УДК 37.02
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ТЕХНИЧЕСКОЙ
ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ
© 2016
Стадников Максим Дмитриевич, командир взвода (научного) - младший научный
сотрудник роты (научной)
Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», Воронеж (Россия) Аннотация. Принимая во внимание системный характер текущих изменений мировой политической конъюнктуры, а также конфликтную составляющую геополитических вызовов, стоящих перед Россией сегодня - вопросы, связанные с инновационными подходами к повышению обороноспособности страны, находятся на актуальной повестке процесса модернизации Вооруженных Сил РФ. Готовность специалиста к эксплуатации сложных технических систем, способность офицера к проявлению осознанной инициативы, умение работать с аутентичными материалами обеспечивается определенным уровнем сформированности профессионально-коммуникативной компетентности. Кроме того, на систему военного образования все возрастающее влияние оказывает информатизация общества, которая, помимо прочего, направлена на подготовку компетентного специалиста, способного к информационному взаимодействию и взаимодействию в образовательном процессе. Для формирования профессионально-коммуникативной компетентности специалистов по технической защите информации нами предложена интегрированная информационная среда с модулями автоматизированных систем. В статье рассматриваются педагогические условия, выполнение которых необходимо для успешной реализации образовательного процесса и достижения требуемого уровня профессионально-коммуникативной компетентности.
Ключевые слова: педагогические условия, профессионально-коммуникативная компетентность, специалист, техническая защита информации, интегрированная информационная среда, автоматизированная обучающая система.
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION PROFESSIONAL-COMMUNICATIVE COMPETENCE SPECIALISTS ON TECHNICAL PROTECTION OF INFORMATION
© 2016
Stadnikov Maxim Dmitrievich, a platoon commander of scientific company Military Educational and Scientific Center «Air Force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky
and Y.A. Gagarin», Voronezh (Russia) Abstract. Taking into account the systemic nature of the current changes in the world political situation and the conflict dimension of the geopolitical challenges facing Russia today - the questions connected with innovative approaches to improving the country's defense, are on the actual agenda of process modernization of the Armed Forces of the RF. The readiness of a specialist for operation of complex technical systems, the ability of an officer to exercise a conscious initiative, ability to work with authentic materials provided a certain level of formed of professional and communicative competence. In addition, the system of military education increasing the impact of the informatization of society, which, among other things, aims to prepare a competent professional capable of communication and interaction in the educational process. For the formation of professional and communicative competence of specialists on technical protection of information, we have proposed an integrated information environment with modules of automated systems. The article considers pedagogical conditions necessary for successful implementation of the educational process and achieve the required level of professional and communicative competence.
Keywords: pedagogical conditions, professional and communicative competence, specialist, technical protection of information, integrated information environment, automated training system.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В условиях реформирования Вооруженных Сил РФ происходит процесс модернизации военного образования, в соответствии с которым перспективно создание боеспособной армии, компактной и мобильной, обладающей современным уровнем профессиональной подготовки, укомплектованной офицерами, способными самостоятельно принимать обоснованные решения в нестандартных ситуациях, непрерывно самосовершенствоваться. Это во многом зависит от формирования качеств будущего специалиста, характеризующих его способность к самоактуализации личностных потенциалов, самореализации в образовательном процессе военного высшего учебного заведения. По нашему мнению, готовность специалиста к эксплуатации сложных технических систем, способность офицера к проявлению осознанной инициативы, умение работать с аутентичными материалами обеспечивается определенным уровнем сформированности профессионально-коммуникативной компетентности, которая является основой его саморазвития и самореализации.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Изучением
проблемы педагогических условий занимались многие ученые: В.И. Андреев, А.Я. Найн, Н.М. Яковлева, Н.В. Ипполитова, М.В. Зверева, С.А. Дынина и др. Можно выделит три основных подхода при анализе понятия «педагогические условия».
В соответствии с первый подходом (В.И. Андреев, В.А. Беликов, А.Я. Найн, Н.М. Яковлева) педагогические условия рассматриваются как совокупность различных мер педагогического воздействия и возможностей материально-пространственной среды. Так В.А. Беликов определяет педагогические условия как «совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных в педагогике задач» [4].
Второй подход (Н.В. Ипполитова, М.В. Зверева) основан на связи педагогических условий с механизмом конструирования педагогической системы, в которой они являются одним из ее компонентов. Н.В. Ипполитова в своем исследовании утверждает, что педагогические условия - это компонент педагогической системы, отражающий комплекс внутренних (обеспечивающих развитие личностного аспекта субъектов образовательного процесса) и внешних (содействующих реализации образовательного процесса) элементов, обеспечивающих её эффективное функционирование и последующее развитие [5].
В соответствии с третьим подходом (С.А. Дынина, Б.В. Куприянов) педагогические условия - это планомерная деятельность по уточнению закономерностей образовательного процесса, предоставляющая возможность осуществления проверки результатов его эффективности [6].
Мы во многом согласны с перечисленными подходами и в данном исследовании под педагогическими условиями будем понимать совокупность взаимосвязанных условий, характеризующих образовательную систему, показывающих возможности информационно-образовательной среды, оказывающие воздействие на данную систему, реализация которых будет способствовать повышению уровню сформированности профессионально-коммуникативной компетентности специалистов по ТЗИ.
Формирование целей статьи (постановка задания). В статье представлена разработанная интегрированная информационная среда, представляющая собой совокупность программно-аппаратных средств обучения, включающих модели систем и средств защиты информации, алгоритмы их функционирования и выявления каналов утечки информации, программных средств и методического обеспечения автоматизации процесса обучения специалистов, эксплуатирующих сложные технические системы.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Изучение психолого-педагогической литературы и образовательной практики ВУЗов, а также проведенная нами опытно-экспериментальная работа позволили определить теоретически и экспериментально обосновать комплекс педагогических условий, создание которых позволит успешно обучать будущих специалистов по ТЗИ с применением интегрированной информационной среды (рисунок 1).
Рисунок 1 - Педагогические условия формирования профессионально-коммуникативной компетентности специалистов по ТЗИ
Рассмотрим более подробно каждое из них в отдельности, чтобы понять значение данных условий для реализации образовательного процесса с применением инновационных технологий собственной разработки.
Адекватность, гибкость, интегрированность использования содержания, методов, форм и средств формирования профессионально-коммуникативной компетентности.
Основными методами формирования профессионально-коммуникативной компетентности будущих специалистов по ТЗИ с применением интегрированной информационной среды являются:
- эвристический метод: частично-поисковый метод,
организация поисковой, творческой деятельности на основе теории поэлементного усвоения знаний и способов деятельности (процесс усвоения знаний разделен на три этапа обучения);
- поисковый метод: преподаватель ставить перед обучающимся задачу, а они находят ее решение, применяя комплекс полученных ранее знаний, проявляя как индивидуальную, так и коллективную творческую активность;
- метод проблемного сознания: преподаватель ставит перед обучающимся проблему, а затем, проблемного поиска, сам показывает правильные пути ее разрешения;
- метод информационного ресурса: обучающийся получает первичные, а затем и целостные знания в процессе взаимодействия с автоматизированной обучающей системой (АОС), являющейся прямым продуктом использования современных информационных технологий в образовательной деятельности, к тому же повышается общий уровень информационной грамотности.
Средствами обучения являются: электронные учебные пособия, автоматизированные тренажеры и обучающие системы, средства и комплексы ТЗИ.
Формы обучения детерминируются целью, содержанием, средствами и методами обучения: проблемные задания, практические задания с использованием АОС и средств мультимедиа, научно-исследовательская работа курсантов.
Перечисленные методы, средства и формы обучения должны обеспечивать обучающимся образовательную информацию, соответствующую стандартам, отражающую процесс будущей профессиональной деятельности, реальную работу средств и комплексов ТЗИ. Таким образом, главенствующим является наличие актуальной образовательной информации, усвоение которой обеспечивается правильной организацией процесса обучения, то есть должно выполняться требование адекватности использования содержания, методов, форм и средств формирования профессионально-коммуникативной компетентности.
Учитывая скорость развития научно-технического прогресса и внедрения новых образцов вооружения и военной техники, разработанная нами интегрированная информационная среда выполнена с гибкой архитектурой, что позволяет быстро адаптировать ее и изменять сценарии автоматизированных учебных занятий, разрабатывая новые модули АОС, входящих в состав данной среды.
Использование указанных методов, форм и средств обучения не должно исключать применения традиционных приемов образовательной деятельности. Они должны быть грамотно включены в процесс подготовки специалистов по ТЗИ и призваны его качественно улучить, сформировать требуемый уровень профессионально-коммуникативной компетентности. Для этого должно быть выполнено требование интегрированности (возможности включения в процесс обучения) разработанных методов, форм и средств.
Организация самостоятельной профессиональной деятельности, в процессе которой происходит овладение знаниями, умениями и навыками, составляющими профессионально-коммуникативную компетентность.
Одним из необходимых условий для профессиональной реализации является способность грамотно оценивать окружающую обстановку, возможные пути решения стоящей проблемы и самостоятельно принимать решения. Для этого в процессе обучения у будущего специалиста должна быть возможность заниматься самостоятельной профессиональной деятельностью.
Составными частями разработанной интегрированной информационной среды являются АОС, направленные на формирование навыков деятельности обучающегося на конкретных средствах и комплексах ТЗИ. Они, в общем случае, предназначены для индивидуализации обучения в условиях групповых и самостоятельных за-
нятий по военно-профессиональным и военно-техническим дисциплинам путем автоматизации функций обучающего по управлению процессом обучения.
Организация обучающих воздействий организована таким образом, чтобы привить обучающемуся знания о назначении, состояниях, процессах и закономерностях функционирования средств ТЗИ, а в дальнейшем сформировать знания процедур деятельности на конкретном образце и умение решать практические задачи в соответствии со способами и типовыми сценариями применения комплексов защиты информации.
Выявление межпредметных связей между образовательными и специальными дисциплинами.
Процесс формирования профессионально-коммуникативной компетентности специалистов по ТЗИ должен строиться с учетом межпредметных связей между образовательными и специальными дисциплинами и профессиональной направленности ВУЗа, а также с учетом целостности личности обучающегося, его общекультурного и жизненного опыта. Межпредметные связи являются основой для полноценного восприятия и понимания новых знаний, формирования навыков и развития умений, а также позволяют обобщать и систематизировать имеющийся профессиональный опыт и обеспечивают полноту усвоения будущей специальности. В соответствии с компетентностным подходом существует необходимость формирования у курсантов не частных, а обобщенных умений. Такие умения, сформированные в процессе изучения одного предмета, в дальнейшем свободно используются при изучении других предметов и в практической деятельности.
В период изучения образовательных дисциплин математического и естественнонаучного цикла будущий специалист по ТЗИ должен получить образовательный базис (математика, физика, знания основ распространения радиоволн, радиотехники и др.), который даст возможность освоить специальные дисциплины, входящие в профессиональный цикл обучения и различные практики и стажировки. К тому же, при изучении образовательных дисциплин необходимо формировать связь с будущей профессиональной деятельностью.
Профессиональная направленность обучения делает предмет профессионально значимым для обучающихся [7-11], они учатся использовать различные источники информации для своей будущей деятельности, моделируют профессиональное сотрудничество, различные виды коммуникации, вырабатывают профессионально важные качества личности, что способствует формированию требуемого уровня профессионально-коммуникативной компетентности [12, 13, 14].
Субъект-субъектное взаимодействие преподавателя и обучающегося определяет положение курсанта в образовательном процессе как активного субъекта деятельности. Всестороннее развитие личности выступает необходимым условием успешности образования, а формирование ее субъектных свойств - высшим показателем его эффективности. При развитии основных личностных качеств обучающийся формируется и как субъект деятельности, субъект познания, субъект общения, субъект самопознания, происходит переход от внешней регуляции к саморегуляции, к самоконтролю, к самоорганизации, к активному саморазвитию.
Субъектность курсанта проявляется в его учебной деятельности, коммуникации, самопознании. Она характеризует уровень успешности достижения целей и решение поставленных задач, реализуемых в рамках определенных видов деятельности. Во внутриличностном плане для курсанта ощущение субъектности заключается в осознании значимости собственной роли в достижении какого-либо успеха [15].
При условии субъект-субъектного взаимодействия преподавателя и обучающихся формирование профессионально-коммуникативной компетентности происходило более эффективно. При использовании интегриро-
ванной информационной среды для подготовки специалистов по ТЗИ с модулями АОС в качестве технических средств обучения курсант ставится в условия, когда результат его познавательной деятельности во многом зависит от него самого, от усилий и старания, которые приложит он сам, как субъект образовательного процесса. При этом освобождается определенная часть учебного времени для обсуждения изученного, в которое появляется реальная возможность удовлетворения социально важных потребностей в достижении престижа, статуса, внимания и уважения со стороны окружающих.
Реализация разработанной интегрированной информационной среды с модулями автоматизированных обучающих систем.
Она представляет собой совокупность программно-аппаратных средств обучения, включающих модели систем и средств защиты информации, алгоритмы их функционирования и выявления технических каналов утечки информации, программных средств и методического обеспечения автоматизации процесса обучения специалистов по ТЗИ.
Ранее было определено, что в разрабатываемых АОС целесообразно реализовать три уровня усвоения процедур деятельности оператора: начальный, промежуточный и конечный.
На начальном этапе обучения путем многократного выполнения пошаговых заданий, демонстрируемых эталонной моделью на моделях средств и комплексов ТЗИ у обучающихся формируются знания-знакомства, определяющие способность выполнить деятельность оператора на конкретном образце средства защиты информации с опорой на внешне предъявляемый непосредственно в процессе деятельности алгоритм (демонстрационная модель).
На промежуточном этапе обучения путем предложения обучающемуся решить функциональные задачи формируются репродуктивные знания - умения, навыки, определяющие способность к репродуктивной деятельности алгоритмического типа, т.е. способность самостоятельно выполнить известную деятельность на основе усвоенной на начальном этапе ориентировочной основы деятельности. Демонстрационная модель на данном этапе отсутствует, и формируются только формализованные задания, которые выдаются обучающемуся.
На конечном этапе формируются продуктивные знания - умения, навыки, определяющие способность к продуктивной деятельности алгоритмического типа на основе усвоенного обобщенного способа деятельности, т.е. способность выполнить деятельность в изменившихся условиях путем самостоятельной трансформации известной ориентировочной основы деятельности. Обучающийся на данном этапе должен самостоятельно отработать вопросы по решению задач ТЗИ информации согласно «выдаваемого» задания. В случае ошибки обучающегося формируется на основе обратной связи корректирующее формализованное задание, направленное на устранение ошибки. Ведется контроль действий и по окончанию контроля, выводится статистика о действиях обучающегося с выставлением ему оценки, которая носит рекомендательный характер.
АОС формирования
АОС формирования базовых умений практической работы е средствах ТЗИ
АОС формирования
инструментал ьн о-расчетных методов контроля
АОС формирования
слаженной работы лиц боевого расчета
Лекции, групповые
Лабораторные и контрольные работы
Тактико-специальные учения (занятия)
Рисунок 2 - Номенклатура разрабатываемых АОС
Перечень и номенклатура разрабатываемых АОС определяется исходя из требований, предъявляемых к специалистам по ТЗИ, содержания изучаемых специальных дисциплин, а также имеющихся средств и комплексов защиты информации. При этом формирование профессионально-коммуникативной компетентности
происходит последовательно и постепенно (на протяжении всего времени обучения), поэтому и номенклатура АОС из состава интегрированной информационной среды должна соответствовать периоду обучения и виду учебного занятия (рисунок 2).
Высокий уровень информационной культуры преподавателя и обучающегося.
При формировании профессионально-коммуникативной компетентности специалистов по ТЗИ с применением интегрированной информационной среды используются инновационные технологии образовательной деятельности. Для разработки всех подсистем АОС, за исключением подсистемы теоретического обучения выбран язык и среда программирования Delphi 7.0.
Для создания подсистемы теоретического обучения и справочной системы выбраны среды DreamWeaver и Microsoft HTMLhelp Workshop, которые позволяют создавать интерактивные приложения и компилировать их в стандартный для операционной системы Windows chm-файл.
Исходя из этого, для организации эффективного образовательного процесса от преподавателя и от обучающегося требуется обладание определенным уровнем информационной культуры, позволяющим грамотно использовать разработанные средства обучения.
Повышение мотивации путем включения обучающихся в деятельность, имитирующую выполнение реальных задач.
Мотивации представляет собой внутренние силы организма, которые побуждают его к деятельности, являются тем связующим звеном в профессиональной деятельности, которое обусловливает целенаправленный, сознательный характер действий человека [16, 17]. От мотивации зависят потенциальные возможности личности, потребность в определенном виде деятельности, в организации коммуникации в профессиональной среде, совершенствование обучающегося как специалиста для дальнейшей профессиональной самореализации и творческой деятельности.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Реализация интегрированной информационной среды строится на активной основе, опираясь на целесообразную деятельность курсантов, сообразуясь с их увлечениями и потребностями. Очень важно показать обучающимся будущую профессиональную деятельность и практическую значимость приобретаемых знаний. Осознание того, каким образом они могут использовать полученные знания в жизни, их будущей профессии, выступает мотивирующим фактором учебно-познавательной деятельности курсантов. В результате самостоятельной и коллективной деятельности курсанты должны решить поставленные задачи, применив новые знания, полученные из разных областей при изучении различных дисциплин, получить реальные результат, приняв при этом лично организационно-управленческое решение.
Таким образом, выявленные в настоящем исследовании педагогические условия являются основополагающими для формирования профессионально-коммуникативной компетентности специалистов по технической защите с применением интегрированной информационной среды на требуемом уровне. Разработка модели и определение педагогических условий свидетельствует о необходимости формирования профессионально-коммуникативной компетентности в новых условиях подготовки современных специалистов, с применением инновационных образовательных технологий собственной разработки.
подготовки специалистов, 2006. 72 с.
2. Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок. 53000 слов / под ред. Л.И. Скворцова. М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство Мир и образование», 2007. 640 с.
3. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. М.: Высшая школа, 2004. 512 с.
4. Беликов В.А. Образование. Деятельность. Личность: монография. М.: Академия Естествознания, 2010. 310 с.
5. Ипполитова Н.В. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // General and Professional Education. 2012. №1. С. 8-14.
6. Куприянов Б.В. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2001. №2. С. 101-104.
7. Шаповал О.И. Профессиональная направленность использования технологии тренингового обучения в подготовке будущих специалистов по пожарной безопасности в высших учебных заведениях // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 2. С. 93-95.
8. Зубков А.Ф., Пономарёва Н.В., Захарова Т.В. Роль и значение профессиональных компетенций специалиста с высшим образованием в его успешной профессиональной деятельности // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 127-132.
9. Разуваев С.Г., Разуваев И.С. Профессиональная социализация и профессиональное самоопределение обучающихся в многоуровневом образовательном комплексе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 99-102.
10. Фирсова Т.А. Профессиональное самоопределение студентов в условиях обучения в вузе // Самарский научный вестник. 2014. № 1 (6). С. 118-120.
11. Иванова Т.Н. К вопросу о готовности выпускников вузов к профессиональной деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология.
2014. № 4. С. 60-63.
12. Павловская Н.Г. Исследование коммуникативной компетентности - аспекта конкурентоспособности будущих бакалавров образования // Карельский научный журнал. 2015. № 2 (11). С. 45-49.
13. Ясаревская О.Н. Коммуникативная компетенция - основа иноязычной коммуникативной компетенции // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс.
2015. Т. 1. № 6 (28). С. 178-183.
14. Богданова А.В. Актуальные вопросы формирования информационно-коммуникативной компетентности у студентов вузов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3. С. 9-13.
15. Аксенова Г.И. Психология и педагогика становления субъекта. Рязань: РИНФО, 1999. 210 с.
16. Чугунова Э.С. Связь профессиональной мотивации и творческой активности инженеров // Вопросы психологии, 1985. - URL: http://www.voppsy.ru/ issues/1986/864/864136.htm.
17. Ординарцева Г.П. Особенности мотивации персонала в условиях экономического кризиса на примере военной службы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 127-128.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников ВУЗов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: методическое пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества_