УДК 371.13+37.018.262
ББК 74.10
Б-72
Бойко Светлана Захаровна, преподаватель Зерноградского педагогического колледжа, т.: (8259) 41553, 89286072975, e-mail: [email protected],
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДКОЛЛЕДЖА К РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ «ГРУППЫ РИСКА»
(рецензирована)
В статье научно обоснованы педагогические условия, влияющие на эффективность подготовки будущих учителей начальных классов к работе с семьями «группы риска», социально-педа-гогическая модель подготовки студентов к работе с семьями «группы риска», уровни, критерии и показатели сформированности компетенций студентов, обеспечивающих готовность студента к работе с семьями «группы риска».
Ключевые слова: семья, ценности семьи, семьи «группы риска», профессиональная подготовка будущих учителей, социально-педагогическая модель подготовки студентов к работе с семьями «группы риска, профессиональные компетенции.
Boiko Svetlana Zakharovna, lecturer of Zernograd Teacher’s Training College, tel.: (8259 41553, 89286072975, e-mail: [email protected].
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF TRAINING COLLEGE STUDENTS TO WORK
WITH FAMILIES OF "RISK GROUP»
(reviewed)
In the article pedagogical conditions influencing the efficiency of preparation of the future primary school teachers to work with families of "risk group” have been grounded, social-pedagogical model of preparation of students to work with families of "risk group», levels, criteria and indicators of competences of the students providing readiness of the student to work with families of "risk group» have been scientifically proved.
Key words: family, family values, a family of "risk group», vocational training of future teachers, social -pedagogical model of preparation of students to work with families of «risk groups, professional competence.
Сложность и противоречивость процессов, происходящих в российском обществе и связанных с переходом к рыночной экономике, вызвали резкое ухудшение материального и духовного состояния у большей части населения страны. Как следствие этого наблюдается устойчивый рост числа семей и детей «группы риска» - детей, которые в силу различных причин генетического, биологического, социального свойства приходят в школу уже психически и соматически ослабленными, социально запущенными, с риском школьной и социальной дезадаптации. Увеличивается количество детей с девиантным поведением, малолетних правонарушителей, наркоманов и токсикоманов, социальных сирот и.т.д., что обусловлено экономическими, социальными, семейными, личностными факторами. Исследователь детского невротизма В. Гарбузов выделяет несколько типов неправильного воспитания в семье, приводящей ее к «группе риска»: гиперсоциальный, тревожно-мнительный, эгоцентрический [2].
В науке и практике недостаточно раскрыта проблема подготовки учителя начальных классов для работы с данной категорией семей, несмотря на то, что в современном обществе достаточно ярко обозначилась классификация различных типов семей. Несмотря на значительные перемены в педагогическом образовании: изменение целей подготовки учителей начальных классов, парадигмы
педагогического образования, провозглашение и реализация инновационных подходов в контексте и т.д. - кризис в этой области очевиден. В частности, это касается необходимости подготовки будущих учителей начальных классов к работе с семьями и детьми «группы риска» в социально-педагогическом аспекте. Модернизация отечественного образования определила необходимость решения задач по созданию единого воспитательно-образовательного пространства «семья - начальная школа», что потребовало от высшей школы необходимости формирования как профессиональных компетенций будущих учителей начальной школы, так и просвещения родителей в вопросах воспитания ребенка. В настоящее время российской школе нужен учитель высокой общей и профессиональной культуры, способный к педагогическому творчеству, умению не только сотрудничать со своими воспитанниками, коллегами, но и проводить продуктивную работу с семьей социально-педагогическими и психологическими средствами. Становление гуманистической парадигмы образования и аксиологического подхода в понимании роли личности в развитии общества, ценностей семьи в воспитания детей актуализировало проблему изучения взаимодействия семьи и школы в воспитании ребенка (Ю.П. Азаров, Е.И. Артамонова, А.К. Маркова, В.А. Сластенин, А.С. Спиваковская и др.).
Изменение социально-экономической обстановки в современном обществе предъявляет новые требования к уровню профессиональной подготовки будущих учителей и его компетенциям в вопросах работы с семьями группы риска. В настоящее время остро встал вопрос об интеграции науки и практики для оптимизации системы воспитательной деятельности с учетом современных реалий развития общества и семьи. Социальная и экономическая ситуация жизни людей обусловила - рост неблагополучных семей - (малоимущих, неработающих, страдающих алкогольной или наркотической зависимостью, имеющих сложные психологические отношения и т.д.), что оказывает негативное влияние на формирование и развитие подрастающего поколения. Профессиональная подготовка будущих учителей начальных классов должна предусматривать решение обозначенных проблем путем подготовки студентов к работе с различного типа семьей.
В современных условиях вопросы семейных изменений, противоречия, вызванные их характером и негативной направленностью, приобретают особую актуальность, становясь одной из острейших проблем, имеющей глобальные масштабы в связи с последствиями депопуляции и упадка института семьи. Различные специалисты А.Г. Вишневский [1], С.И. Голод [3], М.С. Мацковский [5] и другие дают совершенно противоположенные оценки глубине изменений семейных ценностей, их характеру и направленности, придерживаясь «модернизационной парадигмы», воспринимают изменение института семьи как позитивный процесс «плюрализации» форм семьи, а с трудом признаваемые ими негативные явления - как свидетельство неполноты и незавершенности данного процесса.
Необходимо отметить, что особый всплеск активности в изучении семьи и брака приходится на период до середины 90-х годов XX века. Характерен интерес к проблеме сходства-различия супругов в плане личностных характеристик, а также ролевых и ценностных отношений (Н.А. Волкова, А.К. Дмитренко, Т.В. Галкина, Д.В. Ольшанский, А.П. Ощепкова, Б.М. Петухов, К. Витек, Д. Майерс и др.); исследовались факторы супружеской совместимости и их влияние на стабильность брака. Большой перечень работ посвящен проблеме ориентаций супругов в сфере семейных ролей (Е.В. Антонюк, В.В. Матина, Н.Н. Обозов, Н.Ф. Федотова и др.). На необходимость учета в воспитании детей изменений, происходящих в семье на разных стадиях ее жизни, указывают Ю.Е. Алешина, Н.А. Волкова, Т.А. Гурко, Т.М. Мишина и др. Проблемы молодой семьи нашли отражение в работах Э.К. Васильевой, С.И. Голода, Т.А. Гурко, Л.М. Ивановой, С.В. Ковалева, М.С. Мацковского, З.Н. Файнбурга, А.Г. Харчева и др.
В работе при подготовке студентов к работе с семьями «группы риска» проблема ценностей семьи и ценностных отношений является центральной. Семья является важнейшей социальной средой формирования личности и основным институтом воспитания, отвечающей не только за социальное воспроизводство, но и за воссоздание определенного образа жизни, образ мыслей и отношений. Поэтому общество заинтересовано в прочной, духовно и нравственно здоровой семье.
Система ценностей является динамичной системой, формирующейся в процессе всего
периода воспитания и социализации, играющих ведущую роль в процессе принятия решений, позволяющей решать, что для человека значимо и важно в семейной жизни. Сходство семейных ценностей отражает совпадение, ориентационное единство взглядов, отношений членов семьи к общечеловеческим нормам, правилам, принципам формирования, развития и функционирования семьи как малой социальной группы. В настоящее время в динамике этого показателя наблюдаются две тенденции: первая - поляризация ценностных отношений среди членов семьи, как правило, родителей и детей; вторая - деформация семейных ценностей и появление отличных от традиционно сложившихся целей, идеалов, интересов и убеждений членов семьи. Каждая из этих тенденций оказывает дестабилизирующее воздействие на состояние современной семьи. Д.Икеда в своих исследованиях указывает: «Семья как была, так и остается социальной и биологической
защитой человечества. Разрушая ее, мы рискуем вызвать необратимые последствии деградации цивилизации в целом. На пороге XXI века перед нами встала насущная задача, если так можно выразиться, реконструкции и упрочения семейной крепости» [4].
Проблеме измерения ценностей семьи в контексте концепции кризиса рождаемости, семьи и семейных ценностей посвящены работы А.И. Антонова, В.А. Борисова и др. В работах В.Н. Архангельского, В.Б. Ольшанского, Ю.П. Сикс рассмотрены факторы, влияющие на формирование семейных и внесемейных ценностных отношений. Снижение ценностей семьи приводит к все более широкому распространению среди населения разнообразных способов самореализации во всех сферах жизнедеятельности, исключая семейную. Причины замещения семейных ценностей другими рассматривали в своих работах как отечественные ученые - В.И. Максименков, В.А. Попов и др., так и зарубежные - Э. Бек, М. Боуэн, Х. Бриджер, Э. Кейн, Э. Кэтчер, Л. Оконевски, Л. Саймон, супруги Салмон, С. Смит, Б. Фогль и др.
Работа с семьями и детьми «группы риска» в истории отечественной педагогики рассматривалась с позиций «общественной» педагогики П.П. Блонским, П.Ф. Каптеревым, В.П. Кащенко, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинским, С.Т. Шацким, В.А. Сухомлинским, и др. В 70-е годы ХХ в. изучением специфики работы с этой категорией детей и их семьями занимались М.А. Алемаскин, Э.Г. Костяшкин, А.И. Кочетов, И.А. Невский, Д.И. Фельдштейн и др. В конце 80-х и 90-х годов ХХ в. в связи с актуализацией проблемы семьи и детей «группы риска» особенно усиливается внимание исследователей к ним. Этими вопросами активно занимаются Л.А. Беляева
В.А. Иванников, П.В. Конаныхин, И.Е. Кузнецов, Л.В. Мардахаев, Л.Я. Олиференко и др. Анализ работ по педагогике высшей школы (О.А. Абдуллина, З.И. Васильева, И.А. Зязюн, И.А. Колесникова, А.М. Новиков, А.Д. Солдатенков, Т.А. Стефановская, М.Г. Тайчинов, Р.Н. Ходяева, А.А. Шаталов и др.) свидетельствует о том, что учеными определяются инновационные подходы в профессиональной подготовке будущих учителей. Все это направленно на поиск путей более эффективной подготовки будущих специалистов к профессиональной воспитательной деятельности с семьями и детьми «группы риска». В современных исследованиях обращено внимание на то, что воспитательное воздействие родителей на своих детей отличается недостаточно высоким уровнем, оно складывается под воздействием СМИ, опыта старших поколений и, крайне редко, путем самообразования и консультативной помощи специалистов (Е.А. Арнаутова, Ю.А. Гладкова, О.Л. Зверева, З.И. Теплова и др.). Однако в изученных нами работах специальных исследований, посвященных подготовке студентов педагогических колледжей к выполнению работы с семьями «группы риска» недостаточно. Опрос студентов педагогических колледжей Южного федерального округа о проблемах и причинах кризиса в педагогическом образовании, показал, что наряду с недостаточной материальной обеспеченностью, падением престижа педагогических профессий, самоустранением семьи и некоторой части учителей от процессов воспитания, студенты отмечают и потерю ценностных ориентаций у родителей и учащихся, низкий уровень их культуры.
Анализ результатов опроса учителей начальной школы подтвердил наличие проблемы -недостаточный уровень профессиональных компетенций учителя в работе с семьями и детьми
«группы риска». Создание нового образовательного стандарта для начальной школы требует от учителей начальных классов владения компетенциями и технологиями работы с различными типами семей, что, несомненно, актуализирует проблему обеспечения качества подготовки учителей начальных классов в данном направлении.
На основе анализа психолого-педагогической литературы в исследовании обоснованы культурно-исторические тенденции развития семьи (значимость в поддержке и воспитании ребенка, развитие брачно-семейных отношений, накопление культурных традиций и др.) как приоритетного института социализации и воспитания личности в условиях современного кризиса общества (экономический, демографический, духовный и т.п.). Современная семья испытывает потребность в поддержке государством ее материального благосостояния, в психолого-педагогическом сопровождении и помощи в решении проблем семьи. Модернизация среднего педагогического образования определила стратегию в формировании профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов, подготавливая их к решению не только задач обучения, воспитания и развития подрастающего поколения, но и к осуществлению деятельности по перестройке воспитательной идеологии, к работе с различными типами семей, сложившимися в современном обществе. Обострившиеся проблемы общества (политические, экономические, информационные, технические и др.) и социальные факторы обусловили появление такого типа семьи как семья «группы риска», которая не готова, по ряду причин (материальных, социальных, психологопедагогических и др.) решать задачи воспитания детей. С другой стороны, среднее педагогическое образование недостаточно обеспечивает педагогические условия для подготовки будущего учителя к работе с семьями «группы риска», что актуализирует проблему и требует ее разрешения.
Концептуальные подходы подготовки будущих учителей начальной школы в педколледже к работе с семьями «группы риска», построены с учетом принципов культуросообразного подхода, актуализирующего ценности личности ребенка, семейных обязанностей родителей, обеспечивающих социализацию и воспитание ребенка; аксиологического подхода, раскрывающего ценности сотрудничества родителей и педагогов в обучении, воспитании, развитии и поддержке ребенка в его жизнедеятельности; средового подхода, позволившего определить семью как социальный институт воспитания ребенка, среду педколледжа как социально-педагогическую среду становления будущего учителя к работе с семьей. Интеграция указанных подходов обеспечивает и отражает две основные тенденции в развитии педагогического образования - индивидуализацию и дифференциацию в подготовке студентов. Эти подходы позволяют, с одной стороны, формировать культурно-образовательную среду колледжа, ориентированную на формирование ценностных ориентаций студентов в направлении оказания помощи семье «группы риска», на становление первичного опыта студентов в работе семьями «группы риска», накапливая традиционные и инновационные технологии работы с ней.
В ходе исследования была разработана социально-педагогическая модель подготовки студентов педколледжа к работе с семьями «группы риска», отражающая культурнообразовательную среду педколледжа, обеспечивающая формирование у студентов первичного профессионального опыта работы с семьей «группы риска». Системообразующим элементом модели выступают ценности семьи, ребенка как личности, отношений, лежащих в основе понимания субъектами друг друга. Модель представлена следующими компонентами: содержательно-целевым (содержание диагностической, профилактической, информационно-просветительской, консультативной деятельности), организационным, средовым (культурно-образовательная среда педколледжа, в которой реализуется содержание педагогического образования, волонтерское движение студентов, формы и средства взаимодействия студентов с семьями «группы риска»), технологическим (социальное диспетчирование, психолого-педагогическое сопровождение, тренинги), раскрывающими педагогические условия подготовки будущих учителей начальных классов к эффективной работе с семьями «группы риска», а также принципами дифференцированного подхода, творческой самореализации, психолого-педагогического сопровождения и др. Содержательным компонентом модели выступает спецкурс «Педагогическая
помощь семье «группы риска», содержание которого раскрывает социокультурные и экономические проблемы современной семьи в условиях кризиса; характер социальных факторов, отношений и причины, обусловивших появление семей «группы риска»; технологии работы с семьями «группы риска», особенности воспитания детей в семьях «группы риска»; требования к компетенциям будущего учителя начальных классов, обеспечивающих готовность работы с семьями «группы риска». Представленный спецкурс интегрирован как образовательный модуль в содержание дисциплин педагогического цикла.
В результате экспериментальной деятельности в исследовании определены критерии и показатели компетенций будущих учителей начальных классов, обеспечивающие готовность студентов к работе с семьями «группы риска»: педагогические (разработка программы профилактики возникновения негативных детско-родительских отношений, приводящих семью в «группу риска», создание целенаправленных программ работы с семьями «группы риска», подбор и разработка технологий обучения родителей методам воспитания и социализации детей и др.); социальные (понимание родительско-взрослых отношений в семье, осознание ценности семьи в воспитании детей, технологии поддержки семьи в сложных жизненных ситуациях; интеграция современных и традиционных технологий воспитания в семье и др.); коммуникативные способности (освоение способов общения с родителями и детьми, способность вести разъяснительную работу с семьями «группы риска, способность осуществлять взаимодействие и координацию деятельности субъектов образования по профилактике «перехода» семей в «группу риска и т.д.), а также уровни их освоения.
Таким образом, модернизация содержания среднего профессионального педагогического образования создает предпосылки для выбора студентам направления подготовки, индивидуального маршрута, специализации с учетом профессиональных интересов и личных запросов в формировании компетенций. Целостность и комплексность образовательного процесса, единство учебной и воспитательной деятельности в подготовке в педколледже будущего учителя начальных классов, объективно предполагает его воспитательную деятельность с семьями учащихся. Педагогическая деятельность учителя начальных классов всё более обретает социальнопедагогический характер, что обусловлено социально-экономическими, духовными и
воспитательными проблемами современного российского общества, отражающимися на семье. Идеи единства теоретической и практической подготовки студентов в педагогическом колледже выступают в качестве ведущих, обуславливающей условия формирования профессионального опыта студентов в работе с семьями и детьми «группы риска».
Литература:
1. Вишневский А.Г. Роль исторического знания в объяснении современных демографических тенденций (на примере метаморфозы семьи) // Проблемы исторической демографии. Киев, 1988.
С. 26-34.
2. Гарбузов В. И. Воспитание ребенка: практические рекомендации по воспитанию детей и созданию нормальных гармоничных отношений в семье. М., 1997. 432 с.
3. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб., 1998. 272 с.
4. Икеда Д., А. Тойнби. Избери жизнь. Диалог Арнольда Тойнби и Дайсаку Икеды. М., 2007. 448 с.
5. Мацковский М.С. Социология семьи: проблемы теории, методологии и методики. М., 1989. 342
с.
References:
1. Vishnevsky A.G. The role of historical knowledge in the explanation of the current demographic trends (exemplified by the metamorphosis of the family) // Problems of historical demography. Kiev, 1988. P. 26-34.
2. Garbuzov V.I. Raising a child: practical advice on parenting and the establishment of normal harmony in the family. M., 1997. 432 p.
3. Golod S.I. Family and marriage: historical and sociological analysis. SPb., 1998. 272.
4. Ikeda D.A. Toynbee. Choose a life. Dialogue of Arnold Toynbee and Daisaku Ikeda. M.,
2007. 448 p.
5. Matskovskii M.S. Sociology of the Family: Issues of theory, methodology and techniques. Moscow, 1989. 342 p.
б