Научная статья на тему 'Педагогические технологии в контекстном обучении'

Педагогические технологии в контекстном обучении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2014
354
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / ТЕОРИЯ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / METHODS OF TEACHING / THEORY OF CONTEXTUAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вербицкий А. А.

Педагогическая технология рассматривается как реализованный на практике проект совместной деятельности преподавателя и студента. Описана структура педагогической технологии в отличие от методики обучения. Рассматриваются педагогические технологии в системе контекстного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational technology is considered as a project of cooperation between a teacher and a student put into practice. The differences between educational technology and methods of teaching are described. Pedagogical technologies in the system of contextual education are analyzed.

Текст научной работы на тему «Педагогические технологии в контекстном обучении»

Психология образования

Вербицкий А.А.

Педагогические технологии в контекстном обучении

Педагогическая технология рассматривается как реализованный на практике проект совместной деятельности преподавателя и студента. Описана структура педагогической технологии в отличие от методики обучения. Рассматриваются педагогические технологии в системе контекстного обучения.

Ключевые слова: педагогическая технология, методика обучения, теория контекстного обучения.

Понятие «педагогическая технология» появилось во второй половине прошлого века в связи с распространением технических средств, программированного обучения и поиском ответа на вопрос, не просто «как учить», но «как учить результативно». При этом, как водится в педагогике, предложено множество определений этого понятия, что совершенно запутывает рядового учителя и преподавателя. В наиболее общем виде педагогическую технологию связывают с дидактическими процессами, средствами и организационными формами обучения. Но при этом педагогическая технология немногим отличается от старой, доброй методики обучения. Используя модный термин «педагогическая технология», рядовой учитель, преподаватель «вчи-тывает» в него понятие «методика обучения», для него часто это одно и то же.

В нашей работе с позиций теории контекстного обучения под педагогической технологией понимается принципиально иное: реализованный в образовательной практике проект совместной деятельности преподавателя и студента, направленный на достижение целей обучения, воспитания и развития личности обоих этих субъектов образования. Если классическая методика обучения проектируется в логике развертывания

Психология образования

содержания науки, то педагогическая технология строится на принципиально иной основе - на основе отражения живой человеческой деятельности.

Понятая таким образом педагогическая технология в контекстном обучении строится как интегративное единство пяти следующих элементов:

1) знание психологических закономерностей учебно-познавательной деятельности школьника, студента, взрослого;

2) знание сущности обучающей деятельности преподавателя;

3) знание закономерностей совместной деятельности преподавателя и студентов;

4) владение содержанием учебного предмета;

5) знание закономерностей представленной в модельной форме профессиональной деятельности, где информация выступает средством решения задач и проблем.

Таким образом, перед преподавателем, проектирующим и реализующим педагогическую технологию на практике, стоит неизмеримо более сложная проблема, чем просто передача информации, организованной в логике преподаваемой им науки. Очевидно, что это требует высокого педагогического профессионализма. И, конечно, ее воплощение на практике нельзя передать компьютеру, он может выступать только в качестве мощного средства обучения.

Рассматривая учебно-познавательную деятельность студента, нужно с самого начала понимать, что его главной целью вовсе не является «усвоение основ наук», провозглашаемой традиционной педагогикой. Знания - это лишь мощное средство осуществления компетентного действия и поступка, а не самоцель. У человека любого возраста множество целей, а главная цель учения - развитие своих сущностных сил и способностей, или, пользуясь новомодными терминами, - общекультурных и профессиональных компетенций/компетентностей, владея которыми он сможет полноценно реализовать себя в жизни и профессиональной деятельности. При традиционной постановке образования эта личностно значимая цель очень скоро подменяется формальной: сдать экзамены, получить положительную отметку, диплом и т.п.

Деятельность преподавателя также имеет свои особенности. Многообразны его жизненные цели, но в контексте педагогической деятельности главной является цель обеспечения процесса наследования и расширенного воспроизводства обучающимися духовной, социальной, интеллектуальной и предметной (профессиональной) культуры. Преподаватель не ограничивается «передачей» образцов известных

знаний, умений и навыков (образование как «образцевание»), а, развиваясь и сам, создает условия для развития обучающихся как творческих личностей, приумножая тем самым духовный, интеллектуальный, социальный и профессиональный потенциал общества. Для этого ему необходимо мастерское владение коммуникативной компетенцией.

При такой организации познавательной деятельности обучающийся с самого начала рассматривается не как объект педагогических манипуляций, передачи и закрепления информации, а как полноценный субъект деятельности, то есть человек, способный к целеполаганию и целереа-лизации в ситуациях жизни, образования и профессиональной деятельности. Тогда и образование нужно понимать не как «передачу» знаний, а созидание человеком образа мира в себе самом путем активного полага-ния себя в мире социальной, интеллектуальной, духовной и предметной (профессиональной) культуры. Полагания с самого начала субъектного в разных жизненных, национально-культурных, образовательных, профессиональных и иных контекстах.

Ясно также, что педагогическая технология в чем-то существенно различается в зависимости от преподаваемой учебной дисциплины как дидактически преобразованной отрасли науки. Одно дело, когда речь идет о естественных науках или математике с их строгим научным аппаратом, экспериментально проверенными объективными фактами и отношениями между исследуемыми природными объектами, получившими статус законов, невмешательством экспериментатора в наблюдаемые явления, точной воспроизводимостью этих законов и т.п. И совсем другое, когда преподается «неестественная» - гуманитарная - дисциплина, скажем, психология с достаточно расплывчатыми понятиями, множеством субъективных точек зрения на одни и те же явления, обусловленностью психических проявлений и закономерностей присутствием экспериментатора и т.п. Так, в психологии существует около 50 определений понятия «личность», и считать, какое из них верное, дело выбора каждого, кто с ним сталкивается.

Пятая логика, едва ли не самая важная в вузовских педагогических технологиях, - логика усваиваемой студентами профессиональной деятельности в ее не только технологических, но и социальных, психологических и временных аспектах. Именно эта логика обусловливает усвоение теоретических знаний в качестве не самоцели, а средства регуляции профессионально-предметных действий и социально-нравственных поступков. Наложение учебной информации на канву социальной по своей сути профессионально-предметной деятельности приводит к усвоению

Педагогика и психология

Психология образования

студентами этой информации на уровне личностных смыслов, а не только закрепленных в науке значений.

Все рассмотренные логики интегрированы в педагогических технологиях знаково-контекстного (контекстного) обучения, разрабатываемых в нашей научно-педагогической школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.