Научная статья на тему 'Педагогические условия политического воспитания школьников в транзитивном обществе'

Педагогические условия политического воспитания школьников в транзитивном обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
310
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия политического воспитания школьников в транзитивном обществе»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

О.С. Коршунова

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ТРАНЗИТИВНОМ ОБЩЕСТВЕ

Актуальность исследования проблем политической социализации и политического воспитания новых поколений российских граждан в современных условиях определяется следующими положениями. Человечество перешагнуло через рубеж XXI столетия с мечтой о процветании, гармонии и мире, несбывшейся для большинства людей в ХХ веке. Хрупкость мира и объективная сложность разрешения глобальных проблем является основанием для включения рядовых граждан разных стран в политический процесс, дополнения профессиональной дипломатии дипломатией народов, дипломатией мира, что предполагает необходимость формирования соответствующих политико-психологических основ у участников широкого общественного взаимодействия.

Другим ориентиром для выдвижения данной идеи в качестве целеобразующего ориентира для научного исследования является необходимость создания адекватного международной политике России политико-культурного фундамента, выражающегося во взглядах, установках, стремлениях граждан и выступающих мощным противовесом мифам о нашей стране, которые укоренились в представлениях иностранцев.

Очевидно, что в современных условиях, когда с развитием мультимедийных информационных средств, глобальной компьютерной сети многократно увеличились возможности обработки сознания огромного количества людей, защита от манипуляций сознанием соответственно приобретает стратегически важное значение, поскольку связана с охраной национальной безопасности России, ее духовных основ.

Особую актуальность исследование проблем политического воспитания и развития демократической политической культуры имеет в контексте кардинальных трансформаций в стране в конце ХХ - начале XXI века. В переходный период особенно отчетливо проявляется взаимосвязь макроизменений с развитием субъективного фактора, человеческой составляющей социально-экономи-

ческих, политических преобразований. Складывание российской государственности, формирование многоукладной экономики, введение института частной собственности, широкая дифференциация общества и резкая имущественная поляризация, создание и функционирование многочисленных политических партий, движений, иных групп интересов - эти процессы протекают параллельно с революцией в общественном сознании людей, где переплетаются различные идеологические воззрения, отражающие реально существующий широкий спектр социально-политических отношений, сложную палитру национально-этнических взаимодействий.

Актуализирует проблему политической социализации и политического воспитания рост экстремизма, нетерпимости на межнациональной, религиозной почве в мире и в нашей стране, приобретающих часто политический характер.

В этих условиях взрослеют новые поколения россиян, с которыми и связаны позитивные тенденции и надежды на будущее в развитии страны, поскольку детство - такой возрастной этап, проживая который человек интенсивно впитывает в себя культуру общества и начинает проявлять способности к социальному творчеству, не обремененный догмами и стереотипами своих предшественников. Становление детей как цивилизованных участников политического процесса - важнейшее условие стабильного развития правового государства, препятствие для установления таких форм политического устройства, которые ущемляют неотъемлемые права и свободы граждан, унижают их человеческое достоинство.

Наконец, обращение к проблемам политической социализации, политического воспитания имеет особое значение в условиях третьей альтернации детства, признания ребенка высшей социальной ценностью, уважения прав и свобод детей, в том числе, их права на участие в жизни государства и общества, о чем свидетельствует факт принятия и ратификации большинством стран мира Конвенции о правах ребенка и иных

48

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 9, 2006

© О.С. Коршунова, 2006

международных документов, развивающих положения Конвенции.

Актуальность изучения процесса политической социализации и политического воспитания имеет не только внешнюю детерминацию, а определяется также развитием самой педагогической науки, ее методологии. За последние десятилетия в развитии методологии педагогической науки обозначились существенные сдвиги, выражающиеся по нашему мнению, в таких тенденциях, как:

- в освобождении научных исследований от излишней идеологической заданности, в их открытости для критического осмысления, обогащения и совершенствования;

- в переходе от единого метаметодологичес-кого подхода в осмыслении педагогических явлений к методологическому плюрализму;

- в приоритетном освоении гуманистических методологических основ, выражающихся в рождении и развитии разнообразных современных концепций воспитания и обучения, смысловым ядром которых является признание человека высшей социальной ценностью и, соответственно, необходимости создания благоприятных условий для самореализации личности, для осознания ею своей уникальности, возможностей для саморазвития и самосовершенствования;

- в ориентации на максимальную результативность научных изысканий, на потребности педагогической практики в динамичных позитивных преобразованиях;

- в интеграции достижений обществоведческих и человековедческих наук для осмысления сложных педагогических явлений, одновременно являющихся предметом исследований в различных отраслях знаний и пр.

Данные позитивные моменты в развитии методологии педагогики учитываются нами при изучении политического воспитания школьников. Исходной позицией для анализа процесса политического воспитания в контексте политической социализации и последующей интерпретации полученных данных является опора на мультиметодо-логический подход (Д.В. Григорьев, В.А. Ка-раковский и др.), в котором в едином комплексе сочетаются диалектический (В.Г. Белинский, Дж. Бруно, Г.В.Ф. Гегель, Гераклит, А.И. Герцен, И. Кант, Н. Кузанский, К. Маркс, В.И. Ленин, И.Г. Фихте, Н.Г. Чернышевский, Ф.В. Шеллинг, Ф.Энгельс и др.), системный (В.А. Гаврилин, В.П. Беспалько, И.В. Блауберг, В.А. Караковский,

Ф.Ф. Королев, Л.И. Новикова, В.Н. Садовский, Н.Л. Селиванова, Ю.П. Сокольников, Л.Ф. Спирин, Э.Г. Юдин и др.), культурологический (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, Е.В. Бондаревская, К. Левин, Н.Е. Щуркова), деятельностный (А.Г. Асмолов, К.А. Абульханова-Славская, Л.П. Буева, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн и др.) и др. моноподходы.

Политическое воспитание как относительно управляемая составляющая политической социализации - сложный, многомерный социально-педагогический феномен, изучение которого предполагает уяснение взаимосвязей между: различными сферами жизни общества (социальная сфера, экономика, политика, культура, в том числе, образование); влияниями на человека различных факторов и агентов, в том числе политических, включая государство; действиями стихийных и относительно управляемых социально-политических, педагогических структур и организаций; внешними воздействиями на личность и ее собственной активностью; этапами политической эволюции человека; общими, особенными и единичными признаками процесса вхождения новых поколений в политическую систему общества и пр. Постижение сущности политической социализации и политического воспитания, создание их целостной характеристики, выявление динамики и перспектив процессов в современных условиях, противоречий как их движущих сил, невозможно, с нашей точки зрения, без опоры на диалектический подход, который своими идеями изменения, развития, всеобщей взаимосвязи и взаимозависимости явлений и процессов, основными законами наиболее адекватен постоянно меняющейся реальности политического становления гражданина и, соответственно, поставленной исследовательской задаче.

Важнейшим продолжением диалектического подхода является оптимизирующий подход (Ю.К. Бабанский, Е.А. Ямбург), применение которого к анализу явлений и конструированию новой педагогической действительности требует учета состояния процессов, условий, в которых они развертываются, и выбора наиболее приемлемых стратегий и тактик достижения максимально возможных результатов при минимальных затратах (материальных, физических, интеллектуальных и т.д.). Идея оптимизации представляется нам продуктивной для осмысления возможностей политического воспитания школьников в разнооб-

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

О.С. Коршунова

разных образовательных учреждениях, социально-педагогических организациях и структурах.

Системный подход выступает в качестве методологической детерминанты при анализе и моделировании политического воспитания как системы, включающей цели, содержание, операци-онно-деятельностную составляющую (методы, приемы, формы, средства, технологии), контрольно-регулировочный и аналитико-результа-тивный элементы. Бесспорно использование системного подхода для понимания «политического» потенциала различных социально-педагогических систем (образовательных учреждений, общественных объединений и др.), разработки их сравнительной характеристики.

Организация любого исследования, особенно в гуманитарной сфере, требует ответа на вопрос «Во имя чего (кого)?», на каких ценностях оно базируется? В данном конкретном случае исходим из приоритета жизни и ценности личности, из приоритета Детства как самоценного периода в суць-бе человека и истории общества, из приоритета прав и свобод детей. Признание ценности личности приводит, естественно, к признанию значимости для политического воспитания демократических политических ценностей. Дискуссия о сущности демократии насчитывает 25 веков. В современной политологии представлено несколько теорий демократии, среди которых далеко не все отвечают интересам личности. Под влиянием реальных событий демократия, как ценность, потеряла изначальную привлекательность в общественном мнении многих россиян, в том числе и педагогов. Но является ли это основанием для отказа от нее, как значимого ориентира в актуальной политической социализации? Учтем, что «.. .демократия способствует приходу к власти людей альтруистического склада, которым в идеале только и можно доверять власть, но отнюдь не гарантирует от нашествия на позиции власти людей своекорыстных, с низкой нравственностью, но изощренным умом. Это и дало Платону повод отрицать ее как «стихию наглости и анархии». Но каковы бы ни были недостатки демократии, лучшей организационной формы в распоряжении человечества, в общем, нет» [4, с. 469-470].

Среди методологических моноподходов важнейшим для нашего исследования является дея-тельностный подход, поскольку разделяем позицию отечественных психологов, утверждающих, что только включение ребенка в деятельность

и обеспечивает его полноценное развитие, в том числе как потенциального субъекта политических отношений. В работе мы актуализировали положения культурологического подхода, т.к. культура выступает мощной детерминантой социального становления человека, и, кроме того, осмыслили возможности педагогов в процессе политического воспитания детей влиять на трансформацию существующей и пока господствующей политической культуры общества, культуры подданнической, во многом не соответствующей современным тенденциям в развитии общества и государства.

Использование в исследовании комплексно-оптимизирующего методологического подхода и данных других наук (политологии, социологии, социальной психологии, политической психологии и др.) позволило нам создать развернутую характеристику процесса политической социализации растущих граждан, раскрыть сущность политического воспитания школьников, а также выдвинуть и обосновать педагогические условия его реализации в разнообразных социально-педагогических системах.

В XX веке в науке и педагогической практике были представлены три основных трактовки сущности политического воспитания детей. Политическое воспитание в советское время рассматривалось как целенаправленный процесс формирования у детей необходимых обществу и государству социально-типических политических качеств, обеспечивающий единство поколений и сохранение существующей политической системы. Характерными особенностями политического воспитания в тот период были: приоритетность, идеологическая заданность, жесткая целенаправленность, системность, манипулятивность и др.

В начале XX века в трудах В.Н. Сороки-Росинс-кого и П.Ф. Каптерева был представлен иной подход к пониманию сущности политического воспитания детей и юношества, суть которого, несмотря на различия в его обосновании, сводится, по мнению ученых, к созданию педагогами условий для самостоятельного и ответственного выбора детьми в будущем собственной политической позиции.

В конце века, в условиях тотального ниспровержения ценностей коммунистического прошлого, возник новый подход к трактовке политического воспитания школьников, который мы условно называем «нейтрально-попустительским», обосновывающий отказ педагогов от любого участия в политическом становлении детей и молодежи.

50

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 9, 2006

Несмотря на развитие теории гражданского воспитания представителями современной педагогической науки понятие «политическое воспитание» до сих пор «не реабилитировано» и не возвращено в педагогический лексикон. В то же время понятие «гражданское воспитание» по объему является достаточно широким и чаще всего (если судить по публикациям многих авторов) «поглощает» содержание термина «политическое воспитание». Опасно, что тенденция, отмеченная на уровне тезауруса науки (отсутствие понятия), отражает реальное состояние дел, т.е. отсутствие даже в рамках гражданского воспитания такого направления воспитательной работы в массовой школе, как политическое воспитание детей и юношества.

Отстраненность в течение несколько лет образовательных учреждений от политического становления школьников привело к увеличению влияний в процессе политической социализации роли стихийных факторов. Поэтому политическая социализация в современных условиях имеет такие отличительные особенности, как: преобладающе-рассеянный, запаздывающий характер с явно выраженной доминантой влияния стихийных факторов, отсутствие преемственности и системности в организации данного направления воспитательной работы в образовательных учреждениях различных типов и ступеней, противоречивость, традиционность и пр.

Под политическим воспитанием в условиях транзитивного общества мы понимаем взаимодействие педагогов и воспитанников, при котором сохраняется и поддерживается индивидуально своеобразный путь политического становления личности, исключается прямое или косвенное принуждение к выбору политических идей, пристрастий, форм поведения, но вносятся частичные изменения в процесс освоения растущим человеком общественной жизни, направленные на отражение в его сознании многообразия политических явлений и течений, подготовку личности к осознанному самостоятельному выбору индивидуальной политической позиции.

Политическое воспитание школьников, с нашей точки зрения, будет успешным, если:

- оно является адекватным динамике политической социализации детей и имеет коррек-ционный по отношению к данному процессу характер;

- его система будет вариативной, гибкой, многоуровневой, обладающей такими отличительны-

ми чертами, как: теоретическая обоснованность; преемственность; приоритетно развивающе-за-щитный, диалогово-деятельностный, опережающий и целостный (от целей и задач до способов и технологий реализации) характер; единство вербального и символического каналов выражения содержания демократической политической культуры; ориентация на гармонию интересов личности и общества и др.;

- при его моделировании используются инвариантные конструктивные элементы-условия: проблемно сфокусированное общение; организация протополитической, доступной детям разных возрастных категорий, совместной, демократически устроенной деятельности по обустройству и улучшению собственной и окружающей жизни; организация индивидуально-коррек-ционной работы, снимающей крайности в личных ориентациях школьников; формирование уклада жизни образовательного учреждения (социально-педагогической системы), соответствующего провозглашаемым ценностям;

- его организация будет иметь вариативно-модельный, оптимизирующий характер, т.е. соответствовать возможностям, особенностям и уровню развития социально-педагогических систем, осуществляющих это направление педагогической деятельности;

- при реализации его целей и задач обеспечивается единство государственных и общественных институтов и учитывается их специфика.

Библиографический список

1. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: (Дидактический аспект). - М.: Педагогика, 1982. - 192 с.

2. Караковский В.А. Современное воспитание: многомерный подход. Введение в проблему // Современные гуманитарные подходы в теории и практике воспитания: Сб. науч. статей / Сост. и отв. ред. Д.В. Григорьев, ред. Е.И. Соколова. - Пермь, 2001. - С. 5-10.

3. Каптере в П. Ф. Педагогика и политика // Свободная мысль. - 1992. - №№ 8. - С. 59-63.

4. КурашвилиБ. Демократия // 50/50: Опыт словаря нового мышления / Под ред. М.Ферро, Ю.А. Афанасьева. - М.: Прогресс, 1989. - С. 486-473.

5. Методологические проблемы развития педагогической науки / Под ред. П.Р. Атутова, М.Н. Скаткина, Я.С. Турбовского. - М.: Педагогика, 1985. - 240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.