Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СЕЛЬСКИХ УЧИТЕЛЕЙ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СЕЛЬСКИХ УЧИТЕЛЕЙ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧИТЕЛЬ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлов Ньургун Михайлович

В статье обобщена работа по организации персонифицированного маршрута в повышении квалификации сельских учителей Республики Саха (Якутия). Описана специфика профессиональной деятельности учителей сельских школ. В качестве одного из эффективных способов совершенствования компетенций учителей сельских школ определен индивидуальный образовательный маршрут с применением дистанционных образовательных технологий. При организации курсов повышения квалификации было проведено входное диагностирование уровня сформированности функциональной грамотности по 6 компонентам. Приняли участие при входном тестировании более 500 учителей по следующим учебным предметам: химия, биология, математика, физика, русский язык и учителя начальных классов из сельских школ. Входное тестирование проводилось на платформе lk14 в онлайн режиме. Практическая значимость исследования видится в возможности расширения персонифицированных курсов повышения квалификации сельских учителей, позволяющему проникнуть в понимание значимости использования цифровых технологий и ресурсов в контексте развития профессиональной деятельности сельских учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павлов Ньургун Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE IMPLEMENTATION OF AN INDIVIDUAL TRAJECTORY FOR ADVANCED TRAINING OF RURAL TEACHERS IN THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

The article summarizes the work on the organization of a personalized route in the professional development of rural teachers of the Republic of Sakha (Yakutia). The specifics of the professional activity of teachers of rural schools are described. An individual educational route with the use of distance learning technologies has been identified as one of the effective ways to improve the competencies of rural school teachers. During the organization of advanced training courses, an input diagnosis of the level of functional literacy was carried out for 6 components. More than 500 teachers in the following academic subjects took part in the entrance testing: Chemistry, Biology, Mathematics, Physics, Russian language and Primary school teachers from rural schools. Input testing was conducted on the lk14 platform in online mode. The practical significance of the study is seen in the possibility of expanding personalized advanced training courses for rural teachers, which allows to penetrate into the understanding of the importance of using digital technologies and resources in the context of the development of the professional activities of rural teachers.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СЕЛЬСКИХ УЧИТЕЛЕЙ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)»

Педагогические условия реализации индивидуальной траектории повышения квалификации сельских учителей Республики Саха (Якутия)

Павлов Ньургун Михайлович,

директор Автономного образовательного учреждения Республики Саха (Якутия) дополнительного профессионального образования (АОУ РС(Я) ДПО) Института развития образования и повышения квалификации им. С.Н. Донского-11 E-mail: [email protected]

В статье обобщена работа по организации персонифицированного маршрута в повышении квалификации сельских учителей Республики Саха (Якутия). Описана специфика профессиональной деятельности учителей сельских школ. В качестве одного из эффективных способов совершенствования компетенций учителей сельских школ определен индивидуальный образовательный маршрут с применением дистанционных образовательных технологий. При организации курсов повышения квалификации было проведено входное диагностирование уровня сформированности функциональной грамотности по 6 компонентам. Приняли участие при входном тестировании более 500 учителей по следующим учебным предметам: химия, биология, математика, физика, русский язык и учителя начальных классов из сельских школ. Входное тестирование проводилось на платформе lk14 в онлайн режиме. Практическая значимость исследования видится в возможности расширения персонифицированных курсов повышения квалификации сельских учителей, позволяющему проникнуть в понимание значимости использования цифровых технологий и ресурсов в контексте развития профессиональной деятельности сельских учителей.

Ключевые слова: индивидуальный образовательный маршрут, повышение квалификации, профессиональная деятельность, учитель сельской школы

о с

U

со см о см

Вызовы современного общества к системе образования задают новые тенденции, ориентированные на подготовку педагога качественно иного уровня. Важным направлением национального проекта «Образование» является методическое сопровождение учителей, развитие у них умений работать в современной образовательной среде [4]. Обновлены требования к профессиональной компетентности учителей, что отражено в принятых недавно профессиональных стандартах. Сегодня эффективность педагогической деятельности зависит от готовности самого педагога к личностному и профессиональному развитию, к трансформации своего профессионального функционала в постоянно меняющихся условиях.

В настоящее время в Российской Федерации более 50% составляют сельские школы. При этом, единое образовательное пространство предусматривает реализацию единых образовательных стандартов для всех типов школ. В то же время организация образовательного и воспитательного процесса в сельской школе зависит от целого комплекса различных факторов, что обусловливает особенности педагогической деятельности учителя сельской школы.

Развитие профессиональной деятельности учителя сельской школы во многом связано с осуществлением им социальных функций, зависит от социально-культурных, экономических, природных условий, традиций села. Эффективность решения широкого диапазона задач, стоящих перед учителем в современном социуме, зависит от уровня сформированности его функциональной грамотности. В приоритетных целях отечественного образования также выделено направление о развитии функциональной грамотности школьников [5]. В связи с чем, мы отмечаем значимость уровня функциональной грамотности учителя сельской школы как для решения жизненных задач в условиях сельской местности, так и для профессионального развития самого педагога.

Профессиональная деятельность учителя сельской школы должна развиваться с учетом современных трансформаций во всех сферах деятельности, в частности, цифровой трансформации образования. И здесь мы видим противоречие между возрастающими требованиями к профессиональной деятельности учителя и недостаточным уровнем их реализации у учителя сельской школы. В настоящее время возникает острая необходимость в совершенствовании совокупности компетенций педагога для осуществления профессиональной деятельности в условиях цифровой трансформации образования.

Перед институтом дополнительного профессионального образования стоит задача по организации инновационной модели повышения квалификации с внедрением цифровых образовательных технологий (Г.И. Алексеева) [1]. В свете цифрови-зации системы образования, использование цифровых и информационных технологий обеспечивает возможность активного применения дистанционных образовательных технологий, что оказывает влияние на развитие личности и повышает эффективность качества образования (Е.А. Барахса-нова, Е.З. Власова) [2,3].

В последнее десятилетие система дополнительного профессионального образования находится в поиске новых методов и подходов методического сопровождения участников образовательного процесса. Одним из нововведений является организация персонифицированного образовательного маршрута учителей. В своих научных работах Г.А. Ястребова, Г.В. Цветкова придерживаются мнения о том, что при организации персонифицированного образовательного маршрута участник образовательного процесса сам должен выступить в качестве разработчика своей образовательной программы.

Реализация персонифицированного маршрута с достижением поставленных целей и выполнением поставленных сроков фиксируется в «дорожной карте». В рамках апробации разработанной персонифицированной модели обучения педагогов были организованы курсы, которые были разработаны в 2021 году в Институте развития образования и повышения квалификации им. С.Н. Донского-11.

Категория слушателей: учителя сельских школ (учителя математики, физики, русского языка и литературы, биологии, химии, начальных классов) (таблица 1).

При организации курсов повышения квалификации было проведено входное диагностирование уровня сформированности функциональной грамотности по 6 компонентам (таблица 2). Принял

участие 551 учитель химии, биологии, математики, физики, русского языка и начальных классов из сельских школ. Входное тестирование проводилось на платформе 1к14 в онлайн-режиме.

Таблица 1. Количество слушателей курсов «Развитие функциональной грамотности школьников»

№ Учителя Количество

1 Биологии 55

2 Химии 39

3 Физики 87

4 Математики 99

5 Русского языка и литературы 115

6 Начальных классов 156

Таблица 2. Результаты выявленных дефицитов у слушателей курсов

№ Компоненты Средний балл

1. Читательская грамотность 48

2. Математическая грамотность 53,4

3. Естественнонаучная грамотность 64

4. Креативное мышление 36,4

5. Глобальные компетенции 47,1

6. Финансовая грамотность 47,4

В таблице 3 показаны результаты входного тестирования по учебным группам предметных областей. При этом в расчет принята следующая шкала оценивания: при наборе участниками до сорока баллов (включительно), фиксируется низкий уровень сформированности, от сорока одного до семидесяти баллов - присваивается средний уровень, если участник набирает от семидесяти одного до ста баллов, то это говорит о высоком уровне сформированности функциональной грамотности (Таблица 3).

Таблица 3. Результаты входного тестирования по функциональной грамотности

№ Учителя Компоненты функциональной грамотности

грамотность глобальные креативное

читательская математическая естественно-научная финансовая компетенции мышление

1 Биологии 33,4 44,3 82,3 33,5 43,4 38,6

2 Химии 37,8 45,2 79,7 38,7 50,1 34,2

3 Физики 23,7 56,8 66,8 61,3 43,8 37,9

4 Математики 45,6 78,9 54,8 78,3 36,8 39,2

5 Русского языка и литературы 70,4 42,2 33,1 35,7 52,4 32,8

6 Начальных классов 77,2 53,1 67,3 36,9 56,5 35,8

По результатам анализа индивидуальных потребностей слушателей, после выполнения тестовых заданий, была сформирована персонифицированная программа по устранению выявленных дефицитов.

Тесты по оценке функциональной грамотности включали в себя задания по шести направлениям. Индивидуальный образовательный маршрут включает тренировочные занятия с тьютором и прохождение практической части на базе ста-

жировочных площадок в дистанционном формате с использованием сервисов видеоконференции.

После завершения курсов повышения квалификации было проведено выходное тестирование с целью определения эффективности проведенных мероприятий.

Анализ результатов выходного тестирования показал положительную динамику среди всех групп учителей. Так, в результате прохождения индивидуального образовательного маршрута по чи-

тательской грамотности, средний балл увеличился на 18 баллов, по математической грамотности -на 12 баллов, по креативному мышлению - на 25 баллов (таблица 4).

Таким образом, реализация индивидуальных образовательных маршрутов с использованием дистанционных образовательных технологий расширяет возможности для учителей сельских школ, обеспечивая повышение квалификации с учетом специфики их профессиональной деятельности.

Таблица 4. Результаты выходного тестирования по функциональной грамотности

№ Учителя Компоненты функциональной грамотности

грамотность глобальные компетенции креативное мышление

читательская математическая естественно-научная финансовая

1 Биологии 63,4 54,3 82,3 33,5 53,4 48,3

2 Химии 67,8 57,8 79,7 38,7 70,1 54,6

3 Физики 55,7 76,9 66,8 61,3 43,8 59,4

4 Математики 65,6 88,5 54,8 88,3 56,8 73,5

5 Русского языка и литературы 70,4 52,7 33,1 35,7 72,4 76,6

6 Начальных классов 77,2 63,6 67,3 36,9 66,5 59,3

о с

U со

Литература

1. Алексеева Г.И., Михалева О.И., Абрамова Д.Г. Модель регионального персонального повышения квалификации педагогов образовательных учреждений. Современные наукоемкие технологии. 2020. № 5. - С. 134-138.

2. Барахсанова Е.А., Никифоров И.И. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами цифровой образовательной среды / Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 612. - С. 61-64.

3. Власова Е.З. Цифровая трансформация педагогического образования: опыт работы и направления исследований / В сборнике: Информатизация образования и методика электронного обучения. Материалы III Международной научной конференции. Сибирский федеральный университет, Институт космических и информационных технологий. 2019. С. 64-68.

4. Паспорт Национального проекта «Образование» https://edu.gov.ru/national-project/

5. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287 (ред. от 08.11.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE

IMPLEMENTATION OF AN INDIVIDUAL TRAJECTORY

FOR ADVANCED TRAINING OF RURAL TEACHERS IN

THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

Pavlov N.M.

Autonomous Educational Institution of the Republic of Sakha (Yakutia)

of Additional Professional Education (AOU RS (Y) DPO) Institute for the

Development of Education and Advanced Training named after S.N. Donskoy-ll

The article summarizes the work on the organization of a personalized route in the professional development of rural teachers of the Republic of Sakha (Yakutia). The specifics of the professional activity of teachers of rural schools are described. An individual educational route with the use of distance learning technologies has been identified as one of the effective ways to improve the competencies of rural school teachers. During the organization of advanced training courses, an input diagnosis of the level of functional literacy was carried out for 6 components. More than 500 teachers in the following academic subjects took part in the entrance testing: Chemistry, Biology, Mathematics, Physics, Russian language and Primary school teachers from rural schools. Input testing was conducted on the lk14 platform in online mode. The practical significance of the study is seen in the possibility of expanding personalized advanced training courses for rural teachers, which allows to penetrate into the understanding of the importance of using digital technologies and resources in the context of the development of the professional activities of rural teachers.

Keywords: individual educational route, advanced training, professional activity, rural school teacher

References

1. Alekseeva G.I., Mikhaleva O.I., Abramova D.G. Model of regional personal advanced training of teachers of educational institutions. Modern science-intensive technologies. 2020. No. 5. -P. 134-138.

2. Barakhsanova E.A., Nikiforov I.I. Formation of information competence of future teachers by means of a digital educational environment / Problems of modern pedagogical education. -2018. - No. 61-2. - S. 61-64.

3. Vlasova E.Z. Digital transformation of teacher education: work experience and areas of research / In the collection: Informatization of education and e-learning methodology. Proceedings of the III International Scientific Conference. Siberian Federal University, Institute of Space and Information Technologies. 2019. S. 64-68.

4. Passport of the National Project "Education" https://edu.gov.ru/ national-project/

5. Order of the Ministry of Education of Russia dated May 31, 2021 N 287 (as amended on November 8, 2022) "On approval of the federal state educational standard for basic general education"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.