Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ОБУЧЕНИЯ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетенция / школа / технология / образование / методы педагогики / преподавание / специалист / цели / модель / наука / competence / school / technology / education / methods of pedagogy / teaching / education / specialist / goals / model / science

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дуванаева К. Т., Токтосунова З. Р.

Описываются термины, определения, направления и принципы педагогических технологий обучения в образовании на основе компетенций. Могут возникать такие проблемы, как несоответствие уровня профессиональной подготовки специалистов и требований общества, низкий уровень образования в школах, отсутствие педагогических технологий в компетенциях. С течением времени меняется содержание методологии и теоретических наук, улучшается разработка методов научного знания и проводится инновационное обучение с новыми, современными идеями и достижениями педагогических технологий и других возможностей в процессе обучения. Мы постарались акцентировать внимание на том, что возможности в других процессах обучения реализуются. В то же время мы попытались рассмотреть разнообразие педагогических технологий, способы их возникновения, классификацию, модели наиболее универсальных учебных технологий в современной дидактике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дуванаева К. Т., Токтосунова З. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES OF TEACHING BASED ON COMPETENCE

This article outlines the terms, definitions, directions, principles of pedagogical learning technologies in education based on competence. There may be such problems as the discrepancy between the level of professional training of specialists and the demands of society, the low level of education in schools, the lack of pedagogical technologies in the competence based. Over time, the content of the methodology and theoretical sciences changes, the development of methods of scientific knowledge improves and innovative training is carried out with new, modern ideas and achievements of pedagogical technologies and other opportunities in the learning process, and we tried to emphasize at least a little that the possibilities in other learning processes are realized. At the same time, we tried to consider the variety of pedagogical technologies, the ways of their occurrence, classification, models of the most versatile teaching technologies in modern didactics.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ОБУЧЕНИЯ»

УДК 37.012(811.111) https://doi.org/10.33619/2414-2948/93/30

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ОБУЧЕНИЯ

©Дуванаева К. Т., Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызстан, [email protected] ©Токтосунова З. Р., Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызстан, [email protected]

PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES OF TEACHING BASED ON COMPETENCE

©Duvanaeva K., Osh State University, Osh, Kyrgyzstan, [email protected] ©Toktosunova Z., Osh State University Osh, Kyrgyzstan, [email protected]

Аннотация. Описываются термины, определения, направления и принципы педагогических технологий обучения в образовании на основе компетенций. Могут возникать такие проблемы, как несоответствие уровня профессиональной подготовки специалистов и требований общества, низкий уровень образования в школах, отсутствие педагогических технологий в компетенциях. С течением времени меняется содержание методологии и теоретических наук, улучшается разработка методов научного знания и проводится инновационное обучение с новыми, современными идеями и достижениями педагогических технологий и других возможностей в процессе обучения. Мы постарались акцентировать внимание на том, что возможности в других процессах обучения реализуются. В то же время мы попытались рассмотреть разнообразие педагогических технологий, способы их возникновения, классификацию, модели наиболее универсальных учебных технологий в современной дидактике.

Abstract. This article outlines the terms, definitions, directions, principles of pedagogical learning technologies in education based on competence. There may be such problems as the discrepancy between the level of professional training of specialists and the demands of society, the low level of education in schools, the lack of pedagogical technologies in the competence based. Over time, the content of the methodology and theoretical sciences changes, the development of methods of scientific knowledge improves and innovative training is carried out with new, modern ideas and achievements of pedagogical technologies and other opportunities in the learning process, and we tried to emphasize at least a little that the possibilities in other learning processes are realized. At the same time, we tried to consider the variety of pedagogical technologies, the ways of their occurrence, classification, models of the most versatile teaching technologies in modern didactics.

Ключевые слова: компетенция, школа, технология, образование, методы педагогики, преподавание, специалист, цели, модель, наука.

Keywords: competence, school, technology, education, methods of pedagogy, teaching, education, specialist, goals, model, science.

Сегодня в области образования основной акцент делается на парадигму компетентностно-ориентированного подхода, который вытекает из социально-экономических, общественно-политических потребностей современного общества. Быстрое

изменение компонентов знаний, необходимых для достижения компетенций, острота проблем человеческого развития и общественного благополучия, полное их осмысление и адаптация к содержанию, приводят к необходимости беспрерывного образования каждого человека с учетом его потребностей [1, 2].

В настоящее время среди множества возможностей, взглядов и требований времени формируется концепция, соответствующая потребностям эпохи, которая обязывает к компетентному профессиональному развитию. В условиях развивающегося информационного общества основной задачей средней школы является формирование компетентностно-ориентированного образования, развитие знаний и умений, обеспечение компетентностного обучения и создание условий для инновационного мышления. Из этого следует, что в нашей стране развитие образования в рамках парадигмы «всю жизнь учиться» ориентировано на компетентностное обучение учащихся и способствует достижению главного результата и целей педагогического процесса [3].

Для достижения профессионального мастерства важно определить, каким образом получить знания и умения в нужной области и какие компетенции необходимы для успешного освоения этой профессии, исходя из удовлетворения общественно-социальных потребностей. Это требует ясного определения тех компетенций, которые должны быть развиты при изучении соответствующей области знаний, а также анализа и оценки эффективности образовательного процесса. Попробуем установить, какой подход следует использовать и какие меры принять для достижения нужного результата.

В области образования существует множество терминов, связанных с педагогическими технологиями, которые основаны на компетентностно-ориентированном подходе. Среди них можно выделить: обучение, воспитание, образовательные технологии, передачу знаний и эффективные методы обучения, программированное и проблемно-ориентированное технологии обучения. Педагогическая технология — это последовательная система действий учителя, связанная с решением педагогических задач в области обучения и воспитания. Педагогическая технология используется более широко, чем другие понятия. Она может быть названа учебной или воспитательной технологией. Представляет собой комплексный, интегративный процесс, включающий в себя анализ проблем, идей, задач и мероприятия, направленные на изменение и развитие образования. Педагогические технологии многообразны и могут быть представлены на основе теоретических исследований. Понимание компетентности включает в себя множество различных определений, и их интерпретация может различаться. Ее реализация и разработка подробно изучена в области педагогической науки [4, 5].

Компетентность (от латинского «соответствующий, способный, подходящий») — это интегративное руководство, позволяющее человеку осознанно использовать элементы знаний, умений и навыков в определенной области (образование, социальная, профессиональная) и достигать целей деятельности. Компетентность — это достижение человеком определенной компетенции в конкретной области. Компетентность — это способность человека высказывать мнение о чем-то, выражать свои знания или полномочия. Компетентность — это наличие знаний или опыта в определенной области. Актуальность компетентности в образовании — это социальное требование или норма, которые предшествуют получению знаний. Образовательная компетентность включает в себя знания, навыки и компетенции, полученные учащимися, которые могут быть применены на практике в жизненных ситуациях. Компетентность в образовании означает наличие знаний, которые позволяют учащемуся высказывать мнение о чем-то, вносить свой вклад в обсуждение

определенной темы и иметь собственное мнение на основе знаний.

Что такое технология обучения? Технология обучения определена в стандартах образования и обозначает методы, процедуры, формы, условия и проверку использования методов обучения для достижения поставленных целей. Слово «технология» происходит от слов «техника» и «логия». «Техника» означает искусство, мастерство, а «логия» — понимание, изучение, обучение. Следовательно, технология обучения определяет методы искусства обучения, методы обучения и искусство преподавания. Она основана на различных принципах и учете различных факторов. Идея применения компетентностного подхода в обучении основана на достижениях технического прогресса, а компетентностная технология обучения основывается на целях, содержании и принципах обучения. При этом она включает в себя методику обучения, формы организации обучения, условия обучения, проверку знаний, оценку образования и другие аспекты. В мировой дидактике разработаны модели обучения, основанные на компетентностном подходе.

Быть творческим учителем означает иметь преимущества, например, выделяться среди других обычных учителей, быть более интересным собеседником, чем кто-либо другой, быть исключительным выходом из ситуаций, которые возникают как в жизни, так и в процессе обучения. Творчество — это не только создание новых идей, но и использование аспектов жизни, которые считаются особенными, а также играют важную роль в развитии внутреннего мира человека [6].

Развивающе-активизирующая модель:

- Модель оптимизации обучения или интеграционная модель обучения.

- Модели, ориентированные на человека, модели свободного развития.

Эти модели возникают на различных этапах и основаны на дидактической теории. Они представляют собой фундаментальный компонент теорий педагогов-практиков и технологий современного обучения. Модели передачи и восприятия знаний Я. А. Коменского актуальны и востребованы и по сегодняшний день. В этой модели учителя предоставляют учащимся информацию для изучения, а учащиеся принимают, осмысляют и возвращают информацию. Модель структурирования обучения формирует мышление и познавательные процессы учащихся, определяя этапы их развития. В результате разработки педагогических технологий, новых идей и достижений, инновационное обучение и другие возможности в образовательном процессе стали реализуемыми. Такие изменения были направлены на повышение эффективности обучения во всех ключевых аспектах обучения. Новые технологии обучения включают программное тестирование, систему модулей, интерактивное обучение, разработку учебных планов и практику ситуаций [7, 8].

На основе вышеизложенной компетентностной педагогической модели обучения разработаны технологии, которые позволяют развивать творческие и интеллектуальные возможности учащихся, стимулируют их самостоятельность, критическое мышление, активность, воспитывают и совершенствуют навыки работы в коллективе, ориентируют на формирование и развитие компетенций. В школах стратегии и методы развивающего обучения и критического мышления активно применяются с использованием учебных технологий, что позволяет учителю изменить свой стиль взаимодействия с учащимися. Например, для учителя английского языка использование методики работы по программе «Развитие критического мышления через чтение и письмо», возможность оценить результаты и преимущества такого обучения и выработать определенные стратегии, является необходимым и обязательным методом. Поэтому определение каждой технологии на основе компетентности является общим критерием достижения целей. Реформа

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №8. 2023

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/93

общеобразовательных и профессионально-технических училищ направлена на повышение эффективности образования и качества знаний, навыков и умений, приобретаемых учащимися по предметам, изучаемым в школе. По мере того, как с каждым годом расширяются международные связи нашего государства в различных сферах экономики и культуры, возрастает роль владения иностранным языком, основы которого закладываются в средних школах [2].

Компетентностный подход в образовании — это социальное требование или стандарт, предшествующий получению знаний, навыков и компетенций [9]. Он также означает умение учащегося использовать свои знания, навыки и компетенции в реальной жизни, в процессе работы, при решении проблем. Профессиональная компетентность связана с определенным уровнем знаний, навыков, наличием информации, связанной с определенной областью или предметом и умением применять их. Она включает методы и технологии обучения, а также возможность использования дополнительных материалов и ресурсов в учебном материале [10].

Компетентность — это умение понимать и применять методику преподавания в соответствии с технологией обучения [6]. Но их необходимо уметь отличать. Основное отличие здесь заключается в том, что педагогические технологии обучения могут помочь создать и повысить качество учебного процесса, в то время как методики направлены на их реализацию. Основными критериями компетентности являются способность учащегося успешно выполнять деятельность, связанную с определенной компетенцией, высказывать обоснованное мнение по конкретной проблеме, проявлять критическое мышление, обладать знаниями и навыками, применимыми в практической ситуации.

Список литературы:

1. Kadenova Zh. Extracurricular Work as a Means of Motivation to Learn a Foreign Language // Бюллетень науки и практики. 2023. Т. 9. №5. С. 572-576. https://doi.org/10.33619/2414-2948/90/77

2. Байкова Л. А. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. Рязань: Изд-во Ряз. гос. пед. ун-та, 1995. 169 с.

3. Бекбоев И. Б Инсанга багыттап окутуу технологиясынын теориялык жана практикалык маселелери. Бишкек, 2004.

4. Акматов Б. М. Компетентность в профессиональном образовании по литературе в Киргизии и России // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогические науки. 2016. Т. 11. №2. С. 56-60.

5. Бекбоев И. Б. Алимбеков А. А. Бийиктик. Бишкек, 2014.

6. Kaikybasheva A., Kadenova Zh., Moldobayeva B., Samudinova F. Activities of a Foreign Language Teacher and Professional Pedagogical Competence // Бюллетень науки и практики. 2023. Т. 9. №5. С. 577-587. https://doi.org/10.33619/2414-2948/90/78

7. Зимняя И. А. Компетентностный подход в образовании. М., 2018. С. 10-24.

8. Касымов А. А. Кыргыз билим берYY академиясынын кабарлары. Бишкек, 2009.

9. Муратов А., Акматов К. Окутуунун жаны технологиялары. Бишкек, 2019. С. 64-72.

10. Кислюк Ю. А., Шестернина В. В. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Состояние и тенденции развития уровневого высшего профессионального образования в России. 2013. С. 334-339.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №8. 2023

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/93

References:

1. Kadenova, Zh. (2023). Extracurricular Work as a Means of Motivation to Learn a Foreign Language. Bulletin of Science and Practice, 9(5), 572-576. https://doi.org/10.33619/2414-2948/90/77

2. Baikova, L. A. (1995). Pedagogicheskoe masterstvo i pedagogicheskie tekhnologii. Ryazan'. (in Russian).

3. Bekboev, I. B (2004). Insanga bagyttap okutuu tekhnologiyasynyn teoriyalyk zhana praktikalyk maseleleri. Bishkek. (in Kyrgyz).

4. Akmatov, B. M. (2016). Kompetentnost' v professional'nom obrazovanii po literature v Kirgizii i Rossii. Uchenye zapiski Zabaikal'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogicheskie nauk, 11(2), 56-60. (in Russian).

5. Bekboev, I. B. Alimbekov A. A. (2014). Biiiktik. Bishkek. (in Kyrgyz).

6. Kaikybasheva, A., Kadenova, Zh., Moldobayeva, B. & Samudinova, F. (2023). Activities of a Foreign Language Teacher and Professional Pedagogical Competence. Bulletin of Science and Practice, 9(5), 577-587. https://doi.org/10.33619/2414-2948/90/78

7. Zimnyaya, I. A. (2018). Kompetentnostnyi podkhod v obrazovanii. M., S. 10-24. (in Russian).

8. Kasymov, A. A. (2009). Kyrgyz bilim berYY akademiyasynyn kabarlary. Bishkek. (in Kyrgyz).

9. Muratov, A., & Akmatov, K. (2019). Okutuunun zhany tekhnologiyalary. Bishkek, 64-72.

10. Kislyuk, Yu. A., & Shesternina, V. V. (2013). Problemy i perspektivy realizatsii kompetentnostnogo podkhoda v obrazovanii. In Sostoyanie i tendentsii razvitiya urovnevogo vysshego professional'nogo obrazovaniya v Rossii, 334-339. (in Russian).

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 27.06.2023 г. 08.0 7.2023 г.

Ссылка для цитирования:

Дуванаева К. Т., Токтосунова З. Р. Педагогические технологии компетентностного обучения // Бюллетень науки и практики. 2023. Т. 9. №8. С. 269-273. https://doi.org/10.33619/2414-2948/93/30

Cite as (APA):

Duvanaeva, K., & Toktosunova, Z. (2023). Pedagogical Technologies of Teaching Based on Competence. Bulletin of Science and Practice, 9(8), 269-273. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/93/30

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.