FEATURES OF VOLUNTEER MOVEMENTS
© 2015
D.V. Luzina, graduate student Togliatti State University
Resource Center ofthe Department of Education, Togliatti (Russia)
Abstract. In this scientific article the volunteering phenomenon in system of social movements is considered. Today the question that means such social phenomenon as social movements today is represented actual, whether they have impact on social processes and on change of social reality in general. The data obtained as a result of the conducted sociological research studying features of volunteer movements in Tolyatti are provided in article.
Keywords: volunteering, volunteer activity, charity, social movements, sociological research, questioning, youth, Toglyatti.
УДК 37.018.11
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ИДЕАЛОВ СРЕДСТВАМИ ЧЕЧЕНСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
© 2015
И.В. Мусханова, доктор педагогических наук, профессор, декан гуманитарного факультета
Ф.В. Межидова, аспирантка
Чеченский государственный педагогический институт, Грозный (Россия)
Аннотация. В статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с формированием духовно-нравственных идеалов современных школьников. Поставлена цель показать воспитательную роль духовно-нравственных идеалов в чеченской литературе. Обоснована роль национальной литературы в процессе духовно-нравственного воспитания школьников. Раскрыты объективные и субъективные факторы, влияющие на эффективность педагогических условий. Выявлена и обоснована важность личностных качеств педагога для эффективной реализации духовно-нравственной направленности уроков литературы. На основе проведенного исследования разработана и представлена теоретическая модель формирования духовно-нравственных идеалов учащихся на уроке литературы. Раскрываются нравственные идеалы чеченского этноса, отраженные в национальной литературе. Особое внимание уделено чеченскому кодексу чести «къонахалла» и анализу этого концепта в творчестве А.Сулейманова. Установлено, что использование духовно-нравственного потенциала творчества А. Сулейманова в работе с подростками обеспечивает усвоение ими духовно-нравственных ценностей и их эмоционально-волевое развитие.
Ключевые слова: духовно-нравственный идеал, чеченская национальная литература, духовность, нравы, воспитание, чеченский кодекс чести, «къонахалла».
Актуализация проблем формирования духовно-нравственных идеалов обусловлена, на наш взгляд, глоба-лизационными процессами, которыми характеризуется современное общество. Особую значимость формирование духовно-нравственных идеалов приобретает в поликультурном и полиэтническом российском обществе. Сегодня, когда на государственном уровне предпринимаются попытки формирования российской гражданской идентичности, назрела настоятельная необходимость обратиться к потенциалу культур разных народов России. Как отмечено в Федеральном государственном образовательном стандарте, духовно-нравственное воспитание становится важнейшим приоритетом государственной образовательной политики. Оно рассматривается как важнейший ресурс социокультурной модернизации российского общества, направленный на раскрытие национальных духовных и культурно-исторических традиций, формирование и развитие у российских школьников общей системы нравственных ценностей.
В свете указанных проблем немаловажное значение имеет формирование духовно-нравственных идеалов средствами чеченской национальной литературы. Чеченская национальная литература, как и литература народов России, прошла сложный, неоднозначный путь исторического развития. Она представлена произведениями таких известных мастеров пера, классиков чеченской литературы как, С. Бадуев, М-С. Гадаев, М. Мамакаев, А. Айдамиров, М. Дикаев, А. Сулейманов и др.
Как известно, основы нравственности и духовности закладываются в детстве. Это период сенситивного развития когнитивных процессов, когда такие категории как добро, зло, справедливость, честь, бесчестье, несправедливость усваиваются детским сознанием как безусловные императивы в условиях наглядности и очевидности нравственного смысла того, что он наблюдает.
Главным звеном в системе формирования духовно-нравственных идеалов выступает школа. Учебный процесс в школе неразрывно связан с нравственным
воспитанием. Современная школа, в условиях модернизации, характеризуется усложненностью внутренней структуры, при этом в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам.
Естественно, для формирования духовно-нравственных идеалов необходимо создание определенного пространства, в котором педагогические условия будут способствовать становлению духовности и нравственности учащихся.
Под педагогическими условиями формирования духовно-нравственных идеалов нами понимается совокупность методов, используемых педагогом на уроках литературы и способствующих формированию духовности и нравственности учащихся. При этом следует учитывать объективные и субъективные факторы, влияющие на эффективность педагогических условий.
Субъективные факторы педагогических условий определяются как наличием у субъекта потребности деятельности и мотивов ее реализации, так и теоретической и практической подготовленностью, а также психологическим и физическим состоянием субъекта. К объективным факторам педагогических условий относятся как организационные и средовые, так и ресурсные условия.
С целью повышения эффективности процесса формирования духовно-нравственных идеалов на уроках литературы нами разработана теоретическая модель, которая включает в себя содержание педагогических условий, технологии их реализации и показатели результативного компонента.
Согласно представленной модели, уроки литературы основываются на аксиологическом, культурологическом, развивающем и системно-деятельностном подходах. Согласно данным подходам духовно-нравственные
идеалы являются базовыми в формировании нравственности личности учащегося, и основой моделирования учебно-воспитательного процесса выступает социальный опыт, который аккумулируется в культуре.
Цель: формирование духовно-нравственных идеалов учащихся на уроках литерату ры
1 1
Организация учебно-воспитательного процесса Методы
Типы уроков литературы (классная деятельность) Внеклассная деятельность Традиционный подход Негр адшщонный подход
1 1 1 1
Урок-лекцня
Лекция Встречи с поэтами, писателями, журналистами
Урок художественного Посещение литературного музея
воспр оизведения текста
Беседа
Урок обучения рассказам н устным ответам Конкурс сочинений Литературная
Урок развития речи Конкурс юных поэтов Рассказ выставка
Урок формирования литер атурных понятий Конкурс чтецов
Театрализованный урок Организация экскурсий Игра Литературная ярмарка
Литературный вечер Посещение театра
Результативный компонент
Высокий Средний Низкий
Рисунок 1 - Модель формирования духовно-нравственных идеалов на уроках литературы
Как известно, именно уроки литературы способствуют приобщению учащихся к духовной культуре народа, их вхождению в мир нравственных идеалов. Естественно, главным транслятором социального опыта для учащихся является педагог. Именно педагог совместно с учащимися совершает духовный путь. Педагог, не обладающий духовностью, несмотря на знание и применение в деятельности современных, образовательных технологий, не может раскрыть духовно-нравственные начала у учащихся. Однако для того, чтобы привить духовно-нравственные идеалы важно, чтобы слова, поступки и действия педагога оставили эмоциональный след в душе учащихся. Таким образом, именно педагогу отводится главная роль в реализации духовно-нравственной направленности уроков литературы и соблюдение таких актуальных принципов как соборность, приоритет эмоционального в познании мира, одухотворенность, духовная укорененность, ориентация на нравственный идеал, воспитание примером.
Проблема поиска смысла жизни, поиска духовно-нравственных идеалов находилась в центре внимания и в античные времена, и в эпоху Возрождения, когда главенствующей идеологией был антропоцентризм, актуальна он и на современном историческом этапе в связи с утратой людьми нравственного смысла собственной жизни, следствием чего является растущая агрессивность, бездуховность, нетерпимость, недоверие друг к другу, ориентация на материальные ценности. Поиск смысла жизни имеет непосредственное отношение к вопросам национального самосознания и самоопределения. Как отмечал В. Франкл, стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни является врожденной мотивацией, присущей всем людям и является основным двигателем поведения и раз-
вития личности [1,с.138-139]. Известный педагог И. Дистервег, подчеркивал, что путь к общечеловеческому лежит через освоение более доступной национальной культуры. Ведь именно национальная литература, наряду с другими видами искусства, формирует духовно-нравственные идеалы, являющиеся примером для подражания в обществе. Люди испытывают духовную потребность в неком идеале, образце для подражания, соответствие которому являлось бы гарантом их положения в обществе и приносило душевное успокоение. Актуальность данного исследования, на наш взгляд, обусловлена еще и недостаточной изученностью проблемы поиска духовно-нравственных идеалов в произведениях чеченской художественной литературы.
В контексте вышеизложенного нами в данной статье поставлена цель показать воспитательную роль духовно-нравственных идеалов в чеченской литературе.
В современном научном дискурсе дефиниция «идеал» имеет множество характеристик. Так, согласно определению, данному в философском словаре, нравственный идеал связан с представлением о нравственном совершенстве, чаще всего выражающемся в образе личности, воплотившем такие моральные качества, которые могут служить высшим моральным образцом [2, с.153-154].
На наш взгляд, идеал - высший, труднодостижимый предел совершенства. Он является одним из показателей интеллектуального развития личности, определяет миропонимание личности, силу её духовности, образ мышления и творческого выражения.
Таким образом, идеал может быть как духовным, так и бездуховным, являться носителем, как добра, так и зла. И.Кант утверждал: « Мы знаем, что идеалы не могут существовать в действительном мире; мы лишь утверждаем, что по ним должно судить о действительности и последняя изменяется теми, которые чувствуют в себе силы для этого» [3, с.169]. Духовные идеалы направлены на добро и созидание. Они, по своей природе, являются гуманистическими. Ключевыми из них являются - любовь, красота, свобода, истина, чистота. Источниками бездуховных идеалов являются ненависть, зло, жестокость, насилие, ложь. Несмотря на это, бездуховные идеалы имеют своих последователей и пропагандируются наряду с духовными.
Нравственный идеал - представление людей о совершенной личности, о носителе лучших качеств. Идеал является образцом для подражания, следовательно, нравственные идеалы существенно влияют на чувства и поступки людей, на их поведение в социуме и способы самовыражения [4-10]. Каждая эпоха, каждый народ имеет свои нравственные идеалы, содержание которых непрерывно меняется. Воплощением нравственного идеала может быть легендарная личность, религиозный или политический деятель, национальный герой, человек искусства, кто-либо из современников или близких людей. Также нередко в качестве нравственных идеалов выступают персонажи литературных произведений.
Национальные традиции и обычаи являются одними из основных составляющих психологических особенностей этносов [11-15]. «В чем же состоит эта самобытность каждого народа? В особенном, одному ему принадлежащем образе мыслей и взгляде на предметы, в религии, языке и более всего в обычаях. Между сими отличиями каждого народа обычаи играют едва ли не самую важную роль, составляют едва ли не самую характерную черту оных» [16, с.35]. Г.Н.Волков рассматривал феномен народного идеала совершенного человека как «суммарное синтетическое представление цели воспитания». Каждый народ имеет свой идеал человека, который воспроизводится посредством воспитания в отдельных личностях [17].
Таким образом, возрождение и воссоздание народных традиций, поиск и раскрытие духовно-нравствен-
ных идеалов этноса невозможно без обращения к национальной литературе.
Духовно-нравственным идеалом в традиционном чеченском обществе является человек, соответствующий чеченскому кодексу чести - «къонахалла». Этот человек - «къонах» - объединяет в себе такие качества, как скромность, способность жертвовать собой, бесстрашие, отвага, любовь к Родине, сдержанность в проявлении чувств и эмоций [18, с.101]. В данной статье нами предпринята попытка анализа формирования духовно-нравственных идеалов н6а примере творчества известного чеченского писателя, педагога, просветителя А. Сулейманова.
А.Сулейманов был хорошо знаком с устным народным творчеством и традициями чеченцев, обладал широкими и разносторонними познаниями. Главным делом всей его жизни была педагогическая деятельность, и возможно, именно поэтому его творческое наследие имеет огромный педагогический потенциал, который можно использовать в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. А. Сулейманов так характеризует къонаха в своем творчестве:
Что значит къонах, ты спросил, и какова ему цена? И я сказал тебе в ответ под гул торжественного пира, Что къонах - это славный муж, чья жизнь другим посвящена,
Что къонах - это тот, на ком покоятся устои мира. Да, къонах - это богатырь, чье сердце бьется для людей, Что служит правде и добру во имя Родины любимой. Звание «къонаха» не давало никаких преимуществ, кроме того, что его славили в народе, слагали о нем сказания и легенды, ставили в пример сыновьям. Къонах неприхотлив, его не привлекает мирская жизнь с её многочисленными благами. Желание быть полезным Родине, верность земле отцов хорошо отражены в следующих строках:
Одно только каждому сердце дано, Но может огнем ярким вспыхнуть оно: Кто сердце свое посвящает Отчизне, -Тем жить в миллионах сердец суждено Бесстрашие, верность чести и долгу, готовность жертвовать собой - неотъемлемые черты, свойственные настоящему «къонаху». Ответственность за свои поступки, готовность помочь слабому - также черты, характеризующие «къонаха»: Чужой бедой душа моя болела, Прокладывая в топях горя гать. На свете нет ответственнее дела, Чем встать с зарей, Чтоб слабым помогать!
В творчестве А. Сулейманова правдиво оживают нравы чеченского народы, особенности его характера - отвага, неприхотливость, отзывчивость, гостеприимство. Все его творчество направлено на то, чтобы воспитывать любовь к непреходящим нравственным ценностям: свобода, добро, правда, любовь к Родине, честь и достоинство. Зная об огромном влиянии литературы на становление нравственных ценностей, он отличался крайней требовательностью к своему творчеству. Оно пронизано твердым, несгибаемым духом чеченского народа:
Если у горца есть цель пред глазами, Что ему тяготы, войны, лавины? Рухнет скорее земля с небесам, Чем он покажет врагу свою спину! «Пиши всегда, потому что жизнь поэта - в его творчестве. На писателе, певце, артисте лежит большая ответственность и, прежде всего, перед самим собой. Он должен быть эталоном воспитанности, соблюдения традиций и чаяний народа. Писатель должен воспевать лучшее в человеке, должен быть мудрецом и созидателем. И это в наших силах. Никто не принесет нам национальную культуру. Развивать и возрождать ее должны мы. Ибо народ без культуры - это не народ» - такие слова за-
вещал А. Сулейманов молодым литераторам [19, с.201].
Использование духовно-нравственного потенциала творчества А. Сулейманова в работе с подростками обеспечивает усвоение ими ценностей и их эмоционально-волевое развитие. На базе Алхазуровской средней школы, в которой долгое время работал учителем, а затем и директором, А. Сулейманов организовал музей. Учителя данной школы часто проводят уроки чеченской литературы именно в этом музее, особенно когда знакомят учащихся с творчеством А. Сулейманова. Уроки такого нетрадиционного типа, на наш взгляд, способствуют осознанию учащимися своих переживаний, пробуждению нравственного эмоционального отношения к воспроизводимым событиям, к введению учащихся в систему ценностных ориентаций личности.
Таким образом, исходя из вышеизложенного следует заключить, что педагогические условия формирования духовно-нравственных идеалов средствами чеченской национальной литературы способствуют формированию у учащихся как эстетического восприятия литературы, так и развития у них определенных психических качеств. Учащиеся способны осознавать мысли и чувства, вызванные изучением того или иного произведения, что предоставляет педагогу пути для целенаправленного обучения их восприятию словесного искусства. Кроме того, формирование у учащихся способности понять точку зрения героя и выразить собственную оценку этой точки зрения, позволяет перейти на качественно новый, эстетический уровень восприятия ими литературы и развитию у них духовно-нравственных идеалов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Психология и педагогика, сост. и отв. ред. Радугин А.А. - М.: Центр,1996- 332 с.
2. Философский словарь. М.:Политиздат, 1987- 590 с..
3. Фихте И.Г. Понятие «идеализировать», Краткая философская энциклопедия.- М.: Издательство Энциклопедия, 1994 - 576 с.
4. Платонова Р.И., Бубякина Е.В. Универсализация и персонификация народного идеала совершенной личности в педагогической науке и этнопедагогике // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 4 (19). С. 135-137.
5. Еремина Н.Ю. Формирование нравственности ребёнка в условия семейного воспитания // Самарский научный вестник. 2013. № 1 (2). С. 21-24.
6. Трубина Н.А. Нравственное воспитание и мировоззрение школьников // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 2. С. 48-50.
7. Чернышова Е.Л. Духовно-нравственное воспитание как элемент сознания современной молодежи // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014. № 4 (30). С. 214-218.
8. Волков С.Н., Жарова О.С. Категории нравственного абсолюта в эзотерическом мироощущении // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. Т. 2. № 2 (18). С. 16-23.
9. Буравлева Н.А. Роль духовно-нравственного развития личности в современном образовательном процессе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 1 (16). С. 30-33.
10. Святцева А.В. Формирование у студентов педагогического вуза компетентности в духовно-нравственном воспитании детей как педагогическая проблема // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 8 (12). С. 144-147.
11. Маргиева З.Г., Джагаева Т.Е. Факторы, механизмы и критерии социализации личности в национально образовательном пространстве // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 2. С. 142-145.
12. Ахмедова Х.С. Национальная субкультура как часть общечеловеческой культуры // Вектор науки
Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 1 (16). С. 28-30.
13. Плахова О.А. Вариативность как условие экспликации категории чудесного в сказочном дискурсе // Карельский научный журнал. 2014. № 2. С. 21-26.
14. Арестова В.Ю. Этнокультурные традиции как фактор развития сельской школы // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 4 (26). С. 199-202.
15. Джамалова А.Д.Г. Роль национально-духовных
ценностей в воспитании подрастающего поколения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 1 (16). С. 74-76.
16. Белинский В.Г., Соч.,Т.1, Москва, 1953,
17. Волков Г.Н. Этнопедагогика. - Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1974.
18. Мусханова И.В., Батчаева Х.Х.-М. - Личность. Духовность. Нравственность. - Грозный, 2015 - с.222
19. Кусаев А., Писатели Чечни. - Грозный, 2005 - с.407
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF SPIRITUAL AND MORAL IDEALS FORMATION BY MEANS OF THE CHECHEN NATIONAL LITERATURE
© 2015
I.V. Muskhanova, doctor of pedagogical sciences, professor F.V. Medzihova, graduate
Chechen State Pedagogical Institute, Grozny (Russia)
Abstract. The article considers actual problems related to formation of the moral and spiritual ideals of the modern school students. The goal has been set to show the educational role of moral and spiritual ideals in the Chechen literature. The role of the national literature has been identified in the process of the moral and spiritual awareness-raising of school students. Objective and subjective factors impacting the efficiency of pedagogical conditions have been identified. The significance of personal features of a pedagogue has been identified and justified for effective implementation of moral and ethics oriented literature lessons. The theoretical model of moral and spiritual ideals' formation of the students in the literature lesson has been developed and provided based on the research. The moral ideals of the Chechen ethnos reflected in the national literature are identified. Especial attention has been paid to the Chechen Code of Honor entitled «Qonaxalla» and the analyses of this concept in the creative activity of Mr. A.Suleymanov. It has been identified that using moral and spiritual potentials of Mr. A.Suleymanov, in the work with the youth makes sure they perceive the moral and spiritual values and their emotional/will oriented development.
Keywords: the moral and spiritual ideal, the Chechen national literature, spirituality, customs, moral and spiritual awareness-raising, the Chechen Code of Honor, «Qonaxalla».
УДК 378
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ - МУЗЫКАНТОВ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА
© 2015
А.В. Наседкина, аспирант
Самарский государственный институт культуры, Самара (Россия)
Аннотация. Формирование профессионально-педагогической культуры будущих педагогов-музыкантов - одна из важнейших целей современного музыкального образования, поскольку от уровня профессионально-педагогической культуры зависит успешность профессиональной деятельности специалиста, его конкурентоспособность и профессионализм. В статье раскрываются особенности и специфика моделирования процесса формирования профессионально-педагогической культуры будущих педагогов-музыкантов. Описывается модель формирования профессионально-педагогической культуры будущих педагогов-музыкантов, которая представляет собой интегративную целостность целевого, содержательного, организационно-управленческого и результативно-критериального компонентов. В статье представлена подробная характеристика компонентов модели. Рассматриваются понятия «модель», «моделирование», раскрываются принципы, цели и задачи построения данной модели. Определены формы, методы и средства обучения, а также перечень педагогических условий, успешное осуществление которых является важным фактором достижения качественной подготовки специалистов, направленной на формирование профессионально-педагогической культуры студентов. В основе модели лежит интегративный подход, который представляет собой стратегию синтеза структурных компонентов профессионально-педагогической культуры, этапов, условий, видов деятельности субъектов образовательного процесса, и других аспектов формирования профессионально-педагогической культуры. Предложенная модель является ценностно-смысловой основой профессиональной подготовки студентов; позволяет более чётко выстроить структуру и этапы процесса формирования профессионально-педагогической культуры будущих педагогов-музыкантов.
Ключевые слова: моделирование, модель, профессионально-педагогическая культура, интегративный подход, педагогические условия, будущие педагоги-музыканты.
Быстро изменяющаяся социальная действительность и новые социально-экономические условия предъявляют серьёзные требования к профессиональной подготовке педагогов. На современном этапе развития общества достаточно четко выражена потребность в высококвалифицированных, компетентных специалистах, готовых к постоянному профессиональному росту, профессиональной мобильности. Профессионализм кадров предполагает не только прочную основу специальных знаний, умений и навыков, но и овладение высоким уровнем профессионально-педагогической культуры. Данное понятие аккумулирует в себе процессы личностного развития, творческой самореализации, культуроло-
гического становления и многое другое. В связи с этим в сфере образования возрастают требования к уровню профессионально-педагогической культуры как определяющего фактора профессионального становления личности студента.
Проблема формирования профессионально-педагогической культуры исследовалась многими учеными. В работах И.Ф. Исаева представлена культурологическая концепция профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы [1]. Е.В. Бондаревская рассматривает педагогическую культуру с позиции лич-ностно-ориенированного образования [2]. В.Л. Бенин исследует профессионально-педагогическую культуру