Педагогические условия развития системы подготовки IT- специалистов
Зуфарова Анна Сергеевна,
старший преподаватель кафедры «Информатика», Тихоокеанский государственный университет E-mail: [email protected]
Актуальность данной темы обусловлена тем, что с развитием компьютерных технологий, в нашей стране не хватает качественных специалистов в области IT технологиях. Особо остро почувствовали в нынешней политической ситуации. Образовательный процесс пытается активно внедряет информационные технологии, но не успевает в ногу со временем. В современном мире и передовых странах цифровые технологии выходят на первое место. Сейчас мы себе не можем представить жизнь без смартфона, персонального компьютера или любого программного обеспечение обслуживающее любую отрасль. Оно используется в медицине, в обороне страны, в защите информации, в образовании, в создании кино и муль-тиков, в проектировании космических моделей и во многом другом. Но чтоб его создать нужны специалисты в этой области. Их нужно сначала взрастить, выучить и выпустить в жизнь. Этот процесс долгий и трудоемкий.
В данной статье анализируется ситуация с информационными технологиями в образовании в средних и высших учебных заведениях. Предлагаются пути решения этих проблем.
Ключевые слова: информатика, программирование, алгоритмизация, информационная культура, образовательный процесс.
Данная тема уместна в нынешнее время, так как происходят переменны в социальной, экономической и политической жизни общества. Циф-ровизация охватила все сферы деятельности человека от образования до промышленности. В учебных планах содержат дисциплины связанные с информационными технологиями: информатика, ИКТ, цифровая культура, алгоритмизация, программирование, базы данных, информационная безопасность и другие.
Информационные технологии, 1Т технологии, языки программирование - это очень подвижный пласт науки, а особенно в 21 веке. Поэтому рабочие программы должны быть актуальные.
Проблемы обучению программированию рассматриваются в работах: А.П. Ершова, А.Г. Куш-ниренко, В.М. Монахова, так же в методику обучения программированию внесли вклад М.М. Бежа-нова, Э.З. Любимский.
На рынке труда в области информационных технологий требуются не только высокие требованию к уровню знаний выпускников вузов, но и опыт труда в этой области. Без владения современных информационных технологий и продвинутого уровня в программировании молодым специалистом трудоустроится тяжело в современном мире. В 1Т компаниях требуются сразу квалифицированный и опытный специалист, а молодежь без опыта неохотно берут. Так же многие наши талантливые ребята уезжают за границу за опытом и высокооплачиваемой зарплатой. В нынешней ситуации потребность в высококвалифицированных 1Т-специалистов высока в нашей стране. Не хватает специалистов в области 1Т-технологий: программирования, обеспечение защиты информации, создание различного программного обеспечения и другое. Это связано с тем, что в 21 веке использование информационных технологий в образовательном процессе сильно отстают от мировых тенденций. Среднее и высшие образовательные учреждения не могут предложить высококвалифицированных 1Т-специалистов и с колоссальным опытом работы.
В нашей стране ситуацию с изучением программирования в школах, она выглядит плачевно. Это справедливо не только для России, но и многих развитых стран. В нашем образовании приоритетные точные науки (алгебра, геометрия, физика и другие), гуманитарные науки (история, обще-ствознание и другие). Понятно, здесь проявляются многолетние традиции в учебных заведениях, учебный план, количество часов и другие факты.
Но важный факт в обучении является сам педагог. У многих преподавателей информационных технологий, информатики, основ программиро-
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
вания низкий уровень знаний в этой области, т.е. педагог не компетентен в этой области знаний. И с этим надо бороться как-то. Брать молодые кадры, повышать зарплаты, вводить стимулирующее надбавки. Ежегодно проводить повышения квалификаций педагогов. Так же открывать в вузах по всей Росси, не только в крупных городах Москва или Санк-Петербург, кафедры от крупных наших 1Т компаний, например Яндекс, Mail.ru
Вторая проблема это: информационная база учебных заведений желает лучшего. Старое программное обеспечение, старое компьютерное оборудование и нехватка его на лабораторных работах это тоже является большой проблемой. Учащиеся сидят по 2-3 ученика за компьютером, что не дает эффекта в познание предмета. Бесперебойное подключение к глобальной сеть интернет через организацию, чтобы использовать виртуальные классы, электронные ресурсы [1].
Преподаватель должен объяснять на пальцах компьютерные технологии, программирование в 21 веке. Даже не во всех кабинетах есть инструменты для показа презентаций. Но как можно на доске показывать программное обеспечение в современном мире? Современные информационным технологиям позволяют преподавателям перейти от нарисованных мелом и малопонятных схем, к инфор-графике на интерактивной доске. Хочется внедрить видео урок, презентацию, инфографику [2], а у педагога нет возможности показать нюансы и заинтересовать учащийся. Ведь мы знаем человек воспринимает информацию почти 90% зрением, зрительная система способна мгновенно обрабатывать и воспринимать информацию т.е. визуально [3].
Чтобы процесс изучения алгоритмизации и программирования прошел качественно, его необходимо представить в понятном и простом вид: в виде схем, блоков, картинок.
Изучение создание алгоритмов является лакмусовой бумажкой в проявления интереса к данной тематике у учащихся, что значительно повлияет на выбор будущей профессии. Будет базой для дальнейшего изучения узких предметов в 1Т технологиях.
Был проведен опрос студентов в 1Т направлениях по поводу знакомства с информационными технологиями на разных этапах обучения - школа и университет (рис. 1).
Результаты опроса студентов показал, что:
• Обучающие испытывают трудность в области: алгоритмизации, языков программирования: 80% ответили нет, 20% - да.
• Изучали ли вообще языки программирование в школе - 60% - да, 40% - нет
• Нужна ли математика, математическая логика для программиста - 80% да, 20% - нет.
По результатам исследования видно, что суще-о ствуют трудности у студентов с 1Т уклонном с пред-£ метами связанных с программированием, алго-й ритмизацией. Так же почти у 40% опрошенных студентов не изучали основ программирование и ал-^ горитмизации в школе. И это большая проблема
для учащийся, которые хотят связать свою жизнь с программированием и созданием программного обеспечения.
Испытываете ли трудности в освоении дисциплин, связанных с программированием ? Например : Информатика и программирование, Алгоритмы и структуры данных, «Объектно-ориентированное программирование» и т.д 15 ответов
• Да О нет
Было ли программирование в школе ?
15 ответов
• да
• Нет
Нужна ли математика , мат.погика для программистов?
15 отаетов
• Да
• нет
Рис. 1. Результаты опроса студентов с 1Т уклонном
Так же 20% учащихся, считают, что знание математики не нужно для программирования. Но математика, логика, алгоритмизация, программирование стоят в одном ряду и связаны между с собой цепочкой. Без знания основ математики, логики, алгоритмизации трудно будет понять и написать программный код.
Так же исследование показало, что предмет информатика у 22,6% опрошенных начинался в 7 классе и программирование преподавалось на разном уровне и на разных этапах обучения в школе. В начальной школе программирование не преподавалось.
Информационную культуру нужно развивать с самого начального обучения, начать с садика, начальной школы и средней школы.
Должно быть ранее обучение школьников алгоритмизации и программированию. Обучение должно быть в игровой форме в садике, например, роботехника. Нужно разработать рабочие программы в этой области, чтоб ребенку было интересно и понятно.
Так же в образовательных учреждениях надо разработать курсы по программированию для на-
чальных классов, проводить дополнительные занятия для учащихся по алгоритмизации, программированию. На начальной стадии в игровой форме, но постепенно усложнять обучение. А в стар-
ших классах предмет информатика - алгоритмизация и программирование проходить основательно. Привлекать преподавателей с вузов.
Рис. 2. Результаты опроса студентов с IT уклонном
В итоге студентам поступившим на специальности с 1Т уклоном намного легче и интереснее будет проходить обучающийся процесс. Так же на разных курсах обучения ввести сотрудничество с различными 1Т компаниями и ввести это в ежедневное расписание, не как трудовую практику, а специально выделить день. Студенты получат нужный опыт, что на выпуске мы получим квалифицированного специалиста и не нужно будет еще ждать год или два, чтобы получить специалиста в данной области.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что решить проблемы в получении качественного специалиста в 1Т области нужно:
• в школах нужно увеличить часы изучение предмета информатики, как для профильных классов, так и нет;
• в садиках и начальной школе можно ввести начальные предметы по изучению информатики в игровой форме;
• вузам страны перейти на сотрудничество с 1Т компаниями для обучения студентов;
• ежегодно обновлять и добавлять актуальную информацию в рабочие программы;
• развивать законодательство в области образования связанных с 1Т технологий
• внедрять в процесс профессиональные и современное программное обеспечение для обучения студентов 1Т направлений;
• проводить для педагогов информационные съезды в области 1Т технологий, повышения квалификаций.
Литература
1. Бузыкова Ю.С., Зуфарова А.С., Роль информационно-коммуникационных технологий в профессиональном образовании, Современное педагогическое образование. 2020. № 9. С. 84-87.
2.
3.
4.
5.
Зуфарова А.С., Шерстнева С.С., Креативная педагогика: инфографика в образовательном процессу, В сборнике: Тогу-старт: фундаментальные и прикладные исследования молодых. Материалы региональной научно-практической конференции.Хабаровск, 2021. С. 405-411.
Зуфарова А.С., Роль технологии визуализации в учебной информации, Современное педагогическое образование, 2020 № 9 с. 39-41. В России возрастает дефицит IT-специалистов, и бизнес берёт инициативу в свои руки. [Электронный ресурс]. URL: https://propostuplenie.ru/ article/v-rossii-vozrastaet-deficit-it-specialistov-i-biznes-beryot-iniciativu-v-svoi-ruki/ (дата обращения: 20.06.2022).
Как разработчики учат своих детей программировать. [Электронный ресурс]. URL http://it-suhorukov.ru/2019/06/02/kak-razrabotchiki-uchat-svoih-detey-programmirovat-i-nado-li-eto-delat/ (дата обращения: 20.06.2022). Кузенкова Г.В.,, Шагбазян Д.В.,, Штанюк А.А. Обучение программированию в средней и высшей школе: проблемы и пути решения. Курдюкова А.В., Алгоритмизация как неотъемлемая часть современного процесса обучения в начальной школе, В сборнике: Дни науки студентов Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых // Сборник материалов научно-практических конференций, Состоявшихся в рамках Дней науки студентов ВлГУ. Владимир, 2021. С. 29212927.
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF A SYSTEM FOR TRAINING IT SPECIALISTS
6.
7.
C3
о
CO
-a
I=i А
—I
о
C3 t; о m О от
З
ы о со
Zufarova A.S.
Pacific National University
The relevance of this topic is due to the fact that with the development of computer technology, our country lacks high-quality specialists in the field of IT technologies. We felt it especially sharply in the current political situation. The educational process is trying to actively introduce information technology, but does not keep up with the times. For mankind and advanced countries, digital technologies come out on top. Now we cannot imagine life without a smartphone, personal computer or any software serving any industry. It is used in medicine, in the defense of the country, in the protection of information, in education, in the creation of films and cartoons, in the design of space models and much more. But to create it, you need experts in this field. They must first be nurtured, learned and released into life. This process is long and laborious.
This article analyzes the situation with information technologies in education in secondary and higher educational institutions. Ways of solving these problems are proposed.
Keywords: informatics, programming, algorithmization, information culture, educational process.
References
1. Buzykova Yu.S., Zufarova A.S., The role of information and communication technologies in professional education, Modern pedagogical education. 2020. No. 9. S. 84-87.
2. Zufarova A.S., Sherstneva S.S., Creative pedagogy: infograph-ics in the educational process, Collection: Togu-start: basic and
applied research of the young. Proceedings of the regional scientific and practical conference. Khabarovsk, 2021. P. 405411.
3. Zufarova A.S., The role of visualization technology in educational information, Modern Pedagogical Education, 2020 No. 9 pp. 39-41.
4. In Russia, the shortage of IT specialists is growing, and business is taking the initiative into its own hands. [Electronic resource]. URL: https://propostuplenie.ru/article/v-rossii-vozrastaet-deficit-it-specialistov-i-biznes-beryot-iniciativu-v-svoi-ruki/ (date of access: 06/20/2022).
5. How developers teach their kids to code. [Electronic resource]. URL http://itsuhorukov.ru/2019/06/02/kak-razrabotchiki-uchat-svoih-detey-programmirovat-i-nado-li-eto-delat/ (date of access: 06/20/2022).
6. Kuzenkova G.V., Shagbazyan D.V., Shtanyuk A.A., Programming training in secondary and higher school: problems and solutions
7. Kurdyukova A.V., Algorithmization as an integral part of the modern process of learning in primary school, In the collection: Days of science of students of Vladimir state university named after Alexander Grigoryevich and Nikolay Grigoryevich Stoletov. Collection of materials of scientific-practical conferences held within the framework of the Days of Science of VlSU students. Vladimir, 2021. S. 2921-2927.
o d
u
CM CO