УДК 371. 21 О. С. ПАРЦ
Л. П. САМОХВАЛОВА
МОУ ЦДО «Эврика», г. Омск
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ: СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ АСПЕКТ
Данная статья посвящена проблеме необходимости формирования открытого педагогического мышления для достижения качества образовательного процесса. По мнению авторов, критерием сформированности открытого педагогического мышления может выступать эффективная работа с одаренными детьми, требующая, соответственно природе одаренности, готовности мыслить и действовать нестандартно и творчески в разнообразных жизненных ситуациях. Данные наблюдений подтверждаются результатами исследований воспитанников и учителей муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Эврика» г. Омска, проведенных в ходе реализации проекта «Интеллект. Творчество. Наука» в 2003-2006 гг.
Важная составляющая прогресса человеческой цивилизации — научное познание, открывающее простор для понимания перспектив всеобщего развития. Стремительная информатизация постиндустриального общества и активно развивающаяся глобализация явно выделили в данном процессе роль творческой, самостоятельно мыслящей личности.
В современных условиях складывается следующая ситуация: в силу формализации, математизации и кибернетизации познавательного и образовательного процессов, явной абстрактности, фрагментарности и, как следствие, трудности для восприятия и усвоения, научные знания имеют ограниченное применение в сфере социального познания [6]. Но реальная потребность общества в воспитанной, образованной, творчески мыслящей личности позволяет понять необходимость систематизации современных педагогических знаний, всеобщего признания социально-гуманитарных основ научного познания и формирования открытого педагогического мышления.
Сегодня, когда в образование включаются разные ресурсы общества, интенсивно развиваются отрасли педагогической науки, создаются все предпосылки для формирования педагогического мышления, лежащего вне узко понимаемых социальных и национальных интересов.
Педагогическое мышление возникает в результате познания и осмысления объективно-субъективных воспитательных взаимодействий детей и взрослых, непосредственно влияющих на развитие и становление личности. Оно формируется как профессиональная мыслительная способность педагога, которая позволяет ему анализировать, сравнивать, обобщать, оценивать образовательно-воспитательный процесс, творчески и эффективно осуществлять воспитание и обучение детей. Важная роль в успешности функционирования педагогического мышления принадлежит ценностным ориентациям, что подтверждено социологическими исследованиями В.А. Ядова. Ценностные
ориентации - это осознаваемая часть системы прошлого опыта, психологической основой которой является многообразная структура потребностей, мотивов, интересов, идеалов, убеждений. Ценности носят непостоянный характер, меняются в процессе деятельности. И лишь педагог, обладающий открытым педагогическим мышлением, способен научить ребенка бесстрашно мыслить и познавать.
Развитие педагогической науки, возникновение и обоснование теоретических концепций, открытие новых педагогических систем и технологических процессов способствуют постоянному обновлению педагогического мышления. Открытое педагогическое мышление формируется на основе интеграции ценностей культуры и личности, накопленного социального опыта, в котором опыт творческой деятельности выступает критерием устойчивости человека в стремительно меняющемся мире [5].
В данном контексте показателем открытости педагогического мышления может выступать эффективность работы с действительно нестандартной, способной критически переосмысливать и преобразовывать окружающую действительность частью наших граждан, - одаренными детьми. Они открыто воспринимают мир во всем многообразии связей, какие только доступны пониманию ребенка постиндустриального общества, для них мышление - любимое жизненное занятие. Традиционно направленное педагогическое мышление часто не приемлет этот взгляд, принимая его за абсурд. Не правда ли, знакомая картина первых шагов смелого молодого ученого? Истоки их «смелости-не-смелости» — в детстве, где есть место интеллектуальной активности, поддержанной взрослыми в своем кажущемся «абсурде». Поэтому педагогу необходимо развивать в себе способность не только дискурсивного, но и парадоксального, абсурдного, спорадического мышления: важно уметь зафиксировать, поддержать, актуализировать случайно возникшую интересную мысль. Особое значение
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (51) 2007
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (51) 2007
здесь имеет и интуитивное мышление, проявляющееся в обостренных чувствах, предчувствиях, неосознанных, но своевременных поступках, обеспечивающих необходимую ориентировку в отношениях, а зачастую и успешность в деятельности [1].
Объективное знание об объекте познания обусловлено образовательной подготовленностью субъекта. Рационализация образовательного и познавательного процессов до сих пор не смогли обеспечить полноты (конкретности) отображения феномена «одаренный ребенок» как объекта в системе научного знания. Понимание же социально-педагогических аспектов развития одаренных детей позволит вновь объединить жестко дифференцированные специализации научно-исследовательской деятельности и, соединив их с гуманитарным аспектом научных исследований социальных процессов, реализовать скрытые возможности научного познания в ходе осмысления явления «детская одаренность». Природа гуманитарного скрывается в специфике самопроявления, самодеятельности человека и включает в себя объективные начала, социальные, природные и мотивационно-смысловые доминанты.
Интеллектуально-личностным ядром одаренности является самостоятельная познавательная активность, проявляющаяся в активной познавательной самодеятельности, подкрепленной высоким личным стандартом и пониманием социальной значимости исследуемого явления. На основании Мюнхенских лонгитюдных исследований, К.А. Хеллер было выдвинуто положение, что свойство целостной личности отражает взаимодействие познавательных и мотивационных факторов в их единстве, где абстракция одной из сторон не возможна. Мотивация стимулирует успешное решение уже поставленной проблемы, т.е. продуктивность деятельности [7]. Достигнув поставленной цели, работа творческой мысли не останавливается, а рискует выйти на новый уровень, новые закономерности, новые проблемы: «Понятия, будучи раздельными, соединяются — субъект мыслит. Ум, когда мыслит нечто очень глубокое, менее заметное познает не хуже, но даже лучше» [Аристотель]. Очень верно выраженная особенность захваченного идеей мозга — проникать вглубь предмета и видеть то, что незаметно для обычного человека.
Действительно, познание начинается с удивления тому, что обыденно. И представляет собой процесс общественно-исторической деятельности людей, отражающий и воспроизводящий объективную действительность в их мышлении. Познавательная самодеятельность, т.е. возможность выхода субъекта в область «не предзаданного», способность видеть в нем то, что не видят другие, определяет его творческий статус [Б.М. Теплов]. А «наивная креативность» одаренного ребенка делает его исследовательскую деятельность гибкой, свободной от формальных и иных общественных стереотипов.
Одаренность по своей природе гуманистична. Социум вдохновляет ее на преобразования. И даже отторжение от него не может остановить этот могущественный механизм, в основе которого - зарождающееся, стремящееся к истине научное познание и открытое мышление. Завершая век формальных стереотипов, человечество не одно десятилетие потратит на возрождение свободной научной мысли. Демографический кризис словно
«раззадорил» природу. Человеческий интеллектуальный потенциал не вырождается, а становится мощнее — например, в современной России, по данным «Евроталанта» и ЮНЕСКО, и в Сибири в частности, одаренных детей в каждом возрасте от 8 до 10% (самый высокий показатель на планете!), то есть значительно возросло количество одаренных детей. Соответственно возросло и число педагогических проблем, корни которых в откровенном непризнании социумом права одаренных детей свободно исследовать мир. Естественно, ставится вопрос о создании педагогики одаренности, одним из требований которой является открытое педагогическое мышление, по своей природе гуманное и наполненное социальными смыслами [4]. Оно направлено на развитие внутреннего ресурса личности. И его логика должна быть сопряжена с гибкой логикой стремящейся к познанию одаренной личности.
Это свидетельствует о востребованности в современном обществе свободно мыслящих и готовых столь же нестандартно действовать граждан. Нужны не просто умные люди, а компетентные в выборе и принятии решения специалисты. Ответы на некоторые вопросы может дать исследование опыта обновляющейся сегодня системы российского дополнительного образования детей, главная цель которого — создание условий для раскрытия творческого потенциала подрастающего поколения.
Проблемами развития интеллектуальной активности у детей с признаками одаренности на протяжении 5-ти лет в г. Омске занимается инновационное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования «Эврика», являющееся экспериментальной муниципальной образовательной площадкой г. Омска. Атмосфера свободного поиска решения общественно значимых проблем объединяет детей и взрослых: ученых, писателей, художников, психологов, учителей, методистов, педагогов-организа-торов, родителей. Понимание того, что возникновение проблемы для одаренного ребенка является толчком к возникновению интеллектуальной активности, помогает педагогам ЦДО «Эврика» преодолевать сложившиеся стереотипы.
По С.Л. Рубинштейну, ситуация приобретает проблемность при обнаружении в ней противоречий. Это порождает процесс мышления, направленный на "снятие" противоречий, образующих ядро проблемной ситуации. Именно проблемность является исходной точкой и побудительной причиной развертывания процесса педагогического мышления: "снимая" установленные противо-
речия, учитель решает определенную педагогическую задачу, которую формулирует для себя в процессе и в результате разрешения педагогической проблемной ситуации. В результате создаются оптимальные педагогические условия для самостоятельного развития личности ребенка, его творческой самодеятельности. Вместе с ребенком раскрывается педагог, что подтверждается результатами исследований воспитанников и учителей ЦДО «Эврика», проведенных в ходе проекта «Интеллект. Творчество. Наука».
Так, с ростом коммуникативных и организаторских способностей воспитанников — очень высокий уровень у 43,7%, растет этот показателей у учителей — 50%.Уровень внутреннего контроля учеников 83,7% соответствует 90% того же
показателя и у учителей. Гибкость мышления: у учеников — 75%, у учителей — 50%. Уровень познавательного интереса у воспитанников — 58%, у их наставников — 68%. Готовность к адекватной самооценке: у детей — 67%, у педагогов — 100%. Познавательный процесс поиска; гибкость и критичность мышления, способность и стремление ставить проблемные вопросы; вести обоснованную дискуссию, вдохновляющую ребенка на самостоятельное познание мира; готовность к адекватной самооценке — неотъемлемые качества этих педагогов, ярко проявившиеся в ходе реализации проекта. Для них проблемность заключается не в самом объективном факте наличия дефицита информации, а в осмыслении и понимании информации об этом дефиците.
Знания, способы действия, опыт творческой деятельности, обогащенные ценностно-смысловым отношением к окружающей жизни, — структурные компоненты содержания образования [2];[5]. Спустя десятилетия эти постулаты теории познания начинают по-новому жить в нашем сознании, побуждая к продуцированию новых идей, одну их которых — компетентностный подход — педагоги МОУ ДОД ЦДО «Эврика» г. Омска на завершающей конференции по итогам трехлетнего проекта «Интеллект. Творчество. Наука» назвали революционной: «Сегодня мы можем почувствовать себя людьми и увидеть, как на наших глазах в учебноисследовательской деятельности «пробуждаются» наши дети.
Ребята сами находят социальные проблемы и стремятся помочь взрослым их решить. Они самореализуются в научно направленной творческой деятельности: исследование мира востребовано природой детства. А самореализация одаренного ребенка и есть осознанная творческая (исследовательская) деятельность, способствующая развитию одаренности как качества личности, и воплощение в ней своих сущностных сил - направленного интереса в соответствии с возрастом, видом и уровнем проявленной одаренности».
Три года направленного сотворчества в проекте «Интеллект. Творчество. Наука», где каждая точка зрения не просто выслушана, а имела место БЫТЬ, где взрослый учится у ребенка «не лукавя, отстаивать истину». Результат — не только выполненные на высоком научном и техническом уровнях проекты, уверенно представленные самими юными авторами, но и осознающие свою профессиональную состоятельность педагоги. Причем среди юных талантов были и первоначально не вполне успевающие по некоторым школьным предметам ученики. Но сегодня они побеждают на олимпиадах разных уровней, уверенно чувствуют себя в школе среди сверстников.
Можно сделать вывод: овладение знаниями, умениями и навыками учебно-исследовательской деятельности, имеющими социальную значимость и общественную ценность, создает условия для творчества, позволяет более мобильно ориентироваться в профессиональной информации, решать
Книжная полка
педагогические задачи на уровне современной теории и технологии, используя продуктивные приемы педагогического мышления. Открытое педагогическое мышление, по сути, становится источником творческих форм и методов педагогической деятельности, содействующих раскрытию потенциальных сущностных сил одаренного ребенка в творчестве, общении и общественной деятельности.
Образование является частью культуры, в которой фундаментальные ценности выступают как общечеловеческие, принадлежащие культуре в целом, и лишь принимают различные, даже отрицающие их самих, формы при их реализации в конкретных условиях [3]. Одаренный ребенок от рождения личность — открытое существо, реализующее себя в многообразном, созидательном общении с другими. Осознание самоценности человеческой личности определяет сегодня стратегическую цель образования — гуманизацию личности. Будем надеяться, эпоха информационного скачка унесет нас далеко на просторы Вселенной. Потребность в научном познании здесь безгранична. И одаренные дети - сегодня исследователи научного знания, а завтра его прирожденные создатели — перевернут новую страницу прогресса открыто и гуманно мыслящей человеческой цивилизации.
Библиографический список
1. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. — М.: Прометей, 1992. - 528 с. - С. 44-48.
2. Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения. Методологический анализ. — М.: Педагогика, 1977, с. 30-35.
3. Краевский В.В. Ценностные ориентации как основа стратегии образования. — www. bim bad, 2006, с. 4-16.
4. Кулемзина А.В. Детская одаренность как предмет педагогического анализа. - Автореферат диссертации на соискание ученой степени д.п.н. — Томск, 2005, с. 3-4, 18-34.
5. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М.: Педагогика, 1981, с. 41-69.
6. Москвичев Ю.Н. Гуманитарный аспект научного исследования. - Материалы научной конференции «Третий Российский философский конгресс «Рационализм и культура на пороге III тысячелетия». — М.: Ассоциация «Интернет-социум», 2003-2004, с. 1-2.
7. Основные современные концепции творчества и одаренности. Под ред. Д.Б. Богоявленской. — М.: Молодая гвардия, 1997, с. 243-245.
ПАРЦ Ольга Степановна, аспирантка кафедры педагогики Омского государственного педагогического университета, магистр педагогики, научный консультант и методист МОУ ДОД ЦДО «Эврика» г. Омска.
САМОХВАЛОВА Лидия Петровна, директор МОУ ЦДО «Эврика», г. Омск
Дата поступления статьи в редакцию: 24.10.06 г.
© Парц О.С., Самохвалова Л.П.
Клягин Н.В. Современная научная картина мира: Учеб. пособие для вузов. — М.: Логос, 2007. — 264 с.
Марфенин Н.Н. Устойчивое развитие человечества: Учебник для вузов. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2007. - 624 с.
тгт
ПСИХОЛОГО-ПЕААГОГИЧЕСКИЕ НАуКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (51) 2007