тельных возможностей социальных институтов на основе понимания формирования личности ребенка как целостного процесса и отношения к педагогически целесообразной организации деятельности, общения ребенка в различных сферах социума как к интегративному процессу, предполагающему целенаправленное взаимодействие этих сфер, регулирование выполняемых личностью социальных ролей и функций, отношений с миром детей и взрослых, которые являются условием социального и индивидуального развития растущего человека.
Если определять сущностные черты и характеристики социального пространства, в пределах которого живет и действует ребенок, необходимо дифференцировать содержание данной категории: на уровне группового субъекта (рассматривая детство как особый обобщенный субъект, выстраивающий общую систему отношений в мире детства и с миром взрослых). В плане изучения детства, как социальнопсихологического феномена социума, и определения позиции отношений Мира Взрослых к Детству как к субъекту взаимодействия, как к особому собственному состоянию, которое общество проходит в своем постоянном воспроизводстве, целесообразно использовать понятие «детское социальное пространство». Это среда, определяющая реальное развитие подрастающего поколения. Понятие «пространство детства» можно рассматривать как сферу полноценной жизни ребенка на уровне индивидуального субъекта (т.е. выделяя ребенка как индивида, постоянно несущего в себе состояние детства в его целостной представленности).
Социализация, обеспечивающая социальное «развертывание растущего человека, его личностное «вызревание», происходит в результате взаимодействия ребенка с социальной средой, с ближайшим микросоциумом. Степень освоения ребенком социума можно рассматривать через понятие «социальное пространство ребенка». Мы предлагаем социальное пространство ребенка понимать как определенный результат освоения ребенком социальной среды, степень познания, освоения и присвоения им возможностей социальной среды на основе ее субъек-
тивного восприятия, как пространство возможностей ребенка, позволяющее удовлетворять его потребности в контактах с социальным миром, как степень познания освоения и присвоения возможностей социальной среды на основе ее субъективного восприятия. Возможность организации целенаправленного влияния социального пространства на социальное и личностное развитие ребенка и уменьшения риска превращения его в жертву неблагоприятных условий социализации связано с изучением и прогнозированием угроз социального развития ребенка и управлением процессом влияния средовых факторов.
Таким образом, накопленный обширный фонд знаний в области исследования взаимоотношений человека и окружающей среды определяет необходимость и возможность формирования новых проблемных полей исследований, позволяющих изучать реальные механизмы построения педагогически целесообразно организованной среды и «запускать» ее потенциал с учетом новых парадигм, оформившихся в отечественной педагогике на современном этапе.
Литература
1. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. - М., 1979.
2. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М., 1991.
3. Ковалев, Г.А. «Активное социальное обучение» как метод коррекции психологических характеристик субъекта общения: дис... канд. психол. наук / Г.А. Ковалев. - М., 1980.
4. Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение / П.Ф. Лесгафт. - М., 1991.
5. Малинин, Г.А. Воспитательная система Т.А. Шацкого / Г.А. Малинин, Ф.А. Фрадкин. - М., 1993.
6. Мануйлов, Ю.С. Средовой подход в воспитании / Ю.С. Мануйлов // Педагогика. - 2000. - № 7. - С. 36 - 41.
7. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. - М., 2001.
УДК 373.3.016: 37.017.925
С.В. Иванова
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Т.Н. Петрова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧУВАШСКОГО ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА В ЭТНОПЕДАГОГИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В данной статье рассматриваются педагогические условия эффективного использования чувашского детского фольклора в процессе этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса в начальной школе.
Педагогические условия, этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса, чувашский детский фольклор.
Pedagogical conditions of effective usage of Chuvash children’s folklore in the ethnopedagogical approach of educational process in the Elemetary School are considered in this article.
Pedagogical conditions, ethnopedagogical approach of educational process, Chuvash children’s folklore.
На сегодняшний день сложившаяся социокультурная ситуация в России актуализирует проблему сохранения и передачи детям культурного наследия предков, знакомства ребенка с родной культурой. В качестве глобальной цели воспитания современная начальная школа рассматривает восстановление образа человека культуры как личности целостной, самобытной, свободной, духовной, гуманной, ориентированной на сохранение и воспроизводство ценностей национальной культуры в творческой жизнедеятельности, способной к культурному саморазвитию и культурно-нравственной саморегуляции поведения. В Чувашии отправной точкой в решении данной проблемы является признание того, что полноценное становление личности младших школьников, раскрытие их эмоционально-нравственного потенциала не может проходить вне процесса этнопедаго-гизации учебно-воспитательного процесса, без приобщения их к богатейшему чувашскому детскому фольклору. Проходя все ступени умственного, психического, нравственно-волевого, эстетического, физического развития в рамках воспитания средствами чувашского детского фольклора, младшие школьники постепенно входят в народную педагогическую среду.
Анализ научной и учебно-методической литературы показывает, что многие известные педагоги-ученые (Г.Н. Волков, В.М. Григорьев, Ш.И. Джанза-кова, М.Б. Кожанова, Л.В. Кузнецова, Т.Н. Петрова, Э.И. Сокольникова, З.П. Тюменцева, Ф.Г. Ялалов) одним из эффективных путей модернизации содержания образования считают этнопедагогизацию учебно-воспитательного процесса. Под этнопедагоги-зацией понимается сложнейший процесс, одним из механизмов которого является внедрение в систему воспитания и обучения накопленных народом приемов и методов, передаваемых из поколения в поколение и усваиваемых в конкретной жизненной действительности. Это не что иное, как передача социального опыта, норм индивидуального и общественного поведения, традиционного образа жизни и этнической идеологии [2, с. 102]. «Именно осознание своей национальной принадлежности, приобщение к лучшим традициям своего народа поможет личности познать свою сущность, определить собственную позицию, обрести уверенность в себе, ту психологическую защиту, без которой не может полноценно развиваться уважающая себя личность», - пишет М.Б. Кожанова [3, с. 12].
В рамках нашего исследования мы рассматриваем проблему использования чувашского детского фольклора в процессе этнопедагогизации учебновоспитательного процесса в начальной школе. Цель исследования заключается в определении и экспериментальном обосновании педагогических условий эффективного использования чувашского детского фольклора в процессе этнопедагогизации учебно-
воспитательного процесса в начальной школе.
В результате анализа сущности и содержания процесса этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса в начальной школе, классификации и функций детского фольклора мы выявили и определили комплекс педагогических условий эффективного использования: чувашского детского фольклора в этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса в начальной школе:
- формирование у младших школьников мотивационно-ценностного отношения к чувашскому детскому фольклору в учебной и внеучебной деятельности;
- осуществление межпредметных связей в реализации педагогического потенциала чувашского детского фольклора;
- направленность содержания учебно-воспитательного процесса в начальной школе на разработанную структурно-схематическую модель реализации педагогического потенциала чувашского детского фольклора;
- разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс в начальной школе авторской программы «Путешествие в страну чувашского детского фольклора».
В целях проверки эффективности выявленных нами педагогических условий было проведено экспериментальное исследование на базе средних общеобразовательных школ № 1, 2 с. Комсомольского Чувашской Республики. Всего в нем приняли участие 83 учащихся младших классов, разделенных на две группы - контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ).
Одним из ведущих педагогических условий эффективного использования чувашского детского фольклора в процессе этнопедагогизации учебновоспитательного процесса в начальной школе, на наш взгляд, является формирование их мотивационно-ценностного отношения к чувашскому детскому фольклору, уровень сформированности которого определялся на констатирующем этапе эксперимента. В ходе проведенных нами исследований было дано определение понятию сформированность мотивационно-ценностного отношения младших школьников к чувашскому детскому фольклору. В нашем понимании, это индивидуально-личностное образование системы установок младших школьников, характеризующихся потребностью в приобретении знаний о жанрах чувашского фольклора, о народной мудрости, о любви к родному краю, в изучении традиций и обычаев чувашского и других народов, которая перерастает в мотивацию и побуждает ребенка к сохранению и развитию национального культурного наследия.
Исследования ученых (Н.В. Басова, Х. Хекхаузен и др.) доказывают, что неотъемлемой частью обучения и воспитания школьников является познаватель-
ный интерес, и именно фольклорный текст обеспечивает устойчивую мотивацию учения. Приобщение к культуре родного края, овладение языком возможно только при наличии у учащихся положительной мотивации к изучению чувашского детского фольклора, направленной на осознанное стремление познать народную мудрость. Учитывая этот факт, мы, используя на уроках элементы чувашского детского фольклора, включали действия по варьированию, дополнению, индивидуальному исполнению, чтобы у учащихся возникало желание не только пробовать, но и добиваться успеха, испытывать удовлетворение в процессе поиска нового решения. Так, на определенных этапах занятий включались разнообразные творческие задания: чтение, инсценировка, сочинение и «досочиненение» сказок, изменение концовки сказок «Чее тилё» («Хитрая лиса»), «Чуста
паттар» («Тесто-богатырь»), «^ил ачисем» («Дети ветра»), «Асамда» («Волшебник»), «Сарпике»; исполнение чувашских танцев, детских песен; сочинение пословиц и загадок, инсценировки загадок; отражение своих впечатлений в рисунке, внесение в сюжет новых героев.
В процессе работы мы выделили критерии, позволяющие оценить уровень сформированности мотивационно-ценностного отношения младших школьников к чувашскому детскому фольклору: личностно-ценностный (наличие положительной мотивации к учебе, к овладению духовными общечеловеческими ценностями через чувашский детский фольклор, развитые коммуникативные и эмпатиче-ские способности, общая самооценка); когнитивный (объем теоретических знаний о традициях и обычаях чувашского народа, о народной мудрости, любви к Родине, справедливости, труде и людях труда, отражающихся в детском фольклоре); деятельностный (сформированность коммуникативных умений, умений распознавать и понимать жанры чувашского детского фольклора, использовать детский фольклор в играх, на занятиях, на уроках, во внеклассной и досуговой деятельности, умений запоминать правила народных игр и распространять их среди других детей). В соответствии с перечисленными критериями были выделены три уровня сформированности мотивационно-ценностного отношения младших школьников к чувашскому детскому фольклору: высокий, средний, низкий.
На констатирующем этапе эксперимента в контрольной группе средний показатель высокого уровня сформированности мотивационно-ценностного отношения младших школьников к чувашскому детскому фольклору составил 12,0 %, среднего - 46,2 %, низкого - 41,8 %. В экспериментальной группе средний показатель высокого уровня сформированности мотивационно-ценностного отношения младших школьников к чувашскому детскому фольклору составил 15,9 %, среднего - 51,6 %, низкого - 32,5 %.
Чувашский детский фольклор, представленный сказками (юмах), поговорками (калараш), пословицами (ваттисем самахё), загадками (сутмалли юмах), колыбельными песнями (сапка дулёсен юрри-сем), пестушками, потешками (йапатмалли саватакмак), отражает в себе целостную картину
мира в единстве красоты и целесообразности, индивидуально и социально значимых ценностей. В этой связи мы считаем, что следующим необходимым педагогическим условием эффективного использования чувашского детского фольклора в этнопедаго-гизации учебно-воспитательного процесса в начальной школе являются межпредметные связи.
Ученые-педагоги И.Д. Зверев, В.М. Коротов, М. Н. Скаткин и др. отмечают, что межпредметные связи способствуют повышению эффективности учебно-воспитательного процесса, создают оптимальные предпосылки для формирования у обучающихся представлений о научной картине мира, активизируют учебно-познавательную деятельность
учащихся, стимулируют их творческое развитие.
Учитывая практический опыт, мы считаем, что осуществление межпредметных связей в реализации педагогического потенциала чувашского детского фольклора будет наиболее целесообразным в следующих сочетаниях предметов: «культура родного края - музыка - рисование», «культура родного края
- труд - рисование», «чувашский язык - музыка -рисование», «чтение - музыка - труд», «чтение -музыка - рисование» и т.п. Именно на этих интегративных уроках у детей развивается образное мышление и воображение, воспитываются эстетические чувства, любовь к родному языку, природе, фольклору, музыке, расширяется кругозор, обогащаются знания учащихся. Так, к примеру, при проведении урока-обряда в 3 классе по теме «Народные обряды. Нимене» в качестве художественного материала мы использовали чувашские народные песни «Нимене» в обработке Р.И. Ильгачевой и «На старой мельнице» на музыку чувашского композитора А.В. Асламаса, а также иллюстрации чувашских народных музыкальных инструментов - гусли (кёсле), шйпйр. Мы предлагали детям различные задания: нарисовать только героев обряда, нарисовать костюмы героев, нарисовать только декорации, сделать декорации из различного природного материала, написать минисочинение о прослушанной музыке, описать быт чувашского народа, рассказать, какие предметы из этих произведений есть у них дома и т. п. Каждый учащийся решал сам, в какой группе он будет работать, при этом после представления своей работы он мог переключиться на другой вид деятельности. Мы считаем, что такие межпредметные связи способствуют систематизации знаний о фольклорных жанрах, школьниками лучше усваивается содержание учебного материала, гораздо легче и свободнее излагается изученный материал. К тому же детям подобные уроки нравятся, вызывают у них интерес, дают много нового, полезного, дают большой эмоциональный заряд.
Следующим условием эффективного использования чувашского детского фольклора является направленность содержания учебно-воспитательного процесса в начальной школе на разработанную нами структурно-схематическую модель. Разработанная модель представляет собой совокупность закономерных и функционально связанных между собой элементов (цель, задачи, принципы, факторы, формы, методы, средства, педагогические условия),
обеспечивающих реализацию педагогического потенциала чувашского детского фольклора в этно-педагогизации учебно-воспитательного процесса в начальной школе. Внедрение данной модели обеспечивается посредством применения широкого ряда народнопедагогических факторов (природа, труд, общение, народные традиции, родное слово, игра, детская среда, личный пример, общечеловеческие и национальные ценности, семья и т.д.); методов (разъяснение, совет, просьба, одобрение, уговор, укор, запрет, общественное мнение (ял каладать), презрение (ял кулли), упрек, проклятье, благословение (пил), заклинание, моленье, клятва (ант), обещание (сймах пани), покаяние, раскаяние (тупа), пожелание добра (ыр сунни), благопожелание (халал), завещание (пехил, пахил), намек (юптарни, ытарлй калани, сймахпа систерни, вйлтни, шахвйртни, ывйтса каладни, шак хуни), порицание (хйтйртни), неодобрение (харлани, ятмани, вйрдни), брань (хар-кашу), наказание (датлаттарни, дапни) и т.д.); организационных форм (проведение чувашских народных праздников и обрядов, встречи со старожилами, театрализованные постановки, участие в посиделках (улах), совместный ручной труд, самостоятельное собирание фольклорных произведений, взаимопомощь (алылмаш), фольклорные кружки и т.д.). Мы считаем, что данная структурно-схематическая модель способствует формированию мотивационноценностного отношения младших школьников к чувашскому детскому фольклору и развитию их гуманистического потенциала.
Для приобщения к традиционной культуре чувашского народа на основе интеграции всех видов народного искусства, вариативности, импровизации мы считаем целесообразным ввести в учебновоспитательный процесс начальной школы авторскую программу «Путешествие в страну чувашского детского фольклора».
Целью данной программы является формирование устойчивого положительного отношения к национальной культуре и традициям через изучение чувашского детского фольклора в этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса в начальной школе.
В ходе достижения этой цели решаются следующие задачи:
1) формирование опыта нравственно-эстетического отношения младших школьников к действительности;
2) воспитание духовно-нравственной личности, способной развивать и передавать фольклорные традиции чувашского народа;
3) овладение богатством народного слова, выраженного в прибаутках, сказках, пословицах, поговорках, дразнилках и т.д.;
4) творческое развитие личности младшего школьника.
Разработанная нами программа «Путешествие в страну чувашского детского фольклора» рассчитана на 16 уроков. В ней предлагаются планы занятий, содержание которых включает этномузыкальный материал, театрализацию, игры, обряды. Занятия объединены в своеобразные блоки различной этно-педагогической тематики «Чувашия - мой край род-
ной» («Чйвашен манйн тйван дершыв»), «Материнская поэзия пестования» («Сйпка дулёсен поэзийе»), «В гостях у сказки» («Юмах патёнче хйнара»), «Наша дружба не знает границ» («Пирён туслйх дирёп»), «Как у наших у ворот обряды-праздники живут». Работа по блокам предполагает интеграцию таких видов деятельности, как: чтение произведений чувашского фольклора, слушание народной музыки и ее исполнение, творческие импровизации в ритмике, пении, игре на народных музыкальных инструментах.
В программе представлены как авторские песни чувашских композиторов Л. Быренковой «Автан» («Петушок»), В. Салиховой «Вйрманти концерт» («Лесной концерт»), так и народные песни «Qунашка» («Салазки»), «Кир автан» («Кукареку петушок»), «Вййй» («Игровая») и т.д. [1], в которых отражаются традиции фольклора, красота чувашского мира в хороводах, обрядах, природосообразный быт чувашей. Данные произведения отличаются четкой, ясной структурой, простотой музыкального языка, элементарной гармонией, выразительными мелодическими оборотами, наличием изобразительных, танцевальных и звукоподражательных элементов.
Авторская программа «Путешествие в страну чувашского детского фольклора», составленная с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста, поможет учителю начальных классов выбирать наиболее приемлемые формы фольклора; моделировать общение детей с народным фольклором в свободной разнообразной форме, учитывая их желания, интересы, индивидуальные склонности и потребности. Реализация настоящей программы требует от учителей особенных личностных качеств: высокого чувства ответственности, терпения, быстрой ориентировки в ситуации, способности увлечь и заинтересовать детей, решать педагогические задачи на основе индивидуального подхода.
Таким образом, по окончании эксперимента, чтобы проверить, как реализация данных педагогических условий повлияла на эффективность использования чувашского детского фольклора в процессе этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса в начальной школе, было проведено контрольное тестирование для оценки уровня развития мотивационно-ценностного отношения младших школьников к чувашскому детскому фольклору.
Результаты исследования на итоговом этапе эксперимента представлены в таблице.
Результаты исследования сформированности мотивационно-ценностного отношения младших школьников к чувашскому детскому фольклору на итоговом этапе (в %)
^чКритерии Личностно- ценностный Когнитив- ный Деятельност- ный
Уровни КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ
Высокий 24,39 3S,Q9 14,б3 2б,19 14,б3 21,43
Средний 53,бб 54,77 6Q,9S 52,38 4б,34 54,7б
Низкий 21,95 7,14 24,39 21,43 39,Q3 23,81
Результаты исследования показали, что в КГ средний показатель высокого уровня сформирован-ности мотивационно-ценностного отношения младших школьников к чувашскому детскому фольклору составил 17,9 %, среднего - 53,7 %, низкого - 28,4 %. В ЭГ средний показатель высокого уровня сформи-рованности мотивационно-ценностного отношения младших школьников к чувашскому детскому фольклору составил 28,6 %, среднего - 53,9 %, низкого - 17,5 %.
В ходе эксперимента произошло изменение уровня сформированности мотивационно-ценностного отношения младших школьников к чувашскому детскому фольклору в ЭГ: по высокому уровню увеличение составило 12,7 %, по среднему уровню - на 2,3 %, по низкому уровню показатель уменьшился на 15 %; при этом в контрольной группе наблюдалось по высокому уровню увеличение на 5,9 %, по среднему уровню - на 7,5 %, по низкому уровню данный показатель уменьшился на 13,4 %. Следовательно, повышение уровня сформированности исследуемого
отношения произошло благодаря проведенной в экспериментальной группе работе по его формированию.
Таким образом, полученные результаты исследования подтвердили правильность нашего выбора педагогических условий эффективного использования чувашского детского фольклора в процессе этнопе-дагогизации учебно-воспитательного процесса в начальной школе.
Литература
1. Бакшаева, Е.В. Хрестоматия к программе «Музыкальное путешествие по родному краю» I - III классы / Е.В. Бакшаева. - Чебоксары, 2QQ6.
2. Волков, Г.Н. Этнопедагогика в современном учебновоспитательном процессе непрерывного образования / Г.Н. Волков, А.А. Буданцова. - Чебоксары, 2QQS.
3. Кожанова, М.Б. Технология этнопедагогизации процесса воспитания в дошкольном образовательном учреждении / М.Б. Кожанова. - Чебоксары, 2QQ7.
УДК 371:351.851
Н.М. Квасникова
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
В статье рассматривается вопрос о значимых профессиональных качествах руководителя при стратегическом управлении образовательным учреждением. Эффективность и результативность организации в современных условиях во многом зависит от профессионализма ее руководителя - наличия у него развитого стратегического, творческого и трансформационного мышления.
Руководитель образовательного учреждения, стратегическое управление организацией, стратегическое, творческое и трансформационное мышление.
The article considers the issue of significant professional leadership qualities under strategic management of the educational institution. Today efficiency and effectiveness of an organization depend on the professionalism of its leader - if he/she possesses the developed strategic, creative and transformational thinking.
The head of an educational institution, strategic management of the organization; strategic, creative and transformational thinking.
В настоящее время сложные условия экономической нестабильности, социальной напряженности и возрастающей конкуренции вынуждают образовательные учреждения вырабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно определять актуальные направления своего развития. Осознано или интуитивно в управленческую деятельность руководителя образовательного учреждения прочно входят методы и приемы стратегического управления организацией, доказавшие свою состоятельность и тем самым ставшие достоянием мировой управленческой практики.
Стратегическое управление как комплексная система управления направлена на развитие образовательного учреждения на основе формирования прогнозов и определения актуальных направлений его
развития, установления тесного взаимодействия организации с внешней средой и использования ее возможностей, позволяющих образовательному учреждению соответствовать высоким стандартам времени. Однако применение к процессам организации стратегического подхода предполагает наличие у его руководителя значимых профессиональных качеств, способствующих реализации образовательным учреждением своих стратегических устремлений.
Анализ практики применения стратегического управления в образовательных учреждениях позволяет констатировать, что 91 % руководителей образовательных учреждений имеют представление о стратегическом управлении организацией. Однако в управленческой деятельности лишь 36 % респондентов применяют отдельные методы и инструменты