Научная статья на тему 'Педагогические условия привлечения детей дошкольного возраста к творческой деятельности'

Педагогические условия привлечения детей дошкольного возраста к творческой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1095
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕБЕНОК / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / CREATIVE / CREATIVITY / CHILD / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыбакова Е. А.

В статье рассматриваются педагогические методы, формирующие условия для привлечения детей дошкольного возраста к творческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING CONDITIONS OF INVOLVING OF PRE-SCHOOL CHILDREN INTO CREATIVITY

This paper discusses the pedagogical methods that create the conditions to involve pre-school children in creative activities.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия привлечения детей дошкольного возраста к творческой деятельности»

3. Дети могут быть легко отвлечены противоположным полом, в соответствии с этим появляется низкая концентрация на более важных вещах.

Несмотря на приведенные выше результаты и доводы, педагоги принимают тот факт, что уровень получения знаний и воспитания гораздо выше и эффективнее, если мальчики и девочки обучаются раздельно с учетом тендерных особенностей.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Субботский Е. В. Детство в условиях разных культур // Вопр. психологии. 1979. № 6.

2. Фрейд 3. Психология бессознательного: сб. произв. / сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М. Г. Яро-шевский. М.: Просвещение, 1990. 448 с.

3. Хорни K. Женская психология. СПб.: Вост.-Европ. ин-т психоанализа, 1993.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

TEACHING CONDITIONS OF INVOLVING OF PRE-SCHOOL CHILDREN INTO CREATIVITY

Е. А. Рыбакова

В статье рассматриваются педагогические методы, формирующие условия для привлечения детей дошкольного возраста к творческой деятельности.

Ключевые слова: творчество, творческая деятельность, ребенок, педагогические условия.

E. A. Rybakova

This paper discusses the pedagogical methods that create the conditions to involve pre-school children in creative activities.

Keywords: creative, creativity, child, pedagogical conditions.

Социальный заказ государства в дошкольном образовании направлен на развитие социально активной и ответственной личности ребенка дошкольного возраста, способной к преобразованию окружающего мира. В «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 г.) на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства.

З. А. Ермакович, анализируя практический опыт, отмечает, что ребенок вырастает пассивным и нетворческим, потому что в детстве ему не были созданы условия: отсутствовали развивающие игрушки, с ним мало разговаривали, ему редко предоставляли право выбора, ему не давали пробовать и ошибаться, его не хвалили за самостоятельность и независимость.

Этот вывод согласуется с мнением Е. Л. Яковлевой, которая пишет о существовании противоречия между теоретическими подходами к природе творческих способностей детей, с одной стороны, и практикой их развития -с другой. Практически все современные теоретические концепции признают и подчеркивают роль личностных факторов как одного из важнейших компонентов творческой деятельности, тем не менее большинство людей и

программ обучения и развития творческих способностей детей ориентированы либо целиком, либо преимущественно на когнитивное развитие.

Прежде чем начать рассматривать педагогические условия, необходимые для привлечения ребенка дошкольного возраста в творческую деятельность, очертим границы понятия «педагогические условия».

В справочной литературе «условие» понимается как:

1) обстоятельство, от которого что-нибудь зависит;

2) правила, установленные в какой-нибудь области жизни, деятельности; 3) обстановка, в которой что-нибудь происходит.

Е. В. Яковлев и Н. О. Яковлева убеждены, что педагогические условия - это совокупность мер педагогического процесса, которые направлены на повышение его эффективности. Ученые отмечают, что условия являются всегда внешними факторами по отношению к предмету.

Таким образом, можно сделать вывод, что понятие «условие» является общенаучным, а его сущность в педагогическом аспекте может быть охарактеризована несколькими положениями: 1) условие есть совокупность причин, обстоятельств, каких-либо объектов и т. д.; 2) обозначенная совокупность влияет на развитие, воспитание и обучение человека; 3) влияние условий может ускорять или замедлять процессы развития, воспитания и обучения, а также воздействовать на их динамику и конечные результаты.

Опираясь на вышеприведенное определение, мы описали педагогические условия, влияющие на привле-

чение ребенка дошкольного возраста к творческой деятельности.

1. Создание предметно-развивающей среды для развития творческой деятельности детей дошкольного возраста.

В Федеральном законе РФ «Об образовании» один из основных принципов государственной политики в области образования гласит: «Свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания».

То есть особое внимание уделяется реализации прав воспитанников на свободное развитие личности, на свободное выражение собственных мнений и убеждений. Необходимость предоставления свободы детям дошкольного возраста прописана в Концепции дошкольного воспитания. В ней представлен регламент жизни детей дошкольного возраста, в котором должно предусматриваться время для реализации разнообразных и свободных проявлений интересов самого ребенка.

В инструктивно-методических письмах «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» (2000 г.), «О подготовке детей к школе» (1997 г.), «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений РФ» говорится о необходимости построения педагогического процесса на основе сотрудничества, уважения личности ребенка и предоставления ему свободы развития в соответствии с индивидуальными особенностями.

Развивающая среда - это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.).

Изучение роли развивающей образовательной среды в целостном педагогическом процессе в последние годы является актуальным (А. И. Арнольдов, Е. В. Бондаревская, С. И. Григорьев, И. А. Колесникова, Ю. С. Мануйлов, А. В. Му-дрик, Л. И. Новикова, В. Д. Семенов, Ю. С. Мануйлов, В. В. Сериков, И. В. Слободчиков, В. М. Полонский и др.).

По мнению ученых, развивающая образовательная среда должна иметь определенные свойства:

• гибкость, обозначающую способность образовательных структур к перестраиванию в соответствии с изменяющимися потребностями личности, окружающей среды, общества;

• непрерывность, выражающуюся через взаимодействие и преемственность в деятельности входящих в нее элементов;

• вариативность, предполагающую изменение развивающей среды в соответствии с потребностями в образовательных услугах населения;

• интегрированность, обеспечивающую решение воспитательных задач посредством усиления взаимодействия входящих в нее структур;

• открытость, предусматривающую широкое участие всех субъектов образования в управлении, демократизацию форм обучения, воспитания и взаимодействия;

• установку на совместное деятельное общение всех субъектов образовательного процесса, осуществляющееся на основе педагогической поддержки как особой, скрытой от глаз воспитанников позиции педагога.

Проанализировав примерные общеобразовательные программы дошкольного образования «Успех», «Детство», «Радуга», «Истоки», мы выделили педагогические условия предметно-развивающей среды, которые предлагают авторы программ для развития творческих способностей дошкольников, и основные требования к организации среды для творческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ):

• создание особой предметно-пространственной среды, позволяющей свободно использовать ее компоненты, легко и гибко ее менять, дополнять или даже создавать в зависимости от собственных задач.

• обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными новыми предметами и стимулами, способствующими расширению кругозора, развитию любознательности детей, возможности активно задавать вопросы, так как творческая деятельность находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия субъектного опыта ребенка;

• демонстрация образца творческого поведения со стороны взрослого; идентификация ребенка с творческими взрослыми (педагог, родитель).

• создание условий в семье для развития творческих способностей ребенка, способствующих воспитанию творческой личности.

2. Создание условий для формирования и передачи детям творческого опыта.

В философской литературе опыт рассматривается: во-первых, «как философская категория, фиксирующая целостность и универсальность человеческой деятельности, как единства знания, навыка, чувства, воли (характеризует механизм социального, исторического, культурного наследия); как гносеологическая категория, фиксирующая единство чувственно-эмпирической деятельности»; во-вторых, «знание, которое непосредственно дано сознанию субъекта и сопровождается чувством прямого контакта с познаваемой реальностью, будь это реальность внешних субъекту предметов и ситуаций (восприятие) или же реальность состояний самого сознания (представления, воспоминания, переживания и т. д.)» [1].

В психолого-педагогических словарях нет единого понимания сущности «опыта творческой деятельности», даются лишь раздельные толкования понятия «опыт» и «творческая деятельность». Т. Е. Тлегенова указывает, что

в психологии «опыт - это качество личности, сформированное в процессе ее деятельности, обучения и воспитания, обобщающее знания, навыки, умения и привычки», а творческая деятельность рассматривается как «деятельность, в которой творчество как доминирующий компонент входит в структуру либо ее цели, либо способов» [2].

Таким образом, опираясь на результаты исследований Н. А. Ветлугиной, Т. Комаровой, Д. В. Менджерицкой, Н. Н. Поддьякова, Т. А. Репиной, Н. П. Сакулиной, Л. В. Тру-байчук, Г. В. Урадовских, Е. А. Флериной, А. Н. Фроловой, мы признаем, что развитие творческого опыта у детей дошкольного возраста формируется под влиянием:

• включения детей во все процессы подготовки к творческой деятельности;

• отсутствия образца регламентированного поведения;

• позитивного образца творческого поведения;

• условий для подражания творческому поведению и блокирования проявлений агрессивного и деструктивного поведения;

• отказа от отрицательных оценок и замечаний детям;

• социального подкрепления творческого поведения детей;

• создание радостной творческой обстановки и общественной направленности занятий.

3. Совместная партнерская творческая деятельность.

В основе идеи совместной творческой деятельности лежат концепции, методика и технологии коллективной творческой деятельности, возникшие в 1960-х гг. как продолжение идей А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и разработанные в дальнейшем И. П. Ивановым, С. Б. Поляковым, Ф. Я. Шапиро, В. Ясницкой.

Объединенные одной целью и совместной деятельностью члены группы, коллектива вступают в определенные отношения ответственной зависимости, руководства и подчинения при безусловном равенстве всех членов и их одинаковой ответственности перед коллективом.

А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунской, Т. Н. Дороновой, И. В. Сушковой определены признаки совместной деятельности:

• соприсутствие участников деятельности во времени и пространстве;

• наличие единой цели, общей для всех участников мотивации;

• наличие органов организации и руководства (управление процессом совместной деятельности); разделение процесса деятельности между участниками деятельности;

• согласованность индивидуальных операций участников совместного труда для получения конечного продукта;

• получение единого конечного результата (совокупного продукта); возникновение в процессе деятельности межличностных отношений, которые в свою очередь оказывают влияние на успешность совместной деятельности.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования и использование метода проектов в ДОУ с интеграцией в различных образовательных областях.

Таким образом, совместная деятельность педагога и воспитанника является необходимым условием для развития и педагогического сопровождения творческой деятельности детей дошкольного возраста.

4. Интеграция специфических видов детской деятельности.

Современные подходы к дошкольному образованию ставят перед ДОУ следующую задачу: организовать «целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребенка на определенную тему в течение одного дня, в рамках которого объединяются различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира» [3, с. 40]. Интеграция в дошкольном образовании - это новый взгляд на обучение, воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста. Интеграция основных видов детской деятельности является одним из системообразующих факторов [3, с. 134]. По мнению Л. В. Трубай-чук, «деятельность как психологическая основа интеграции способна объединить внутри себя разрозненные компоненты и быть интегратором всех других деятельно-стей» [3, с. 134].

Л. С. Выготский отмечал: «...творчество ребенка еще не строго дифференцировано ни по различным видам искусства, ни по различным формам литературы <...> У детей существует широкий синкретизм, соединение различных видов искусства в одном целом художественном действии... Этот синкретизм указывает на тот общий корень, из которого разъединились все отдельные виды искусства. Этим общим корнем является игра ребенка... » [4, с. 39].

Метод, словно специально созданный для развития творческих способностей, известен давно - это игра. Творчество в игре дошкольника выражается в способности к замыслу, его реализации, комбинированию своих знаний и представлений, в искренней передаче своих мыслей и чувств, в способности к созданию образа, продумыванию и воплощению его роли и др.

Г. Ефимова, З. Новлянская высказывают мнение, что ролевая игра дошкольников носит двойственный характер: с одной стороны, содержит подражание, копирование известных житейских ситуаций; с другой стороны, творческую переработку исходных впечатлений, то есть проявление тех самых механизмов, которые и являются психофизиологической основой воображения. Отражение разных комбинаций жизненных впечатлений в сю-жетно-ролевых играх детей способствует развитию детского творчества.

А. П. Усова, Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая, признавая необходимость руководства сюжетно-ролевыми играми со стороны взрослого, одним из направлений определили приемы, связанные с формированием инициативы и творчества. Н. А. Короткова, Н. Я. Михайленко,

Н. В. Краснощекова, В. П. Зинченко, Н. Е. Веракса определяют важными следующие требования, которые способствуют вовлечению детей дошкольного возраста в творческую деятельность:

• педагогам не занимать время, отведенное для детских игр, другими видами деятельности;

• моделировать игровую среду в соответствии с возрастными особенностями, учитывать уровень развития детей, их интересы, половые различия;

• игровая среда должна быть динамичной, детям должна предоставляться возможность создавать игровую среду самостоятельно;

• не мешать ребенку играть самостоятельно, так как только самостоятельная сюжетно-ролевая игра в наибольшей степени способствует развитию творческих способностей ребенка;

• педагог должен чаще ставить ребенка в позицию «взрослого». Это способствует развитию самостоятельности детей.

Л. В. Трубайчук, С. В. Проняева подчеркивают, что игра может применяться в совместной деятельности педагогов с детьми и в самостоятельной деятельности детей.

Таким образом, «игровая деятельность как психологическая основа интеграции способна объединить внутри себя разрозненные компоненты и быть интегратором всех других деятельностей» [3, с. 134].

5. Творческое самосовершенствование личности педагога и технологичность профессиональной деятельности.

Одним из главных условий, способствующих развитию детского творчества, является творческое самосовершенствование личности педагога. Именно наличие взрослого носителя творческого опыта является необходимым условием для мотивации ребенка к творческой деятельности. «Лучший способ воспитывать творчество в детях - это самому быть творческой личностью...» [5, с. 95].

Опираясь на выводы Л. Пасечника, мы определяем качества, которые являются важными для педагога, приобщающего детей дошкольного возраста к творческой деятельности:

• позитивная «Я-концепция» педагога;

• зрелость, которая подразумевает обладание обширными знаниями и опытом, умение найти подход к любому ребенку;

• чуткость, то есть чувствительность к переживаниям и потребностям других, способность проникнуть в причину беспокойства воспитанников и оказать им помощь.

Социальный заказ общества, представленный в «Федеральных государственных требованиях к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования», требует реализации в ДОУ

специальных технологий, включающих дошкольников в творческую деятельность разных видов - игровую, театральную, музыкальную, художественно-трудовую, словес но-творческую, продуктивную.

Анализ современной образовательной ситуации показывает, что несмотря на провозглашение в образовательных программах курса «на творческую организацию (креативность) воспитательно-образовательного процесса» педагоги ДОУ не владеют технологиями, способствующими развитию детского творчества.

Таким образом, необходимо отметить парадоксальность ситуации: с одной стороны, для современной педагогической ситуации характерно нацеливание педагога на реализацию своего творческого потенциала, а с другой стороны, по мнению Е. Соловьевой, необходимо «возродить культуру грамотной системной работы по заданной технологии» для достижения эффективности в педагогической деятельности.

Подводя итог, мы хотели бы обратить внимание, что данные условия не рассматривались в указанном сочетании, эффективность данных условий определяется их использованием в процессе педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в творческой деятельности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л. Ф. Ильичев [и др.]. М.: Сов. энцикл., 1983. 840 с.

2. Тлегенова Т. Е. Опыт творческой деятельности как педагогическая проблема // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). Т. I / под общ. ред. Г. Д. Ахмето-вой. Пермь: Меркурий, 2011. С. 44-47.

3. Интеграция образовательных областей как средство организации целостного процесса в дошкольном учреждении: кол. моногр. / под ред. Л. В. Трубайчук. Челябинск: РЕКПОЛ. 158 с.

4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997. 93 с.

5. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М.: Смысл: Эксмо, 2004. 512 с.

6. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопр. психологии. 2006. № 6. С. 17-25.

7. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное образование в России: сб. действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов / сост. Р. Б. Стеркина. М.: АСТ, 1997. С. 8-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.