УДК 378.385:004 ББК 44481.245.3
Козлова Анастасия Викторовна
аспирант
кафедра информационных технологий Российский государственный профессионально-педагогический университет г. Екатеринбург Kozlova Anastasiya Viktorovna Applicant for a Degree Chair of Information Technologies Russian State Professional Pedagogical University Yekaterinburg
Педагогические условия использования web 2.0-технологий в организации самостоятельной работы студентов Pedagogical Conditions of Web 2.0-Technologies Using in the Students’ SelfStudy Organization
В статье рассматриваются возможности использования web 2.0-технологий в организации самостоятельной работы студентов. Раскрывается сущность педагогических условий, влияющих на эффективность организации самостоятельной работы студентов.
The article considers the possibility of web 2.0-technologies using in the students’ self-study organization. The essence of pedagogical conditions that influence the effectiveness of the students’ self-study organization are revealed.
Ключевые слова: web 2.0-технологии; педагогические условия;
самостоятельная работа студентов.
Key words: web 2.0-technology, pedagogical conditions, students’ self-study.
Информация и знания на сегодняшний день становятся одним из стратегических ресурсов государства, главными продуктами производства общества. Количество их неумолимо растёт, грамотное использование даёт огромные возможности. В соответствии с определённой в «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» целью формирования и развития информационного общества, государственная программа рассматривается как платформа для решения таких задач, как модернизация экономики и общественных отношений, обеспечение конституционных прав граждан, высвобождения ресурсов для личностного развития [4].
Одним из важных инструментов информационного интеллектуального пространства служит всемирная сеть Интернет, предоставляющая широкие возможности для организации самостоятельной работы студентов (СРС).
Существенный сдвиг в развитии Интернет произошёл с появлением группы сервисов, основанных на активном участии пользователей в формировании контента. Основное внимание здесь уделяется организации взаимодействия между пользователями сервиса в виде публичного обмена информационными ресурсами (текстовыми сообщениями, фотографиями, видеофрагментами и др.), взаимного оценивания и маркировки содержания. Эти сервисы получили название «социальных сервисов» и составили основу современной концепции развития сети Интернет, которая получила название web 2.0 [8]. Исследования учёных, направленных на изучение возможностей использования web 2.0 выявляют их высокий потенциал в организации СРС, однако в вузах этот потенциал не используется достаточно активно. На наш взгляд причиной этому является отсутствие условий, определяющих технологию организации СРС средствами web 2.0-технологий (web 2.0).
Актуальность данного исследования определяется рядом противоречий между растущими требованиями к организации СРС и низким уровнем её реализации с помощью web 2.0; между необходимостью самореализации личности студента средствами web 2.0 и недостаточной теоретической и практической разработанностью проблемы их эффективного использования; между увеличением числа средств, разработанных на основе web 2.0 и отсутствием совокупности педагогических условий и методик их использования в организации СРС.
С технической точки зрения web 2.0 это - новые протоколы, языки и стандарты. С педагогической точки зрения это - «паутина сотрудничества и соучастия». Сегодня во всем мире активно идёт разработка принципов построения учебной среды, в которой ученики могут принимать активное участие в создании сетевого контента. Системная модель учебного сообщества развивается в последние годы Сименсом и Доунсом. Эти авторы полагают, что обучение это процесс создания сети, в которую вплетаются люди, организации, библиотеки, веб-сайты, книги, журналы, базы данных, или любой другой источник информации [8].
Классификация web 2.0 (по Е.Д. Патаркину), которые имеют
практическое применение в образовании:
1. Совместный поиск информации (поисковые системы, например, www.google.com).
2. Совместное хранение закладок (аналогично идеи закладок в «Избранном» браузера, но социальные закладки хранятся не на компьютере пользователя, а в сети Интернет, например, http://bobrdobr.ru).
3. Совместное хранение медиафайлов (сайты, позволяющие загружать и просматривать фото и видео в браузере, например, http://www.teachertube.com).
4. Создание и редактирование документов (онлайн-офис доступный с любого компьютера, имеющего подключение к Интернет, например, http://docs.google.com).
5. Блоги (сайты, основным содержимым которых являются регулярно добавляемые авторские записи, например, http://www.liveiournal.com).
6. ВикиВики (сайты, структуру и содержимое которых пользователи могут изменять сообща, например, http://ru.wikipedia.org).
7. Диаграмма связей (способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем, например, http://www.mindmeister.com).
8. Социальные сети (сайты, предназначенные для выстраивания
сообществ, объединённых какой-либо деятельностью, например,
http://www.facebook.com).
9. Мэшапы (web-приложения, объединяющие данные из нескольких
источников в один интегрированный инструмент, например,
http://wikimapia.org).
10. Общение в 3D (возможность общения в трёхмерной реальности, например, http://secondlife.com) [8].
За счет наглядного представления учебного материала и усиления его эмоциональной составляющей, использование web 2.0 в организации самостоятельной работы (СР) повысит мотивацию студентов к изучению той или иной проблемы.
Проникновение информационных технологий (ИТ) во все сферы жизни общества, необходимость для большинства населения самостоятельно повышать свою квалификацию, осваивать новые виды деятельности на
протяжении всей жизни усилили внимание к организации СРС. Ведь неслучайно в информационном обществе основной целью образования является самореализация личности, умение использовать различные источники информации, умения самостоятельно учиться.
И.С. Кон говорит, что самореализация проявляется через труд, работу и общение. П.Г. Щедровицкий отмечает, что «смысл самоопределения - в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность» [5].
В психолого-педагогической практике самостоятельность связывается с умением личности ставить перед собой цели и определять направление своей деятельности для их достижения. Цель должна быть поставлена сознательно с полной ответственностью и определять результат деятельности. Для достижения цели субъект должен быть инициативным, уметь действовать не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений.
Воспитание самостоятельности у студентов осуществляется в ходе образовательной деятельности, где задача усвоения новых знаний определяется не как цель, а как средство преобразования познавательной активности студентов в познавательную и личностную самостоятельность. Важным представляется воспитать у личности стремление к постоянному совершенствованию своих знаний, а также умение самостоятельно совершать познание и его организовать.
П.И. Пидкасистый понимал самостоятельную работу (СР) как дидактическое явление, которое представляет собой, с одной стороны, учебное задание, т.е. то, что должен выполнить ученик, объект его деятельности, с другой - форму проявления соответствующей деятельности [11].
С.И. Архангельским понятие «СР» трактуется как самостоятельный поиск необходимой информации, приобретение знаний, использование этих знаний для решения учебных, научных и профессиональных задач [2].
А.Г. Молибог определяет СР как деятельность, складывающаяся из многих элементов: творческого восприятия и осмысления учебного материла в
ходе лекции, подготовки к занятиям, экзаменам, зачётам, выполнения курсовых и дипломных работ [6].
Большое значение организации самостоятельной работе студентов (СРС) также придают Л.Г. Вяткин, Е.Я. Голант, К.В. Гриднева, Б.П. Есипов, И.Р. Ильясов, Р.Б. Срода, И.В. Харитонова, Н.И. Чиканцева и др.
Опираясь на анализ рассмотренных определений, СР определим как организованную и управляемую форму процесса обучения, обеспечивающую необходимую базу для дальнейшего самообразования, развития способности использовать полученные знания для решения реальных производственных проблем.
Целями СРС в рамках данного исследования будем считать: развитие познавательных способностей, самостоятельности, ответственности, организованности; формирование способностей к саморазвитию, самореализации; развитие навыков работы в команде; формирование способностей разрабатывать и управлять проектами.
П.И. Пидкасистый пишет, что организация учебного процесса «... требует такого построения обучения, при котором развивается активность, самостоятельность обучаемого, постепенное превращение его из объекта педагогического воздействия в субъекта осуществляемой учебной деятельности». Такой подход возможен, если правильно строятся взаимоотношения учителя и ученика, в ходе развития которого активные функции постепенно передаются обучаемому. Формирование самостоятельности в учебной деятельности является предпосылкой проявления данного качества в других видах деятельности, не только в тех, в которые ученик включается в настоящее время, но и тех, которые ему предстоят в будущем [11].
Условия информационного общества требуют от специалистов любого профиля умения полноценно использовать новые ИТ, компьютерные сети и телекоммуникации в профессиональной деятельности. Преподаватель, соответственно, должен выступать не как интерпретатор знания, а как координатор познавательного процесса, в функции которого входят
корректировка учебного процесса, консультирование студентов. Ему необходимо создать такие внешние условия и факторы воздействия, которые развивают не только необходимые навыки, но также и соответствующее внутреннее состояние обучаемого, его интеллектуальную, эмоциональную и психическую готовность.
Анализ изложенной ранее проблемы требует системного подхода к её решению, который заключается в выявлении совокупности педагогических условий.
Сластенин В. А. под педагогическими условиями подразумевает совокупность мер учебно-образовательного процесса, обеспечивающих необходимый уровень развития искомой категории личности обучаемого; педагогические условия - это обстоятельства, способствующие достижению или, напротив, тормозящие её достижения в образовательном процессе [13].
В.И. Андреев, А.Я. Найн, Н.М. Яковлева и др. определяют педагогические условия как совокупность объективных возможностей, содержания, форм, методов и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных в педагогике задач. При этом к ним относят только те условия, которые сознательно создаются в педагогическом процессе. В соответствии с этим определением к педагогическим условиям можно отнести те условия, которые сознательно создаются в обучающем процессе и которые должны обеспечивать наиболее эффективное протекание этого процесса [3, 7, 14].
В ходе теоретического анализа различных источников нами выявлена совокупность рассмотренных ранее педагогических условий организации СРС, но необеспечивающих решение поставленной нами проблемы. Соответственно, нами были выявлены те педагогические условия, от которых зависит решение проблемы использования web 2.0 в организации СРС:
• повышение эффективности организации СРС посредством использования web 2.0;
• воспитание у личности студента умения самостоятельно совершать познание и организовывать его;
• удовлетворение потребностей личности студента в самореализации с помощью проблемных методов обучения;
• построение индивидуальной образовательной траектории;
• обеспечение студентов необходимыми методическими материалами, в том числе и разработанных с помощью web 2.0;
• реализация возможности контролировать выполнение СР не только со стороны преподавателя, но со стороны сокурсников, а также самоконтроль.
Web 2.0 открывают перед образовательной практикой широкие возможности: использование свободных электронных ресурсов в учебных целях; самостоятельное создание сетевого контента; межличностные взаимодействия образовательного процесса. Разработка методики использования социальных сервисов в образовании рассматривается сегодня как комплексная междисциплинарная проблема. Анализ публикаций и зарубежной практики последних лет показал, что web 2.0 способствует наиболее полному решению проблем оптимизации СРС в силу таких дидактических свойств как простота использования и доступность, эффективность организации информационного пространства, интерактивность и мультимедийность, надёжность и безопасность.
К дидактическим принципам организации СРС отнесём: принцип
систематичности; принцип индивидуализации СР (учёт способностей, интересов и профессиональных навыков студента); принцип доступности (соответствие объёма и сложности учебного материала реальным возможностям студента); принцип наглядности; принцип межпредметности.
Live@edu - передовое решение от Microsoft, обеспечивающее преподавателей и студентов единой средой для коммуникаций и обмена информацией на базе сервисов Windows Live. Позволяет одновременно использовать преимущества всех сервисов Windows Live и обеспечивать эффективную и насыщенную среду для обучения студентов [12]. С его помощью можно реализовать:
1. Информационное обеспечение процесса: организация почтового
взаимодействия, групповой рассылки, создание «библиотеки» материалов,
оповещение об изменениях, обмен мгновенными сообщениями, проведение опросов.
2. Совместное планирование времени: консолидация графиков работ, публикация календаря, распределение доступа к календарю, трансляция электронного календаря.
3. Проведение аудио- и видеоконференций: получение и рецензирование работ, организация управляемых обсуждений по теме, распределение тем докладов.
С помощью инструмента для создания карт знаний Mindjet MindManager удобно выполнять задания аналитического характера. Его возможности позволяют создавать диаграммы типа интеллект-карт, структурировать идеи, упорядочивать информацию. Построенный по такому принципу план деятельности может усложняться и модифицироваться на протяжении всего периода выполнения задачи.
Форматирование текстового учебно-методического материала можно осуществить с помощью MS Office Word 2010, используя такие его возможности как применение экспресс-стилей оформления текстов, сопровождение текста рисунками, работа с таблицами. Визуализация материалов осуществляется с помощью MS Office PowerPoint 2010, основной функцией которого является создание презентаций, с возможностью вставки рисунков, таблиц, диаграмм, использования элементов SmartArt. Для обеспечения совместного создания и редактирования текстовых материалов и презентаций можно использовать онлайн-офис http://docs.google.com.
Для организации коллективной работы студентов в рамках выполняемых работ, создания записей с обсуждением возникающих вопросов, публикации различного рода уведомлений можно использовать блоги (разновидность вебсайта, основное содержание которого регулярно добавляемые записи, изображения или другая информация). Сервис LiveSpaces является сервисом размещения блогов. Для создания и управления записями в блогах Microsoft Live Spaces было специально разработано приложение Windows Live Writer.
Сервис Windows Live Messenger реализует обеспечение эффективных коммуникаций в среде совместной работы: организация почтового
взаимодействия, групповой рассылки, обмен мгновенными сообщениями, проведение опросов.
Итак, резюмируя вышесказанное, можно отметить, что эффективность организации СРС с использованием web 2.0, обеспечивается реализацией комплекса педагогических условий, который выявлен нами в рамках данного исследования.
Библиографический список
1. Арабаджи А. А. Педагогические условия развития мотивации у старшеклассников средствами информационно-коммуникационных технологий [Текст] / А.А. Арабаджи // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2011. - № 4. - С. 16-24.
2. Архангельский С.И. Методологические разработки по курсу педагогики и психологии высшей школы для слушателей ФПК [Текст] / С.И. Архангельский. - М., 1990.
3. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. пособие [Текст] / А.А. Вербицкий. - М.: Высш. школа, 2008. - 207 с.
4. Государственная программа «Информационное общество 2011-2018 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.infosovet.ru/files/Schegolev 2010-04-16.pdf/
5. Моисеева, М.В. Развитие профессиональной компетенции в области ИКТ [Текст] / М.В. Моисеева, В.К. Степанов, Е.Д. Патаракин, А.Д. Ишков, Д.Н. Тупицин. - М.: Изд. дом «Обучение-Сервис», 2008. - 256 с.
6. Молибог. А.Г. Вопросы научной организации педагогического труда в высшей школе [Текст] / А.Г. Молибог. - Минск: Высш. школа. - 1975. - 212 с.
7. Найн, А.Я. Проблемы развития профессионального образования: региональный аспект / А.Я. Найн, Ф.Н. Клюев. - Челябинск: Изд-во Ин-та развития проф. обр-ия. - 2008. -264 с.
8. Образовательные возможности Веб 2.0. Веб 2.0-сервисы Интернета - новые формы коллективного педагогического взаимодействия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://eelmaa.net/dld/web20.pdf/
9. О проекте государственной программы «Информационное общество 2011 - 2020 гг. » [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gridnev.info/?p=225/
10. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся [Текст] / П.И. Пидкасистый // Изд-во «Педагогика», 1972. - 183 с.
11. Пидкасистый П.И. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей [Текст] / Под ред. П.И. Пидкасистого. - 1998.
12. Путеводитель для преподавателей по миру современных информационных
технологий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.e-
teaching.ru/learning/DocLib/Putevoditel.pdf/
13. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие / В.А. Сластенин,
И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Издат. центр «Академия», 2002. - 289 с.
14. Яковлева, Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому
решению воспитательных задач: Дисс. ... д-ра пед. наук /
Н. М. Яковлева. - Челябинск, 1992. - 402 с.
Bibliography
1. About "Information Society of 2011 - 2020" State Program [Electronic Resource]. -Access Mode: http://www.gridnev.info/?p=225/
2. Arabadzhi, A.A. Pedagogical Environmental Complex of Senior Pupils’ Motivation Development by Means of Information and Communication Technologies [Text] / A.A. Arabadzhi
// Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University. - 2011. - № 4. - P. 16-24.
3. Arkhangelsky, S.I. Methodological Developments in the Course of Higher School Pedagogy and Psychology for Advanced Training Students [Text] / S.I. Arkhangelsky - М., 1990.
4. Guide for Teachers on the World of Modern Information Technology [Electronic Resource]. - Access Mode: http://www.e-teaching.ru/learning/DocLib/Putevoditel.pdf/
5. Moiseeva, M.V. Professional Competence Development in ICT [Text] / M.V. Moiseeva, V.K Stepnov, E.D. Patarakin, A.D. Ishkov, D.N. Tupityin. - M.: «Obuchenie_Servis» Publishing House 2008. - 256 p.
6. Molibog, A.G. Scientific Organization Questions of Pedagogical Work in Higher Education [Text] / A.G. Molibog. - Minsk: Higher School, 1975.
7. Nain, A.Ya. Problems of Professional Education Development: Regional Perspective / A.Ya. Nain, F.N. Klyuev. - Chelyabinsk: Univ Inst & D. prof. Arr. - 2008. - 264 p.
8. Pidkasisty, P.I. Students’ Self-Work [Text] / P.I. Pidkasisty // «Pedagogy» Publishing House. - 1972. - 183 p.
9. Pidkasisty, P.I. Textbook for Students of Pedagogical Universities and Teacher Training Colleges [Text] / Ed. by P.I. Pidkasisty. - 1998.
10. Slastenin, V.A. Pedagogy: Study Guide [Text] / V.A. Slastenin, I.F. Isaev, E.N. Shiyanov. - M: Academia Publishing House, 2002. - 289 p.
11. The Educational Opportunities of Web 2.0. Web 2.0 Internet Services - New Forms of Collective Pedagogical Interaction [Electronic Resource]. - Access Mode: http://eelmaa.net/dld/web20.pdf/
12. "The Information Society of 2011-2018" State Programme [Electronic resource]. -Access Mode: http://www.infosovet.ru/files/Schegolev 2010-04-16.pdf/
13. Verbitsky, A.A. Active Learning in Higher Education: Context Approach: Guidance Manual [Text] / A.A. Verbitsky - M.: Higher School, 2008. - 207 p.
14. Yakovleva, N.M. Theory and Practice of Future Teachers’ Training for Creative Solutions of Educational Tasks: Diss. ... Doctor of Ped. / N.M. Yakovleva. - Chelyabinsk, 1992. -402 p.