1УДК 796.011 ББК 75.116.42+75.7
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ СМЫСЛОВ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ У ПОДРОСТКОВ В СИТУАЦИОННЫХ ВИДАХ СПОРТА С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Г. А. Кузьменко, М. С. Ананьин, А. В. Курочкин, Б. О. Суровягин
Аннотация. В статье отражены педагогические особенности актуализации подростками, избравшими игровые виды спорта, личностных качеств в предметном поле спортивной деятельности с учетом содержания и степени сформированности личностных смыслов. Контент-анализ смысловых единиц материалов наблюдения и открытых ответов на вопросы анкет юных спортсменов позволяет констатировать наличие взаимосвязи между степенью сформированности, полнотой личностного смысла и когнитивными стилями восприятия и интерпретации информации. Стилевое многообразие в самоописании развивающей ситуации через применяемые когнитивные стили - рациональный, рефлексивный и рецептивный - обеспечивает наибольшую полноту и деятельностную определенность личностных смыслов, обеспечивающих развитие значимых личностных качеств и спортивного совершенствования в целом. Наиболее полное осмысление отрицательных поведенческих проявлений связано с формированием интеллектуальных, волевых, регулятивных, духовно-нравственных контекстов спортивной деятельности при последовательном задействовании соответствующих качеств.
Ключевые слова: подростки, спортивное совершенствование, личностные смыслы, особенности познавательной деятельности, личностные качества, развитие.
PEDAGOGICAL RESOURCES OF SELF-DEVELOPMENT
IN SPORT IMPROVEMENTS OF ADOLESCENTS IN SITUATIONAL TYPES
OF SPORTS CONSIDERING FEATURES OF COGNITIVE ACTIVITIES
G. A. Kuzmenko, M. S. Ananyin, A. V. Kurochkin, B. O. Surovyagin
Abstract. The article provides pedagogical traits of actualization by teenagers, who have chosen playing sports, personal qualities in sports considering the content and the grade of forming personal senses. Content-analysis of materials taken by observation and full answers by young sportsmen allows to establish the existence of relationship between the degree of formation, the completeness of the personal meaning and cognitive styles of perception and interpretation of information. Plurality of styles in describing situation using the cognitive styles - rational, reflexive and receptive, provides the fullness and active certainty of personal senses, providing the development of meaningful personal qualities and sport self-development in general. The most complete understanding of negative behavioral manifestations is associated with the formation of intellectual, strong-willed, regulative, spiritual and moral contexts of sport activities with the consistent use of relevant qualities.
Keywords: teenagers, sport self-development, personal meaning, features of cognitive activity, personal qualities, self-development.
Введение. Развитие личностных смыслов спортивного совершенствования у подростков связано с определением направлений раскрытия их потенциала. Древнегреческий философ Аристотель, раскрывая сущность социальной ситуации развития, определил спектр актуальных качеств: «всякое искусство воспитания имеет целью восполнить то, чего не достает от природы» [1, с. 214]. Проявление недостаточно развитых качеств актуализируется необходимостью формирования смысловой сферы деятельности, определением содержания смыслов активности личности к развитию конкурентоспособных кондиций. А. Н. Леонтьев отмечает, «в отличие от значений личностные смыслы... не имеют своего "надындивидуального"... если внешняя чувственность связывает в сознании субъекта значения с реальностью объективного мира, то личностный смысл связывает их с реальностью самой его жизни в этом мире, с ее мотивами» [2, с. 153], воплощаясь в ценностно-мотивационных, когнитивных, операционально-технических, эмоционально-волевых, регулятивных аспектах деятельности.
Очевидно, что смысловые конструкты спортивной деятельности формируются на фоне физической и психологической нагрузки различной степени трудности. И чем более уровень текущей нагрузки приближается к порогу индивидуальных возможностей, тем более высокие требования предъявляются самой личностью к индивидуальным смыслам данной деятельности, отражающимся в контекстах смысловых установок. В связи с этим интересным для нас представляется не только спектр развиваемых личностных качеств, но и психолого-педагогические особенности формирования побуждающих личностных смыслов к их развитию.
Согласно А. Н. Леонтьеву, чувственные образы сознания «приобретают новое качество, а именно свою означенность», где основными становятся «значение, личностный смысл и чувственная ткань» [2, с. 140]. Семантический анализ речи, в которой отражаются эмоциональные, когнитивные и регулятивные атрибу-
ты личности и деятельности подростков, позволяет охарактеризовать их чувственную сферу и создаваемые ей образы и смыслы. По Ф. Е. Василюку, созидаемая личностью психосемиотическая модель образа отражает «предмет, значение, знак (слово), личностный смысл и чувственную ткань, осуществляющую функцию интегрирования внешнего предметного мира, мира языка, мира культуры и внутреннего мира человека» [3, с. 19], что позволяет рассмотреть смыслы личностной активности через их отражение в значении и знаке (слове), где, по Д. А. Леонтьеву, «понятие смысла снимает оппозицию аффекта и интеллекта» [4, с. 7] -чувства и разума, поскольку в смысле отражается чувственная идея разумного действия.
Наше предположение состоит в том, что идеальный образ интегрированной личности юного спортсмена характеризуется определенной полнотой эмоционального и рационального - содержательно-деятельностной определенностью ключевых личностных смыслов при их непосредственной реализации в предметном поле спортивной деятельности. В соответствии с изложенным, цель исследования: охарактеризовать становление личностных смыслов как путь к спортивному совершенствованию у подростков в ситуационных видах спорта с учетом стилевых особенностей познавательной деятельности.
Методика. Нами избран ряд методов исследования: педагогическое наблюдение; анкетирование, интервьюирование; контент-анализ смысловых конструктов установок и мотивов юных спортсменов, обеспечивающих развитие актуальных конкурентных качеств и других проявлений личностной активности. В исследовании приняли участие 183 подростка-спортсмена (футболисты - «Центр Спорта и образования Чертаново» Москомспорта; теннисисты - СШОР «Спартак» «Юность Москвы»; бадминтонисты, занимающиеся на базе Московского педагогического государственного университета (МПГУ).
Основные результаты исследования и их обсуждение. Эмпирические данные, характе-
ризующие психолого-педагогические особенности развития личностных качеств у подростков, ориентированных на достижение в спортивной деятельности [5], мы интерпретировали на основе контент-анализа, раскрывающего эмоциональные и рациональные феномены слова-образа, индивидуальный стиль действия - рациональный, рефлексивный, рецептивный [6, с. 19]. Анализ смысловых конструктов ответов на открытые вопросы анкет позволил создать представление о закономерностях обогащения личностных смыслов, сопровождающих целенаправленное развитие личностных качеств с учетом избрания рационального, рефлексивного, рецептивного стилей деятельности [6, с. 20], отражающих индивидуально-комфортные способы решения подростками интеллектуальных задач с учетом сильных и слабых сторон текущей готовности к спортивной деятельности.
Нами выявлена закономерная последовательность в развитии смыслов (табл. 1), формирующихся в условиях рефлексивного анализа «на себя», «на другого», «на деятельность» в аспекте формирования их полноты (табл. 1).
В ходе исследования выборки юных спортсменов мы определили, что подростки с рациональным типом организации познавательной деятельности в спорте (вне зависимости от избранного вида спорта) рассматривают ход развития личностных качеств через необходи-
мое операциональное соответствие требованиям спортивной деятельности («Я» в деятельности), - рефлексируя на ее процесс и ожидаемые или полученные результаты. По мере совершенствования качеств и способностей, обеспечивающих управление деятельностью, ими используется самоанализ компонентов личностной готовности («Я» через призму оперативных и перспективных критериев готовности к деятельности) - через рефлексию на деятельность происходит рефлексия на себя. Среди оценочных критериев данный тип применяет описания: «юркий», «быстрый», «читающий ситуацию», «маневренный», «готовый встретить волан, теннисный шарик» др. Вместе с тем исполнительская активность у данного типа подростков-спортсменов развивается при их овладении личностными смыслами спортивной деятельности через принятие ее ценности. Далее (при сотрудничестве) - «Я» через рациональное взаимодействие с «другим» - происходит достраивание «идеальной» деятельности через личные наиболее сильные качества и качества партнера. При соперничестве происходит противопоставление «собственных сильных качеств» более слабым качествам соперника, наблюдается направленное поведение на развитие недостаточно сформированных качеств, обеспечивающих эффективное противодействие сопернику. При данном типе познания недостаточно задействуются качества комму-
Степень полноты личностных смыслов Содержание личностных смыслов рефлексии
«на себя» «на другого» «на деятельность»
Рациональный тип (РацТ) (п - 74)
Высокая (В) + + +
Средняя (С) + - +
Низкая(Н) - - +
Рефлексивный тип (РефТ)(п - 61)
Высокая (В) + + +
Средняя (С) + + -
Низкая(Н) + (-) - (+) -
Рецептивный тип (РецТ)(п - 48)
Высокая (В) + + +
Средняя (С) + - +
Низкая(Н) + - -
Идеальный образ интегрированной личности
Высокая (В) + рациональные, + рефлексивные, + рецептивные стратегии
Таблица 1
Последовательность достраивания личностных смыслов, инициирующих развитие значимых личностных качеств у юных спортсменов, представителей ситуационных
видов спорта (п = 183)
никативной группы, не в полной мере задей-ствуются стили восприятия и организации деятельности.
Развитие личностных смыслов у подростков-спортсменов, характеризующихся рефлексивным типом организации познавательной деятельности в спорте, происходит на основе рефлексивного анализа «на себя» и/или «на другого». В условиях первоначальной обращенности к себе рефлексивный тип (с заниженной самооценкой) позиционирует низкий уровень личностной готовности к деятельности, осознает острую необходимость проявления личностных качеств. Между образом мысли и фактами реализации запланированного у данного типа достаточно большая дистанция - в качестве наиболее значимых выступают личностные качества волевой и регулятивной группы. Эти качества позволяют обеспечить рациональное распределение (социальной) ответственности («от себя - к другим» при рефлексии на другого на фоне завышенной самооценки) и побудить к целенаправленной активности на пороге индивидуальных психомоторных, психоэмоциональных, психорегулятивных возможностей с установкой «действовать без промедления». В качестве ведущего личностного качества подросток выделяет «смелость», и далее подтверждает свой выбор, обозначая «стеснительность» как качество, препятствующее спортивному совершенствованию. Соответственно, личностный аспект смелости трансформируется в социальный - «социальную смелость», обеспечивающую позиционирование себя, своей роли в группе и спортивной команде.
Рассуждения о возможных действиях и их последствиях конструируются через позицию «Я» и «мой операционально-технический арсенал», вместе с тем в ценностной картине мира не представлено влияние «другого» и конструктивное взаимодействие с ним. «Другой» иногда воспринимается как конкурент, поэтому он «вычеркивается» из списка воспринимаемых объектов и субъектов. Наиболее значимым условием педагогического сопровождения выступает развитие качеств, характеризующих социальный интеллект и обеспечивающих эффективное социальное взаимодействие, формирование умения учиться у своих дальних
соперников, проводить рефлексивный анализ их жизненного пути и развития спортивной карьеры через призму своих трудностей, обращая внимание на личный темп деятельности.
Личностные смыслы юных спортсменов, восприятие ситуации у которых происходит через неконструктивную рефлексию «на другого» («не тот уровень партнеров», «виновен соперник»), воспринимают «другого» как угрозу личной стабильности. Эти спортсмены с трудностями воспринимают обучающую информацию через (успехи) другого - (успех «другого» - «это мое поражение»). В данной ситуации необходимо развитие группы интеллектуальных (рационализация информации) и духовно-нравственных качеств, где позиции «Я» и «Другой» относительно уравнены, но большую ценность приобретает не «моя статичная позиция», а «моя деятельная активность», в которой важно повышать самооценку через саморазвитие компонента операционально-деятельностной готовности, когда юный спортсмен овладевает способами разрешения проблемной ситуации. Фактически, мыслеобразы от «другого успешного» переориентируются на образ «себя преобразующего» как акт концентрации на спортивной деятельности, как атрибут в ее вовлеченность.
Рефлексия «на другого» позволяет понять запрос личности на поддержку личностно востребованного качества: «друг, обладающий честностью, уверенностью в своих силах и взаимопомощью» (нравственное отношение; уверенность и взаимопомощь как процессуальная поддержка смелости). Вместе с тем доминирующая нравственная регуляция спортивной деятельности позволяет выявить проблемное поле социальной смелости в соревновании: «нет спортивной злости к сопернику», и тут же в рефлексии на другого выясняется, что у друзей это качество развито в большей мере. Так, выбор друга как значимого человека определяется необходимостью подкрепления смыслового поля, позиционирующего спортивную злость в условиях социально смелого поведения. При этом жизненное кредо данного типа спортсмена, его социальная позиция определена как «Быть первым во всем. Быть борцом». Отгораживает свое общение от людей, не имеющих цели в жизни. Потребность в объектив-
ной оценке со стороны значимого ровесника выступает через неприятие позиции «лицемера». Актуальны характеристики «эмоциональный», «открытый». Проявляется высокая степень уважения позиции окружающих, ценится их компетентность.
В качестве значимых интеллектуальных параметров избрано: (1) наличие личного смысла спортивной деятельности - смысловой контекст, (2) скорость принятия решения, (3) технико-тактический арсенал (что обращает внимание на операционально-деятельностный аспект социальной смелости). Из регулятивных параметров представлены: «внутренняя дисциплина», «нормирование поведения» и «активная позиция действовать» - довлеет феномен нравственного поведения.
Смысловая рефлексия на другого, принятие позиции тренера, учителя, их социальная оценка доминирует, поскольку данный спортсмен в качестве значимых выделяет: в пер-
спективе «завтра» - уважительное отношение тренера; в перспективе «текущий год и 5 лет» -уважение учителей, основанное на фактах успешности в учебной деятельности, «уважение учителей как гордости за спортивные достижения выпускника».
В группе значимых волевых качеств представлены: целеустремленность, способность преодолевать трудности, упорство.
В группе духовно-нравственных качеств выделяются социально-ориентированные: (1) уважение традиций спортивного коллектива; (2) уверенность; (3) уважение соперника - в этом проблема проявления социальной смелости и позиционирования личностной успешности, «трудолюбие» как пролонгированный процессуальный параметр. Важна самооценка, распределение времени на аспекты спортивного совершенствования. При поражении команды - доминирует «вина на себя», «память поражения». Сформулированная цель помога-
Отрицательные качества Личностные качества как осознанная необходимость полноценного осуществления деятельности (последовательность задействования)
ш и и к ^ к 2 Я М & § К интеллектуальные: скорость принятия решения, правильность решения, способность действовать в изменяющихся условиях, инициативность
| о о К щ Ю регулятивные: быстрая подстройка под ситуацию, способность к самоорганизации, самоконтроль, самоуправление деятельностью
Ю Ч и и § £ я 8 и и К ° * § с волевые: способность преодолевать трудности; целеустремленность, самообладание; смелость
духовно-нравственные: уважение традиций коллектива, ответственность, трудолюбие, оптимизм
к к ° £ И & Отражение личностной позиции: «Побеждает сильнейший!»; «Побеждает тот, кто больше жаждет победы!»; «В спорте выигрывает в первую очередь характер!»
£ о ат регулятивные: регуляция ценностями спорта, смыслами спортивной деятельности, ценностями организации жизни
о К К в 8 о К волевые: способность преодолевать трудности, самообладание, выдержка;
я & ю о о о К л еб й 8 интеллектуальные: аналитичность, критичность, оперативность мышления
* I духовно-нравственные: ответственность, трудолюбие, уверенность, уважение традиций коллектива, уважение своих достоинств; оптимизм
К о Ч Отражение личностной позиции: «Чтобы оправдаться в собственных глазах, мы нередко убеждаем себя, что не в силах достичь цели: на самом же деле мы не бессильны, а безвольны»; «Никто не побежден, пока не признал себя побежденным!»
Суета, отсутствие организованности регулятивные: лидерская позиция, самодисциплина, активность, самоконтроль
Качества, способности интеллектуальные: расширение способов выполнения задач, когнитивная гибкость; способность подстраиваться под изменяющиеся условия; рациональность мышления; способность к самоанализу
волевые: самостоятельность, упорство, настойчивость, смелость
духовно-нравственные: трудолюбие, уверенность, ответственность, уважение соперника
Таблица 2
Контексты актуальных для подростков личностных качеств в условиях осмысления отрицательных поведенческих проявлений
ет настроиться на спортивную борьбу. Категория «развитие» ориентирована на будущее, выделены качества: дисциплина, настойчивость, целеустремленность. Взгляд на мир спорта: «Побеждает сильнейший!», «Побеждает тот, кто больше жаждет победы!», «Любое препятствие преодолевается настойчивостью!». Девиз: «Бесстрашный боец!». Демонстрирует позицию социально смелого поведения: «Желаю верить в свои силы!». Самооценка чрезвычайно динамична, требует подкрепления переживанием индивидуальной и социальной успешности.
В табл. 2 представлены контексты актуальных личностных качеств, важных для самокоррекции отрицательных проявлений характера.
Рецептивный тип организации познавательной деятельности в спорте характеризуется различным уровнем сформированности личностных смыслов.
При высоком уровне (РецТ(В)) наблюдается емкий контекст смыслов взаимо(противо-)дей-ствий с партнером (соперником), основанный на высокой переключаемости, абстрагировании от негативной информации, высокой скорости реагирования, адекватности образа двигательного действия.
У типа личности со средним уровнем (РецТ(С)) - на стадии формирования находится способность к обобщенному анализу внешних условий, в том числе - операционально-технической готовности соперников или партнеров. Юный спортсмен опробует смыслы: «я чувствую деятельность», «я адекватен ситуации».
При низком уровне (РецТ(Н)) - происходит освоение элементов образного мышления. Рецептивный тип часто рассматривает соперника через объективные параметры (темп, ритм, особенности тактики и др.) - для полноты смыслов недостает восприятия социального контекста взаимодействия, которые необходимо целенаправленно формировать.
Заключение. Содержательная полнота личностных смыслов в линии развития «от реального - к идеальному» создает предпосылки к более полному освоению требований спортивной деятельности, где значимым фактором развития личностных качеств выступает взаимопроникновение и дополнение рациональной, рефлексивной и рецептивной природы личностных смыслов.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аристотель: [избр. тр. / сост. и авт. предисл. Г. Б. Корнетов]. - М.: Изд. Дом Шалвы Амо-нашвили, 2002.
2. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.
3. Василюк Ф. Е. Структура образа (К 90-летию со дня рождения А. Н. Леонтьева) // Вопросы психологии. - 1993. - № 5. - С. 5-19.
4. Леонтьев Д. А. Психология смысла: автореф. ... дис. д-ра психол. наук. - М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1999. - 40 с.
5. Кузьменко Г. А. Методики развития социального, эмоционального и практического интеллекта юного спортсмена: в системе значимых качеств личности: учеб. пособие. -М.: Советский спорт, 2010. - 558 с.
6. Пьянов Б. Н. Индивидуализация тактической подготовки теннисистов 13-16 лет в зависимости от интеллектуальной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М.: ВНИ-ИФКИС, 1995.
REFERENCES
1. Kometov G. B. (Comp.) Aristotel: [selected works]. Moscow: Izd. Dom Shalvy Amonash-vili, 2002. (in Russian)
2. Leontiev A. N. Deyatelnost. Soznanie. Lichnost. Moscow, 1975.
3. Vasilyuk F. E. Struktura obraza (K 90-letiyu so dnya rozhdeniya A. N. Leontieva). Voprosy psikhologii. 1993, No. 5, pp. 5-19.
4. Leontiev D. A. Psikhologiya smysla. Extended abstract of ScD dissertation (Psychology). Moscow: MGU im. M. V. Lomonosova, 1999. 40 p.
5. Kuzmenko G. A. Metodiki razvitiya sotsialno-go, emotsionalnogo i prakticheskogo intellekta yunogo sportsmena: v sisteme znachimykh kachestv lichnosti: ucheb. posobie. Moscow: Sovetskiy sport, 2010. 558 p.
6. Pyanov B. N. Individualizatsiya takticheskoy podgotovki tennisistov 13-16 let v zavisimosti ot intellektualnoy deyatelnosti. Extended abstract of PhD dissertation (Education). Moscow: VNIIFKIS, 1995.
Кузьменко Галина Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент Кафедры теоретических основ физической культуры и спорта, Института физической культуры, спорта и здоровья Московского педагогического государственного университета e-mail: kuzmenkoga2010@yandex.ru
Kuzmenko Galina A., PhD in Education; Associate Professor, Theoretical Basis of Physical Culture and Sport Department; Physical Culture, Health and Sports Institute, Moscow Pedagogical State University e-mail: kuzmenkoga2010@yandex.ru
Ананьин Макар Сергеевич, кандидат культурологических наук, доцент Кафедры физического воспитания и спорта Института физической культуры, спорта и здоровья Московского педагогического государственного университета e-mail: clubtennis@yandex.ru
Ananyin MakarS., PhD in Culture Studies; Associate Professor, Physical Education and Sports Department; Physical Culture, Health and Sports Institute, Moscow Pedagogical State University e-mail: clubtennis@yandex.ru
Курочкин Александр Викторович, старший преподаватель Кафедры физического воспитания и спорта Института физической культуры, спорта и здоровья Московского педагогического государственного университета
e-mail: av.kurochkin@mpgu.edu
Kurochkin Alexander V., Senior Lecturer, Physical Education and Sports Department; Physical Culture, Health and Sports Institute, Moscow Pedagogical State University e-mail: av.kurochkin@mpgu.edu
Суровягин Борис Олегович, старший преподаватель Кафедры физического воспитания и спорта Института физической культуры, спорта и здоровья Московского педагогического государственного университета e-mail: bo.surovyagin@mpgu.edu
Surovyagin Boris O., Senior Lecturer, Physical Education and Sports Department; Physical Culture, Health and Sports Institute, Moscow Pedagogical State University e-mail: bo.surovyagin@mpgu.edu