Научная статья на тему 'Педагогические условия применения системы автоматического распознавания речи при изучении иностранного языка'

Педагогические условия применения системы автоматического распознавания речи при изучении иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
303
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / АВТОМАТИЧЕСКОЕ РАСПОЗНАВАНИЕ РЕЧИ / FOREIGN LANGUAGE / INFORMATION TECHNOLOGIES / PEDAGOGICAL CONDITIONS / AUTOMATIC SPEECH RECOGNITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рудинский Игорь Давидович, Абдулхамид Таджудин

Рассматриваются педагогические условия применения современных компьютерных систем и технологий поддержки обучения иностранному языку в контексте формирования языковых и речевых навыков. В качестве объекта исследования выступают системы автоматического распознавания речи. Выделены и сформулированы группы организационно-педагогических, психолого-педагогических и дидактических условий, а также общие условия. Основное внимание уделяется педагогическим условиям применения систем автоматического распознавания речи при проведении аудиторных занятий в специализированной аудитории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рудинский Игорь Давидович, Абдулхамид Таджудин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF AUTOMATIC SPEECH RECOGNITION DURING LEARNING OF A FOREIGN LANGUAGE

The pedagogical conditions of application of modern computer systems foreign language learning support technologies in the context of formation of language and speech skills are considered. As an object of the research are the automatic speech recognition systems. Highlighted and formulated are groups of organizational-pedagogical, psychology-pedagogical and didactic conditions, as well as general conditions. The focus is on the pedagogical conditions of application of automatic speech recognition systems during teaching in a dedicated lecture room.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия применения системы автоматического распознавания речи при изучении иностранного языка»

http://vestnik-nauki.ru

Вестник науки и образования Северо-Запада России

2016, Т. 2, №4

УДК 372.881.1

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО

РАСПОЗНАВАНИЯ РЕЧИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

И.Д. Рудинский, Т. Абдулхамид

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF AUTOMATIC SPEECH RECOGNITION DURING

LEARNING OF A FOREIGN LANGUAGE

I.D. Rudinskiy, T. Abdulhameed

Аннотация. Рассматриваются педагогические условия применения современных компьютерных систем и технологий поддержки обучения иностранному языку в контексте формирования языковых и речевых навыков. В качестве объекта исследования выступают системы автоматического распознавания речи. Выделены и сформулированы группы организационно-педагогических, психолого-педагогических и дидактических условий, а также общие условия. Основное внимание уделяется педагогическим условиям применения систем автоматического распознавания речи при проведении аудиторных занятий в специализированной аудитории.

Ключевые слова: иностранный язык; педагогические условия; автоматическое распознавание речи.

Abstract. The pedagogical conditions of application of modern computer systems foreign language learning support technologies in the context of formation of language and speech skills are considered. As an object of the research are the automatic speech recognition systems. Highlighted and formulated are groups of organizational-pedagogical, psychology-pedagogical and didactic conditions, as well as general conditions. The focus is on the pedagogical conditions of application of automatic speech recognition systems during teaching in a dedicated lecture room.

Keywords: foreign language; information technologies; pedagogical conditions; automatic speech recognition.

Применение современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) повышает результативность и качество образовательного процесса - это утверждение в силу многократности и повсеместности его повторения уже может быть признано банальным. Тем не менее, роль и значение конкретных ИКТ в образовательном процессе предопределяется не только техническими либо программными новациями, но и педагогическими условиями их целенаправленного применения. В настоящей публикации мы сформулируем и проанализируем педагогические условия применения систем автоматического распознавания речи (англ. Automatic Speech Recognition - ASR), предназначенных для формирования и развития речевых навыков, при изучении иностранного языка. В контексте поставленной цели, под «педагогическим условиями» мы понимаем совокупность педагогических требований к организации и осуществлению образовательного процесса, влияющих на результативность обучения, а также на целенаправленное изменение поведения и воспитания обучающихся. Как правило, множество педагогических условий декомпозируется на ряд подмножеств, при этом наиболее часто выделяются организационно-педагогические, психолого-педагогические и дидактические условия [1, с.111].

Согласно А. А. Володину и Н.Г. Бондаренко, организационно-педагогические условия представляют собой «характеристику педагогической системы, отражающую совокупность потенциальных возможностей пространственно-образовательной среды, реализация которых обеспечит упорядоченное и направленное эффективное функционирование, а также развитие педагогической системы» [2]. Для эффективного использования в образовательном процессе

http://vestnik-nauki.ru

Вестник науки и образования Северо-Запада России

2016, Т 2, №4

систем автоматического распознавания речи должны быть выполнены следующие организационно-педагогические условия:

1. Для эффективного применения ЛБЯ-системы для изучения иностранного языка в образовательном учреждении должна быть сформирована информационно-образовательная среда (ИОС), под которой понимается «система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» [5. с.19], и которая содержит в качестве обязательных компонентов не только преподавателя, обучающихся и учебно-методические материалы, но и необходимое компьютерное и иное оборудование, программное обеспечение, а также аутентичные иноязычные информационным ресурсы разного уровня сложности. Неотъемлемый компонент такой ИОС - специализированная физическая среда, т.е. рабочее пространство (лаборатория либо лингафонный кабинет), оснащенное необходимым аппаратным обеспечением - микрофонами с шумоподавлением, наушниками, компьютерами и мобильными устройствами с высокоскоростным доступом в интернет, обладающее высокими акустическими характеристиками. Важнейшим фактором достижения педагогических целей функционирования такой ИОС является возможность осуществлять в ее рамках непосредственную либо дистанционную коммуникацию с носителями изучаемого иностранного языка;

2. Программное обеспечение применяемой ЛБЯ-системы должно иметь образовательную либо иную лицензию, разрешающую ее применение в образовательном процессе;

3. При проведении учебных занятий в аудитории образовательного учреждения она должна быть оснащена аппаратными и программными средствами, а также иным оборудованием, разрешенным для применения в образовательных целях;

4. Длительность проведения занятий с применением ЛБЯ-системы должна соответствовать действующим санитарным правилам и нормам и регулироваться действующим расписанием учебных занятий;

5. Учебное занятие с применением ЛБЯ-системы должно проводиться в индивидуальном режиме, т. е. с присутствием на каждом рабочем месте только одного обучающегося;

6. Компьютерное оборудование и иные аппаратные средства должны быть расположены в учебном классе так, чтобы их работа не создавала помехи и не влияла на результативность образовательного процесса;

7. На качество распознавания ЛБЯ-системой речи обучающегося не должны влиять посторонние шумы;

8. Бесперебойное функционирование ЛБЯ-системы должно обеспечиваться инженерно-методическим работником, обладающим необходимыми компетенциями в области информационных и коммуникационных технологий и прошедшим специальное обучение по сопровождению и поддержанию работоспособности эксплуатируемой системы автоматического распознавания речи;

9. ЛБЯ-система должна быть защищена от случайного либо преднамеренного удаления, повреждения либо блокирования ее компонентов.

Второе подмножество педагогических условий - психолого-педагогические условия -призваны обеспечить реализацию определенных педагогических мер воздействия на развитие личности объектов педагогического процесса, влекущее, в свою очередь, повышение эффективности образовательного процесса [3, с. 181]. Для эффективного использования в образовательном процессе систем автоматического распознавания речи должны быть выполнены следующие психолого-педагогические условия:

1. Применяемая ЛБЯ-система должна стимулировать и мотивировать обучающихся к изучению иностранного языка;

http://vestnik-nauki.ru

Вестник науки и образования Северо-Запада России

2016, Т 2, №4

2. Использование ЛБЯ-системы в образовательном процессе не должно сопровождаться применением приемов и методик, оказывающих неблагоприятное воздействие на психику обучающихся;

3. Интерфейс ЛБЯ-системы должен быть дружественным к пользователю, а взаимодействие с ней не должно вызывать у обучающихся и преподавателей чувство неуверенности в своих силах и возможностях;

4. ЛБЯ-система должна взаимодействовать с пользователем либо на основном языке осуществления образовательного процесса либо на изучаемом иностранном языке;

5. Текстовые фрагменты, предлагаемые обучающемуся для прослушивания или воспроизведения, не должны содержать информацию противоправного, негативного либо провокационного характера.

В свою очередь, дидактические условия представляют собой результат целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также форм обучения, применяемых для достижения дидактических целей [4, с.17]. Для эффективного использования в образовательном процессе систем автоматического распознавания речи должны быть выполнены следующие дидактические условия:

1. Должно быть создано методическое обеспечение применения ЛБЯ-системы в образовательном процессе, регламентирующее действия как преподавателя, так и обучающегося;

2. На каждом занятии практическому применению ЛБЯ-системы должны предшествовать разъяснение преподавателем подлежащих решению задач, демонстрация необходимых режимов работы и конкретизация критериев оценки качества получаемых результатов;

3. ЛБЯ-система должна предоставлять обучающемуся возможность неоднократно повторить воспроизведение одного и того же фрагмента текста для достижения требуемого качества произношения;

4. Взаимодействие обучающегося с ЛБЯ-системой не должно быть единственным дидактическим средством формирования речевых навыков. Преподаватель, проводящий занятия, должен контролировать динамику и уровень его учебных достижений, а также, при необходимости, формулировать рекомендации по устранению выявленных речевых дефектов;

5. В рамках учебного занятия каждому обучающемуся должна быть предоставлена возможность выбора и реализации персональной образовательной траектории, соответствующей фактическому уровню сформированности его речевых навыков и индивидуальному темпу освоения учебного материала;

6. Обучающимся, успешнее и быстрее остальных выполнившим все запланированные учебные задания, должна быть предоставлена возможность самостоятельного взаимодействия с ЛБЯ-системой для развития и совершенствования сформированных речевых навыков.

Наряду с перечисленными условиями, имеющими педагогическую природу и непосредственно направленными на достижение целей образовательного процесса, для эффективного применения ЛБЯ-систем при изучении иностранного языка также должен быть выполнен ряд условий более общего характера. Среди наиболее важных необходимо назвать такие условия, как технико-технологические (технические характеристики используемого компьютерного и иного оборудования должны соответствовать требованиям ЛБЯ-системы), финансовые условия (наличие средств, необходимых для приобретения и поддержки программного обеспечения), юридические (в образовательном процессе должно применяться только лицензионное программное обеспечение).

Вестник науки и образования Северо-Запада России

http://vestnik-nauki.ru -------

2016, Т. 2, №4

Заключение

Современные образовательные информационные и коммуникационные технологии существенно расширяют дидактические возможности педагогов. Тем не менее, используются эти возможности далеко не в полной мере, особенно это заметно в сфере изучения иностранных языков. На наш взгляд, выполнение сформулированных в настоящей публикации педагогических и иных условий позволит создать в образовательных учреждениях обстановку, благоприятную для эффективного и целенаправленного применения в образовательном процессе таких инструментов, как системы автоматического распознавания речи.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Алтухова М.А. Методологические требования к описанию новизны результатов научно-педагогических исследований // Итоги и перспективы интегрированной системы образования в высшей школе России: образование-наука-инновационная деятельность. М.: МГИУ, 2011, с. 104-112.

2. Володин А.А. Бондаренко Н.Г. Анализ содержания понятия «Организационно-педагогические условия» // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2014. № 2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/analiz-soderzhaniya-ponyatiya-organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya (дата обращения: 27.11.2016).

3. Попова Е.А. Педагогические условия формирования критического мышления у студентов в курсе дисциплины «Иностранный язык» // Вестник МГЛУ. 2014. № 8 (694). URL: http://puma/article/n/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-kriticheskogo-myshleniya-u-studentov-v-kurse-distsipliny-inostrannyy-yazyk (дата обращения: 27.11.2016).

4. Харченко Л. Н. Проектирование программы подготовки преподавателя высшей школы. М.: Директ-медиа, 2014. 234 с.

5. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Олма-Пресс, 2001. 365 с.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Рудинский Игорь Давидович

ФГБОУ ВО «Калининградский государственный технический университет», г. Калининград, Россия, доктор педагогических наук, профессор кафедры систем управления и вычислительной техники.

E-mail: [email protected]

Абдулхамид Таджудин

БГА РФ ФГБОУ ВО «Калининградский государственный технический университет», г. Калининград, Россия, аспирант кафедры теории и методики профессионального образования.

E-mail: [email protected]

Rudinskiy Igor

FSBEI HE «Kaliningrad State Technical University», Kaliningrad, Russia, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Department of Control Systems and Computer Engineering.

E-mail: [email protected]

Abdulhameed Tajudeen

BFFSA RF FSBEI HE «Kaliningrad State Technical University», Kaliningrad, Russia, Postgraduate student of the Department of Theory and Methods of Professional Education.

E-mail: [email protected]

http://vestnik-nauki.ru

Вестник науки и образования Северо-Запада России

2016, Т. 2, №4

Корреспондентский почтовый адрес и телефон для контактов с авторами статьи: 236022, Калининград, Советский пр., 1, КГТУ, ГУК, каб. № 261/3, И.Д. Рудинский

8 (4012)995942

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.