УДК 37.013.42
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОЛОРОЛЕВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Н. К. Волошина
Научный руководитель — Н. П. Шишлянникова, доктор педагогических наук, профессор Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
В статье раскрывается сущность полоролевой социализации. Проанализировано влияние воспитательных воздействий на процесс по-лоролевой социализации мальчиков и девочек младшего школьного возраста при организации параллельно-раздельного обучения.
Ключевые слова: социализация, полоролевая социализация, гендер, гендерный подход, параллельно-раздельное воспитание и обучение.
Вступив в новое тысячелетие, Россия осуществляет свой стратегический выбор в экономической, политической и духовной жизни. Однако все свои проблемы общество решает через человека. Следовательно, обществу нужно успешное поколение граждан, владеющих созвучными времени знаниями, навыками и компетенциями, воспитанное в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностями. Новый социальный запрос вызвал необходимость разработки новых современных стандартов для начального школьного образования, одной из задач которых является целенаправленное формирование общекультурной и гражданской идентичности личности, повышение уровня её коммуникативной компетенции, оптимизация личностного и познавательного развития детей. Всё это достигается путём активного, сознательного усвоения учащимися социального опыта.
Превращение системы школьного образования в социальный институт требует большого внимания к проблемам социализации. Сущность и содержание понятий, связанных с процессом социализации человека, представлены в современных педагогических теориях социализации личности А. В. Мудрика, М. И. Шиловой, Л. В. Мардахаева, В. А. Сластенина и др.
Л. В. Мардахаев определяет социализацию (от лат. .ъоааН,? - общественный) человека как развитие, становление личности, формирование его сознания (на основе языка, социальных ценностей, культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе), усвоение социальных ролей и опыта поведения (норм, установок, образцов поведения), овладение стилем социального общения и проявления с учётом возраста, своеобразия среды и самоактивности [1].
Первичная социализация ребёнка происходит в семье. Именно в семье на примере поведения родителей, их взаимоотношений и трудового сотрудничества друг с другом и с детьми: и особенно мальчиков с отцами и дедушками, а девочек с матерями и бабушками, формируются первые представления ребёнка о стереотипных моделях поведения мужчин и женщин (матери и отца). В семье происходит первичное самоопределение ребёнка как мальчика или девочки. Не случайно, по утверждению И. С. Кона, самая первая категория, в которой ребёнок осмысливает своё Я, - это половая принадлежность [2].
Принимая эстафету социализации личности ребёнка, школа должна учитывать, что в ней, как и во всём обществе, взаимодействуют представители обоих полов - мальчики и девочки. Именно в школе в сознании ребёнка закрепляется практическое значение полоролевых (гендерных) стереотипов, отрабатываются модели взаимоотношений с противоположным полом, что во взрослой жизни определяет удачи или неудачи в общении между полами и влияет на отношения в собственной семье. Недооценка, игнорирование половых различий и наличия целого ряда психических и психофизиологических половых особенностей детей, проявляющихся уже с первых лет жизни, отрицательно сказывается на процессе усвоения ими особенностей социальной роли мужчины или женщины. Таким образом, ведущим компонентом социализации детей является полоролевая социализация мальчиков и девочек, как процесс усвоения социальной роли мужчины и женщины, формирование потребностей, интересов, ценностных ориентаций и форм поведения в соответствии с полом.
По мнению А. В. Мудрика, «сущность полоролевой социализации, как стихийной, так и относительно социально контролируемой (т. е. воспитания), состоит в том, что мальчики и девочки, юноши и девушки, мужчины и женщины, развиваясь и самоизменяясь в условиях жизни конкретного общества, усваивают и воспроизводят принятые в нём гендерные роли и культуру взаимоотношений полов» [3].
Необходимость подготовки подрастающих поколений к тем половым ролям, которые они впоследствии будут выполнять в обществе в соответствии с современными реалиями, а также важность формирования культуры взаимоотношений полов обусловлена не только необходимостью более эффективной социализации будущих граждан в современном обществе, но и многими другими проблемами. Социальный прогресс с его демократизацией отношений между полами привёл к разбалансированности полоролевых стереотипов, изменению
самоидентификации, что повлияло на современные отношения между полами и на уменьшение роли и ценности семьи, сказалось на нестабильности семейно-брачных отношений. Причинами высокого уровня разводов в России (по данным ЕМИСС, наша страна занимает первое место в мире по числу разводов на 1 000 человек) выступают алкоголизм и наркомания, материальное неблагополучие, измена супругов, несоответствие их взглядов и характеров. Появляется большое количество неполных семей, а потеря одного из родителей, даже неблагополучного, часто негативно сказывается на формировании личности ребёнка и нарушает благоприятное течение процесса социализации. В основе такого положения могут быть несформированная культура взаимоотношения полов, неуважение ценности индивидуальности как женщины, так и мужчины.
В демографической программе, обнародованной в Послании Президента Федеральному Собранию и рассчитанной на 10 лет, обращается внимание на репродуктивный потенциал общества, на здоровье подрастающих граждан (в первую очередь девочек - будущих матерей), на повышение мотивации женщин и мужчин на рождение не менее трёх детей, необходимых для расширения воспроизводства населения. Успешность долгосрочной перспективы программы может не состояться, если не создавать педагогические условия успешной поло-ролевой социализации мальчиков и девочек в образовательных учреждениях.
Указанные выше проблемы и тенденции приводят к необходимости изучения вопросов, связанных с формированием личности мужчины и женщины, спецификой их взаимоотношений с целью ослабления конфликтности между полами, приданию отношениям нравственно-культурной доминанты, чтобы женщины и мужчины в процессе их взаимодействия могли изменять к лучшему себя и окружающий их мир. Это согласуется с национальным воспитательным идеалом, который представляет собой высшую цель образования, связано с высоконравственным (идеальным) представлением о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций.
В связи с этим возрастает роль школы в формировании у мальчиков и девочек женского или мужского начала и безусловного уважения ценности индивидуальности (мальчика и девочки) мужчины и женщины, в воспитании культуры взаимоотношений между полами.
Однако школьные образовательные программы и технологии не учитывают психологических различий между мальчиками и девочками и не ориентированы на дифференциацию целей, задач, методов воспитания представителей разного пола. Вопросы учёта индивидуальных различий мальчиков и девочек в образовательном процессе представлены в работах Н. Н. Куинджи, В. Д. Еремеевой, Т. П. Хризман, Н. Ю. Флотской, Б. И. Хасан, В. А. Геодакяна, О.А. Константиновой, Г. М. Бреслав. Исследованием вопросов полового просвещения школьников занимаются такие учёные, как Л. А. Божович, В. Н. Булычёв, Д. Н. Исаев, В. Е. Каган, О. Р. Кунц, А. Г. Хрипкова, Д. В. Колесов и др. Среди современных исследований проблем гендерной социализации школьников можно назвать работы Г. М. Коджаспировой, А. А. Чекалиной, И. С. Клёциной, Т. В. Бендас, О. А. Ворониной, В. Е. Кагана, А. В. Мудрика и др.
Гендерный подход к организации учебно-воспитательной деятельности, учитывающий психофизиологические и личностные особенности мальчиков и девочек, отвечает требованиям современной педагогической науки науки. По Л. В. Градусовой, гендер - это социальный пол, социально-детерминированные роли, особенности идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества. Гендерный подход предполагает создание условий гендерной (полороле-вой) социализации, овладение детьми моделей полоролевого поведения, адекватного возрасту, подготовка в будущем к выполнению половых (гендерных) ролей, а также применение гендерноориентированных технологий воспитания и обучения [4].
Осуществлять полоролевое воспитание детей необходимо в разных условиях: и в смешанных классах при совместном обучении девочек и мальчиков, и при организации параллельных раздельных классов для мальчиков и девочек в одном образовательном учреждении, а также в условиях раздельного обучения в специализированных школах для мальчиков и для девочек.
Следует отметить, что раздельное обучение на Западе имеет прочную педагогическую традицию. Например, одни из самых престижных частных школ Австралии Kambala School - это школа для девочек (основана в 1887 году) и Scott College - для мальчиков (основана в 1893 году). В Канаде популярностью пользуется St-George School - школа-пансион для мальчиков, в США - знаменитая женская Greenwich Academy. В Англии и Швейцарии школ, где мальчики и девочки учатся вместе, гораздо больше, но в первую сотню в соответствии с рейтингом входят школы раздельного обучения.
В настоящее время в отечественной педагогической практике получило распространение параллельно -раздельное воспитание и обучение, отличительной особенностью которого является организация однополых классов и различных форм взаимодействия мальчиков и девочек, юношей и девушек параллельных классов в урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.
Рассмотрим особенности параллельно-раздельного обучения и воспитания на примере образовательного учреждения - лицея «Эврика» г. Саяногорска Республика Хакасия, в котором осуществляется данная форма организации обучения и воспитания учащихся младшего школьного возраста с 2003 года (первоначально это учреждение носило статус школы-детского сада). На начальном этапе раздельное обучение вводилось как инновация и являлось одним из направлений работы школы-детского сада, наряду с другим - интегрированным и сюжетным обучением. На этом этапе разрабатывались инновационные приёмы и методы обучения мальчиков и девочек дошкольного и начального школьного возраста, которые учитывали гендерные особенности развития, социализации и формирования личности. При этом педколлектив образовательного учреждения ориентировался на данные нейрофизиологов и нейропсихологов о том, что мозг мальчиков и девочек устроен и работает по-разному [5]. Это положение лежит в основе различения познавательных стратегий и путей формирования познавательных функций детей младшего школьного возраста, темпов, способов переработки и усвоения ими информации, в основе организации их внимания, в формах активации эмоций детей, в способах формирования положительной и отрицательной оценки своих действий и их результатов, в основе учёта качества и типов адаптивных реакций организма и др.
Главными задачами для педагогов «Эврики» были максимально возможный учет в обучении психофизиологических особенностей мальчиков и девочек, выработка и апробация специфических принципов работы на уроках, а также создание учебно-воспитательной среды и воспитательных программ для мальчиков и девочек с учетом их потребностей и интересов.
С момента введения параллельно-раздельного обучения в лицее проводился целый ряд мероприятий по ан-нализу перехода школы-детского сада «Эврика» на инновационные приёмы и методы обучения и воспитания младшеклассников:
- осуществлялся мониторинг формирования у детей дошкольного возраста когнитивных и эмоциональных
аспектов тендерных установок;
- прослеживалась динамика познавательного развития;
- фиксировались особенности взаимоотношений внутри раздельных классов и между классами мальчиков и
девочек;
анализировалось эмоциональное благополучие, рассматривался уровень тревожности и мотивации к учебной деятельности.
Полученные результаты сравнивались с контрольными (смешанными группами и классами). Оказалось, что при параллельно-раздельном обучении и воспитании результаты готовности к школе и учебная мотивация у мальчиков и девочек на 20-30 % выше. В раздельно обучающихся группах больше детей с хорошей самооценкой, внутри раздельных классов, нежели в смешанных, лучше складываются взаимоотношения между мальчиками и девочками.
Всё сказанное позволяет сделать вывод, что в раздельных классах складывается более благоприятная атмосфера для обучения и воспитания, и поэтому дети чувствуют себя в таких коллективах комфортнее. Уверенность в своих силах и успешность в обучении способствуют формированию позитивной самооценки и снижению эмоциональной напряжённости и тревожности. К тому же появляется возможность осуществлять преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием на основе единых воспитательных целей. К окончанию дошкольного периода дети достигают гендерной константности. У них закрепляются установки на определённые способы поведения, характерные для того или иного пола, а также появляются различия в личностных качествах.
В возрасте семи лет у дошкольников начинается второй этап полоролевой стандартизации. Если в дошкольном детстве половые различия в большей степени воспринимаются ребёнком на внешнем уровне, то в младшем школьном возрасте половой дифференциации подвергаются психологические качества. Можно сказать, что вопрос о том, что надо делать, чтобы тебя считали мальчиком или девочкой, заменяется вопросом, о том, каким для этого надо быть.
Основными задачами полоролевой социализации в младшем школьном возрасте, на решение которых направлены усилия педагогического коллектива, являются восполнение пробелов знаний о поле, формирование социоприемлемых вариантов полоролевого поведения и культуры взаимоотношений между мальчиками и девочками, привитие ценностных ориентаций. Решение этих задач возможно за счёт привлечения ребёнка к занятиям, которые позволят ему свободно проявлять качества, соответствующие его представлениям о мужском и женском.
С 2010 года лицей «Эврика» является экспериментальной площадкой Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова по теме «Параллельно -раздельное воспитание и обучение как условие полоролевой социализации учащихся начальной школы». Одним из положений экспериментальной работы является предоставление возможности детям самим конструировать гендерные отношения, что согласуется с теорией социаль-
ного конструирования тендера П. Бергера и Т. Лукмана [6]. С одной стороны, гендерные отношения являются объективными, потому что индивид их воспринимает как данность, с другой стороны, они являются субъективными как социально конструируемые каждодневно, ежеминутно, здесь и сейчас. Применительно к нашему лицею - это создание условий для повседневного пребывания детей в ситуации, когда им нужно строить взаимоотношения в совместной деятельности со сверстниками своего и противоположного пола при решении различных задач, основанных на учёте их полоролевой принадлежности.
Создание кадетских классов для мальчиков и гимназических классов для девочек в нашем образовательном учреждении вполне соответствует поставленным задачам и является продолжением системы обучения и воспитания на основе гендерного подхода, начатого в дошкольном звене. Интеграция образовательного и кадетского аспектов в одной образовательной модели позволяет расширить представления, касающиеся профессиональных ролей, а также представления о физических, психических, поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин, воспитывать гражданственность и патриотизм.
Воспитание мальчиков осуществляется в соответствии с разработанным проектом кадетского класса МЧС «Юный спасатель». Обучение действиям в чрезвычайных ситуациях, умениям противостоять природным и техногенным катастрофам, испытание на преодоление в себе страха, на развитие силы, ловкости, смелости, выносливости раскрепощает в детях мужское начало. Здоровый нравственный климат побуждает их к доверию, состраданию, доброте.
Рядом с кадетскими классами располагаются гимназические классы девочек, для которых разработана воспитательная программа-проект гимназического класса «Весёлые девчата». Направление его деятельности -этика и эстетика - способствует эстетическому воспитанию, привитию моральных норм в поведении, формированию у девочек разносторонних практических умений и навыков, развитию доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания окружающих людей и сопереживания, сохранению этнических, культурных и семейных традиций нашего общества.
Реализация воспитательных программ требует активного участия в них детей. Дети не только принимают транслируемые им в учебно-воспитательном процессе знания о половых ролях, моделях полоролевого поведения, приобщаются к национальным российским ценностям и ценностям семьи, но и, признавая важность и значимость перечисленных знаний, мальчики и девочки конструируют (выстраивают) отношения со сверстниками своего и противоположного пола, а также со взрослыми так, как этого требует ситуация взаимодействия с ними. Так, класс девочек может оказаться в ситуации соревнования с классом мальчиков для решения математических задач или в условиях конкурса чтецов, где они будут восприниматься как равноправные партнёры. При проведении совместного урока хореографии или театральной деятельности у мальчиков и девочек есть возможность продемонстрировать свои мужские или женские качества. Так, в процессе совместной деятельности приобретается опыт конструирования взаимоотношений между мальчиками и девочками и взаимоотношений со сверстниками одного пола, определяются и закрепляются в деятельности ценности, характеризующие представления мальчика или девочки о себе как представителе определённого пола. У детей появляется интерес к изучению особенностей противоположного пола, а также способов поведения, реализующих эти представления и интересы. Такие формы организации учебно-воспитательного процесса способствуют закреплению и обогащению полоролевого поведения, повышению учебной мотивации, раскрытию творческих способностей школьников и формированию навыков здорового образа жизни.
Реализация гендерного подхода в обучении и воспитании учащихся потребовала от педагогов лицея приобретения новых знаний о гендерных особенностях детей и принципах работы с ними, соответственно возникла необходимость пропагандировать эти знания родителям, просвещая их по вопросам воспитания сына или дочери. Накопленный педагогическим коллективом лицея опыт работы позволяет говорить о некоторых трудностях в организации учебного процесса с мальчиками (они, как известно, отличаются весьма высокой подвижностью; это свойство особенно ярко проявляется, когда они организуются в коллектив), однако соблюдение выработанных педколлективом лицея принципов работы с ними облегчает задачу учителя и позволяет сохранить хорошую работоспособность мальчиков во время урока.
Ежегодный мониторинг сначала инновационной, а затем и экспериментальной работы позволяет нам говорить о положительных результатах, полученных в процессе исследования, связанных с формированием гендер-ной идентичности и гендерных установок у детей, формированием социальных ролей и межличностных отношений в классных коллективах, выявлением доминирующей духовно-нравственной мотивации. Мы ожидаем, что наши девочки и мальчики вырастут достойными гражданами своей Родины, у них будет сформирована активная жизненная позиция. Мы уверены, что наши дети сумеют сделать профессиональный выбор в соответствие со своей половой принадлежностью, со сформированной нравственной культурой в сфере взаимоотношения разных полов, наконец, что они сумеют создать здоровые и крепкие семьи.
Накопленный нами опыт подтверждает правомерность предположения учёного-педагога Л. В. Штылевой [7]
о том, что при тендерном подходе в образовании важными результатами будут следующие:
девочки и мальчики будут лучше понимать друг друга и сотрудничать как равноправные партнёры с самого детства, соответствено отношения со сверстниками в школах станут более гуманными и безопасными;
- мальчики и девочки научатся больше внимания уделять внутреннему миру каждого человека, больше ценить личность и индивидуальность в себе и окружающих;
- возрастёт степень самодостаточности как девочек, так и мальчиков, в результате чего меньше станет подростковых и юношеских суицидов в школе и армии, жестоких выяснений отношений «из-за ревности», меньше девушек будет умирать от анорексии, меньше юношей будет погибать в драках «мужской инициации» и попадать в тюрьмы за изнасилования;
- снизится количество подростков, уходящих от проблем социализации в мир наркотических и алкогольных иллюзий;
повысится степень осознанности решений относительно создания семьи и рождения ребёнка, большинство детей будут рождаться как желанные и любимые своими родителями.
Таким образом, важнейший результат организации обучения и воспитания детей младшего школьного возраста в условиях полоролевой социализации - это формирование физически и психологически здоровых девочек и мальчиков, будущих мужчин и женщин, в целом здоровой нации.
Библиографический список
1. Мардахаев, Л. В. Социализация человека как социально-педагогический процесс / Л. В. Мардахаев // Педагогическое образование и наука. - 2009. - № 4. - С. 20-25.
2. Кон, И. С. Половые различия и дифференциация социальных ролей: монография / И. С. Кон. - М.: Педагогика, 1985.- 158 с.
3. Мудрик, А. В. Основы социальной педагогики: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / А. В. Мудрик. - М.: Изд. центр «Академия», 2006. - 208 с.
4. Градусова, Л. В. Гендерная педагогика: учеб, пособие / Л. В. Градусова. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. - 176 с.
5. Еремеева, В. Д. Мальчики и девочки - два разных мира. Нейропсихологи - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам / В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман. - СПб.: Тускарора, 2006. - 184 с.
6. Здравомыслова, Е. А. Социальное конструирование гендера / Е. А. Здравомыслова, А. А.Темкина // Социологический журнал. - 1998. -№ 314. - С. 174.
7. Штылева, Л. В. Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ / Л. В. Штылева. - М.: ПЕР СЭ, 2008. - 316 с.
© Волошина Н. К., 2012