УДК 378 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО БОРЬБЕ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ
Александр Николаевич Сивак, кандидат психологических наук, заместитель начальника института по научной работе Антон Евгеньевич Эрастов, соискатель,
Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России
Аннотация
В статье представлены результаты исследований по обоснованию педагогических условий, необходимых для повышения эффективности подготовки специальных подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. К числу основных из них авторы относят: комплексирование рукопашного боя с другими компонентами профессиональной деятельности; улучшение процесса тактико-специальной подготовки специальных подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков; повышение уровня психолого-педагогической подготовленности преподавательского состава учебных центров, к проведению занятий по рукопашному бою; постоянный поиск путей повышения мотивации специальных подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков к обучению; соблюдение последовательности этапов подготовки специальных подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков по рукопашному бою; подбор наиболее эффективных средств подготовки специальных подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков для действий по задержанию преступников; разработка методических указаний и рекомендаций по проведению комплексной тренировки с элементами рукопашного боя; формирование позитивных индивидуальных установок у сотрудников специальных подразделений, направленных на повышение уровня физической подготовленности и развитие навыков рукопашного боя.
В процессе педагогического эксперимента доказана высокая эффективность применения выявленных педагогических условий для подготовки специальных подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.
Ключевые слова: педагогические условия; подготовка; специальные подразделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, учебные центры.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.02.84.p124-127 PEDAGOGICAL CONDITIONS NECESSARY FOR INCREASE OF EFFICIENCY OF PREPARATION OF THE SPECIAL DIVISIONS ON STRUGGLE AGAINST DRUG TRAFFICKING
Alexander Nikolaevich Sivak, the candidate of psychological sciences,
Deputy Chief of institute on scientific work Anton Evgenevich Erastov, the competitor,
St.-Petersburg Military Institute of Internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Annotation
The article presents the results of researches on substantiation of the pedagogical conditions necessary for increase of efficiency of preparation of special divisions on struggle against drug trafficking. To the basic ones the author puts: unifying hand-to-hand fight with other components of professional work; improvement of process of tactical-special preparation of special divisions on struggle against drug trafficking; increase of level of psychology-pedagogical readiness of teaching stuff of the educational centers to hand-to-hand fight; constant search of ways for increase of motivation of special divisions in struggle against drug trafficking to training; observance of sequence of stages of preparation of special divisions on struggle against drug trafficking in hand-to-hand fight; selection of most effective means for preparation of special divisions on struggle against drug trafficking for actions on detention of criminals; working out of methodical instructions and recommendations on conducting the complex training with elements of hand-to-hand fight; formation of positive individual sets among the employees of the special divisions directed
on increase of level of physical readiness and development of skills of hand-to-hand fight.
In the course of pedagogical experiment the high efficiency of application of the revealed pedagogical conditions for preparation of special divisions on struggle against drug trafficking has been proved.
Keywords: pedagogical conditions, preparation, special divisions on struggle against drug trafficking, educational centers.
В настоящее время борьба с незаконным оборотом наркотиков в России является важнейшей задачей государства. Служебная деятельность личного состава специальных подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков предъявляет высокие требования к их профессиональной, физической и морально-психологической подготовленности. Особую значимость в профессиональной деятельности личного состава специальных подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, имеет готовность к преследованию и ведению рукопашных схваток при задержании правонарушителей [4]. В этой связи, по мнению С.М. Ашкинази [1,2], В.В. Брагина [4], А.Н. Блеера [3], одним из самых действенных средств профессиональной подготовки, формирующим у сотрудников специальных подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков уверенность в собственных силах, является тренировка в преодолении препятствий и рукопашному бою.
Служебная деятельность сотрудников специальных подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, отличается многообразием ситуаций. Анализ их показал, что наиболее типичные по трудности ситуации, требующие от сотрудника высокого уровня физической и огневой подготовленности, могут быть отражены в обобщенном виде в деятельности по системе «поиск - преследование - силовое задержание - огневое поражение нарушителей». Поэтому специальная физическая, психологическая и техникотактическая подготовка к противоборствам с применением боевых приемов борьбы в условиях, приближенных к реальным, является важнейшей стороной профессиональной подготовки специальных подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.
Целью физической и профессиональной подготовки сотрудников специальных подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, является формирование здоровых, физически развитых специалистов, обладающих необходимым объемом специальных знаний, технико-тактических умений по силовому задержанию преступников. Кроме того эти специалисты должны обладать необходимыми физическими и психологическими качествами, позволяющими успешно выполнять служебно-боевые и иные задачи. В процессе физической и профессиональной подготовки специальных подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, должен решаться широкий круг образовательных, воспитательных и других задач. Поэтому основными задачами подготовки специальных подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, являются следующие: воспитание высоких моральных, волевых качеств, общественной активности и верности служебному долгу; воспитание сознательного отношения к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом, как важному элементу здорового образа жизни и профессиональной подготовки; формирование и поддержание на необходимом уровне физических и специальных качеств; укрепление здоровья и всестороннее развитие организма, поддержание общей работоспособности; формирование специальных знаний, технико-тактических навыков рукопашного боя и психофизических качеств, обеспечивающих успешное выполнение задач в экстремальных ситуациях служебной деятельности по силовому задержанию преступников.
Решение этих задач может быть достигнуто только путем включения в процесс физической подготовки боевых единоборствах и их комплексирование с другими компонентами профессиональной деятельности. Однако, как свидетельствует практический опыт профессиональной деятельности сотрудников специальных подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, недостаточный уровень развития навыков рукопашного боя, физической, психологической и профессиональной подготовленности,
зачастую приводят к травмам и иногда к неоправданным потерям сотрудников, осуществляющих задержание преступников. Данное обстоятельство требует поиска новых более эффективных технологий их профессиональной подготовки, а также педагогических условий для их реализации. С этой целью обосновывались педагогические условия, необходимые для повышения эффективности процесса профессиональной подготовки специальных подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Для этого был проведен опрос 157 сотрудников специальных подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, имеющих большой практический опыт службы в этих подразделениях. Результаты опроса представлены в таблице.
Таблица
Педагогические условия, необходимые для повышения эффективности подготовки специальных подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (п=157)
Значимость (ранговое место) Педагогические условия Ранговый показатель, в %
1 Комплексирование рукопашного боя с другими компонентами профессиональной деятельности 20,3
2 Улучшение процесса тактико-специальной подготовки специальных подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков 18,5
3 Повышение уровня психолого-педагогической подготовленности преподавательского состава учебных центров к проведению занятий по рукопашному бою 15,3
4 Постоянный поиск путей повышения мотивации специальных подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков к обучению 13,4
5 Соблюдение последовательности этапов подготовки специальных подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков по рукопашному бою 11,6
6 Подбор наиболее эффективных средств подготовки специальных подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков для действий по задержанию преступников 9,7
7 Разработка методических указаний и рекомендаций по проведению комплексной тренировки с элементами рукопашного боя 6,5
8 Формирование позитивных индивидуальных установок у сотрудников специальных подразделений, направленных на повышение уровня физической подготовленности и развитие навыков рукопашного боя 4,7
Исследования показали, что эффективность процесса профессиональной подготовки специальных подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, главным образом, определяется повышением уровня психолого-педагогической подготовленности преподавательского состава учебных центров, улучшением тактикоспециальной подготовки специальных подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, комплексированием боевых единоборств, а также других компонентов их профессиональной деятельности.
Проверка эффективности, установленных педагогических условий, осуществлялась в ходе эксперимента. Для его проведения были привлечены два специальных подразделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков по 19 человек каждое. Сравнение основных показателей проводилось в течение 2010-2011 учебного года.
Организация педагогического эксперимента включала изучение исходного и конечного уровней профессиональной подготовленности испытуемых; проведение профессиональной подготовки в годичном цикле обучения в учебном центре, а также результаты эффективности профессиональных действий по задержанию преступников.
Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности применения в профессиональной подготовке специальных подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, выявленных педагогических условий. Средний
балл в конце эксперимента по профессиональной подготовке в экспериментальной группе (ЭГ) составил 4,37±0,11, а в контрольной группе (КГ) - 3,82±0,18. Наиболее существенные отличия у испытуемых ЭГ по сравнению с КГ наблюдались при отработке комплексного упражнения по задержанию преступников, с использованием преследования и приемов рукопашного боя.
ВЫВОД. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости реализации разработанных педагогических условий в практике профессиональной подготовки специальных подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ашкинази, С.М. Вопросы совершенствования содержательно-методических основ обучения военнослужащих по рукопашному бою в новых руководящих документах по физической подготовке / С.М. Ашкинази // Тез. докл. итог. науч. конф. Воен. ин-та физ. культуры за 1993 год. - СПб., 1994. - С. 42-44.
2. Ашкинази, С. М. Вопросы теории и практики рукопашного боя в Вооруженных Силах Российской Федерации : монография / С.М. Ашкинази ; под ред. проф. Марищука В .Л. - СПб. : [б. и.], 2001. - 241 с.
3. Блеер, А.Н. Методические основы формирования устойчивых двигательных навыков в прикладных видах спорта : учеб.-метод. пособие / А.Н. Блеер ; Воен. ин-т внутр. войск МВД. - СПб. : [б.и.], 2004. - 248 с.
4. Брагин, В.В. Методика проведения физической подготовки с элементами рукопашного боя для эффективных действий специальных подразделений МВД по борьбе с незаконным оборотом наркотиков / В. В. Брагин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 11 (45). - С. 14-17.
REFERENCES
1. Ashkinazi, S.M. (1994), "Question of perfection of is substantial-methodical bases of training of military men on hand-to-hand fight in new supervising documents on physical preparation", Result of scientific conference of Military Institute of Physical Culture, pp. 42-44.
2. Ashkinazi, S.M. (2001), Question of the theory and practice of hand-to-hand fight in Armed forces of the Russian Federation, St.-Petersburg, Russian Federation.
3. Bleer, A.N. (2004), Methodical of a basis offormation steady motor skills in applied sports, St.-Petersburg, Russian Federation.
4. Bragin, V.V. (2008), "The technique of realization of physical preparation with elements of hand-to-hand fight for effective actions of special divisions of the Ministry of Internal Affairs on struggle against the drug trafficking", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Les-gafta, No. 11 Vol. 45, pp. 14-17.
Контактная информация: sdd@mail.ru
УДК 372.2.01
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ: ВЕКТОРНОКОНТЕКСТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД Ирина Анатольевна Синицина, аспирант,
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы,
Анатолий Геннадьевич Маджуга, доктор психологических наук, доцент, Стерлитамакская государственная педагогическая академия (СГПА)
Аннотация
Одной из главных задач дошкольного образования является подготовка ребенка к следующей образовательной ступени. В этой связи авторами обосновывается необходимость организации