Научная статья на тему 'Педагогические противоречия и условия творческого саморазвития специалиста МВД'

Педагогические противоречия и условия творческого саморазвития специалиста МВД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаршов И. А., Лубянкин И. Н.

Sharshov I.A., Lubyankin I.N. Pedagogical contradictions and conditions of creative self-development of an expert of the MIA. The authors uncover three groups of contradictions influencing the process of creative self-development of cadets of HEIs of the MIA: social-pedagogical, organization-pedagogical, and personal-creative. Basing on them the authors substantiate pedagogical conditions which ensure intrapersonal readiness of a cadet of the MIA for the process of creative self-development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические противоречия и условия творческого саморазвития специалиста МВД»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ И УСЛОВИЯ ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛИСТА МВД

И.А. Шаршов, И.Н. Лубянкин

Sharshov I.A., Lubyankin I.N. Pedagogical contradictions and conditions of creative self-development of an expert of the MIA. The authors uncover three groups of contradictions influencing the process of creative self-development of cadets of HEIs of the MIA: social-pedagogical, organization-pedagogical, and personal-creative. Basing on them the authors substantiate pedagogical conditions which ensure intrapersonal readiness of a cadet of the MIA for the process of creative self-development.

Личность как творец и носитель духовно-нравственной культуры, как многофакторно-обусловленная саморазвивающаяся система имеет большое количество степеней свободы, но при этом подвержена существенным ограничениям как внутреннего, так и внешнего характера. Большое влияние оказывают также возрастные, индивидуальные, культурные и профессиональные особенности личности. Все это порождает в ней внутренние противоречия различного рода, которые могут выступать стимулом или препятствием для дальнейшего эффективного саморазвития общей и профессиональной культуры.

Учебная деятельность курсантов МВД пронизана противоречиями, отражающими либо борьбу внешних (объективных, нормативных, общественно-значимых) требований с внутренними (субъективными, личностнозначимыми) устремлениями, либо конфликт чисто внутренних побуждений, что особенно актуально для творческой личности, не желающей останавливаться в своем развитии. Именно в период обучения в вузе закладываются и укрепляются основы духовнонравственного становления будущего специалиста МВД. Курсант должен владеть знаниями о диалектических противоречиях, присущих системе образования в целом и процессу личностного становления и нравственного саморазвития в частности.

Мы выделили три группы педагогических противоречий данного процесса (в основе систематики лежат идеи И.Ф. Исаева и Л.Н. Макаровой). Социально-педагогические противоречия отражают несоответствия между социальными процессами и функционированием педагогической системы, которая

является частью социальной подсистемы. Это проявляется как в известном отставании педагогической системы от продуктивно развивающегося общества, так и в недооценке социокультурной роли образования, что особенно тревожит в современных условиях. Организационно-педагогические противоречия возникают в самой педагогической системе воспитания и самовоспитания, обучения и учения, развития и саморазвития личности, в процессе организации учебно-творческой и профессиональной деятельности курсантов МВД. Группа личностно-творческих противоречий внутри личности курсанта как субъекта учебно-воспитательного процесса в вузе отражает причины становления и протекания процесса духовно-нравственного формирования и творческого саморазвития личности.

Систематика внешних и внутренних противоречий, связанных с личностью будущего специалиста МВД как саморазви-вающегося субъекта, определяется основным диалектическим противоречием - между внешним воздействием с целью формирования личности по социальному образцу и внутренней творческой активностью личности, стремящейся к самостоятельному и сознательному выстраиванию собственной жизненной стратегии и ее реализации. Это противоречие отражает тесную взаимосвязь между процессами творческого саморазвития и духовно-нравственного становления личности. Действительно, развитие (равно как и саморазвитие) личности составляет содержание нравственности, в то же время, без нравственных ценностей и знаний, созданных человечеством, социальных норм и отношений личность неспособна к полноценному

саморазвитию. И обратно: духовно-творческая функция саморазвития личности состоит в творческом характере жизнедеятельности личности, направленном на осознание и преобразование себя и окружающего мира. В этой статье мы акцентируем внимание на личностно-творческих противоречиях курсантов МВД в вузе, разрешение которых посредством обеспечения необходимых педагогических условий способствует объяснению сущности и механизма духовнонравственного становления курсанта в учебной и дальнейшей профессиональной деятельности.

Ярким примером внутриличностной борьбы является противоречие между самосохранением и саморазвитием: саморазвитие требует интенсивной самоотдачи в учебнотворческой деятельности, а самосохранение диктует необходимость рассчитывать силы на весь жизненный цикл; саморазвитие предполагает повышенные нагрузки за счет ограничения отдыха (что в пределе может привести к снижению работоспособности), а чрезмерная установка на самосохранение приводит к задержкам личностного развития.

В вузе обостряется противоречие между ориентацией системы образования преимущественно на мотивацию достижения (получить хорошую отметку, сдать экзамены и т. п.) и необходимостью развития познавательной мотивации для повышения активности курсантов и эффективности процесса обучения. Познавательная мотивация является основой развития склонностей человека, запуская процессы перестройки психических внутри-личностных процессов, трансформируясь при благоприятных условиях в военнопрофессиональную мотивацию.

В качестве характерного противоречия для студенческого возраста можно отметить рассогласование темпов развития мотивационной и операциональной сферы учебнопрофессиональной деятельности. Например, мотивы опережают способности и возможности курсанта: факт поступления в вуз зачастую приводит к переоценке собственных сил, хотя он еще не приобрел профессиональные навыки и умения. При этом мотивы профессионального творчества, не имея основ профессионального мастерства, оказываются несостоятельными. Возможна и об-

ратная ситуация: когда присутствует высокая обучаемость и потенциальные возможности для личностно-профессионального становления, а мотивационная сфера незрелая или неадекватная, - происходит торможение процесса профессионально-творческого саморазвития.

Противоречие между профессиональной готовностью будущих специалистов МВД и личностным несоответствием может быть охарактеризовано как отсутствие определенных стремлений, знаний, умений, навыков и способностей для реализации того или иного компонента духовно-нравственного становления. Например, студент может неадекватно оценивать и рефлексировать себя, не владеть средствами сознательного самоизуче-ния, самоанализа, у него может совсем отсутствовать мотивация к данному аспекту деятельности. Понятно, что это не позволит ему полноценно самореализоваться в будущей профессиональной деятельности. Будущим юристам системы МВД необходима такая самокоррекция и самоорганизация личностного развития, в результате которой курсанты получили бы, кроме всего прочего, соответствующую психолого-

педагогическую подготовку и смогли приступить к осознанной работе по профессионально-творческому саморазвитию. В дальнейшем курсанту потребуются навыки самообразования и профессиональнопедагогического самосовершенствования.

Одним из основных противоречий в данной группе является противоречие между необходимостью для курсанта иметь не только определенный уровень психологопедагогической подготовки, но и достаточно надежную и объективную информацию об уровнях и этапах процесса творческого саморазвития и духовно-нравственного самосовершенствования личности, критериях перехода на последующие этапы, основных умениях, навыках и способностях, определяющих наполнение того или иного уровня и т. д., с одной стороны, и отсутствием такой информации, соответствующих методик, спецкурсов, которые были бы логически вписаны в учебно-воспитательный процесс высшей военной школы, с другой.

Предыдущему противоречию сопутствует противоречие между осознанием необхо-

димости, желанием и даже потребностью в культурном росте и творческой самореализации и отсутствием знаний принципов и правил этой работы, конкретных методов и форм ее реализации. В результате, курсант действует бессистемно, спонтанно, а следовательно, медленно и непродуктивно. Выходом может служить целенаправленное введение в процесс обучения соответствующих средств, методов и способов, причем не только в качестве дидактических приемов преподавателя для достижения его собственных педагогических целей, а с обучающей целью, с целью научить курсантов применять эти методы в будущей профессиональной деятельности.

Имеется ярко выраженное противоречие между традиционными формами работы в военном вузе, которые ориентированы, как правило, на репродуктивные способы формирования личности, и творческой природой будущей профессиональной деятельности, с необходимостью предполагающей рефлексивные, эвристические формы работы, требуя от курсантов соответствующих способностей и умений. Используемые многими педагогами традиционные методики, направленные, главным образом, на процессы восприятия, внимания и памяти, репродуцируют будущих специалистов МВД, работающих в той же манере, что создает замкнутый круг. Исполнительская позиция курсанта в обучении (в смысле отсутствия творческой активности в самоуправлении) приводит к безинициативности, неумению свободно ориентироваться в условиях профессиональной деятельности. Необходимость интенсивного развития творческих способностей, особенно интуиции, воображения и т.п., сталкивается с неготовностью курсантов к саморазвитию этих качеств.

Часто в военных вузах возникает противоречие между профессиональными планами курсанта и его стойкими личными качествами. Обычно в данном случае рассматривается соответствие характерных черт личности студента профилю факультета: естественному или гуманитарному. Принято считать, что для успешной работы юристы как представители гуманитарного цикла должны обладать ярко выраженным вербальным типом интеллекта: иметь богатый словарный запас,

отличаться широтой познавательных интересов, эрудированностью, иметь высокоразвитое образное мышление. Естественно-математические дисциплины требуют от курсанта логичность и независимость суждений, способность управлять собственными мыслительными процессами, в целом, обладать высокоразвитым абстрактным мышлением. Но полноценный эффективный процесс творческого саморазвития и духовно-нравственного становления юриста невозможен без интегрального сочетания, взаимодополняющего влияния дуальных качеств и способностей, присущих представителям гуманитарных и технических профессий.

Часто в профессиональной деятельности возникает противоречие между профессиональной компетентностью специалиста и коммуникативной. Как правило, это противоречие имеет свои корни в вузе: курсант обладает специальными знаниями, но не умеет общаться с товарищами, конфликтен (зачастую вследствие незнания основ социальной психологии и педагогики), возможен недостаточный уровень культуры общения, эмоциональной воспитанности, снижение общего кругозора и интеллигентности. В то же время, ему, как будущему специалисту, необходимы навыки общения, способности к коммуникативному, в том числе коллективному, творчеству. Умение наладить контакт с коллегами является не столько профессиональной обязанностью, сколько неотъемлемым элементом профессиональной культуры.

Сюда же можно отнести противоречие между воспитательными и развивающими задачами юриста, которые могут быть эффективно решены через общение с коллегами (навыки этого общения закладываются в вузе при взаимодействии с преподавателем и сокурсниками) и реальными условиями обучения в вузе: дефицит времени, превышение (подчас значительное) норм учебной нагрузки, разрушение системы оценки достижений курсантов без создания и внедрения адекватной замены и т. д. В результате, «оптимальные» с точки зрения времени и энергетических затрат усилия курсантов (и преподавателей) в учебно-воспитательном процессе военного вуза сводят их отношения в боль-

шинстве случаев к функционально-ролевому типу.

Важное место в данной группе занимает противоречие между имеющимися у курсанта стереотипами или барьерами поведения, общения или обучения (что крайне опасно для будущей профессиональной деятельности), сформированными в школе или в вузе вследствие своих личностных комплексов или благодаря некомпетентным наставникам, и потребностью и необходимостью в их преодолении для реализации полноценного процесса творческого и нравственного саморазвития. Поэтому курсант нуждается в квалифицированной помощи и поддержке со стороны преподавателя, которые зачастую отсутствуют. Для разрешения этого противоречия необходимо увеличение степени индивидуализации образования, налаживание практики индивидуальной консультации с целью помочь курсанту в выборе субъективно-оптимального пути профессионально-творческого саморазвития с учетом его личностных особенностей.

Выделенные нами диалектические педагогические противоречия взаимодополняют друг друга и в целом выполняют функцию движущих сил процесса профессиональнотворческого саморазвития и духовно-нравственного становления личности курсанта МВД - будущего юриста, определяя его основные педагогические закономерности и факторы. Для нас важно, что педагогические противоречия содействуют выделению соответствующих педагогических условий творческого саморазвития и формирования основ общей и профессиональной культуры в образовательной системе военного вуза.

Группа личностно-творческих педагогических условий обеспечивает внутрилично-стную готовность курсанта МВД к процессу творческого саморазвития личности. В этой группе мы выделяем следующие условия:

1. Создание мотивационно-ценностного фона и установки курсантов на творческое саморазвитие в профессиональной деятельности:

> ликвидация чрезмерного стремления к самосохранению и самоуспокоению, задерживающего курсанта на начальном этапе развития; установление оптимального со-

четания творческого саморазвития и здорового самосохранения;

> постановка распространенной в военном вузе мотивации достижения на службу познавательной и развивающей мотивации;

> оптимизация темпов развития мотивационной и операциональной сфер учебнопрофессиональной деятельности курсантов;

2. Обеспечение теоретически- и техноло-го-инновационной готовности курсанта к реализации процесса профессионально-творческого саморазвития и духовно-нравственного становления личности:

^ обеспечение в вузе необходимого уровня психолого-педагогической подготовки курсантов; приобретения ими знаний о сущности и механизмах будущей профессиональной деятельности;

^ овладение курсантами конкретной информацией, позволяющей им планировать и прогнозировать собственное развитие, а именно: знаниями об уровнях и этапах процесса творческого саморазвития и духовнонравственного становления личности, критериях перехода с этапа на этап, основных личностных качествах, умениях и способностях, определяющих наполнение общей и профессиональной культуры и т. д.;

^ наличие специальной образовательно-развивающей программы, выполняющей роль смыслообразующего начала в управлении курсантом своим духовно-нравственным становлением, выработка им личных целей профессионально-творческого саморазвития;

> разработка и внедрение в образовательный процесс вузов соответствующих технологий, сообщающих курсанту необходимые знания и стимулирующих стремление к дальнейшему самосовершенствованию;

^ демонстрация курсантам конкретных форм и методов реализации процесса творческого саморазвития личности не только с целью внешнего развития соответствующих качеств, но и с целью овладения курсантами дидактическими средствами для использования в будущей профессиональной деятельности;

3. Организация форм профессиональнотворческой подготовки курсантов, выступающих системообразующим началом в формировании общей и профессиональной культуры будущего юриста:

> опора в образовательном процессе на внутреннюю позицию курсанта, увеличение степени свободы курсанта в учебнопрофессиональной деятельности, реализация личностно ориентированной программы саморазвития в вузе;

> увеличение удельного веса рефлексивных, творческих форм работы в военном вузе, в том числе и с целью повышения самостоятельности, инициативности, автопеда-гогической активности курсантов;

> использование специальных методик, позволяющих применять обобщенные знания и умения в самостоятельной деятельности; применение интегрированных курсов, наглядно показывающих необходимость общеобразовательного развития, узость исключительно предметных знаний;

> интегральное взаимодополнение дуальных качеств и способностей гуманитарного и естественно-математического свойства для расширения и взаимоусиления совокупности средств и способов профессиональной деятельности;

> разработка и применение специальных методик для развития и саморазвития коммуникативной сферы курсанта МВД, повышения культуры общения, интеллигентности для облегчения социальной адаптации в будущей профессиональной деятельности;

4. Обеспечение корректной квалифицированной помощи в реализации курсантом

собственной стратегии профессиональнотворческого саморазвития:

> тактичная помощь курсантам в преодолении имеющихся комплексов, барьеров или стереотипов поведения, общения и обучения, препятствующих полноценному общекультурному и духовно-нравственному развитию;

> учет индивидуальных особенностей курсантов при оказании содействия в реализации субъективного пути профессиональнотворческого саморазвития;

^ налаживание практики индивидуальной консультации и квалифицированной помощи со стороны преподавателя в выборе курсантом субъективно-оптимальной стратегии профессионально-творческого саморазвития;

^ реализация субъект-субъектных отношений в военном вузе как основы культуры общения и рефлексивно-сотворческого взаимодействия преподавателей и курсантов, актуализирующая их личностные и профессиональные цели.

Педагогические условия процесса творческого саморазвития личности и формирования основ общей и профессиональной культуры будущего юриста направлены на создание среды для реализации данного процесса в военном вузе и обеспечение его существования и эффективного функционирования.

Поступила в редакцию 8.04.2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.