УДК 373.24
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
© Ольга Евгеньевна КОНДРАШИНА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра информатики и информационных технологий, e-mail: [email protected]
Описывается значение речи в целом, актуальность проблематики речевого развития детей дошкольного возраста, ряд педагогических условий, направленных на более успешное овладение родным языком.
Ключевые слова: речь; речевое развитие; педагогические условия; речевая предметно-развивающая среда; речевая мотивация; инновационные методы обучения.
Речь - один из первых видов деятельности, которым человек овладевает в онтогенезе. Она является ведущим средством общения. Дошкольное детство признано сензи-тивным периодом для речевого развития в целом. Потребность в общении с окружающими обусловливает появление речи. Формирование социальных связей, процесса познания, присвоения духовных и материальных ценностей происходит в процессе речевого общения. Через общение со взрослым ребенок получает образцы ведения диалога. Именно в процессе общения с взрослым дошкольник обучается внеситуативному общению, начинает говорить о предметах, отсутствующих в его поле зрения. Общение со сверстниками - это важнейший показатель сформированности коммуникативной способности. При формировании коммуникативной способности развивается, по крайней мере, два звена - овладение языком (формирование языковой способности, связи «знак -значение», семантики и синтаксиса) и умение применять язык для целей общения в разнообразных коммуникативных ситуациях.
Применение языка в коммуникативных целях предполагает умение строить развернутый текст и устанавливать интерактивное взаимодействие, включающее в себя умение начать разговор, поддержать беседу, в случае необходимости сменить тему, построить диалог так, чтобы заинтересовать собеседника.
Процесс овладения родной речью - это закономерный процесс развития, совершенствования речетворческой системы организма отдельного человека. Развитие речи есть
целенаправленная и последовательная педагогическая работа (педагогов в детском дошкольном учреждении или родителей дома), предполагающая использование набора специальных педагогических методов и средств, а также собственные речевые упражнения ребенка. Закономерностью постижения языка мы называем зависимость интенсивности образования речевых навыков от развивающего потенциала языковой среды - естественной (в домашнем обучении) или искусственной, т. е. языковой среды, преднамеренно подготовленной методическими средствами (в детских дошкольных учреждениях).
Актуальность и востребованность проблематики речевого развития определяются реальными потребностями отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями: с одной стороны, речевое развитие имеет существенный потенциал в области общего развития дошкольников, с другой - этот потенциал не реализован в силу неразработанности в педагогической науке современных методов образования и воспитания дошкольников.
Большинство детей посещает дошкольные образовательные учреждения, которые предполагают не только присмотр за детьми, но и их полноценное и разностороннее развитие, в первую очередь речевое. Коллектив детского общеобразовательного учреждения должен создать наиболее благоприятные условия для полноценного речевого развития детей. В связи с этим вся образовательная деятельность, также как и любая другая, должна быть направлена на обогащение лексического запаса детей, усовершенствование
ее грамматической правильности и, как следствие, становление грамотной монологической и диалогической речи.
В теории и практике педагогики существует множество трактовок и определений понятия «условие» вообще и «педагогические условия» в частности. В толковом словаре русского языка «условие» определяется как обстановка, в которой происходит, осуществляется что-либо; обстоятельство, от которого что-нибудь зависит [1].
Как философская категория термин «условие» выражает отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может. Сам предмет выступает как нечто обусловленное, а условия -как относительно внешнее предмету многообразие объективного мира. В отличие от причины, непосредственно порождающей то или иное явление или процесс, условие составляет ту среду, обстановку, в которой последние возникают, существуют и развиваются [2].
Мы рассматриваем педагогические условия как совокупность мер учебно-воспитательного процесса, которые обеспечивают переход речевого развития дошкольников на более высокий уровень. С нашей точки зрения, педагогические условия составляют ту среду, в которой речевое развитие дошкольников формируется, существует и развивается, поэтому появляется необходимость создания благоприятных условий для обеспечения обозначенного образовательного процесса на первой образовательной ступени.
Для речевого развития дошкольников первым и очень важным условием является создание предметно-развивающей речевой среды.
Под речевой предметно-развивающей средой мы понимаем особым способом организованное предметное окружение, влияющее на развитие всех сторон речи ребенка. Правильно организованная речевая среда несет в себе эффект воспитательного воздействия, направленного на формирование активного познавательного отношения и к окружающему миру, и к системе родного языка и речи. Ее влияние на развитие и воспитание дошкольников многогранно. Любой центр в группе должен нести многофункциональный характер: быть легко трансформируемым, учитывать возраст детей и обязательно яв-
ляться местом для всестороннего развития речи детей. Речевая среда должна способствовать уточнению, расширению и конкретизации речевых представлений. Правильно организованная предметно-развивающая
среда дает ребенку чувство комфорта, защищенности, помогает развитию его личности, стимулирует познавательную и речевую активность, воображение, побуждает к игре. Предметно-развивающая среда должна быть открытой и незамкнутой, способной к изменению, корректировке и развитию, т. е. она должна иметь характер не только развивающий, но и развивающийся. Она все время должна пополняться и обновляться различными дидактическими материалами, наглядностью по различным лексическим темам, различными пособиями и игровым материалом. Речевая предметно-развивающая среда должна отвечать некоторым психолого-педа-гогическим критериям: многофункциональность, трансформируемость, модульность, вариативность по содержанию и функциональным возможностям.
Второе условие - речевая мотивация ребенка. Речь возникает из потребности высказаться, а высказывания порождаются отдельными побуждениями - мотивами. Наличие мотивации речи означает, что у ребенка не только есть мысли и чувства, которые могут быть выражены им, но что ему хочется ими поделиться, т. е. у него имеется внутреннее побуждение к тому, чтобы высказать свои мысли и чувства [3]. Раскрывая психологические процессы, лежащие в основе порождения речевого высказывания, исследователи выдвигают на первый план мотивацию, рассматривая ее как импульс для всего речепроизводства [4]. Мотив является важнейшим компонентом в структуре речевой деятельности. От него зависит и качество речи, успешность обучения ребенка. Обогащение речевой мотивации детей в процессе обучения имеет немалое значение. В повседневном общении мотивы определяются естественными потребностями ребенка во впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке. В ходе занятия часто пропадает естественность и непринужденность общения, сбивается натуральная коммуникативность речи: ребенок просто отвечает на вопрос педагога, пересказывает сказку, что-то повторяет. При этом чаще всего не учитыва-
ется потребность это делать. Как отмечают психологи - положительная мотивация речи повышает эффективность занятий. Существенной задачей является формирование педагогом положительной мотивации для каждого действия ребенка в процессе обучения, а также организация ситуаций, активизирующих потребность в общении. Также здесь важно учитывать возрастные особенности дошкольников, применять различные, увлекательные для ребенка приемы, активизирующие их речевую активность и инициативность и содействующие развитию творческих речевых умений и навыков [5, с. 58].
Следует позаботиться о мотивации речи детей, побуждающей их к речевой активности. Наличие мотивации речи означает, что у ребенка есть внутреннее побуждение к тому, чтобы высказать свои мысли, и оно влияет на переход образцов в собственную активную речь ребенка. Это бывает в непринужденной. естественной обстановке общения. Таким образом, педагог должен позаботиться о том, чтобы приблизить характер общения с детьми на занятиях к естественным условиям [5, с. 13].
Третье условие - научно-методическое обеспечение педагогов и родителей. Говоря о методическом обеспечении как о виде деятельности, можно сказать, что это процесс, сориентированный на создание различных видов методической продукции, на оказание методической помощи различным категориям педагогических работников и родителей, на выявление, изучение, обобщение, формирование и распространение положительного педагогического опыта. Методическое обеспечение - это своевременная помощь в процессе реализации той или иной цели, в нашем случае - развитии речи дошкольников. Необходимость данного условия обусловлена поднятием научного потенциала педагогов, повышения их профессионализма, углубления знаний о проблемах речевого развития детей дошкольного возраста в соответствии с современностью. Педагогам необходимо быть в курсе новых методик, которые описаны в специальной литературе, изучать публикации коллег в соответствующих журналах, поднимая тем самым свой образовательный уровень. Своими знаниями педагоги обязательно должны делиться с родителями детей. Как правило, у них нет специального
образования, а т. к. в развитии речи детей родители принимают самое непосредственное участие, педагогам необходимо делиться с ними теми знаниями, которые есть у них в доступной для родителей форме. Это могут быть сообщения на родительских собраниях (общих и внутригрупповых), стенды, папки-передвижки в доступных для родителей местах. Обязательными являются индивидуальные беседы, в ходе которых можно рассказать о проблемах каждого конкретного ребенка. Для успешной работы педагогов надо создавать условия для обмена ими опытом, а также передачи имеющейся у них информации по интересующей нас проблеме - развитие речи детей дошкольного возраста. Внутри детского сада необходимо регулярно проводить открытые занятия с последующим их обсуждением. Во время таких занятий педагоги обращают внимание на то, как их коллеги ведут занятия, выбирают для себя что-то новое, а на последующем их обсуждении выявляют недостатки как в занятиях коллег, так и в своих. На открытых занятиях городского уровня воспитатели делятся своим опытом в плане развития речи детей, показывают свои методические находки, которые другие педагоги могут взять в качестве примера и делятся своими разработками. Такие встречи с обменом опытом благотворно влияют на объем знаний педагогов, современность их взглядов и позиций. На подобных семинарах более взрослое поколение обучает молодых специалистов методикам, по которым они работают долгое время, а молодежь делится своими инновационными методами. Общаясь с коллегами в других образовательных учреждениях, воспитатели пополняют запас методических разработок, которые могут сделать своими руками или при помощи родителей.
Четвертым условием является внедрение инновационных методов обучения в развитии речи дошкольников.
Для улучшения качества развития речи дошкольников необходима активизация творческого потенциала педагогов, расширение их кругозора, привнесение в занятия новых технологий и инноваций. Одной из таких инноваций может быть применение элементов ТРИЗ-технологий (ТРИЗ - теория решения изобретательских задач). К числу базисных идей ТРИЗ относятся следующие:
теории - катализатор творческого решения проблемы; знания - инструмент творческой работы, творческими способностями наделен каждый (изобретать могут все); творчеству, как и любой деятельности, можно научиться. Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
Исходным положением тризовской концепции по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы.
ТРИЗ для дошкольников - это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.
Элементы ТРИЗ заключают в себе внушительный потенциал, дающий возможность качественно изменить процесс речевого развития детей дошкольного возраста.
Использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дает несомненные преимущества:
- в активизации познавательной деятельности детей;
- в создании мотивационных установок на проявление творчества;
- в создании условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами);
- повышает эффективность овладения всеми языковыми средствами;
- формирует осознанность в построении лексико-грамматических конструкций;
- развивает гибкость аналитико-синте-тических операций в мыслительной деятельности.
Особое место в обучении занимает курс развития творческого воображения (РТВ), предназначенный для преодоления стереотипов мышления.
Также большое значение для развития речи имеет интегрированный подход в построении занятий. На таких занятиях дети используют знания из разных сфер деятель-
ности, процесс обучения становится более экономным, у детей создается единая, целостная картина мира. Интегрированное обучение способствует общему развитию ребенка, а также более глубокому изучению тем. Оно формирует у детей целостное восприятие мира, поскольку является системой, которая объединяет знания по отдельным предметам в одно целое. Интеграция для школы широко разработана в научно-педагогической и методической литературе. В дошкольной же педагогике она делает только первые шаги.
В дошкольной педагогике под интегрированной технологией мы понимаем использование одной тематики во всех блоках работы (развитие речи, развитие элементарных математических представлений, конструирование, аппликация и т. д.). В отличие от комплексных занятий, которые проводятся на знакомом материале и эпизодично, интегрированные занятия построены по принципу объединения нескольких видов деятельности и проводятся систематически. Интегрированные занятия дают возможность сократить количество специально организованных занятий, увеличивая тем самым время для другой деятельности. Проводимые в системе интегрированные занятия эффективны, дают хороший результат, повышают продуктивную речевую деятельность детей. В процессе интегрированных занятий развитие речи идет во всех направлениях: расширение и систематизация словарного запаса, совершенствование грамматической структуры речи, развитие инициативной связной речи, усиление ее звуковой стороны.
Пятым условием является создание материально-технической базы. Выполнение этого условия представляет значительные трудности, поскольку материальное обеспечение в муниципальных дошкольных учреждениях не очень хорошее. Соответственно, многое для обучения и развития детей приходится покупать или делать самим родителям и педагогам. Для полноценного речевого развития в группе должны быть различные методические пособия, большой запас наглядного материала, современное техническое оснащение (магнитофон с необходимыми дисками, проектор), а также материал, развивающий мелкую моторику.
Резюмируя все вышесказанное, необходимо отметить, что создание условий для
речевого развития ребенка является очень важным аспектом в работе как дошкольного общеобразовательного учреждения, так и в воспитании ребенка вне его. Создавая условия для речевого развития дошкольника, педагог помогает ребенку усовершенствовать свою речь для успешного обучения в школе, комфортного общения со сверстниками и взрослыми людьми. Богатый словарный запас, грамматически правильная связная речь являются залогом будущего обучения дошкольника.
1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1995.
2. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: монография. Волгоград, 2001.
3. Репина З.А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи. Екатеринбург, 2004.
4. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. М., 2001.
5. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М., 2000.
Поступила в редакцию 11.02.2013 г.
UDC 373.24
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF ORAL SPEECH ETIQUETTE OF PRE-SCHOLARS DEVELOPMENT Olga Evgenyevna KONDRASHINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Informatics and Information Technologies Department, e-mail: [email protected]
The meaning of the speech as a whole, the relevance of the speech problems early childhood development, a number of pedagogical conditions aimed at a successful mastery of the mother tongue are described.
Key words: speech; language development; pedagogical conditions; speech subject-developing environment; speech motivation; innovative teaching methods.