Педагогические условия гендерного воспитания детей дошкольного возраста
Пономарева Людмила Ивановна
ФГБОУ ВПО "Шадринский государственный педагогический институт", г.Шадринск
Ключевые слова:
Гендер, гендерное воспитание, развивающая среда
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению некоторых аспектов гендерного воспитания дошкольников. Изучению возможности внедрения гендерного подхода в учебно-воспитательный процесс дошкольных образовательных организаций.
Внимание общества и государства к проблемам гендерного воспитания обусловлено тем, что в современном мире социокультурный информационный фон изменяет психологические стереотипы, что не способствует позитивной полоролевой социализации и приводит к частичной, а иногда и полной, утрате истинно маскулинных качеств у мальчиков и юношей и
феминных - у девочек и девушек [1].
Цель исследования: проанализировать современное состояние гендерного воспитания дошкольников.
Материалы исследования. Вопросы, связанные с проблемой гендерного воспитания детей, в последнее время входят в число наиболее обсуждаемых. Изучению гендерных аспектов посвящены исследования как отечественных (В.В. Абраменкова, Т.Н. Доронова, С.В. Каманина Е.Н. Каменская, И.И. Лунин, А.М. Щетинина, Л.В. Штылева и др.), так и зарубежных психологов (Ш. Берн, Р. Бэрон, Д. Ричардсон, В.Е. Каган и др.). Необходимо отметить, что гендерные исследования в российской педагогической науке до сих пор не имеют целостной научной концепции. Но все исследователи сходятся во мнении о необходимости гендерного воспитания, начиная с дошкольного возраста [3].
Гендер - в психологии: социально-биологическая характеристика, с помощью которой дают определение понятиям «мужчина» и «женщина». Однако термин «гендер» подчеркивает, что многие различия между мужчинами и женщинами обуславливаются культурой и общественными установками, тогда как слово «пол» подразумевает, что все различия являются прямым следствием биологического пола.
Гендерные роли передаются ребенку через наблюдение за типичными формами поведения мужчин и женщин. Взрослея, ребенок идентифицирует (определяет) себя как представителя либо мужского, либо женского пола и в своих представлениях и поведении отождествляет себя с людьми определенного пола.
- гендерная норма - образец поведения, принимаемый и действующий в обществе.
- понятия маскулинности и феминности.
Т.В. Бендас дает следующее толкование понятий маскулинность и фемининность [1, 38]:
Маскулинность(лат. masculinus - мужской) - набор личностных и поведенческих черт, соответствующих стереотипу «настоящего мужчины»: мужественность, уверенность в себе, властность и т.д.
Фемининность(лат. femina - женщина) - набор личностных и поведенческих черт, соответствующих стереотипу «настоящей женщины»: мягкость, заботливость, нежность, слабость, беззащитность и т.д.
Современное общество вносит свои изменения в отношения между мужчиной и женщиной, во взгляды на семью и брак, в воспитание детей. Стираются грани между мужским и женским началом. Поздние браки, недостаточное внимание к детям, сложные межличностные отношения оказывают свое влияние, и теперь дети воспитываются по правилу «все равны». Жесткое разделение гендерных ролей уступило место явлению андрогинности - явлению, фиксирующему проявление одновременно (не обязательно в равной степени) и женских, и мужских качеств. При этом в условиях современного общества, с его меняющимися реалиями, андрогинность - не отрицание маскулинности или феминности, а сочетание этих качеств в предлагаемых условиях социума.
Внедрение категории «гендер» в педагогическую науку имеет принципиальное значение, поскольку игнорирование половой принадлежности ребенка в учебно-воспитательном процессе приводит к нивелированию мужской и женской уникальности, неповторимости внутреннего мира каждой девочки, девушки, каждого мальчика, юноши, неадекватной самооценке, отсутствию культуры взаимоотношений полов [2, с. 30].
Гендерный подход в образовании - это индивидуальный, личностно ориентированный подход к формированию и проявлению ребёнком своей идентичности. Биологические особенности разных полов являются предпосылками потенциальных возможностей для формирования психологических и поведенческих различий между мальчиками и девочками. Эти различия формируются под влиянием социальных факторов - современного устройства общества и семьи. Рассматривая вопросы воспитания девочек и мальчиков, необходимо учитывать их гендерную принадлежность не как данность, изначальную от рождения, а как явление сложного взаимодействия социализации и биологического пола.
Ведущая роль в гендерном воспитании принадлежит, по общепризнанному мнению, наиболее близкому окружению ребенка - семье, которая опирается на значительную помощь ДОО.
Половая идентичность формируется у ребенка уже к полутора годам. Двухлетний ребенок знает свой пол, но не может осознать, почему он мальчик или девочка. В 3-4 года он уже осознанно различает пол окружающих людей на основе внешних признаков (например, одежды, стрижки). Средний и старший дошкольный возраст характеризуется большей четкостью в определении полового образа. Дети безошибочно определяют свой пол, могут подробно рассказать об отличительных признаках мальчиков и девочек [5], не только внешних (например, девочки носят платья, а мальчики брюки), но и поведенческих (девочки любят играть в куклы, а мальчики в машинки). Также могут рассказать о различии в поведении мужчин и женщин на основе своих знаний о ролях мамы и папы в своей семье.
Одной из целей дошкольных образовательных организаций становится создание условий для становления личности ребенка с учетом будущей полоролевой идентичности, реализации его внутренних сил и потребностей, приобщения к общечеловеческим и национальным ценностям, закрепленным в культурно-историческом опыте поколений.
Исходя из вышесказанного, в детском саду необходимо создавать педагогические условия и использовать разнообразные методы для формирования полноценной личности с учетом гендерной идентичности:
- моделирование с учетом предпочтений мальчиков и девочек предметно-пространственной развивающей среды (пространство группы принято делить на зоны: игровую, познавательную и зону физической активности. В зонах выделяют уголки для мальчиков и девочек, где подбирают игры, которые непосредственно формируют понятие ребенка о гендерных ролях):
- знакомство с национальными традициями и обычаями народов нашей страны (русской культуры, культуры адыгейцев, ханты или манси);
- чтение художественной литературы (с обращением на специфические черты поведения героев
литературных произведений, сказок, рассказов, стихотворений);
- коллективне беседы с детьми (уточняющие родственные отношения, обязанности членов семьи и правила поведения в обществе для мужчин и женщин) [3].
Необходима и работа с семьей на всех этапах развития гендерной идентичности. Консультации, анкетирование, беседы, наглядная информация должны помочь родителям быть компетентными в этом вопросе.
Вывод. Педагоги дошкольной организации должны создать, с одной стороны, пространство, в котором ребенок будет способен свободно познавать мир и его законы, а с другой стороны -пространство, наполненное знаками и символами мужского и женского мира, которые переданы нам культурой и сохранены культурой [4, с. 33].
Таким образом, внедрение гендерного подхода в процесс образования и воспитания детей дошкольного возраста создаст благоприятные условия для роста самосознания и возможностей самореализации личности ребенка.
Список литературы:
1.Бендас Т.В. 2005. Гендерная психология. - СПб.: ТЦ Сфера, - 494 с.
2.Каменская Е.Н. 2006. Гендерный подход в педагогике. - Ростов-на-Дону. - 385 с.
3.Пономарева Л.И. 2014. К вопросу о гендерном подходе в воспитании детей дошкольного возраста // Вестник Ша дринского государственного педагогического института. № 3 (23) .С. 55-59.
4.Татаринцева Н.Е. 2009. О полоролевом воспитании в контексте современной педагогической реальности // Дошкольное образование. №3. С. 28-33.
5.Щетинина А.М. 2010. Полоролевое развитие детей 5-7 лет. - Москва.: ТЦ Сфера. - 128 с.