13. Русский язык. Ч. II [Текст] / Под ред. Максимова Л. Ю. - М.: 1989. - 287 с.
14. Шахматов, А. А. Синтаксис русского языка. [Текст] / А. А. Шахматов, -Л., Учпедгиз, 1941. - 624 с.
15. Ширяев, Е. Н. Московская лингвистическая школа и синтаксис [Текст] / Е. Н. Ширяев // Язык: система и подсистемы. - М.: 1990, - с. 123.
УДК37
Яруллина Гузель Азатовна
Специалист управления по делам молодежи и спорта исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, [email protected]
Макусев Олег Николаевич
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта Нижнекамского химико-технологического института, [email protected], Нижнекамск
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ВОСПИТАНИЮ ПОДРОСТКОВ
Yarullina Guzel Azatovna
Specialist, Office for Youth Affairs and Sports, Nizhnekamsk Municipal District, [email protected]
Makusev Oleg Nikolayevich
Candidate of Pedagogical Sciences, Assistant Professor of Sport and Physical Training, Nizhnekamsk Chemical Technology Institute, [email protected]
THE CONCEPT OF “ZERO TERM DEALS” IN THE SYNTAX OF A SIMPLE SENTENCE IN LINGUISTICS AND DIDACTICS
Внедрение мультимедийных технологий и глобальная информатизация общества в интеграции с высоким искусством приобретают важнейшее воспитательное значение в становлении сознания молодежи. Однако различные медиасредства, работая в условиях жесткой экономической конкуренции, в большинстве своем отодвигают на второй план «воспитание души», выбирая легкий путь развлечение ради развлечения. В результате у современных подростков, да и всего молодого российского общества наблюдается смещение акцентов от истинных к мнимым ценностям. В этих условиях особенно остро встает необходимость воспитания нравственных ценностей у подрастающего поколения, основой которых является гуманное отношение человека не только к себе, но и другим людям, к обществу,
природе. И здесь приходит на помощь культурологический подход к воспитанию, который способствует усвоению лучших образцов культуры своей Родины, как прошлого, так и сегодняшнего, изучению закономерностей происхождения, развития и функционирования отечественной культуры, укреплению основ национальных традиций и утверждению толерантности по отношению к другим культурам.
Культурологический подход к воспитанию подростков как особая педагогическая система был обозначен в теориях: проектирования личности, индивидуализации обучения, поликультурного образования, этнического самосознания, национальной культуры и др. Проектированием личности и систем общеобразовательных и профессиональных знаний и умений занимались Е. С. Заир-Бек, Е. Э. Смирнова, Н. Ф. Талызина, Д. Джонс, М. По-лани и др. Индивидуализация обучения и личностно-ориентированный подход к нему раскрыты в работах Н. А. Алексеева, Е. В. Бондаревской, С. В. Культневича, Г. Е. Зборовского, Э. Ф. Зеера, А. А. Кирсанова, В. В. Серикова, В. А. Сластенина, В. Д. Шадрикова, И. С. Якиманской.
Наиболее полным для нашего исследования является определение, данное Е. В. Бондаревской [1] . Она отмечает, что культурологический подход в образовании предусматривает воспитание образованной, культурной личности, владеющей основными элементами политической, художественно-эстетической, физической культуры, культуры труда, отдыха, поведения, речи, семейных отношений и т. п. Фундаментом общей культуры служит все содержание образования - комплекс знаний, идей, ценностных представлений, способов познания, мышления, практической деятельности, без овладения которыми невозможно взаимоотношение и взаимодействие людей, гармония человека и общества, человека и природы.
В основе культурологического подхода лежат идеи философии постмодернизма и гуманистической психологии, в частности К. Роджерса. Сторонников культурологического подхода отличает отказ от воспитания как специально организованного педагогического процесса. Они считают, что ребенок, осмысливая мир культуры, картину мира, адаптируется к действиям и поведению окружающих, и «опытным путем», «между делом» осваивает культурные нормы и ценности [2].
Однако, воспитание - это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности. Воспитание и не отдельный процесс, он неразрывно связан с обучением и образованием, поскольку названные процессы направлены на человека как целое [3]. В связи с этим мы считаем необходимым создание системы целенаправленной воспитательной работы с подростками на основе культурологического подхода, который опирается на общечеловеческие ценности, предполагает приобщение подростков к базовым смыслам человеческого бытия (Истины, Добра, Красоты), способствует гуманизации
образовательного процесса, развивает субъектные свойства и духовные потребности личности [4].
Реализуется такой подход при помощи разработанного нами комплекса педагогических условий.
Под педагогическими условиями реализации культурологического подхода к воспитанию подростков будем понимать такое управление педагогическим процессом в поликультурной школе, в котором находят выражение и реализацию, с одной стороны, совокупность идей и ценностей, принятых у разных культур (диалог культур), благодаря чему каждый ребенок данной школы получает га-рантированные условия своего свободного культурного развития; с другой стороны, совокупность идей гуманистического образования, обеспечивающие индивидуальность ученика, что создает особый нравственнопсихологический климат, благоприятствующий развитию самостоятельности, самоорганизации, самореализации и становлению личности.
Разрабатывая комплекс педагогических условий, мы учитывали: специфику и особенности культуры региона; возможности конкретного индивида, школы, ориентируясь на самобытность и уникальность каждого человека, развитие его способностей к предвидению, целеполаганию, самосозиданию, самосовершенствованию, саморегуляции; адаптационные возможности человека к жизни в поликультурном обществе, к современной жизнедеятельности с представителями различных национальностей, рас, конфессий; содержание образования, которое в его современном понимании охватывает не только науку, но и всю человеческую культуру, куда педагогическая наука входит как одна из важнейших составляющих наряду с искусством, социальным опытом и традициями, религией и другими ценностями. Также нами учтено различное отношение исследователей к понятию культурологического подхода.
Учитывая вышесказанное, мы считаем, что оптимальным для реализации культурологического подхода к воспитанию подростков будет комплекс педагогических условий, включающих:
1) создание специально организованной учебной и внеурочной деятельности подростков, направленной на реализацию культурологического подхода в воспитании. Данное условие предусматривает работу в нескольких направлениях.
а) интеллектуальном (развитие определенных собственно-личностных качеств, составляющих основу будущего профессионального успеха: целеустремленность, самостоятельность, самооценка, трудолюбие, наблюдательность, сопереживание, потребность в социальном взаимодействии, терпимость и др.). Реализуется данное направление через систему знаний, полученную на уроках и во внеурочной деятельности; участие интеллектуальных конкурсах и олимпиадах школьного, городского и республиканского уровня.
б) военно-патриотическом (освоение культурного наследия России и мировой художественной культуры, глубокое освоение национальных традиций. Воспитание любви к Отечеству - родному краю, городу, школе,
коллективу. Объяснение духовной, исторической и культурной миссии России, воспитание гордости за Отечество, сознания воинского долга у мальчиков и материнского долга у девочек). Реализация происходит через систему знаний, полученную на уроках истории, ОБЖ, физической культуры, классные часы; систему взаимодействия с военно-патриотическими организациями города; участие в конкурсах военно-патриотической тематики; пропаганду здорового образа жизни.
в) художественно-эстетическом (способствовать формированию художественного вкуса, вырабатывать и совершенствовать в ребенке способность эстетического осознания прекрасного в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его). Организована система работы кружков дополнительного образования; создан цикл классных часов, посвященных традициям и культуре родного края и народов республики; проводятся экскурсии в городской музеи и музеи других городов республики; посещение народного театра.
г) конструктивно-техническом (способствовать развитию технических интересов и умений, требующих функциональной любознательности, изучения, исследования, новаторства, проектирования и применения наученного, новаторских возможностей и вариантов при употреблении инструментов, процедур, систем, машин, оборудования или научных принципов и методов). Реализуется через систему знаний, полученных на уроках физики, химии, информатики, технологии; систему профориентации; экскурсии на предприятия города; лаборатории средне-специальных и высших учебных заведений.
д) креативном (развитие креативных умений дает возможность осуществления творческой деятельности, характеризующейся высшей продуктивной степенью активности при решении учебных задач; позволяют принимать решения в нестандартных, новых ситуациях; формулировать гипотезы, предлагать оригинальные идеи; видеть знакомое в незнакомом, преодолевать стереотипы; вести диалог с изучаемом объектом; выбирать методы познания, адекватные объекту; прогнозировать рост и развитие).
е) духовно-нравственном (развитие традиций патриотического, нравственного, экологического и эстетического воспитания подрастающего поколения, создание условий для развития личности, повышения культуры; формирование принципов здорового образа жизни у детей и подростков). Через цикл классных часов и бесед; встреч с представителями различных конфессий; коллективно-творческие дела; тесты и микроисследования.
ж) педагогическом (повышение роли психолого-педагогической службы в формировании ученических коллективов и в индивидуальном развитии личности, повышение профессионального уровня управления процессом воспитания; развитие психолого-педагогического просвещения родителей). Организован психолого-педагогический семинар, цикл тематических родительских собраний.
2) учет псыхолого-возрастных особенностей подростков, позволяет реализовывать культурологический подход на различных этапах (6 классы, 7-8 классы, 9 классы) согласно возрасту и психологическим особенностям этого возраста. Каждый из этапов представлен такими блоками как исследовательский, педагогический, креативный, художественно-театральный и прикладной. В исследовательском блоке основная роль отводится краеведческим кружкам, направленным на изучение особенностей культур региона, края.
Педагогический блок призван обеспечить программную реализацию культурологического подхода к воспитанию подростков через организацию и проведение лекций, факультативных курсов «Духовные основы народов», «Воспитание в поликультурной семье» и др. Это позволяет раскрыть историю, литературу, культуру, в том числе религиозную и этнопедагогическую, которые направлены на усвоение основ философии, миропонимание народов в регионе, овладение стерео-типами этнического поведения. Основу креативного блока составляют идеи народного воспитания, представленные народным творчеством, традициями, фольклорными произведениями. Деятельность культуроведческих кружков («Русской культуры», «Татарской культуры» и т. д.) составляет основу художественно-театрального блока. Прикладной блок ориентирован на поддержку юных мастеров, на ознакомление подростков с народным творчеством, а в старших классах на активную творческую деятельность в этом направлении.
3) акцентирование внимания на культурологические универсалии в преподавании различных предметов позволяет преодолеть предметную разобщённость знаний, воссоздать целостный образ изучаемых объектов и явлений культурной действительности. Мы считаем, что наиболее общие из культурологических умений целесообразно формировать в процессе изучения каждого предмета. Здесь важна определенная координация учителей разных предметов, поскольку культурологические умения используются различными учебными дисциплинами.
4) осуществление работы по подготовке педагогических кадров к реализации культурологического подхода в воспитании подростков предъявляет к личности учителя различные требования. Для повышения культурологической грамотности и методической компетентности классных руководителей и учителей-предметников нами были разработана программа семинаров и практических занятий.
Методика реализации комплекса педагогических условий представлена в разработанной нами программе «Культурологическое воспитание». Основной целью программы является учебно-воспитательная работа с доминирующим культурологическим направлением, где учитываются особенности менталитета и особенности национальной культуры.
Проанализируем результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной в период с 2003 по 2010 годы. Педагогический эксперимент направлен на проверку эффективности выдвинутого комплекса педагогических условий реализации культурологического подхода к воспитанию подростков.
Для проверки эффективности комплекса педагогических условий мы используем следующие критерии: культурологические знания и умения; степень комфортности учащихся в группе; степень сформированности методической грамотности учителей по реализации культурологического подхода.
Хотим отметить, что в процессе эксперимента мы в течение нескольких лет задействовали подростков с 6 по 9 классы. Для более наглядной демонстрации эффективности предложенных педагогических условий нами прослежена динамика реализации культурологического подхода у одних и тех же подростков в течении 3-4 лет.
Для характеристики первого критерия - культурологические знания и умения - проводимого эксперимента выделим четыре уровня сформированности культурологических знаний: низкий, средне-низкий, средний, высокий.
Низкий уровень сформированности культурологических знаний и умений. Сформированы только некоторые разрозненные знания и умения культурологического характера. Средне-низкий уровень культурологических знаний и умений. Сформированы только некоторые знания и умения культурологического характера, но уже на уровне осознанного применения имеющихся знаний и умений. Средний уровень культурологических знаний и умений. Знания и умения культурологического характера сформированы частично с применением усвоенных знаний и умений по образцу. Высокий уровень культурологических знаний и умений. Знания и умения культурологического характера сформированы полностью с умением применять их в новых ситуациях.
Отметим, что для каждой возрастной группы тестирование и анкетирование проводится по тестам и анкетам соответствующим возрасту учащихся и уровню знаний при этом (рис. 1, рис. 2).
□ 2007/08 И 2008/09
□ 2009/10
Рисунок 1 - Распределение уровней культурологических знаний и умений подростков на подготовительном, основном и заключительном этапах эксперимента
□ 2007/08 2008/09
□ 2009/10
Рисунок 2 - Распределение уровней культурологических знаний и умений педагогов на подготовительном, основном и заключительном этапах эксперимента
Второй критерий - степень комфортности учащихся в группе - характеризует возможность получения обратной связи от учащихся разных возрастных категорий, определяет стиль взаимодействия классного руководи-
теля с учениками, психологический климат в классе, психологическую совместимость учителя-предметника и ученика (рис. 3).
Третий критерий - степень сформированности методической грамотности учителей по реализации культурологического подхода - оценивался отдельно для классных руководителей и учителей-предметников (1 - учителя математики, 2 - физики, 3 - химии и биологии, 4 - языков и литературы, 5 - физической культуры, 6 - классные руководители) (рис. 4).
□ 2007/08 ■ 2008/09
□ 2009/10
□ 2007/08 ■ 2008/09
□ 2009/10
□ Гистограмма 4
Рисунок 3 - Изменение степени комфортности подросток при переходе из 6 в 9 классы в условиях реализации культурологического подхода
Рисунок 4 - Изменение методической грамотности учителей-предметников и классных руководителей по реализации культурологического подхода
Анализ результатов эксперимента позволяет заключить, что происшедшие изменения при внедрении в учебно-воспитательный процесс модели реализации культурологического подхода к воспитанию подростков при помощи комплекса педагогических условий не вызваны случайными причинами, а являются следствием целенаправленной реализации предложенного нами комплекса.
Хотим отметить, что именно культурологический подход к воспитанию подростков призван обеспечить формирование соответствующего мировоззрения личности, её культуру и культуру речи, развитие психики (памяти, мышления, чувств и эмоций, воображения); таких черт характера, как воля, целеустремленность, креативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность, толерантность, а также потребности в самосовершенствовании, самообразовании, самовоспитании. Мы согласны с мнением, что именно культурологический подход может стать основой концепции личностно ориентированного воспитания.
Библиографический список
1. Бондаревская, Е. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК и ФГПС. [Текст] / Е. В. Бондаревская, С. В. Куль-невич - Ростов-на-Дону: Творческий центр «Учитель», 1999. - 560 с.
2. Голованова, Н. И. Подходы к воспитанию в современной отечественной педагогике [Текст] / Н. И. Голованова // Педагогика. -2007. - № 10. - С. 38-47.
3. Воспитание // Советский энциклопедический словарь. 4-е изд. - М.: Советская Энциклопедия, 1987. - С. 248.
4. Пронина, А. Н. Культурологический подход к построению системы воспитательной работы в технологическом лицее [Текст]: Дис. . . . канд. пед. наук / А. Н. Пронина. - Великий Новгород, 2004. - 185 с.
5. Бондаревская, Е. В.. Подготовка учителя к осуществлению педагогической поддержки детей-мигрантов в поликультурном образовании. Учебное пособие. [Текст] / Бондаревская Е. В., Гукаленко О. В. - Тирасполь, 2000. - 83 с.
УДК 373.1
Позднякова Наталья Анатольевна
Преподаватель Филиала ГУ Кузбасского Государственного технического университета, [email protected], Новокузнецк
МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТОВ К СЕМЬЕ
Pozdnyakova Natalya Anatolyevna
Lecturer Branch Kuzbass State Technical University, [email protected], Novokuznetsk
THE MODEL SYSTEM FORMING A RESPONSIBLE TEENAGERS’ RELATIONSHIP TO A FAMILY
Формирование ответственного отношения подростков к семье сегодня является одной из целей системы образования, от решения которой зависит благополучие их будущих семей и общества в целом. Актуальность проблемы объясняется возросшей потребностью общества в образованном и воспитанном гражданине, способном принимать ответственные решения в ситуации нравственного выбора, готового нести ответственность за собственную деятельность перед обществом и собственной семьей [1, с. 383].
Анализируя работы ученых и исследователей, мы пришли к заключению о многоаспектности понятия «ответственности» и выделили ряд подходов к ее пониманию:
^ Ответственность как объективная зависимость между действиями личности, ее реакция на взаимодействие с окружающим миром и его последствиями. Данный аспект выделяли С. Ф. Анисимов Н. А. Головко, Р. И. Косолапов С. Левицкий, Э. Фромм и др.