ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Е. В. Нуждина-Фендель, соискатель, кафедра социальной педагогики и социологии, Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург, Россия, tunguska68@mail.ru
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
ВКЛЮЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКУЮ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Анализ специфики туристско-краеведческой деятельности на базе станций (центров) юных туристов городов Оренбуржья — Новотроицк, Кувандык, Орск, Бу-гуруслан, Гай — и социального воспитания учащихся средствами туризма свидетельствует, что исследуемые формы активного отдыха и дополнительного образования полезны и необходимы для каждой развивающейся личности, так как создают возможности сохранения целостности интеллектуального, социального, физического развития.
Занятия туристско-краеведческой деятельностью в учреждениях дополнительного образования представляют учащимся поле деятельности, которое дает им возможность реализовать полученные знания в играх, конкурсах, самостоятельных краеведческих исследованиях и экскурсиях, проявить свою действенную любовь к городу, селу, участвуя в благоустройстве памятников истории и культуры, просветительской, лекционной, экскурсоводческой, музейно-поисковой, экспедиционной работе1.
Областной Центр детско-юношеского туризма и краеведения г. Оренбурга организует и координирует деятельность образовательных учреждений дополнительного образования области в рамках Всероссийского туристско-краеведческого движения школьников «Отечество».
В настоящее время коллектив проводит дополнительное образование по 18 про-
граммам для детей младшего возраста, в том числе по тематическим направлениям «Мы познаем мир», «Юный турист», «Юный краевед», а также учебных курсов различных кружков и секций, в частности историко-культурного и эко л ого-географического профилей. Более половины из 18 учебных программ являются составной частью образовательных маршрутов, часть из них носит досуговый, игровой, ознакомительный характер. В их основе лежит алгоритм, набор действий организатора игры, который обеспечивает достижение цели развития самодеятельности и который корректируется по ходу развития игры, игровых ситуаций, освоения играющими тех или иных значимых для них ценностей.
Для учащихся среднего возраста реализуются программы, рассчитанные на становление увлеченности избранной сферой общественно полезной деятельности, поисково-исполнительское отношение к предмету. Этому уровню соответствуют программы, входящие в состав комплексных программ «Исчезнувшие памятники России», «Великая Отечественная война», «Военная история России», «Земляки», «К туристскому мастерству», «Культурное наследие», «Летопись родного края», «Литературное краеведение», «Школьные музеи».
Учащиеся имеют возможность сформировать базисные умения (самоорганизация, самоуправление, дисциплина) и предмет-
№ 9 (17) НОЯБРЬ 2011
ные знания, реализовать себя в краеведче ских экспедициях, музееведении, научно исследовательской ра- -
боте, для углубленного развития в отдельной области реализуются образовательные программы «Краевед — исследователь», «Экологи — краеведы», «Пешеходный туризм», «Лыжный туризм», «Водный туризм», «Мой родной край», «Народные про- =
мыслы».
Для учащихся старшего школьного возраста содержание туристско-краеведческой деятельности является средой профессионального и социального самоопределения и обеспечивает успешное освоение опыта познавательной и экспериментально-исследовательской деятельности. Систематическое включение учащегося в туристско-краеведческую деятельность, подчеркивает В. Ф. Буйленко2, расширяет его представления о спектре профессий, связанных с исследованием и освоением живой природы. Для выпускника школы это может стать необходимым условием его более качественного профессионального самоопределения, выбора профиля продолжения образования.
Значимым педагогическим средством включения учащихся в практическую туристско-краеведческую деятельность на учебных занятиях в рамках образовательных программ в Центре является марш-рутно-квалификационная комиссия для осуществления контроля за передвижением туристских групп и обеспечения их безопасности. Благодаря уникальному географическому положению Оренбургской области, большой популярностью пользуются пешеходные, водные, лыжные степенные и категорийные походы, походы выходного дня. Ежегодно проводится Чемпионат области по
Для учащихся старшего школьного возраста содержание туристско-краеведческой деятельности является средой профессионального и социального самоопределения и обеспечивает успешное освоение опыта познавательной и экспериментально-исследовательской деятельности.
походам и экспедициям, в пятерку лидеров входят: Оренбургский, Красногвардейский, Октябрьский, Новосергиевский районы и г. Новотроицк. Развиты водные походы по рекам Урал и Сакмара. Опыт водных походов приучает к физическим нагрузкам, создает у учащихся представление о возможности организации собственного досуга активными методами. В этом направлении можно дать знания по медицине, гигиене, физиологии, необходимые для профилактики заболеваний и травматизма, оказанию первой медицинской помощи. Постепенно у учащихся формируется внимательное отношение к собственному здоровью как к ценности и развивается положительная мотивация к физическому саморазвитию.
Походная деятельность как педагогическое средство включения учащихся в практическую туристско-краеведческую деятельность, акцентирует Д. В. Смирнов, требует проявления определенных личностных качеств, поэтому поход становится условием формирования эмоциональной саморегуляции, необходимой для разработки и реализации планов физического самораз-вития3.
В походе учащийся приобретает качества, необходимые ему для продолжения об-
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
разования, учебной деятельности. Это владение новыми способами получения знаний о мире и о себе во время путешествия, сформированный интерес к продолжению изучения своего края. В туристской деятельности можно обучить школьников навыкам сотрудничества. Ведь само участие в походах в подростковом возрасте мотивировано потребностями детей в общении со сверстниками. Взаимопомощь, взаимовыручка, терпимость к позиции другого — действия и качества, которые участник туристского похода тренирует постоянно. А коллективные условия реализации деятельности дают ему представление о моральных нормах поведения общества и формируют отношение к ним как к ценности. Учащийся приобретает опыт общения: практические умения устанавливать положительные отношения в коллективе, поддерживать коммуникативные контакты в условиях преодоления трудностей, физических и психологических нагрузок, опыт разрешения конфликтных ситуаций.
Школьный туризм и краеведение — действенные средства формирования у школьников уважительного отношения к выполнению обязанностей Защитника Отечества. В походе предусмотрено посещение краеведческого музея, памятных мест, связанных с событиями истории местности.
В процессе похода можно формировать у учащихся готовность к природоохранительной деятельности. Этому способствует посещение ландшафтов, природных памятников. Исследования по родному краю дают знания о негативном или позитивном воздействии человека и общества на природную среду, формируют собственную оценку фактов взаимодействия
Само участие в походах в подростковом возрасте мотивировано потребностями детей в общении со сверстниками. Взаимопомощь, взаимовыручка, терпимость к позиции другого - действия и качества, которые участник туристского похода тренирует постоянно.
человека со средой обитания. А наблюдения рождают интерес к изучению природы. Летний отдых детей и подростков также используется как значимое педагогическое средство, что необходимо регламентировать программой летнего отдыха учащихся, целью которой является создание условий для вовлечения максимального количества детей и подростков в различные формы туристско-краеведческой и экологической деятельности в период летних каникул.
С 2003 г. в нашей области стало традиционным проведение слетов-соревнований «Школа безопасности», полевого лагеря «Юный спасатель». Программа слетов включает пожарную эстафету (развертывание пожарного рукава), преодоление полосы препятствий в костюмах ОЗК* в условно химически зараженной местности, транспортировку пострадавшего на самостоятельно изготовленныхносил-ках, прохождение дистанции «Маршрут выживания». Команда-победительница областных соревнований получает право принять участие в региональных соревнованиях. В 2009 г. был проведен 14-й слет-соревнование среди детских домов и школ-интернатов, в котором приняло участие 18 интернатных учреждений, это свыше 200 учащихся. Ежегодно проводится слет юных туристов-краеведов Оренбургской области по всем видам туризма: пешеходный, водный, велосипедный, спортивное ориентирование, спортивные походы, конкурсы.
По инициативе областного Центра детско-юношеского туризма и краеведения в Оренбуржье в 2008 г. проходил очередной
* Костюм ОЗК — Общевойсковой защитный костюм.
№ 9 (17) НОЯБРЬ 2011
ДИСКУССИЯ
журнал научных публикаций V
этап поисковой акции «Исчезнувшие села — незабытые страницы истории», суть которой заключается в поиске погибших и без вести пропавших в годы Великой Отечественной войны, не внесенных в Книгу Памяти, установлении памятных знаков с наименованием исчезнувшего села на месте его нахождения.
В настоящее время на территории Оренбургской области установлено 197 памятных знаков. Активная работа в этом направлении ведется в Александровском (установлено 26 знаков, проведено 77 встреч), в Саракташском (установлено 60 знаков), в Бугурусланском (установлено 34 знака, проведено 24 встречи), в Октябрьском (установлено 10 знаков, проведено 50 встреч), в Первомайском (установлено 11 знаков, проведено 9 встреч), в Северном (установлено 15 знаков, проведено 37 встреч) районах.
Наиболее ярким было открытие памятного знака в с. Крым (Кувандыкский район), на котором присутствовало около 500 человек. Участники съехались из многих регионов России. В июле 2003 г. в Кувандыкском районе поисковиками Саринской школы был установлен памятный знак с. Беркут.
Воспитание увлеченности учащихся процессом туристско-краеведческой деятельности осуществляется посредством приобщения к опыту творчески активных людей, их поступкам, к образцам высокохудожественных произведений, культуры общественной деятельности, социального поведения, к мемуарной литературе ветеранов войны и труда, к многовековой мудрости, заключенной в произведениях устного поэтического народного творчества, раскрывающих историю родного края, страны, отечества.
Формируя активное отношение к окружающей действительности, педагоги в условиях занятий туристско-краеведческой деятельностью способствуют успешности социализации учащихся.
Таким образом, увлечение учащихся туристско -краеведческой деятельностью выступает в качестве действенного педагогического средства приобщения к историческому наследию старших поколений. Формируя активное отношение к окружающей действительности, педагоги в условиях заня-_ тий туристско-краевед-ческой деятельностью способствуют успешности социализации учащихся. В случае педагогически целесообразного руководства процессом самоутверждения подростка возможен перенос новых для него форм поведения и отношений из сферы туристско-краеведческой деятельности в образовательную и повседневную жизнедеятельность подрастающего поколе-
ния.
т
1. Константинов Ю. С. Детско-юношеский туризм: учеб.-метод. пособ. М.: ФЦДЮТиК, 2010.
2. Буйленко В. Ф. Туризм. Ростов на/Д: Феникс, 2011. С. 67.
3. Смирнов Д. В. Туристское мастерство педагога. М.: УРАО, 2006. С. 112.