УДК 79.091 ББК 701
Матюхов Дмитрий Михайлович
кандидат педагогических наук, доцент
кафедра теории и методики легкой атлетики Уральский государственный университет физической культуры
г.Челябинск Шумайлов Владимир Аркадьевич кандидат педагогических наук, профессор
кафедра теории и методики легкой атлетики Уральский государственный университет физической культуры
г.Челябинск Мартыненко Иван Владимирович кандидат педагогических наук заведующий кафедрой теории и методики конькобежного спорта Уральский государственный университет физической культуры
г. Челябинск Matyukhov Dmitry Mihajlovich candidate of pedagogical Sciences, assistant professor of theory and methodology of athletics Ural State University of Physical Culture Chelyabinsk Shumaylov Vladimir Arkadievich candidate of pedagogical Sciences, Professor
of theory and methodology of athletics Ural State University Physical Education Chelyabinsk Martynenko Ivan Vladimirovich candidate of pedagogical Sciences head of the Department of theory and methodology of speed skating Ural State University of Physical Education Chelyabinsk [email protected]
Педагогические условия повышения тренировочного процесса юношей на этапе начальной специализации в спортивной ходьбе Pedagogical conditions of increase training process for youths stage of initial
specialization in race walking
В статье рассмотрены педагогические условия тренировочного процесса,
при которых будут происходит качественные изменения в специальной работоспособности юных спортсменов.
The article examines the pedagogical training process conditions under which will be a qualitative change in the special performance of young athletes.
Ключевые слова: спортивная ходьба, юные скороходы, специальная работоспособность, этап начальной специализации.
Key words: walking, young runners, a special performance, the stage of initial specialization.
Актуальность проблемы исследования. В последние годы спортивная ходьба является одним из немногих видов лёгкой атлетики в России, приносящий медали на крупных международных соревнованиях.
Роль юношеского спорта возрастает, так как он является базой подготовки спортивных резервов. Стремительный рост достижений в мировом спорте настоятельно требует неустанного поиска новых, действенных средств и методов работы с юными спортсменами. В практике накоплен богатый опыт по подготовке взрослых и юных спортсменов. Вместе с тем, научному обоснованию тренировочного процесса, как у мастеров спортивной ходьбы, так и у юных спортсменов уделяется недостаточное внимание. Необходимо отметить, что развитие системы тренировки юных спортсменов находится под постоянным влиянием тенденций, наметившихся в последние годы в мировом спорте. Одним из основных направлений совершенствования системы тренировки предусматривается, что «даже на ранних этапах многолетнего совершенствования необходимо строгое увязывание средств и методов тренировки, соотношения работы различной направленности и т.д., требованиям планируемой в дальнейшем узкой специализации» [1;5].
Убедительно доказано, что выполнение спортсменами в детском и подростковом возрасте больших объёмов общеподготовительной работы, несоответствующей требованиям будущей специализации, способно нивелировать природные задатки юных спортсменов и лишать их возможности достижения выдающихся результатов [2;3].
В настоящее время, в связи с участившимися допинг скандалами, в спортивной ходьбе необходим поиск оптимальных средств и методов, которые позволят наиболее полно реализовать потенциал юных спортсменов. Необходимо понимать значения специализированной подготовки на этапе высшего спортивного мастерства и доступных средств и методов тренировки на ранних этапах многолетнего совершенствования [4].
Методы и организация исследования: Основной экспериментальной базой исследования были спортивные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва городов Челябинска, Магнитогорска, Троицка и Асбеста (Свердловская область). В исследовании приняли участие 50 юношей, тренирующихся на этапе начальной специализации в спортивной ходьбе.
Исследование осуществлялось в период с 2012 по 2014 год. В ходе изыскания нами выделены три этапа. На каждом применялись методы, отвечающие цели и задачам исследования
Концептуальная идея исследования отражается в следующей гипотезе. Учебно-тренировочный процесс юношей на этапе начальной специализации в спортивной ходьбе будет более эффективным при выполнении следующих педагогических условий:
1 Составные части процессуальной системы будут преемственно связаны между собой;
2 Реализуется установка воспитания специальной работоспособности юных скороходов;
3 Главное место в содержании учебно-тренировочного процесса будет занимать работа, выполненная в аэробной зоне мощности; средства, направленные на развитие анаэробного компонента выносливости используются только в предсоревновательном и соревновательном мезоциклах;
4 Будет осуществляться направленное воздействие на уровень специальной работоспособности, аэробной выносливости и функционального состояния кардиореспираторной системы.
Для определения подготовленности юных ходоков использовались следующие тестирующие методики: прыжок в длину с места (оценка скоростно-силовых качеств); наклон туловища (оценка гибкости и подвижности суставов); удержание виса, согнув руки, на перекладине (оценка силовой выносливости); тест Купера, модифицированный тест Купера (оценка общей выносливости); модифицированный тест PWC170 (оценка специальной работоспособности); определение жизненной емкости легких, проба Штанге, проба Генчи (оценка функционального состояния дыхательной системы); тест Руфье и ортостатиче-ская проба (оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы), а также прослеживалась динамика результатов соревнований по спортивной ходьбе.
Результаты исследования и их обсуждение: Во втягивающем мезоцик-ле в экспериментальной группе использовались спортивная ходьба на пульсе менее 130 уд/мин (140 км) и кроссовая подготовка на пульсе 130 - 170 ударов в минуту (45 км). В контрольной группе спортивная ходьба на пульсе менее 130 уд/мин составила (80 км), спортивная ходьба на пульсе 130 - 170 уд/мин (30 км), а так же использовалась кроссовая подготовка — 22 км.
В базовом общеподготовительном мезоцикле в экспериментальной группе спортивная ходьба на пульсе менее 130 уд/мин и на пульсе 130 - 170 ударов в минуту составила соответственно (90 и 80 км), бег на пульсе 130 - 170 уд/мин — (45 км). В контрольной группе основной объём составила спортивная ходьба на пульсе менее 130 уд/мин (105 км), спортивная ходьба на пульсе 130 - 170 уд/мин и бег на таком же пульсе составили по 30 км.
В базовом специально-подготовительном мезоцикле в экспериментальной группе основной объём работы был выполнен в виде спортивной ходьбы на пульсе 130 - 170 уд/мин (125 км), спортивная ходьба на пульсе менее 130 уд/мин составила 45 км, кроссовая подготовка — 30 км. В группе контроля спортивная ходьба на пульсе 130 - 170 уд/мин составила 30 км, спортивная ходьба на пульсе менее 130 уд/мин — 85 км, кроссовая подготовка на пульсе
130 - 170 уд/мин составила 12 км. Так же применялась спортивная ходьба на пульсе свыше 170 уд/мин (25 км).
В предсоревновательном мезоцикле в экспериментальной группе основной объём работы был выполнен в виде спортивной ходьбы на пульсе 130 - 170 ударов в минуту (125 км), так же была использована спортивная ходьба на пульсе свыше 170 уд/мин (45 км) и бег на пульсе 130 170 ударов в минуту (30 км). В контрольной группе объём средств распределился следующим образом: спортивная ходьба на пульсе менее 130 уд/мин - 80 км, спортивная ходьба на пульсе 130 - 170 уд/мин - 30 км, спортивная ходьба на пульсе выше 170 уд/мин - 45 км, а также кроссовый бег - 30 км.
В соревновательном мезоцикле юноши экспериментальной группы основной объём выполнили в виде спортивной ходьбы на пульсе 130 - 170 ударов в минуту (100 км), также выполнялась спортивная ходьба на пульсе выше 170 ударов в минуту (35 км) и применялся бег (25 км). Группа контроля спортивную ходьбу на пульсе 130 - 170 ударов в минуту выполнила в объёме 95 км, объём спортивной ходьбы на пульсе более 170 ударов в минуту составил 30 км. Так же использовался бег (45 км).
В востановительно-подготовительном мезоцикле кроссовая подготовка составила по 100 км в обеих группах, спортивная ходьба на пульсе менее 130 ударов в минуту 160 в экспериментальной и 120 в контрольной. При этом в экспериментальной группе использовалась ходьба на пульсе 130 - 170 ударов в минуту (40 км).
В целом, в экспериментальной группе в качестве основного средства была использована спортивная ходьба на пульсе 130 - 170 ударов в минуту. Спортивная ходьба в анаэробной зоне мощности использовалась только в предсоревновательном и соревновательном мезоциклах в небольших объёмах. В контрольной группе использовалась спортивная ходьба в различных зонах мощности. При этом спортивная ходьба в анаэробном режиме использовалась в течение всего цикла годичной подготовки.
Таким образом, согласно взаимосвязи значимых факторов со спортивной подготовленностью юношей на этапе начальной специализации в спортивной ходьбе были получены следующие уравнения регрессии.
В начале эксперимента Уравнение регрессии для экспериментальной группы:
Результат С/Х = 2,44МТК - 274,63МPWC170 + 2,175ПШ.
Уравнение регрессии для контрольной группы:
Результат С/Х = 1,89МТК - 286,88МPWC170 + 2,24ПШ.
Оба уравнения адекватно описывают экспериментальные данные. Все коэффициенты достоверны при уровне значимости Р < 0,05.
Результат в спортивной ходьбе на 3 км у юношей экспериментальной и контрольной групп в начале подготовительного периода начальной специализации в спортивной ходьбе положительно связан с результатами в модифицированном тесте Купера (МТК) и пробой Штанге (ПШ), а также отрицательно связан с результатом в модифицированном тесте PWC170 (МPWC170). В наибольшей мере спортивный результат в экспериментальной группе зависит от результатов модифицированного теста Купера, за ним по значимости идут модифицированный тест PWC170 и проба Штанге.
В наибольшей мере спортивный результат в контрольной группе зависит от результатов модифицированного теста PWC170, за ним по значимости идут модифицированный тест Купера и проба Штанге.
Данные уравнения регрессии указывают на то, что спортивный результат в начале первого года начальной специализации в спортивной ходьбе зависит в первую очередь от уровня аэробной выносливости и специальной работоспособности, а также от состояния системы внешнего дыхания юношей.
В конце эксперимента: Уравнение регрессии для экспериментальной группы:
Результат С/Х = 0,517МТК - 137,22МPWC170 + 27,04ПР.
Уравнение регрессии для контрольной группы:
Результат С/Х = 0,066ТК + 33,84ПР +2,76ПГ + 0,62МТК.
Оба уравнения адекватно описывают экспериментальные данные. Все коэффициенты достоверны при уровне значимости Р < 0,05.
Результат в спортивной ходьбе на 3 км (Рез-тат С/Х) у юношей экспериментальной группы в конце подготовительного периода второго года начальной специализации в спортивной ходьбе положительно связан с результатами в модифицированном тесте Купера (МТК), пробе Руфье (ПР), а также отрицательно связан с результатом в модифицированном тесте PWC170 (МPWC170).
Результат в спортивной ходьбе на 3 км (Рез-тат С/Х) у юношей контрольной группы в конце подготовительного периода первого года начальной специализации в спортивной ходьбе положительно связан с результатами в тесте Купера (ТК), пробе Руфье (ПР), пробе Генчи (ПГ), модифицированном тесте Купера (МТК).
В наибольшей мере спортивный результат в экспериментальной группе зависит от результатов модифицированного теста Купера, за ним по значимости идёт тест PWC170 и проба Руфье.
В наибольшей мере спортивный результат в контрольной группе зависит от результатов теста Купера, за ним по значимости идут проба Руфье, проба Генчи и модифицированный тест Купера.
Данные уравнения регрессии указывают на то, что спортивный результат в конце подготовительного периода второго года начальной специализации в спортивной ходьбе в экспериментальной группе зависит, прежде всего, от уровня аэробной выносливости и специальной работоспособности, а также от состояния сердечно-сосудистой системы юношей. Спортивный результат в контрольной группе зависит, прежде всего, от уровня аэробной выносливости, а также от состояния сердечно-сосудистой системы и системы внешнего дыхания юношей.
По результатам опытно-экспериментальной работы можно отметить, что в экспериментальной группе спортивный результат преимущественно лимити-
руется специальной работоспособностью, аэробной выносливостью и состоянием кардиореспираторной системы. В контрольной группе спортивный результат преимущественно лимитируется аэробной выносливостью и состоянием кардиореспираторной системы.
Обнаружено, что результат в соревнованиях выше, если в полной мере совершенствуются следующие компоненты тренированности: специальная работоспособность, аэробный компонент выносливости и функциональное состояние кардиреспираторной системы.
Выводы и перспективы дальнейших исследований: Направленность учебно-тренировочного процесса юношей на этапе начальной специализации в спортивной ходьбе предполагает закладывание основ специальной подготовки и использования сенситивных периодов для воспитания различных компонентов выносливости. Важным условием исследования и практического построения спортивной тренировки юношей является рассмотрение в целом организме функционирования различных систем на основе принципа иерархии, последовательного взаимодействия и системогенеза.
Библиографический список
1. Бондарчук, А.П. Управление тренировочным процессом спортсменов высокого класса / А.П. Бондарчук. - М.: Олимпия Пресс, 2007. - 272 с.
2. Королёв, Г.И. Спортивная ходьба (отбор и подготовка резерва) / Г.И. Королев // Лёгкая атлетика. - 1986. - №7. - С. 11-13.
3. Локтев, С. А. Легкая атлетика в детском и подростковом возрасте: Практическое руководство для тренера / С.А. Локтев. - М.: Советский спорт, 2007. - 404 с.
4. Основы управления подготовкой юных спортсменов // под общ. ред. М.Я. Набатниковой. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 280 с.
5. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические применение / В.Н. Платонов. - Киев: Олимпийская литература, 2004. - 808 с.
Bibliography
1. Bondarchuk, A.P. Management training process high-class athletes / A.P. Bondarchuk. -Moscow: Olympia Press, 2007. - 272.
2. Korolev, G.I. Jogging (the selection and preparation of) / G. King // Athletics.-1986 -№ 7. - p.11-13.
3. Loktev, S.A. Athletics in childhood and adolescence: A Practical Guide for trainer / S.A. Elbow. - Moscow: Soviet Sport, 2007. - 404 p.
4. Management Essentials training young athletes / / Ed. Ed. M.J. Nabatnikova. - Moscow: Physical Culture and Sport, 1982. - 280 p.
5. Platonov, V.N. The system of training athletes in Olympic sports. General theory and its practical application / V.N. Platonov. - Kiev, Olympic Literature, 2004. - 808 p.