Научная статья на тему 'Педагогические условия эффективности процесса подготовки будущих учителей для работы в классах и школах казачьей направленности'

Педагогические условия эффективности процесса подготовки будущих учителей для работы в классах и школах казачьей направленности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
291
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ / TEACHING METHODOLOGY / ПЕДАГОГИКА КАЗАЧЕСТВА / PEDAGOGY OF THE COSSACKS / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PATRIOTIC EDUCATION / СОЦИАЛЬНОКУЛЬТУРНАЯ АНИМАЦИЯ / SOCIO-CULTURAL ANIMATION / КУЛЬТУРА КАЗАЧЕСТВА / COSSACK CULTURE / TRAINING TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лукаш Сергей Николаевич, Илющенко Ольга Сергеевна

В статье анализируются педагогические условия эффективности процесса профессиональной подготовки студентов педагогического вуза к работе в образовательном пространстве педагогики казачества. В качестве одного из главных условий выступает патриотическое воспитание студентов в процессе организации культуросообразного казачьей культуре образовательного пространства, в совместной с преподавателями, студентами вуза и воспитанниками казачьих школ деятельности сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE PROCESS OF PREPARATION OF FUTURE TEACHERS TO WORK IN CLASSROOMS AND SCHOOLS OF COSSACK ORIENTATION

The article examines the pedagogical conditions of the effectiveness of the process of professional preparation of future teachers to work in the educational space of pedagogy of the Cossacks. One of the main conditions is patriotic education of students in the process of organizing of educational space similar to Cossack culture, with the common coooperation with teachers, students and pupils of Cossack schools

Текст научной работы на тему «Педагогические условия эффективности процесса подготовки будущих учителей для работы в классах и школах казачьей направленности»

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Лукаш С.Н., Илющенко О.С.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА

ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ДЛЯ РАБОТЫ В КЛАССАХ И ШКОЛАХ КАЗАЧЬЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

В основе гуманистической педагогической методологии лежит принцип гумани-тарности, обусловливающий соответствующий гуманитарный педагогический подход, в котором субъектами образовательного процесса являются люди во всем многообразии их взаимодействия, познающие свою историю и культуру, себя и свое окружение в процессе онтогенеза. В современной России особенно важно, чтобы гуманистическая педагогическая методология была востребована практикой и выходила в своем совершенствовании на конкретные педагогические концепции, позволяющие моделировать эталонные образцы, как самого человека, так и образовательной среды, как главные методологические ориентиры научного методологического поиска.

По нашему мнению, таким воспитательным потенциалом обладают социокультурные педагогические концепции, основывающиеся на совместной жизнедеятельности детей и взрослых (воспитанников и воспитателей), объединенных общей целью социального творчества и преобразования окружающей действительности. Системообразующей деятельностью в таких концепциях выступает социально - культурная деятельность, направленная на развитие личностного потенциала ее участников. Примечательно и то, что коллективное педагогическое творчество масс востребовало в социокультурных педагогических концепциях и основной педагогический метод, базовую технологию, помогающую преодолевать главное противоречие современного общества между воспитанием и жизнью. Ею выступает социально - культурная анимация, которая в течение нескольких десятилетий активно развивается в России как сфера практической педагогической деятельности. Одна из таких воспитательных концепций, где совместная деятельность субъектов воспитания (детей и взрослых) реализуется посредством широкой социально - культурной анимации, активно претворяется в жизнь в современных историко - культурных условиях Юга России. Ею выступает педагогика казачества - социокультурная концепция воспитания, основанная на традициях и воспитательном потенциале культуры казачества Юга России [1; 3].

Особенностью современной педагогики казачества является то, что она базируется на глубинной российской традиционности, воплощая в себе синтез традиционного и нового. Инновационность педагогики казачества характеризуется образованием духовно-воспитательных пространств, выходящих далеко за пределы учебного заведения, появлением новых форм и моделей учебно-воспитательной деятельности, определяющих ее значительную социопрактическую направленность. Педагогика казачества выходит за рамки традиционной системы воспитания, она становится ярким образчиком социально - культурной деятельности, обретая функции социальной педагогики [3]. В воспитательном пространстве педагогики казачества присутствует широкий обще-

ственный спектр воспитательных сред: школьной, казачьей, родительской, церковной, административной, объединенных общей духовно - практической деятельностью, в которой актуализируется воспитательный, народовластный, личностно-ориентированный потенциал казачьей культуры и осуществляется педагогическая поддержка процессов становления в ней личности.

Казачья культура является содержательной основой педагогики казачества. В то же время следует констатировать, что ставя задачу продвижения личности воспитанника к «преданию», к культурно - историческим истокам казачьей культурной традиции, нельзя не понимать, что современная социокультурная ситуация характеризуется как детрадиционализованная. В российском социуме сложились все предпосылки для де-традиционализации общества, т.е. искажения содержания и ослабления роли традиций в его жизни. «.. .Традиции в современном мире слишком слабы, чтобы быть источником сопротивления», - отмечает известный российский теоретик образования А.Г.Бермус [2, 114]. В то же время сложно представить реализацию идей педагогики казачества без опоры на российскую традиционную основу, коей пронизана вся культура и история казачества. Разрешению этого противоречия как раз и способствует широкий социум воспитательного пространства педагогики казачества, реализующий воспитательные цели в совместной деятельности детей и взрослых, в которой культурное наследие, традиция «оживает» с помощью социально - культурной анимации.

В ситуации социальной детрационализации культурная традиция может быть включена в современный контекст жизни только как культурная инсценировка, как событие символико-эстетического характера. Культурная инсценировка дает возможность разворачивать педагогический процесс становления самосознания индивида и группы через ролевую игру, осуществлять самопрезентацию творческих проектов, разрабатывать и проигрывать театрализованные костюмированные сценарии, погружаться в эсте-тико - символичный контекст казачьей культуры. Она активно продуцирует совместную деятельность всех субъектов воспитательного пространства педагогики казачества в направлении создания условного образа - события прошлого, анимируя этот образ, включая его в качестве сценарного плана и разворачивая его символические смыслы в театре казачьей жизни. Именно в символико - эстететическом действе культурной казачьей анимации и реализуется основная цель педагогики казачества - воспитание человека российской культуры, укорененного в свою малую родину, патриота России.

Данный педагогический алгоритм в различных вариациях присутствует сегодня в деятельности лучших школ и классов казачьей направленности на Юге России [4]. Социально - культурная анимация событий казачьей культуры и истории, позволяющая воспроизводить символические действия патриотического, эстетического, этнографического, военно - спортивного характера, становится основным методом, ведущей педагогической технологией в педагогике казачества. Обобщение опыта работы лучших казачьих школ и классов казачьей направленности указывает, что эффективность воспитательной деятельности значительно возрастает в том случае, если учителя активно применяют технологию социально культурной анимации, погружая своих воспитанников в инсценирование различных воспитательных аспектов казачьей культуры и истории [4;5].

Обозначенные тенденции в практическом воплощении идей педагогики казачества накладывают определенные требования на подготовку специалистов в системе высшего профессионального образования, способных работать с теорией и практикой педагогики казачества в средних и высших образовательных учреждениях. Если в системе среднего образования Юга России педагогика казачества как инновационный процесс за последние годы заняла достаточно прочное место, то профессиональная подготовка учителя в этой сфере только в начале своего пути. Вполне логично в этой связи определиться с педагогическими условиями эффективности процесса подготовки будущих учителей для работы в классах и школах казачьей направленности.

В силу своей мощной аксиологической акцентуализации для российского социума на педагогику казачества возлагается миссия быть частью общей социальной технологии развития страны через человека, способного к духовному, нравственному, культурному возрождению, инновационному преобразованию всех сторон собственной жизни и жизнедеятельности российского общества [1]. Стратегической целью педагогики казачества в системе высшего профессионального образования становится воспитание человека культуры, патриота, укорененного в свою малую родину, культу и историю России, имеющего стремление к интеграции в глобальное общество и обладающего интенциями к духовным, ценностно - смысловым аспектам жизни, владеющего гуманитарными и специальными компетентностями, духовно - нравственной культурой, творческими способностями и личностными качествами, необходимыми для участия в социально - преобразующей деятельности и культурном обустройстве личной и общественной жизни. Естественно, столь значимые цели требуют особую организацию учебно - воспитательной деятельности студентов, основанную на культурно - анимационном подходе. Сущность такой организации, по нашему мнению, должно составлять образовательное пространство педагогики казачества, структурированное на основе совместной социально - культурной деятельности ее субъектов, в котором педагогическое образование, педагогическая наука, школа и современное казачество объединены в единый саморазвивающийся организм - культурно образовательный, научно - педагогический комплекс (культурное казачье сообщество), где на основе использования достижений традиционной казачьей культуры, психолого - педагогических наук, в контексте непрерывной педагогической практики студентов в образовательных учреждениях со статусом «казачье», осуществляется подготовка педагогических кадров, разрабатываются образовательные проекты и педагогические технологии, основанные на социально - культурной анимации традиций казачьей культуры в педагогические инновации сегодняшнего дня. Именно в этом направлении разворачивается сегодня учебно - воспитательный процесс подготовки будущего учителя к работе в классах казачьей направленности на факультете технологии, экономики и дизайна Армавирской государственной педагогической академии.

Для подтверждения выдвинутых выше предположений на базе факультета технологии, экономики и дизайна Армавирской государственной педагогической академии был организован социально- педагогический эксперимент. В 2012 - 2013 учебном году на факультете был принят экспериментальный учебный план по направлению подготовки «Педагогическое образование», профилю подготовки «Безопасность жизнедея-

тельности». В экспериментальном учебном плане вариативная часть по специальности максимально насыщена дисциплинами, связанными с традиционной и современной культурой кубанского казачества. К числу таковых относятся: «Педагогика казачества», «История Кубанского казачьего войска», «Основы государственной службы казачества», «Военно-спортивная работа с учащимися классов казачьей направленности», «Воспитательное пространство культурного казачьего сообщества», «Здоровьесберегающие технологии в народной педагогике казачества» и др. Кроме этого на базе «казачьих» групп на факультете создан казачий спасательный отряд, пошита парадная казачья форма, организована непрерывная педагогическая практика в армавирской школе - интернат № 1 «Казачья» с казачьей направленностью.

Подготовка учителя для работы в классах казачьей направленности в нашем эксперименте составляла несколько взаимосвязанных направлений. Целью этой подготовки являлось становление личности человека российской культуры, открытого для восприятия других культур; компетентного профессионала с развитой способностью к постоянному личностно - профессиональному и духовно - нравственному саморазвитию; носителя идеалов традиционного казачьего народовластия; патриота своего Отечества, готового служить на разных поприщах своей Родине « не за страх, а за совесть».

Мы исходили из предположения, что ведущее значение в системе подготовки учителя к работе в образовательном пространстве педагогики казачества принадлежит мировоззренческому компоненту, как основы для внутренней мотивации и формирования дальнейшей индивидуальной образовательной траектории студентов. В поиске содержательного наполнения мировоззренческого компонента мы обратились к ценностной структуре личности человека казачьей культуры [3,431]. Проведенные исследования указывают, что основой (ментально - ценностной константой) в ценностной структуре личности человека казачьей культуры выступают ценности патриотизма: «любовь к Родине», «служение Отечеству» и т.п. В соответствии с этим мы допустили гипотетическое предположение, что акцент в подготовке учителей для работы в классах казачьей направленности необходимо сделать на становление патриотического сознания будущих педагогов в организованном образовательном пространстве педагогического вуза, наполненном средствами социально - культурной анимации традиций казачьей культуры в реалиях настоящего времени.

В качестве подтверждения выдвинутой нами гипотезы был проведен эксперимент, в котором участвовали четыре академические группы студентов первого и второго курсов Армавирской государственной педагогической академии факультета технологии, экономики и дизайна профиля подготовки «безопасность жизнедеятельности». Всего в опытно - экспериментальной работе приняло участие 107 студентов. В соответствии с гипотезой, было организовано культурное казачье сообщество, воспитательное пространство которого включало помимо студентов также и казаков - кураторов Армавирского районного казачьего общества Кубанского казачьего Войска, педагогический и ученический коллектив школы - интернат №1 «Казачья» г. Армавира, членов студенческого спасательного казачьего отряда «Линеец», преподавателей и администрацию факультета технологии, экономики и дизайна АГПА.

Ведущей идеей данного сообщества явилось патриотическое воспитание, в част-

ности, становление патриотического сознания у студентов педагогического вуза. Базовой педагогической технологией выступила социально - культурная анимация, основанная на трансформации традиций казачьей культуры в педагогические новации сегодняшнего дня и обусловливающая нелинейное воспроизводство прошлого в реалиях нашего времени. Основными направлениями воспитательной деятельности в данном сообществе явились:

- организация совместной с преподавателями вуза и учителями школы - интерната профессиональной деятельности - сотрудничества, в которой студенты занимают активную позицию субъектов деятельности;

- образование культуросообразного казачьей культуре образовательного пространства в совместных с преподавателями, студентами вуза и воспитанниками школы

- интерната процессами жизнетворчества;

- подведение студентов к самостоятельному ценностно - смысловому самоопределению в культуросообразной среде культурного казачьего сообщества;

- педагогическая поддержка студентов в самопроектировании индивидуального образа человека российской культуры;

- педагогизация воспитательного пространства культурного казачьего сообщества, активное вовлечение в педагогический процесс субъектов воспитания: казачества, священнослужителей, родителей учащихся, общественности.

Эксперимент, носивший линейный характер, осуществлялся в течение 2013- 2014 учебного года. На первом этапе эксперимента было проведено пилотажное исследование знаний студентов о культуре и истории казачества и уровня развития патриотического воспитания. Студентам было предложено ответить на вопросы разработанного нами теста «Патриотическое воспитание в процессе изучения казачьей культуры». В соответствии с ключом для обработки результатов тестирования, для определения показателей знаний студентов о культуре казачества было предусмотрено выделение трёх уровней: низкого, среднего, высокого. Для обработки результатов тестирования в определении уровня развития патриотического воспитания студентов, как интегральной величины, было предусмотрено выделение низкого, среднего, высокого уровней в знани-евом, мировоззренческом, деятельностном компонентах патриотического воспитания. На констатирующем этапе эксперимента выяснилось, что студенты экспериментальных групп обладают следующими показателями развития знаний об истории и культуре казачества: - низкий уровень 36%, средний - 47%, высокий - 17%. Уровень развития знаниевого компонента патриотического воспитания: - низкий - 32%, средний - 54%, высокий - 14%. Мировоззренческий компонент патриотического воспитания: низкий

- 42%, средний - 46%, высокий - 12%. Деятельностный компонент патриотического воспитания: низкий - 41%, средний - 49%, высокий - 10%.

Формирующий эксперимент осуществлялся со студентами экспериментальных групп в течение октября 2013 - июня 2014 года. Совместная с преподавателями и воспитанниками интерната деятельность в модели данного культурного казачьего сообщества (ККС) носила разносторонний характер. Акцент делался на патриотическую, духовно - нравственную, просветительскую деятельность. В соответствии с целями нашего эксперимента со студентами экспериментальных групп была организована непре-

рывная педагогическая практика, которая проходила в Армавирской школе - интернат №1, носящей звание «Казачий». Перед началом эксперимента была проведена работа с учителями, работающими в казачьих классах школы - интерната. Педагогический коллектив был ориентирован на эффективность осуществления совместной учебно-воспитательной, производственной деятельности, направленной на пробуждение у студентов интереса, мотивации к взаимодействию с воспитанниками интерната. Мы исходили из того, что основой совместной деятельности, ставящей студентов в позицию со-субъекта, соавтора этой деятельности, является принцип формирования студентом «своего запроса на образование» в результате погружения его в деятельностно-событийный контекст образовательного пространства - культурного казачьего сообщества. Создание проблемных ситуаций, побуждающих студентов к формированию такого «запроса» происходило в процессе целеполагания в учебных студенческих аудиториях во время диспутов, дискуссий при проектировании и реализации студенческих проектов патриотической, духовно - нравственной направленности, при ритуальных и обрядовых «действах», проходивших в контексте социально - культурной анимации событий казачьей культуры. Подобные проблемные ситуации специально замысливались и конструировались педагогами вуза и школы - интерната, побуждая студентов на поиск адекватных профессиональных решений, разработку и презентацию воспитательных проектов патриотического, духовно - нравственного характера. Таким образом, процесс патриотического воспитания в совместной деятельности студентов, преподавателей и учащихся школы - интерната строился на принципах:

- программирования и творческого конструирования педагогами воспитательных ситуаций, стимулирующих студентов к разработке и реализации соответствующих педагогических проектов социально - культурной анимации, обусловливающих востребованность воспитательных традиций казачьей культуры;

- формирования и реализации индивидуализированного образовательного «заказа», индивидуальной образовательной траектории, выступающей результатом принятия личностью студента общих целей культуросообразной совместной деятельности по освоению казачьей культуры и стремлением к профессиональному становлению в образовательном пространстве педагогики казачества.

В ситуации социальной детрационализации культурная традиция может быть включена в современный контекст жизни только как событие символико-эстетического характера. Проектированию и сценарной разработке этих событий нам помогала культурная инсценировка творческих проектов студентов, погружающая всех участников воспитательного пространства в эстетико - символичный контекст казачьей культуры. Воспитательный процесс в данном культурном сообществе строился на принципах целостности воссоздания культурной традиции методом «культурных инсценировок», исходя из требований внутренней полноты и завершенности событий «театра» казачьей культурной традиции. Историко - культурный контекст казачьей культуры чрезвычайно богат событиями духовно - нравственного, патриотического характера. Это обстоятельство давало возможность студентам на практике разрабатывать и приурочивать воспитательные мероприятия к знаменательным символическим датам истории российского казачества, брать на себя различные роли в инсценировках, погружаясь в смыслы и

ментальность казачьей культуры. Метод «культурного инсценирования» стал основным методом воспитательной деятельности в воспитательном пространстве данного культурного казачьего сообщества.

Активно действовал институт казачьих кураторов, коими выступали казаки Армавирского районного казачьего общества. Педагоги вуза и школы - интерната, казачьи кураторы стремились к созданию соответствующей казачьей культуре предметной среды, изменения форм поведения, убранства помещений, бытового уклада жизни, форм развлечений и традиционных занятий. Воспитатели старались воспроизвести перед студентами и учащимися духовный, патриотический образ казачества, особенности мировосприятия, ментальности, отношения к окружающему миру. Весомым воспитательным воздействием на процессы идентификации молодежи с культурой казачества являлось регулярное участие студентов экспериментальных групп факультета, входивших в казачий студенческий спасательный отряд, в строевых смотрах, городских и краевых парадах, проводимых Кубанским казачьим Войском. Таким образом, участники культурного казачьего сообщества, реализуя цели патриотического воспитания, эстетизации повседневности через воспроизведение казачьих традиций с помощью метода социально - культурной анимации, осуществляли презентацию избранного образа жизни, привлекая новых приверженцев идее возрождения казачества, служению Отечеству «не за страх, а за совесть».

В июне 2014 года нами осуществлено повторное тестирование студентов экспериментальных групп. Показатели развития знаний об истории и культуре казачества: низкий уровень - 10%, средний - 31%, высокий - 59%. Уровень развития знаниевого компонента патриотического воспитания: - низкий - 8%, средний - 44%, высокий - 48%. Мировоззренческий компонент патриотического воспитания: низкий - 13%, средний - 38%, высокий - 49%. Деятельностный компонент патриотического воспитания: низкий- 15%, средний - 34%, высокий - 51%.

Полученные результаты свидетельствуют о значительно возросшем уровне развития знаний об истории и культуре казачества, а также о выросшем уровне патриотического воспитания студентов экспериментальных групп. Таким образом, можно утверждать, что выдвинутая нами гипотеза получила свое опытно - экспериментальное подтверждение. Педагогическими условиями эффективности процесса подготовки будущих учителей для работы в классах и школах казачьей направленности выступают:

- патриотическое воспитание, становление патриотического сознания студентов в процессе организации культуросообразного казачьей культуре образовательного пространства, в совместной с преподавателями, студентами вуза и воспитанниками казачьих школ деятельности - сотрудничества;

- социально культурная анимация (разработка и инсценирование воспитательных мероприятий в совместной деятельности с воспитанниками), историко - патриотических событий из героического прошлого и настоящего казачества;

- активное вовлечение в педагогический процесс субъектов воспитания: казачества, священнослужителей, родителей учащихся, общественности и образование на этой основе воспитательного пространства - культурного казачьего сообщества;

- педагогическая поддержка студентов в самопроектировании индивидуального

образа (индивидуальной образовательной траектории) человека российской культуры;

- подведение студентов к самостоятельному ценностно - смысловому самоопределению в культуросообразной среде культурного казачьего сообщества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бондаревская Е.В., Галустов Р.А., Лукаш С.Н. Педагогика казачества как традиционная основа российского образовательного пространства // Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа. Материалы девятой международной Кубанско - Терской научно - практической конференции. Армавир, 2014. С.123 - 129.

2. Гуманитарная методология исследования модернизационных процессов в педагогическом образовании: монография / коллектив авторов. Ростов-на-Дону, 2013. 436с.

3. Лукаш С.Н. Казачество Юга России: от традиций к инновациям. Монография. Майкоп, 2012. 480с.

4. Маршалко Н.Е. Как стать лучшим казачьим классом края // Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа. Материалы девятой международной Ку-банско - Терской научно - практической конференции. Армавир, 2014. С.171 - 173.

5. Шилова Т.А. Специфика организации работы школы с региональным статусом «казачье образовательное учреждение» // Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа. Материалы девятой международной Кубанско - Терской научно -практической конференции. Армавир, 2014. С.205 - 207.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.