УДК 378.02
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ КАК СУБЪЕКТА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© 2008 Н. В. Анненкова
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики e-mail: annenkova61@yandex. ru
Курский государственный университет
Автор подчеркивает, что в современных условиях реорганизации всей воспитательной работы в школе требуется качественно новая система подготовки педагога. Общество нуждается в учителе - активном, ищущем, творческом, желающем работать в современных условиях. В статье представлены основные педагогические условия формирования практической готовности будущего учителя как субъекта воспитательной деятельности.
Ключевые слова: педагогические условия, практическая готовность будущего учителя, воспитательная деятельность, субъект.
Настоящие преобразования в обществе, новые стратегические ориентиры в развитии экономики, политики, социокультурной сферы обусловливают изменение требований к системе образования. В динамичном мире профессия педагога остается стабильной, хотя ее содержание, условия труда, качественный и количественный состав меняются. Педагог выступает как индивидуальный субъект педагогической деятельности и в то же время представляет собой субъект социума, являясь носителем общественных знаний, ценностей.
Современной образовательной системе присущи субъект-субъектные отношения. Реальность требует качественно новые модели высшего профессионального педагогического образования, создающие условия для развития личностно-творческого потенциала будущего педагога и накопления первоначального практического опыта.
Общетеоретические основы исследования проблемы формирования личности педагога, его профессиональной готовности представлены в трудах О. А. Абдулиной, Н. И. Болдырева, А. А. Деркача, Н. В. Кузьминой, В. Г. Лисовского, В. А. Сластенина, Л. Ф. Спирина, А. И. Щербакова и др. Выполнен ряд работ, раскрывающих процесс подготовки будущих учителей к различным направлениям воспитательной работы в школе (Е. В. Бондаревская, И. Ф. Исаев, С. В. Кульневич, А. И. Мищенко, П. И. Пидкасистый, Н. Е. Щуркова и др.). Отдельные ученые обращались к проблемам формирования профессиональных умений у студентов педвузов. Значимы исследования, рассматривающие формирование практической готовности учителя к воспитательной работе как результат целостного процесса (Э. З. Бабаев, Е. А. Леванова). Однако, несмотря на усиливающийся интерес к вопросам профессиональной подготовки студентов педвузов, процесс формирования практической готовности будущего учителя как субъекта воспитательной деятельности в системе профессионального образования не являлся предметом пристального изучения.
Готовность к деятельности рассматривается как сложная динамическая система интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и волевых сторон психики человека. Практическую готовность будущего учителя следует рассматривать как состояние целостного субъекта (студента), которое включает осознанные и неосознанные установки, модели вероятного поведения, определение оптимальных способов деятельности, оценку своих возможностей в их соответствии с предстоящими трудностями и необходимости достижения определенного результата в своей профессии [Вишнякова 1999]. Профессиональная готовность, являясь новообразованием личности студента вуза, характеризует его субъектное отношение к педагогической деятельности [Леванова 2002], выступает, как отражающее его способность успешно осуществлять образовательный процесс в школе и характеризующееся наличием у субъекта определенных компетенций, мотивации, а также личностных характеристик.
Подготовка педагога к воспитанию школьников осуществляется в рамках образовательного процесса высшего учебного заведения. Мы исходим из того, что в процессе профессионально-педагогической подготовки учителя к воспитательной деятельности его профессиональное становление как можно полнее должно совпадать с логикой его субъектного развития. В основу образовательного процесса вуза выделены общеметодологические принципы целостности и гуманистической направленности учебно-профессионального процесса в вузе; междисциплинарного взаимодействия в педагогическом процессе; субъектно-личностной направленности и рефлексивности профессионального становления будущего учителя.
Организация процесса формирования практической готовности педагога к субъектной деятельности по воспитанию школьников опиралась на диалогичность взаимоотношений участников образовательного процесса, субъект-субъектный характер этих отношений; ориентированность на единство теории и практики; на свободу выбора в процессе практической подготовки учителя; на принцип самооценки и самоконтроля в ходе формирования готовности к воспитанию школьников.
Личность как целостное, динамическое образование выступает ключевым понятием для развития проблемы формирования практической готовности будущего учителя к воспитанию школьников. Ее поступки детерминируются не только внешними обстоятельствами, но и внутренними условиями: мировоззрением, целевыми
стратегическими установками, всем строем мотивационно-потребностной сферы.
На уровне личности учитель выступает как активный объект, реализующий в профессии свой способ жизнедеятельности, готовность определять задачи, принимать на себя ответственность за их решение, раздвигать рамки профессиональной деятельности и т.д. Процесс формирования личности рассматривается учеными с позиции сочетания принципов деятельности, общественных отношений и общения.
Для формирования субъекта деятельности в первую очередь необходима его активность, которая является его важнейшей характеристикой. Подлинная активность проявляется в деятельности определенного качества - осознанной, свободной, эмоционально переживаемой личностью, порождаемой внутренними, сущностными побуждениями, собственными потребностями и интересами человека.
По мере становления высококвалифицированного специалиста всё большее место занимает процесс саморазвития личности. Человек, в первую очередь, опирается на собственные внутренние силы, через которые действуют на него внешние факторы. Специфичность саморазвития, самоорганизации субъекта заключается в том, что в процессе становления, развития человека активность, возникающая в ответ на воздействие окружающей среды, сменяется собственной активностью по поиску того,
что представляет смысл для его жизни и деятельности, в том числе для профессиональной.
Активность является необходимым условием, внешним признаком появления и развития самостоятельности, а самостоятельность служит формой реализации активности, результатом ее воспитания.
Исследование проблемы формирования практической готовности будущего учителя к воспитанию школьников подвело нас к необходимости установить причинноследственные связи и зависимости, проявляющиеся в форме ведущих тенденций и определяющие стратегию этого процесса. К таким тенденциям относятся гуманистическая направленность, творческая активность и технологизация образовательного процесса.
Сегодня актуализируется гуманистическая парадигма педагогического образования, сущность которой определяется самой природой педагогической деятельности, в центре которой находится формирующаяся личность как высшая ценность. Тенденция гуманистической направленности педагогического образования заключает в себе логику перехода от технократической к антропологической его парадигме. Эта тенденция раскрывает зависимость формирования готовности учителя к воспитанию учащихся в урочной и во внеучебной деятельности от степени обращенности изучаемого процесса к личности студента, ориентации на личностную компоненту профессиональной подготовки.
Гуманизация педагогического образования предусматривает, прежде всего, субъектное развитие и саморазвитие личности учителя, готового на профессиональном уровне участвовать в образовательном процессе, реализовывать на практике современные педагогические технологии, осуществлять процессы творчества во всех сферах своей деятельности. В предлагаемой нами технологии формирования практической готовности будущего учителя к воспитанию школьников в целостной системе профессионального образования принцип субъектного развития и саморазвития личности учителя является основополагающим. В реальном процессе практической педагогической деятельности предусматриваются, наряду с формированием профессионально значимых качеств личности, овладение каждым студентом системными знаниями о закономерных связях человека с природой, государством, о процессах становления личности в реальном социокультурном и образовательном пространстве, развитие творческого потенциала каждого будущего педагога, формирование внутренней установки на самообразование, самовоспитание и саморазвитие. Одним из возможных вариантов реализации этого принципа является самостоятельная педагогическая деятельность, каковой в процессе обучения может быть практика (учебная, производственная, летняя, волонтерская) и оказание шефской помощи младшим курсам по обмену опытом и наблюдениями. Они дают возможность студенту почувствовать себя действительно субъектом своего профессионального становления в условиях личностно-ориентированного педагогического процесса.
Профессиональная практико-ориентированная деятельность должна отвечать следующим требованиям: быть содержательно насыщенной, требующей
интеллектуального и эмоционального напряжения; являться самоуправляемой, допускающей вариативность в способах достижения результата.
Современная школьная практика показала, что будущий учитель, обладая достаточными теоретическими знаниями, не всегда способен свободно ориентироваться в окружающей социальной среде, использовать ее воспитательный потенциал для осуществления целостного педагогического процесса.
Задачей педагогического образования должно стать вооружение студентов системными знаниями, которые позволяют студенту овладеть критериями оценки
социальных и природных явлений, феноменов культуры, а также способами добывания и интерпретации научной информации, ее обработки и хранения. Образовательное пространство вуза ориентирует будущего учителя на профессиональную деятельность, предметом которой является человек. Ядро профессиональной подготовки учителя составляет совокупность современных научных знаний о человеке, его становлении, развитии в реальном социокультурном пространстве.
В педагогическом процессе взаимодействуют следующие факторы: деятельность субъектов, содержание обучения, личность учителя и ученика. В целом подготовка будущего учителя и в части формирования практической готовности к профессиональной деятельности основывается на принципах научности, системности, единства теоретической и практической подготовки. Научность отражается прежде всего в содержании предметных и психолого-педагогических дисциплин, включающих новые достижения науки, передовой педагогический опыт. Образовательный процесс предусматривает систематическое изучение педагогических дисциплин с первого года обучения и в течение всех последующих лет получения профессии. Изучение дисциплин психолого-педагогического блока происходит при обязательном соблюдении принципа преемственности изучения теории и практики, реализующегося на всех этапах обучения.
В отечественной педагогике искусственное разделение на воспитание и обучение явилось причиной такого же разграничения объективно целостного процесса подготовки учителя на две части: подготовка учителя-предметника и подготовка учителя к выполнению функций воспитателя, что привело, в конечном счете, к потере значимости внеучебной деятельности в глазах учителя и общественности.
Причины недостатков в профессиональной подготовке студентов - будущих педагогов мы видим не в объеме и не всегда в качестве преподавания, а в отсутствии интегративности учебных предметов, форм учебной и внеучебной работы, недостаточной теоретической обоснованности программы практической подготовки, в нарушении единства системного и личностно-деятельностного подходов к организации образовательного процесса. Их реализация предусматривает соблюдение двух значимых условий. Во-первых, в содержании практико-ориентированной деятельности будущего учителя должны быть отражены перспективные цели педагогического образования, заключающиеся в непрерывном социально-нравственном,
общекультурном и профессиональном развитии. Требование времени - это усиление воспитательного потенциала образовательного пространства вуза (учебного процесса и внеучебной деятельности). Для подготовки современного подрастающего поколения к самостоятельной жизни педагог сам должен быть сформирован как личность, обладать высоким профессионализмом, новым педагогическим мышлением. Во-вторых, необходима возможность выбора системы педагогических средств, стимулирующих социально-активную мотивацию деятельности студентов, самостоятельное целеполагание и совместное с педагогом решение педагогических задач. Программы и планы подготовки будущего учителя, наметившиеся тенденции их совершенствования содержат, на наш взгляд, потенциальные возможности, обеспечивающие практическую готовность будущего учителя как субъекта воспитательной деятельности. Результативность профессиональной подготовки обеспечат систематизация и интеграция образовательного процесса, междисциплинарное и межпредметное взаимодействие (спецкурс и курсы по выбору, производственная практика, комплексные междисциплинарные формы контроля, научно-исследовательская работа, опытно-экспериментальная деятельность).
В совокупности средств, обеспечивающих формирование у студентов практической готовности к воспитанию учащихся, высокую эффективность доказали
педагогические задачи и ситуации моделирования, творческие задания, тренинги общения, деловые, позиционные и ролевые игры, педагогические мастерские, используемые в процессе аудиторных занятий.
Выявлена зависимость формирования практической готовности учителя к воспитательной работе во внеучебное время от раскрытия ее личностного потенциала в педагогической деятельности. Эта зависимость отражается в тенденции творческой самореализации будущего учителя. Она находит свое выражение в принципах, одним из которых является принцип индивидуализации и дифференциации практической подготовки. Реализация этого принципа дает возможность студенту почувствовать себя субъектом педагогического процесса и своего профессионального становления. Процесс творческой самореализации личности возможен при устранении противоречия между индивидуальным характером профессионального становления учителя и массовым характером профессионально-педагогической подготовки, что предусматривает реализацию принципа единства общего и частного. Активные формы семинарских и практических занятий (игры, проблемные клубы, презентации, театрализация, конференции, творческие мастерские и т.д.) предоставляют возможность формировать творческий потенциал у студентов еще при освоении теоретического блока профессиональной подготовки через вариативный подход к решению типовых педагогических задач. Реализация этого принципа предусматривается как в ходе учебной практики, так и по личному желанию в качестве волонтера, наставника, шефа, инструктора, опекуна и др. Принципиальное значение для развития творческой активности педагога имеет включение студентов в инновационную деятельность на разных этапах его обучения.
Организация практической воспитательной деятельности возможна на основе знания ее структуры, видов, педагогических средств, условий освоения и эффективного функционирования всех ее элементов. А с позиции субъектного подхода необходимо упорядочить эти компоненты с конкретной личностью студента: уровнем его знаний, умений, творческих способностей и особенностей развития его мотивационноценностной и эмоционально-волевой сфер.
Процесс формирования практической готовности учителя к воспитательной деятельности в школе может быть управляемым, если он реализуется как технологический. В системе высшего педагогического образования акцент чаще всего смещен в сторону информативного насыщения учебного процесса, в сторону теоретизации обучения. Это приводит к недостаточной практической готовности молодого специалиста к решению сложных педагогических ситуаций, к трудностям в решении воспитательных задач. Разрабатывая технологию формирования практической готовности к воспитательной деятельности в условиях школы, мы исходим из того, что противопоставление теоретической и практической подготовки учителя недопустимо. Продуктивно влиять на процесс формирования практической готовности учителя как субъекта воспитательной деятельности в системе профессиональной подготовки можно с помощью гуманитарных (социочеловекоориентированных) образовательных технологий. Содержание социочеловекоориентированного подхода включает следующие положения:
- основу деятельности составляют: гуманное, духовное отношение к человеку, доверие к нему и вера в его силы, целостный взгляд на ребенка как на самостоятельную личность, фокусирование внимания на развитии личности, опора на позитивное, создание ситуаций успеха для участников образовательного процесса;
- коррекция взгляда педагогов на свою роль и место в процессе реализации воспитательной функции.
Реализация социочеловекоориентированного подхода позволит решить проблему развития субъектности будущих педагогов, обеспечить стимулирование их активности и творчества в практической воспитательной деятельности. В основу технологического комплекса формирования практической готовности будущего учителя как субъекта воспитательной деятельности могут быть избраны следующие технологии: проблемные лекции, бинарные практические занятия, педагогические мастерские, модульное обучение, игровые задания, проектирование, кейс-стади, методический портфель.
Практическая подготовка будущего педагога как субъекта воспитательной деятельности школьников обеспечивается посредством следующей совокупности психолого-педагогических условий:
- субъектно-личностная направленность и рефлексивность профессионального обучения;
- активное использование личностно и практико-ориентированных педагогических технологий;
- сочетание традиционных форм обучения с инновационными, ставящими педагога в условия, максимально приближенные к реальной жизненной ситуации, и с моделированием предполагаемых событий;
- связь теории с практикой;
- приоритет субъект-субъектных отношений в педагогическом процессе;
- опора на ценностный потенциал содержания образования, интеграцию предметов философского, культурологического, психолого-педагогического, организационно-методического блоков;
- использование отечественного культурного наследия как эффективного средства подготовки педагогов к работе по воспитанию молодежи, способствующему самоопределению личности в системе гуманистических ценностей.
- включение личностного опыта в процесс обучения
Практическая готовность педагога к воспитательной деятельности в образовательном учреждении трактуется нами как целостное личностное образование, соединяющее в себе ценностно-когнитивный, действенно-регулятивный, эмоциональный, технологический, оценочно-прогностический компоненты. Она реализуется на уровне стремления педагога к научному осмыслению действительности, способности к аксиологическому отношению к миру человеческих отношений, потребности к социально-значимому действию. Развитие профессиональной направленности (установки) является важнейшей характеристикой практической готовности педагога к воспитательной деятельности, в результате чего у студентов усиливается интерес, активизируются умения и навыки воспитательной деятельности, развиваются способности и профессиональные качества. В конечном итоге будущий педагог на студенческой скамье выступает как субъект деятельности по реализации задач социализации подрастающего поколения.
Особенностью процесса подготовки педагогов к воспитанию подрастающего поколения является осмысление педагогом себя и будущих воспитанников во всех сферах человеческого бытия.
Теория и практика педагогического образования накопила многогранный опыт профессиональной подготовки педагога массовой школы. Однако современная школьная ситуация, меняющийся характер образовательной деятельности требуют пересмотра качества подготовки специалистов, в том числе и в, части готовности его к воспитательной деятельности.
Библиографический список
Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М., 1999.
Леванова Е.А. Технология конструктивного взаимодействия педагога с подростком. - М., 2002.