УДК 378 (14.35.07)
О. Ю. Никулина
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДИСКУРСИВНО-ПРОЕКТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
Рассматриваются условия формирования дискурсивно-проективной компетентности будущих учителей. Обозначены актуальность и значимость формирования такого профессионального качества педагогов, как дискурсивно-проективная компетентность. Выделены и описаны педагогические условия, при которых формирование дискурсивно-проективной компетентности будет происходить наиболее эффективно.
Ключевые слова: дискурсивно-проективная компетентность, педагогические условия, гуманитарная образовательная среда, рефлексия, интерактивное обучение.
Социальные и экономические изменения в России и Казахстане оказывают существенное воздействие на образовательную сферу, что проявляется в современных целевых установках, обновлении содержания образования и критериях его качества, новых формах взаимодействия образовательной системы с социокультурной сферой.
Сегодня общество формирует требования к учителю как субъекту деятельности, к его личностно-профессиональным качествам. Необходим поиск новых путей становления личности современного педагога, способного к проектированию педагогического дискурса в условиях современной образовательной парадигмы, понимая ее ценности и смыслы, воплощая их в личностной позиции и достойных образцах речевого поведения.
В связи с этим перед высшим педагогическим образованием встает комплекс проблем и задач, которые включают развитие аксиологических установок личности посредством ее обогащения универсальными и профессиональными ценностями; усиление гуманитарности - общекультурного содержания образования, предполагающего гармонию знания, чувств, творческих действий; проектирование педагогического дискурса как полифунк-ционального процесса, реализуемого на основе приоритетных педагогических ценностей, целей и задач и направленного на конструктивное преобразование педагогической и социальной реальности.
Подобный социальный заказ диктует необходимость исследования дискурсивно-проективной компетентности будущих учителей.
Значимость этого интегративного качества личности повышается в связи с переходом от традиционной к личностно ориентированной парадигме образования, когда обществу нужны компетентные специалисты, способные самостоятельно принимать решения с учетом изменяющейся социокультурной ситуации и готовые взять на себя ответственность за их осуществление, умеющие ставить цели и конструировать пути их достижения.
Система формирования дискурсивно-проективной компетентности будущих учителей наиболее
эффективно функционирует и развивается при создании определенных педагогических условий.
Под условием в педагогических исследованиях понимают: 1) «все то, от чего зависит другой»; 2) «среду, обстановку, в которой пребывают и без которой не могут существовать предметы, явления» [1]. Такая трактовка понятия «условие», в этом авторы полностью солидарны с Н. М. Яковлевой, неоправданно расширяет совокупность объектов, необходимых для возникновения или изменения обусловленной педагогической конструкции [2]. Поэтому из всей совокупности объектов, составляющих среду изучаемого педагогического явления, важно выбрать те, что оказывают наибольшее позитивное влияние. В связи с этим наиболее корректным нам представляется следующее определение понятия «условие»: это обстоятельство, создаваемое исследователем, при котором возможно то или иное его эффективное действие.
В представленном исследовании под педагогическими условиями эффективного функционирования и развития системы формирования дискурсивно-проективной компетентности будущих учителей подразумеваются обстоятельства (меры), создаваемые в образовательном процессе вуза, которые должны обеспечить студентам достижение необходимого уровня исследуемой компетентности.
Вслед за Н. М. Яковлевой [2] авторы считают, что необходим гибкий, динамично развивающийся комплекс, учитывающий развертывание процесса формирования дискурсивно-проективной компетентности будущих учителей в оптимальном режиме. При его выделении учитывались:
- специфика процесса формирования дискурсивно-проективной компетентности будущих учителей;
- возможности системно-деятельностного и те-заурусно-контекстного подходов;
- необходимость реализации структурно-функциональной системы формирования дискурсивнопроективной компетентности будущих учителей, ее особенности и современная организация высшего образования.
В исследовании обозначены те условия, которые имеют деятельностный аспект и способствуют успешному формированию дискурсивно-проективной компетентности будущих учителей.
Определен следующий комплекс педагогических условий:
- создание гуманитарной образовательной среды в вузе на основе субъект-субъектного диалогического взаимодействия участников образовательного процесса и развитие положительной мотивации студентов к проектированию педагогического дискурса;
- развитие рефлексивно-ценностного отношения к себе, другим участникам ценностно-смысловой педагогической коммуникации за счет актуализации педагогических смыслов содержания профессионального образования и стимулирования выхода в рефлексивную позицию;
- использование в качестве методико-техноло-гического инструмента формирования дискурсивно-проективной компетентности будущих учителей технологий интерактивного обучения (кейс-технология, технология учебного сотрудничества, информационные технологии), обеспечивающих преобразование технократического педагогического дискурса в гуманитарный.
Первое условие - создание гуманитарной образовательной среды в вузе на основе субъект-субъ-ектного диалогического взаимодействия участников образовательного процесса и развития положительной мотивации студентов к проектированию педагогического дискурса.
Исследователи, введя понятие «гуманитарная образовательная среда», рассматривают ее как условие, способное обеспечить формирование основ нового культурно-образовательного и социально-педагогического мышления (В. Г. Воронцова, В. А. Козырев, И. И. Соколова, И. Г. Шендрик, В. А. Ясвин) [3]. Гуманитарная образовательная среда является культурно-образовательным пространством с приоритетом гуманистически-нрав-ственных ценностей и создает условия для развития активного межсубъектного взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Второе условие - развитие рефлексивно-ценностного отношения к себе, другим участникам ценностно-смысловой педагогической коммуникации за счет актуализации педагогических смыслов содержания профессионального образования и стимулирования выхода в рефлексивную позицию.
Развитие рефлексивно-ценностного отношения к себе, другим участникам дискурса, к педагогической деятельности служит совершенствованию различных видов деятельности субъекта, это не просто осмысление того, что есть в человеке, но и «переделка» его индивидуально-личност-
ной сферы, способностей к познанию и деятельности.
В процессе проектирования педагогического дискурса преподаватель приходит к необходимости рефлексии собственной деятельности, включению ее в контекст деятельности студентов. Важно подчеркнуть, что каждый субъект «новое, принятое внеоценочным образом знание, „впущенное“ в пространство своего сознания, должен осмыслить, соотнеся с кругом проблем, задач, вопросов, которые не решены в рамках его собственного парадигмаль-ного пространства» [4]. Такое «соотнесение» позволяет каждому субъекту образовательного процесса определить свое место в системе отношений с другими субъектами, оценить свою позицию и сравнить ее с позицией других, т. е. стимулирует самоопределение субъектов. Направленность вектора рефлексии идет по схеме «я - мы - я» [5].
В ходе проектирования педагогического дискурса осуществляются различные виды рефлексии: интеллектуальная, личностная, коммуникативная, коллективная.
Необходимость развития рефлексивно-ценностного отношения к себе и другим участникам дискурса, к педагогической деятельности обусловлена смещением акцентов в существующей педагогической реальности на культивирование рефлексии и конструктивного диалогического стиля педагогического взаимодействия.
Сегодня педагоги хорошо осознают, что речь должна идти не о «принуждении», а о побуждении к ней. Как отмечают отечественные и зарубежные психологи, ведущим фактором регуляции активности личности, ее поведения и деятельности выступает мотивация (М. Аргайл, В. П. Асеев, Дж. Аткинсон, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев, А. Маслоу, С. Л. Рубинштейн и др.) [6-8].
Как в дальнейшем показало исследование Ю. М. Орлова, учебная деятельность студентов побуждается прежде всего внутренними мотивами: «наибольшее влияние на академические успехи оказывает познавательная потребность в сочетании с высокой потребностью в достижении» [9].
Третье условие - использование в качестве ме-тодико-технологического инструмента формирования дискурсивно-проективной компетентности будущих учителей технологий интерактивного обучения (кейс-технология, технология учебного сотрудничества, информационные технологии), обеспечивающих преобразование технократического педагогического дискурса в гуманитарный.
Интерактивные технологии (от англ. interaction - взаимодействие) рассматриваются в педагогике в широком и узком смысле. В широком смысле интерактивные технологии понимаются как обучение, построенное «на целенаправленной и, для
реализации целей, специально организованной тельную деятельность и вовлечение в процесс
группой и межгрупповой деятельности, обратной обучения всех сфер личности - интеллекта, воли,
связи между всеми ее участниками для достиже- эмоций;
ния взаимопонимания и коррекции образователь- - вовлечение в педагогический процесс основ-
ного процесса, индивидуального стиля, вербально- ных условий материальной среды обучения, орга-го и невербального имиджа обучаемых с использо- низация которых активизирует и направляет учеб-
ванием рефлексивного анализа» [10]. В узком смы- но-воспитательный процесс;
сле интерактивными называются информационные - вовлечение в учебный процесс механизмов
технологии, в основе которых лежат компьютер- общения, которые опосредуют проявление, фор-
ные программы, работающие в режиме диалога с мирование типов отношений, возникающих в
пользователем [11]. процессе познавательной деятельности между
Активные методы обучения отличаются от тра- обучаемыми и педагогом как равноправными кол-
диционных прежде всего организацией учебного легами.
процесса, такими характеристиками, как: Таким образом, реализация названных педа-
- одноуровневость позиции обучаемого и педа- гогических условий обеспечивает эффективное
гога, взаимодействующих на уровне личности; функционирование и развитие дискурсивно-проек-
- создание у обучаемого установки на познава- тивной компетентности будущих учителей.
Список литературы
1. Философский словарь / ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991. 559 с.
2. Яковлева Н. М. Подготовка студентов к творческой деятельности. Челябинск: ЧГПИ, 1991. 128 с.
3. Соколова В. В. Культура речи и культура общения. М.: Просвещение, 1995. 191 с.
4. Колесникова И. А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии. СПб.: СПбГУПМ, 1999. 242 с.
5. Ежова Т. В. Закономерности и принципы проектирования педагогического дискурса // Вестн. Оренбургского гос. пед. ун-та. 2012. № 3 (3). С. 78-88.
6. Божович Л. И. Избранные психологические труды / под ред. Д. И. Фельдштейна. Академия, 1995. 450 с.
7. Рубинштейн С. Л. Основы психологии: в 2 т. М.: Педагогика, 1989. Т. 2. 328 с.
8. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. М.: Академия, 1983. Т. 1. 385 с.
9. Орлов Ю. М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 1984. 32 с.
10. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Педагогика, 1995. 336 с.
11. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / под ред. Е. С. Полат. М.: Академия, 1999. 224 с.
Никулина О. Ю., ст. преподаватель.
Костанайский социально-технический университет им. акад. Зулкарнай Алдамжар.
Ул. Герцена, 27, Костанай, Республика Казахстан, 110000.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 18.12.2013.
O. Yu. Nikulina
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DISCURSIVE AND PROJECTIVE COMPETENCE FORMATION
OF FUTURE TEACHERS
The article deals with the forming conditions of discursive and projective competence of future teachers. It shows the actuality and importance of formation of such professional quality as discursive and projective competence. Pedagogical conditions under which the formation of discursive-projective competence will be most effective are identified and described.
Key words: discursive and projective competence, pedagogical conditions, humanitarian educational environment, reflection, interactive.
References
1. Philosophical dictionary. Under the editorship of I. T. Frolova. Moscow, Politizdat Publ., 1991. 559 p (in Russian).
2. Yakovleva N. M. Preparation of students for creative activity. Chelyabinsk, ChGPI Publ., 1991. 128 p. (in Russian).
3. Sokolova V. V. Standard of speech and dialogue culture. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1995. 191 p. (in Russian).
4. Kolesnikova I. A. Pedagogical reality in the mirror of interparadigmatical reflection. St. Petersburg, 1999. 242 p. (in Russian).
5. Yezhova T. V. Law and the design criteria of pedagogical discourse. The bulletin of Orenburg state pedagogical university, 2012, no. 3 (3),
pp. 78-88 (in Russian).
6. Bozhovich L. I. Elected psychological proceeding. Under the editorship of D. I. Feldsteyn. Moscow, Akalemiya Publ., 1995. 450 p. (in Russian).
7. Rubinshteyn S. L. The bases of psychology, in 2 volumes. 2. Moscow, Pedagogika Publ., 1989. 328 p. (in Russian).
8. Leontyev A. N. Elected psychological works: in 2 volumes. Moscow, Academia Publ., 1983. L 1. 385 p. (in Russian).
9. Orlov Yu. M. Demanding and and motivated factors of efficiency of high school students’ educational activity. Abstract of thesis Doct. of psych.
science. Moscow, 1984. 32 p. (in Russian).
10. Bespalko V. P. Pedagogics and progressive technologies of training. Moscow, Pedagogika Publ., 1995. 336 p. (in Russian).
11. New pedagogical and information technologies in the education system: Manual for the students of pedagogical high schools and the systems of professional advanced training of pedagogical specialists. Moscow, Academia Publ., 1999. 224 p. (in Russian).
Kostanai Social and Technical University named after Zulkarnai Aldamzhar.
Ul. Gertsena, 27, Kostanai, Republic of Kazakhstan, 110000.
E-mail: [email protected]