Психология образования
Вербицкий А.А.
Педагогические технологии в контекстном обучении
Педагогическая технология рассматривается как реализованный на практике проект совместной деятельности преподавателя и студента. Описана структура педагогической технологии в отличие от методики обучения. Рассматриваются педагогические технологии в системе контекстного обучения.
Ключевые слова: педагогическая технология, методика обучения, теория контекстного обучения.
Понятие «педагогическая технология» появилось во второй половине прошлого века в связи с распространением технических средств, программированного обучения и поиском ответа на вопрос, не просто «как учить», но «как учить результативно». При этом, как водится в педагогике, предложено множество определений этого понятия, что совершенно запутывает рядового учителя и преподавателя. В наиболее общем виде педагогическую технологию связывают с дидактическими процессами, средствами и организационными формами обучения. Но при этом педагогическая технология немногим отличается от старой, доброй методики обучения. Используя модный термин «педагогическая технология», рядовой учитель, преподаватель «вчи-тывает» в него понятие «методика обучения», для него часто это одно и то же.
В нашей работе с позиций теории контекстного обучения под педагогической технологией понимается принципиально иное: реализованный в образовательной практике проект совместной деятельности преподавателя и студента, направленный на достижение целей обучения, воспитания и развития личности обоих этих субъектов образования. Если классическая методика обучения проектируется в логике развертывания
Психология образования
содержания науки, то педагогическая технология строится на принципиально иной основе - на основе отражения живой человеческой деятельности.
Понятая таким образом педагогическая технология в контекстном обучении строится как интегративное единство пяти следующих элементов:
1) знание психологических закономерностей учебно-познавательной деятельности школьника, студента, взрослого;
2) знание сущности обучающей деятельности преподавателя;
3) знание закономерностей совместной деятельности преподавателя и студентов;
4) владение содержанием учебного предмета;
5) знание закономерностей представленной в модельной форме профессиональной деятельности, где информация выступает средством решения задач и проблем.
Таким образом, перед преподавателем, проектирующим и реализующим педагогическую технологию на практике, стоит неизмеримо более сложная проблема, чем просто передача информации, организованной в логике преподаваемой им науки. Очевидно, что это требует высокого педагогического профессионализма. И, конечно, ее воплощение на практике нельзя передать компьютеру, он может выступать только в качестве мощного средства обучения.
Рассматривая учебно-познавательную деятельность студента, нужно с самого начала понимать, что его главной целью вовсе не является «усвоение основ наук», провозглашаемой традиционной педагогикой. Знания - это лишь мощное средство осуществления компетентного действия и поступка, а не самоцель. У человека любого возраста множество целей, а главная цель учения - развитие своих сущностных сил и способностей, или, пользуясь новомодными терминами, - общекультурных и профессиональных компетенций/компетентностей, владея которыми он сможет полноценно реализовать себя в жизни и профессиональной деятельности. При традиционной постановке образования эта личностно значимая цель очень скоро подменяется формальной: сдать экзамены, получить положительную отметку, диплом и т.п.
Деятельность преподавателя также имеет свои особенности. Многообразны его жизненные цели, но в контексте педагогической деятельности главной является цель обеспечения процесса наследования и расширенного воспроизводства обучающимися духовной, социальной, интеллектуальной и предметной (профессиональной) культуры. Преподаватель не ограничивается «передачей» образцов известных
знаний, умений и навыков (образование как «образцевание»), а, развиваясь и сам, создает условия для развития обучающихся как творческих личностей, приумножая тем самым духовный, интеллектуальный, социальный и профессиональный потенциал общества. Для этого ему необходимо мастерское владение коммуникативной компетенцией.
При такой организации познавательной деятельности обучающийся с самого начала рассматривается не как объект педагогических манипуляций, передачи и закрепления информации, а как полноценный субъект деятельности, то есть человек, способный к целеполаганию и целереа-лизации в ситуациях жизни, образования и профессиональной деятельности. Тогда и образование нужно понимать не как «передачу» знаний, а созидание человеком образа мира в себе самом путем активного полага-ния себя в мире социальной, интеллектуальной, духовной и предметной (профессиональной) культуры. Полагания с самого начала субъектного в разных жизненных, национально-культурных, образовательных, профессиональных и иных контекстах.
Ясно также, что педагогическая технология в чем-то существенно различается в зависимости от преподаваемой учебной дисциплины как дидактически преобразованной отрасли науки. Одно дело, когда речь идет о естественных науках или математике с их строгим научным аппаратом, экспериментально проверенными объективными фактами и отношениями между исследуемыми природными объектами, получившими статус законов, невмешательством экспериментатора в наблюдаемые явления, точной воспроизводимостью этих законов и т.п. И совсем другое, когда преподается «неестественная» - гуманитарная - дисциплина, скажем, психология с достаточно расплывчатыми понятиями, множеством субъективных точек зрения на одни и те же явления, обусловленностью психических проявлений и закономерностей присутствием экспериментатора и т.п. Так, в психологии существует около 50 определений понятия «личность», и считать, какое из них верное, дело выбора каждого, кто с ним сталкивается.
Пятая логика, едва ли не самая важная в вузовских педагогических технологиях, - логика усваиваемой студентами профессиональной деятельности в ее не только технологических, но и социальных, психологических и временных аспектах. Именно эта логика обусловливает усвоение теоретических знаний в качестве не самоцели, а средства регуляции профессионально-предметных действий и социально-нравственных поступков. Наложение учебной информации на канву социальной по своей сути профессионально-предметной деятельности приводит к усвоению
Педагогика и психология
Психология образования
студентами этой информации на уровне личностных смыслов, а не только закрепленных в науке значений.
Все рассмотренные логики интегрированы в педагогических технологиях знаково-контекстного (контекстного) обучения, разрабатываемых в нашей научно-педагогической школе.