ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
УДК 373 ББК 14.200.5
Астапкович Генрих Генрихович
аспирант
кафедра общей и специальной педагогики Мурманский государственный гуманитарный университет
г. Мурманск Astapkovich Genrikh Genrikhovich Post-graduate Chair of General and Special Pedagogy Murmansk State Humanities University Murmansk
Педагогические условия формирования информационной культуры школьников (на примере телевидения)
Pedagogical Conditions of Pupils’ Information Culture Forming (By the
Example of Television)
Проведён анализ уровня информационной культуры учащихся 5-го класса МОУ гимназии № 2 города Мурманска. Автор доказывает мысль, что основой формирования информационной культуры школьников является их избирательный интерес. Названы возможные методы воздействия на правильное и успешное формирование информационной культуры школьников, сформулированы рекомендации по оптимизации данного процесса.
The analysis of the information culture level of the 5th-form students in Murmansk Gymnasium № 2 has been carried out. The author proves the idea that the schoolchildren’s elective interest is the basis of information culture forming at school. The possible methods of influence on the correct and successful development of the pupils’ information culture have been put forward, recommendations for the mentioned process optimization have been presented.
Ключевые слова: информация, информационная культура, информационные предпочтения, телевизионные передачи.
Key words: information, information culture, information preferences, television shows.
Развитие современного общества характеризуется переходом к информационной цивилизации, в рамках которой приоритетное развитие получают вычислительная техника и информационные технологии, увеличивающие интеллектуальные возможности людей. Во всём мире произошло осознание фундаментальной роли информации в общественном развитии.
В условиях информатизации современного общества особую актуальность приобретает формирование информационной культуры личности, через
которую открываются широкие перспективы эффективного использования накопленных человечеством информационных ресурсов.
Целью исследования явилось выявление особенностей формирования информационной культуры школьников (на примере телевидения).
Работы, посвящённые информационной культуре, весьма разнообразны, отличаются использованием разного понятийного аппарата, методами исследования, принадлежностью к различным научным традициям.
Авторы А.Н. Дулатова и Н.Б. Зиновьева считают, что информационная культура включает следующие элементы:
1) Совокупность социальной информации, накопленной обществом за весь период исторического развития (информационный фонд) и её освоение личностью.
2) Способ переработки, накопления, хранения, трансляции информации в обществе - информационные ресурсы и коммуникации.
3) Степень массовости использования информации в обществе и её доступности для личности.
Эти характеристики определяются:
а) в экономическом плане - как относительная дешевизна и массовость производства и распространения информации в обществе;
б) в социальном плане - как возможность использования информации всеми социальными группами общества;
в) в территориальном плане - как степень равномерности распределения информации в информационном пространстве; как степень развития информационных прав территорий;
г) в идеологическом плане - как возможность получения и использования информации любой из представленных в обществе альтернативных политических и научных концепций;
д) в культурно-образовательном плане - как степень соответствия циркулирующей в обществе информации среднему уровню образования и культуры населения [5].
Базовым определением понятия информационной культуры для многих исследований стало определение, данное Ю.С. Зубовым. По его мнению, «информационная культура - это систематизированная совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающая оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение как профессиональных, так и непрофессиональных потребностей» [6].
Н.А. Калиновская пишет, что сейчас можно выделить два подхода в трактовке понятия «информационная культура». В первом подходе - «информоло-гическом» - понятие информационной культуры можно обобщить как «совокупность умений и навыков поиска, отбора, анализа информации, то есть всего того, что включается в информационную деятельность, направленную на удовлетворение информационных потребностей». Во втором - «культурологическом» - информационная культура «рассматривается как способ жизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющая процесса формирования культуры человечества» [7].
В то же время, М.Г. Вохрышева отмечает, что изучение информационной культуры с «позиций различных научных дисциплин» выдаёт «обширная, но «мозаичная» картина, которая... «размывает» сам объект... лишая его целостности и качественной определенности». Для достижения «большей научной строгости, терминологической определенности, системности представлений и, в конечном счете, - созданию общих теоретических схем исследуемой реальности» [2].
Профессор А.А. Гречихин анализирует термин с точки зрения философии. Информационная культура в его понимании - это «всё усиливающаяся роль информации, информационных технологий, информационной деятельности в жизни современного общества, необходимость в обобщающем, предельно идеализированном (мета-) изучении самого информационного феномена во всём его многообразии, отказ от грубой технологизации (технократии) как тенденции общественного развития в пользу гуманизации» [3].
Развернутый анализ понятия информационная культура даёт Ю.С. Бра-новский. Информационная культура - умение решать задачи на ПЭВМ, общаться друг с другом и представлять людям информацию в различных формах, а не только умение работать с готовым прикладным программным обеспечением, и даже не умение программировать. «Информационная культура - это, прежде всего, проникновение в суть процессов обработки информации, причем достаточно глубокое, чтобы можно было легко и быстро решать различные задачи на ПК, подобно тому, как истинно грамотный человек может свободно читать и писать [1].
В работе «Социокультурные аспекты информатизации образования» В.А. Шаповалов пишет, что к наиболее важным проблемам исследования информационной культуры можно отнести «формирование тезауруса - системы информационных понятий, обеспечивающих общую и специальную ориентировку личности в окружающей инфосреде» [11].
По определению Э.П. Семенюка, информационная культура - это «информационная компонента человеческой культуры в целом, объективно характеризующая уровень всех существующих в обществе информационных процессов и существующих информационных отношений» [10].
Исследователи А.Н. Дулатова и Н.Б. Зиновьева рассматривают информационную культуру в нескольких плоскостях. В психологической плоскости информационная культура личности заключается в выработке оптимальной реакции на поступающую информацию и адекватного поведения, формировании умения действовать в условиях избыточной информации, оценивать её качественную сторону, отбирать из массы сведений достоверные, соотносить с уже имеющейся информацией, критически её переосмысливать, свёртывать и развёртывать, вырабатывать навыки психогигиены восприятия информации, рациональные привычки, свойства, способствующие защите от информационного шума.
В социальной плоскости информационная культура личности заключается в формировании социально необходимого уровня информированности, вы-Вестник ЧГПУ11 '2012 10
ступающего обязательным условием социализации личности и выполнения ею многообразных функций в обществе.
В технологической плоскости информационная культура заключается в овладении информационной технологией, знакомстве с информационными ресурсами общества, выработке навыков поиска нужной информации, её хранения и использования.
В педагогике выделяют информационную культуру школьника. Она является частью общей культуры личности, комплекс знаний, умений, навыков, позволяющий свободно ориентироваться в образовательном пространстве, является необходимым условием готовности к постоянному обновлению знаний в процессе непрерывного образования; информационная культура учащихся включает в себя следующие компоненты: коммуникативный, читательский, библиографический, информационно-технологический [5].
Часть исследователей прочно связывают понятие «информационная культура» с использованием ПК (В.И. Варченко, В.Л. Каймин и др.). Другие относят к информационной культуре умение пользоваться источниками информации: справочниками, словарями, энциклопедиями, расписанием поездов, программой телепередач и пр. (Л.Д. Семенов и др.). Третьи предпочитают более широкое толкование, понимая под информационной культурой культуру обращения с информацией (А.А. Дуванов, Ю.А. Первин, И.М. Яглом и др.), максимально сближая понятие «информационная культура» с понятиями «культура мышления» и «культура познания».
Для выявления педагогического потенциала работы по формированию информационной культуры школьников, автором публикации было проведено исследование уровня информационной культуры учащихся 5-го класса МОУ гимназии №2 г. Мурманска. В исследовании приняли участие 30 школьников (15 девочек и 15 мальчиков; возраст испытуемых - 10-11 лет), и были взяты методики: «Незаконченные предложения» И.В. Гундаровой [4], «Опросник ранговой значимости телепередач» (ОРЗТ), разработанный В.А. Орловым [9].
Удалось установить, что большинство школьников испытывает интерес к мультфильмам как отечественным, так и зарубежным (соответственно 73% и 64% детей). Следовательно, при оптимизации педагогических условий формирования информационной культуры школьников (на примере телевидения) основное внимание необходимо обратить именно на мультфильмы.
На основе полученных отзывов была выявлена проблема недостаточного уровня информационной культуры у школьников - основное внимание детей-зрителей падает не на «содержание», а на «форму» получаемой информации.
Вместе с тем, 32% детей смотрят зарубежные мультфильмы редко и неохотно, либо вообще не смотрят. Некоторые высказали следующие суждения: «Там не интересный сюжет». «Зарубежные мультики почти ничему не учат». «Возникает чувство незаконченности». «Когда я смотрю отечественные мультфильмы, я понимаю их, потому что они на русском языке; а когда зарубежные, у меня сливаются русский и зарубежный языки». Очевидно, это связано с тем, что мультфильмы зарубежного кинематографа ориентированы на совершенно иную культуры и шкалу ценностей, иные традиции, иной менталитет.
Опрос показал, что почти четверть опрошенных детей (23%) не смотрят аналитическую программу «Время» (как пример информационной программы), предпочитая другие занятия. Они считают, что - это передача не для детей, так как она неинтересная: «Чувствую скуку». «Хочется посмотреть нормальный фильм». «Я не смотрю эту программу». Из тех же, кто хотя бы один раз в жизни смотрел программу «Время» (77%), отношение к ней крайне неоднозначное.
«Контрасты» в отзывах разных детей об одной и той же программе напрямую зависят от различного уровня у них информационной культуры. Это ещё раз говорит о том, как велика её роль в становлении общей культуры личности (по Г.М. Коджаспировой) [8].
Отношение пятиклассников к фильмам ужасов и боевикам тоже неоднозначно. Часть детей (32%) вообще предпочитают их не смотреть. Те, кто всё же смотрит эти фильмы, в большинстве своём (40%) отзываются о них негативно.
Данные анализа ответа детей на вопрос «Когда я вырасту, мне хотелось бы иметь...» были проранжированы и приведены в Таблице № 1.
Таблица № 1
Ранжирование жизненных ценностей детей (первый этап исследования)
№ п/п Жизненные ценности Процентное соотношение
1 Материальные блага 30%
2 Семья 7%
3 Работа 28%
4 Друзья 15%
5 Свобода, вседозволенность 20%
Обращает на себя внимание тот факт, что подавляющее большинство учеников пятого класса наиболее значимыми жизненными ценностями всё же считают материальные блага.
Результаты, полученные на первом этапе по методике «Опросник ранговой значимости телепередач» (ОРЗТ), распределились следующим образом:
В первой серии мы разделили телепередачи на три группы:
I группа - передачи, которые учащиеся данного класса смотрят чаще всего (передачи с наибольшим числом выборов);
II группа - передачи, которые учащиеся данного класса смотрят реже всего (передачи с наименьшим числом выборов);
III группа - промежуточная.
Результаты оформлены в виде Таблицы № 2.
Таблица № 2
Предпочтения в выборе телевизионных передач (первый этап исследования)
1) мальчики (15 опрошенных; 40 передач, по 5 передач в каждой из восьми тематических групп):
Г руппы* I II III
Наука 20
Природа 13
Техника 11
Искусство 5
Спорт 10
Музыка 9
Развлечения 27
Известия 12
2) девочки (15 опрошенных; 40 передач, по 5 передач в каждой из восьми тематических групп):
Группы* I II III
Наука 30
Природа 32
Техника 1
Искусство 2
Спорт 12
Музыка 29
Развлечения 41
Известия 25
* I группа - передачи с наибольшим количеством выборов;
II группа - передачи с наименьшим количеством выборов;
III группа - промежуточная группа передач.
Используя разделение популярных телепередач на тематические группы, по степени избирательности просмотра передач школьниками можно было судить о развитии их общих и специальных интересов и их направленности, об уровне информационной культуры и предпосылок её дальнейшего формирования (причём отдельно - у мальчиков, а отдельно - у девочек).
Вестник ЧГПУ112012 14
Не меньший интерес представляют данные, полученные в части II опросника, где учащиеся проранжировали 10 (а некоторые даже больше) самых любимых из выбранных передач. Больше всего среди них было, конечно, развлекательных программ. Но наряду с ними учащиеся указали и передачи, характеризующие направленность их познавательных, учебных, профессиональных и других интересов. Последняя часть опросника (III) раскрывает мотивы распределения телепередач по рангам, показывает уровни осознания содержательной значимости этих передач в системе ценностных ориентаций.
После короткой рекомендации: «За следующие две-три недели обратите внимание на то, что и с какой целью вы чаще всего смотрите по телевизору» и трёхнедельного перерыва, мы вновь провели опрос испытуемых детей (используя те же методики и те же формы анкет, что и на предыдущем этапе исследования).
Анализ результатов показал, что испытуемые дети (как мальчики, так и девочки) в большинстве своем выполнили нашу просьбу и за три недели уделяли внимание не только тому, что они смотрят по телевизору, но и зачем, с какой целью они это смотрят. Замечено некоторое улучшение и в осознании детьми своих жизненных ценностей. Результаты оформлены в виде Таблицы 3.
Таблица 3
Ранжирование жизненных ценностей детей (второй этап исследования)
№ п/п Жизненные ценности Процентное соотношение
1 Материальные блага 20%
2 Семья 21%
3 Работа 32%
4 Друзья 17%
5 Свобода, вседозволенность 10%
Из приведённых данных видно увеличение количества детей, так или иначе упомянувших образование, профессию, семейное счастье или счастье в
дружбе. Имеющее же крайне противоречивый характер стремление к свободе, вседозволенности и материальным благам, напротив, несколько уменьшилось.
Произошли явные изменения в плане ранговой значимости телепередач. Результаты оформлены в виде Таблицы 4.
Таблица 4
Предпочтения в выборе телевизионных передач (второй этап исследования)
1) мальчики (15 опрошенных; 40 передач, по 5 передач в каждой из восьми тематических групп):
Группы* I II III
Наука 21
Природа 12
Техника 14
Искусство 0
Спорт 15
Музыка 12
Развлечения 33
Известия 21
2) девочки (15 опрошенных; 40 передач, по 5 передач в каждой из восьми тематических групп):
Г руппы* I II III
Наука 21
Природа 25
Техника 0
Искусство 8
Спорт 14
Музыка 27
Развлечения 34
Известия 25
* I группа - передачи с наибольшим количеством выборов;
II группа - передачи с наименьшим количеством выборов;
III группа - промежуточная группа передач
На первом месте и у девочек, и у мальчиков всё же остаются «Развлечения». Однако увеличилось число мальчиков, интересующихся передачами о технике, спорте и особенно информационными программами. Увеличилось число девочек, которые смотрят передачи группы «Известия». Высокий уровень заинтересованности передачами про животных («Природа») остался прежним. Но особенно сильно возросли «музыкальные» интересы девочек - одна из опрошенных даже назвала не отдельные передачи, а целые музыкальные телеканалы. Слегка снизился интерес девочек к «Науке», предпочтения «Спорта» и «Искусства» остались примерно на том же низком уровне, что и на первом этапе эксперимента. Сошёл на ноль интерес девочек к «техническим» передачам.
Определился интерес к телевизору как к средству получения информации. Почти все дети теперь смогли отдельно, по каждой передаче, достаточно подробно объяснить, почему они смотрят именно эту передачу, что их в ней привлекает, с чем это связано и т.д.
Резюмируя сказанное, проанализируем полученные результаты исследования. В ходе проведения опытно-педагогической работы автор публикации пришел к выводу, что основой формирования информационной культуры школьников является их избирательный интерес к телепередачам. В связи с этим появилась возможность объяснить, как на осознанный выбор школьниками тех или иных телепередач могут повлиять педагоги, и определить, какие из предпочитаемых школьниками телевизионных передач в большей либо меньшей степени подходят как основа формирования информационной культуры.
Библиографический список
1. Брановский, Ю.С. Методическая система обучения предметам в области информатики студентов нефизико-математических специальностей в структуре многоуровневого педагогического образования. Дис. ... д-ра пед. наук.: 13.00.02. - Москва, 1995. - 150 с.
2. Вохрышева, М.Г. Информационная культурология. // Информационное общество: культурологические проблемы: Материалы междунар. науч. конф. Краснодар-Новороссийск 17-19 сентября 1997 г. : Тез. докл. -Краснодар, 1997. - С. 86-92.
3. Гречихин, А.А. Информационная культура (Опыт определения и типологического моделирования). // Проблемы информационной
культуры: Сб. статей / Под ред. Ю.С. Зубова и И.М. Андреевой. - М: Изд-во Моск. Гос. Ун-та культуры, 1994. - С. 2, 15-19.
4. Гундарова, И.В. О последствиях восприятия телевизионной информации младшими школьниками. // Воспитание школьников. - 2-5. - № 11. - С. 49-53.
5. Дулатова, А.Н., Зиновьева, Н.Б. Информационная культура личности. - М., 2007. - 330 с.
6. Зубов, Ю.С. Информатизация и информационная культура. // Проблемы информационной культуры: Сб. статей / Под ред. Ю.С.Зубова и И.М. Андреевой. - М.: Изд-во Моск. Гос. Ун-та культуры, 1994. - С. 5-9.
7. Калиновская, Н.А. Информационная культура личности и общества: наполнение понятия. // Информационное общество: культурологические проблемы: Материалы междунар. науч. конф. Краснодар-Новороссийск 17-19 сентября 1997 г.: Тез. докл. - Краснодар, 1997. - С. 93-94.
8. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: Учебник / Г.М. Коджаспирова. - М.: Гардарики, 2006. - 528 с.
9. Орлов, В.А. Методика выявления структуры интереса школьников к телевизионным передачам. // Психологическая наука и образование. -2003. - № 3. - С. 94-97.
10. Семенюк, Э.П. Информационная культура общества и прогресс информатики. // НТИ. Сер.1. - 1994. - № 1. - С. 2.
11. Шаповалов, В.А Социокультурные аспекты информатизации образования.
- Ставрополь: СГУ, 1997. - 290 с.
Bibliography
1. Branovsky, Yu.S. Methodical System of Teaching Objects in the Field of Computer Science Non-Physicists and Mathematics Students in the Structure of Multi-Level Teacher Education. Pedagogical Science: Doctors’ Dissertation: 13.00.02. - Moscow, 1995. - 150 p.
2. Dulatova, A.N., Zinovieva, N.B. Persons’ Information Culture. - M., 2007. -330 p.
3. Grechikhin, A.A. Information Culturology (Experience Definition and Typological Modeling). // Problems of Information Culture: Coll.of Articles / Ed. by Yu.S. Zubov and I.M. Andreeva. - Moscow: Mosc. State University of Culture, 1994. - P. 2, 15-19.
4. Gundarova, I.V. Consequences of the Perception of Television Information by Younger Students // Education Students. - 2-5. - № 11. - P. 49-53.
5. Kalinovskaya, N.A. Personal Information of Culture and Society: Filling
Concept. // Information Society: Cultural Issues: Proceedings of the
International. Scientific. Conf., Krasnodar-Novorossiysk, 17-19 September, 1997: Abstracts. Reports. - Krasnodar, 1997. - P. 93-94.
6. Kodzhaspirova, G.M. Pedagogy: Textbook / G.M. Kodzhaspirova. - Moscow: Gardariki, 2006. - 528 p.
7. Orlov, V.A. Identification and Mapping the Structure of Pupils’ Interest to Television Broadcasts // Psychological Science and Education. - 2003. - № 3. -P. 94-97.
8. Semenyuk, E.P. Societies’ Information Culture and Computer Science Progress // STI. Ser.1. - 1994. - № 1. - P. 2.
9. Shapovalov, V.A. Social and Cultural Aspects of Educational Informatization. -
Stavropol: SSU, 1997. - 290 p.
10. Vokhrysheva, M.G. Information Cultural. // The Information Society: Cultural Issues: Proceedings of the International Scientific Conference. Krasnodar-Novorossiysk on 17-19 September 1997: Abstracts. Reports. - Krasnodar, 1997.
- P. 86-92.
11. Zubov, Yu.S. Informatization and Information Culture. // Problems of Information Culture: Coll. Articles / Ed. by Yu.S. Zubov and I.M. Andreeva. -Moscow: Mosc. State. University of Culture, 1994. - P. 5-9.