Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования профессионально важных качеств личности курсантов образовательных организаций МВД России при реализации фасилитативного подхода к обучению'

Педагогические условия формирования профессионально важных качеств личности курсантов образовательных организаций МВД России при реализации фасилитативного подхода к обучению Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАСИЛИТАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ОБУЧЕНИЕ КУРСАНТОВ / FACILITATION / PEDAGOGICAL COMPETENCE / PEDAGOGICAL EXCELLENCE / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / PEDAGOGICAL CONDITIONS / TRAINING OF CADETS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Еремченко Владимир Игоревич, Щуров Евгений Андреевич

В статье представлены теоретические основания значимости педагогической фасилитации на современном этапе формирования педагогического мастерства. Рассмотрены педагогические условия формирования профессионально важных качеств личности курсантов образовательных организаций МВД России при реализации фасилитативного подхода к обучению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Еремченко Владимир Игоревич, Щуров Евгений Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical conditions of formation of professionally important qualities of the person of cadets of educational organizations of the Ministry of the Interior of Russia in the implementation of facilitative approach to learning

The article presents theoretical basis of importance of pedagogical facilitation at the modern stage of formation of pedagogical excellence. Pedagogical conditions of formation of professionally important qualities of the person of cadets of educational organizations of the Ministry of the Interior of Russia in the implementation facilitative approach to learning are considered.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования профессионально важных качеств личности курсантов образовательных организаций МВД России при реализации фасилитативного подхода к обучению»

Еремченко Владимир Игоревич

кандидат юридических наук, Краснодарский университет МВД России (e-mail: mail_lom@mail.ru)

Щуров Евгений Андреевич

кандидат юридических наук, доцент, Московский университет МВД России им. В.Я. Кикотя

(тел.: +79286652879)

Педагогические условия формирования профессионально важных качеств личности курсантов образовательных организаций МВД России при реализации фасилитативного подхода к обучению

В статье представлены теоретические основания значимости педагогической фасилитации на современном этапе формирования педагогического мастерства. Рассмотрены педагогические условия формирования профессионально важных качеств личности курсантов образовательных организаций МВД России при реализации фасилитативного подхода к обучению.

Ключевые слова: фасилитация, педагогическая компетентность, педагогическое мастерство, технологии обучения, педагогические условия, обучение курсантов.

V.I. Eremchenko, Candidate of Law, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: mail_lom@mail.ru;

E.A. Schurov, Candidate of Law, Assistant Professor, Kikot Moscow University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +79286652879.

Pedagogical conditions of formation of professionally important qualities of the person of cadets of educational organizations of the Ministry of the Interior of Russia in the implementation of facilitative approach to learning

The article presents theoretical basis of importance of pedagogical facilitation at the modern stage of formation of pedagogical excellence. Pedagogical conditions of formation of professionally important qualities of the person of cadets of educational organizations of the Ministry of the Interior of Russia in the implementation facilitative approach to learning are considered.

Key words: facilitation, pedagogical competence, pedagogical excellence, educational technology, pedagogical conditions, training of cadets.

Вопросы преобразования высшего образования в Российской Федерации не перестают оставаться без внимания со стороны научного сообщества [1]. Преподаватель в образовательной организации имеет ключевую функцию, состоящую в интеграции, синтезировании образовательного пространства, в формировании активной, творческой деятельности курсантов. Роль преподавателя обусловлена самим характером процесса обучения и включает три основных типа педагогической деятельности: педагогическую, научную и социальную. Учеными признается, что неотъемлемой характеристикой компетентного педагога выступает фасилитация, педагоги-

ческая деятельность, которая иначе трактует постановку учебных целей и оценивания результатов образовательного процесса: педа-гог-фасилитатор создает благоприятные условия для самостоятельного и осмысленного учения, активизирует и стимулирует познавательные мотивы, любознательность, поощряет проявления инновационного подхода к учению, содействует развитию активной личностной позиции и самореализации курсантов.

В деятельности преподавателя образовательной организации фокусируются важнейшие составляющие педагогической науки, способствующие добыванию новых знаний, что ставит перед преподавателем «сложную

183

задачу, решить которую можно многими способами, и в выборе способа, в воплощении теоретических истин в живые человеческие мысли и эмоции как раз и заключается творческий труд учителя» [2, с. 10]. Мастерство в контексте педагогической фасилитации представляет синтез личностно-деловых качеств и свойств преподавателя, определяющих высокую эффективность педагогической деятельности. В педагогической науке сложилось несколько подходов к пониманию составляющих педагогического мастерства. Некоторые ученые считают, что это сплав интуиции и знаний, научно-педагогического авторитета, способствующих преодолению возникающих трудностей. В педагогическое мастерство входят наряду с педагогическими знаниями, интуицией также умения в области педагогической технологии, позволяющие достичь более высоких результатов [3-8]. Авторы утверждают, что педагогическое мастерство складывается из специальных знаний, а также умений, навыков и привычек, в которых реализуется совершенное владение основными приемами того или иного вида деятельности. В мастерстве педагога можно выделить четыре относительно самостоятельные части: а) мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности обучаемых; б) мастерство убеждения; в) мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности; г) мастерство владения педагогической техникой. Как правило, эти виды мастерства тесно взаимообусловлены [4]. Ряд авторов рассматривают педагогическое мастерство как комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень профессиональной деятельности с включением таких компонентов, как гуманистическая направленность личности, профессиональные знания, педагогические способности и педагогическая техника [9, с. 10].

Все авторы едины в том, что особое место в структуре мастерства занимает педагогическая техника, представляющая совокупность умений и навыков, которые необходимы для эффективного применения системы методов педагогического воздействия на обучаемых (умение выбрать правильный стиль, способность управлять вниманием, чувство темпа, навыки управления и др.). Большой вклад в разработку проблемы педагогической деятельности и мастерства преподавателей внесли исследования, выполненные под руководством Н.В. Кузьминой [10; 11], в которых обоснованы закономерности педагогической деятельности,

определены критерии эффективности деятельности преподавателя.

Изменения образовательной парадигмы приводят к необходимости обогащения педагога свойствами фасилитатора, человека способного к саморазвитию, толерантности, готового к эмпатии.

Педагогическая фасилитация становится важнейшей составляющей профессиональной компетенции преподавателя образовательной организации высшего образования, его мастерства и педагогической культуры. Педагогическая фасилитация в деятельности преподавателя образовательной организации МВД России - это качественно более высокий и соответствующий современным запросам практики уровень деятельности, при котором курсант усваивает ровно столько, сколько у него возникло вопросов, т.е. насколько он был активен в учебном процессе. При формировании профессионально важных качеств курсантов никакое эмоциональное и логически построенное изложение материала не дает желаемого эффекта, если обучающиеся остались пассивными к своему профессиональному развитию. При фасилитации обучения преподаватель получает возможность использовать не догматические методы и приемы, а те из них, которые способствуют творческому усвоению необходимой информации, формируют умение рассуждать, думать, искать возможные и инновационные пути решения поставленной задачи. Однако для успешной реализации фа-силитативного подхода к обучению надлежит определиться с педагогическими условиями, в которых должно такое обучение реализовы-ваться.

Под педагогическими условиями считаем целесообразным понимать совокупность объективных возможностей, содержания, форм, методов, педагогических приемов и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных задач [12, с. 15]. Учитывая требования, предъявляемые к будущему сотруднику полиции и его личностным качествам, отечественный психолого-педагогический опыт, профессиональную направленность, методологические подходы, принципы и закономерности процесса обучения, нами определены педагогические условия деятельности преподавателя-фасилитатора, содействующие формированию профессионально важных личностных качеств курсантов образовательных организаций МВД России.

1. Развитие преподавателем-фасилитато-ром позитивной мотивации у курсантов в про-

184

цессе формирования профессионально важных личностных качеств.

При реализации первого условия - развития позитивной мотивации в процессе профессиональной подготовки курсантов - преподавате-лю-фасилитатору необходимо стимулировать потребности и активность курсантов как субъектов деятельности. Л.И. Божович отмечает, что «центральным звеном в формировании личности является развитие ее мотивационной сферы» [13, с. 7]. По мнению А.Н. Леонтьева, «мотив определяет личностный смысл деятельности» [14, с. 80].

В процессе практико-ориентированной подготовки необходимо моделировать профессиональные ситуации, включая курсантов в деловые игры, имитирующие профессиональную деятельность, развивая у них интерес к предстоящей профессии, создавая ситуации успеха.

2. Способность преподавателя-фасилитато-ра к учету индивидуальных особенностей курсантов.

Дифференцированный и индивидуальный подход характеризуется обращенностью к конкретной личности курсанта, учитывает его личностные особенности, потенциал, векторы развития, ценностные ориентации, мотивацию, цели, перспективы, стремление к саморазвитию и самообразованию. В контексте педагогической фасилитации дифференцированный и индивидуальный подход обеспечивает максимальное развитие личностных черт, особенностей, свойств, составляющих индивидуальность курсантов. Такой подход позволяет не только развивать способности и интересы личности, но также формировать позитивную мотивацию в профессиональной деятельности. В данном случае основой обучения является хорошее знание уровня подготовки и развития каждого курсанта, изучение его индивидуальных особенностей. Дифференцированный подход также позволяет исправлять нарушенные

1. Гришай Е.В., Звягинцева Н.Ю. Модерни-зационные тенденции российского высшего образования в условиях постиндустриального общества // Общество и право. 2007. № 1(59). С. 213-216.

2. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. М., 1982.

3. Андриади И.Л. Основы педагогического мастерства. М., 1999.

4. Байкова Л.А. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. 3-е изд., испр. и доп. М., 2001.

процессы в практико-ориентированной подготовке курсантов, а значит, данный подход -это одна из форм корректирующей работы.

3. Наличие навыков методического сопровождения формирования профессионально важных качеств в деятельности преподавателя-фасилитатора.

Методическая компетентность преподавате-ля-фасилитатора и методическое сопровождение курсантов по формированию профессионально важных личностных качеств связаны с решением проблем осмысления образовательного процесса, с решением познавательных задач, поиском нестандартных решений, сбором и обработкой информации, обеспечивающих способность к творческой инновационной деятельности каждого обучающегося. Данные качества проявляются в умениях преподавате-ля-фасилитатора формулировать проблемы и использовать эвристические методы для их решения, в способностях анализировать, интерпретировать и творчески использовать теоретические знания, применять их в практике педагогической деятельности, умениях работать с литературными источниками, проводить практические экспериментальные исследования, наблюдать факты, собирать и обрабатывать статистические данные, оформлять результаты исследований, внедрять полученные результаты в практику, умениях оценить качество профессионального развития курсантов.

Таким образом, обоснованная и разработанная модель процесса формирования профессионально важных качеств курсантов на основе педагогической фасилитации в процессе обучения в образовательных организациях МВД России позволяет целенаправленно строить на ее основе технологии педагогической фасилитации, удовлетворяющие заявленным обществом и государством целям и требованиям качества.

1. Grishay E.V., Zvyagintseva N.Yu. Modernization trends in the Russian higher education in a postindustrial society // Society and law. 2007. №1(59). P. 213-216.

2. Sukhomlinsky V.A. the conversation with the young director of the school. Moscow, 1982.

3. Andriadi I.L. Fundamentals of pedagogical skills. Moscow, 1999.

4. Baikova L.A. teaching skills and pedagogical technology. 3rd ed., rev. and augm. Moscow, 2001.

5. Kan-Kalik V.A. Pedagogical work: proc. textbook for students. Moscow, 1990.

IBS

5. Кан-Калик В.А. Педагогическое творчество: учеб. пособие для студентов. М., 1990.

6. Подласый И.П. Педагогика. М., 1996.

7. Скок Г.Б. Совершенствование педагогического мастерства преподавателей вузов. М, 1986.

8. Шиянов Е.И. Педагогика. Теория воспитания. М., 2012.

9. Основы педагогического мастерства: учеб. пособие / под ред. И.А. Зязюна. М., 1989.

10. Кузьмина Н.В., Геницинский В.И. Актуальные проблемы профессионально-педагогической подготовки учителя // Советская педагогика. 1969. № 3. С. 63-66.

11. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя: Психологическая деятельность учителя и формирование его личности. Ленинград, 1967.

12. Найн А.Я., Уметбаев З.М. Современный словарь-справочник молодого исследователя. Челябинск; Магнитогорск, 2007.

13. Божович Л. И. Изучение личности и ее формирование в онтогенезе // Проблемы управления процессом формирования личности. М., 1972.

14. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие для студ. вузов. М., 2004.

6. Podlasy I.P. Pedagogics. Moscow, 1996.

7. Skok G.B. improving the teaching skills of University teachers. Moscow, 1986.

8. Shiyanov I.E. Pedagogics. Theory of education. Moscow, 2012.

9. Bases of pedagogical skill: teaching the allowance /ed. b y I.A. Zyazun. Moscow, 1989.

10. Kuzmina N.V., Ginetsinsky V.I. Actual problems of professional pedagogical training of teachers // Soviet pedagogy. 1969. № 3. P. 63-66.

11. Kuzmina N.V. Essays on psychology of labor of teachers Psychological activity of the teacher and the formation of his personality. Leningrad, 1967.

12. Nayn A.Ya., Umetbaev Z.M. Modern dictionary-reference book of a young researcher. Chelyabinsk; Magnitogorsk, 2007.

13. Bozhovich L.I. Study of the personality and its formation in ontogenesis // Problems management of the process of identity formation. Moscow, 1972.

14. Leontiev A.N. Activity. Consciousness. Personality: study aid for students of universities. Moscow, 2004.

ИЗДАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ

ж. # KpMtidAQpcHHH университет МВД России

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА И КРИМИНАЛИСТИКИ

М8ГПфН8ЛЫ Всероссийское научно-практическом конференции

(17 марта 2(117 г.)

Краснпоар №7

Актуальные проблемы уголовного процесса и криминалистики : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (17 марта 2017 г.) / редкол.: И. А. Антонов, Д. Н. Лозовский, И. М. Алексеев, И. Р. Ульянова, Ю. П. Михальчук. - Краснодар : Краснодарский университет МВД России, 2017. - 266 с.

В сборнике содержатся материалы, представленные на Всероссийской научно-практической конференции курсантов, слушателей, студентов и адъюнктов «Актуальные проблемы уголовного процесса и криминалистики», состоявшейся в Краснодарском университете МВД России 17 марта 2017 года.

Для профессорско-преподавательского состава, курсантов, слушателей, студентов, адъюнктов, аспирантов, сотрудников правоохрани-тельных органов.

186

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.