УДК 373 (045)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Т. А. Парфёнова1, Н. В. Рябова2
Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 23, г. Ульяновск 2Мордовский государственный институт имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск
Происходящие в обществе изменения выдвигают новые требования к личности современного выпускника начальной школы, поэтому актуальность проблемы формирования готовности к социально-бытовой ориентации младших школьников не вызывает сомнения и оказывается вполне обоснованной. В статье рассматриваются педагогические условия, направленные на формирование готовности к социально-бытовой ориентации младших школьников в образовательном процессе. Исследование проводилось методом анализа, систематизации и обобщения литературных данных, раскрывающих состояние исследуемой проблемы. Проведен анализ психолого-педагогической литературы, который позволил определить ключевые понятия исследования: «готовность к социально-бытовой ориентации» и «формирование готовности к социально-бытовой ориентации» применительно к младшим школьникам. Особенности социальной ситуации развития, специфика ведущей деятельности, характеристика основных возрастных новообразований младших школьников позволили наполнить структурные компоненты готовности к социально-бытовой ориентации конкретным содержанием: личностный (ценностные ориентации; социальные ориентации; мотивационная направленность; качества, характеризующие свойства личности), когнитивный (знания о предметах и явлениях социума; знания о взаимодействии с окружающим миром; знания по социально-бытовой деятельности; нормативно-правовые и социокультурные знания), деятельностный (общеинтеллектуальные, общетрудовые, социально-бытовые, коммуникативные умения). Выводы. Формированию готовности к социально-бытовой ориентации способствуют педагогические условия: актуализация содержания социально-бытовой направленности учебных предметов в рамках ФГОС НОО и разработка содержания нового учебного курса «Социально-бытовая ориентация»; поэтапное формирование готовности к социально-бытовой ориентации от активизации имеющихся социально-бытовых представлений, формирования социально-бытовых понятий, знаний, умений и практико-ориентированного опыта до их включения в социально-бытовую деятельность; целенаправленное взаимодействие субъектов образования с учетом принципа опережающей, параллельной и последующей взаимосвязи в процессе обучения; проведение педагогического мониторинга.
Ключевые слова: готовность к социально-бытовой ориентации младших школьников, формирование готовности к социально-бытовой ориентации, младшие школьники, педагогические условия формирования готовности к социально-бытовой ориентации.
Благодарности: работа проведена при поддержке Минобрнауки РФ в рамках Государственного задания ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» на 2017 год. Тема проекта «Теоретико-методологические и научно-методические основы психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики».
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF READINESS TO SOCIAL AND DOMESTIC ORIENTATION OF YOUNGER PUPILS IN THE EDUCATIONAL PROCESS
12 T. A. Parfyonova , N. V. Ryabova
1School for students with disabilities no. 23, Ulyanovsk 2Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evsevyev, Saransk
The changes taking place in society put forward new demands on the personality of the modern graduate elementary school so the urgency of the problem of formation of readiness for social and domestic orientation of the younger students does not raise any doubts and is quite justified. The article examines the pedagogical conditions aimed at building readiness for social and domestic orientation of younger schoolboys in educational process. The study was conducted by the method of analysis, systematization and generalization of literature data disclosing the state
© Парфёнова Т. А., Рябова Н. В., 2017
of the research problem. The analysis of psychological and educational literature was carried out, which allowed to identify the key concepts of the research "readiness for social and domestic orientation" and "formation of readiness for social and domestic orientation" in relation to younger students. The features of social situation of development, the specifics of leading activity, the characteristics of the main age-related new formations of junior schoolchildren allowed to fill the structural components of readiness for social and domestic orientation of the specific content: personal (value orientation, social orientation, motivational orientation, quality, characterizing the properties of the individual), cognitive (knowledge subjects and society events; knowledge of the interaction with the environment; knowledge of the social and domestic activities, legal and socio-cultural knowledge), activity (general-intellectual, general-labor, social-everyday, communication skills). Pedagogical conditions contribute to the formation of readiness for social orientation: actualization of the content of the social and everyday orientation of subjects in the framework of the Federal State Educational Standard for Basic General Education and the development of the contents of the new training course "Social Orientation"; step-by-step formation of readiness for social and domestic orientation from the activation of existing social and everyday ideas, the formation of social concepts, knowledge, skills and practical experience prior to their inclusion in social and domestic activities; purposeful interaction of subjects of education, taking into account the principle of advanced, parallel and subsequent interrelationship in the learning process; pedagogical monitoring.
Keywords: readiness for social and domestic orientation of the younger students, formation of readiness for social and domestic orientation, junior school students, pedagogical conditions of formation of readiness for social and domestic orientation.
Acknowledgments: the work was carried out with the support of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation within the framework of the State task of the "Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evsevyev" for 2017. The theme of the project is "Theoretical, methodological and scientific-methodological foundations of psychological and pedagogical support of inclusive practice".
Высокая динамичность современного общества, глубина и характер происходящих изменений во всех сферах жизни предъявляют к человеку в новом веке качественно иные требования. По мнению М. В. Дубовой, «...общество нуждается в человеке, способном жить и эффективно работать в изменяющихся условиях» [1, с. 42]. Для того чтобы обучающийся внутренне соответствовал современной действительности, адекватно реагировал на постоянно меняющиеся условия жизни и деятельности, необходимо научить его не просто адаптироваться к новой ситуации, но быть способным творчески изменить ее, изменяясь при этом самому.
Особое место в решении данной задачи отводится проблеме организации работы с младшими школьниками, которая рассматривается в трудах Е. Ю. Волчегорской, М. В. Дубовой и других. Исследования педагогов и психологов (К. А. Абуль-ханова-Славская, Б. Г. Ананьев, В. А. Беликов, Л. И. Божович, В. М. Гамезо, В. И. Максакова, В. С. Мухина, В. А. Петровский, С. Л. Рубинштейн и др.), направленные на изучение процессов становления и развития личности, позволяют выявить особенности обучающихся младшего школьного возраста. Ученые утверждают, что в данном возрасте формируется произвольность внимания, развиваются социальные мотивы, рефлексия на себя и окружающих, происходит активное усвоение норм и правил поведения, составляющих
основу нравственной саморегуляции. Дети осваивают новую социальную позицию, расширяют сферу своего взаимодействия с окружающим миром, овладевают различными видами социально-бытовой деятельности. Младший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования у обучающихся устойчивых знаний и умений, в том числе и социально-бытовых, а также общеинтеллектуальных, общетрудовых, коммуникативных, обеспечивающих познание социальной среды, включение в социум и освоение различных видов социально-бытовой деятельности. Именно поэтому значимую роль в подготовке данной категории школьников к самостоятельному включению в социально-бытовую среду общества, освоению новых видов социально-бытовой деятельности играет готовность к социально-бытовой ориентации.
В педагогической литературе «готовность» рассматривается, во-первых, как интегративное образование личности (Т. Б. Гершкович); во-вторых, как совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и практического опыта, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности (А. В. Хуторской); в-третьих, как строгое и системное овладение определенными знаниями и умениями, стойкая убежденность человека, социально значимая направленность личности (И. А. Зимняя). В трудах Н. В. Рябовой
«социально-бытовая ориентация» раскрывается в контексте социокультурного, системного, дея-тельностного и антропологического подходов, определяется как свойство личности, возникающее в процессе социализации, характеризующееся нацеленностью учащегося на познание социальной среды, обеспечивающее включение в социум и освоение различных видов социально-бытовой деятельности [5]. Таким образом, анализ вышеизложенных понятий позволяет рассматривать «готовность к социально-бытовой ориентации младших школьников» как интегративную характеристику, проявляющуюся в овладении знаниями, умениями и практико-ориентированным опытом, обеспечивающими формирование личностных качеств, познание социальной среды, включение в социум, освоение различных видов социально-бытовой деятельности.
Особенности социальной ситуации развития, специфика ведущей деятельности, характеристика основных возрастных новообразований младших школьников дают возможность наполнить структурные компоненты готовности к социально-бытовой ориентации конкретным содержанием: личностный компонент (ценностные ориентации; социальные ориентации; мотивационная направленность; качества, характеризующие свойства личности), когнитивный (знания о предметах и явлениях социума; знания о взаимодействии с окружающим миром; знания по социально-бытовой деятельности; нормативно-правовые и социокультурные знания), деятельностный (общеинтеллектуальные, общетрудовые, социально-бытовые, коммуникативные умения).
Термин «формирование» рассматривается как общесоциальная (процесс становления человека как субъекта и объекта общественных отношений и процесс развития и становления личности под влиянием внешних воздействий, воспитания, обучения, социальной среды) и педагогическая категория (целенаправленное развитие личности или каких-либо ее сторон, качеств под влиянием воспитания и обучения, создание, составление, формирование коллектива, структуры, организации, общности и т. п.); а также как результат развития человека (человеку придается определенная социальная форма, целостность) [4, с. 12]. В. В. Егоров, Э. Г. Скибицкий, В. Г. Храпченков под формированием понимают «специально организованный процесс таких изменений личности, который целенаправленно ведет к определенному результату» [4, с. 12]. В педагогике понятие «формирование» определяется как процесс развития и становле-
ния личности под влиянием внешних и внутренних факторов (Ю. К. Бабанский, А. С. Белкин, В. И. Загвязинский, М. Н. Скаткин). Формирование подразумевает некую целостность личности, достижение уровня зрелости, устойчивости [2]. В. А. Сластёнин сущность понятия «формирование» видит в создании и обеспечении оптимальных условий для приобретения субъектом не только тех или иных психологических качеств, но и знаний, умений, практико-ориентированного опыта [6]. В нашем исследовании «формирование готовности к социально-бытовой ориентации» определено как целенаправленный процесс, предполагающий развитие интереса, потребностей и мотивации к социально-бытовой деятельности, осознание ее значимости, а также формирование личностных качеств, социально-бытовых знаний, умений, практико-ориентированного опыта, обеспечивающих познание окружающей среды, включение в социум и освоение различных видов социально-бытовой деятельности [3].
Эффективное формирование готовности к социально-бытовой ориентации возможно с учетом педагогических условий, под которыми понимается совокупность мер образовательного процесса, направленных на достижение младшими школьниками необходимого уровня сформированности указанной готовности: 1) актуализация содержания социально-бытовой направленности учебных предметов в рамках ФГОС НОО и разработка содержания нового учебного курса «Социально-бытовая ориентация»; 2) поэтапное формирование: от активизации имеющихся социально-бытовых представлений, формирования социально-бытовых понятий, знаний, умений и практико-ориентиро-ванного опыта до их включения в социально-бытовую деятельность; 3) целенаправленное взаимодействие субъектов образования с учетом принципа опережающей, параллельной и последующей взаимосвязи в процессе обучения; 4) проведение педагогического мониторинга.
Реализация первого педагогического условия предусматривает актуализацию содержания социально-бытовой направленности учебных предметов в рамках ФГОС НОО и разработку содержания курса «Социально-бытовая ориентация», реализуемого в рамках социального направления внеурочной деятельности. Анализ программы начального общего образования («Школа России») позволил констатировать, что в содержании учебных предметов («Литературное чтение», «Русский язык», «Математика», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Музыка»)
имеется материал социально-бытового характера, позволяющий нам акцентировать внимание младших школьников на явлениях природы, общества и др. В рамках урочной деятельности мы целенаправленно актуализировали материал социально-бытовой направленности, что позволило формировать у младших школьников интерес к социально-бытовой деятельности, понимание и осознание ее значимости, потребности в ней; обогащать представления и знания детей об окружающем мире, что являлось основой для последующего включения в социум и освоения различных видов социально-бытовой деятельности. С целью включения полученных на уроках знаний и умений в реально организуемую социально-бытовую деятельность обучающихся, нами была разработана программа курса «Социально-бытовая ориентация», которая реализовывалась в процессе внеурочной деятельности социального направления. Структура программы включала 9 разделов: «Культура поведения», «Учреждения и организации», «Медицинская помощь», «Безопасность жизни», «Природа», «Одежда и обувь», «Торговля», «Общение», «Жилище». При изучении данного курса, с одной стороны, происходило усвоение знаний, социальных норм, образцов поведения, соответствующих выполнению определенных социальных ролей, а с другой - осуществлялся процесс воспроизводства системы социальных связей за счет активной деятельности детей и включения их в социальную среду.
Реализация второго педагогического условия направлена на поэтапное формирование готовности к социально-бытовой ориентации:
- активизация имеющихся социально-бытовых представлений осуществлялась в урочной и внеурочной деятельности. На уроках «Литературное чтение», «Русский язык», «Математика», «Окружающий мир» и др. организовывалось повторение и обобщение определенных сведений по той или иной теме, а также обеспечивалась актуализация жизненного опыта детей. С этой целью на уроках мы применяли, во-первых, прямую постановку вопроса; во-вторых, акцентировали внимание детей на деталях изучаемого понятия; в-третьих, использовали жизненные аналогии; в-четвертых, создавали проблемные ситуации; в-пятых, применяли рассказы-описания; в-шестых, осуществляли анализ окружающей ребенка среды; в-седьмых, решали жизненно-бытовые ситуации и т. д. На занятиях курса «Социально-бытовая ориентация» большое внимание мы уделяли знаниям, полученным обучающимися при изучении учебных пред-
метов с целью их актуализации. При повторении изученного материала применялись такие методы обучения, как беседа с использованием наглядного материала; упражнения; моделирование реальных ситуаций, позволяющее осуществлять выбор наиболее оптимального варианта поведения. Таким образом, актуализация социально-бытовых представлений явилась основой для формирования последующих знаний, умений, практико-ориенти-рованного опыта социально-бытовой деятельности;
- формирование социально-бытовых понятий и социально-бытовых знаний происходило при восприятии младшими школьниками конкретных предметов, знакомством с их назначением, правилами применения в конкретных бытовых процессах. В урочной деятельности нами использовались различные методические приемы, например, выделение существенных признаков предметов (прием анализа), определение у них черт сходства и различия (прием сравнения), а также принадлежности к той или другой группе предметов (прием обобщения и систематизации). На занятиях курса «Социально-бытовая ориентация» при формировании социально-бытовых понятий и знаний нами применялись проблемные ситуации и задачи, способствующие поиску и сравнению необходимой информации, выявлению противоречий, объяснению фактов и раскрытию сущности проблем. Для закрепления понятий и расширения социально-бытовых знаний важно было объединить новый материал с ранее усвоенным, что требовало постоянного возвращения к известным сведениям. Этому способствовали задания, в которых сочетались новые понятия и сведения с уже знакомыми, при этом учитывался тот факт, что усвоение материала будет более прочным в случае его осмысленности, сформированности представления о практической значимости, о возможностях применения в изменяющихся условиях. Таким образом, формирование социально-бытовых понятий и знаний позволяло ребенку расширять кругозор и самостоятельно познавать социальную среду;
- формирование социально-бытовых умений и практико-ориентированного опыта предусматривало использование имеющихся у младших школьников знаний и умений для решения прак-тико-ориентированных задач путем установления связи между практическими действиями и усвоенными знаниями. С этой целью в урочной деятельности значимым было научить школьников выделять цель работы, анализировать содержание задания и на основе этого продумывать последовательность выполнения действий, учитывая
полученные знания, выбирать наиболее оптимальные средства и пути решения практико-ориенти-рованных задач, выполнять отдельные действия и операции, контролировать свою деятельность, оценивать результаты труда. На занятиях курса «Социально-бытовая ориентация» обучающиеся учились находить проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, проводить наблюдения, делать выводы и умозаключения, классифицировать материал и т. д. Таким образом, на данном этапе младшие школьники имели возможность применять полученные ранее знания и приобретенные умения для решения практико-ориентированных задач; обучающиеся устанавливали связи между практическими действиями и знаниями, что способствовало формированию у них социально-бытовых умений и практико-ориентированного опыта;
- включение детей в социально-бытовую деятельность осуществлялось с целью закрепления полученных в ходе уроков и изучения курса «Социально-бытовая ориентация» знаний и умений, опыта практической деятельности социально-бытового характера. В рамках урочной деятельности нами были организованы уроки-творчества, на которых применялись методы моделирования и решения воображаемых ситуаций. Включение младших школьников в социально-бытовую деятельность происходило во внеурочной деятельности на мероприятиях социального направления, содержание которых было сопряжено с курсом «Социально-бытовая ориентация» и обеспечивало закрепление ранее полученных знаний, умений, опыта практико-ориентированной деятельности. С этой целью использовались, во-первых, социальные пробы (уборка помещений школы; бытовая помощь семье; акции («Очистка берега Волги от мусора», «Наш чистый двор», «Акция добрых дел» (посещение ветеранов) и др.); во-вторых, коллективные творческие дела («Почта», «Фабрика»); в-третьих, социальные проекты («Азбука профессий», «Моя семья», «Школьный двор» и др.). Таким образом, включение в социально-бытовую деятельность давало возможность приобретения обучающимися практических умений по взаимодействию с окружающим миром и социальным окружением и, как следствие, формирования готовности к социально-бытовой ориентации.
С целью реализации третьего педагогического условия обеспечивалось целенаправленное взаимодействие субъектов образования с учетом принципа опережающей (подразумевает продуманную, согласованную с учителем деятельность воспитателя
ГПД (или родителей) с целью подготовки школьников к восприятию нового материала), параллельной (осуществляется в процессе совершенствования полученных знаний, формирования практических умений, закрепления усвоенного на разных уровнях сложности) и последующей (происходит с отсрочкой во времени с целью расширения и обогащения опыта учащихся, автоматизации умений, формирования навыка применения полученных знаний в новой ситуации) взаимосвязи в процессе обучения на всех этапах формирования готовности к социально-бытовой ориентации младших школьников. Данное взаимодействие реализовалось в различных видах деятельности: урочная деятельность, осуществлялась на уроках на основании ФГОС НОО; внеурочная деятельность, реализовалась учителем на занятиях курса «Социально-бытовая ориентация» и мероприятиях социального направления, а также воспитателем в группе продленного дня (ГПД), в процессе режимных моментов; внешкольная деятельность, реализовалась родителями обучающихся.
На каждом этапе формирования готовности к социально-бытовой ориентации проводился педагогический мониторинг, позволяющий отслеживать эффективность проведенного этапа, что обеспечивало реализацию четвертого педагогического условия. С этой целью применялись контрольные и практические работы, выполнение обучающимися заданий, аналогичных тем, что использовались нами на занятиях курса «Социально-бытовая ориентация», но более усложненных по структуре и содержанию.
Таким образом, значимую роль в подготовке обучающихся начальных классов к самостоятельному познанию социальной среды, включению в социум, освоению различных видов социально-бытовой деятельности играет такая интегративная характеристика личности, обеспечивающая овладение личностными качествами, знаниями, умениями и практико-ориентированным опытом, как готовность к социально-бытовой ориентации. Формирование готовности к социально-бытовой ориентации обучающихся рассматривается как целенаправленный процесс, предполагающий развитие интереса, потребностей и мотивации к социально-бытовой деятельности, осознание ее значимости, а также формирование личностных качеств, социально-бытовых знаний, умений и практико-ориен-тированного опыта, обеспечивающих познание социальной среды, включение в социум, освоение различных видов социально-бытовой деятельности. Данный процесс осуществляется
последовательно, поэтапно через совокупность форм, методов, средств урочной и внеурочной деятельности с учетом нового содержания и созданных педагогических условий.
Литература
1. Дубова М. В., Котина М. С. Практико-ориентирован-ные задания на уроках окружающего мира как средство диагностики здоровья младших школьников // Начальная школа плюс до и после. 2013. № 8. С. 42-46.
2. Локшин К. В. Формирование управленческой готовности будущего менеджера физической культуры при обучении специальным дисциплинам: дис. ... канд. пед. наук. Сургут, 2008. 175 с.
3. Парфёнова Т. А. Особенности формирования готовности к социально-бытовой ориентации обучающихся в начальном общем образовании // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3 (часть 1). С. 186-189. URL: http://www.top-technologies.ru/ru/artide/view?id=35717
4. Педагогика высшей школы: учебное пособие / Э. Г. Ски-бицкий, В. В. Егоров, С. М. Ударцева, Г. М. Смирнова, И. И. Ерахтина, В. В. Готтинг. 2-е изд. доп. и перераб. Караганда: КарГТУ, 2013. 409 с.
5. Рябова Н. В. Педагогические основы социально-бытовой ориентировки умственно отсталого школьника. Саранск, 2007. 240 с.
6. Сластенин В. Педагогика. М.: Изд. Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. 488 с.
References
1. Dubov M. V. Praktiko-orientirovannye zadaniya na uro-kakh okruzhayushchego mira kak sredstvo diagnostiki zdorov'ya mladshikh shkol'nikov [Practice-oriented tasks in the classroom of the world as a means of diagnosing the health of younger students]. Nachal'naya shkola plyus do i posle = Elementary school plus before and after, 2013, no. 8, pp. 42-46.
2. Lokshin K. V. Formirovanie upravlencheskoi gotovnosti budushchego menedzhera fizicheskoi kul'tury pri obuchenii spet-sial'nym distsiplinam [Formation of administrative readiness of the future manager of physical training at training to special disciplines]: dis. ... kand. ped. nauk. Surgut, 2008, 175 p.
3. Parfenova T. A. Osobennosti formirovaniya gotovnosti k sotsial'no-bytovoi orientatsii obuchayushchikhsya v nachal'nom obshchem obrazovanii [Features of formation of readiness for social and domestic orientation of students in the initial general education]. Sovremennye naukoemkie tekhnologii = Modern high technologies, 2016, no. 3 (chast' 1), pp. 186-189. URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=35717
4. Skibitskii E. G., Egorov V. V., Udartseva S. M., Smirnova G. M., Erakhtina I. I., Gotting V. V. Pedagogika vysshei shkoly: ucheb. posobie [Higher School Pedagogy]. 2-e izd. dop. i pererab., Karaganda: KarGTU, 2013, 409 p.
5. Ryabova N. V. Pedagogicheskie osnovy sotsial'no-bytovoi orientirovki umstvenno otstalogo shkol'nika [Pedagogical bases of social and domestic orientation of mentally retarded schoolboys]. Saransk, 2007, 240 p.
6. Slastenin V. Pedagogika [Pedagogy]. Moskow, Izd. Dom MAGISTR-PRESS, 2000. 488 p.
Статья поступила в редакцию 13.01.2017 г.
Submitted 13.01.2017.
Для цитирования: Парфёнова Т. А., Рябова Н. В. Педагогические условия формирования готовности к социально-бытовой ориентации младших школьников в образовательном процессе // Вестник Марийского государственного университета. 2017. № 2 (26). С. 34-39.
Citation for an article: Parfjonova T. A., Rjabova N. V. Pedagogical conditions of formation of readiness to social and domestic orientation of younger pupils in the educational process. Vestnik of the Mari State University. 2017, no. 2 (26), pp. 34-39.
Парфёнова Татьяна Александровна,
учитель, школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 23, г. Ульяновск, [email protected]
Рябова Наталья Владимировна, доктор педагогических наук, доцент, Мордовский государственный институт имени М. Е. Ев-севьева, г. Саранск, [email protected]
Tatiana A. Parfenova, teacher, School for students with disabilities no. 23, Ulyanovsk,
Natalya V. Ryabova, Dr. Sci. (Pedagogy), associate professor, Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia, ryabovanv@bk. ru