Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста представлений об идеальном образе мужчины'

Педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста представлений об идеальном образе мужчины Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1790
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕАЛЬНЫЙ ОБРАЗ МУЖЧИНЫ / ГЕНДЕРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ГЕНДЕРНАЯ РОЛЬ / МАСКУЛИННОСТЬ / ФЕМИННОСТЬ / THE PERFECT IMAGE OF A MAN / GENDER COMPETENCE / GENDER SOCIALIZATION / GENDER ROLE / MASCULINITY / FEMININITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гареева Зинера Кадимовна

В статье рассматривается актуальная проблема формирования представлений об идеальном образе мужчины у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. В работе конкретизировано понятие «идеальный образ мужчины», выявлены и обоснованы педагогические условия формирования представлений об идеальном образе мужчины в условиях современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гареева Зинера Кадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical conditions of forming the perfect image of a man in children of the senior preschool and primary school age

A topical problem of the formation of ideas about the ideal image of male in children of the senior preschool and primary school age is discussed. The concept of the “ideal image of a man” is concretized and pedagogical conditions of formation of the perfect image of a man in today’s society are identified and justified.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста представлений об идеальном образе мужчины»

Сведения об авторе: Айткулов Саит Ахметканович,

кандидат педагогических наук, доцент, директор Высшей школы физической культуры и спорта,

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: [email protected]

Information about the authors: Aitkulov Sait Akhmetkanovich,

Candidate of Sciences (Education),

Academic Title of Associate Professor,

Director, Higher School

of Physical Culture and Sports,

South-Ural State Humanitarian Pedagogical

University,

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: [email protected]

УДК 371.01 ББК 74.200.4

З.К. Гареева

педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста представлений об идеальном образе мужчины

В статье рассматривается актуальная проблема формирования представлений об идеальном образе мужчины у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. В работе конкретизировано понятие «идеальный образ мужчины», выявлены и обоснованы педагогические условия формирования представлений об идеальном образе мужчины в условиях современного общества.

Ключевые слова: идеальный образ мужчины, гендерная компетентность, гендерная социализация, гендерная роль, маскулинность, феминность.

Z.K. Gareeva

pedagogical conditions of forming

the perfect image of a man in children of the senior preschool and primary school age

A topical problem of the formation of ideas about the ideal image of male in children of the senior preschool and primary school age is discussed. The concept of the "ideal image of a man" is concretized and pedagogical conditions of formation of the perfect image of a man in today's society are identified and justified.

Key words: the perfect image of a man, gender competence, gender socialization, gender role, masculinity, femininity.

В свете происходящих в мире собы-тийпроблемагендернойсоциализациине только не утрачивает свою актуальность, но и приобретает новые смыслы. В современной психолого-педагогической

науке различные аспекты данной проблемы изучают отечественные ученые -Т.В. Бендас, Л.В. Градусова, И.С. Клеци-на, Л.Э. Семенова, К.А. Соколова и др. Многочисленные научные изыскания

подтверждают факт размывания границ между тендерными ролями мужчины и женщины, обусловленные прежде всего социальными факторами [1-5]. В наши дни характер взаимодействия представителей различных полов изменился: мужчинам не требуется быть физически сильными, наличие механизмов облегчило тяжелый физический труд, женщинам не требуется быть единственными воспитателями своих детей, в обществе существуют институты образовательных организаций и нянь. В таких условиях наблюдается некая размытость маскулинности у мужчин, феминности у женщин и, как результат, отсутствие четкого разделения тендерных ролей. По этой причине у детей дошкольного и младшего школьного возраста часто не сформированы эталонные образы мужчины и женщины. Идеальные образы представителей обоих полов в значительной степени определяют уровень будущей ген-дерной компетентности и задают вектор развития формирующейся личности.

В нашем понимании, современный идеальный образ мужчины - это гармонично сочетающийся набор феминных и маскулинных качеств, связанных с социально значимым и общественно признанным стилем положительного ген-дерного поведения. Он формируется и мысленно воссоздается в представлениях. Представления о содержании типичного для пола поведения выступают одним из средств формирования личности ребенка, так как мальчики в последующем стараются соответствовать данному эталону - идеальному образу мужчины, а для девочек он становится мерилом в оценке представителей противоположного пола и способствует становлению женственности.

На начальном этапе проведенного нами исследования 79 % опрошенных дошкольников и младших школьников на вопрос: «Каким должен (должна) быть мужчина (женщина)?» ответили: «Хорошим, сильным; доброй, красивой». Результаты свидетельствуют о неосведомленности, скудности словарного запаса, отсутствии ясных представлений у детей об образах мужчины и женщины.

Мы считаем, что при планомерной, целенаправленной работе как в условиях образовательной организации, так и семье можно сформировать у детей рассматриваемого нами возраста представления об идеальном образе современного мужчины, гармонично сочетающего в себе социальные роли - активного члена общества, отца, супруга, защитника и добытчика. Анализ литературы и наш собственный опыт позволили нам выявить педагогические условия, способствующие эффективному формированию представлений об идеальном образе мужчины в условиях современного общества. Педагогические условия определены нами с учетом социального заказа, отраженного в Федеральных государственных образовательных стандартах ДОО и НОО [6; 7], и с использованием возможностей аксиологического, гендерного и деятель-ностного подходов в воспитании детей указанного возраста.

Ведущим условием, способствующим формированию представлений об идеальном образе мужчины, мы считаем организацию совместной деятельности детей и взрослых (педагогов, родителей). Общеизвестно, что формирование представлений об образе мужчины в значительной степени определяется образом отца, установками, ожиданиями той социальной роли, которую он выполняет в семье. В работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста без опоры на него невозможно достичь желаемого результата. На наш взгляд, эффективной является методика совместной деятельности ребенка и взрослых (педагогов, родителей) по созданию «Альбома мужчин семьи», основной идеей которого является создание фотоальбома прошлого и настоящего представителей мужского пола семьи, в котором можно увидеть, какими были отец, дед, брат, дядя в предыдущие возрастные периоды. Альбом может состоять из следующих блоков для мальчиков-дошкольников и младших школьников:

1) это - я (я - младенец, мне 1 год, мне 3 года, мне 5 лет), 2) мои увлечения; 3) любимая еда; 4) любимая одежда; 5) любимое место отдыха и т.д.

ф

3

4 го

0

1 _ -О _0

с; I

о ^

* т

3 £

о ^

О ф

^ «

Ф го

3 о.

О.Ю

ГО о

н

о

о

X .0

го ф

>>4

к ^ ? ю

т °

СО >2 ° ?

о р к ф

15 ^

ё го

ш 2 го

ф О.

^ со

^ о

О Ш

12 Е ?

>- -О Го щ

ч о

ф !а£

1= 3

го

ш

ф

ф ^

го

со

Для взрослых членов семьи (пап, дедушек) возможно выделение следующих блоков:

1) мой папа (дедушка) - дошкольник; 2) мой папа (дедушка) - школьник; 3) мой папа (дедушка) - юноша; 4) мой папа (дедушка) - мужчина; 5) профессия моего папы (дедушки); 6) хобби моего папы (дедушки); 7) любимое блюдо моего папы (дедушки); 8) любимое место отдыха моего папы (дедушки) и т.д.

Также мальчикам можно предложить пофантазировать, помечтать о будущей профессии, будущих увлечениях и оформить в альбоме дополнительные блоки - коллажи «Моя будущая профессия», «Мои увлечения в будущем». К примеру, можно взять рисунок с изображением мужчины-строителя, мужчины-врача, мужчины-педагога и вклеить лицо ребенка. Это увеличит заинтересованность и познавательную активность детей, позволит заложить основы профессиональной направленности личности.

Задания по подбору фотоснимков направлены на формирование представлений об идеальном образе мужчины у детей. Дети не только ассоциативно запоминают их, но и осознают, что мальчики становятся юношами, мужчинами, отцами, дедами, что принадлежность к полу явление постоянное и не может изменяться в зависимости от ситуации или личного желания ребенка. С готовым альбомом дети могут подготовить презентации и выступить перед группой, классом, родителями самостоятельно, либо совместно со взрослыми (педагогами, родителями). Подготовка к публичному выступлению - серьезная работа для ребенка-дошкольника, педагога и родителей. Это совершенно новая роль и новые навыки, которыми младшие школьники обычно не владеют. Мальчиков и девочек следует учить выступать, отвечать на вопросы, обсуждать; взрослые должны оказывать им помощь в преодолении эмоциональных проблем. Успешно справившись с заданием, дети приобретают уверенность в своих силах, преодолевают стеснительность, у них повышается уровень самооценки и социальной активности. Выполнение за-

дания способствует развитию коммуникативных навыков, пониманию детьми разнообразия человеческих характеров, преодолению эгоцентрических проявлений в поведении.

Перед выполнением заданий педагогам и родителям рекомендуется совместно подобрать альбомные блоки с учетом личной семейной ситуации ребенка, исключив блоки, которые могут вызвать у него негативные эмоции.

Данный вид деятельности можно приурочить к праздникам - Дню защитника отечества, Дню семьи. Можно оформить альбомы с мамами и преподнести в качестве сюрприза папам, дедушкам. Взрослые и дети могут вместе подбирать детские фотографии представителей мужского пола своей семьи, рассматривать их, выделять снимки разных возрастных периодов (дошкольного, школьного, юношеского, зрелого возрастов), узнавать о любимых занятиях, местах отдыха своих близких, когда им было 5-11 лет. Обсуждения, общение в процессе оформления альбома несут положительный эмоциональный заряд, усиливают познавательную активность детей, сближают членов семьи, включают родителей в воспитательный процесс, способствуют формированию идеального образа мужчины и, как следствие, гендерной компетентности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Структура данной методики достаточно проста и применима в отношении любого члена семьи (матери, отца; представителей старшего поколения - бабушек, дедушек и т.д.). Вместе с тем она может быть использована как одно из эффективных средств учебно-воспитательной деятельности в образовательных организациях.

Следующее педагогическое условие -создание ситуаций, способствующих формированию идеального образа мужчины в коммуникативной среде образовательной организации. Детство - важный этап в становлении личности человека, когда закладываются механизмы поведения, приобретается опыт, осознаются ценности. Закрепить все вышеназванное позволяет решение различных жизнен-

ных этических ситуаций, направленных на формирование представлений о поведении мужчины, его качествах, о его способности справляться со сложными жизненными ситуациями. Подбор ситуаций опирается на здоровьесберегающий, когнитивный, поведенческий и эмоциональный компоненты, составляющие идеальный образ современного мужчины.

Проблемные ситуации этического характера, предложенные мальчикам и девочкам, предполагают наличие проблемы и ряда действий, которые дети выбирают и проигрывают. Проигрывание ситуаций «Семейный праздник», «Ждем гостей», «Заболела мама», «Вечеринка с друзьями», «У меня родился братик», «Спасибо, Ветераны!», «Женский день», «День защитника Отечества» и т.д. создает возможности для накопления знаний, опыта, представлений о своем и противоположном поле, способствует формированию поведения детей в соответствии с принятыми в обществе нормами и эталонами. Для реализации данного условия мы использовали цикл занятий по формированию представлений о мужском образе, беседы: «Качества настоящего мужчины», «Дела и обязанности мужчины».

Так, формирование представлений об идеальном образе мужчины представляет собой целенаправленный процесс создания ситуаций, постановки детей перед проблемой и её осознания; при этом девочки и мальчики приобщаются к пониманию социально значимых качеств мужчины, учатся преодолевать стереотипные представления о роли мужчины в семье и обществе.

Третье педагогическое условие - применение средств художественного творчества: детской художественной литературы, мультипликационных фильмов, формирующих у детей образ идеального мужчины. Данное условие с точки зрения воспитательного потенциала имеет безграничные возможности реализации. Дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста конструируют образы на основе уже имеющихся представлений. В этом смысле художественные произведения играют роль «отправных то-

чек», так как их герои задают ориентиры для морально-этического развития, формирования представлений об идеальном образе мужчины. Проблемой отбора произведений для чтения детям занимались Л.Э. Семенова, О.И. Соловьева, В.М. Фе-дяевская и многие другие ученые.

Л.Э. Семенова, проанализировав произведения детской художественной литературы, рекомендованные для чтения современным дошкольникам, отмечает, что во многом гендерные образы соответствуют традиционным (патриархальным) нормам и стереотипам и не всегда созвучны с ценностными представлениями и предпочтениями настоящего. Лишь в единичных случаях встречаются сюжеты с нестандартными, с точки зрения жестких традиционных гендерных норм, мужскими образами, которые более соотносятся с реальной социальной ситуацией. «Детская художественная литература и в начале XXI века сохраняет свою консервативность в плане приверженности во многом устаревшим и несправедливым гендерным стандартам. Поэтому, на наш взгляд, по-прежнему сохраняет свою актуальность проблема составления таких сборников и хрестоматий, которые будут включать произведения с разнообразными гендерными образами, позволяющими демонстрировать детям яркие индивидуальные различия в интересах, предпочтениях, способностях, личностных качествах и сферах деятельности как среди девочек/женщин, так и среди мальчиков/ мужчин, что создаст реальные условия для расширения гендерного репертуара личности детей, читающих или слушающих эти произведения» [4, с. 28].

Мы солидарны с позицией Л.Э. Семеновой и считаем, что ознакомление детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с гендерно стереотипными произведениями следует осуществлять с особой осторожностью, с целью предотвращения развития у подрастающего поколения сексистских предубеждений. Последующее обсуждение прочитанного, разрушающее жесткие гендерные стандарты, совместное создание альтернативных вариантов сю-

ф

3

4 го

0

1 _ -О _0

с; I

о ^

* т

3 £

о ^

О ф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ «

Ф го

3 о.

О.Ю

ГО о

н

о

о

X .0

го ф

>>4

к ^ ? ю

т °

СО >2 ° ?

о £ к ф

15 ^

ё 15

го

ф О.

^ со

^ о

0 Ш

1 2 Е ?

>- -О Го щ

ч о

ф !а£

1= 3

го

m

ф

ф го

со

жета, например, с гендерной инверсией ролей героев, позволят в определенной мере избежать нежелательных последствий.

Под воздействием художественной литературы формируется идеальный образ мужчины у детей, представления о качествах, внешности, речи, манерах представителей мужского пола. Повторное чтение усиливает впечатления, закрепляет нормы поведения и представления о нем. Важно акцентировать внимание на описании героев произведений, их ген-дерном поведении, просить детей оценить их поступки с морально-этических позиций.

Столь же актуальной является и проблема формирования представлений об идеальном образе мужчины при просмотре мультипликационных фильмов детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Различными аспектами её изучения занимались отечественные исследователи Д.В. Андрю-щенко, К.А. Соколова, Н.Е. Маркова и др. Событие, показанное в мультфильме, формирует у ребенка модель окружающего мира, образы близких людей - отца, матери, добра и зла, которые потом будут для него ориентиром в жизни. Просматривая мультипликационный фильм, ребенок воспринимает информацию в виде образов, из которых потом строится его модель мира - гендерная картина мира. Среди них одним из важнейших является мужской образ. Идеальный образ мужчины - это прообраз будущего мужа и отца. Наделяя героев взрослым реализмом, часто жестокостью, создатели мультфильмов формируют у детей стереотипы будущего сексуального поведения. К выбору мультипликационных фильмов следует подходить так же серьезно, как и к выбору литературных произведений, чтобы правильно сформировать у девочек и мальчиков, будущих взрослых, идеальный образ мужчины. Созвучным реалиям современного общества является мультипликационный фильм «Динозавр» (режиссеры Эрик Лейтон и Ральф Зондаг).

Сюжет разворачивается вокруг главного героя - динозавра Аладара, которо-

го воспитывает семья лемуров. Птица-динозавр из разрушенного гнезда переносит яйцо с будущим Аладаром на другой остров. На этом острове яйцо попадает в семейство лемуров, которые принимают Аладара и воспитывают в своих традициях - учат жить в дружной компании, быть общительным, сочувствовать попавшим в беду.

Однажды метеоритный дождь разрушает всё живое на острове. Однако Ала-дару с приемными родителями удается спастись. Они вынуждены искать новое место для жизни. Поиски их приводят на родину Аладара в стадо, где вожаком является агрессивный, жестокий динозавр Крон, жестко и безжалостно решающий возникающие проблемы, в связи с чем у Крона и Аладара складываются конфликтные отношения. Аладар, воспитанный приемными родителями в духе понимания, сострадания и заботы, в критической ситуации с помощью нестандартной стратегии поведения спасает стадо. В этот момент Крон погибает, и вожаком стада становится Аладар. Он заслуживает любовь сестры Крона. В конце мультипликационного фильма динозавры обретают новую родину в прекрасной долине - Земле Гнездования, куда они стремились попасть, преодолевая множество препятствий.

Главный герой мультфильма, Ала-дар, - положительный герой, в силе и агрессивности он уступает Крону. Его победа - спасение для всех, хотя проявление заботы и сопереживания не вписывается в рамки традиционных стереотипов мужественности.

Как справедливо отмечает К.А. Соколова, традиционная мужественность в современном мире разрушительна как для окружающих, так и для самого мужчины. Новые социальные вызовы требуют от мужчин большей интеллектуальной и эмоциональной гибкости, терпимости, признания своих аффективных состояний и значения отцовства [5, с. 76].

После просмотра мультфильма мальчикам и девочкам старшего дошкольного и младшего школьного возраста важно объяснить, что определяющим фактором в становлении успешной личности

является не половая принадлежность человека, а его индивидуальные качества, соответствующие новым социальным реалиям.

Реализация средств художественного творчества в образовательных организациях является целенаправленным процессом. На основе этого происходит становление личности ребенка, который, просматривая мультфильмы, читая и слушая произведения детской художественной литературы, приобщается к культуре, общечеловеческим ценностям, способствующим, в свою очередь, успешной гендерной социализации.

Таким образом, умелое применение на практике выявленных нами педагогических условий: организация совместной деятельности детей и взрослых, создание проблемных ситуаций, применение средств художественного творчества, детской художественной литературы, мультипликационных фильмов - способствует успешному формированию пред-

ставлений об идеальном образе мужчины. Такой подход позволяет заложить прочный фундамент для развитии гендерной компетентности детей, что подтверждает проведенная нами экспериментальная работа. При повторном опросе на вопрос: «Каким должен (должна) быть мужчина (женщина)?» 91 % опрошенных детей ответили: «Мужественным, смелым, заботливым, благородным; женственной, нежной, заботливой, приветливой». Присутствовали и развернутые ответы: «Быть порядочным человеком, быть заботливым отцом; быть хорошей хозяйкой, быть любящей мамой и женой» и т.д. Результаты свидетельствуют о положительном влиянии проделанной работы на формирование представлений у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста об идеальных образах мужчины и женщины. Именно это дает нам основание полагать, что применение этих условий в образовательной практике актуально, целесообразно и перспективно.

Библиографический список

1. Бендас, Т.В. Гендерная психология [Текст]: учеб. пособие / Т.В. Бендас. - СПб.: Питер, 2009. -431 с.

2. Градусова, Л.В. Гендерная педагогика [Текст]: учеб. пособие / Л.В. Градусова. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. - 174 с.

3. Клецина, И.С. Гендерная проблематика в публикациях журналов «Вопросы психологии» и «Психологический журнал» [Текст] / И.С. Клецина / / Вопросы психологии. - 2012. - № 8. -С. 83-92.

4. Семенова, Л.Э. Художественная литература и детское чтение как факторы гендерной социализации личности [Текст] / Л.Э. Семенова // Психолог в детском саду. - 2010. - № 4. - С. 3-29.

5. Соколова, К.А. Возможности использования мультипликационных фильмов в процессе гендерной социализации дошкольников [Текст] / К.А. Соколова // Психолог в детском саду. - 2010. -№ 4. - С. 71-77.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2009 г. № 373. в ред. приказов от 26 ноября.

Referencеs

1. Bendas T.V. Gender Psychology. SPb.: Piter, 2009. P. 431 [in Russian].

2. Gradusova L.V. Gender pedagogy. - M .: FLINTA: Nauka, 2011. 174 [in Russian].

3. Kletsina I.S. Gender in the publications of "Voprosy Psikhologii" and "Psikhologicheskii Zhurnal" journals. Voprosy psikhologii, 2012. № 8. P. 83-92. [in Russian].

4. Semenova L.E. Fiction and children's reading as factors of gender socialization. Psikholog v deskom sadu, 2010. № 4. P. 3-29. [in Russian].

ф

3

4 ro

0

1 _ -0 _0 ^ I

о s

* T

3 £ о ^

45 о Ф ir « Ф ro 3 a.

О.Ю ГО о

о 2 о

2 5

ф 5

го ф

>>4

к S ? ю

СО >S ° ?

м

о 2 к Ф

15 ^

ё го

ш 2 го

ф Q.

s п ^ о о m

о О ^

I- -Q

го с; Ч о ф ^

1= 3

5. Sokolova K.A. Possibilities of use of animated films in the process of gender socialization of preschoolers. Psikholog v deskom sadu, 2010. № 4. P. 71-77. [in Russian].

6. The Federal state educational standard of preschool education. Approved by the Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 17 October 2013. № 1155. [in Russian].

7. The Federal state educational standard primary education. Approved by the Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 17 October 2009 r. № 373. In ed. of orders of 26 November. [in Russian].

Сведения об авторe: Гареева Зинера Кадимовна,

ассистент кафедры социальной педагогики и социальной работы, Бирский филиал Башкирского государственного университета, г. Бирск, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

Information about the authors: Gareeva Zinera Cadimovna,

Assistant lecturer, Department of Social Pedagogy and Social Work,

Bashkir State University, Birsk branch Birsk, Russia.

E-mail: [email protected]

УДК 371 ББК 74.00

Л.А. Глазырина

необходимость профилактики насилия в образовательных организациях

В статье рассматриваются теоретические основы насилия как феномена, проявляющегося в образовательной организации, приводятся результаты исследований насилия, подтверждается актуальность профилактики насилия в образовательной среде.

Ключевые слова: насилие в образовательной организации, исследование насилия, профилактика насилия, последствия насилия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

L.A. Glazyrina

necessity of violence preventive care at educational organizations

Theoretical foundations of violence as a phenomenon occurring at educational organizations are discussed, violence research results are presented and topicality of violence preventive care in educational environment is proved.

Key words: violence at educational organization, violence research, violence outcomes.

Проблеме насилия в образовании долгое время не придавалось особого значения, хотя это явление было широко распространено, хорошо известно и нередко описывалось в художественной литературе. Первые систематические исследования травли в школах начались

в 70-80-х годах прошлого века в Норвегии и других скандинавских странах.

В России научные исследования этого вопроса появились около десяти-пятнадцати лет назад. И сегодня, во многом благодаря публикациям в средствах массовой информации, особенно в Ин-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.