Научная статья на тему 'Педагогические условия использования проектного обучения в процессе профессиональной подготовки специалистов полимерного профиля'

Педагогические условия использования проектного обучения в процессе профессиональной подготовки специалистов полимерного профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИМЕРЫ / ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОЕКТ / POLYMERS / PROJECT TRAINING / PROJECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тухбатуллина Л. М., Сафина Л. А.

В статье раскрыты педагогические условия использования проектного обучения, предполагающие решение реальных профессиональных проблем, постепенное усложнение проектов, приобретение опыта работы в команде, демонстрацию преподавателем собственного подхода к решению профессиональных задач.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тухбатуллина Л. М., Сафина Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article described the pedagogical conditions of use of the project training, assuming the decision of real professional problems, gradual complication of projects, experience acquisition in a command, demonstration by the teacher of own approach to the decision of professional problems.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия использования проектного обучения в процессе профессиональной подготовки специалистов полимерного профиля»

УДК 378

Л. М. Тухбатуллина, Л. А. Сафина ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОЛИМЕРНОГО ПРОФИЛЯ

Ключевые слова: полимеры, проектное обучение, проект.

В статье раскрыты педагогические условия использования проектного обучения, предполагающие решение реальных профессиональных проблем, постепенное усложнение проектов, приобретение опыта работы в команде, демонстрацию преподавателем собственного подхода к решению профессиональных задач.

Keywords: polymers, project training, project.

In article described the pedagogical conditions of use of the project training, assuming the decision of real professional problems, gradual complication of projects, experience acquisition in a command, demonstration by the teacher of own approach to the decision ofprofessional problems.

В эпоху рыночных отношений и интенсивного развития промышленного производства роль специалистов полимерного профиля выходит на первый план. Полимерные продукты затребованы во всех областях жизни современного общества. Создание изделий и материалов из полимеров приобретает систематический характер, который обеспечивается широким спектром исследовательских работ, маркетинга, коммуникации с различными группами потребителей, многообразной деятельностью технологических, конструкторских, учетных, финансовых, внешнеторговых, снабженческих, проектных и других служб. В связи с этим высококвалифицированному специалисту полимерного профиля все чаще приходится принимать решения не только в узкопрофессиональной инженерной сфере, но и в области управления людьми, организации и повышения эффективности производства, а также связывать эти решения между собой, создается необходимость овладения экономическими знаниями, основами менеджмента и практического маркетинга, социологии, социальной психологии. В современных условиях инженерная деятельность выходит за традиционные классические рамки и смыкается с исследовательской, научно-технической, а также с социально-управленческой деятельностью, происходит ее движение в функциональном плане от производственно-технологического моделирования к социально-управленческому.

В таких условиях приоритетной задачей высшей школы является обеспечение соответствия содержания образования новым перспективам и приоритетам научнотехнического, экономического и социального развития, ликвидация противоречия между дисциплинарным характером обучения и междисциплинарным характером деятельности, осложняющего формирование нестандартного мышления, широты взглядов, целостного содержания. [1]. С поставленной задачей способна справится такая педагогическая технология как проектное обучение. Суть проектного обучения заключается в стимулировании интереса учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающей решение одной или целого ряда проблем, демонстрации практического применения полученных знаний.

Зарубежные вузы используют проектное обучение уже в течение нескольких десятилетий, используя такие особенности организации учебного процесса, как работа в команде; наличие профессионально значимой задачи; ведущая роль преподавателя не только как идейного вдохновителя и консультанта, но и как образца для подражания.

Основными требованиями к использованию проектного обучения в процессе профессиональной подготовки специалистов полимерного профиля являются такие как

наличие значимой в исследовательском плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения; практическая значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы, выпуск газеты, альманаха с результатами исследования и др.); самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся; структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов); использование исследовательских методов.

Для эффективного использования проектного обучения в процессе профессиональной подготовки специалистов полимерного профиля необходимо соблюдение ряда условий.

Первое условие предполагает решение реальных проблем, сопровождающееся консультированием специалистами профильных предприятий и позволяющее студентам не только получить опыт профессиональной деятельности, но и оценить свою работу в реальных условиях. Консультации специалистов способствуют корректировке идей в зависимости от требований производства.

Следующим условием является введение в учебный процесс проектов с постепенным усложнением таких характеристик, как доминирующий вид деятельности, уровень завершенности и степень детализации готового продукта, внутрипредметные связи. Движение от простого к сложному позволяет студентам прочувствовать структуру сложных проектов, научиться раскладывать их по частям, выделяя фрагменты, в решении которых они уже имеют опыт. Студенты учатся разбивать крупные проблемы на более мелкие задачи, а задачи - на подзадачи, часть которых может носить стандартный характер и иметь типовое решение. Простые проекты могут выполняться в рамках одной дисциплины, сложные же имеют междисциплинарный характер.

Третье условие предполагает приобретение будущими специалистами полимерного профиля профессионально необходимого опыта работы в команде, что позволяет научиться распределять обязанности в команде, строить диалог между ее членами, приучает мышление студентов к внутренней диалогичности и рефлексии, к необходимости постоянно мысленно примерять на себя другие командные роли, оценивать ситуацию с разных позиций.

Для развития творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера необходимо мотивирование студентов к решению нестандартных профессиональных задач. С этой целью целесообразно организовать проектное обучение таким образом, чтоб студенты овладели методологией и методикой решения творческих задач, в частности такими, как метод эмпатии, инверсии, аналогии, фокальных объектов и т.д. Во многом этому способствует и тот факт, что преподаватель оказывается в равных условиях со студентами и вместе с ними ищет пути решения проблемы, разрабатывая совершенно новый проект с каждой группой, демонстрируя тем самым свой подход к решению профессиональных задач и мотивируя студентов к решению сложных проблем.

Литература

1. Кочнев, А.М. Проектирование и реализация подготовки специалистов двойной компетенции в техническом вузе: Дис. ... д-ра пед. наук / А.М. Кочнев. -Казань, 1998. - 408 с.

© Л. М. Тухбатуллина - канд. пед. наук, доц. каф. дизайна НИГТУ; Л. А. Сафина - канд. пед. наук, доцент той же кафедры, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.