УДК 378
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ
В ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
И.С. Гаврилова, В.Н. Правдюк, С.В. Дерепаско
Рассмотрены преимущества использования инновационных подходов и педагогических условий, связанных с повышением эффективности подготовки будущих педагогов профессионального обучения.
Ключевые слова: инновационные подходы, модель, педагог профессионального обучения, педагогические условия.
В приоритетном национальном проекте «Образование», Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 года и других нормативно-правовых документах сферы образования обозначена подготовка высоко квалифицированных специалистов, способных в условиях развития наукоемких технологий к непрерывному профессиональному росту и профессиональной мобильности [3].
Современный педагог профессионального обучения должен быть экономически грамотным и предприимчивым, умеющим рационально использовать потенциал своих знаний, со сформированными общекультурными и профессиональными компетенциями. Он должен уметь принимать самостоятельные решения в обучении с учетом разнообразных педагогических и экономических условий. Кроме этого, все более востребованы творчески активные педагоги профессионального обучения, владеющие инновационными технологиями в образовании [4, 5, 6, 7].
Профессионально-педагогическая подготовка будущего педагога профессионального обучения - это научно-обоснованный системный процесс теоретического и практического обучения студентов в вузе, направленный на формирование личностных качеств преподавателя, необходимых для выполнения учебно-педагогических задач в соответствии с программами профессионального обучения в условиях лицея и техникума. Она определяется как процесс и результат профессиональной подготовки, в которых в интегрированном единстве сочетаются: мотивационная, содержательно-процессуальная и профессионально-личностная готовность к формированию профессиональных компетенций учащихся и студентов.
Основу подготовки педагога профессионального обучения (по отраслям) составляют психолого-педагогическое и производственно-
технологическое обучение. В связи с этим актуальными остается проблема их готовности к инновационной деятельности в профессиональных учебных учреждениях. Решение задачи по данной проблеме сводится к выявлению педагогических условий инновационной образовательной среды вуза [5]. Выявлено что, в целом, инновационная деятельность педагогов профессионального обучения (по отраслям) направлена на:
- обеспечение высокой эффективности образовательного процесса в профессиональном учебном учреждении за счет освоения и применения современных педагогических, производственных, информационных технологий, методик теоретического, производственного и профессионального обучения;
- разработку опережающего содержания профессионального обучения за счет мониторинга, анализа технических, технологических, организационно-управленческих, социальных, экономических новых условий развития общества;
- эффективную интеграцию общетеоретической, общепрофессиональной и специальной (отраслевой) подготовки, практического обучения, в том числе на основе интерактивных технологий;
- включение в научно-исследовательскую и творческую производственную деятельности с целью реализации своих достижений, в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов; управление этими видами деятельности в условиях конкретного производства;
- разработку и совершенствование научно-педагогического, научно-методического, производственно-технического, инструкционно-технологического сопровождения профессиональной отраслевой подготовки;
- создание современной образовательной среды профессионального учебного учреждения, обеспечивающей формирование мотивации к обучению;
- управление личностно-профессиональным развитием студентов посредством разработки образовательных блоков, модулей, объединяющих учебную, практическую, производственную деятельность, обеспечивающих эффективную социально-профессиональную адаптацию, становление личности специалиста (бизнес-инкубаторы, технопарки и др.) [6];
- освоение современного оборудования, организация на нем производственного обучения;
- участие в конструкторских, инженерных, проектировочных, технических, технологических разработках с целью развития конкретного производства;
- повышение мотивации студентов к изучению обще профессиональных и специальных (отраслевых) дисциплин путем активизации их самостоятельной деятельности с применением компьютерных технологий;
- ознакомление с разнообразием обучающих, контролирующих и прикладных компьютерных программ;
- познавательное исследование предметной области с помощью интернета;
- расширение спектра методов самоконтроля учебно-познавательной работы студентов с использованием компьютера;
- изучение и ознакомление с компьютерными программами, применительно в творческом и научном исследовании, при изготовлении презентаций к курсовой и дипломной работам.
Кроме этого, теоретический и практический опыт работы профессорско-преподавательского состава кафедры профессионального обучения и бизнеса Орловского государственного университета с будущими педагогами профессионального обучения показал, что чем шире используется инновационная среда университета, тем быстрее и качественнее формируется потребность студентов в личностном развитии и совершенствовании профессионально-педагогического мастерства:
- теоретическая и практическая готовность овладевать методикой профессионального обучения с целью успешного прохождения педагогической практики,
- создавать и применять в учебном процессе педагогические, экономические, технические или технологические инновации;
- совершенствовать знания и умения в научно-педагогической деятельности: анализировать, наблюдать, разрабатывать и применять методы научного исследования, обобщать, делать выводы, реализовывать полученные результаты в дипломной работе, стремиться к повышению уровня научной подготовки в магистратуре или аспирантуре.
В процессе учебной деятельности будущие педагоги профессионального обучения убеждаются в том, что освоение инновационных технологий способствует удовлетворению их образовательных и профессиональных потребностей: создание индивидуальных траекторий личностно-профессионального развития; восприятие и оценка социальных, экономических, технологических и других условий; саморазвитие способностей и их совершенствование; формирование умений самореализации и профессионально - карьерного роста.
Социально-профессиональная и научно-педагогическая среда Орловского государственного университета, состоящая из инновационных научно-образовательных, научно-исследовательских, научно-
производственных центров и лабораторий, которые регулируют научно-
теоретические и производственно-практические аспекты подготовки студентов к инновационной деятельности в профессиональном учебном учреждении, систематизируют протекание инновационных процессов обучения в вузе [2, 7].
В ходе продолжительной научно-практической работы нами разработана теоретическая модель подготовки педагога профессионального обучения (по отраслям) к инновационной деятельности в профессиональном учебном учреждении. Она разработана на примере подготовки будущих педагогов профессионального обучения по отрасли «агроинженерия». Модель разрабатывалась в соответствии с требованиями, обеспечивающие результативность процесса инновационной подготовки в вузе педагога профессионального обучения к работе в учебных учреждениях:
- формирование профессионально-педагогической компетентности, общенаучной и предметной подготовленности, составляющей фундамент профессионализма педагога профессионального обучении;
- развитие духовно-нравственного потенциала будущего педагога, основанного русской и другой национальной культуры;
- развитие трудовых навыков, осмысленного восприятия их как основ педагогической деятельности преподавателя в условиях профессионального учебного учреждения;
- развитие творческих и организаторских качеств, способствующих объединению педагогического коллектива и коллектива студентов (учащихся) для решения учебно-воспитательных задач;
- становление личности педагога, профессионально владеющего основными знаниями, умениями и навыками по инженерно-технологическим, экономическим, дизайнерским дисциплинам, методикой преподавания их с использованием современных инновационных педагогических технологий.
Модель состоит из следующих блоков. [1]
Целевой блок, в котором определены цель, задачи психолого-педагогического и инженерно-технологического обучения в соответствии с государственным образовательным стандартом;
Содержательно-процессуальный блок содержит:
принципы обучения:
- общедидактические: научности, последовательности, преемственности, перспективности, связи теории с практикой и др.;
- специальные: адаптации к работе в профессиональном учебном учреждении, индивидуальной работы с разновозрастными учащимися ПУУ, подготовки будущего педагога к творческой и инновационной деятельности;
этапы обучения:
- ориентировочный: наряду с гуманитарными, социально-экономическими, математическими, дисциплинами изучаются
естественнонаучные, сельскохозяйственные и инженерные предметы, которые в последующем дают основу формирования практических знаний по технологии;
- продуктивный: предполагается освоение психолого-педагогических дисциплин, способствующих освоению частных методик; продолжается изучение специальных дисциплин; прохождение технологических и педагогических практик, направленных на повышение уровня готовности студентов к работе в профессиональном учебном учреждении;
- на прогностически-творческом этапе обучения усиливается самостоятельная творческая деятельность студентов: сбор материала и выполнение курсовых и выпускных квалификационных (дипломных) работ; разработка творческих проектов на основе компьютерных технологий (электронные презентации);
Кроме этого в модели систематизированы основные подходы:
- системный и компетентностный подходы направлены на передачу знаний, умений и навыков через собственное творческое мастерство и видение, укрепляющее уверенность своих учеников в их профессионализме после окончания учебного учреждения;
- креативный (или творческий) подход позволяет использовать в учебном процессе инновационные и интерактивные методы (деловые игры, семинарские занятия, разного типа экскурсии и др.), применение технических средств обучения, развивающих интерес студентов к учебной и познавательной деятельности и самостоятельную активность;
формы обучения: аудиторные (лекции, семинары, практические занятия, дискуссии и др.); внеаудиторные (самостоятельная работа, выездная экскурсия и т.д.); практика (педагогическая, технологическая);
педагогические условия являются ключевыми компонентами модели, к ним относятся:
- общепедагогические: учет особенностей профессиональной деятельности будущего педагога; выявление специфики профессионального учебного учреждения и его влияния на активизации учащихся; разработка и внедрение в образовательный процесс вуза модели подготовки будущего педагога для работы в профессиональном учебном учреждении; учет особенностей изучаемых предметов в профессионально -ориентированном обучении студентов; педагогизация учебного процесса на этапе их специализации; выделение и создание интегрированных тем, разделов, курсов, в процессе изучения различных дисциплин, связанных с профессиональным учебным заведением, в том числе и методиками преподавания их основ.
Общепедагогические условия способствуют укреплению и совершенствованию взаимосвязи педагогических и технологических практик, в ходе которых у студентов формируется целостное
представление о будущей профессии; развитие креативности при обучении предметам технологического цикла и методике преподавания;
- специально-педагогические: учет особенностей предметов инженерно-технологического и экономического циклов в профессионально-ориентированном обучении студентов; взаимосвязь учебных педагогических и производственных практик, способствующих формированию у студентов целостного представления о будущей профессии; реализация педагогических условий, при которых формируются специальные технологические знания, умения и навыки.При этих условияхпроисходит учет особенностей предметов по специальностям в профессионально-ориентированном обучении студентов и инновационные условия [1].
Реализация инновационных подходов в обучении происходит в соответствии с динамичным характером модели подготовки педагога профессионального обучения.
Результативно-оценочный блок содержит: критерии: мотивационный, когнетивный, личностноно-деятельностный; и показатели:
- готовность строить обучение на основе преимуществ и особенностей ПУУ;
- способность разрабатывать задания различного уровня сложности для самостоятельной работы учащихся; проекты учебников с элементами современных образовательных технологий;
- готовность к прогнозированию, анализу инновационных процессов в отрасли;
- готовность к решению инновационных конструкторских, инженерных, технических, технологических задач;
- готовность к проведению консультаций по вопросам инновационных процессов в отрасли.
результат: подготовленность будущего педагога к работе в профессиональном учебном учреждении с использованием инновационных технологий.
В целом инновационная подготовка педагога профессионального обучения является сложным и системным процессом. Студенты закрепляют и углубляют свои знания и умения, что позволяет им на основе межпредметных связей расширить свою научную и творческую деятельность в соответствии с требованиями к будущей профессии.
Основная идея подготовки будущих педагогов профессионального обучения выражает необходимость ориентировать студентов к инновационно-педагогической, инновационно-технологической
деятельности в учебном учреждении.
Список литературы
1.Гаврилова И.С., Правдюк В.Н. Экспериментальная оценка инженерно-технологической готовности будущих педагогов к профессионально-педагогической деятельности // Электронный научный журнал «APRIORI . Сер. «Гуманитарные науки». 2014. №6.
С1-11. WWW.APRIORI - JOURNAL.RU.
2.Дерепаско С.В., Правдюк В.Н. Роль инновационных и образовательных технологий в подготовке будущих педагогов профессионального обучения // Известия ТулГУ. Педагогика. Вып.1. 2014. С.46-55.
3 .Национальная доктринаобразованиявРоссийскойФедерациидо2025 [Электронный ресурс] http://sinncom.ru/content/reforma/index5.htm (дата обращения: 17.07.2013).
4.Правдюк В.Н., Хмызова Н.Г. Использование компьютерных технологий в активизации научно-исследовательской работы будущих педагогов профессионального обучения // Ученые записки Орлов. гос. унта. ОГУ, 2012. №2. С. 354-358.
5.Правдюк В.Н., Дерепаско С.В., Маслов С.И. Современные подходы и педагогические условия в подготовке педагога профессионального обучения // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып.1. Ч.2. Тула: Изд-во ТулГУ. 2012. С.63-67.
6.Правдюк В.Н., Тенетилова В.С. Формирование профессиональной компетенции специалиста посредством учебно-предпринимательской деятельности // Ученые записки Орловского государственного университета. 2010. №3(37). Ч.2. С.271-276.
7.Правдюк В.Н. Инновационные подходы к подготовке педагога профессионального обучения // Педагогическая наука: теория и практика: монография / под общей ред. В.Н. Правдюк. Орел, 2014. 136с.
Гаврилова Ирина Станиславовна ст. преподаватель;
[email protected], Россия, Орел, Орловский государственный университет,
Правдюк Валентина Николаевна, д-р пед. наук, проф., [email protected], Россия, Орел, Орловский государственный университет,
Дерепаско Светлана Васильевна, доц., [email protected], Россия, Орел, Орловский государственный университет.
TEACHING CONDITIONS AND INNOVATIVE APPROACHES IN TRAINING TEACHERS
OF VOCATIONAL TRAINING
I.S. Gavrilova, V.N. Pravdyuk, S.V. Derepasko
The article discusses the advantages of using innovative approaches and pedagogical conditions associated with an increase in the efficiency of training future teachers of
vocational training.
Key words: innovative approaches, models, teachers of vocational training, pedagogical conditions.
Gavrilova Irina Stanislavovna, Senior Lecturer, Russia, [email protected], Orel, OrelState University,
Pravdyuk Valentina Nikolaevna, Dr.of ped. science, professor, [email protected], Russia, Orel, Orel State University,
Derepasko Svetlana Vasilievna, Associate Professor, [email protected], Russia, Orel, Orel State University.
УДК 37.014
РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ЕЕ РАЗВИТИЕМ НА ОСНОВЕ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ
МОДЕЛИ
Н.А. Дмитриев, Л.А. Константинова
Раскрываются основные подходы к процессу регионализации образования и ее взаимодействию с процессом формирования региональной системы образования, а также даны предложения по ее совершенствованию на основе программно-целевой модели управления.
Ключевые слова:региональная система образования, регионализация, непрерывное образование, стратегия управления системой образования.
Актуальной тенденцией в сфере образования в нашей стране стоит считать ее постоянную трансформацию и изменение, вызываемые значимыми политическими и социально-экономическими преобразованиями. Одной из важнейших проблем в этой связи становится выход на первый план вопроса регионализации образования как важнейшего направления.
Сегодня становится очевидным, что эффективность системы образования России напрямую зависит от эффективности ее компонентов, важнейшим из которых является региональная система образования. Именно взаимодействие и взаимосвязь составных частей системы позволит говорить о формировании единой образовательной политики в рамках единого образовательного пространства региона.
Для успешного решения задач управления, функционирования и развития региональной системы образования необходимо ясно представлять себе ее особенности. В исследованиях профессора В.М. Петровичева сама регионализация процесса образования рассматривается как «полный охват и прилизывание образованием всех слоев населения конкретной земли и всего интервала жизни отдельного человека» [4]. Также отмечается, что «...смысл и значение регионализации образования