ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Лукаш С.Н., Илющенко О.С.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА
ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ДЛЯ РАБОТЫ В КЛАССАХ И ШКОЛАХ КАЗАЧЬЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
В основе гуманистической педагогической методологии лежит принцип гумани-тарности, обусловливающий соответствующий гуманитарный педагогический подход, в котором субъектами образовательного процесса являются люди во всем многообразии их взаимодействия, познающие свою историю и культуру, себя и свое окружение в процессе онтогенеза. В современной России особенно важно, чтобы гуманистическая педагогическая методология была востребована практикой и выходила в своем совершенствовании на конкретные педагогические концепции, позволяющие моделировать эталонные образцы, как самого человека, так и образовательной среды, как главные методологические ориентиры научного методологического поиска.
По нашему мнению, таким воспитательным потенциалом обладают социокультурные педагогические концепции, основывающиеся на совместной жизнедеятельности детей и взрослых (воспитанников и воспитателей), объединенных общей целью социального творчества и преобразования окружающей действительности. Системообразующей деятельностью в таких концепциях выступает социально - культурная деятельность, направленная на развитие личностного потенциала ее участников. Примечательно и то, что коллективное педагогическое творчество масс востребовало в социокультурных педагогических концепциях и основной педагогический метод, базовую технологию, помогающую преодолевать главное противоречие современного общества между воспитанием и жизнью. Ею выступает социально - культурная анимация, которая в течение нескольких десятилетий активно развивается в России как сфера практической педагогической деятельности. Одна из таких воспитательных концепций, где совместная деятельность субъектов воспитания (детей и взрослых) реализуется посредством широкой социально - культурной анимации, активно претворяется в жизнь в современных историко - культурных условиях Юга России. Ею выступает педагогика казачества - социокультурная концепция воспитания, основанная на традициях и воспитательном потенциале культуры казачества Юга России [1; 3].
Особенностью современной педагогики казачества является то, что она базируется на глубинной российской традиционности, воплощая в себе синтез традиционного и нового. Инновационность педагогики казачества характеризуется образованием духовно-воспитательных пространств, выходящих далеко за пределы учебного заведения, появлением новых форм и моделей учебно-воспитательной деятельности, определяющих ее значительную социопрактическую направленность. Педагогика казачества выходит за рамки традиционной системы воспитания, она становится ярким образчиком социально - культурной деятельности, обретая функции социальной педагогики [3]. В воспитательном пространстве педагогики казачества присутствует широкий обще-
ственный спектр воспитательных сред: школьной, казачьей, родительской, церковной, административной, объединенных общей духовно - практической деятельностью, в которой актуализируется воспитательный, народовластный, личностно-ориентированный потенциал казачьей культуры и осуществляется педагогическая поддержка процессов становления в ней личности.
Казачья культура является содержательной основой педагогики казачества. В то же время следует констатировать, что ставя задачу продвижения личности воспитанника к «преданию», к культурно - историческим истокам казачьей культурной традиции, нельзя не понимать, что современная социокультурная ситуация характеризуется как детрадиционализованная. В российском социуме сложились все предпосылки для де-традиционализации общества, т.е. искажения содержания и ослабления роли традиций в его жизни. «.. .Традиции в современном мире слишком слабы, чтобы быть источником сопротивления», - отмечает известный российский теоретик образования А.Г.Бермус [2, 114]. В то же время сложно представить реализацию идей педагогики казачества без опоры на российскую традиционную основу, коей пронизана вся культура и история казачества. Разрешению этого противоречия как раз и способствует широкий социум воспитательного пространства педагогики казачества, реализующий воспитательные цели в совместной деятельности детей и взрослых, в которой культурное наследие, традиция «оживает» с помощью социально - культурной анимации.
В ситуации социальной детрационализации культурная традиция может быть включена в современный контекст жизни только как культурная инсценировка, как событие символико-эстетического характера. Культурная инсценировка дает возможность разворачивать педагогический процесс становления самосознания индивида и группы через ролевую игру, осуществлять самопрезентацию творческих проектов, разрабатывать и проигрывать театрализованные костюмированные сценарии, погружаться в эсте-тико - символичный контекст казачьей культуры. Она активно продуцирует совместную деятельность всех субъектов воспитательного пространства педагогики казачества в направлении создания условного образа - события прошлого, анимируя этот образ, включая его в качестве сценарного плана и разворачивая его символические смыслы в театре казачьей жизни. Именно в символико - эстететическом действе культурной казачьей анимации и реализуется основная цель педагогики казачества - воспитание человека российской культуры, укорененного в свою малую родину, патриота России.
Данный педагогический алгоритм в различных вариациях присутствует сегодня в деятельности лучших школ и классов казачьей направленности на Юге России [4]. Социально - культурная анимация событий казачьей культуры и истории, позволяющая воспроизводить символические действия патриотического, эстетического, этнографического, военно - спортивного характера, становится основным методом, ведущей педагогической технологией в педагогике казачества. Обобщение опыта работы лучших казачьих школ и классов казачьей направленности указывает, что эффективность воспитательной деятельности значительно возрастает в том случае, если учителя активно применяют технологию социально культурной анимации, погружая своих воспитанников в инсценирование различных воспитательных аспектов казачьей культуры и истории [4;5].
Обозначенные тенденции в практическом воплощении идей педагогики казачества накладывают определенные требования на подготовку специалистов в системе высшего профессионального образования, способных работать с теорией и практикой педагогики казачества в средних и высших образовательных учреждениях. Если в системе среднего образования Юга России педагогика казачества как инновационный процесс за последние годы заняла достаточно прочное место, то профессиональная подготовка учителя в этой сфере только в начале своего пути. Вполне логично в этой связи определиться с педагогическими условиями эффективности процесса подготовки будущих учителей для работы в классах и школах казачьей направленности.
В силу своей мощной аксиологической акцентуализации для российского социума на педагогику казачества возлагается миссия быть частью общей социальной технологии развития страны через человека, способного к духовному, нравственному, культурному возрождению, инновационному преобразованию всех сторон собственной жизни и жизнедеятельности российского общества [1]. Стратегической целью педагогики казачества в системе высшего профессионального образования становится воспитание человека культуры, патриота, укорененного в свою малую родину, культу и историю России, имеющего стремление к интеграции в глобальное общество и обладающего интенциями к духовным, ценностно - смысловым аспектам жизни, владеющего гуманитарными и специальными компетентностями, духовно - нравственной культурой, творческими способностями и личностными качествами, необходимыми для участия в социально - преобразующей деятельности и культурном обустройстве личной и общественной жизни. Естественно, столь значимые цели требуют особую организацию учебно - воспитательной деятельности студентов, основанную на культурно - анимационном подходе. Сущность такой организации, по нашему мнению, должно составлять образовательное пространство педагогики казачества, структурированное на основе совместной социально - культурной деятельности ее субъектов, в котором педагогическое образование, педагогическая наука, школа и современное казачество объединены в единый саморазвивающийся организм - культурно образовательный, научно - педагогический комплекс (культурное казачье сообщество), где на основе использования достижений традиционной казачьей культуры, психолого - педагогических наук, в контексте непрерывной педагогической практики студентов в образовательных учреждениях со статусом «казачье», осуществляется подготовка педагогических кадров, разрабатываются образовательные проекты и педагогические технологии, основанные на социально - культурной анимации традиций казачьей культуры в педагогические инновации сегодняшнего дня. Именно в этом направлении разворачивается сегодня учебно - воспитательный процесс подготовки будущего учителя к работе в классах казачьей направленности на факультете технологии, экономики и дизайна Армавирской государственной педагогической академии.
Для подтверждения выдвинутых выше предположений на базе факультета технологии, экономики и дизайна Армавирской государственной педагогической академии был организован социально- педагогический эксперимент. В 2012 - 2013 учебном году на факультете был принят экспериментальный учебный план по направлению подготовки «Педагогическое образование», профилю подготовки «Безопасность жизнедея-
тельности». В экспериментальном учебном плане вариативная часть по специальности максимально насыщена дисциплинами, связанными с традиционной и современной культурой кубанского казачества. К числу таковых относятся: «Педагогика казачества», «История Кубанского казачьего войска», «Основы государственной службы казачества», «Военно-спортивная работа с учащимися классов казачьей направленности», «Воспитательное пространство культурного казачьего сообщества», «Здоровьесберегающие технологии в народной педагогике казачества» и др. Кроме этого на базе «казачьих» групп на факультете создан казачий спасательный отряд, пошита парадная казачья форма, организована непрерывная педагогическая практика в армавирской школе - интернат № 1 «Казачья» с казачьей направленностью.
Подготовка учителя для работы в классах казачьей направленности в нашем эксперименте составляла несколько взаимосвязанных направлений. Целью этой подготовки являлось становление личности человека российской культуры, открытого для восприятия других культур; компетентного профессионала с развитой способностью к постоянному личностно - профессиональному и духовно - нравственному саморазвитию; носителя идеалов традиционного казачьего народовластия; патриота своего Отечества, готового служить на разных поприщах своей Родине « не за страх, а за совесть».
Мы исходили из предположения, что ведущее значение в системе подготовки учителя к работе в образовательном пространстве педагогики казачества принадлежит мировоззренческому компоненту, как основы для внутренней мотивации и формирования дальнейшей индивидуальной образовательной траектории студентов. В поиске содержательного наполнения мировоззренческого компонента мы обратились к ценностной структуре личности человека казачьей культуры [3,431]. Проведенные исследования указывают, что основой (ментально - ценностной константой) в ценностной структуре личности человека казачьей культуры выступают ценности патриотизма: «любовь к Родине», «служение Отечеству» и т.п. В соответствии с этим мы допустили гипотетическое предположение, что акцент в подготовке учителей для работы в классах казачьей направленности необходимо сделать на становление патриотического сознания будущих педагогов в организованном образовательном пространстве педагогического вуза, наполненном средствами социально - культурной анимации традиций казачьей культуры в реалиях настоящего времени.
В качестве подтверждения выдвинутой нами гипотезы был проведен эксперимент, в котором участвовали четыре академические группы студентов первого и второго курсов Армавирской государственной педагогической академии факультета технологии, экономики и дизайна профиля подготовки «безопасность жизнедеятельности». Всего в опытно - экспериментальной работе приняло участие 107 студентов. В соответствии с гипотезой, было организовано культурное казачье сообщество, воспитательное пространство которого включало помимо студентов также и казаков - кураторов Армавирского районного казачьего общества Кубанского казачьего Войска, педагогический и ученический коллектив школы - интернат №1 «Казачья» г. Армавира, членов студенческого спасательного казачьего отряда «Линеец», преподавателей и администрацию факультета технологии, экономики и дизайна АГПА.
Ведущей идеей данного сообщества явилось патриотическое воспитание, в част-
ности, становление патриотического сознания у студентов педагогического вуза. Базовой педагогической технологией выступила социально - культурная анимация, основанная на трансформации традиций казачьей культуры в педагогические новации сегодняшнего дня и обусловливающая нелинейное воспроизводство прошлого в реалиях нашего времени. Основными направлениями воспитательной деятельности в данном сообществе явились:
- организация совместной с преподавателями вуза и учителями школы - интерната профессиональной деятельности - сотрудничества, в которой студенты занимают активную позицию субъектов деятельности;
- образование культуросообразного казачьей культуре образовательного пространства в совместных с преподавателями, студентами вуза и воспитанниками школы
- интерната процессами жизнетворчества;
- подведение студентов к самостоятельному ценностно - смысловому самоопределению в культуросообразной среде культурного казачьего сообщества;
- педагогическая поддержка студентов в самопроектировании индивидуального образа человека российской культуры;
- педагогизация воспитательного пространства культурного казачьего сообщества, активное вовлечение в педагогический процесс субъектов воспитания: казачества, священнослужителей, родителей учащихся, общественности.
Эксперимент, носивший линейный характер, осуществлялся в течение 2013- 2014 учебного года. На первом этапе эксперимента было проведено пилотажное исследование знаний студентов о культуре и истории казачества и уровня развития патриотического воспитания. Студентам было предложено ответить на вопросы разработанного нами теста «Патриотическое воспитание в процессе изучения казачьей культуры». В соответствии с ключом для обработки результатов тестирования, для определения показателей знаний студентов о культуре казачества было предусмотрено выделение трёх уровней: низкого, среднего, высокого. Для обработки результатов тестирования в определении уровня развития патриотического воспитания студентов, как интегральной величины, было предусмотрено выделение низкого, среднего, высокого уровней в знани-евом, мировоззренческом, деятельностном компонентах патриотического воспитания. На констатирующем этапе эксперимента выяснилось, что студенты экспериментальных групп обладают следующими показателями развития знаний об истории и культуре казачества: - низкий уровень 36%, средний - 47%, высокий - 17%. Уровень развития знаниевого компонента патриотического воспитания: - низкий - 32%, средний - 54%, высокий - 14%. Мировоззренческий компонент патриотического воспитания: низкий
- 42%, средний - 46%, высокий - 12%. Деятельностный компонент патриотического воспитания: низкий - 41%, средний - 49%, высокий - 10%.
Формирующий эксперимент осуществлялся со студентами экспериментальных групп в течение октября 2013 - июня 2014 года. Совместная с преподавателями и воспитанниками интерната деятельность в модели данного культурного казачьего сообщества (ККС) носила разносторонний характер. Акцент делался на патриотическую, духовно - нравственную, просветительскую деятельность. В соответствии с целями нашего эксперимента со студентами экспериментальных групп была организована непре-
рывная педагогическая практика, которая проходила в Армавирской школе - интернат №1, носящей звание «Казачий». Перед началом эксперимента была проведена работа с учителями, работающими в казачьих классах школы - интерната. Педагогический коллектив был ориентирован на эффективность осуществления совместной учебно-воспитательной, производственной деятельности, направленной на пробуждение у студентов интереса, мотивации к взаимодействию с воспитанниками интерната. Мы исходили из того, что основой совместной деятельности, ставящей студентов в позицию со-субъекта, соавтора этой деятельности, является принцип формирования студентом «своего запроса на образование» в результате погружения его в деятельностно-событийный контекст образовательного пространства - культурного казачьего сообщества. Создание проблемных ситуаций, побуждающих студентов к формированию такого «запроса» происходило в процессе целеполагания в учебных студенческих аудиториях во время диспутов, дискуссий при проектировании и реализации студенческих проектов патриотической, духовно - нравственной направленности, при ритуальных и обрядовых «действах», проходивших в контексте социально - культурной анимации событий казачьей культуры. Подобные проблемные ситуации специально замысливались и конструировались педагогами вуза и школы - интерната, побуждая студентов на поиск адекватных профессиональных решений, разработку и презентацию воспитательных проектов патриотического, духовно - нравственного характера. Таким образом, процесс патриотического воспитания в совместной деятельности студентов, преподавателей и учащихся школы - интерната строился на принципах:
- программирования и творческого конструирования педагогами воспитательных ситуаций, стимулирующих студентов к разработке и реализации соответствующих педагогических проектов социально - культурной анимации, обусловливающих востребованность воспитательных традиций казачьей культуры;
- формирования и реализации индивидуализированного образовательного «заказа», индивидуальной образовательной траектории, выступающей результатом принятия личностью студента общих целей культуросообразной совместной деятельности по освоению казачьей культуры и стремлением к профессиональному становлению в образовательном пространстве педагогики казачества.
В ситуации социальной детрационализации культурная традиция может быть включена в современный контекст жизни только как событие символико-эстетического характера. Проектированию и сценарной разработке этих событий нам помогала культурная инсценировка творческих проектов студентов, погружающая всех участников воспитательного пространства в эстетико - символичный контекст казачьей культуры. Воспитательный процесс в данном культурном сообществе строился на принципах целостности воссоздания культурной традиции методом «культурных инсценировок», исходя из требований внутренней полноты и завершенности событий «театра» казачьей культурной традиции. Историко - культурный контекст казачьей культуры чрезвычайно богат событиями духовно - нравственного, патриотического характера. Это обстоятельство давало возможность студентам на практике разрабатывать и приурочивать воспитательные мероприятия к знаменательным символическим датам истории российского казачества, брать на себя различные роли в инсценировках, погружаясь в смыслы и
ментальность казачьей культуры. Метод «культурного инсценирования» стал основным методом воспитательной деятельности в воспитательном пространстве данного культурного казачьего сообщества.
Активно действовал институт казачьих кураторов, коими выступали казаки Армавирского районного казачьего общества. Педагоги вуза и школы - интерната, казачьи кураторы стремились к созданию соответствующей казачьей культуре предметной среды, изменения форм поведения, убранства помещений, бытового уклада жизни, форм развлечений и традиционных занятий. Воспитатели старались воспроизвести перед студентами и учащимися духовный, патриотический образ казачества, особенности мировосприятия, ментальности, отношения к окружающему миру. Весомым воспитательным воздействием на процессы идентификации молодежи с культурой казачества являлось регулярное участие студентов экспериментальных групп факультета, входивших в казачий студенческий спасательный отряд, в строевых смотрах, городских и краевых парадах, проводимых Кубанским казачьим Войском. Таким образом, участники культурного казачьего сообщества, реализуя цели патриотического воспитания, эстетизации повседневности через воспроизведение казачьих традиций с помощью метода социально - культурной анимации, осуществляли презентацию избранного образа жизни, привлекая новых приверженцев идее возрождения казачества, служению Отечеству «не за страх, а за совесть».
В июне 2014 года нами осуществлено повторное тестирование студентов экспериментальных групп. Показатели развития знаний об истории и культуре казачества: низкий уровень - 10%, средний - 31%, высокий - 59%. Уровень развития знаниевого компонента патриотического воспитания: - низкий - 8%, средний - 44%, высокий - 48%. Мировоззренческий компонент патриотического воспитания: низкий - 13%, средний - 38%, высокий - 49%. Деятельностный компонент патриотического воспитания: низкий- 15%, средний - 34%, высокий - 51%.
Полученные результаты свидетельствуют о значительно возросшем уровне развития знаний об истории и культуре казачества, а также о выросшем уровне патриотического воспитания студентов экспериментальных групп. Таким образом, можно утверждать, что выдвинутая нами гипотеза получила свое опытно - экспериментальное подтверждение. Педагогическими условиями эффективности процесса подготовки будущих учителей для работы в классах и школах казачьей направленности выступают:
- патриотическое воспитание, становление патриотического сознания студентов в процессе организации культуросообразного казачьей культуре образовательного пространства, в совместной с преподавателями, студентами вуза и воспитанниками казачьих школ деятельности - сотрудничества;
- социально культурная анимация (разработка и инсценирование воспитательных мероприятий в совместной деятельности с воспитанниками), историко - патриотических событий из героического прошлого и настоящего казачества;
- активное вовлечение в педагогический процесс субъектов воспитания: казачества, священнослужителей, родителей учащихся, общественности и образование на этой основе воспитательного пространства - культурного казачьего сообщества;
- педагогическая поддержка студентов в самопроектировании индивидуального
образа (индивидуальной образовательной траектории) человека российской культуры;
- подведение студентов к самостоятельному ценностно - смысловому самоопределению в культуросообразной среде культурного казачьего сообщества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бондаревская Е.В., Галустов Р.А., Лукаш С.Н. Педагогика казачества как традиционная основа российского образовательного пространства // Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа. Материалы девятой международной Кубанско - Терской научно - практической конференции. Армавир, 2014. С.123 - 129.
2. Гуманитарная методология исследования модернизационных процессов в педагогическом образовании: монография / коллектив авторов. Ростов-на-Дону, 2013. 436с.
3. Лукаш С.Н. Казачество Юга России: от традиций к инновациям. Монография. Майкоп, 2012. 480с.
4. Маршалко Н.Е. Как стать лучшим казачьим классом края // Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа. Материалы девятой международной Ку-банско - Терской научно - практической конференции. Армавир, 2014. С.171 - 173.
5. Шилова Т.А. Специфика организации работы школы с региональным статусом «казачье образовательное учреждение» // Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа. Материалы девятой международной Кубанско - Терской научно -практической конференции. Армавир, 2014. С.205 - 207.