Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования нравственных качеств младших школьников в процессе экономического воспитания'

Педагогические условия формирования нравственных качеств младших школьников в процессе экономического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1399
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА / ЦЕННОСТНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ / НРАВСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ECONOMIC UPBRINGING / JUNIOR SCHOOLCHILDREN / MORAL QUALITIES / VALUABLE CONVICTIONS / MORAL CONDUCT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевырева Татьяна Павловна

В центре внимания данной статьи находится проблема формирования нравственных качеств младших школьников в процессе экономического воспитания. Рассматриваются педагогические условия, способствующие эффективности данного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The pedagogical conditions of forming moral qualities of junior schoolchildren in the process of economic upbringing

In this article the main attention is paid to the problem of forming moral qualities of junior schoolchildren in the process of economic upbringing. The pedagogical conditions promoting effictiveness of this process are examined.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования нравственных качеств младших школьников в процессе экономического воспитания»

УДК 37.01:33 ББК 74.200.518

Шевырева Татьяна Павловна

преподаватель г. Смоленск Shevyreva Tatiana Pavlovna

Lecturer

Smolensk

Педагогические условия формирования нравственных качеств младших школьников в процессе экономического воспитания Pedagogical Environmental Complex of Junior Schoolchildren’s Moral Qualities Forming in the Process of Economic Upbringing

В центре внимания данной статьи находится проблема формирования нравственных качеств младших школьников в процессе экономического воспитания. Рассматриваются педагогические условия, способствующие эффективности данного процесса.

In this article the main attention is paid to the problem of junior schoolchildren’s moral qualities forming in the process of economic upbringing. The pedagogical environmental complex contributing to the effectiveness of this process is examined.

Ключевые слова: экономическое воспитание, младшие школьники, нравственные качества, ценностные убеждения, нравственное поведение.

Key words: economic upbringing, junior schoolchildren, moral qualities, valuable convictions, moral conduct.

Социально-экономические преобразования в России определяют развитие всей общественной системы, обеспечивая тем самым основные тенденции переосмысления нравственных ценностей. В этом аспекте становится значима педагогическая проблема формирования нравственных качеств подрастающего поколения. Эффективность хозяйственной деятельности напрямую зависит от того, насколько в обществе будут проявляться такие жизненно важные качества, как честность, порядочность, совестливость, сопереживание, доброта, милосердие.

Приоритетная роль в этом направлении принадлежит общеобразовательной школе, особенно - начальному звену. Младший школьный возраст наиболее сензитивный период для формирования нравственных качеств. Податливость и известная внушаемость младших школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для успешного решения данной проблемы.

Формирование нравственных качеств происходит в школе на всех уроках и внеклассных занятиях, всеми направлениями воспитания - нравственным, трудовым, эстетическим, экологическим и др. В результате ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе нормами и правилами поведения, присваивает способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе.

Современные экономические условия диктуют необходимость воспитания уже с начальной школы самостоятельных, активных, деятельных, трудолюбивых, экономически грамотных, высоконравственных людей, что является базой дальнейшей жизнедеятельности личности. С этих позиций экономическое воспитание младших школьников, которое мы рассматриваем как средство формирования нравственных качеств, приобретает особую значимость и актуальность.

Изучение проблемы формирования нравственных качеств младших школьников в экономическом воспитании требует рассмотрения вопроса о педагогических условиях, способствующих эффективности данного процесса.

Анализируя различные подходы к определению понятия «педагогические условия» (В.И.Андреев, Ю.К.Бабанский, В.В.Краевский, М.И.Рожков,

Н.М.Яковлева и др.), мы придерживаемся трактовки этого понятия, данного В.И. Андреевым: это целенаправленный отбор и применение элементов

содержания, методов, приемов, а также организационных форм обучения и воспитания для достижения поставленных целей [1, 132].

Существует различные педагогические условия (создание воспитывающей среды, направленной на формирование личностных качеств, обеспечение преемственности в нравственном воспитании учащихся и многие другие), но в современных условиях мы выделяем следующие: интеграция экономических знаний, ценностных убеждений и нравственного поведения; учет возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников; взаимодействие школы, семьи и социальной среды (СМИ) в экономическом воспитании учащихся.

Мы считаем, что создание перечисленных условий обеспечит

эффективное осуществление процесса формирования нравственных качеств младших школьников в экономическом воспитании. Рассмотрим каждое из них.

Одним из важных условий является интеграция экономических знаний, ценностных убеждений и нравственного поведения.

Одной из важнейших задач экономического воспитания младших школьников является формирование у детей опыта нравственного поведения, при котором приобретенные экономические знания оказываются действенной силой, регулирующей поступки личности, позволяющей ей принимать своевременно жизненно важные решения, участвовать в деятельности, направленной на преобразование действительности.

Младшие школьники получают элементарные экономические представления о видах собственности, семейных доходах и расходах, разумных тратах, о деньгах как эквиваленте результата труда, и их рациональном расходовании, стоимости школьного имущества, учебников, о труде как о средстве создания материальных ценностей. При этом, внимание учащихся обращается на нравственный аспект изучаемых основных экономических понятий и категорий.

На основе экономических знаний формируются ценностные убеждения, которые в конечном счете и определяют поведение человека. Выполняя регулятивную функцию, убеждения определяют весь духовный строй личности - её направленность, ценностные ориентации, интересы, желания, чувства, поступки. Нравственно убежденный человек глубоко уверен в справедливости моральных норм, признает необходимость их выполнения [3, 127].

Однако, экономические знания и нравственные нормы ещё не могут сами по себе обеспечить действенность убеждений, а становятся лишь необходимой предпосылкой для их формирования. Знания становятся убеждениями, когда они проявляются в жизненном опыте, в практической деятельности, когда они продуманы и критически переработаны личностью.

Можно дать учащимся весь необходимый объём экономических знаний, но этих знаний будет недостаточно для возникновения нравственного

поведения. Чтобы знания перешли в убеждения, а затем нашли отражение в поведении личности, необходима активная практическая деятельность, способствующая их осознанию и закреплению в делах и поступках [2, 167].

В содержательной, совместной с другими детьми и взрослыми деятельности, ребёнок усваивает социальные ценности, приобретает практический опыт применения экономических знаний, осознаёт необходимость выполнения нравственных норм и правил; в деятельности происходит воспитание чувств, возникают активные эмоциональные отношения к другим людям и окружающей действительности, развиваются чувства товарищества, дружбы, взаимопомощи, активность, ответственность, инициатива, организаторские навыки и многие другие качества, отражающие ранее полученные знания.

Об эффективности воспитания нравственного поведения можно говорить в том случае, если ребёнок сознательно ориентируется в своей деятельности на экономические знания, этические представления и социально ценные нормы общества и поступает, исходя из них по собственному побуждению без социально контролирующих механизмов (школа, семья и т. д.). С этой целью мы внедрили в учебный процесс курс «Юный экономист», который предусматривает изучение экономики с 1-го по 4-й классы и включает четыре взаимосвязанных раздела «Будем знакомы - экономика» (1 класс), «Семь «я» и экономика» (2 класс), «В мире экономики» (3 класс), «Край, в котором мы живём» (4 класс). Главная особенность данного курса экономики - это приоритет общечеловеческих нравственных ценностей, знание нравственных аспектов изучаемых экономических понятий.

Через занятия курса «Юный экономист» («Что человеку необходимо для жизни?», «Школьный бюджет», «По работе и плата», «В музее денег» и др.), беседы («Как рубашка в поле выросла», «Труд наших родителей» и др.), индивидуальные и коллективные творческие работы («Умелые руки», «Эскиз упаковки», «Супермаркет» и др.), организацию в школе различных по содержанию видов трудовой деятельности (благоустройство школьной территории, сбор макулатуры, ремонт библиотечных книг, дежурство по школе

и др.) мы обеспечивали педагогическое условие интеграции экономических знаний, ценностных убеждений, нравственного поведения.

Для определения уровня сформированности нравственных качеств учащихся на основе изучения уровня экономических знаний, значимых для младших школьников нравственных ценностей мы использовали такие методы исследования, как наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование.

Результаты показали положительную динамику формирования нравственных качеств в процессе экономического воспитания.

Другим условием экономического воспитания младших школьников, по нашему мнению, является учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Ценностные ориентации, социальные мотивы, направленность личности связаны с возрастом и индивидуальными особенностями. Поэтому учет возрастных и индивидуальных особенностей является важным условием эффективного экономического воспитания младших школьников.

На практике данное условие предполагает выработку и реализацию комплекса воспитательных воздействий, наиболее полно отвечающих потребностям и возможностям развития детей младшего школьного возраста.

В результате обеспечивается психологическое благополучие ребенка, предоставляется возможность проявить собственную активность, творческое мышление, расширяется сфера социально-экономических отношений ребенка, реализуется стремление к самостоятельности, формируется способность к рефлексии.

Экономическое воспитание должно максимально опираться на индивидуальность учащегося, на глубокое знание интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт его личности и условий жизни, что предусматривает характер педагогического воздействия, обусловленного особенностями конкретного индивида: его психическим складом,

темпераментом, способностями и возможностями, уровнем знаний и умений, степенью сформированности нравственно-волевых качеств, возможным влиянием на данного учащегося всего комплекса факторов социальной среды: коллектива класса, семьи, внешкольных учреждений и т.д.[4, 191].

При этом, учёт индивидуальных особенностей учащихся предполагает не приспособление целей и основного содержания экономического воспитания к отдельному ученику, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить запроектированный уровень развития личности.

В связи с этим, основными методами и формами организации экономического воспитания младших школьников являются: беседы,

викторины, конкурсы, соревнования, турниры, утренники, экономические игры, дискуссии, выполнение творческих заданий, инсценирование сказок, решение экономических задач, экскурсии, встречи с людьми различных профессий и др.

Так, например, экскурсия в типографию способствовала расширению знаний учащихся о промышленном предприятии, рабочих профессиях. Воспитанию бережного отношения ко времени был посвящён утренник «Цена минуты». Игра «Ярмарка» и праздник труда «Город мастеров»

продемонстрировали творческие и трудовые возможности учащихся, показали, что они умеют делать своими руками.

Перечисленные методы и формы организации деятельности младших школьников в процессе экономического воспитания способствуют

ознакомлению с основами экономических знаний, формированию ценностных представлений, воспитанию нравственных качеств личности, нравственных привычек, поведения, развитию положительного отношения к труду.

Эффективному осуществлению экономического воспитания младших школьников способствует взаимодействие школы, семьи и социальной среды.

Положительный результат работы по экономическому воспитанию детей может быть достигнут лишь в том случае, если усилия педагогов сочетаются с соответствующей работой родителей. Только сообща педагоги и родители смогут способствовать выработке и соблюдению режима жизни учащихся, овладению культурой труда, воспитанию нравственных качеств, развитию навыков самостоятельной работы, формированию системы ценностей.

Такое взаимодействие педагогов и родителей предполагает взаимопонимание, опору на лучшие стороны друг друга, доброжелательные и

доверительные отношения, активность взаимодействующих сторон в установлении контактов, взаимную поддержку авторитета, выработку наиболее благоприятных для обеих сторон норм и путей общения.

Мы выделяем два основных направления работы по осуществлению этого взаимодействия: просветительское (педагогическая пропаганда и

консультации родителей, заключающиеся в разъяснении методики реализации задач экономического воспитания детей в семье; беседы, лекции, дискуссии, обмен мнениями на родительских собраниях, круглых столах; практикумы, раскрывающие важность формирования нравственных качеств учащихся и т.д.) и практическое (организация совместной общественно полезной деятельности детей и взрослых, проведение совместных воспитательных мероприятий).

Одним из факторов социальной среды в современных условиях, оказывающих сильное воздействие на личность младшего школьника, являются средства массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать, Интернет).

Средства массовой информации становятся явной силой формирования ценностных представлений, нравственных качеств личности младшего школьника в том случае, если целенаправленно обращаться и грамотно использовать их воспитательный потенциал (представленная в СМИ система отношений с различными явлениями мира, основанная на общечеловеческих ценностях) в процессе экономического воспитания. Для этого необходима организация работы по формированию у учащихся адекватного отношения к СМИ: формирование у детей осознанного и критического отношения к содержанию передаваемой информации (объективная и не всегда объективная); воспитание нравственной устойчивости, невосприимчивости к негативному воздействию СМИ (умение выбирать нужную и полезную в социальном и культурном отношениях информацию) [5, 119].

Первое направление работы реализуется через совместный просмотр педагогами и учащимися телепередач с последующим анализом передаваемой в них информации, через индивидуальные и коллективные беседы по материалам периодической печати, изобразительную деятельность (рисование рекламы, героев фильмов и телепередач).

Реализации второго направления работы со СМИ способствуют следующие педагогические средства: коллективная творческая деятельность, сюжетно-ролевые игры, организация анализа программ телепередач на предстоящую неделю и работа с нею в классе, специальная информация в классном уголке «Посмотри по телевизору», включение родителей в процесс обсуждения с детьми телепередач и материалов печати.

Так, например, на занятии «Играем в рекламу» дети знакомились с историей рекламы, её видами, с профессиями людей, делающих рекламу, а затем сами придумывали и рисовали рекламу своему «собственному делу».

Такая работа помогает учащимся лучше осознавать содержание продукции СМИ, быстрее формировать свои собственные суждения, систему взглядов, оценок, переживаний и побуждений к действиям и поступкам, формировать активную жизненную позицию.

Результаты педагогического эксперимента подтвердили эффективность выделенных нами условий формирования нравственных качеств младших школьников в процессе экономического воспитания.

Библиографический список

1. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития [Текст] / В.И. Андреев. -Книга 1. - Казань: Издательство казанского университета, 2000. - 567с.

2. Боровикова, Т.В. Формирование экономической культуры школьников [Текст] / Т.В. Боровикова. - Соликамск, СГПИ, 1999. - 264с.

3. Залесский, Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности [Текст] / Г.Е.Залесский. - М.: Изд-во МГУ, 2001. -141с.

4. Лихачев, Б.Т. Философия воспитания. Специальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / Б.Т.Лихачев. - М.: Прометей, 1999. - 282с.

5. Нравственность в современном мире [Текст] /Сост.: О.В.Крючкова, О.А.Хаткевич.

- М.: Красико-Принт, 2003. -127с.

Bibliography

1.Andreev, V .I. Pedagogy of Creative Self-Development [Text] / V. I. Andreev. Book I. -Kazan: Publishing House of the Kazan University, 2000. - 576 p.

2.Borovikova, T.V. Schoolchildren’s Economic Culture Forming [Text] / T.V. Borovikova.

- Solikamsk: Solikamsk State Pedagogical Institute, 1999. - 264 p.

3. Likhachev, B.T. Philosophy of Education. Special Course: Training Manual for Higher

Educational Institution Students [Text] / B.T.Likhachev. - M.: Prometheus,

1999. - 282 p.

4. Morality in Modern World [Text] / Comp. by ОУ. Kryuchkova, О.А.Khatkevich. - M.: Krasiko-Print, 2003. -127 p.

5. Zalessky, G.E. Psychology of a Person’s Attitudes and Beliefs [Text] / G.E. Zalessky. -M.: Publishing House of MSU, 2001. - 141 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.