УДК 373
Пурскалова Юлия Владимировна
старший преподаватель кафедры германистики и лингводидактики
Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Purskalova Yulia Vladimirovna
Senior Lecturer, Germanic Studies and Linguistic Didactics Department, Ulyanovsk State Teachers' Training University
EDUCATIONAL CONDITIONS OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN'S SOCIOCULTURAL DEVELOPMENT
Аннотация:
В статье рассмотрены задачи социокультурного развития детей, дан анализ решения данной проблемы в существующих программах по дошкольному образованию. Представлена авторская программа социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста, раскрыты цели и задачи, содержание, а также принципы и педагогические условия ее реализации.
Ключевые слова:
социокультурное развитие, старший дошкольный возраст, программы по дошкольному воспитанию, педагогические условия реализации, авторская программа, многообразие народов мира, географическая культура, политическая культура, этническая культура, языковая культура.
Summary:
The article discusses the tasks of children's sociocul-tural development, analyzes how this aspect is considered in the current programs of preschool education. The author suggests an original program for senior preschool children's sociocultural development. The article reveals the contents, aims, goals, principles and educational conditions of the author's program.
Keywords:
sociocultural development, senior preschool age children, pre-school education programs, pedagogical conditions of realization, original program, variety of nations, geographical culture, political culture, ethnic culture, language culture.
Согласно концепции дошкольного воспитания, главной целью обучения и воспитания детей дошкольного возраста является формирование базиса личностной культуры, которая рассматривается авторами концепции как «собственно человеческое начало в средоточии общечеловеческих ценностей и средств жизнедеятельности» [1].
В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования определяется задача приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; подчеркивается необходимость формирования у детей первичных представлений о культурных традициях, о многообразии культур стран и народов мира, в результате которого осуществляется социокультурное развитие ребенка.
Под социокультурным развитием мы понимаем процесс вхождения человека в культуру, принятие и присвоение общечеловеческих и национальных ценностей, социальных норм и ценностей, присущих данному обществу, и через творческую внутреннюю переоценку данного опыта формирование своей модели поведения в данном обществе [2].
К концу дошкольного возраста у ребенка должны быть сформированы ценностные основы отношения к действительности. Ценностное отношение у детей дошкольного возраста, по мнению Н.А. Платохиной, - это сложноорганизованная категориальная система связей ребенка с миром культуры, что проявляется в способах познания ценностей культуры через любознательность первичных смысловых единиц, а также скрытых признаков предметов, отношений, явлений культуры в окружающем мире [3].
Социокультурная действительность неоднородна по своему содержанию. Она отражает общечеловеческие, региональные, национальные, личностные ценности и смыслы, познание, принятие и переживание которых возможно в период дошкольного детства. Детям необходимо давать элементы этнографических и этнокультурных представлений, знакомить с многообразием языков разных народов, проживающих на нашей общей планете, и одновременно воспитывать положительное отношение к ним.
Анализ программ дошкольного образования показывает, что большинство их ориентировано на приобщение дошкольников к социокультурной действительности в контексте патриотического воспитания и развития толерантности. Так, в программе «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой) среди целевых ориентиров социокультур-
ного развития детей дошкольного возраста выделяют формирование положительного отношения к миру, воспитание патриотизма и толерантного отношения к людям другой этнической и религиозной принадлежности [4].
Анализ содержания программ разных уровней показывает, что в основном решаются задачи, связанные с социокультурным развитием детей, в процессе ознакомления с культурой, историей, традициями народов, проживающих в России («Детство», «Истоки» и т. д.). Региональные программы, к примеру «Родники Дона», выступая средством развития ценностно-смыслового отношения дошкольников к культуре родного края, раскрывают культурно-познавательные, гуманистические, нравственные, эстетические ценности культуры родного края, народа, проживающего на данной территории, через интеграцию с художественно-творческой деятельностью
[5].
Но в связи с расширением границ общения на социальном, экономическом и культурном уровнях возникает потребность в формировании личности, способной к межкультурной коммуникации, понимающей и принимающей культурное многообразие народов нашей планеты.
Для решения задач социального развития ребенка в новых социокультурных условиях нами была разработана программа «Путешествия с мистером Бассом» по реализации социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста на примере ознакомления с Англией. Среди основных задач программы:
- ознакомление с гражданско-патриотическими, географическими и этнокультурными особенностями, ознакомление с элементарным лексическим минимумом, соответствующим вышеперечисленным темам;
- воспитание уважительного отношения к людям другой национальности, их культуре и традициям;
- развитие познавательного интереса к культуре английского народа, его языку.
Программа социокультурного развития детей базируется на следующих принципах: принцип комплексности, культуросообразности, доступности, сравнительного обобщения, компетентности, событийности, деятельности.
Принцип комплексности предполагает отбор и формирование такого содержания о странах мира, которое бы включало и географические, и политические, и этнокультурные представления, усвоение элементарных навыков речевого общения. Принцип культуросообразности ориентирован на включение в познавательный материал сведений о культуре региона, народа, страны, а также обеспечение единства национального, интернационального, межнационального и интерсоциального начал. Опираясь на концепцию профессора Е.В. Бондаревской, которая целью воспитания считает воспитание человека культуры, можно говорить о культуросообразности образования
[6]. И.В. Колмогорова отмечает культуросообразность педагогики, которая не только отражает актуальный уровень культуры общества, но и оказывает влияние на потенциальный уровень культуры [7]. В.А. Сластенин говорит о культуросообразности воспитания, если его методы, цель, содержание учитывают исторически сложившиеся в конкретном социуме традиции и стиль социализации [8]. Принцип доступности реализуется в двух направлениях: в отборе и построении содержания таким образом, чтобы оно соответствовало возрастному уровню развития дошкольников; в доступности материала для воспитателя (языковая и содержательная сторона). Учет принципа сравнительного обобщения связан с последовательным познанием детьми норм, правил поведения, элементов культуры в родной стране, затем в других странах с выделением специфического, национального в общих процессах и явлениях. Принцип компетентности ориентирует на совершенствование профессиональных умений воспитателя, развитие его социальной, личностной, методической компетенций; ответственности в получении конечного результата в процессе социокультурного развития дошкольника. Событийность и диалогичность предполагают совместную деятельность, совместное проживание и переживание детьми и взрослыми культурно-исторических событий. Принцип деятельности связан с определением деятельности как средства развития личности. Такими видами деятельности в старшем дошкольном возрасте являются игра, экспериментирование (в том числе и социальное), общение [9].
В культуре конкретного общества можно выделить его содержательные составляющие, которые дают в обобщенном виде схематическое представление о наиболее ценностных векторах его функционирования и развития. На наш взгляд, к ним относятся такие элементы, как политическая, географическая, этническая и языковая культура. Выделенные элементы можно рассматривать и как часть культуры общества, и как составляющие личностной культуры, характеризующие уровень ее социокультурного развития.
Политическая культура личности раскрывается через политические представления; отношение субъекта к политическим явлениям. Политическая культура - это сложное многогранное
личностное образование, которое может начинать формироваться в старшем дошкольном возрасте в контексте патриотического, гражданского, правового воспитания детей. Она характеризуется знаниями государственной символики и традициями ее почитания; знаниями и соблюдением элементарных прав личности (право на имя, жилище, заботу и т. д.).
Применительно к личности, географическая культура характеризуется наличием специфического географического мышления [10]. Компоненты географической культуры - понятия, факты, цифры, географические названия и язык карты - в полном объеме и качественно не могут быть освоены и осмыслены в период старшего дошкольного возраста. Вместе с тем проводимая в дошкольных организациях образовательная работа по реализации задач успешной социализации личности по основным направлениям развития, предусмотренным ФГОС ДО, позволяет предполагать возможность развития определенного уровня географической культуры уже в старшем дошкольном возрасте. Она может быть представлена знаниями географического характера (знание особенностей географического расположения малой родины; название рек, водоемов, гор и т. д.); умениями «читать» некоторые обозначения географических объектов на карте.
Этнокультура личности ребенка дошкольного возраста - наиболее исследуемая в последнее десятилетие проблема. Изучение этнокультуры личности дошкольника (Е.Л. Егорова, Л.Ю. Дьяченко) позволяет характеризовать ее как совокупность личностных качеств, связанных с эмоционально-ценностным и оценочным отношением ребенка к традиционной культуре; знаниями народных традиций, обычаев, обрядов, морально-нравственных идеалов и норм поведения [11; 12].
Языковая культура личности характеризует определенный уровень владения речью.
Предлагаемая нами программа включает 4 модуля, каждый из которых подразумевает изучение материала по определенной тематике.
1. Гражданско-правовой модуль. Данный модуль включает в себя сведения о типе правления в Англии, о главе Англии - монархе, о государственном флаге, о символах Англии, а также о некоторых особенностях государственной системы.
2. Географический модуль. При изучении данного модуля сообщаются знания о географическом положении Англии как части Великобритании, об особенностях климата, о реках, озерах, растительном и животном мире.
3. Этнокультурный модуль. В данном модуле изучаются праздники, традиции, хобби, привычки англичан, ознакомление с художественной литературой Англии.
4. Языковой модуль. В данном модуле изучаются слова, словосочетания, речевые клише и фразы по каждому из предыдущих модулей. Этот модуль не будет выделен как отдельный, а будет пронизывать предыдущие 3 модуля и насыщать их необходимым лексическим материалом на английском языке (названия страноведческих реалий, лексические единицы и речевые клише).
Реализация поставленных задач возможна при создании определенных педагогических и методических условий:
- наличие необходимой социокультурной среды, которая включает такие компоненты, как субъекты деятельности, творческое взаимодействие между субъектами в процессе деятельности, материально-техническое оснащение для просмотра и прослушивания материалов;
- реализация программы осуществляется воспитателями групп. Программа направлена на усвоение детьми знаний об Англии во время повседневной деятельности, в процессе непосредственного знакомства детей с произведениями английских писателей, художников, просмотров видеофильмов, презентаций. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования направлен на решение таких целей, как обеспечение равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования. Но, к сожалению, не в каждом дошкольном образовательном учреждении есть специалист, который может осуществлять процесс ознакомления с социокультурной действительностью, поэтому мы предлагаем реализацию программы осуществлять воспитателям, которые должны владеть интегрированным материалом. Эта интеграция и обеспечивается выделенными модулями. Для повышения культурологической подготовки воспитателей созданы методические рекомендации в виде пособия, в котором изложен основной страноведческий материал и возможные приемы работы;
- третьим необходимым условием социокультурного ознакомления детей с Англией является использование игровой практико-ориентированной деятельности. Мы говорим, что данная деятельность проводится не во время занятий. Поэтому мы используем пособие для детей, в котором отражены основные страноведческие реалии, и затем в игровой увлекательной форме детьми выполняются различного рода задания, направленные на закрепление материала.
Таким образом, задачи социокультурного развития детей и воспитания в них ценностного отношения к культурному многообразию народов могут быть комплексно решены с учетом воз-
растных особенностей детей, интереса и активности формирующейся личности в познании социума в его микро- и макропредставленности при условии создания развивающей среды и готовности воспитателей к решению образовательных задач.
Ссылки:
1. Концепция дошкольного образования // Дошкольное воспитание. 1989. № 5. С. 10-23.
2. Захарова Л.М., Пурскалова Ю.В. Социокультурное развитие ребенка дошкольного возраста в процессе ознакомления с культурой народов мира // Теория и практика общественного развития. 2013. № 12.
3. Платохина Н.А. Теория и практика развития ценностно-смыслового отношения детей 5-7 лет к культуре родного края : автореф. дис. ... д-ра пед. наук.
4. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / под ред. Н.Е. Вера-ксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М., 2014. 368 с.
5. Чумичева Р.М., Ведмедь О.Л., Платохина Н.А. Методическое обеспечение к региональной программе «Родники Дона». Ростов н/Д., 2005. 234 с.
6. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания : учеб. пособие для студентов педвузов и слушателей ИПК. М. ; Ростов н/Д., 1999. 560 с.
7. Колмогорова И.В. Культурологический подход к формированию педагогической культуры учителя // Известия Уральского государственного университета. 2008. № 60. С. 163-167.
8. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шлягов Е.Н. Педагогика : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М., 2002. 576 с.
9. Захарова Л.М., Пурскалова Ю.В. Социокультурные основания содержания дошкольного образования (на примере ознакомления с народами мира) // European social science journal. 2014. № 2 (41 )/1.
10. Михайловский О.С. Современные проблемы образования и географическая культура личности // Человек и образование. 2006. № 4-5. С. 79-83.
11. Егорова Е.Л. Формирование основ этнокультуры у детей 7 лет на занятиях по иллюстрированию коми народных сказок : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Сыктывкар, 2005.
12. Дьяченко Л.Ю. Формирование основ этнокультуры у старших дошкольников в музыкально-ритмической деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2014.