художественное воспитание детей и молодежи. Сборник нормативных документов и аналитических материалов. / Сост.: АК. Н. Демченко, С. Н. Горуш-кина, Л. В. Дукачёва, - М.: Издательство ИМХО, 2003. - 216 с.
УДК 373
П. Н. Даныиов
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКА НА УРОКЕ МЫШЛЕНИЯ (ПО РАБОТАМ В. А. СУХОМЛИНСКОГО)
Современное российское общество все острее ощущает необходимость в воспитании личности, обладающей способностью к аргументации собственной точки зрения, порождению новых идей, выявлению причинноследственных связей, умением исследовать, систематизировать знания и жизненные явления. Перед образованием поставлена задача преодоления репродуктивного стиля обучения и перехода к новой образовательной парадигме, обеспечивающей познавательную активность и самостоятельность мышления учащихся, что закреплено в Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг.
В тоже время большинство ученых единодушны в том, что до сих пор школа в большей степени развивает память и в меньшей степени - мышление субъекта (О. С. Анисимов, А. Г. Асмолов). В связи с этим, наряду с использованием передового педагогического опыта, актуальными для развития современной российской школы оказывается гуманистически ориентированные педагогические системы советского периода, доказавшие свою продуктивность и жизнеспособность.
Видное место среди них отводится педагогической системе В. А. Сухом-линского - павлышского педагога-новатора, квинтэссенцией в которой выступает умственное воспитание школьника.
Умственное воспитание как один из основополагающих элементов образовательного процесса позволяет овладеть фундаментальными знаниями о мире, природе, социуме. Привитие навыков умственного труда способствует саморазвитию личности, самостоятельности в учении.
С этой точки зрения система умственного воспитания В. А. Сухомлин-ского может быть охарактеризована как наиболее эффективная система воспитания ума с присущим ей целым рядом особенностей:
- направленность на развитие интеллектуальной культуры личности, познавательных мотивов, навыков мыслительной деятельности, рациональной организации учебного труда;
- целостность и продуманность всех компонентов системы;
- высокие нравственные ориентиры и природосообразные методы воспитания;
- ориентация на присущее детству стремление к активности;
- опора на жизненный опыт ребенка;
- обеспечение каждому ребенку ситуаций успеха в той или иной деятельности;
- организация творческого сотрудничества детей друг с другом, с педагогами и родителями;
- создание условий для активного освоения ребенком пространства своего бытия;
- основные пути умственного воспитания - систематическое обучение учащихся, построенное на основе принципов развивающего обучения, внеклассная работа по развитию умственной культуры школьника;
- формирование определенных качеств личности ребенка.
Одним из основополагающих элементов системы умственного воспитания школьников В. А. Сухомлинского является урок мышления. Отличительной особенностью урока мышления являлось проведение его в условиях природы.
С первых дней пребывания в школе учащиеся входили в мир природы, становясь участниками активного поиска самостоятельного ответа на жизненные вопросы. Тематика уроков мышления была разнообразной. Например: «Что сегодня в поле (лесу, огороде) стало не таким, как было неделю назад?», «Что в природе изменяется очень быстро, что быстро и что медленно?», «Солнце утром (днем)», «Знойный полдень», «Небо вечером (ночью, на рассвете, утром, днем)», «Что делается руками и что дает природа», «Наш пруд зимой (весной, летом, осенью)», «Листопад», «Первые подснежники», «Поле и луг», «Пчела на цветке», «Жаворонок в голубом небе», «Живое и неживое в природе», «Путешествие дождевой капли», «В цветущем саду».
Урок мышления имел несколько этапов:
- актуализация предыдущих знаний школьника и опыта умственного самовоспитания;
- активизация деятельности школьника;
- получение нового знания;
- соотнесение известного с новым;
- понимание и систематизация знаний;
- присвоение нового знания, расширение проблемного поля.
Уроки проходили на кургане, в школьном саду, на поляне или берегу реки. Учитель, начиная беседу, просил учащихся посмотреть вокруг себя, описать увиденное. Так создавался фон и эмоциональный настрой. Чтобы осмыслить каждый яркий образ - наглядный или словесный, - писал В. А. Сухомлин-ский, - надо много времени и нервных сил. Умение дать ребенку подумать -это одно из самых тонких качеств педагога. А среди природы надо дать возможность послушать, посмотреть, почувствовать.
Учитель, подготавливая ребят к восприятию нового, опирался на их личный опыт. Это делалось для того, чтобы дети могли установить связь с другими явлениями и понятиями, между прошлым и будущим, старыми понятиями и новыми, найти необычное в обычном. Такая организация диалога школьника с собой неизбежно приводила к большому количеству вопросов. Но не следовало надеяться на то, что они получат ответ от учителя готовым. Ответить на свои вопросы ученики смогут только, когда прочтут новые книги, найдут новые стихотворения, создадут новую задачу.
Часто урок мышления строился в виде беседы, в ходе которой сущность вопроса выяснялась в общих чертах, а глубокое раскрытие вопроса давалось в рассказе учителя. Обычно такие беседы проводились тогда, когда учащиеся имели достаточно знаний, впечатлений.
Не менее важным, чем содержание урока мышления, с точки зрения умственного воспитания, являлась его форма, построение, его методическое содержание - те формы работы и методические приемы, которые применяются, чтобы содержание урока стало достоянием каждого ученика. Анализируя работы В. А. Сухомлинского, мы пришли к выводу о том, что если в цели и содержании урока заложен результат познавательной деятельности учащихся, то учитель должен организовать мыслительную деятельность учащихся, пусть не идентичную той, в результате которой человечество получило определенные знания, но приближающуюся к ней по способам осуществления [1],
Учителя Павлышской средней школы имени В. А. Сухомлинского творчески развивают идеи великого педагога, решают проблему развития мышления учащихся. Посмотрим на конкретном примере. Учительница Т. М. Свистун наряду с образовательными решает воспитательные, культуротворческие задачи: закрепляет понятия такие, как «Родина», «Отечество», «Красота», знакомит детей с признаками времен года, воспитывает любознательность, развивает эстетическое восприятие, интерес, и любовь к природе. Урок Т. М. Свистун богат самыми разнообразными методическими приемами, с помощью которых учительница и реализует цель, задачи урока.
Это и образно сформулированные вопросы:
- Какое сейчас время года?
- Как отличалась картина за вашим окном зимой и весной?
- Что изменилось в поведении птиц? Кто из вас за этим наблюдал?
Дети рассказывают, при этом сравнивают явления, обобщают картину.
Изучение планов уроков мышления позволяет отметить широту охвата явлений нравственного, эстетического, трудового, патриотического характера. Отсутствуют однообразные сюжеты, в которых дети должны в рефлексии обратиться к прошлому опыту и назвать, что довольно трудно, по какому признаку они сравнивают вещи, явления, поступки. Дети, отвечая, называют по цвету, по объему, по времени, по профессии и т. д.
Можно спорить о содержании и форме урока мышления, он дает для этого немало оснований. Но главное в том, что на уроке наблюдение активизировало мысль, стимулировало поиски слова. Ребятам было интересно учиться. Это главная цель школы радости. Такие уроки рождаются в творческой лаборатории учителя.
Обобщение взглядов В. А. Сухомлинского на проблему умственного воспитания школьников позволило нам с учетом перехода образования на новую гуманитарную парадигму, внедрения гуманитарных, диалоговых технологий, изменения самих учеников выработать методические рекомендации учителю в контексте подготовки и проведения урока мышления, с опорой на идеи, заключенные в трудах В. А. Сухомлинского (таблица).
Методические рекомендации учителю в контексте подготовки и проведения урока мышления, с опорой на идеи В. А. Сухомлинского
Этапы Методические рекомендации
1 2
Актуализация предыдущих знаний школьника и опыта умственного самовоспитания Показать практическую ценность, жизненную необходимость знаний, добиться понимания учебы.как серьезного труда. Использование индивидуального опроса учащихся, применение метода конструирования понятий посредством наводящих вопросов, требующих творческого осмысления, системы упражнений и заданий на повторение, схем, планов, опорных конспектов, и др. форм логического представления учебного материала. Использование примеров из поэзии, прозы, установок в форме убеждений, внушения, беседы, иллюстрация творческих работ учащихся.
Активизация деятельности школьника Организовать познавательную деятельность школьника, подготовить школьника к усвоению нового материала, придать формированию учебной деятельности целенаправленный характер Применять метод гипотез, постановки проблемных заданий Использование системы проблемных заданий, прогностические задачи типа «что будет, если...», познавательные игры, учебные дискуссии Пути стимулирования радости познания изучение внутреннего мира ребенка, его мотивационной и потребност-ной сферы; формирование здоровых потребностей в общении и познании Человека; взаимодействие объективных внешних стимулов и субъективных условий (внутренние стимулы и мотивы, потребности, установка) развития юной личности в процессе познавательной деятельности;
Продолжение таблицы
1 2
формирование интереса как действенного стимула познания и радости овладения основами наук; создание положительной эмоциональной окрашенности познавательной деятельности учащихся; побуждение учащихся к отзывчивости, чуткости ко всему, что происходит в окружающем мире; соединение принципа долженствования с интересами самой личности; утверждение эмоциональной оценки окружающего мира; способности воспринимать его не только сознанием, но и чувствами. Конструирование версий ответов на поставленный учителем вопрос или проблему, создание проблемных ситуаций, формулировка вопросов школьником, сведения из истории вопроса
Получение нового знания Расширить и дать новые знания На данном этапе правомерно использовать следующие методы: частично-поисковый, исследовательский, объяснительноиллюстративный, демонстрация, репродуктивный, метод эвристических вопросов, экскурсии, любимое школьником место Система вопросов Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда?, наглядные пособия, дидактические игры, практическая работа, система упражнений (устные, письменные, воспроизводящие, тренировочные, учебнотрудовые) Рассказ учителя и школьника, беседы, использование задач с недостающими данными, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности
Соотнесение известного с новым Обеспечить тесную связь обучения с жизнью, создать условия для развития аналитичности и критичности мышления школьника Опора на личный опыт школьника, повторение изученного ранее, рассмотрение изученного ранее в новом ракурсе, установка связи с другими явлениями и понятиями, сравнение Упражнения и задачи на повторение, развитие критичности мышления, на опережение, яркие примеры из жизни Сравнение разных версий школьников с культурно-историческими аналогами, наблюдение за объектом, выявление закономерностей, прогнозирование, сравнение прогноза с действительностью
Понимание и систематизация знаний Формировать умения рассуждать и умозаключать, определять место понятия б системе знаний, коррекция ЗУН Наводящие вопросы типа: Какова причина..? Как устроен..? Почему? и др., упражнения на развитие познавательных качеств Рассмотрение понятия в историческом аспекте, осмысливание полученных знаний, анализ понятий, описание увиденных образов в объектах как результат наблюдения
Окончание таблицы
1 2
Присвоение нового знания, расширение проблемної'о поля Формировать на основе приобретенных знаний высоких моральных качеств и эстетических вкусов, закрепление знаний, создание условий для самоконтроля учебной деятельности й формирования адекватной самооценки Структурирование учебного материала, выделение главного и достраивание его связи с второстепенными частями, дифференциация упражнений в соответствии со способностями и скоростью работы школьника, контроль, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценка. Творческие задания; игры; упражнения; контрольные; самостоятельные работы; домашнее задание; соответственно потребностям, возможностям ученика; творческий поиск Составление сказок, формирование навыков путем упражнений, самостоятельное чтение, ведение дневника, словаря
Библиографический список
1. Антонец, М. Я. Дидактика В. А. Сухомлинского. / М. Я. Антонец // Европейская педагогика и Василий Сухомлинский как современный педагог-гуманист: Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию со дня рождения выдающегося украинского педагога. - Киев, 1993. -С. 68-71.
2. Педагогика: учеб. Пособие / В. Г. Рындак, Н. В. Алехина, И. В. Власюк, и др.; Под ред. проф. В. Г. Рындак. — М.: Высш. пш., 2006. — 495 с.
3. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. Ю. К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1983. - 608 с.
4. Розенберг, А. Я. Урок в дидактической системе В. А. Сухомлинского //
A, Я. Розенберг / Василий Александрович Сухомлинский и сучасність: Материалы Четвертых Всеукраинских пед. чтений. - Вин.4 - 1997.
5. Рындак, В. Г. Уроки Сухомлинского (издание второе, дополненное) /
B. Г. Рындак. - М.: Педагогический вестник, 2003. — 340 с.
6. Сухомлинский, В. А. Избранные сочинения в 5 томах / В. А. Сухомлинский.-К., 1977, Т5.
7. Сухомлинский, В. А. Письмо о педагогической этике // Народное образование. - 1970. - № 11. - С. 48-52.
8. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 1985.