Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ФОРМИРОВАНИЮ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ (рецензирована)'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ФОРМИРОВАНИЮ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ (рецензирована) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
творческий потенциал / младший школьник / профессиональная подготовка учителя / creative potential / a younger school student / vocational training of the teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Батчаев Осман Магометович

В статье рассматриваются основные подходы к проектированию и реализации общих и частных педагогических условий подготовки будущих учителей начальных классов к формированию творческого потенциала младших школьников; обозначены основные группы педагогических умений, которые тесно связаны с организаторскими, коммуникативными, конструктивными, гностическими, прогностическими и аналитическими умениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Батчаев Осман Магометович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF TRAINING FUTURE TEACHERS FOR THE FORMATION OF CREATIVE POTENTIAL OF JUNIOR SCHOOL STUDENTS IN TEACHING AND EDUCATIONAL PROCESS (reviewed)

The article considers main approaches to design and realization of general and private pedagogical conditions of training future elementary school teachers for the formation of creative potential of younger school students; the main groups of pedagogical abilities which are closely connected with organizing, communicative, constructive, Gnostic, predictive and analytical abilities have been designated.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ФОРМИРОВАНИЮ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ (рецензирована)»

УДК 377.1 ББК 74.4 Б-28

Батчаев Осман Магометович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогических технологий Карачаево-Черкесского государственного университета имени У.Д. Алиева, e-mail: [email protected]

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ФОРМИРОВАНИЮ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В

УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ (рецензирована)

В статье рассматриваются основные подходы к проектированию и реализации общих и частных педагогических условий подготовки будущих учителей начальных классов к формированию творческого потенциала младших школьников; обозначены основные группы педагогических умений, которые тесно связаны с организаторскими, коммуникативными, конструктивными, гностическими, прогностическими и аналитическими умениями.

Ключевые слова: творческий потенциал, младший школьник, профессиональная

подготовка учителя.

Batchayev Othman Magometovich, Candidate of Pedagogics, associate professor of the Department of Pedagogics and Pedagogical Technologies of Karachay-Cherkessia state university named after U.D. Aliyev, e-mail: [email protected]

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF TRAINING FUTURE TEACHERS FOR THE FORMATION OF CREATIVE POTENTIAL OF JUNIOR SCHOOL STUDENTS IN TEACHING AND EDUCATIONAL PROCESS

(reviewed)

The article considers main approaches to design and realization of general and private pedagogical conditions of training future elementary school teachers for the formation of creative potential of younger school students; the main groups of pedagogical abilities which are closely connected with organizing, communicative, constructive, Gnostic, predictive and analytical abilities have been designated.

Keywords: creative potential, a younger school student, vocational training of the teacher.

Формирование будущего учителя как специалиста и целостной личности предполагает создание общих условий, которые предопределяют эффективность подготовки педагогов к формированию творческого потенциала детей. Такие условия раскрываются в трудах таких ученых, как Кузьмина Н.В., Сластенин В.А. и др.

Среди общих условий, которые способствуют совершенствованию процесса подготовки учителя к формированию творческого потенциала детей, следует отметить такие как:

1. профессиональная ориентация;

2. организация учебного процесса в вузе на высоком уровне;

3. изучение педагогических дисциплин и на основе междисциплинарного подхода;

4. изучение дисциплин художественно-эстетического содержания;

5. формирование профессионального интереса к работе по формированию творческого потенциала младшего школьника.

Наряду с общими, необходимо создавать и частные условия подготовки будущих учителей к формированию творческого потенциала младшего школьника. Такие частные условия являются составляющими общих условий. Они оказывают влияние на качество подготовки будущих учителей к формированию творческого потенциала детей.

Среди них такие условия, как:

1. изучение будущими учителями педагогики и психологии творчества;

2. обозначение спектра умений, которые необходимы для формирования творческого потенциаладетей младшего школьного возраста;

3. подготовка к работе по организации процесса формирования творческого потенциала младшего школьника (как теоретическая, так и практическая);

4. последовательность в формировании у будущих педагогов умений, необходимымых для формирования творческого потенциала младших школьников.

Изучение будущими учителями педагогики и психологии творчества предполагает «раскрытие внутренних связей между учебными дисциплинами. В сущности, от этого зависит вся система и логика учебного процесса, этим определяется его научная направленность» [1, с. 49].

Между дисциплинами и их отдельными модулями по содержанию преподаватель должен выявить внутренние связи. Это касается, в частности, и дисциплин педагогического цикла. Выявление межпредметных связей в психологических и педагогических дисциплинах, а также установление связи со специальными и общекультурными блоками способствует повышению качества преподавания. В своих исследованиях Архангельский С.И. и Сластенин В.А. в своих исследованиях как один из факторов, способствующих формированию знаний и умений у студентов, считают взаимосвязь учебных дисциплин всех циклов. Отсутствие такой взаимосвязи не позволяет организовать преподавание педагогических дисциплин на высоком уровне. А именно изучение педагогики позволяет готовить будущих педагогов к формированию творческого потенциала младшего школьника наиболее эффективно.

Подготовка будущего педагога начальной школы должна осуществляться как в теоретическом, так и в практическом направлении. Для успешной организации педагогической практики следует соблюдать принципы системности и преемственности. Содержание педагогической практики должно усложняться на каждом следующем этапе. В формах учебной и воспитательной работы должна соблюдаться преемственность и непрерывность. Немаловажное значение имеет и грамотное педагогическое руководство.

Руководство педагогическим факультетом и его преподаватели должны отбирать в качестве баз педагогической практики такие образовательные учреждения, в которых имеются условия для эффективной работы по развитию творческого потенциала ребенка. Преподаватели должны оказывать соответствующую методическую поддержку педагогическим коллективам и руководству образовательных учреждений начального уровня.

Такая поддержка может выражаться в следующем:

- чтение лекций в рамках психолого-педагогических дисциплин на семинарах и курсах повышения квалификации;

- участие в работе методических объединений города;

- руководство методическими семинарами непосредственно в школах;

- изучение и распространение передового педагогического опыта.

Создание вышеперечисленных условий позволит успешно выполнить задачи, поставленные перед педагогической практикой.

Подготовку будущих учителей к формированию способности к творчеству у младших школьников на теоретическом и практическом уровне следует осуществлять в органической взаимосвязи, в развивающейся последовательно системе.

Только на основе базовых знаний, которые предусмотренны содержанием программам психолого-педагогических дисциплин, должны формироваться специальные знания, которые составляют часть системы целостной теоретической подготовки будущих учителей к формированию творческого потенциала ребенка.

Для этого необходимо включать соответствующий материал в содержание преподаваемых дисциплин; устанавливать систематическую связь между изучением теории и практикой организации процесса формирования творческого потенциала детей.

Учитывая необходимость распределения спектра практических умений, и их взаимосвязь с другими педагогическими умениями, следует выделить основные группы педагогических умений, которые тесно связаны организаторскими, коммуникативными, конструктивными, гностическими, прогностическими, аналитическими умениями.

Например, умения организовать социально-ценную коллективную творческую деятельность младших школьников взаимосвязаны с умениями организовать деятельность учащихся и свою, в том числе и по овладению педагогическим мастерством. Организаторская деятельность, в свою очередь, опирается на такое умение по формированию творческого потенциала личности, как умение стимулировать самостоятельность школьников и создавать эффективные условия для ее развития. Организаторские умения тесно взаимосвязаны со всеми педагогическими умениями. Формирование творческого потенциала младших школьников предполагает установление непосредственного контакта с ними, дружелюбных взаимоотношений между ними. Умение обеспечивать восприятие и осознание школьниками значения творчества и его проявления тесно связано с такими коммуникативными умениями, как умение строить педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися; сообщать информацию, доказывать, убеждать; умение осуществлять речевое, эмоциональное воздействие на школьников и др.

Умения создавать психологически благоприятный климат для творчества младших школьников связаны и с организаторскими, и с коммуникативными, и с прогностическими умениями будущих учителей: выявлять уровень развития детей и проектировать развитие личности в различных видах деятельности; предвидеть характер ответных реакций, поведения младших школьников на запланированную систему педагогических взаимодействий и воздействий, создавать ситуации успеха для каждого учащегося, а также с умениями устанавливать правильные взаимоотношения между младшими школьниками и их учителями.

Умения стимулировать развитие творческого мышления младших школьников также тесно взаимосвязаны и проявляются на фоне умения конструировать и прогнозировать результаты разнообразных видов педагогической деятельности, предвидеть возможные трудности и способы их преодоления, анализировать результаты деятельности, осуществлять педагогическую рефлексию. Они тесно взаимосвязаны связаны с гностическими, конструктивными и прогностическими умениями учителей.

Грамотная организация процесса подготовки студентов к формированию творческого потенциала младших школьников требует не только выявления перечня практических умений, но и ознакомления с ним студентов, поскольку, по справедливому замечанию В.А. Сластенина, "для управляемости и самоуправляемости процесса формирования специалиста необходимо, чтобы и студент, и преподаватель мысленно обращались к цели своей деятельности" [2, с. 27]. Для того, чтобы приблизить студентов к практической деятельности педагога необходимо введение программы по формированию педагогических умений и использование системы задач и заданий.

Еще одним частным условием эффективной подготовки студентов к формированию творческого потенциала младших школьников можно считать создание определенной последовательности и преемственности в вооружении студентов специальными практическими умениями как составной части их профессиональной подготовки.

Вышеназванные группы педагогических умений формируются у студентов на каждом этапе обучения. При этом меняется содержание умений и уровень их сформированности.

Формирование педагогических умений, рассмотренных в ходе исследования, составляет процесс, включающий в себя такие этапы, как:

1) осознание значимости педагогических умений в деятельности учителя;

2) знание компонентов системы педагогических умений, необходимых современному учителю;

3) знание способов овладения педагогическими умениями;

4) выполнение системы заданий, моделирующих умственные и практические действия, входящие в состав формируемых педагогических умений;

5) контроль и анализ уровня сформированности педагогических умений и корректировка дальнейшей работы.

Осуществляя формирование и развитие у студентов умений, мы исходили из важнейшего принципа отечественной психологии о единстве сознания, психики и деятельности [3].

Как известно, каждое педагогическое умение следует рассматривать как единство целенаправленных и взаимосвязанных действий, выполняемых в строго определенной последовательности. Грамотно сформированные умения основаны на знании способа действия.

Обеспечение единства теории и практики на всех этапах подготовки будущих учителей к формированию творческого потенциала младшего школьника является еще одним педагогическим условием эффективности этой деятельности. Разрабатывая методическую основу реализации этого условия мы опирались на то, что данная методика должна поддерживать на каждом этапе наиболее правильное соотношение выявленных общих и частных условий эффективной подготовки будущих учителей начальных классов к формированию творческого потенциала детей. Именно это делает методику подготовки будущих учителей к формированию творческого потенциала младшего школьника незаменимым компонентом общей и целостной методики профессиональной подготовки студента в педагогическом вузе.

Литература:

1. Зиновьев С.И. Учебный процесс в советской высшей школе. М., 1968. 514 с.

2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е. изд. М., 1977. 304 с.

3. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М., 1976. 158 с.

References:

1. Zinovyev S. I. Educational process in the Soviet higher school. M., 1968. 514 p.

2. Leontyev A.N. Activity. Consciousness. Personality. 2nd. ed. M, 1977. 304p.

3. Slastenin V.A. Formation of the identity of a Soviet school teacher in the course of vocational

training. M., 1976. 158p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.