ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (101) 2011
%
С. В. Калмыков, А. С. Сагалеев. — Улан-Удэ : Изд-во Бурят. ун-та, — 2000. — 150 с.
10. Грузных, Г. М. Теоретические и методические аспекты позиционной борьбы в учебно-тренировочном процессе / Г. М. Грузных, В. Ф. Шатунов, А. В. Бриль // Становление и совершенствование тактико-технического мастерства в спортивной борьбе : сб. науч. тр. — Омск, 1989. — С. 52 — 63.
11. Демин, В. А. Деятельный анализ борцовского поединка / В. А. Демин, Р. А. Пилоян, В. С. Седов // Спортивная борьба, 1979 : ежегодник / Сост. А. А. Новиков. — М. : Физкультура и спорт, 1979. — С. 60 — 65.
12. Подливаев, Б. П. Моделирование тренировочных заданий в спортивной борьбе / Б. П. Подливаев // Теория и практика физической культуры. — 1999. — № 2. — С. 55 — 59.
КУРИЦЫНА Александра Евгеньевна, аспирантка кафедры теории и методики борьбы и силовых видов спорта.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.03.2011 г.
© А. Е. Курицына
УДК 378.016: 351/354 Г И. ПАСМУРОВ
Спортивный клуб «Динамо», г Набережные Челны
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ТРЕНЕРОВ ПО БОРЬБЕ ДЗЮДО________________________
В данной статье сделана попытка обоснования педагогических условий, повышающих эффективность формирования профессиональной этики тренера как ценностносмысловой основы профессиональной компетентности тренеров по борьбе дзюдо Выявление и создание педагогических условий формирования профессиональной этики тренера по борьбе дзюдо существенно влияют на процесс обучения и формирование положительных этических установок.
Ключевые слова этика формирование профессионально этической культуры педагогические условия.
Сегодня перед педагогическим сообществом остро стоит вопрос пересмотра целей и ценностей образовательного процесса. Существенные перемены в образовании, диктуемые временем, невозможны без кардинальных преобразований профессионального сознания тренера-преподавателя.
Переход к образованию нового типа предполагает подготовку нового поколения педагогов высшей школы, проведение фундаментальных исследований по проблемам педагогики и психологии высшего профессионального образования.
Особого внимания заслуживает проблема педагогической, нравственной культуры и этики тренера-преподавателя.
Главной предпосылкой успешного выполнения педагогом его профессиональных функций является личная педагогическая культура. Современные исследователи (В. Л. Бенин, К. М. Левитан, Н. В. Седова и др.) рассматривают педагогическую культуру как интеграцию, синтез природных и приобретенных личностных свойств, обеспечивающих высокий уровень деятельности учителя, воспитателя, тренера-преподавателя — вообще педагога в широком смысле слова.
В содержание общей культуры педагога входят, прежде всего, жизненные установки и приоритеты общечеловеческих ценностей — истины, любви, добра, красоты, свободы и т. д.
Общая культура педагога служит точкой отсчета его квалификации и профессионального роста. Ядром
общей культуры личности являются образованность и воспитанность в их гармоническом единстве.
Одно из ведущих мест в общем развитии личности тренера занимает его нравственность, определяющая избирательность отношений человека с окружающим миром.
Ядро педагогической направленности составляет профессионально-личностная гуманистическая позиция, суть которой состоит в овладении «человеческим смыслом» педагогической профессии, в освоении нравственно-духовных ценностей, в выявлении и развитии гуманного отношения к воспитанникам.
Таким образом, логическим центром и основанием структуры профессиональных качеств тренера является направленность — интегральное, стержневое свойство личности тренера, выражающееся в мировоззрении, интересах и духовных потребностях.
Гуманистическая педагогическая позиция — интегративная характеристика тренера, в основе которой — этическая культура личности, ее нравственная активность.
Фундаментом профессионально-педагогической направленности является нравственно-этическая культура тренера. В этой связи необходимо дать обоснование диалектической взаимосвязи базовых понятий «мораль» и «нравственность».
Исследователи, разделяющие данный подход, видят различия «морали» и «нравственности» как в плоскости их содержательной наполненности, так
и в механизме функционирования в обществе, так как мораль представляет собой относительно жесткую систему норм поведения людей в обществе, а нравственность — систему более широкую и гибкую, где выбор линии поведения — следствие собственной нравственной деятельности, индивидуального духовного поиска и решения.
Человек постоянно находится в этих инвариантных сферах, оппозициях, порождающих проблемы их соотнесения, согласования и выбора.
Принципы нравственности (свобода, самоценность человека, равенство, совесть и пр.) безусловны, безоговорочны и всеобщи.
Нравственность формируется всегда с личностью, составляет принцип её бытия и неотделима от содержания «Я».
Мораль же в готовом виде предписывается человеку, противоречит его «Я» уже тем, что он должен подчиниться этой системе норм и правил.
Мораль поэтому связана с внешней целесообразностью (необходимостью), а нравственность — со свободным целеполаганием и самоопределением человека.
Мораль всегда групповая (национальная, классовая, сословная, корпоративная), не всеобщая. Мораль связана с актуальной ограниченностью человека как члена того или иного человеческого сообщества и представляет собой конечную систему норм и правил.
Если моралью могут пользоваться в самых различных целях, зачастую небескорыстных, то нравственностью пользоваться нельзя: она не может быть переведена в план отношения использования [1].
Этическая сторона педагогического идеала является нравственным фундаментом педагогических действий, мышления, общения. Специфика нравственного идеала в том, что он представляет собой своеобразную прогностическую модель, на которую может равняться каждый педагог в процессе самообразования и самовоспитания [2, с. 41].
Для успешного формирования профессиональной этики тренеров по борьбе дзюдо необходимо определить те педагогические условия, которые будут содействовать этому процессу.
Нами выявлены педагогические условия, повышающие эффективность формирования профессиональной этики тренера как ценностно-смысловой основы профессиональной компетентности тренеров по борьбе дзюдо:
— структура и содержание профессиональной этики, этических качеств и педагогических ценностей, на основе которых осуществляется процесс обучения, должны определяться целевой направленностью, содержанием и характером профессионально-педагогической деятельности тренера по борьбе дзюдо;
— логика проектирования процесса формирования профессиональной этики, его этапы, методы, средства и приемы обусловлены особенностями структуры и содержания профессиональной подготовки тренера по борьбе дзюдо; целью как системообразующим фактором профессиональной подготовки тренера;
— воспитание мотивации достижения высоких результатов в профессиональной деятельности и формирования мотивов профессионального (карьерного) роста с особым акцентом на постоянный профессиональный поиск и расширение профессиональных компетенций;
— реализация процесса формирования профессиональной этики осуществляется на основе использования активных форм, методов и средств с учетом
специфики организации учебно-воспитательного процесса в учебном заведении;
— создание в профессиональной среде (вузе) культурно-образовательного пространства на основе взаимодействия коллективов, руководствующихся единой педагогической задачей, принципами и подходами к формированию профессиональной этики тренера.
Выбор данных педагогических условий определяется не только их возможностями положительного влияния на расширение диапазона профессиональнопедагогических умений студента (коммуникативных, организаторских, управленческих и т.д.), повышения его педагогической культуры (когнитивный, эмоционально-ценностный и деятельностный составляющие), но и адаптивностью, которая предполагает: адаптивность от общекультурного статуса этики в учебном заведении к характеру взаимодействия в процессе профессиональной деятельности; адаптивность от условий общепедагогического характера к условиям будущей профессии; адаптивность в системе «этика в процессе учебной деятельности — взаимодействие в процессе профессиональной деятельности» [1, с. 127].
Эффективность подготовки будущего тренера по борьбе дзюдо определяется:
— формированием мотивационно-ценностного отношения к освоению профессиональных знаний и умений;
— осознанием социального престижа и личностной значимости выбранной профессии и обращенностью в перспективу своей профессиональной деятельности;
— мотивацией достижения высоких результатов профессиональной деятельности;
— направленностью на совместную продуктивную деятельность в структурах «студент —преподаватель», «студент — студент» и приобщением к студенческой культурной среде.
Учение приобретает личностную значимость для каждого студента в силу того, что его смысл опирается на систему ценностей, идеалов.
Учет и реализация данного условия в учебном процессе означает такую подготовку специалиста по физической культуре, которая предусматривает усвоение достаточного объема теоретических знаний и практических умений, формирование необходимых предпосылок для их успешной профессиональной адаптации в новых или измененных условиях.
Требования к проектированию целей профессионального обучения, что означает предвидение ожидаемых результатов, к которым должны стремиться преподаватели в совместной деятельности со студентами.
Если существует мотивация на проявление этических качеств во взаимодействии со студентами, преподавателями, единая ориентация на определенный результат, имеется взаимное принятие путей его достижения, то могут быть достигнуты оптимальные результаты.
Каждая новая цель влияет на изменение мотивационной сферы, что, в свою очередь, создает возможности изменения или постановки новой цели. Результаты многочисленных психологических исследований показывают, что процесс зарождения и развития цели осуществляется по двум направлениям: 1) от цели к мотиву и 2) от мотива к цели.
Цель может стать мотивом, внутренним стимулом учения, если доступна, понятна и соответствует интересам обучаемого.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (101) 2011 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (101) 2011
%
Чтобы цели приобрели жизненно важное значение для человека, играли определяющую роль в работе внимания, памяти, мышления и других психологических показателях личности, они должны быть очень конкретными и четкими.
Таким образом, профессиональная подготовка тренеров по борьбе дзюдо в период обучения в педагогическом вузе может быть поднята на принципиально новый качественный уровень, если будет выявлена и сформулирована совокупность целей, на достижение которых направлено профессиональное обучение.
К показателями профессиональной этики тренера по борьбе дзюдо относятся: общительность, доброжелательность, тактичность, толерантность, чувство меры, справедливость, стремление понять другого, стремление к самосовершенствованию, творческая активность; соотношение «Я-реального» и «Я-идеального», характеризующее уровень профессионально-личностного развития; согласованность поведения тренера в профессиональном взаимодействии со стандартами поведения, вытекающими из этического кодекса [3].
В качестве педагогических ценностей выступают те особенности педагогической деятельности, которые позволяют не только удовлетворять потребности тренера, но и служат ориентиром его социальной и профессиональной активности, направленной на достижение гуманистических целей; определяют пути осуществления социально-педагогической деятельности, способы удовлетворения потребности в общении, в получении новой информации, в передаче накопленного опыта; проявляются в гибкости, вариативности, находчивости, раскрывают профессионально-этическую культуру тренера как специфический способ реализации сущностных сил человека [4].
Содержание педагогических ценностей тренера по борьбе дзюдо включает в себя такие составляющие, как творческий характер и социальная значимость его труда; возможность самореализации; любовь и привязанность к детям; тактичность и толерантность; доброжелательность; справедливость, принципиальность; способность правильно оценивать внутреннее состояние другого человека; сочувствовать; сопереживать; быть примером и образцом для подражания; стимулировать человека к самосовершенствованию; применять нужный стиль общения; самостоятельный и творческий склад мышления и т. п.
Заметная роль принадлежит воле тренера, которая определяет его саморегуляцию, социальную и профессиональную активность.
Таким образом, профессиональная этика, как ценностно-смысловая основа профессиональной компетентности тренера по борьбе дзюдо, включает вероятность и возможность продуктивной экстраполяции сформированных социокультурных качеств и педагогических умений в производственную среду.
Совершенствование организации учебного процесса по формированию профессиональной этики должно в современных условиях осуществляться в соответствии с требованиями профессиональной подготовки студентов на основе преемственности между общим и профессиональным образованием, обеспечением возможности их социализации. Этому может содействовать реализация идей контекстного обучения.
Организация учебного процесса должна обеспечить переход обучаемого из позиции студента в
позицию специалиста, а затем «трансформацию учебной деятельности в профессиональную, что предполагает смену предметов деятельности».
Реализация данного условия предусматривает такую подготовку преподавателей к занятиям, которая обеспечивает максимальную активизацию познавательной деятельности студентов.
Таким образом, активная познавательная деятельность оказывает самое благоприятное воздействие на весь ход профессиональной подготовки педагогических кадров по физической культуре и спорту [5].
Создание в профессиональной среде (вузе) культурно-образовательного пространства является важнейшим условием формирования профессиональной этики у будущих тренеров по борьбе дзюдо.
Культурно-образовательное пространство — это педагогически целесообразно организованная среда, в которой усилия социальных субъектов (коллективных и индивидуальных), направленные на формирование профессиональной этики, выступают интегрированным условием личностного развития человека.
Механизмом создания культурно-образовательного пространства является взаимодействие коллективов, руководствующихся единой педагогической задачей, принципами и подходами к формированию профессиональной этики, в которой ключевым технологическим моментом служит совместная коммуникативная деятельность студентов и педагогов.
Говоря об условиях формирования профессиональной этики тренера по борьбе дзюдо, необходимо упомянуть и такой важный аспект, как повышение культуры тренера.
Культура тренера — комплексное многоуровневое явление, включающее и личностные качества (характер, интеллект, общая эрудиция), и профессиональные способности, и творческий потенциал в целом.
Именно культурой тренера часто определяется, как будет действовать в конкретном образовательном процессе та или иная технология.
Высокий уровень культуры развития личности позволит усовершенствовать обыденные приемы, низкий культурный уровень может загубить самую передовую технологию.
Профессионально-этическая культура представляет собой систему профессионально-нравственных ценностей, ставших внутренними убеждениями личности.
Профессионально-этическая культура тренера по борьбе дзюдо реализуется в социально-педагогической деятельности, во взаимодействии и общении, через отношение к участникам этой деятельности.
На содержание профессионально-этической культуры оказывает влияние ряд факторов, среди которых особую значимость имеют уровень культурного и нравственного развития общества, его культурно-исторические особенности, а также особенности профессиональной среды.
Педагогическое взаимодействие. Одной из приоритетных задач любого преподавателя является создание новой системы отношений и организация совместной деятельности со студентами. В процессе такого взаимодействия имеет место обоюдный характер позитивных изменений, что является его сущностной характеристикой [2, с. 63].
Эффективность педагогического взаимодействия студентов и преподавателей может осуществляться не только посредством отслеживания и оценки достигнутых знаний, умений и навыков, но и опре-
деления профессиональной направленности студентов, один из показателей которой — сформирован-ность интересов к будущей профессиональной деятельности.
Выводы. Выявление и создание педагогических условий формирования профессиональной этики тренера по борьбе дзюдо существенно влияют на процесс обучения и формирование положительных этических установок: на педагогическую деятельность, на приобретение профессиональных знаний, умений и навыков их реализации.
Библиографический список
1. Платонов, В. Н. Теория и методика спортивной тренировки / В. Н. Платонов. — Киев : Вища школа, 1994. — 352 с.
2. Самоукина, Н. В. Психология профессиональной деятельности / Н. В. Самоукина. — СПб. : Питер, 2003. — С. 63.
3. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании : учеб. пособие / Е. И. Рогов. — М. : ВЛАДОС, 1995. - 529 с.
4. Маркина, Т. А. Формирование профессиональной компетентности студентов института физической культуры в процессе изучения педагогических дисциплин / Т. А. Маркина. — М. : РГАФК, 1995. — С. 57.
5. Деркач, А. А. Педагогическое мастерство тренера / А. А. Деркач, А. А. Исаев. — М. : Физкультура и спорт, 1991. — С. 47 — 49.
ПАСМУРОВ Григорий Иванович, тренер-преподаватель по дзюдо СК «Динамо», мастер спорта СССР по дзюдо, мастер спорта СССР по самбо.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.09.2011 г.
© Г. И. Пасмуров
Книжная полка
Лубышева, Л. И. Социология физической культуры и спорта : учебное пособие для вузов / Л. И. Лубышева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Academia, 2010. - 272 с. - Гриф УМО МО РФ. -ISBN 978-5-7695-5284-7.
В учебном пособии рассмотрены методологические основы физической культуры и спорта, представлена методология организации конкретного социологического исследования в сфере физической культуры и спорта. Основной задачей учебного пособия является формирование у студентов социологического мышления, предусматривающего адекватное понимание социальных проблем в сфере физической культуры и спорта и механизмов их эффективного решения. Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезно аспирантам, научным работникам, преподавателям высших физкультурных учебных заведений и факультетов педагогических вузов.
Родионов, А. В. Психология физической культуры и спорта : учебник для студентов ВПО / А. В. Родионов, В. Ф. Сопов, В. Н. Непопалов. - М. : Academia, 2010. - 368 с. - : Гриф УМО МО РФ. - ISBN 978-5-7695-6833-6.
В учебнике рассматриваются основные вопросы психологии физической культуры и спорта. Описываются потребности и мотивы двигательной активности, особенности воспитания в процессе занятий физической культурой. Дается психологическая характеристика спортивной деятельности, рассматриваются вопросы психологии обучения и спортивной тренировки, психологические основы физической, технической и тактической подготовки и др. Для студентов вузов физкультурного профиля, преподавателей физического воспитания, тренеров, спортсменов и всех, кто занимается или интересуется физической культурой и спортом высших достижений.
Барчуков, И. С. Физическая культура : учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / И. С. Барчуков. - 4-е изд., испр. - М. : Academia, 2011. - 528 с. -ISBN 978-5-7695-7744-4.
Учебник создан в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (квалификация «бакалавр»). Рассматриваются основные положения теории и практики физической культуры и спорта в вузе. Особое внимание уделяется формам, средствам и методам организации и проведения учебных занятий, психолого-педагогической деятельности преподавателя, духовно-нравственному воспитанию личности. Учебник подготовлен на основе пособия И. С. Барчукова и А. А. Нестерова «Физическая культура и спорт: Методология, теория, практика» (3-е изд. — 2009 г.). Для студентов-бакалавров вузов всех направлений подготовки, может быть полезен специалистам-управленцам физкультурно-спортивных учреждений, ученым-исследователям в области физической культуры и спорта.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (101) 2011 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ