Научная статья на тему 'Педагогические проблемы подготовки кадров для предприятий малого бизнеса в сфере швейного производства'

Педагогические проблемы подготовки кадров для предприятий малого бизнеса в сфере швейного производства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
228
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SMALL BUSINESS / TRAINING / PRACTICE-ORIENTED CO-FRAMES / COLLEGE / THE MARKET FOR SEWING AND REPAIRS THAT DRESS / STUDENTS / EMPLOYERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лисенкова И. Ю.

This work deals the current problems of training for small businesses in garment production in order to improve quality of training students in accordance with the requirements of employers to the graduates of the university. Based on a comprehensive analysis of the situation in the market of sewing and repairing clothes St. Petersburg determined A major types of enterprises, identifies the main reasons for the creation of enterprises in the field of repair and clothing, analyzes the main way of attracting customers, analyzed the employment problem of graduates Cove St. Petersburg Universities at a sewing company.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лисенкова И. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING TRAINING ISSUES FOR SMALL BUSINESSES IN THE AREA CLOTHING MANUFACTURE

This work deals the current problems of training for small businesses in garment production in order to improve quality of training students in accordance with the requirements of employers to the graduates of the university. Based on a comprehensive analysis of the situation in the market of sewing and repairing clothes St. Petersburg determined A major types of enterprises, identifies the main reasons for the creation of enterprises in the field of repair and clothing, analyzes the main way of attracting customers, analyzed the employment problem of graduates Cove St. Petersburg Universities at a sewing company.

Текст научной работы на тему «Педагогические проблемы подготовки кадров для предприятий малого бизнеса в сфере швейного производства»

Таблица 1

Особенности самооценки макровершин, пика профессиональной

само реализации педагогов Испании и России

№ п/п Макровершины профессиональной самореализации педагога России Рейтинг Макровершины профессиональной самореализации педагога Испании Рейтинг

1. Административная должность (директор, завуч) 2 Докторская диссертация 1

2. Высшая категория 1 Успешная сдача экзамена учениками на международные сертификаты 2

З. Знания учеников и их внимание к педагогу после окончания учебы у него на долгие годы З Международная известность как педагога-новатора, мастера З

ния, в интервью отмечает, что ушел бы из педагогики без сожалений, если вдруг его не устроил материальный уровень.

Из приведенных выше даже двух высказываний испанских коллег, прослеживается искреннее, неформальное объяснение своей профессиональной позиции и четкое понимание профессиональных целей, процесса собственной профессиональной самореализации. Так, Е.Н. Ермолаева в своем исследовании профессиональной идентичности отмечает, что для многих отечественных специалистов свойственен профессиональный мар-гинализм в его разных формах. К одному из структурных элементов профессионального маргинализма ученый относит - экономическую несвободу, которая явно присутствуют у российских педагогов в отличие от их испанских коллег. Экономическое унижение сродни лишения физической свободы по психологическим последствиям своего действия. А несвободный человек не может стать хорошим профессионалом. Профессионализм -это товар (Фромм, 1992), что предполагает честную конкуренцию на рынке труда и соответствующую цену [2]. Если в этой цепочке нет хотя бы одного компонента, она распадается, и профессия неизбежно деградирует [3].

Ко второму структурному элементу профессионального маргинализма можно отнести «Личность, лицо, маска» как модели идентификации (Ермолаева, 2008), вечный вопрос «Быть или казаться» как нельзя применим к сфере профессионального маргинализма. По ответам наших коллег мы можем сделать

вывод о наличии потребностей-имитаций - нарушений в моти-

вационно-потребностной сфере профессионала. Российские педагоги не высказывают, скрывают истинные потребности, реальную направленность личности в профессиональной сфере даже при анонимной диагностике. В ответах наших специалис-

Библиографический список

1. Кузьмина, Н.В. (Головко-Гаршина) Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. - М., 2001.

2. Профессиональная самореализация личности в современном обществе: монография / под науч. ред. Е.В. Федосенко. - СПб., 2009.

3. Акмеология: учебник / под общ. ред. А.А. Деркача. - М., 2002.

4. Психология самореализации профессионала: коллект. монография / под науч. ред. Е.В. Федосенко. - СПб., 2012.

5. Ермолаева, Е.П. Психология социальной реализации профессионала. - М., 2008.

Bibliography

1. Kuzjmina, N.V. (Golovko-Garshina) Akmeologicheskaya teoriya povihsheniya kachestva podgotovki specialistov obrazovaniya. - M., 2001.

2. Professionaljnaya samorealizaciya lichnosti v sovremennom obthestve: monografiya / pod nauch. red. E.V. Fedosenko. - SPb., 2009.

3. Akmeologiya: uchebnik / pod obth. red. A.A. Derkacha. - M., 2002.

4. Psikhologiya samorealizacii professionala: kollekt. monografiya / pod nauch. red. E.V. Fedosenko. - SPb., 2012.

5. Ermolaeva, E.P. Psikhologiya socialjnoyj realizacii professionala. - M., 2008.

Статья поступила в редакцию 20.06.13

УДК З78 Lisenkova I.Ju. TEACHING TRAINING ISSUES FOR SMALL BUSINESSES IN THE AREA CLOTHING MANUFACTURE. This work deals the current problems of training for small businesses in garment production in order to improve quality of training students in accordance with the requirements of employers to the graduates of the university. Based on a comprehensive analysis of the situation in the market of sewing and repairing clothes St. Petersburg determined A major types of enterprises, identifies the main reasons for the creation of enterprises in the field of repair and clothing, analyzes the main way of attracting customers, analyzed the employment problem of graduates Cove St. Petersburg Universities at a sewing company.

Key words: small business, training, practice-oriented co-frames, college, small business, the market for sewing and repairs that dress, students, employers.

И.Ю. Лисенкова, канд. техн. наук, доц. каф. технологии и конструирования швейных изделий, ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский гос. университет сервиса и экономики» (СПбГЭУ), г. Санкт-Петербург, E-mail: iralis08@list.ru

тов ярко прослеживаются потребности-имитации, включающие модель идентификации «профессионал-маска» (Ермолаева 2008), - демонстрация целенаправленно имитируемых мотивов деятельности, при осознании их самой личностью как ложных в угоду социальной среде или запросам общества. Двойная мораль нашего недавнего бытия - яркий пример такой имитации. Имитация потребностей проводится по определенным «правилам игры», принятым в данной социальной среде, хорошо изученным и усвоенным личностью именно как «правила имитации жизни», а не собственно «правила жизни». В стабильных социальных условиях такую имитацию трудно распознать [5].

Таким образом, учитывая самооценку процесса профессиональной самореализации, мы можем условно отметить основные мотивы профессиональной самореализации педагогов России и Испании (рис. 3.).

Таким образом, обобщая вышесказанное, необходимо отметить, что большинство испанских педагогов выбирают и видят свой процесс профессиональной самореализации как без-низинныую модель, в отличие от российских педагогов, которые рассматривают свой профессиональный путь как систему взлетов и спадов, выбирая макровершинную модель с несколькими пиковыми точками профессиональной самореализации. Причем, в качестве наиболее встречающейся макровершины, пика испанские коллеги выбирают для себя докторскую диссертацию и профессиональное развитие, обучение через всю жизнь, а российские коллеги в качестве такого пика отмечают - высшую профессиональную категорию и административную должность и лишь немногие уважение и память учеников, из высокие знания на долгие годы после окончания учебного заведения (таблица 1).

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА В СФЕРЕ ШВЕЙНОГО ПРОИЗВОДСТВА

В статье рассматриваются современные проблемы подготовки кадров для предприятий малого бизнеса в сфере швейного производства в целях повышения качества подготовки студентов в соответствии с требованиями работодателей к выпускникам вуза. На основе всестороннего анализа ситуации на рынке пошива и ремонта одежды Санкт-Петербурга определяются основные типы предприятий, выявляются основные мотивы создания предприятий в сфере ремонта и пошива одежды, анализируются основные пути привлечения заказчиков, анализируются проблемы трудоустройства выпускников Санкт-Петербургских вузов на швейное предприятие.

Ключевые слова: малый бизнес, профессиональная подготовка, практико-ориентированные кадры, колледж, малый бизнес, рынок пошива и ремонта одежды, студенты, работодатели.

В начале XXI века во многих странах мира происходит изменение характера промышленного производства. На смену крупному промышленному производству приходят предприятия малого и среднего бизнеса с высокоспециализированными малыми формами производства и сервиса, которые рассчитаны на удовлетворение разнообразных индивидуальных потребностей потребителя.

На сегодняшний день в России, как и во многих странах мира, в секторе малого и среднего бизнеса формируется целый слой малых и средних предприятий, производство которых ориентировано на выполнение индивидуальных заказов по выпуску товаров и услуг для удовлетворения ежедневных разнообразных потребностей людей.

По данным Е.В. Бешкинской, в настоящее время, отечественные малые и средние предприятия уже составляют значительный сектор экономики народного хозяйства, обеспечивая в объеме ВВП около 14%. Важно и то, что этот сектор экономики в большинстве стран мира определяет темпы экономического роста, состояние занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Малые формы бизнеса быстро реагируют на запросы рынка, придают экономике эластичность и адаптивность, формируют необходимую конкурентную среду, способствуют преодолению монополизма [1, с. 27].

На современном этапе развития общества образование становится одной из важнейших и центральных сфер человеческой деятельности, теснейшим образом связанной со всеми другими сторонами общественной жизни. От способности системы образования удовлетворять потребности личности и общества в высококачественных образовательных услугах принципиально зависят перспективы экономического и духовного развития страны. В условиях динамизма рыночных отношений профессиональная подготовка не может гарантировать выпускнику рабочее место не только в течение всей жизни, но и на ближайшее время, считает Кривых С.В. [2, с. 4].

Вместе с тем, система профессионального образования до настоящего времени ориентирована на подготовку кадров для крупного производства в сфере швейной промышленности. В связи с этим необходима разработка системы, для обеспечения современной профессиональной подготовки практико-ори-ентированных кадров для сферы малого бизнеса швейного производства.

Северов В.Г. сформулировал следующие противоречия в сфере подготовки кадров для малого бизнеса:

- между потребностями малого предпринимательства в кадрах, обладающих социально-профессиональными параметрами, необходимыми и соответствующими для такой практической деятельности, и отсутствием адекватной этим потребностям системы профессиональной подготовки таких кадров;

- между объективной потребностью в профессиональной подготовке специфических практико-ориентированных кадров для сферы малого бизнеса, с одной стороны, и недостаточной разработанностью теории и методики такой подготовки, а также образовательной практикой осуществления узкопрофессиональной подготовки специалистов для крупных промышленных предприятий, с другой;

- между имеющимся и растущим теоретическим и методическим потенциалом, направленным на формирование, становление и развитие системы профессиональной подготовки практико-ориентированных кадров для сферы малого бизнеса и его недостаточной востребованностью в системе профессионального образования [3, с. 88-93].

В целях повышения качества образования студентов в соответствии с требованиями работодателей, связанных с малым бизнесом в швейном производстве к выпускникам кафедры «Технология и конструирование швейных изделий» нами проводился анализ ситуации на рынке услуг по пошиву и ремонту одежды. Нами был проведен опрос представителей малого бизнеса в интересующей нас сфере услуг. В результате исследования было установлено:

• малый бизнес в сфере сервиса услуг по ремонту и пошиву одежды последовательно развивается;

• нередко это является семейным бизнесом;

• руководители малых предприятий, ателье зачастую совмещают в одном лице бухгалтера, администратора, технолога, конструктора и закройщика. Это происходит потому, что в данном бизнесе люди не случайные, более половины имеют профессиональную подготовку в швейной отрасли;

• существуют элитные салоны со звездными именами, пошив изделий в которых может превышать 100 тысяч руб.

• многие швейные цеха вынесены за пределы города, в Ленинградскую, Ивановскую, Псковскую области. Зарплата швей значительно ниже, чем в Санкт-Петербурге. Обеспечивают приток свежих кадров и бывшие республики Советского Союза;

• выпускники Санкт-Петербургских вузов имеют хорошую профессиональную подготовку, но устроиться на швейное предприятие без опыта работы крайне сложно. Хотя хорошие конструкторы и технологи швейных изделий востребованы;

• одними из наиболее перспективных форм ведения бизнеса, связанного с организацией бытового обслуживания населения, являются сопутствующая и сетевая формы. Сетевая модель бизнеса позволяет не только выдержать конкуренцию, но и создавать новые сегменты рынка бытовых услуг. Именно сетевые компании в значительной мере формируют современный рынок бытовых услуг в России, в будущем роль этих компаний еще более усилится;

• в целом для поднятия и развития отрасли бытовых услуг в России важна социально ориентированная государственная политика;

• мелкие пункты по ремонту и пошиву одежды открыты во многих супермаркетах, но качество работы необходимо улучшить.

В свое время из-за высоких затрат на производство средние и крупные ателье разбились на множество мелких ЧП (сейчас ИП). Предприятия города, выпускающие продукцию малыми партиями, испытывают трудности с поиском заказчиков. Вместе с тем, большинство заказов продукции малыми партиями принимаются от предприятий, связанных с гостиничным сервисом, ресторанным бизнесом. Пошив корпоративной одежды для офисов и банков, специальной одежды для клининга становится нормой.

Для решения этих проблем в Санкт-Петербурге создан «Союз производителей швейных изделий», в который вошли 13 швейных предприятий Санкт-Петербурга. Основной задачей «Союза» является создание для производителей одежды таких условий, при которых было бы выгодно шить одежду внутри страны. Разработана «Программа развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в сфере швейного производства в Санкт-Петербурге и в Северо-Западном регионе». Также в рамках дальнейшего совершенствования подготовки студентов нашего вуза было проведено анкетирование работников 33-х швейных предприятий города. Выборка предприятий репрезентативна, т. к. осуществлялась во всех районах города, на

Рис. 1. Количество предприятий в городе в процентном соотношении

Рис. 2. Ассортимент на предприятиях сферы и быта

Пути привлечения заказчиков

8% 5%

8%

26%

интернет-саиты

реклама

выставки

показы

клиентская база скидки*

Рис. 3. Пути привлечения заказчиков

швейных предприятиях, выпускающих одежду различного ассортимента, с различным количеством работающих (рис. 1).

В результате анкетирования установлено, что главной мотивацией создания предприятий является оказание необходимых услуг населению; 45% услуг населению в сфере ремонта и пошива одежды составляет ремонт (рис. 2).

Основными путями привлечения заказчиков являются интернет-сайты и реклама, а также, немаловажную роль играют выставки. 60% опрошенных предприятий участвуют в выставках и показах для привлечения клиентов, повышения продаж.

Большинство составляют крупные предприятия, дизайн - студии и модные дома (рис 3).

Вместе с тем, полученные нами данные позволяют говорить о том, что, несмотря на положительные тенденции в развитии предприятий малого бизнеса в швейной отрасли, остаются проблемы, которые негативно влияют на ее экономический рост и финансовую устойчивость. По нашему мнению, для успешной работы на малых предприятиях в сфере швейного дела студенты дневного и заочного отделения ИДДПИ СПбГУСЭ по окончании обучения должны уметь:

• определять собственные интересы в области моды, предпочтительные виды творческой деятельности;

• определять и формулировать свое отношение к событиям и людям;

• определять свои жизненные приоритеты, формулировать их и выстраивать иерархию ценностей на основе освоения культурных традиций;

• осуществлять рефлексию процессов внутреннего развития, связанных с освоением своей специальности;

• ориентироваться в пространстве мировой культуры, взаимодействовать с различными объектами культурного наследия.

Сложность практикоорентированного образования для предприятий малого бизнеса в сфере пошива и ремонта одежды заключается в его многогранности, так как для успешной работы обучающемуся необходимы знания из различных областей знания экономического, технического, технологического, управленческого, научного и других профилей. В результате подготовка специалистов для сферы малого бизнеса представляет собой сложный, постоянно совершенствующийся механизм, позволяющий активно внедрять инновационные программы подготовки и использовать зарубежный опыт.

Библиографический список

1. Бешкинская, Е.В. Концепция развития системы профессионального образования предпринимателей России. - М., 2008.

2. Кривых, С.В. Высшее профессиональное образование в условиях реализации ФГОС: монография I С.В. Кривых, О.В. Павлова, О.А. Тюлина; под ред. С.В. Кривых. - СПб., 2013.

3. Северов, В.Г. Актуальность профессиональной подготовки кадров для малого бизнеса Российской Федерации II Актуальные вопросы современной науки: сб. науч. тр. - Новосибирск, 2010.

Bibliography

1. Beshkinskaya, E.V. Koncepciya razvitiya sistemih professionaljnogo obrazovaniya predprinimateleyj Rossii. - M., 2008.

2. Krivihkh, S.V. Vihsshee professionaljnoe obrazovanie v usloviyakh realizacii FGOS: monografiya I S.V. Krivihkh, O.V. Pavlova, O.A. Tyulina; pod red. S.V. Krivihkh. - SPb., 2013.

3. Severov, V.G. Aktualjnostj professionaljnoyj podgotovki kadrov dlya malogo biznesa Rossiyjskoyj Federacii II Aktualjnihe voprosih sovremennoyj nauki: sb. nauch. tr. - Novosibirsk, 2010.

Статья поступила в редакцию 20.06.13

УДК 378

Nikitin VJa. ACTUAL ASPECTS OF PROVIDING THE QUALITY ASSURANCE WHEN FORMING PROFESSIONAL COMPETENCES OF SYSTEM OF VOCATIONAL TRAINING. In article the questions defining compound aspects of formation of system of training of students from positions of security of quality of provided educational services are considered.

Key words: quality assurance, quality management, quality system, educational service.

В.Я. Никитин, д-р пед. наук, проф., ректор ФГБОУ ДПО «Институт повышения квалификации специалистов профессионального образования», г. Санкт-Петербург, E-mail: ipkspo@mail.ru

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГАРАНТИИ КАЧЕСТВА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

В статье рассмотрены вопросы, определяющие составные аспекты формирования системы обучения студентов с позиций гарантированности качества предоставляемых образовательных услуг.

Ключевые слова: гарантия качества, менеджмент качества, система качества, образовательная услуга.

Глобализационные процессы, происходящие как во всем мире, так и в России, прямо или косвенно связаны с проблемами качества образования человека XXI века. Возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социального благополучия и политической стабильности. Во всем мире идет интенсивный поиск эффективных технологий обучения, разрабатываются инновационные педагогические концепции и технологии, направленные на достижение гарантированно высокого качества обучения. Проблема гарантированности качества обучения применительно к высшей школе возникла с одной стороны как вызов к конкурентоспособности образовательных систем высокоразвитых стран, с другой - как следствие возрастающей необходимости техно-логизации процесса обучения в высшей школе [1].

В современной системе профессионального образования России остро стоит проблема разработки инновационных концепций и поиска эффективных технологий обучения студентов, которые позволили бы обеспечить гарантированное качество обучения и повышение уровня конкурентоспособности российских специалистов на мировом рынке труда. Разработка технологий обучения, способных обеспечить устойчиво высокий результат профессионального образования является одним из существенных вложений в формирование человеческого капита-

ла Российской Федерации. Парадоксальность сложившейся ситуации заключается в том, что в стране немало финансовых и интеллектуальных средств вкладывается в изучение возможностей эффективной эксплуатации материальных ресурсов (природных, экономических, технических и др.), адаптацию передовых зарубежных технологий их освоения и развития, в то же время проблеме изучения, разработки и применения технологий, обеспечивающих гарантированно высокий уровень качества обучения студентов, уделяется недостаточно внимания. Зачастую процесс обучения студентов в вузе сводится к традиционной лекционно-семинарской системе, которая не учитывает индивидуальные возможности и запросы студента, не использует современные технологии оценки качества и не ориентирована на гарантированно устойчивую положительную динамику качественных показателей образовательной деятельности. В то же время во многих зарубежных странах ведется активный поиск эффективных технологий обучения студентов и разработка новых педагогических концепций, гарантирующих высокий образовательный результат.

Проблемы разработки и использования современных высокоэффективных концепций и условий обучения рассматриваются российскими учеными А.С. Границкой, В.К. Дьяченко, М.В. Клариной, Ю.А. Макаровой, В.М. Монаховой, В.Ю. Питюко-вой, В.Я. Синенко, И.Ю. Соколовой, П.И. Третьяковым, А.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.