позиция фасилитатора как субъекта образовательного сотворчества в поддержке создания нового и оригинального образовательного продукта; совместное сотворчество как средство значимости субъектности, мотивации на творческую самореализацию и позиционирование себя в выбранной профессии; метод изучения конкретных случаев из школьной и студенческой практики, осознание принципа «если ни я, то кто же...», который мотивирует на осмысление своей значимости и успешно реализуется в условиях непрерывного образования.
Библиографический список
1. Михальцова, Л. Ф. Формирование ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов на творческое саморазвитие в условиях непрерывного образования: Монография [Текст] / Л. Ф. Михальцова - Казань: Центр инновационных технологий, 2011. - 360 с.
2. Михальцова, Л. Ф. Аксиологические аспекты интернационализации в контексте профессионального образования [Текст] / Л. Ф. Михальцова, О. А. Милинис // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 13. - С. 168-179.
3. Михальцова, Л. Ф. Личностная парадигма развития ценностных ориентаций будущих педагогов [Текст] / О. А. Милинис, Л. Ф. Михальцова // Сибирский педагогический журнал. -2010. -№ 11. - С. 119-123.
УДК 377.5
Бутова Ирина Алексеевна
Аспирант Южно-Уральского государственного института искусств им. П. И. Чайковского, [email protected], Челябинск
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ МУЗЫКАНТА-КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА
Butova Irina Alekseevna
Butova Irina Alekseevna, post-graduate student of South Ural state institute of arts of P. I. Chajkovsky, [email protected], Chelyabinsk
EDUCATIONAL CONDITIONS OF FORMING ACCOMPANIST’SPROFESSIONAL MOBILITY
На рубеже ХХ-ХХ1 веков мобильность становится ключевым понятием, отражающим новые требования, которые предъявляет к человеку современное общество. Динамизм, скорость и темп пронизывают все сферы жизни и
деятельности современного человека, требуя проявления гибкости, адаптивности, способности быстрого реагирования на происходящие измене-ния.
Деятельность музыканта-концертмейстера не является исключением и в полной мере отвечает вышеуказанным требованиям. Специфической особенностью концертмейстерской деятельности выступает ее многопро-фильность и полифункциональность, которые проявляются в многообразии видов и составов исполнительских коллективов, с которыми работает концертмейстер (работа с солистами-вокалистами и инструменталистами, с хоровыми, танцевальными, театральными коллективами), в разнообразии выполняемых им функций (исполнитель, педагог и старший наставник, организатор и руководитель репетиционного процесса и пр.) [10; 13]. Изменчивость контекста и условий творческой деятельности концертмейстера проявляются в постоянной смене творческих партнеров, смене репетиционных и сценических площадок, ускоренных сроках подготовки концертных программ, широком диапазоне часто возникающих нестандартных ситуаций в процессе концертных выступлений, которые требуют способности быстрого реагирования [3; 11]. Таким образом, характер концертмейстерской деятельности определяет профессиональную мобильность как решающий фактор, обеспечивающий ее успешность и эффективность [5; 9].
Однако в научной и методической литературе, посвященной проблемам подготовки музыканта-концертмейстера, мобильность лишь упоминается как профессионально значимое качество (Н. Н. Горошко, Н. А. Крючков, Ю. Г. Мирлас, Е. М. Шендерович). До сих пор не обоснована структура и содержание профессиональной мобильности музыканта-концертмейстера, не определены критерии, способы и методы ее формирования.
Изучение особенностей профессиональной подготовки музыкантов-концертмейстеров в системе отечественного музыкального образования показало, что она базируется на традиционных формах камерно-вокального и камерно-инструментального академического исполнительства, носит узкопрофильный характер и не обеспечивает формирование профессиональной мобильности специалиста, что существенно затрудняет его вхождение в «многоотраслевую» профессиональную среду и усложняет выполнение профессиональных функций в хоровых, хореографических, театральных коллективах, а также в музыкальных коллективах эстрадно-джазового профиля [11].
Осознание важности профессиональной мобильности в структуре профессионального мастерства музыканта-концертмейстера, понимание степени ее значимости для достижения успеха концертмейстерской деятельности побуждают к выявлению педагогических условий, способствующих формированию данного ценного качества.
В научных исследованиях педагогические условия рассматривают как качественную характеристику основных факторов, процессов и явлений образовательной среды, отражающую основные требования к организации деятельности [1], как совокупность объективных возможностей, обстоя-
тельств педагогического процесса, целенаправленно создаваемых и реализуемых в образовательной среде, обеспечивающих решение поставленной педагогической задачи [8]. В контексте нашего исследования мы придерживаемся мнения А. В. Качалова [4] и рассматриваем педагогические условия как комплекс необходимых мер, обеспечивающих эффективное формирование профессионально важных качеств специалиста - в нашем случае профессиональной мобильности концертмейстера.
Рассмотрев проблемы, которые существуют на сегодняшний день в системе подготовки музыкантов-концертмейстеров, мы можем предположить, что комплексом педагогических условий, обеспечивающим эффективное формирование профессиональной мобильности концертмейстера, являются следующие:
1. Введение в содержание образования музыкантов-концертмейстеров новых знаний, обобщающих когнитивный опыт концертмейстера в сфере хореографического, театрального, академического и эстрадно-джазового музыкального искусства.
2. Расширение профилей практической подготовки музыкантов-концертмейстеров за счет включения студентов в концертмейстерскую деятельность с разнообразными творческими коллективами академического и эстрадно-джазового направления, в постановочный процесс хореографических и театральных организаций.
3. Реализация направленности обучения на освоение студентами многообразных концертмейстерских функций: (исполнительских, педагогических, организаторских) посредством использования различных видов имита-ционного педагогического моделирования и интерактивных методов обучения.
Остановимся на теоретическом обосновании названных педагогических условий.
Первое педагогическое условие связано с содержательной стороной образовательного процесса. Реализация данного условия возможна посредством введения специального теоретического курса по проблемам концертмейстерского мастерства как предмета по выбору. Объем получаемых знаний в результате освоения данной дисциплины должен быть необходимым и достаточным для понимания особенностей ведения концертмейстерской деятельности по всем профилям. Дидактический материал должен включать теоретические положения о специфике работы концертмейстера с солистами-вокалистами (академического и эстрадного профилей), инструменталистами (включая все группы инструментов), ансамблями, хоровыми коллективами, в классе дирижирования, в танцевальных и хореографических коллективах, в музыкальных театрах.
Будущий концертмейстер должен приобрести знания об особенностях и технических возможностях различных голосов и инструментов, знания основ и техники дирижирования, технологии и терминологии классического, народно-сценического и современного танцев. Ему необходимо получить
знания и практические навыки по основам импровизации, а также технологии подбора по слуху, которые впоследствии станут нужны для работы в танцевальных и хореографических коллективах, с эстрадными и эстрадноджазовыми исполнителями.
В процессе обучения студенты должны приобрести знания, позволяющие грамотно аранжировать трудные и технически неудобные фрагменты музыкального текста, редактировать клавиры, исполнение которых значительно отличается от аккомпанементов камерных вокальных и инструментальных сочинений.
Таким образом, обогащение содержания образования студентов-концертмейстеров направлено на приобретение новых знаний, раскрывающих особенности освоения концертмейстерского мастерства, которые нельзя получить на традиционных занятиях в концертмейстерском классе в полном и систематизированном объеме. Это позволит повысить уровень теоретической подготовки концертмейстеров, расширить спектр дальнейшего профессионального выбора, создать условия для многопрофильной практической подготовки будущего специалиста.
Второе педагогическое условие, связанное с расширением профилей практической подготовки музыкантов-концертмейстеров, может быть реализовано посредством организации и введения в учебный процесс новых видов концертмейстерской практики на базах концертно-творческих и образовательных организаций.
При организации прохождения студентами концертмейстерской практики необходимо обеспечить ее полноту и разносторонность, преодолеть нацеленность на узкопрофильную подготовку концертмейстера к работе с солистами-вокалистами и инструменталистами. Это диктует необходимость организовать прохождение студентами концертмейстерской практики в классе хорового дирижирования, эстрадного пения, инструментов эстрадного оркестра и в творческих коллективах - хоровом, театральном, хореографическом. Такая практика позволяет не только закрепить знания, исполнительские умения и навыки, полученные в концертмейстерском классе и в рамках освоения дополнительного теоретического спецкурса, но и приобрести навыки ансамблевого музицирования с различными исполнителями и исполнительскими коллективами, овладеть специфическими концертмейстерскими умениями работы с музыкальным текстом (аран-жировка, импровизация, подбор по слуху и пр.).
Работа в творческих коллективах позволяет сформировать социальную направленность личности, готовность к межличностному взаимодействию, умение действовать совместно с партнерами, «работать в команде». Это обусловливает развитие не только коммуникативных, но и эмоциональнопсихологических качеств, необходимых для совместной работы: эмпатии, эмоциональной отзывчивости, конформности, заставляет музыканта быть более чутким, быстрее реагировать на изменения сценической ситуации и психологического состояния партнера.
Практика работы со многими творческими коллективами позволяет выработать у студентов навыки социально-профессиональной адаптации. Жесткий режим работы большинства коллективов обуславливает необходимость быстрой и интенсивной адаптации, что заставляет студентов стимулировать развитие не только коммуникативных умений, но и исполнительских навыков, позволяющих работать наравне с профессионалами.
Выпускник музыкального колледжа, успешно прошедший концертмейстерскую практику по всем видам и профилям концертмейстерской деятельности, приобретя опыт работы с различными исполнителями в репетиционных и сценических условиях, способен оперативно преодолевать профессиональные трудности, быстро выходить из затруднительных ситуаций и находить правильное решение профессиональных задач. Это позволит молодому специалисту в будущем сэкономить физические и психологические ресурсы и обеспечит быстрое и «безболезненное» вхождение в профессиональную среду.
Третье педагогическое условие, предполагающее реализацию направленности музыкального обучения на освоение студентами многообразных концертмейстерских функций (исполнительских, педагогических, организаторских) может быть осуществлено в учебном процессе посредством использования различных видов имитационного педагогического моделирования (контекстного, ролевого, функционального, ситуационного) и интерактивных методов обучения.
В аспекте нашего исследования наибольший интерес представляет контекстное моделирование как форма активного обучения, специально ориентированная на профессиональную подготовку специалистов и реализуемая посредством воссоздания в учебном процессе квазипрофессионального контекста. Согласно представлению А. А. Вербицкого, автора данной концепции, «в контекстном обучении теоретическое знание впервые становится для студента осмысленными, превращаясь из «культурных консервов», пригодных лишь для сдачи экзаменов, в живое знание, в ориентировочную основу предстоящей профессиональной деятельности, которая формируется «здесь и теперь» в модулируемых ситуациях компетентного предметного действия и поступка» [2, с. 51].
Мы рассматриваем контекстное моделирование как общий подход к организации образовательного процесса, в основе которого лежит принцип воссоздания конкретной профессиональной среды. В нашем случае это может быть среда индивидуального занятия концертмейстера с вокалистом, среда коллективной хоровой репетиции, среда сценической театральной репетиции и т. д. Но если учесть, что среда воссоздается не абстрактно, а с определенной конкретной целью, то возникает возможность классификации подобных контекстных сред по объекту и цели моделирования.
Мы выделяем три вида контекстного моделирования профессиональной среды: а) функциональное моделирование, предполагающее воссоздание определенной профессиональной среды с целью отработки различ-
ных функций, реализуемых концертмейстером; б) ролевое моделирование, предполагающее выполнение концертмейстером определенной социально-психологической роли в профессиональном контексте с целью формирования необходимых профессиональных и личностных качеств, умений и навыков; в) ситуативное моделирование, сущность которого состоит в создании определенной проблемной ситуации в профессиональном контексте с целыо стимулирования мобильных поведенческих реакций будущих концертмейстеров.
Подчеркнем, что во всех случаях необходимым условием является воссоздание контекста профессиональной деятельности, на фоне которого моделируются другие компоненты образовательной среды.
Необходимо отметить, что различные виды контекстного моделирования не изолированы друг от друга, их цели могут пересекаться, коррелиро-вать друг с другом. Задача преподавателя концертмейстерского класса состоит в том, чтобы выбрать оптимальный вариант моделируемой ситуации для каждого конкретного студента с целью развития именно ему необходимых качеств, составляющих основу профессиональной мобильности.
В художественно-творческой педагогике в силу ее специфики преобладает индивидуальная форма обучения. Данная форма обучения, по нашему мнению, не способна в полной мере сформировать столь необходимые будущему концертмейстеру навыки социально-культурной коммуникации, развить способность и готовность к взаимодействию с партнерами в профессиональной среде. В этой связи мы полагаем, что в процессе подготовки будущих концертмейстеров необходимо использовать интерактивные методы обучения.
Под интерактивным понимают такое обучением, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений, такие формы работы, которые обеспечивают опыт взаимодействия между обучающимися [6; 7; 12]. К интерак-тивным методам обучения относят эвристическую беседу, метод дискуссии, «мозговую атаку», метод «круглого стола» и др. Наибольший интерес для нас представляют метод дискуссии и метод «круглого стола», которые обычно не используются в практике обучения музыкантов-исполнителей, в том числе и концертмейстеров.
Мы полагаем, что данные методы целесообразно использовать во взаимосвязи с методами имитационного моделирования с целью организации дискуссий по обсуждению и оцениванию действий студентов-концертмейстеров в условиях различных моделируемых ситуаций. Это позволит, во-первых, сопоставить различные мнения студентов о степени эффективности деятельности концертмейстера в моделируемой ситуации, сравнить с собственной самооценкой, оценить критически результаты деятельности и сделать выводы на будущее. Кроме того, организация коллективного вербального общения студентов-концертмейстеров создаст условия для развития коммуникативных
умений и навыков обучаемых, что является необходимым компонентом профессиональной мобильности концертмейстера.
Резюмируя вышеизложенное можно сделать вывод, что выделенные нами педагогические условия будут способствовать эффективному формированию профессиональной мобильности музыканта-концертмейстера.
Библиографическмй список
1. Бехтенова, Е. Ф. Условия формирования проектной деятельности учащихся (на ма-териале национально-регионального компонента школьного исторического образования) [Текст]: автореф. дис. ...канд. пед. наук [Текст] / Е. Ф. Бехтенова. -Новосибирск, 2006.
2. Вербицкий, А. А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение [Текст]/ А. А.Вербицкий. - М., 1999.
3. Горошко, Н. Н. Формирование мастерства гшаниста-концертмейстера: учеб.-методич. пособие по курсу «История и теория концертмейстерского мастерства» [Текст] / Н. Н. Горошко. - Магнитогорск, гос. консерватория. Магнитогорск, 2006.
4. Качалов, А. В. Педагогические условия формирования творческой самостоятельности студентов педвуза [Текст] / А. В. Качалов// Известия Уральского государственного университета. - 2009. - № 1/2 (62).
5. Мищенко, В. А. Национальный менталитет как особый фактор формирования профессиональной мобильности [Текст] / В. А. Мищенко // Сибирский педагогический журнал. - 2010 -№ 8 - С. 128-135.
6. Лазарева, И. Н. Интеллектуально развивающий потенциал технологий активного обучения [Текст] / И. Н. Лазарева // Сибирский педагогический журнал. - 2010 - № 8 - С. 283-288.
7. Кашлев, С. С. Интерактивные методы обучения педагогике: Учеб. пособие для слушателей системы повышения квалификации [Текст] / С. С. Кашлев. -Минск: Высшая школа, 2004.
8. Кокорев, В. Н. Педагогические условия реализации конвенции ООН о правах ребенка в современной школе - автореф. дис. ...канд. пед. наук [Текст] / В. Н. Кокорев. - Омск, 2007.
9. Фугелова, Т. А. Мобильный студент - субъект воспитательно-развивающей среды вуза [Текст] / Т. А. Фугелова // Сибирский педагогический журнал. — 2010 — №5-С. 106-115.
10. Крючков, Н. А. Искусство аккомпанемента как предмет обучения [Текст]/ Н. А. Крючков. - Л.: Гос. муз. изд., 1961.
11. Мирлас, Ю. Г. Педагогические условия профессиональной подготовки студентов музыкальных училищ к концертмейстерской работе в музыкальном театре: дис. .. .канд. пед. наук [Текст] / Ю. Г. Мирлас. - Екатеринбург, 2002.
12. Мусина, Р. Г. Словарь «Интерактивные приемы и методы обучения» [Электронный ресурс] / Р. Г. Мусина. - Режим доступа: ЬИр:// maktab.zn.uz/204
13. Шендерович, Е. М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога [Текст] / Е. М. Шендерович - М..’Музыка, 1996.