ПЕДАГОГИКА
УДК 378.1 DOI 10.34130/2233-1277-2020-2-150-162
Л. И. Акулова, В. Ф. Поберезкая, С. Н. Терентьева
СГУ им. Питирима Сорокина, Сыктывкар
Педагогические условия формирования методической компетентности у будущих педагогов в классическом вузе
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена необходимостью рассмотренияусловий подготовки педагогических кадров в классическом вузе. В классических вузах внимание в основном уделяется научной и предметной подготовке бакалавров, а методическая подготовка уходит на второй план. В настоящее время современное общество ставит новые задачи перед учителем, который должен уметь внедрять полученные в вузе научные и предметные знания в своей практике с учетом возрастных особенностей школьников. Для этого целесообразно рассмотреть специально созданные условия формирования методической компетентности будущих педагогов в период обучения в вузе. В статье раскрыты учебно-методические, информационно-методические и исследовательско-методические условия формирования методической компетентности будущих педагогов в рамках реализации основных профессиональных образовательных программ подготовки бакалавров по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки «Образование и педагогические науки» на примере ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина».
Ключевые слова: методическая компетентность, учебно-методические, информационно-методические и исследовательско-методические условия, основная профессиональная образовательная программа, укрупненная группа специальностей и направлений подготовки, профессиональный стандарт педагога, трудовые действия, трудовые функции.
© Акулова Л. И., Поберезкая В. Ф., Терентьева С. Н., 2020
150
L. I. Akulova, V.F. Poberezkaya, S.T. Terentyeva
Pitirim Sorokin Syktyvkar State University, Syktyvkar
Pedagogical Conditions of Formation of Future Teachers' Methodological Competence of in a Classical University
The relevance of the studied problem is due to the need to consider the conditions for the training of teachers in a classical university. In classical universities, much attention is paid to the scientific and substantive preparation of bachelors, with methodological training being in the background. At present, modern society poses new challenges for the teacher, who must be able to implement the scientific and subject knowledge acquired at the university in his practice, taking into account the age characteristics of students. Thus, it is advisable to consider specially created conditions for the formation of future teachers' methodological competence during their period of study at the university. The article describes the educational, methodological, information, research and methodological conditions for the formation of future teachers' methodological competence in the framework of "Education and Pedagogical Sciences", the main professional educational programs for bachelors in an enlarged group of specialties and areas of training, as exemplified by the Pitirim Sorokin Syktyvkar State University.
Keywords: methodological competence, educational and methodical, informational and methodical and research and methodological conditions, the main professional educational program, an enlarged group of specialties and areas of training, the teacher's professional standard, labor activities, labor functions.
Введение. Переход на Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее - ФГОС НОО], Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее - ФГОС ООО], Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (далее - ФГОС СОО] и Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования 3++ (далее - ФГОС ВО 3++] поставил перед вузами Российской Федерации проблему совершенствования образовательных программ по подготовке педагогических кадров. Современная школа выдвигает новые требования к качеству профессиональной подготовки выпускников высших учебных заведений, одним из главных показателей которого выступает такое личностное качество, как методическая компетентность, характеризующаяся совокупностью специальных знаний и умений, духовно-нравственных качеств, необходимых для решения профессиональных задач. На наш
взгляд, в классическом вузе при подготовке педагогических кадров особое внимание уделяется научной и предметной подготовке, а методическая подготовка уходит на второй план. Это важный аспект, так как выпускник выходит в образовательное учреждение, где он должен уметь преломлять полученные в вузе научные и предметные знания в соответствии с психологическими и возрастными особенностями обучающихся.
Как отмечает А. А. Марголис, «выпускник программы подготовки педагогических кадров должен быть в полной мере готов к осуществлению своей профессиональной деятельности в классе в соответствии со структурой и содержанием трудовых функций, указанных в профессиональном стандарте. Другими словами, его деятельность как педагога предполагает овладение профессиональными (трудовыми] действиями, описанными в профессиональном стандарте, а также компетенциями и знаниями, необходимыми для их осуществления» [1].
Цельисследования:обоснованиенеобходимостииспользования учебно-методических, информационно-методических и исследова-тельско-методических условий формирования методической компетентности у бакалавров, обучающихся по направлениям подготовки по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки «Образование и педагогические науки» (далее - УГСН «Образование и педагогические науки»].
Материалы и методы исследования. На современном этапе модернизации высшего педагогического образования, которое направлено на повышение качества профессиональной подготовки будущих педагогов, мы рассмотрели психолого-педагогические и научно-методические источники, позволяющие на практико-ориентированной основе реализовать основные образовательные программы по УГСН «Образование и педагогические науки».
В исследовании мы использовали теоретические (анализ педагогической и методической литературы, обобщение и систематизация материалов о сущности методической компетентности] и эмпирические (наблюдение, педагогический эксперимент] методы.
Основная часть. В соответствии с ФГОС ВО 3++ по УГСН «Образование и педагогические науки» у выпускника-бакалавра должны быть сформированы следующие группы общепрофессиональных компетенций:
• совместная и индивидуальная учебная и воспитательная деятельность обучающихся;
• контроль и оценка формирования результатов образования;
• психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности1.
Эти компетенции предполагают формирование у студентов следующих умений (т. е. практического опыта профессиональной деятельности]:
• использовать педагогически обоснованные содержание, формы, методы и приемы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся;
• проектировать диагностические цели совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО;
• применять методы диагностики и оценки показателей уровня развития обучающихся;
• использовать знания о развитии обучающихся для планирования учебно-воспитательной работы;
• применять психолого-педагогические технологии обучения, развития, воспитания для достижения образовательных результатов;
• классифицировать образовательные технологии;
• разрабатывать и применять отдельные компоненты основных образовательных программ в реальной и виртуальной образовательной среде.
Выделенные умения, на наш взгляд, являются составляющей методической компетентности, которая входит в содержание профессиональной компетентности педагога.
В нашем исследования мы будем понимать методическую компетентность «как интегративную характеристику субъекта педагогического труда, основанную на совокупности общепедагогических и методических знаний, умений, навыков, опыта и личностных качеств, отражающую готовность и способность к эффективной методической деятельности и обеспечивающую достижение высоких показателей в обучении и воспитании учащихся» [3].
На наш взгляд, методическая компетентность соотносится с трудовыми действиями, определенными в профессиональном стандарте педагога.
1 Об утверждении федерального образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.02.2018 г. № 121 С. 8-9. URL: http://fgosvo.ru/ uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440301_B_3_16032018.pdf (дата обращения 19.03.2020).
Таблица
Соотнесение требований профессионального стандарта педагога1 с составляющими методической компетентности
Обобщенные Трудовые Трудовые Составляющие
трудовые функции действия методической
функции компетентности
Педагогическая Общепедаго- • разработка и ре- • готовность раз-
деятельность по гическая функ- ализация про- рабатывать и при-
проектированию ция. Обучение грамм учебных менять основные
и реализации об- дисциплин в рам- образовательные
разовательного ках основной об- программы в ре-
процесса в обра- щеобразователь- альной и вирту-
зовательных ор- ной программы; альной образова-
ганизациях до- • планирование и тельной среде;
школьного, на- проведение учеб- • готовность и
чального обще- ных занятий; способность к
го, основного об- • организация, эффективной
щего, среднего осуществление методической
общего образо- контроля и деятельности,
вания оценки учебных направленной
достижений, на достижение
текущих и высоких
итоговых показателей
результатов в обучении и
освоения воспитании
основной учащихся;
образовательной • овладение
программы умениями
обучающимися; использовать
• формирование формы, методы
навыков, и приемы
связанных с организации
информационно- совместной и
коммуникацион- индивидуальной
ными технология- учебной и
ми (далее - ИКТ); воспитательной
1 Об утверждении федерального образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.02.2018 г. № 121 С. 8-9. URL: http://fgosvo.ru/ uploadШes/FGOS%20VO%203++/Bak/440301_B_3_16032018.pdf (дата обращения 19.03.2020].
Окончание табл.
деятельности обучающихся; • готовность проектировать диагностические цели совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО; • готовность применять психолого-педагогические технологии обучения, развития и воспитания для достижения образовательных результатов
Развивающая деятельность • формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения.
Для формирования методической компетентности будущих педагогов в условиях реализации требований ФГОС ВО (3++)1 и профессионального стандарта педагога2 необходимо создание взаимосвязанных групп педагогических условий. «Педагогические условия - это результат целенаправленного отбора, констатирования и применения элементов содержания, методов (приемов], а также организационных форм обучения для достижения дидактических целей» (В. И. Андреев] [5].
На наш взгляд, педагогические условия включают в себя формы организации учебной деятельности, формы проведения мероприятий, педагогические технологии, методы и приемы работы. Их можно сгруппировать на учебно-методические, информационно-методические и исследовательско-методические условия. Данные условия используются в ходе изучения дисциплин «Психолого-педагогический модуль», модуля «Технологии в профессиональной деятельности» и дисциплин, связанных с методиками преподавания предметных областей, реализуемых в рамках основных профессиональных программ по УГСН «Образование и педагогические науки» в СГУ имени Питирима Сорокина.
I. Учебно-методические условия включают в себя следующее:
1. Реализация содержания образования должна строиться на основе личностно-деятельностного подхода. При организации образовательного процесса в вузе раскрываются педагогические технологии, которые соответствуют возрастным особенностям школьников и учитывают субъектно-объектную направленность их познавательной деятельности.
1 Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (с изменениями и дополнениями) : приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544. URL: https://base.garant.ru/70535556/ (дата обращения 19.03.2020).
2 Об утверждении федерального образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.02.2018 г. № 121 С. 8-9. URL: http://fgosvo.ru/ upl0adfiles/FG0S%20V0%203++/Bak/440301_B_3_16032018.pdf (дата обращения 19.03.2020).
На занятиях в вузе при решении педагогических задач используются следующие технологии:
• проектные [4] (создание мультипликационных фильмов по материалам устного народного творчества, создание дидактических и раздаточных материалов по предметным областям);
• игровые: деловые, ролевые игры (Педагогический совет на темы: «Адаптация школьников» и «Экспертиза образовательной программы школы», «Шесть шляп мышления», «Письмо родителю», «Интервью с министром» и т. д.);
• информационные (создание электронных каталогов, тестовых заданий, сайтов, блогов и т. д.);
• коммуникативные (проектирование и апробация классных часов на темы: «Учимся работать дружно», «Правила этикета общения по телефону или в социальной сети», «Троллинг в сети» и др.);
• здоровьесберегающие (организация и проведение студентами дней здоровья в институтах с использованием подвижных игр; составление картотеки физминуток и их апробация на фокус-группе во время проведения занятий; проведение ежегодного фотоконкурса в виртуальной среде «Моя семья за здоровый образ жизни» и др.);
• технология проблемно-диалогического общения [2] (постановка проблемы с удивлением или затруднением на уроке открытия новых знаний; побуждающий от проблемной ситуации диалог или подводящий к теме диалог на уроке общеметодологической направленности и др.);
• технологии учебного сотрудничества [6] (организация совместной учебной работы детей с использованием заданий с недостающими данными; заданий для товарища и заданий, не имеющих решения).
Эти технологии, усвоенные студентами на занятиях в вузе, позволяют им более эффективно реализовать содержание образовательных программ в школе в период практики, что подтверждается отзывами руководителей практик отобразовательныхорганизаций.
2. Ведущими направлениями деятельности обучающихся школ являются познавательная, исследовательская, эмоционально-ценностная, практическая и контрольно-оценочная. С целью их реализации необходимо использование разнообразных методов, приемов и форм при изучении методических дисциплин в вузе,
способствующих формированию и развитию вышеперечисленных направлений деятельности школьников:
- моделирование (выполнение заданий по моделированию действий учителя по созданию коллектива учащихся на основе реализации личностно ориентированного подхода; моделирование технологической карты урока; моделирование объектов окружающего мира и др.);
- наблюдение (наблюдение за объектами живой и неживой природы в лабораторных и естественных условиях; наблюдение за трудовой деятельностью человека; ведение «Дневника природы», «Читательского дневника» и др.);
- приемы технологии развития критического мышления (составление таблиц ЗХУ (знаю - хочу узнать - узнал); ведение «Бортового журнала» по лекционным и практическим занятиям; пошаговая работа по изучению материалов предметов с использованием приема «Fish bone»; рефлексия на занятиях «Толстые и тонкие вопросы» по изучаемой теме; синквейн по разделу дисциплины);
- викторины, конкурсы (викторина «Край, в котором я живу», «Кулинарный батл», «Коми му на ладошке»; конкурс мультимедийных проектов «Морошка» и др.);
- тематические альбомы и выставки (тематические альбомы «Прописи по росписям Республики Коми»; выставка творческих, учебно-методических разработок «Этносолянка» и т. д.);
- исследовательские задания (на темы «Фамилии и имена моей группы», «Преподаватели и студенты Коми государственного педагогического института в годы Великой Отечественной войны», «Красная книга моего села» и др.).
3. Для осознания себя в педагогической профессии студенту необходимо осуществлять самоконтроль и самооценку своей деятельности, то есть у него должна быть сформирована контрольно-оценочная и рефлексивная деятельность. В рамках реализации методических дисциплин в процессе решения психолого-педагогических и методических задач студенты разрабатывают различные типы уроков в соответствии с системно-деятельностным подходом, календарно-тематическое планирование по предметам и по внеурочной работе с учетом возрастных особенностей обучающихся и требований примерной рабочей программы, контрольно-
измерительные материалы по диагностике предметных и мета-предметных результатов обучения. Все разработанные материалы внедряются в образовательный процесс школы в период практик, по окончании которых студенты представляют результаты самоанализа и рефлексии своей деятельности.
4. Участие будущих педагогов в университетских профессиональных пробах-конкурсах и олимпиадах, позволяющих проде-монстрироватьужесформированныеметодическиекомпетентности (конкурсы «Буду учителем», «Методический дебют», «Первые шаги», «Лучший по специальности», олимпиада по педагогике).
II. Информационно-методические условия включают в себя:
1) возможность широкого использования информационных технологий, технологий дистанционного (мобильного) характера и обеспечения образовательного процесса техническими аудиовизуальными средствами обучения:
• разработка и сопровождение консультативного портала (блога) для родителей и законных представителей обучающихся;
• размещение на сайте университета и на портале «Открытое образование Республики Коми» мультимедийных разработок;
2) комплектность обеспечения образовательного процесса учебниками, учебными пособиями, учебно-методической и дополнительной литературой, электронными образовательными ресурсами с учетом специфики содержания основных образовательных программ и создание информационно-образовательной среды для организации эффективной образовательной деятельности обучающихся.
Для реализации данного условия студенты осваивают технологии разработки:
• виртуальных школьных музеев и экскурсий («Виртуальный школьный этнографический музей» в программе Panotour, «Зоологический музей Сыктывкарского университета» на платформе IZI Travel, виртуальные экскурсии «Памятники архитектуры Сыктывкара», «Памятники Сыктывкара», «Прогулка по родному городу Сыктывкару», «Экскурсия выходного дня», «Прогулка по корпусам Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина» на платформе IZI Travel и т. д.);
• электронных учебных пособий для обучающихся по разным предметным областям;
• мультипликационных фильмов (например «Сказка о трех горшках» в программе Windows Movie Maker и др.);
• настольных, подвижных и интеллектуальных игр с разным предметным содержанием (математическим, биологическим, технологическим и др.);
3) сетевое взаимодействие образовательных организаций Республики Коми:
• участие студенческого сообщества в работе методических объединений учителей по предметным областям;
• организация и проведение выездных мероприятий преподавателей и студентов университета в сельские школы (проведение студентами мастер-классов, викторин, профориентационных бесед и других мероприятий).
III. Исследовательско-методические условия включают в себя:
1) организацию участия студентов в семинарах, вебинарах, конференциях и форумах различного уровня с целью получения профессионального опыта по осуществлению педагогической работы;
2) разработку и проведение студентами мастер-классов на фокус-группе в вузе и школе (на выездных методических семинарах «Современная сельская школа» для учителей начальных классов и учителей-предметников, на студенческих конкурсах «Буду учителем» и «Педагогический дебют: первые шаги», в образовательных организациях г. Сыктывкара «Хочу быть здоровым!» и др.);
3) разработку проектов полного жизненного цикла в рамках выпускных квалификационных работ» (по темам: «Информационно-методическое сопровождение учебника по коми языку средствами SMART-технологии (по материалам учебника Е. Н. Вязовой, А. В. Сизовой, С. Н. Терентьевой «Коми язык» 1 класс»); «Условия формирования предметных результатов обучающихся по теме "Черви" в 7 классе»; «Исторический комментарий на уроках коми языка как прием ознакомления учащихся с лексическим значением слова»; «Информационно-методическое сопровождение альбома росписи Республики Коми» средствами SMART-технологии» и др.).
4) участие студентов в конкурсах, олимпиадах и диктантах всероссийского и международного уровня (Открытая международная студенческая интернет-олимпиада по педагогике, Всерос-
сийский конкурс «Моя страна - моя Россия», «Хрустальный компас», Географический диктант, Экологический диктант и др.)
Все вышеперечисленные педагогические условия реализуются в рамках подготовки педагогических кадров в институте педагогики и психологии и институте естественных наук СГУ имени Питирима Сорокина. Комплексное внедрение условий, которые в течение многих лет используются и постоянно совершенствуются при подготовке будущих учителей в вузе, позволяет реализовать практико-ориентированный и личностно ориентированный подходы к успешному формированию методической компетентности будущих педагогов, что является одним из требований, предъявляемых современным обществом к учителю.
Выводы. Из вышесказанного следует, что комплексное использование учебно-методических, информационно-методических и исследовательско-методических условий при формировании методической компетентности у выпускника, обучающегося по направлениям подготовки бакалавриата УГСН «Образование и педагогические науки», способствует его готовности к осуществлению профессиональной деятельности в соответствии с содержанием трудовых функций и трудовых действий, указанных в профессиональном стандарте педагога.
Библиографический список
1. Марголис А. А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. С. 105-126.
2. Мельникова Е. А. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками : пособие для учителя. М.: АПК и ПРО, 2002. 168 с.
3. Нагибина Н. А., Ипполитова Н. В. Методическая компетентность как составляющая профессиональной компетентности педагога // Наука и школа. 2013. № 3. С. 44-46.
4. Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студентов вузов. М.: Академия, 2007. С. 37-63.
5. Репета Л. М. Педагогические условия формирования информационно-исследовательской компетенции // Современные проблемы нау-
ки и образования. 2013. № 2. URL: http://science-education.ru/ru/article/ view?id=8583 (дата обращения: 25.02.2020).
6. Чтение и письмо по системе Д. Б. Эльконина : кн. для учителя / Е. А. Бугрименко, П. С. Жедек, Г. А. Цукерман. М.: Просвещение, 1993. С. 202-217.
References
1. Margolis A. A. Trebovaniya k modernizacii osnovnyh professional'nyh obrazovatel'nyh programm (OPOP) podgotovki pedagogicheskih kadrov v soot-vetstvii s professional'nym standartom pedagoga: predlozheniya k realizacii de-yatel'nostnogo podhoda v podgotovke pedagogicheskih kadrov [Requirements for the modernization of basic professional educational programs (OPOP) for the training of teachers in accordance with the professional standard of a teacher: proposals for implementing an active approach in the training of teachers]. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education], 2014, vol. 19, no. 3, pp. 105-126 (In Russ.)
2. Mel'nikova E. A. Problemnyj urok, ili Kak otkryvat' znaniya s uchenika-mi: posobie dlya uchitelya [A problem lesson, or How to discover knowledge with students: a manual for the teacher]. Moscow, 2002, 168 p. (In Russ.)
3. Nagibina N. A., Ippolitova N. V. Metodicheskaya kompetentnost kak so-stavlyayushchaya professional'noj kompetentnosti pedagoga [Methodological competence as a component of the teacher's professional competence. Nauka i shkola [Science and School], 2013, no. 3, pp. 44-46. (In Russ.)
4. Polat E. S. Sovremennye pedagogicheskie i informacionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya [Modern pedagogical and information technologies in the education system: textbook. manual for university students]. Moscow, Academy Publ., 2007, pp. 37-63. (In Russ.)
5. Repeta L. M. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya informacionno-issledovatel'skoj kompetencii [Pedagogical conditions for the formation of information and research competence]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2013, no. 2. (In Russ.) Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=8583 (accessed: 25.02.2020).
6. Chtenie i pis'mo po sisteme D. B. El'konina: Kn. dlya uchitelya [Reading and writing according to the system of D. B. Elkonin: Book for teacher / E. A. Bu-grimenko, P. S., Zhedek, G. A., Zuckerman]. Moscow, Prosveshcheniye Publ.,1993, pp. 202-217. (In Russ.)