Педагогика
УДК 371.398
кандидат педагогических наук, доцент Терещенко Наталья Александровна
Академия архитектуры и искусств Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону); магистрант Щиповскова Инна Владимировна
Академия архитектуры и искусств Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону); магистрант Ламонова Татьяна Сергеевна
Академия архитектуры и искусств Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ НА
ПРИМЕРЕ НАРОДНОЙ КУКЛЫ
Аннотация. В статье обозначена проблема комплексного подхода творческих способностей младших школьников в процессе работы с народной куклой. Решение проблемы видится в разработке педагогических условий, максимально способствующих комплексному развитию творческих способностей детей. Авторы рассматривают современные подходы, методы, средства и технологии развития творческих способностей в процессе работы младших школьников с народной куклой. Делают вывод, что необходимо выявить дополнительные педагогические условия, позволяющие развивать у детей наиболее актуальные способности: воображение, интуицию, эмоционально-чувственное сопереживание, вербальную активность и творческую инициативу в работе с инновационными технологиями. Применяя мультипликацию как инновационный метод в процессе работы с народной куклой, у детей развивается познавательная сфера и повышается эффективность образования в целом. Многочисленные отечественные исследования, в основном в области применения комплексного обучения, направлены на изучение влияния анимации, на эффективность обучения детей в школе. Является важным связь декоративной работы с другими видами искусства, в том числе и мультипликацией. В связи с нововведениями, в образовательный процесс появилась необходимость включить игровой компонент в образовательную систему. Основной формой детской игровой анимацией является мультипликация, а итоговым продуктом -мультипликационный фильм с участием народной куклы. Авторы выдвигают предположение о том, что применение мультипликации в работе учащихся с народной куклой, как синтеза искусства и технологий, позволит педагогу развивать полный и наиболее востребованный набор творческих способностей.
Ключевые слова: мультипликация, комплексный подход, педагогические условия, творческие способности, народная кукла, инновационный подход, младшие школьники.
Annotation. The article identifies the problem of an integrated approach to the creative abilities of younger schoolchildren in the process of working with a folk doll. The solution to the problem is seen in the development of pedagogical conditions that maximize the comprehensive development of children's creative abilities. The authors consider modern approaches, methods, means and technologies for the development of creative abilities in the process of work of younger schoolchildren with a folk doll. It is concluded that it is necessary to identify additional pedagogical conditions that allow children to develop the most relevant abilities: imagination, intuition, emotional and sensual empathy, verbal activity and creative initiative in working with innovative technologies. Using animation as an innovative method in the process of working with a folk doll, children develop a cognitive sphere and increase the effectiveness of education in general. Numerous domestic studies, mainly in the field of integrated learning, are aimed at studying the impact of animation on the effectiveness of teaching children at school. It is important to link decorative work with other types of art, including animation. Due to the innovations in the educational process, it became necessary to include a game component in the educational system. The main form of children's game animation is animation, and the final product is an animated film with the participation of a folk doll. The authors suggest that the use of animation in the work of students with a folk doll, as a synthesis of art and technology, will allow the teacher to develop a full and most in-demand set of creative abilities.
Key words: animation, integrated approach, pedagogical conditions, creativity, folk doll, innovative approach, junior schoolchildren.
Введение. На сегодняшний день технологии мультипликации позволяют воспроизводить игру воображения с неодушевленными предметами, данный подход широко применяется в системе дополнительного образования. Мультипликация относится к одной из форм инновационных подходов в области педагогики, применяемая на внеурочных занятиях, его как метод комплексного подхода. Комбинация из технологии создания текстильной куклы с инновационными формами мультипликации, способствует интеграции видов театрального искусства, декоративно-прикладного искусства, живописи. Эффективность процесса работы с текстильной куклой можно определить количеством тех способностей, которые раскрываются и впоследствии развиваются у ребенка при изучении процессов работы с народной куклы и использования анимационных средств, для оживления персонажа. Значительную роль играют возможности анимации и мультипликации, которые выступают в качестве комплексного подхода, развивая воображение, фантазию и эмоциональное удовлетворение при оживлении персонажа. Мультипликация близка ребенку, она вызывает большой интерес уже на начальном этапе изготовления кукол, находясь в предвкушении того, что персонаж будет наделен определенным характером и проявит себя во время съемки и далее в процессе монтажа оживет. Инновационный феномен мультипликации богат и разнообразен по тематике, характеру исполнения, что дает больше пространства для творчества.
Изложение основного материала статьи. На первом этапе исследования был определен тезаурус исследования, в который вошли следующие основные понятия: педагогические условия, способности, развитие, мультипликация, комплексный подход.
Первое понятие «педагогические условия», мы определяем как «совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, влияющих положительно или отрицательно на ее функционирование». Данное определение взято нами из педагогического словаря [6, С. 157].
Ставя перед собой задачу, наиболее широко осветить структуру творческих способностей, необходимо обратиться к определению понятия «способности». «Способности - это индивидуально выраженные возможности к осуществлению той или иной продуктивной деятельности. Они включают в себя как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению новым способам и приёмам деятельности» [6, С. 221]. Способности можно разделить на общие, к которым можно отнести умение фантазировать, импровизировано действовать в различных ситуациях. Они могут говорить о том, что ребенок готов к успешной деятельности. И специальные, которые связаны с конкретной деятельностью, где важное значение имеют врожденные задатки к музыке, литературе, изобразительной деятельности. Рассматривая ряд имеющихся
навыков, умений, с учетом возрастных характеристик, позволяет ребенку достаточно хорошо проявить свою художественную способность.
Словарь Ожегова С.И. гласит, что развитие - это процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему [5, С. 1002].
Четвертое понятие «мультипликация», которое мы определяем как «Киносъёмка рисунков или кукол, изображающих отдельные моменты движения, а также фильм, полученный такой съёмкой». Данное определение выписано из словаря Ожегова С.И. [5, С. 565].
Далее мы рассматриваем определение комплексной системы обучения, как способу построения содержания образования и организации процесса обучения на основе единого связующего стержня (для примера можно рассмотреть область детских склонностей, его интересов, или проявление интереса к жизненным явлениям и т.д.), что отражено в педагогическом словаре [6, С. 80].
Объектом данного исследования является процесс обучения мультипликации на примере народной куклы, который изучался на предмет комплексного подхода развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
Актуальность в данном случае обусловлена несколькими обстоятельствами.
Во-первых, изучая проблематику представленной статьи вместе с современной экономической и политической ситуацией в мире и в стране, видно, что на этапе развития современного общества отмечен рост общенационального самосознания, стремление познать традиционную культуру своего народа, необходимость освоения инновационных технологий.
Второе, решение обозначенной в исследовании проблемы, имеет большое значение для успешного образования в нашей стране, поскольку организация обязательных педагогических условий на занятиях мультипликацией на примере текстильной куклы помогают развить творческие способности у детей. Умение экспериментировать, воображать, является богатым чувственным навыком, ребенок учится комбинировать и синтезировать.
В третьих, изучение заявленной темы крайне востребовано художественным, филологическим, учебным, университетским способом обучения, воспитания, развития, саморазвития. Обосновывается это, первоначально тем, что мы ищем наиболее результативные способы и средства которые необходимы для успешного развития ребенка в школе, умение иметь представление о себе в различных ситуациях в культурном пространстве общества. Поэтому, для обогащения внутреннего мира ребенка, необходимо создать педагогические условия для изучения специфики мультипликации на примере народной тряпичной игрушки.
В четвертых, для нас, как авторов данной статьи, проблематика обозначенного исследования представляется необходимой, учитывая то, что комплексный подход при обучении младших школьников мультипликации может послужить выполнению творческого продукта в совокупности технических и творческих средств, стремления к формированию любознательности, к выявлению своего потенциала, а также к новизне. Необходимо отметить, что мультипликационные фильмы охватывают практически все сферы жизни человека.
На втором этапе исследования были изучены:
- Федеральный закон от 06.01.1999 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О народных художественных промыслах", Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области народных художественных промыслов на территории Российской Федерации. Участниками указанных отношений являются граждане и юридические лица любых организационно-правовых форм и форм собственности [8];
- монография (Воропаев М.В. Москва 2021г.) на тему "Психолого-педагогический потенциал мультипликации в современном образовании" [2]. Анализ работы показал, что опыт использования мультипликации в образовательном процессе, как в нашей стране, так и за рубежом достаточно велик. В монографии были определены средства, технологии мультипликации. Авторами предложена концепция проектирования и реализации средств мультипликации в системе образования, даны методические рекомендации для использования ее на практике обучения детей в школе. Между тем, в исследуемой работе были не до конца раскрыты педагогические условия при обучении мультипликации. Так же не был раскрыт национальный компонент, определяющий приобщение нового поколения к народной культуре;
- диссертация (Петрова М.А. Чебоксары. 2001 г.) "Формирование эстетической культуры младших школьников в процессе художественно-творческой деятельности с куклами" [7]. При анализе диссертации видно, что представленный алгоритм исследования позволил решить проблему эффективности педагогических условий при развитии творческого потенциала учащихся, где единой методологической основой работы явились идеи о повышении мотивации и более высоких результатов в творческой активности посредством работы с куклами. В исследуемой диссертации был недостаточно раскрыт вопрос взаимосвязи аспектов духовного воспитания, трудового и нравственного аспектов воспитания детей младшего школьного возраста.
Анализ статьи "Кукла как предмет культуры: к постановке проблемы" Мишиной М.А. показал, что при использовании национального компонента, который способствует глубокому осмыслению явлений и событий, пониманию их образного воплощения в народном фольклоре, учит детей анализу и синтезу, навыкам создания художественных средств выразительности и умения оценивать культурные ценности. По данной проблеме были не достаточно исследованы инновационные подходы и средства прививание интереса детей к культурным традициям и приобщение к общечеловеческим ценностям [4].
Отечественные исследователи и искусствоведы отмечают большое значение в воспитании и образовании занятий декоративно-прикладным искусством, которые основаны на народном творчестве (Н.А. Горяева, В.С. Кузин, Т.Я. Шпикалова, Дайн, Г.Л. и другие). Ученые утверждают, что занятия по изготовлению самодельной куклы берут на себя функцию, направленную на духовно-нравственное воспитание, положительно влияет на психическое состояние ребенка, является базой для изучения традиций. Значимость комплексного подхода состоит в усовершенствовании инновационных подходов, создание комфортной среды на занятиях, что играет значительную роль рукотворных кукол в развитии личности ребенка и его эмоциональной сферы [3, С. 119]. Еще в 1920-у гг. этой идее следовали А.В. Бакушинский, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, Л.С. Выготский. В 1960-1980 годах вопросы комплексного взаимодействия искусств исследовали в Институте художественного воспитания.
Анализ опыта практиков Т.Я. Шпикаловой, Б.П. Юсова, показал, что труды представляют собой интегрированный курс таких дисциплин, как декоративно-прикладное искусство, изобразительное искусство, комплексное обучение. По словам Б.П. Юсова, это форма приобщения к искусству, которая позволит детям понять истоки разных видов художественной культуры и приобрести базовое понимание и навыки из области каждого вида искусства [1]. Ценность курса состоит из эмоциональной вовлеченности учащегося развития разного уровня художественных способностей и умственного развития в рукотворный процесс, опираясь на свой зрительный опыт. При знакомстве с процессом, формируется визуальное мышление, креативность, соединяя эти компоненты, ребенок развивает умения выражать свои мысли и чувства. В пособии
для учителей Шпикаловой Т.Я. учитывается тесная связь интеграции всех видов искусств. Курс направлен на эффективное стимулирования интеллектуального и творческого потенциала личности ребенка, что способствует изменению организации творческой работы, влияющих на творческий процесс [9, С. 10]. В трудах практики уделили большое значение игре на занятиях, но не было применено инновационных связей между традиционными техническими приемами изготовления народной куклы и художественной фантазией мультипликации. По причине нововведений, цифровизации, появилась необходимость включить в методические приемы средства, на основе игровых компонентов используя изучение мультипликации, применяя народную куклу. Эти приемы способствуют личностному росту ребенка, повышению творческому мышлению, умению работать не только по образцу, но и создавать свои неповторимые образы.
Опираясь на анализы трудов, статей, диссертаций ученых, удалось решить ряд проблем при обучении мультипликации, повысить у учащихся мотивацию к изучению народной текстильной куклы. Обращаясь к словарям и научной литературе, смогли сформировать понятия, которые необходимы для формирования педагогических условий и средств, для приобщения детей к преобразованию и совершенствованию своих знаний. Рукотворный процесс создания анимационных произведений одновременно сложный и интересный. Он включает в себя не только трудовое воспитание учащихся, но и развитие в духовном направлении, формировании ряда навыков и умений. Современные технологии развиваются достаточно стремительно, поэтому необходимо применять средства инновационных технологий для возрождения культурного пласта в нашей стране. С помощью мультипликации можно ненавязчиво рассказать об истории, о многообразии нашего мира, добре, научиться чувствовать различные материалы и умение работать с ними.
Подводя итог проведенному анализу, было выявлено противоречие.
На первый взгляд, система занятий по мультипликации, где основная цель развить в комплексе личностные способности и индивидуально-психологические, которые влияют на разные виды творческой деятельности. С другой стороны обеспечение комплексного развития у детей способностей напрямую зависит от системы образовательного процесса в современной школе. Выявленное противоречие позволило сформулировать проблематику исследования: «Какие педагогические условия обеспечат комплексное развитие творческих способностей младших школьников при обучении мультипликации на примере народной куклы?» Исходя из существующей проблемы, можно гипотетически предположить, что решить возможности педагогических условий направленных на развитие творческих способностей детей при обучении мультипликации можно, если: создать мотивационную среду средствами мультипликации; сформировать ситуацию успеха при изучении приемов и технологии мультипликации; выявить педагогическую ценность при использовании инновационных приемов на примере оживления народной куклы средствами анимации; совместить формы занятий анимационной деятельностью применяя как коллективную, так и индивидуальную работу.
Для проверки или опровержения гипотезы была поставлена следующая цель: выявить и опытным путем апробировать влияние педагогических условий на обучение учащихся младшего школьного возраста мультипликации используя комплексный подход на материалах народной куклы.
Гипотеза: если в процессе обучения технологиям мультипликации используется материал народной куклы, это обеспечит комплексный подход творческих способностей учащихся младшего школьного возраста, тогда в качестве педагогических условий выступит:
- использование средств создания мультипликационных фильмов с участием рукотворной куклы;
- синтез инновационных способов структурированной работы с участием рукотворной куклы.
Изучив достаточно большой пласт литературы, были проанализированы труды разных авторов, статьи, монографии, установлены приемы работы при обучении мультипликации, выявлена значимая педагогическая идея комплексного подхода при обучении мультипликации. Применимый инновационный метод мультипликации позволяет создать комплексный, развивающий процесс с разным уровнем способностей у детей. В результате применения принципа новизны, включая в технологию мультипликации рукотворную куклу, были выявлены педагогические условия, при которых творческое сотрудничество в системе дополнительного образования привела к результату развития способностей на занятиях. Преподавание мультипликации в системе дополнительного образования, учащиеся проявили интерес к техническому процессу оживления куклы, что послужило мотивацией для изучения народного фольклора. Сочетание анимационного продукта и реальных эмоций ребенка, воздействует на психологию ребенка, вызывает чувство радости от погружения в творческую среду через нововведения. Значимой целью современной школы является сопровождение образовательной системы новыми подходами и методами, при которых процесс основывается на интегрированном взаимодействии с разными составляющими творчества.
Выводы. Оживляя персонаж средствами мультипликации, ребенок часто рассказывает о поведении своего героя, о его поступках. Он не только учится озвучивать созданных своими руками кукол, но и растет морально, учится расставлять значимые, правильные приоритеты, основываясь на духовно-нравственные, универсальные ценности. Мультипликационное искусство является по своей структуре и содержанию комплексным видом творчества, применяя который, у ребенка развиваются сенсомоторные качества, восприятие цвета и пропорций, легко усваиваются приемы других видов деятельности.
Подводя итог, можно наблюдать, что обучение мультипликации может обеспечить ряд умственных способностей, позволит решить проблемы с коммуникативными навыками, устранив которые, ребенок пробует себя в роли сценариста, актера, народного умельца. Работа над созданием мультфильмов с участием народной куклы, позволяет расширить у детей кругозор, развить способности, воспитать духовные, личностные качества у ребенка. Совместная творческая работа ребенка и педагога помогает, достичь общих результатов создавая неповторимый продукт. Необходимо отметить, что в процессе создания анимационного продукта, зритель видит рукотворный предмет детского творчества, который оживает средствами мультипликации. В ходе реализации эффективных педагогических условий на занятиях, применяя в комплексе традиционную технологию выполнения народной куклы и мультипликацию, совместным творческим продуктом ребенка и педагога становится живой, интересный, мультипликационный фильм.
Литература:
1. Виды искусства и их взаимодействие: Пособие для учителя / [Б.П. Юсов, Е.П. Кабкова, Л.Н. Мун и др.]; под ред. Е.П. Кабкова, Л.Н. Мун. - Москва: ИХО РАО, 2001. - 211 с.
2. Воропаев, М.В. Психолого-педагогический потенциал мультипликации в современном образовании: монография / М.В. Воропаев, А.П. Каитов. [и др.]; Известия института педагогики и психологии образования. - Москва: Известия ИППО, 2021. - С. 33-37
3. Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология / М.Б. Дайн. - М.: Культура и традиции, 2007. - С. 119.
4. Мишина, М.А. Кукла как предмет культуры: к постановке проблемы / М.А. Мишина // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2009. - №4. - С. 109-113
5. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - Москва: Российская АН, Ин-т рус. яз., Российский фонд культуры. - 1994. - 1442 с.
6. Педагогический энциклопедический словарь / [Б.М. Бим-Бад и др.]; гл. ред. редкол. Б.М. Бим-Бад. - Москва: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 527 с.
7. Петрова, М.А. Формирование эстетической культуры младших школьников в процессе художественно-творческой деятельности с куклами: диссертация... канд. пед. наук. 13.00.01 / Петрова Марина Авенировна. - Чебоксары, 2001. - 268 с.
8. Российская Федерация. Законы. О народных художественных промыслах: Федеральный закон N 7-ФЗ [Принят Государственной Думой 9 декабря 1998 г.: одобрен Советом Федерации 24 декабря 1998 г.]. - Москва; Кодекс, 2017. - 9 с.
9. Шпикалова, Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования / Т.Я. Шпикалова. - Москва: "Просвещение", 1979. - 10 с.
Педагогика
УДК 37.06
доцент кафедры дошкольного образования, старший преподаватель кафедры психолого-педагогического образования Третьяков Андрей Леонидович
Московский государственный областной педагогический университет (г. Москва);
Московский психолого-социальный университет (г. Москва);
директор, старший преподаватель Петровский Александр Михайлович
Нижегородский государственный технический университет
имени Р.Е. Алексеева (г. Нижний Новгород);
Дзержинский политехнический институт (г. Дзержинск);
магистрант Баланова Софья Александровна
Нижегородский государственный технический университет
имени Р.Е. Алексеева (г. Нижний Новгород);
Дзержинский политехнический институт (г. Дзержинск)
РАЗВИТИЕ НЕФОРМАЛЬНЫХ ПРАКТИК В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Закономерности развития мирового сообщества определяют потребность в формировании у людей способности адаптироваться к динамике перемен в окружающем мире. Актуален вопрос поиска инструментов самореализации личности, мотивации к самообучению, повышению профессиональных компетенций Неформальные практики в образовательной сфере являются свободным пространством, реагирующим на запросы современного общества.Цель статьи: выделить основные положенияв развитии неформальных практик в сфере образования, раскрыть роль использования неформальных практик в формировании профессиональных навыков обучающихся. К неформальным практикам относятся практики, которые могут реализовываться вне государственных институций и не нуждаются в стандартизациях своих результатов.Методология:в процессе исследования был проведен анализ зарубежного опыта использования неформальных практик в сфере образования. Среди обучающихся был проведен опрос по методике Дельфи, направленный на выявление востребованных неформальных практик. В качестве выбора были представлены неформальные практики DIY-образование, Школа ТРИЗобретателя, Тренинг «Диалог культур», DigitalStorytelling, «Бизнес-класс». Результаты: Неформальные практики в сфере образования используются для профессионального развития обучающихся. Новые механизмы обучения способствуют опережающему обучению, создают условия для возможности стать субъектом целостного пространства непрерывного образования. Выступая «экспериментальными площадками» для современных решений, данные практики становятся источниками инновационных педагогических технологий, форматов и подходов, которые в будущем могут быть интегрированы в общепринятую систему преподавания.
Ключевые слова: высшее образование, онлайн-обучение, игры, неформальное обучение, совместное обучение, мобильность.
Annotation. The patterns of development of the world community determine the need for people to develop the ability to adapt to the dynamics of changes in the world around them. The issue of searching for tools for personal self-realization, motivation for self-study, and professional competence improvement is relevant. Informal practices in the educational sphere are a free space that responds to the demands of modern society. The purpose of the article is to highlight the main provisions in the development of informal practices in the field of education, to reveal the role of the use of informal practices in the formation of professional skills of students. Informal practices include practices that can be implemented outside of state institutions and do not need to standardize their results. Methodology: in the course of the research, the analysis of foreign experience in the use of informal practices in the field of education was carried out. A survey was conducted among the students using the Delphi methodology, aimed at identifying popular informal practices. Informal DIY practices were presented as a choice-education, the School of the Entrepreneur, the Training "Dialogue of Cultures", Digital Storytelling, "Business Class". Results: Informal practices in the field of education are used for the professional development of students. New learning mechanisms promote advanced learning, create conditions for the opportunity to become a subject of a holistic space of continuing education. Acting as "experimental platforms" for modern solutions, these practices become sources of innovative pedagogical technologies, formats and approaches that can be integrated into the generally accepted teaching system in the future.
Key words: higher education, online learning, games, informal learning, co-education, mobility.
Введение. На сегодняшний день важным направлением развития общества и его социальных институтов является совершенствование образовательной сферы. Особое внимание уделяется проблемам понимания формальных и неформальных практик в системе образования. Высокий интерес к данной проблеме связан с тенденциями международной образовательной политики. Тенденция опережающего обучения определяет готовность людей к производственным и общественным инновациям, реализующихся в соответствии с функциями образования [10, C. 129]. Приоритетной функцией современной системы образования является создание благоприятных условий для развития самостоятельной, творческой личности. Закономерности развития мирового сообщества определяют потребность в формировании у людей способности адаптироваться к динамике перемен в окружающем мире. Актуален вопрос поиска инструментов самореализации личности, мотивации к самообучению, повышения профессиональных компетенций [4, C. 102].
Согласно определению ЮНЕСКО, формальное образование представляет собой результат образовательной деятельности, в процессе которой достигаются образовательные цели и результаты, оказывается поддержка педагогов. По