научно-методический электронный журнал
Кунгурова И. М., Рындина Ю. В. Педагогические средства развития рефлексивного компонента профессионально-творческого саморазвития
студентов // Концепт. - 2013. - № 04 (апрель). -ART 13080. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/ 2013/13080.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN
саморазвития
ART 13080
УДК 37B.14 2304-120X.
Кунгурова Ирина Михайловна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им. П. П. Ершова», г. Ишим irinakungur2011 @.ramЫerm
Рындина Юлия Валерьевна,
кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры иностранных языков ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им. П. П. Ершова», г. Ишим [email protected]
Аннотация. Статья посвящена вопросам технологического обеспечения развития рефлексивного компонента профессионально-творческого саморазвития студентов педагогического вуза.
Ключевые слова: профессионально-творческое саморазвитие студентов, рефлексия, рефлексивный компонент, «Дневник личностного роста», «Портфолио саморазвития», «Психолого-педагогический практикум», эргономические условия.
В различных психолого-педагогических исследованиях профессиональнотворческое саморазвитие (далее - ПТС) трактуется как творческое саморазвитие в учебном процессе, предполагающее творческую самореализацию в профессиональной деятельности или как процесс и результат развития профессиональных творческих способностей, проявляющихся в творческом отношении к профессии, поиске оригинальных способов профессиональной деятельности.
Мы рассматриваем ПТС как потребность в изменении себя как субъекта профессиональной деятельности и становлении профессиональной позиции. Ориентируясь на взгляды В. А. Сластенина, мы рассматриваем позицию педагога как систему интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к педагогической действительности и выделяем такие компоненты ПТС, как мотивационный, эмоционально-волевой, креативный и рефлексивный. В данной статье мы рассмотрим педагогические средства развития последнего компонента (рефлексивного).
Понятие «рефлексия» происходит от латинского слова геАехю - обращение назад. В словаре иностранных слов рефлексия определяется как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. В толковом словаре русского языка рефлексию трактуется как самоанализ. В современных педагогических исследованиях ученые понимают под рефлексией самоанализ деятельности и её результатов. Мы понимаем под рефлексией деятельность самопознания, направляющую субъект на критический анализ способов преобразования собственного Я. Рефлексия помогает пересмотреть, «пережить» достоинства и недостатки собственной личности, способствует самоопределению в актуальной деятельности, программированию своих изменений, соответсвующих этой деятельности. Благодаря рефлексии происходит осознание своего отношения к значимой деятельности, ее результатам.
Развитие рефлексивного компонента обеспечивается работой студентов с «Дневниками личностного роста», «Портфолио саморазвития», а также реализацией «Психолого-педагогического практикума».
Педагогические средства развития рефлексивного компонента профессионально-творческого саморазвития студентов
f\j ■Л f\j
http://e-koncept.ru/2013/13080.htm
научно-методический электронный журнал
Кунгурова И. М., Рындина Ю. В. Педагогические средства развития рефлексивного компонента профессионально-творческого саморазвития
студентов // Концепт. - 2013. - № 04 (апрель). -ART 13080. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/ 2013/13080.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN
саморазвития
ART 13GBG
УДК 37B.14 2304-120X.
В процессе работы с «Дневниками личностного роста» реализуются следующие задачи: обогащение психолого-педагогической культуры будущего учителя; развитие способности познания себя, другого, самопринятия и самопонимания; осознание своей индивидуальности и ее проявление в педагогической профессиональной деятельности; овладение приемами и техниками, стимулирующими самообразовательную деятельность. Студенты выполняют задания по самонаблюдению, самоанализу, самовоспитанию личностных качеств, играющихз определяющую роль в профессиональной деятельности. Форма ведения дневника свободная: сюда могут входить сочинения, рассказы, ответы на поставленные перед собой вопросы, зафиксированный самим студентом самодиалог, рисунки, эссе и др. По желанию некоторые задания можно включить в «Портфолио саморазвития». В качестве примера мы приведем несколько заданий, которые вошли в «Дневник личностного роста».
1. Обобщите, как вы понимаете «ПТС» по отношению к себе. Выделите ведущие направления ПТС.
2. Сформулируйте качества, над которыми нужно работать для овладения профессиональной педагогической деятельностью, наметьте пути коррекции тех или иных качеств, свойств личности.
3. Опишите в дневнике 2-3 своих поступка, которые вы могли бы вынести на обсуждение и анализ в группе.
4. Запишите в «Дневник личностного роста» ситуации, вызывающие у вас волнение, неуверенность в себе. Опишите ситуацию, когда вы чувствуете себя уверенно, спокойно.
5. Заполните бланк «Я-концепция» ПТС: в прошлом (2-3 года назад), в настоящем и будущем (2-3 года вперед). В процессе самоанализа деятельности и поступков составьте рассказ о себе. В форме индивидуального сообщения поделитесь с группой результатами своей деятельности.
6. Разработайте «Я-концепцию» ПТС с учетом своих индивидуальных склонностей и способностей.
Идея портфолио в последние годы приобретает все большую популярность. Портфолио сегодня выступает одним из главных элементов модернизации образования, происходящей как в нашей стране, так и по всему миру. По мнению С. А. Вдовиной портфолио - «способ фиксирования, накопления, анализа и оценки индивидуальных достижений» [2, с. 66]. Как считает ученый, портфолио направлен как на процесс оценивания, так и на самооценивание, основной целью которого является оказание помощи в развитии способностей давать анализ и самоанализ собственной деятельности. Рефлексия занимает важное место в технологии портфолио [3, с. 66].
Профессиональный портфолио сегодня является научно обоснованной технологией мониторинга профессионального становления личности и представляет собой систему, реализующую функции сбора информации, структурирования, анализа полученной информации, реализации обратной связи и др. В основу профессионального портфолио заложены такие принципы, как: принцип непрерывности, принцип диагностичности, принцип проблемной ориентированности, принцип технологичности критериев отслеживания, широкого спектра обнаружения изменений, принцип обратной связи, принцип научности и принцип совершенствуемости.
Назначение «Портфолио саморазвития» - познание студентами качеств и свойств своей личности с целью их дальнейшего совершенствования. «Портфолио саморазвития» - это фиксация шагов студента на пути к ПТС. Иначе, это получение частных результатов, складывающихся в целостное образование педагога как твор-
«VI О <Х»
http://e-koncept.ru/2013/13080.htm
научно-методический электронный журнал
Кунгурова И. М., Рындина Ю. В. Педагогические средства развития рефлексивного компонента профессионально-творческого саморазвития
студентов // Концепт. - 2013. - № 04 (апрель). -ART 13080. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/ 2013/13080.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN
саморазвития
ART 13GBG
УДК 37B.14 2304-120X.
ческой личности, подтверждение его значимости и неповторимости его пути к достижению индивидуальных вершин профессиональной деятельности. Предметом систематизации могут послужить материализованные результаты динамики ПТС в различных его проявлениях. Работа с «Портфолио саморазвития» представляет из себя не просто сбор отдельных фактов, это изучение студентом особенностей его личности и спланированная на основе полученных данных работа по их совершенствованию для ПТС. Основным средством достижения эффективности выступает заложенный в «Портфолио саморазвития» механизм рефлексии - осмысление событий своей жизни через призму ценностей, установок, предпочтений, устремлений. «Портфолио саморазвития» - это своеобразный дневник самопознания и самосовершенствования. В качестве примера мы приведем несколько разделов:
1. «Диагностика». Студенты, выполняя предложенные диагностические методики, возвращаются к ним некоторое время спустя и сравнивают результаты, анализируя произошедшие изменения.
2. «Интервью с самим собой». Студенты отвечают на предложенные вопросы, которые объединены в 10 групп. Эти же вопросы студенты задают себе сами спустя некоторое время, сравнивают свои ответы и анализируют произошедшие изменения в представлениях о себе, окружении, своих будущих перспектив и оценке своих собственных возможностей как личности. Например: «Как я оцениваю свое физическое развитие и внешность в целом? Как я выгляжу на фоне семьи, друзей, одногруппников, коллег?», «Что мне нравится и не нравится в окружающей действительности и самом себе? Что мне хотелось бы изменить, исправить?» и др.
3. «Главные события в моей жизни». Студенты перечисляют события своей жизни, которые кажутся им особенно важными в прошлом, в настоящем и в будущем. В конце студенты отвечают на вопрос «Какое событие оказало самое большое влияние на тебя и твою жизнь?».
4. «Как я отношусь к себе». Студенты определяют, как они относятся к себе в данный момент. Позже они выполняют это задание повторно и узнают, как меняется их отношение.
5. Насколько я знаю себя. Студенты определяют, какие характеристики относятся к ним. Это же задание предлагается товарищам. Полученные результаты сравниваются.
Личность педагога - сложное структурное образование, представляющее систему ценностей, смыслов жизни и профессиональной деятельности. Важное место в данном образовании принадлежит самосознанию и самопониманию, проявляющихся в ценностном отношении личности к себе в профессиональной педагогической деятельности. В процессе реализации «Психолого-педагогического практикума» поддерживается индивидуальный опыт каждого участника, переживания и чувства, испытываемые студентами в процессе самопознания. В практикуме находят применение такие методы и приемы, как: самодиагностика, самоанализ, самонаблюдение, ролевые игры, игровые упражнения и др. При этом студенты овладевают знаниями о способах и приемах самопознания и саморазвития; умениями понимать и оценивать себя, свои личностные профессиональные качества, понимать других.
«Психолого-педагогический практикум» построен по определенному алгоритму: информационный блок, диагностический блок, развивающий блок и выполнение домашних заданий. В процессе проведения занятий практикума используются такие методические приемы, как: групповая дискуссия, анализ практических ситуаций, ролевые игры, игровые упражнения и др. Деятельность студентов в предлагаемом практикуме направлена на осознание мотивов своего поведения, своей роли в раз-
http://e-koncept.ru/2013/13080.htm
научно-методический электронный журнал
Кунгурова И. М., Рындина Ю. В. Педагогические средства развития рефлексивного компонента профессионально-творческого саморазвития
студентов // Концепт. - 2013. - № 04 (апрель). -ART 13080. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/ 2013/13080.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN
саморазвития
ART 13GBG
УДК 37B.14 2304-120X.
личных профессиональных ситуациях, причин возникновения тех или иных способов поведения и эмоционального реагирования.
В качестве примера приведем игру «Кинорежиссеры» (по В. Ю. Бабайцевой). Студенты разбиваются на подгруппы, каждая подгруппа играет роль кинорежиссеров какой-либо киностудии. Ее задача - найти актеров для съемки нового фильма (учителя, молодой психолог и т. д.). Кинорежиссеры определяют качества, которые им необходимы для создания данных образов, и качества, для них нежелательные. При обсуждении анализируется, почему студенты выбрали именно тех, чем отличаются друг от друга образы главных героев. Какие качества студенты обнаруживают у себя? Данное задание помогает взгдянуть на профессию педагога со стороны, оценить значимость некоторых качеств личности в профессиональном плане.
На наш взгляд, развитие рефлексивного компонента ПТС будет проходить наиболее эффективно при соблюдении следующих эргономических условий, рассматривающих ПТС личности студента как эргономическую систему «преподаватель -студент - средства обучения - среда»:
- достаточный уровень работоспособности субъектов педагогического процесса;
- рациональное использование технических средств обучения, средств новых информационных и инновационных технологий;
- создание эргономической учебно-предметной среды» [4].
«Эргономический подход заключается в ориентации на «человеческий фактор»
и состоит в полной приспособленности информационно-предметной среды, средств обучения к деятельности субъектов педагогического процесса» [5].
Такая организация постепенного вхождения будущего учителя в профессиональную деятельность, на наш взгляд, и способствует развитию ПТС личности.
Ссылки на источники
1. Вдовина С. А. Педагогические средства развития рефлексии // Педагогическое образование и наука. - 2007. - № 6. - С. 64-67.
2. Там же.
3. Там же.
4. Воронина Е. В. Реализация эргономического подхода в образовательном процессе современной школы: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Омск, 2001. - 22 с.
5. Воронина Е. В. Педагогическая эргономика как отрасль науки // Международный научноисследовательский журнал. - 2012. - № 6(6) (октябрь). - URL: http://research-journal.org/featured/ pedagogy/pedagogicheskaya-ergonomika-kak-otrasl-nauki/.
Kungurova Irina,
candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Department of Foreign Languages, Federal State Budget Establishment of Higher Education «Ershov Ishim State Teachers Training Institute», Ishim [email protected] Ryndina Yuliya,
candidate of pedagogical sciences, senior teacher of the Department of Foreign Languages, Federal State Budget Establishment of Higher Education «Ershov Ishim State Teachers Training Institute», Ishim [email protected]
Pedagogical means of the development of the reflexive component of professional and creative selfdevelopment of students ISSN 2304-120X
Abstract. The article is devoted to questions of technological support of the development of the reflexive component of professional and creative selfdevelopment of future teachers.
Keywords: professional and creative self-development, reflection, reflexive component, «А personal growth journal», «А self-development portfolio», «Psycholog-ical-pedagogical practical work», ergonomic conditions. 9 772304 120135
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
гм yj nj
977230412013504
http://e-koncept.ru/2013/13080.htm