Казанский педагогический журнал
Литература:
1. Дорофеев В. Г. Гуманитарно-ориентированное обучение математике: концептуальный аспект / В. Г. Дорофеев // Математика для каждого; концепция, про
2'2006
граммы, опыт работы / Под ред. Г. В. Дорофеева,- Вып. 3,- М., 2000,- С. 18-31.
2. Ефремова Н. Ф. Педаготчеекда измерения в системе образования / Н. Ф. Ефремова, В. И. Звонников, М. Б. Челыткова // Педагогика, 2006,- № 2,- С. 11 22.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Л. А. Антипова, доцент кафедры психологии и педагогики филиала Московского открытого социального университета,
г. Пятигорск
Из множества проблем высшей школы в настоящее время особо выделяется комплекс сложных вопросов, связанных с трудностями первого года обучения, а именно с адаптацией личности студентов к вузу. Многие абитуриенты, поступив в вуз, не справляются с новой обстановкой. Из-за этого большинство первокурсников, отчисляются по причине неуспеваемости, дискомфорта, страха, и перед тем, что его ожидает, в связи с этим у молодого человека появляется чувство неуверенности, недоверчивости. От успешной адаптации зависит качество образования и дальнейший рост выпускника вуза, следовательно, личностное развитие будущего специалиста. Начало обучения в вузе является одним из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни молодого человека. С первых дней пребывания в вузе бывший абитуриент приобретает новый социальный статус студента, и это ведет к освоению новых требований в системе высшего образования, приобретению субъектной позиции в определении будущей карьеры.
Адаптация в вузе понимается как способность личности стать частью
52
окружающей среды, осознать свою принадлежность к ней на данный период времени, выполнять ее требования, нормы и правила, формирующие позитивное личностное и социальное развитие. Адаптация это процесс и результат внутренних и внешних изменений человека, активного внешнего приспособления к новому образу жизни к новым условиям существования. Адаптация к учебной деятельности предполагает одновременное воздействие целого ряда влияний, включающих в себя комплекс как субъективных факторов, зависящих главным образом от самих студентов, так и объективных, зависящих от внешних обстоятельств, к числу которых можно отнести содержание и организацию самой учебной деятельности в вузе. Адаптация - это приспособление к новым формам, методам и технологиям учебно-вослита-тельной деятельности; к новым формам контроля за качеством обучения студента. Адаптация студентов-пер-вокурсников тесно связана с их учебными успехами. Целью дидактической адаптации является разработка оптимальных методов организации
учебной деятельности студентов-пер-вокурсников с учетом специфики условий обучения и особенностей познавательной деятельности. Результатом дидактической адаптации является освоением форм и методов обучения в вузе.
Педагогический подход к проблеме адаптации характеризуется активным творческим приспособлением студентов к новым технологиям, методам, приемам обучения в и условиях высшей школы. В процессе успешной адаптации у молодых людей формируются навыки и умения организации умственной деятельности, характеризуется воспитательная деятельность -поведенческие навыки и умения. В процессе воспитания студентов в вузе происходит формирование у них социальной компетентности, нравственных, духовных и культурных ценностей и потребностей; создание условий для интеллектуальной и творческой самореализации личности. Воспитательная деятельность в вузе должна быть направлена на формирование у студентов таких важнейших личностных качеств, как трудолюбие, организованность, дисциплинированность, ответственность. Формируется положительная мотивация к избранной профессии. Наряду с обучением адаптация охватывает процесс воспитания.
Таким образом, сущность адаптации студентов младших курсов в университетской среде - нахождение оптимального соответствия между личностью и социальной средой, представленной вузовским уровнем образования. Университетская среда оказывает существенное влияние на процесс социальной адаптации студента и представляет собой часть социо-
Высшее образование
культурного пространства, зону взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательного процесса. Это вузовский микросоциум - личностная среда, в который включены студенческие академические группы - первичные студенческие коллективы; референтные группы студентов - коммуникативная среда; преподаватели-кураторы, преподаватели факультетских и общеуниверситетских кафедр, администрация; а также, предметная среда (материально-техническая база и ресурсы вуза).
Таким образом, современные условия функционирования общества складываются так, что общество нуждается в специалистах высокого уровня. Многие абитуриенты, став студентами, на первых этапах обучения в вузе не могут быстро приспособится к новому статусу - студента, освоить требования вуза. В связи с этим у студента появляется множество проблем: трудности в общении со сверстниками, новыми друзьями, преподавателями, трудности в учебе в вузе, адаптации к новым формам обучения и другие, с которыми он самостоятельно справиться не может. Поэтому возникла необходимость помочь вчерашним школьникам преодолеть «кризис студенчества» путем Использования педагогических технологий. Педагогическая технология -продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и преподавателей (В. М. Монахов). Любая педагогическая технология
53
Казанский педагогический журнал
всегда основывается на том или ином философском и антропологическом фундаменте, то есть представляет собой сочетание традиционных элементов прошлого опыта, синтез достижений педагогической науки и практики, присутствующие элементы гуманизации и демократизации.
В научной литературе часто встречается понятие «технология», пришедшее к нам вместе С развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. Это направление зародилось в 60-е годы в США, Англии и в настоящее время распространилось практически во всех странах мира. Появление этого термина и направления исследований в педагогике не являются случайностью. По мнению таких ученых, КЭ.К Г. К. Селевко, Н. Е. Щуркова, педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям, так называемым критериями технологичности, которыми являются: концептуаль-ность - предполагает, что каждая педагогическая технология должна основываться на определенную научную концепцию, включая философское, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей; системность -обладает всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью его частей, целостностью; управляемость -предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов; эффективность - указывает на то, что современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и
54
2'2006
должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения; воспроизводимость - подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.
Организация и реализация этого процесса (педагогической технологии) зависит от требований ведущих дидактических принципов. Педагогическая наука предлагает в настоящее время комплекс средств образовательных технологий и показывает пути их практического применения. Стратегическими на сегодня признаются педагогические технологии компьютерной информатизации образования, трансформационные и дистанционные технологии . Популяризируются ТЗ.КЖ6 технологии интенсивного, личностно ориентированного, личностно деятель-ностного и опережающего обучения и др. В современной науке существует ряд технологий; технологии личностно ориентированного обучения, технология знаково-контекстного обучения, игровые технологии, информационные технологии обучения, технологии модульного обучения, даль-тон-технология, технология «открытых форм», этноиедагогические технологии и многие другие. Изучив существующие педагогические технологии, в современной науке можно выделить основные: технологии личностно ориентированного образования, технология «открытых форм», Дальтон-технология, игровые технологии, педагогика сотрудничества.
В нашем эксперименте мы применили авторскую технологию с эле-
м i i гп
-Ф- œ; пжш
ментами родгевой и деловой игры. Игра - традиционный признанный метод обучения и воспитания. Данная технология применялась на занятиях английского языка, в неязыковом вузе. Актуальность ролевой игры заключается в том, что она позволяет ее участникам раскрыть себя, научиться занимать активную позицию, испытывать себя на профессиональную пригодность, совершенствоваться в профессиональной компетенции « Данная технология направлена на развитие профессиональной значимой личности.
Анализируя процесс обучения на теоретическом уровне, мы пришли к выводу, что существует «возможность предварительно, в теории рассчитывать наилучшие варианты обучения для определенных» условий, минуя путь проб и ошибок, и тем самым способствовать созданию научно обоснованного, улучшенного проекта эффективной системы обучения и ее разделов [2. е. 64,]. В процессе исследования, нами была поставлена цель - выявить модели обучения. В качестве объекта моделирования выступил цикл занятий - блок уроков, построенных на основе ролевых игр. Цель подобных занятий ~ совершенствование речевых умений студентов. Подготовительный этап включал в себя определенные темы предстоящей игры, описание коммуникативной задачи, распределение ролевого состава, описание обстановки эксперимента. Важно было включить и работу над языковым материалом, необходимым для проведения игры. Тема, выбранная студентами, посвящена этике поведения фармацевта в аптеке, то есть на самоопределение студента и правильности выбора про-
Высшее образование
фессии. Для того чтобы определить эффективность использования опоры, а в нашем случае это использование видеоматериала, необходимо было в процесс моделирования включить звенья технической поддержки. Изучив видеоматериал, преподаватель организует ролевую игру. Так как студенты проводили подготовку к данному занятию внеаудиторно, предполагается, что они выступают в роли уже подготовленными. По решению группы составляется примерный сценарий происходящего, распределяются роли. Важно использовать коммуникативную направленность при проведении подобных игр.
Обыграв сюжеты, в качестве заключения, студентам предлагается сформулировать кодекс чести фармацевта. Непосредственно перед формулировкой этого кодекса, преподаватель знакомит группу с уже существующими клятвами и нормами поведения других профессий. Поощряется присутствие наглядных пособий, которыми можно пользоваться в процессе. Таким образом, организация ролевых игр в процессе обучения иностранным языкам в неязыковых вузах имеет ряд преимуществ:
1. Возрастает самостоятельность студентов при определении содержании игры, ролевых характеристик.
2. Растет разнообразие личных речевых и неречевых действий каждого студента в отдельности.
3. Психологические характеристики каждого студента в полной мере проявляются в процессе игры, это и выразительность произношения, мимика и жестикуляция.
4. Обогащение мотивационного аспекта к процессу обучения в вузе.
55
Казанский педагогический журнал
5. Развитие самостоятельности студентов, возможность творческого подхода в решении креативных задач.
Занятия подобного рода очень нравятся студентам, поскольку у них появляется уникальный шанс в условиях уже известного им социума не только попытаться перейти языковой барьер, но и почувствовать себя более раскованным и расположить себя к проведению тематически направленных бесед и дискуссий. Фоновый анализ материала позволяет расширить кругозор обучаемого, что повышает его интеллектуальные способности. Из собственного опыта можно сказать, что занятия подобного рода развивают мотивацию студентов к изучению иностранных языков, и повышается приспосабливаемоеть к вузовским условиям обучения. Итоги игры дают возможность студенту правильно оценить свои качества, такие, как верность слову, организованность, дисциплина воли, способность к самостоятельному контролю над реализацией целей, выдвигаемых обучаемым.
Таким образом, в группе устанавливаются дружеские отношения, формируется благоприятный эмоциональный климат в группе, повышается уровень самооценки, уровень трудоспособности, активизируются все познавательные процессы учащихся: развиваются внимание, память, мышление, творческие способности,
2'2006
мотивация в обучении, а также повышается рост качества освоение материала, и улучшаются взаимоотношения с преподавателями и учащимися не только внутри студенческой группы, а также со студентами старших курсов.
Литература:
1. Анциферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал,- 1994,- № 1.
2. Асеев В. Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации // Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности.- Иркутск, 1986.- С. 3-17.
3. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии,- М.: Педагогика, 1989.
4. Блинов В. М. Эффективность обучения,- М.: Педагогика, 1976.
5. Бутко Г. В. Языковые игры на уроках английского языка // Иностранные языки в школе,- 1987.- № 4,-С. 51-53.
6. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. О ступени общения,- М.: Просвещение, 1992"- С. И.
7. Кузьмина Н. В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся // Вопросы психологии,- 1984,- № 1.
8. Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии.-М„ 1996.